Урок развития речи. Описание предмета. . план-конспект по русскому языку (6 класс)

Сочинение

Урок развития речи.

Тема: Описание предмета. Сочинение.

Цель: Научить учащихся описывать предмет.

Задачи:

  1. Коррекционно — образовательные:

1) учить описывать предмет;

2) формировать умение выделять в предмете детали, части, из которых он состоит;

3) учить различению стилей при использовании соответствующих средств при описании предмета;

4) закрепить знания учащихся о стилях и типах речи русского языка;

5) формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения;

6) учить определять способы и языковые средства связи предложений в текстах этого типа;

7) учить разграничению описания места и описания предмета;

8) формировать умение соединять описание предмета с повествованием.

2. Коррекционно — развивающие:

1) Совершенствовать умение точно и последовательно выражать мысли;

2)совершенствовать мыслительные навыки: активизацию мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;

3) развивать планирующую функцию;

4) развивать мыслительную операцию синтеза;

5) развивать наглядное и образное мышление;

6) уточнять и обогащать словарный запас, активизировать речь;

7) совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения связью слов в предложении, моделями предложений, различными синтаксическими конструкциями;

8) развивать зрительное внимание и слуховую память, словесно-логическое мышление.

4 стр., 1998 слов

Урок русского языка » – описание предмета». 5-й класс

Общепредметные: развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации; воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира. Ход урока I. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Прежде чем ...

9) развивать активность и самостоятельность при наблюдении за предметами;

10) формировать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.

11) развивать тактильные навыки и мелкую моторику;

12) развивать художественное видение.

3. Коррекционно – воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

2) воспитывать организационные умения, необходимые для продуктивной деятельности;

3) воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности.

Оборудование: оформленная доска, карточки, выставка рисунков детей, «Орфографический» словарь, тетради для творческих работ, игрушки.

Ход урока:

Организационное начало и сообщение темы урока.

Учитель:

  1. Представьте, что вы пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами. Если бы вам понадобилось потом рассказать о том, что вы увидели, высказывание какого типа речи вы стали бы создавать?

(Описание)

— Почему именно описание?

Описание – это изображение какого-либо явления путём перечисления и раскрытия его основных признаков (на доске).

Учитель: Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет.

Учитель: А какие ещё типы речи вы знаете? Чем они различаются?

(Повествование, рассуждение).

— Сегодня мы будем учиться описывать предметы.

2. Учитель:

— На уроке литературы мы читали произведение И.С.Тургенева «Муму». Вспомните, где поселили Герасима в городе?

(Ему отвели над кухней каморку)

— Что там находилось? Опишите предметы?

(Ученики читают текст на карточках)

Он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился большой сундук; в уголку стоял столик на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.

Для чего автор дал нам описание этих предметов?

(Они характеризуют человека).

3 . Учитель:

3 стр., 1496 слов

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в ...

... я испытываю похожие чувства. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выбрать тему для сочинения – описания природы. Подобрать материалы к сочинению. ... небу плывут лёгкие облака… Ощущения. Душа наполняется радостью… Пора кататься на лыжах, лепить снеговика… Хочется остановиться и внимательно приглядеться… Как же прекрасна наша природа ...

— Посмотрите в окно, назовите предметы, которые вы видите (ученик со статусом КРО).

Перед вами 2 текста (на карточках).

Прочитайте и сравните их. Какой из них содержит описание места, а какой – описание предмета?

  1. В лесу на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины.
  2. Кругом деревни поля ещё голые. А одно будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат.

( 1 – описание места, 2 – описание предмета)

Учитель:

— В описании места предметы называются, а в описании предмета – предметы характеризуются, называются их признаки (ученик со статусом КРО объясняет по плакату).

4. Учитель:

— Теперь давайте поиграем: «Угадай, что это или кто это». (Загадайте любой предмет, который находится в классе 3-4 прилагательными).

Например моя загадка: большой, деревянный, коричневый (стол) (записывают в тетради).

5 . Учитель:

— Давайте посмотрим, в каком стиле мы можем употреблять описание. Вспомните, какие стили речи существуют в русском языке?

(Художественный, разговорный, научный) (У учащихся со статусом КРО карточка-подсказка с перечислением стилей и типов речи).

— Работа по учебнику стр.122 (сравнение 2 текстов).

Вопросы: Что в этих текстах описывается? (лыжи)

— В каком тексте описываются определённые лыжи, а в каком – лыжи вообще?

(в 1 лыжи вообще, во 2 – определённые).

— Как бы вы озаглавили каждый текст?

(1- Скользящие лыжи; 2 – Чудо — лыжи!)

— О каких признаках предмета сообщается в первом тексте?

(сделаны из цельных брусков, клеёные, снежные, гладкая поверхность, заострённые и загнутые кверху носки).

— Как говорится об этих же признаках во втором описании?

(ни у кого таких нет, неуклюжие, широкие, тяжёлые, лучшие).

— Какое из этих описаний вы поместили бы в специальной книге для спортсменов?

(первое).

— А какое могли бы услышать в беседе друзей?

(второе).

Вывод: каждому стилю речи соответствует своё описание.

4 стр., 1855 слов

Конспект : -описание предмета. «Моя любимая игрушка»

... у учителя или найдите слово в словаре. Написание сочинения – описания на тему « Моя любимая игрушка». Дети пишут сочинение – описание. Проверка. Проверьте, можно ли по вашему описанию, представить игрушку. Подчеркните ... твоей самой любимой игрушке. Для того чтобы написать сочинение, попробуй разобраться с темой урока. Расшифровка темы «Моя любимая игрушка» 2. Прочитай название темы урока на доске. ...

Гимнастика для глаз.

6. Учитель:

— Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему « Моя любимая вещь»? Решите, какой стиль предполагает данная тема (упражнение на карточках на разграничение художественного и научного стилей).

А) Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.

Б) Волк узкотелый. Остромордый. Лапы у него тонкие. Шерсть светло-серая с тёмной полосой по хребту. Посредине спины лёгкая поперечина.

— Переделайте текст так, чтобы он соответствовал художественному стилю (письменно, по вариантам).

7. Учитель:

— Прочитайте несколько предложений – ярких картинок, увиденных ребятами (на карточках).

— Сосна, как старушка, повязалась белым платком и стоит, опершись на клюку. Маленькие пеньки под снегом затаились, будто белые медвежата. Осиновые листочки летят, будто маленькие парашютики.

— Какое средство языка использовано в этих предложениях? (сравнение)

Учитель:

— Оглянитесь вокруг. Выберите предметы, которые хотелось бы «нарисовать». Всмотритесь в них, постарайтесь найти яркие, точные слова, сравнения. Используйте слова КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО, ПОХОЖ (на доске).

(Задание по карточкам для учеников со статусом КРО):

— Составить словосочетания, подобрав каждому предмету (существительному) свой признак (прилагательное):

Доска, стол, окно, цветы – деревянный, зелёный, живой, большой.

(зелёная доска, деревянный стол, живые цветы, большое окно).

Физ. минутка.

8. Учитель:

— Какие части речи чаще используются при описании?

(прилагательные, существительные, наречия)

— Посмотрите на эту игрушку, потрогайте её. Давайте попробуем её описать. С чего мы начнём?

(Составление общего плана и подбор прилагательных и сравнений, характеризующих эту игрушку.План в виде ромашки, ученики сами называют пункт плана, отрывают лепесток и сверяют с написанным).

План.

  1. Что это за предмет.

(Игрушка кот)

  1. Размер.

(маленькая, небольшая)

  1. Из чего она сделана, какая на ощупь.

(сделана из меха, мягкая, пушистая)

  1. Цвет.

(чёрная, как трубочист, с белой мордочкой)

3 стр., 1457 слов

Описание предмета (матрёшки)

... будто яблочки, алые… Наряд: … 5. Составление плана Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания ... на листе А4) и написать сочинение-описание матрешки (1 стр. листа А4). Используемая ... учиться описывать предмет, а именно игрушку. С детства игрушки окружают вас: ... в) слово учителя о мастерах Делают такие чудесные игрушки добрые люди, ...

  1. Описание деталей:

(мордочка белая, остренькая, глаза зелёные, как пуговки, блестящие, ушки острые, стоят торчком, носик розовый, холодный; усы длинные, пушистые; туловище небольшое, продолговатое; лапки белые, как в носочках; хвост длинный, пушистый, похож на метёлочку).

  1. Общее впечатление.

(любимая игрушка)

Для учащихся со статусом КРО план развёрнутый:

Описание деталей: голова (глаза, ушки, нос, усы, выражение), туловище, лапы, хвост.

(Учащиеся со статусом КРО говорят антонимы: мягкая — твёрдая).

— По этому плану по цепочке описать другой предмет.

( Двое учащихся со статусом КРО составляют своё описание игрушки).

9. Учитель:

— Прочитайте упражнение № 294. Устраните повторы, используя замену местоимением, исключением слова, подбором синонима (устно).

— Отредактируйте текст (на карточках):

А) Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у неё тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви у неё свисают вниз.

(Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у дерева тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви свисают вниз).

Б) Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.

(Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие.Посох блестящий, на нём нарисованы ёлочки).

10. Выводы по уроку : Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новым видом описания – описанием предмета.

— В каком стиле мы используем описание предмета?

— Какие языковые средства мы используем для описания предмета?

— С чего начинаем и чем заканчиваем описание предмета?

— Как избежать повторов в тексте?

11. Домашнее задание :

Учитель: Послушайте стихотворение:

Ничейные игрушки.

Ничейные игрушки

В песочнице лежат:

Ведро с помятой дужкой,

Разбитый самокат.

Ничейные игрушки

В песочнице грустят,

С обидою друг дружке

Тихонько говорят:

«Веселыми мы были —

Теперь уже не то…

Забыли нас, забыли,

Не любит нас никто».

Но мимо две подружки

Шагали на заре,

Увидели игрушки

Случайно во дворе.

  • Давай-ка их поднимем

И отнесем в детсад!

6 стр., 2601 слов

Игра «Описание предметов»: правила, описание и интересные факты

... сочинение-описание предмета) Я Веник В уютном уголке кухни стоял я, Веник. В ... свою любимую игрушку. Моя любимая игрушка – это ... случае во время каникул. Для глубокого ... сочинения и есть умение писать на тему. Эпиграф краткое изречение, отражающее основную мысль текста. В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных ... белого цвета с яркой вышивкой, 3 блузки голубого, зеленого и белого ...

  • Покрасим и починим

Ведро и самокат!

Как весело живется

Игрушкам в детсаду.

Ведерко- у колодца,

И самокат — в ходу.

Порой они друг дружке

Шепнут: «И ты и я —

Счастливые игрушки,

Ведь есть у нас друзья!»

Учитель:

Домашним заданием у вас будет сочинение «Описание предмета». Напишите про ваших друзей – игрушек, которые тоже счастливы от того, что вы их любите. Можете описать те игрушки, которые вы рисовали дома.