Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности

Дипломная работа

В современном обществе происходят кардинальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни. Школьное образование играет важную роль в успешной социализации подростков и развитии их способностей и интересов. Для достижения этих целей, организация и управление образовательным процессом должны быть изменены, чтобы способствовать творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в различных аспектах педагогического процесса, эстетического воспитания, развития познавательной самостоятельности и использования средств изобразительного искусства.

Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые учитывают его интересы и потребности. Проектная учебная деятельность предоставляет большие возможности для развития творческой активности школьников. Особенно благоприятные условия для проектной деятельности создаются в образовательной области «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию подчеркивают необходимость развития личностного потенциала учащихся через проектную учебную деятельность.

Однако проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии пока не была достаточно исследована. Использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьников, но этому вопросу не было уделено достаточно внимания.

Важным аспектом нашего исследования является проблематика развития творческих способностей учащихся. Различные исследователи уже занимались этой проблемой и внесли свой вклад в понимание процесса развития творческой активности личности.

Гуманистическая концепция в педагогике, саморазвитие личности, инновации в образовании, концепции развивающего обучения, содержание образования, организация учебной деятельности, познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся, вопросы развития трудовой школы, управления в системе образования и развития профессионального мастерства педагогов, использование личностно-ориентированных технологий в образовании, особенности разработки технологий — все эти направления занимали педагогов и психологов в контексте формирования индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.

При решении задач гуманизации образования особое внимание уделяется формированию творческого потенциала учащихся. В ряде исследований отмечается, что проблема развития творческих способностей рассматривается в различных областях образования. Однако в нашем исследовании мы не нашли работ, связанных с развитием творческих способностей методом проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе.

4 стр., 1630 слов

Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сказок

... творческие способности. Деятельность ребенка вывести на новый уровень соединить развитие речи, коммуникацию, умения сочинять рассказывать Цель: Развитие у детей творческих способностей и речи посредством сочинение сказок в различных видах деятельности. ... Бондаренко А.Г. рассматривала дидактическую игру как ценное средство воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, ...

Для успешного формирования творческого потенциала учащихся важно обеспечить четкую направленность процесса обучения на развитие творческих способностей. При этом, использование инновационных подходов и технологий, таких как гуманистическая концепция в педагогике, саморазвитие личности, концепции развивающего обучения и личностно-ориентированные технологии, может быть эффективным инструментом в достижении данной цели.

Однако, необходимо отметить, что разработка и применение таких технологий требует особой внимательности и компетенции со стороны педагогов. Они должны иметь навыки и знания, необходимые для создания и реализации проектов, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.

В свете этого, дальнейшие исследования и разработки в области использования метода проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе могут быть полезными для педагогов и психологов, работающих над формированием индивидуальных особенностей учащихся. Такие исследования позволят расширить наши знания и понимание в области развития творческого потенциала и создания благоприятных условий для его развития.

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой — наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования.

Объект исследования

Объектом исследования является проектная учебная деятельность в системе общего образования.

Предмет исследования

Предметом исследования является развитие творческой активности учащихся через проектную учебную деятельность.

Цель исследования

Целью исследования является выявление возможностей использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности учащихся.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования заключается в том, что применение проектной учебной деятельности с учетом субъектно-позиционного подхода способствует развитию творческой активности учащихся и их самоопределению.

Задачи исследования

  1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме.
  2. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности учащихся.
  3. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся.
  4. Исследовать отношение к предмету школьников обучающихся по традиционной системе обучения и по программе «Технология», где выполняются творческие проекты.

Методы исследования

В ходе исследования будут использованы следующие методы:

15 стр., 7335 слов

Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами ...

... Сделать заключительные выводы. Объект исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования - ценностные ориентации у студентов, занимающихся творческой деятельностью. Гипотеза: Ценностные ориентации у студентов, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, существенно различаются. В исследовании принимало участие 40 ...

  • Анализ научной литературы для определения понятий и теоретической базы исследования.
  • Наблюдение и анализ проектной учебной деятельности в МОУ СОШ №2 и МОУ СОШ №6.
  • Опрос и анкетирование школьников, обучающихся по традиционной системе обучения и по программе «Технология».

Путь к исследованию:

  • На первом этапе (1994-1999гг.) изучалась новая интегративная образовательная область «Технология», психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов.
  • На втором этапе (1999-2003 гг.) уточнялось содержание обучения технологии.
  • Совершенствовались методы выполнения проектов, в ходе которых проверялся спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся.
  • Выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности.
  • На третьем этапе (2003-2006 гг.) делилась опытом организации проектной деятельности с учителями технологии, слушателями курсов повышения квалификации АО ИППК.
  • На четвертом этапе (2006-2007гг.) экспериментальная проверка влияния системы средств, условий проектного метода обучения на активизацию творческой активности учащихся.

Теоретическая значимость исследования

  • Уточнены понятия «творчество», «активность», «творческой активность» в контексте исследуемой проблемы.
  • Обоснована особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на уроках технологии, которая состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.
  • Дополнены характеристики проектной деятельности как средства развития творческой активности учащихся.
  • Обоснованы образовательные возможности проектной деятельности для развития творческой активности школьников.

Практическая значимость исследования

  • Оформлен стенд и составлен банк учебных проектов.
  • Разработаны методы диагностики творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
  • Созданы видеозаписи, показывающие нетрадиционную защиту проектов и участие школьниц в городском конкурсе любителей шитья.

На защиту выносятся следующие положения:

Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

Уровни развития творческой активности характеризуются следующими критериями и показателями:

  • Мотивационно-целевой — развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностей.
  • Когнитивный — усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению.
  • Эмоционально-волевой — способность к преодолению познавательных трудностей, удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка.
  • Деятельностно-практический — самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество, качество продукта, самоопределение.

В основе развития творческой активности лежит субъектно-позиционный подход, который означает создание условий для проявления субъектности ученика в управлении своей учебно-познавательной деятельностью. Уровни развития субъектности школьника зависят от его позиции в учебном процессе, от педагогического управления познавательной деятельностью и могут быть определены как низкий, эмоционально-ситуативный, активно-исполнительский, творческий. С учетом субъектно-позиционного подхода разработана модель развития познавательной активности в процессе проектной деятельности, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов.

22 стр., 10629 слов

«Творческое развитие младших школьников» проект

... работы : «Творческое развитие младших школьников». Цель исследования: теоретически обосновать и определить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников. Объектом исследования развитие творческих ... продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-практической работы. Опытно-практическая работа по творческому развитию младших ...

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности

В современном обществе так важно иметь активную личность, которая постоянно совершенствуется, проявляет свой творческий потенциал и способствует развитию социума. Главной проблемой является определение модели развития творческой активности у выпускников основной школы в контексте проектной деятельности и создание условий для ее эффективного развития.

Творчество, активность личности и творческая активность

Общественно-необходимый переход от рутинных задач к постоянному поиску новых идей и решений – творчество является неотъемлемой частью развития современной личности. Развитие человека обусловлено через активный образ жизни, наполненный полезной и конструктивной деятельностью. Определение творческой активности соответствует выявлению потенциала человека к творческой деятельности. Комплексные умения, нестандартный подход к решению проблем и способность к творчеству – определяют творческий потенциал подростка, который оказывается ценным при различных видах условий. Таким образом, творческая активность представляет собой сочетание этих активностей, которые выступают как ключевые качества в развитии школьных учеников.

Проектная деятельность как возможность развития творческой активности школьников

Проектная деятельность – это широкий спектр видов и сфер практической деятельности учащихся, которые помогают им развивать личные качества, создавать новые передовые проекты и превращать идеи в реальность. Благодаря возможности изменения традиционной последовательности проектной деятельности, учебный процесс становится более эффективным и функциональным. Содействие педагогической поддержки, индивидуализация, групповая работа – условия, необходимые для дальнейшего развития творческой активности школьников.

Обеспечение эффективности проектной деятельности учащихся

Эффект проектной деятельности определяется не только тем, что происходит на занятиях, но и тем, насколько эффективно учеников учатся на протяжении всей ступени обучения. Само по себе использование проектной деятельности – это не гарантирует успеха в образовании. Необходимы вариативность содержания обучения и организация групповой работы учащихся. Важным педагогическим средством в развитии творческой активности учащихся являются конференции, конкурсы, выставки, на которых представлены эффективные работы учащихся.

20 стр., 9619 слов

Творчество и творческая личность . «Легко ли быть творческой ...

... так далее, то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком ... о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества». Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду ...

1.1. Творческое развитие школьников как педагогическая проблема

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов).

Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля.

В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово. Оно рассматривается как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность». В философском понимании (Н.А. Бердяев. К. Юнг. В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития.

Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности.

Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальном) воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д.

В педагогической литературе творчество определяется как деятельность, которая приводит к созданию новых, оригинальных продуктов с общественной значимостью. Через личность и процессы, происходящие в творческой деятельности, исследователи рассматривают сущность творчества. В качестве характерных признаков творчества выделяют новизну, оригинальность и уникальность, а также социальную значимость результата деятельности. Творчество — это целенаправленная деятельность, создающая новые ценности с общественным значением. Оно всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности.

Творчество отличается от развития природы тем, что оно является целенаправленной деятельностью человека. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Некоторые авторы трактуют творчество как развитие. Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой происходит восхождение от простых форм к сложным.

Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, так как мышление невозможно без памяти. Творчество является моментом взаимосвязи продуктивного и репродуктивного. Согласно принципу развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.

2 стр., 567 слов

Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности

... осуществления абстрактно-гуманистической концепции - особенно в современную эпоху реформ показывает, что последовательное проведение в жизнь ненасилия отнюдь не приводит к искомой гармонизации целей и средств. ... «этикой недеяния» перед лицом активности зла, формируется позиция, по существу, потворствующая злу. Дилемма цели и средств, нравственного и целесообразного преодолевается лишь в рамках ...

Развитие творчества в контексте общества

Творчество является одним из важнейших аспектов человеческой деятельности. Оно базируется на способности комбинировать уже существующие элементы и создавать новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний и умений, которые являются результатом прежнего опыта.

Однако развитие творчества не может происходить в отрыве от общества и деятельности. Индивидуальное развитие невозможно без социальных связей и взаимодействия с культурным целым. Таким образом, формула «развитие человека как самоцель творчества» предполагает, что творчество способствует развитию как общества, так и каждой отдельной личности.

В.И. Андреев выделяет несколько существенных признаков, присущих творческой деятельности. Во-первых, она возникает в противоречивых ситуациях или задачах, которые требуют решения. Во-вторых, творчество имеет социальную и личную значимость, так как оно вносит вклад в развитие как общества, так и индивидуальности. Важно отметить, что деятельность, несоответствующая общественным нормам и ценностям, не может считаться творческой, даже если она проявляется в изобретательной форме.

Таким образом, основой развития творчества является взаимодействие с обществом, создание благоприятных условий для расцвета каждой индивидуальности и самореализации личности. Творчество способствует прогрессу и развитию общества, а также позволяет достичь определенных объективных результатов, которые являются показателем развития как общества, так и личности.

2. Теоретические аспекты творчества

Творчество — это сложное и многогранный процесс, который требует наличия определенных условий и предпосылок. В рамках данного исследования рассмотрим основные теоретические аспекты творчества, представленные различными авторами.

2.1. Признаки творческой деятельности

Творческая деятельность обладает определенными признаками, которые определяют ее сущность и отличают от других видов деятельности.

  • а) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • б) наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • в) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что «неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры». Ряд исследователей (В.Г. Рындак. ЮЛ 1. Кулюткин. А.Л. Шнирман и др.) человеческое творчество рассматривает в аспекте самореализации человека творца, проявлении его высших потенций, высшей формы деятельности человека; как процесса достижения результата, в котором личность реализует и утверждает, свои потенциальные силы и способности и в котором она сама реализуется.

6 стр., 2860 слов

Творчество как процесс человеческой деятельности. Виды и функции творчества

... творческого процесса оказывается ключевым моментом в изучении человеческого потенциала. [1] Целью данного реферата является рассмотрение творчества, как процесса человеческой деятельности. ... длительные фрустрации и тяжелые переживания убивают творческую активность. Кроме того, не так уж мало ... какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в ...

2.2. Системный подход к творчеству

Некоторые авторы (В.II. Андреев. Ю.Н. Кулюткин. М.Г. Мерзлякова. В.Г. Рындак и др.) характеризуют творчество как сложное системное образование, подчеркивая взаимосвязь его отдельных элементов. Н.А. Бердяев считает, что творчество человека представляет «сложную, неразрывно развивающуюся систему». По его мнению, системообразующими факторами можно считать «элемент свободы, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы».

2.3. Психологический аспект творчества

Современные отечественные исследователи творчества (П.А.Бескова, Б.С. Мейлах и др.) исходят из понимания творческого процесса как сложного психического акта, обусловленного объективными факторами и соединяющего в себе элементы образного и логического познания, синтезирующего аналитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и воспроизведения действительности.

Выводы:

Исходя из анализа различных теоретических подходов к творчеству, можно сделать следующие выводы:

  1. Творческая деятельность обладает определенными признаками, включающими объективные и субъективные предпосылки, а также новизну и оригинальность процесса или результата.
  2. Творчество можно рассматривать как сложное системное образование, включающее взаимосвязь различных элементов.
  3. Творческий процесс имеет психологический аспект, который связан с объективными факторами и объединяет элементы образного и логического познания.

Таким образом, изучение теоретических аспектов творчества позволяет лучше понять его сущность и особенности, что является важным для дальнейшего исследования данной темы.

Современные зарубежные ученые предлагают различные подходы к определению творчества и креативности. П. Торренс рассматривает их как естественный процесс, возникающий из потребности человека в снятии напряжения, вызванного ситуацией незавершенности и неопределенности.

Американские ученые, такие как Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Д.И. Ниреберг, Е. Торренс, рассматривают творчество как процесс, в котором идеи и мысленные образы логически развиваются и преобразуют элементы реальности в новое.

Концепция творчества Р. Стернберга и некоторые другие теории включают в себя когнитивные, аффективные и мотивационные элементы, что имеет важное значение для исследования данной темы.

А. Ньюэлл, Дж. Шоу, Г.С. Саймон анализируют процессуальную сторону творчества и считают, что решение проблемы можно назвать творческим, если имеется сильная мотивация и устойчивость.

Р. Муни выделяет четыре основных подхода к творчеству, отличающихся тем, какой аспект проблемы является главным: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.

Однако до сих пор существует спор между исследователями относительно того, какой аспект следует рассматривать как главный в определении творчества. Некоторые считают, что главное — это сам продукт творчества, в то время как другие полагают, что сам процесс является основным. Р. Арнхейм высказывает точку зрения, согласно которой сущность творчества должна быть раскрыта через процесс, а не только через производимый объект. Он утверждает, что творчество представляет собой «полное развертывание знаний, действий и желаний».

3 стр., 1431 слов

Творческий потенциал личности и его развитие

... проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности. Творческий потенциал личности: структура и факторы его развития. Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и ...

Термин «новизна» является ключевым в определении творчества и входит практически во все его определения. Однако, авторы различаются в своем представлении о новизне. Некоторые подчеркивают субъективный характер новизны, то есть ее значимость для самого творца, не обращая внимания на ее признание обществом. Другие отмечают, что новизна может относиться только к отдельным моментам деятельности, например, к творческой разработке уже известной идеи. Третьи подчеркивают социальную значимость новизны. Однако, независимо от подхода, термин «новизна» играет важную роль в представлении о творчестве (Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкин. Я.А. Пономарев, Н. Торренс и др.).

Нельзя создать что-то новое без отношения к уже существующему. Новое может быть новым только в сравнении со старым, со стереотипом. Новизна может относиться как к оценке результата творческой деятельности, так и к измерению креативности как вида активности или процесса.

Существуют два типа познавательной активности: 1) активность, направленная на усвоение, приобретение и применение уже имеющихся знаний и опыта индивида или человечества в целом (интеллектуальная деятельность) и 2) создание совершенно нового, для чего еще не существует готовых образцов в личном или общественном опыте (творческая активность).

Большинство авторов рассматривает творчество как преодоление стереотипов и шаблонов. Как отмечает B.C. Юркевич, идея преодоления стереотипов применима не только к определениям, но и ко всем методам выявления креативности, основанным на анализе результатов деятельности. Многие определения креативности подчеркивают отличие от конформности и вносят оригинальный и необычный взгляд на проблему. Сегодня понятие «креативность» не имеет однозначного определения в связи с противоречивостью данных многочисленных исследований.

Выявление и классификация стадий творческой деятельности является общей проблемой для всех направлений исследования творчества. В отечественной науке этой проблеме уделялось повышенное внимание уже на первом этапе развития психологии творчества. Б.Д. Лезин выделил три стадии творческой деятельности в контексте художественного творчества: 1) труд, 2) бессознательная работа, 3) вдохновение.

Структура творческого процесса

Творческий процесс, независимо от объекта и типа деятельности, обычно разделяют на несколько фаз. Ряд известных исследователей выделяют основные этапы творческого процесса и подходят к их описанию с разных сторон.

П.К. Энгельмейер

По мнению П.К. Энгельмейера (немецкий психолог и философ), в творческий процесс включены три акта: желания, знания и умения.

Первый акт начинается с интуитивного проблеска идеи и заканчивается устойчивым формулированием замысла. Второй акт заключается в выработке концепции путем производства и анализа опытов. Третий акт – конструктивное выполнение идеи.

При этом первый акт предполагает присутствие интереса, вдохновения и интуиции – качеств, которые способствуют творческой личности.

Ф.Ю. Левинсон-Лессинг

Ф.Ю. Левинсон-Лессинг (американский психолог и философ) утверждает, что научный творческий процесс состоит из накопления фактов, возникновения идеи в фантазии, и проверки и развития идеи.

20 стр., 9629 слов

Феномен творческой личности: на примере якутского композитора К.А. Герасимова

... сущность и содержание феномена музыки и влияние ее на становление личности; определить особенности творческой личности; охарактеризовать личность композитора на примере творческой деятельности якутского композитора К.А. Герасимова. Методологической основой реферата являются философские и психолого-педагогические труды педагогов, ...

Л.А. Венгер

Анализируя работу выдающихся людей, Л.А. Венгер выделяет три качества, которые способствуют творчеству: интерес к избранной деятельности, напряженный труд, вдохновение и интуиция.

Б.С. Мейлах

Универсальные фазы творческой деятельности (возникновение идеи, определенной проблемной ситуации, выбор плана, целенаправленность поисков и отбор наилучших решении) выделил Б.С. Мейлах.

Другие подходы

Другие авторы также выделяют этапы креативного процесса, например, Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение и пересмотр.

Следует также отметить, что творчество – это качественная характеристика любой деятельности. Оно пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая их новое, более высокое качество.

1. Творчество как структурная целостность

Феномен творчества является предметом исследования многих авторов, однако их трактовки часто имеют расхождения и противоречия. В данном исследовании предлагается условная схема, которая позволяет рассматривать творчество как структурную целостность, включающую взаимосвязанные и взаимозависимые элементы.

Структурными компонентами творчества являются процесс, продукт, личность и среда. Творческий процесс осуществляется субъектом творчества в определенных условиях (среде) и направлен на создание продукта, который может быть материальным или идеальным. Важно отметить, что продуктом творчества может быть и сама личность, которая проявляется через свои творческие достижения.

Однако процессуальная сторона творчества остается наименее разработанной в современной отечественной и зарубежной литературе. Творческий процесс рассматривается как высший мыслительный процесс, требующий не только логического мышления, но и дивергентного мышления. Дивергентное мышление направлено на генерацию новых оригинальных идей и альтернативных решений, в то время как конвергентное мышление нацелено на единственно правильный ответ.

1.2. Философские, психолого-педагогические и методические подходы

В настоящее время актуальным становится вопрос о формировании и развитии творческой активности ученика. Творческая активность рассматривается как одно из ключевых качеств личности. Если ученик является субъектом обучения, то его активность в учебно-познавательной деятельности должна быть в центре внимания.

Активность, по мнению философов, является первым и необходимым признаком субъекта, отличающим его от объекта. Однако активность не является неизменным наследственным свойством, она формируется. В связи с этим, исследования по развитию творческой активности становятся актуальными в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении.

Активность личности: психологические и философские аспекты

Активность личности — это общая категория, отражающая особенности деятельности и поведения человека. В философии и психологии активность рассматривается как характеристическое свойство всех живых систем, выступающее в качестве показателя уровня деятельности и устойчивости человека к достижению целей и решению проблематических ситуаций.

Психологические аспекты активности личности

Отечественные и западные психологи сходятся во мнении, что основным стимулом для мыслительной и физической активности является необходимость упорядочивания, структурирования и организации информации об окружающем мире. Также активность личности может быть вызвана различными потребностями, такими как потребность в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческой самореализации.

Некоторые исследователи, в том числе А. Г. Асмолов, считают, что активность личности возникает в результате противоречий, которые рождаются в процессе деятельности. Противоречия, или проблематические ситуации, стимулируют людей к активности и поискам решения проблем. Потребности же являются неким средством для достижения целей и решения проблем, создающими условия для активности личности.

Философские аспекты активности личности

В философии активность рассматривается как общая категория, обозначающая показатель уровня деятельности и устойчивости человека в отношении достижения своих целей и решения различных задач и проблем. Как отмечают В. 3. Коган и Л. П. Станкевич, активность личности характеризуется значительной устойчивостью в отношении достижения целей и решения проблематических ситуаций. С другой стороны, активность рассматривается также и как одна из сфер проявления темперамента, определяемая интенсивностью и объемом взаимодействия человека со средой.

Выводы

Таким образом, активность личности — это характеристическое свойство, объединяющее то, что делает каждого человека уникальным. Активность выступает в качестве стимула для мыслительной и физической активности, противоречия и потребности, что в итоге приводит к самореализации и достижению личностных целей.

Проблема творческой активности учащихся

Активность личности играет важную роль в развитии и самореализации человека. Это подтверждается выводами исследований, проводимых в сфере психологии. По мнению В.С. Данюшенкова, активность личности состоит из двух подсистем: внутренней и внешней. Внутренняя связана с основными типологическими свойствами личности, направляя их развитие, а внешняя характеризует динамику поведения и его интенсивность. Значительную роль в общей активности играет творческая активность, которую определяют любознательность, интерес к новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск.

Влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учеников

Проектная деятельность – это эффективный способ обучения, позволяющий реализовать творческий потенциал учеников, развить самостоятельность и ответственность. В рамках проектной деятельности ученики работают в команде, используя свои знания и навыки, а также приобретая новые. При этом они сталкиваются с различными проблемами, которые необходимо решать, что требует от них творческого подхода.

Результаты исследования показали, что проектная деятельность способствует развитию творческой активности учеников. Данный тип деятельности предполагает использование различных творческих методов и приемов, что побуждает учеников к поиску нетрадиционных решений задач. Учащиеся проявляют инициативу, самостоятельность, решительность и целеустремленность в достижении результата.

Формирование творческой активности учащихся

Для формирования творческой активности учащихся необходимо создавать поощрительную атмосферу, в которой они могут проявить свой творческий потенциал. При организации проектной деятельности учителя могут использовать творческие идеи и ресурсы, которые могут стимулировать деятельность учеников, а также проводить обратную связь и оценивать результаты деятельности.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что творческая активность является важным компонентом активности личности. Формирования этой активности достигается через организацию проектной деятельности, используя при этом творческие методы и приемы. В свою очередь, активность личности играет важную роль в социализации и самореализации человека, обеспечивая его развитие и успех в жизни.

Виды активности

В.Л. Хайкин выделяет несколько типов активности, которые помогают классифицировать общую человеческую активность. Он выделяет следующие типы активности:

  • Физиологический — связан с физическими процессами и активностью организма.
  • Психофизиологический — включает в себя взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.
  • Психический — связан с психическими процессами и активностью сознания.
  • Социальный — связан с взаимодействием и коммуникацией между людьми.

Формы активности

Кроме того, В.Л. Хайкин выделяет несколько форм активности, которые помогают более детально описать ее проявление. Он выделяет следующие формы активности:

  • Ценностно-ориентационная — связана с ценностными ориентациями и целями личности.
  • Преобразовательная — связана с преобразованием и изменением окружающей среды.
  • Познавательная — связана с приобретением новых знаний и познанием мира.
  • Коммуникативная — связана с общением и взаимодействием с другими людьми.
  • Художественная — связана с творческим самовыражением и творчеством.

Виды активности

В.Л. Хайкин также выделяет несколько видов активности, которые иногда совпадают с формами активности. Он выделяет следующие виды активности:

  • Биологический — связан с биологическими процессами и функциями организма.
  • Социальный — связан с социальными взаимодействиями и отношениями.
  • Познавательный — связан с познанием и приобретением новых знаний.
  • Интеллектуальный — связан с мышлением и использованием интеллектуальных способностей.
  • Информационно-коммуникативный — связан с обменом информацией и коммуникацией.

Определение общей активности личности

На основе анализа понятий и определений активности личности в психологии и философии, можно сформулировать следующее определение общей активности личности:

Общая активность личности — это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности, содержание и устойчивость которой определяются внутренней и внешней готовностью к этой деятельности.

Готовность к деятельности

Готовность к какой-либо деятельности является непременным условием ее продуктивности. При дифференцированном подходе к исследованию данного понятия выделяются разные виды, уровни и структурные компоненты готовности. В данном контексте выделяются два типа готовности:

  • Внешняя готовность — связана с самостоятельной реализацией собственных возможностей в деятельности, а также активным применением знаний, умений и навыков для создания новых и улучшения уже существующих продуктов.
  • Внутренняя готовность — проявляется в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением, а также в психологической предпосылке эффективности деятельности.

Роль потребностей в творческой активности

Потребности являются источником творческой активности личности и определяют ее направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве является показателем высокого уровня развития личности. Человек, стремясь удовлетворить свои творческие потребности, на практике реализует определенные цели на основе внутренней готовности к творческой деятельности. Внутренняя готовность также проявляется в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением.

Творческая активность — сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.

1.3. Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся

1. Творческая активность и основные факторы ее развития

Творческая учебная активность — это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.

Системообразующий элемент творческой активности – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося.

Важнейшие условия формирования творческой активности учащихся — содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.

Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты творческой активности учащихся:

  • потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
  • преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам;
  • готовность к преобразующей деятельности;
  • эвристический потенциал;
  • сама преобразующая деятельность.

Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.

1.3. Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся и ее структура

Предлагаемая дидактическая модель — попытка предупредить противоречия между объективной необходимостью развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе и недостаточной разработанности данной проблемы в теоретическом и методическом плане.

Структура дидактической модели процесса развития творческой активности учащихся:

логико-методологический блок:

психолого-дидактический блок:

технологический блок:

Логико-методологический блок

1. Цели развития творческой активности учащихся:

  • а) цель развития в целом смысле слова — продвижение учащихся на новые стадии, этапы познавательных, эмоционально-волевых, психологических свойств (характер, способности, склонности);

б) в дидактической модели при раскрытии цели развития творческой активности учащихся авторы исходят из ее существенных характеристик:

  • широкой активно-мотивированной умственной деятельности;
  • способности мобилизовать свой ум, волю и произвольно организовать свой познавательно-преобразующий процесс;

конструктивной самостоятельности, легкости образования неожиданных ассоциаций:

  • способности перестраивать схемы действий и в конечном итоге — решать творческие нестандартные задачи;

в) цели развития творческой активности учащихся с различных точек зрения:

  • с психолого-педагогической: цель — изменение принципа организации усвоения содержания образования, основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);
  • с социальной: цель — целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;
  • с дидактической: цель — решение назревших проблем школы путем создания методологической системы развития творческой личности учащихся на мотивационной основе.

2. Основные интегральные компоненты творческой активности учащихся:

преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям;

  • готовность к преобразующей деятельности;
  • творческий потенциал;
  • процесс творческой деятельности.

3. Исходные теоретические посылки, отражающие особенности предлагаемой модели:

творческая активность имеет личностно-деятельную основу;

  • системообразующий элемент творческой активности — мотивационно-потребностное ядро личности учащегося;
  • в развитии творческой активности необходимо усиление акцента как на активизацию мышления, так и мотивационно-потребностную сферу уч-ся;
  • творческая активность учащихся связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношениям к деятельности;
  • ориентация на внешние условия (содержание учебного материала, формы и методы обучения) без глубокого знания и учета внутренних условий (потребностей, интересов, склонностей, способностей и т.д.) оказывает негативное влияние на процесс и конечные результаты формирования творческой активности учащихся;
  • идея Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития — действенный инструмент стимулирования развития творческой активности учащихся.

Глава 2. Метод учебного проекта в школьном образовании.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

  • освоение предметных знаний;
  • умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
  • овладение междисциплинарными умениями;
  • коммуникативными умениями;
  • умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
  • овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
  • умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (А. А. Хромов)

2.1.История возникновения и развития метода учебных проектов

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952).

Основные концептуальные положения его теории:

  • истинным и ценным является только то, что дает практический резуль-тат;
  • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
  • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
  • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • познавательная активность ребенка;
  • связь обучения с жизненным опытом ребенка;
  • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов».

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как «метод проблем».Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: «Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.

Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в

20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т.

Шацкого, А. С. Макаренко и др.).

В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в

тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась. В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.

Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации.

Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.

Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:

Т. о., метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения

в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

2.2. Творческие проекты

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися 2-11 классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии…

В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

  • индивидуальной заинтересованностью;
  • социальной значимостью.

Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличие у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.

Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей? Можно ли вмешиваться в их творчество?

Можно и нужно, так как творчество школьника по самой природе – деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на подростка, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности.

Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не только как предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.

Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по «неумению».

Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребностями.

Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

2.3. Этапы выполнения проекта.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный,

конструкторский, технологический, заключительный.

На 1 этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации . Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют технологические опера-ции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.

Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.

Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и мини-маркетинговое исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками.

На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек).

Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.

Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться ребятами по любому модулю программы «Технология».

Программа «Технология» дает право учителю окончательно выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.

Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.

Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость; стоимость.

Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.

В эксперименте приняли участие:

  • контрольная группа – учащиеся 5-6 классов школы № 6 г.Новодвинска
  • экспериментальная группа – учащиеся 5-6 классов шк.№2 г.Новодвинска

Учащиеся экспериментальной группы выполняли проекты на уроках технологии, а учащиеся контрольной группы проекты не выполняли.

Из выше проведенного анализа теоретических источников установлено, что к показателям повышения творческой активности учащихся относятся:

отношение ребят к предмету, участие в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, конференциях), достижения и победы в этих мероприятиях, развитие творческих качеств в результате выполнения творческих проектов.

3.1.Отношение учащихся к предмету технология

Учащимся была предложена анонимная анкета: «Твое отношение к предмету технология» и даны варианты ответов: а) нравится, б) равнодушна, в) не нравится. Анализ результатов показал, что учащимся экспериментальной группы предмет технология нравится больше, чем учащимся контрольной группы (таблица 1)

Надо отметить, что процент положительного отношения к предмету технология в экспериментальной группе у шестиклассников вырос по сравнению с пятиклассниками, возможно потому, что они выполняли проекты дважды.

Можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету.

Таблица 1. отношение к предмету пятиклассников

группы нравится равнодушна не нравится %

контрольная 73.7 21.1 5.3

экспериментальная 89.3 10.7 0

отношение к предмету шестиклассников

группы нравится равнодушна не нравится %

контрольная 62.5 25 12.5

экспериментальная 86.1 11.1 2.8

3.2. Динамика развития творческой активности учащихся.

2. Динамику развития творческой активности можно проследить по следующим критериям:

а) участие учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества (таблица 2)

Учащиеся экспериментальной группы участвовали в различных школьных, городских творческих мероприятиях и демонстрировали свои выполненные проекты. А учащиеся контрольной группы не принимали участия в подобных мероприятиях, возможно потому, что не было объектов демонстрации.

Таблица 2. Участие в творческих мероприятиях в 2006-2007 уч.году

5 класс 6 класс

№ мероприятия Экспер.

(чел.) Контр.

(чел.) Экспер.

(чел.) Контр.

(чел.)

1 Выставки в школе 72 — 68 —

2 Выставки городские 12 — 18 —

3 Школьная научно-исследовательская конференция 4 — 7 —

4 Городской конкурс

«Милые фасончики» 1 — 4 —

5 Выступления перед родителями 65 — 57 —

6 Оформление кабинета технологии 12 — 16 —

7 Подарки родственни-кам, друзьям, учите-лям 18 — 20

б) продуктивность творчества видна по результатам побед и наград (табли-ца3)

Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других участиков экспериментальной группы, изменялись их коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и способствовало росту творческой активности.

Таблица 3. Достижения и победы в творческих мероприятиях учащихся

экспериментальной группы в 2006-2007 учебном году

1 Школьный конкурс в 5 классах 1,2,3.места

2 Школьная научно-исследовательская конферен-ция 1,2,3 места

3 Городской конкурс «Милые фасончики» 3 место

4 Городская выставка творческих работ в ДЮЦ

к 30-летию г.Новодвинска 2 место

Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности.

Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).

3.3.Формирование творческих качеств

В процессе эксперимента выявилось, что продуктивная творческая деятельность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности (таблица 4).

В связи с этим была проведена анкета для учащихся экспериментальной группы, где они указывали, какие качества у них развились благодаря проектной деятельности на уроках технологии.

Таблица 4. Анкета выявления творческих качеств участников эксперимента (по методике В.И.Андреева)

№ Вопрос: какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате выполнения проектов на уроках технологии?

Качества творческой личности Ответы учащихся (%)

1 Целеустремленность 73,9

2 Воля 34,8

3 Познавательная активность 26

4 Эмоциональность 17,4

5 Любознательность 47,8

6 Лидерство 13

7 Смелость 69,6

8 Решительность 26

9 Самоконтроль 43,5

10 Открытость 30,4

11 Независимость 8,7

12 Инициативность, активность 21,7

13 Чувство юмора 39,1

14 Яркое воображение 47,8

15 Оригинальность 39,1

16 Увлеченность 56,5

17 Сообразительность 43,5

18 Гибкость мышления 17.4

График развития личностных качеств показывает, что выполнение проектов на уроках технологии способствует формированию творческих качеств учащихся:

Заключение

Результаты эксперимента показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированности положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.

Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разно-образные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/formirovanie-tvorcheskoy-aktivnosti-uchaschihsya/

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)

2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной техно-логии обучения// Директор школы, 1995 — №4.

3. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.

4. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и про-изводство, 1998- №4.

5. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.

6. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.

8. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обу-чение 1-4, 5-11 классы, М., Просвещение,2006.- 240 с. (5 издание).

9. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина;

— Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1991.-160 с.: ил.

10. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4

11.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.

12.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.