Урок развития речи. Описание предмета. . план-конспект по русскому языку (6 класс)

Сочинение

Урок развития речи.

Тема: Описание предмета. Сочинение.

Цель: Научить учащихся описывать предмет.

Задачи:

  1. Коррекционно — образовательные:

1) учить описывать предмет;

2) формировать умение выделять в предмете детали, части, из которых он состоит;

3) учить различению стилей при использовании соответствующих средств при описании предмета;

4) закрепить знания учащихся о стилях и типах речи русского языка;

5) формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения;

6) учить определять способы и языковые средства связи предложений в текстах этого типа;

7) учить разграничению описания места и описания предмета;

8) формировать умение соединять описание предмета с повествованием.

2. Коррекционно — развивающие:

1) Совершенствовать умение точно и последовательно выражать мысли;

2)совершенствовать мыслительные навыки: активизацию мышления, сообразительности, наблюдательности, формулирование мысли;

3) развивать планирующую функцию;

4) развивать мыслительную операцию синтеза;

5) развивать наглядное и образное мышление;

6) уточнять и обогащать словарный запас, активизировать речь;

7) совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения связью слов в предложении, моделями предложений, различными синтаксическими конструкциями;

98 стр., 48600 слов

Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет

... исследования, основные функции речи, виды речи; II главы, в которой рассмотрены особенности сказки и особенности восприятия сказки дошкольником, а так же методика работы со сказкой на занятиях по развитию речи.; III главы ... во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие ...

8) развивать зрительное внимание и слуховую память, словесно-логическое мышление.

9) развивать активность и самостоятельность при наблюдении за предметами;

10) формировать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.

11) развивать тактильные навыки и мелкую моторику;

12) развивать художественное видение.

3. Коррекционно – воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

2) воспитывать организационные умения, необходимые для продуктивной деятельности;

3) воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности.

Оборудование: оформленная доска, карточки, выставка рисунков детей, «Орфографический» словарь, тетради для творческих работ, игрушки.

Ход урока:

Организационное начало и сообщение темы урока.

Учитель:

  1. Представьте, что вы пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами. Если бы вам понадобилось потом рассказать о том, что вы увидели, высказывание какого типа речи вы стали бы создавать?

(Описание)

— Почему именно описание?

Описание – это изображение какого-либо явления путём перечисления и раскрытия его основных признаков (на доске).

Учитель: Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет.

Учитель: А какие ещё типы речи вы знаете? Чем они различаются?

(Повествование, рассуждение).

— Сегодня мы будем учиться описывать предметы.

2. Учитель:

— На уроке литературы мы читали произведение И.С.Тургенева «Муму». Вспомните, где поселили Герасима в городе?

(Ему отвели над кухней каморку)

— Что там находилось? Опишите предметы?

(Ученики читают текст на карточках)

Он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился большой сундук; в уголку стоял столик на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.

Для чего автор дал нам описание этих предметов?

3 стр., 1236 слов

Учителя-словесника "Наше богатство — речь"

... и Штольц. Кто нам ближе? Развивать речь учащихся — значит стремиться к ... смысл, пробуждают мысль и чувства. Сочинение как один из видов ... бы углубление знаний ученика по предмету и воспитывали его нравственно. ... «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», ... неповторимую личность. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проблемно-поисковый и исследовательский ...

(Они характеризуют человека).

3 . Учитель:

— Посмотрите в окно, назовите предметы, которые вы видите (ученик со статусом КРО).

Перед вами 2 текста (на карточках).

Прочитайте и сравните их. Какой из них содержит описание места, а какой – описание предмета?

  1. В лесу на траве, на дорожках уже виднелось много опавших листьев. На полянах ярко краснели гроздьями ягод стройные рябины.
  2. Кругом деревни поля ещё голые. А одно будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное! Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат.

( 1 – описание места, 2 – описание предмета)

Учитель:

— В описании места предметы называются, а в описании предмета – предметы характеризуются, называются их признаки (ученик со статусом КРО объясняет по плакату).

4. Учитель:

— Теперь давайте поиграем: «Угадай, что это или кто это». (Загадайте любой предмет, который находится в классе 3-4 прилагательными).

Например моя загадка: большой, деревянный, коричневый (стол) (записывают в тетради).

5 . Учитель:

— Давайте посмотрим, в каком стиле мы можем употреблять описание. Вспомните, какие стили речи существуют в русском языке?

(Художественный, разговорный, научный) (У учащихся со статусом КРО карточка-подсказка с перечислением стилей и типов речи).

— Работа по учебнику стр.122 (сравнение 2 текстов).

Вопросы: Что в этих текстах описывается? (лыжи)

— В каком тексте описываются определённые лыжи, а в каком – лыжи вообще?

(в 1 лыжи вообще, во 2 – определённые).

— Как бы вы озаглавили каждый текст?

(1- Скользящие лыжи; 2 – Чудо — лыжи!)

— О каких признаках предмета сообщается в первом тексте?

(сделаны из цельных брусков, клеёные, снежные, гладкая поверхность, заострённые и загнутые кверху носки).

— Как говорится об этих же признаках во втором описании?

(ни у кого таких нет, неуклюжие, широкие, тяжёлые, лучшие).

— Какое из этих описаний вы поместили бы в специальной книге для спортсменов?

(первое).

— А какое могли бы услышать в беседе друзей?

9 стр., 4303 слов

Предмет речи (о чем писать в сочинении по прочитанному тексту и рецензии?)

... предметом речи при написании сочинения по прочитанному тексту и что – при написании рецензии на него. …Россия не только государство. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не ... (С.А.Есенин) Аршином общим не измерить. У ней особенная стать, В Россию можно только верить. (Ф.И.Тютчев) Но я люблю, за что, не знаю сам, Её степей ...

(второе).

Вывод: каждому стилю речи соответствует своё описание.

Гимнастика для глаз.

6. Учитель:

— Чем неудачны отрывки из сочинений-описаний на тему « Моя любимая вещь»? Решите, какой стиль предполагает данная тема (упражнение на карточках на разграничение художественного и научного стилей).

А) Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.

Б) Волк узкотелый. Остромордый. Лапы у него тонкие. Шерсть светло-серая с тёмной полосой по хребту. Посредине спины лёгкая поперечина.

— Переделайте текст так, чтобы он соответствовал художественному стилю (письменно, по вариантам).

7. Учитель:

— Прочитайте несколько предложений – ярких картинок, увиденных ребятами (на карточках).

— Сосна, как старушка, повязалась белым платком и стоит, опершись на клюку. Маленькие пеньки под снегом затаились, будто белые медвежата. Осиновые листочки летят, будто маленькие парашютики.

— Какое средство языка использовано в этих предложениях? (сравнение)

Учитель:

— Оглянитесь вокруг. Выберите предметы, которые хотелось бы «нарисовать». Всмотритесь в них, постарайтесь найти яркие, точные слова, сравнения. Используйте слова КАК, БУДТО, СЛОВНО, КАК БУДТО, ПОХОЖ (на доске).

(Задание по карточкам для учеников со статусом КРО):

— Составить словосочетания, подобрав каждому предмету (существительному) свой признак (прилагательное):

Доска, стол, окно, цветы – деревянный, зелёный, живой, большой.

(зелёная доска, деревянный стол, живые цветы, большое окно).

Физ. минутка.

8. Учитель:

— Какие части речи чаще используются при описании?

(прилагательные, существительные, наречия)

— Посмотрите на эту игрушку, потрогайте её. Давайте попробуем её описать. С чего мы начнём?

(Составление общего плана и подбор прилагательных и сравнений, характеризующих эту игрушку.План в виде ромашки, ученики сами называют пункт плана, отрывают лепесток и сверяют с написанным).

План.

  1. Что это за предмет.

(Игрушка кот)

  1. Размер.

(маленькая, небольшая)

  1. Из чего она сделана, какая на ощупь.

(сделана из меха, мягкая, пушистая)

5 стр., 2259 слов

Моя любимая игрушка. Описание

... подарили мне не просто игрушку, а красивого пушистого друга. Сочинение моя любимая игрушка плюшевая собачка Тузик 4 класс Игрушка, о которой я ... не расставаться даже когда ложишься спать. Описание игрушки (мини сочинение) 4 класс Таких игрушек у меня много! Среди них есть ... порядок. У меня много красивых игрушек, но этот мишка самый любимый. Игрушка моего детства Среди ученых-биологов принято считать, ...

  1. Цвет.

(чёрная, как трубочист, с белой мордочкой)

  1. Описание деталей:

(мордочка белая, остренькая, глаза зелёные, как пуговки, блестящие, ушки острые, стоят торчком, носик розовый, холодный; усы длинные, пушистые; туловище небольшое, продолговатое; лапки белые, как в носочках; хвост длинный, пушистый, похож на метёлочку).

  1. Общее впечатление.

(любимая игрушка)

Для учащихся со статусом КРО план развёрнутый:

Описание деталей: голова (глаза, ушки, нос, усы, выражение), туловище, лапы, хвост.

(Учащиеся со статусом КРО говорят антонимы: мягкая — твёрдая).

— По этому плану по цепочке описать другой предмет.

( Двое учащихся со статусом КРО составляют своё описание игрушки).

9. Учитель:

— Прочитайте упражнение № 294. Устраните повторы, используя замену местоимением, исключением слова, подбором синонима (устно).

— Отредактируйте текст (на карточках):

А) Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у неё тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви у неё свисают вниз.

(Моё любимое дерево – берёза. У неё стройный ствол. Кора у дерева тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви свисают вниз).

Б) Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.

(Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие.Посох блестящий, на нём нарисованы ёлочки).

10. Выводы по уроку : Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новым видом описания – описанием предмета.

— В каком стиле мы используем описание предмета?

— Какие языковые средства мы используем для описания предмета?

— С чего начинаем и чем заканчиваем описание предмета?

— Как избежать повторов в тексте?

11. Домашнее задание :

Учитель: Послушайте стихотворение:

Ничейные игрушки.

Ничейные игрушки

В песочнице лежат:

Ведро с помятой дужкой,

Разбитый самокат.

Ничейные игрушки

В песочнице грустят,

С обидою друг дружке

Тихонько говорят:

«Веселыми мы были —

Теперь уже не то…

4 стр., 1855 слов

Конспект : -описание предмета. «Моя любимая игрушка»

... самая любимая моя игрушка. Дети подготавливаются к написанию сочинения. Пишут сочинение – описание. Проверяют можно ли представить игрушку по их описанию, подчеркивают слова, которые подобрали для описания игрушки. Проверка грамотности написания сочинения. IV. Рефлексия. Итоги урока Рефлексирует ...

Забыли нас, забыли,

Не любит нас никто».

Но мимо две подружки

Шагали на заре,

Увидели игрушки

Случайно во дворе.

  • Давай-ка их поднимем

И отнесем в детсад!

  • Покрасим и починим

Ведро и самокат!

Как весело живется

Игрушкам в детсаду.

Ведерко- у колодца,

И самокат — в ходу.

Порой они друг дружке

Шепнут: «И ты и я —

Счастливые игрушки,

Ведь есть у нас друзья!»

Учитель:

Домашним заданием у вас будет сочинение «Описание предмета». Напишите про ваших друзей – игрушек, которые тоже счастливы от того, что вы их любите. Можете описать те игрушки, которые вы рисовали дома.