Научная работа. » Использование развивающих игр в развитии творческого мышления младших школьников»

Дипломная работа

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие — важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованы люди, умеющие мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни. Значительный вклад в решение проблемы интеллектуального развития внесли западноевропейские ученые Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс ,а также отечественные Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др. которые доказали, что интеллектуальное развитие – это непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

В начале ХХ

научить учиться

ФГОС основан на системно — деятельностном подходе. В основе понятия «игра» также лежит системно- деятельностный подход.

Следовательно, игра- это комплексный метод, опирающийся на разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

11 стр., 5178 слов

«Развитие речи учащихся на уроке литературы»

... знания по проблеме развития речевой деятельности учащихся на уроках литературы. 4. Проанализировать особенности развития устной и письменной речи учащихся. Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на ...

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

противоречия:

между реальной необходимостью развития творческого мышления младших школьников и недостаточной изученностью этого вопроса в рамках введения новых ФГОС начального общего образования;

-между необходимостью развития творческого мышления младших школьников в учебной деятельности и недостаточным использованием в практике дидактического потенциала развивающих игр при формировании его компонентов.

Выявленные противоречия определили проблему исследования – каковы развивающие возможности подобранного нами комплекса игр относительно развития творческого мышления младших школьников .

Всё вышесказанное позволило сформулировать тему исследования:

«Использование развивающих игр в развитии творческого мышления младших школьников».

Объектом исследования выступает развитие творческого мышления младших школьников.

Предмет исследования: комплекс игр в учебной деятельности младших школьников как средство развития творческого мышления.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние комплекса развивающих игр в учебной деятельности младших школьников на повышение уровня творческого мышления.

Гипотеза: мы предполагаем, что комплекс развивающих игр в учебной деятельности будет эффективно влиять на уровень творческого мышления младших школьников при соблюдении следующих условий:

если систематически применять развивающие игры на разных этапах урока;

  • если использовать игры с учётом специфики преподаваемого предмета.

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить проблему развития творческого мышления младших школьников при проведении развивающих игр на основе анализа психолого- педа-гогической и научно- методической литературы.

2. Подобрать диагностические методики, позволяющие определить уровень развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

3. Составить комплекс игр и применить его в опытно- экспериментальной работе по развитию творческого мышления младших школьников на формирующем этапе эксперимента.

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. ... развитии творческого потенциала каждого ребёнка, даёт возможность к самовыражению, созиданию, пробам пера. Ведь возможность создавать что-либо новое, необычное, сочинять тексты, стихи, сказки закладывается в детстве, через развитие мышления ...

4. Проанализировать полученные эмпирические данные и на основе сравнительного анализа исходных и итоговых результатов эксперимента сделать выводы об эффективности решения подобранного нами комплекса упражнений.

Методологической основой исследования

теоретические

Достоверность данных

Эмпирические исследования проводилось на базе БОУ «Прохоровская основная общеобразовательная школа» Тюменской области, Армизонского района. Количество испытуемых 10 человек. Возраст испытуемых- 10-11лет (обучающиеся 4 класса).

Опытно- экспериментальная работа была проведена в три этапа :

констатирующий (февраль 2015 ); формирующий (февраль- март 2015 года); контрольный (март 2015 года).

ГЛАВА1. Теоретические основы использования развивающих игр в развитии творческого мышления младших школьников

1.1. Сущность понятия и компоненты творческого мышления

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта — как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. Немецкие ученые-педагоги Мельхорн Г. и Мельхорн Х.Г. называют интеллектом — совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. Они считают, что функция интеллекта состоит в умственном решении объективно существующих проблем. Выражением наиболее развитой формы интеллекта является направленное проблемное мышление .

С.Л.Рубинштейн и Б.Г.Ананьев говорили о развитии интеллекта, как о такой сложной психической особенностью человека, от которой зависит успех учения и труда.

Плодотворно исследовала проблему интеллектуального развития Н.А.Менчинская с группой своих сотрудников. Эти исследования исходят из положения, сформированного Д.Н.Богоявленским и Н.А.Менчинской о том, что интеллектуальное развитие связанное с двумя категориями явлений.

Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний – на это обращал внимание еще П.П.Блонский: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать” Таким образом, знание необходимое условие мышления.

5 стр., 2145 слов

Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...

... творческой, самостоятельно мыслящей и действующей личности – одна из самых сложных, актуальных и увлекательных задач школы. Стимулирование интереса учащихся к литературе, формирование творческого мышления учащихся, развитие их творческих ... а методическая рекомендация, которая может помочь и учителю и учащимся в творческой работе над сочинениями. Какими основными умениями должен овладеть ученик? ...

Во — вторых, для характеристики интеллектуального развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чертой интеллектуального развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям.

Творческое мышление — есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.

Выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов. Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности.

По мнению О.К. Тихомирова, творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением. Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям (Л. Эйнштейн).

Творческое мышление — способность находить принципиально новые, уникальные решения. Иногда творческое решение является результатом реорганизации давно известных фактов в новую схему, а иногда представляет собой совершенно новую мысль, которая до этого момента никому не приходила в голову. [8]

Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения [5, с. 287].

В отечественной психологии одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Пономарев. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человеческого мышления от «мышления» машинного: «машина способна работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с моделями надстроечно-базальными», т.е. субъектными вторичными моделями действительности.

Согласно его концепции первичных и вторичных объектных и субъектных моделей действительности, представляющих собой разные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме» (СДУ), отсутствующая у животных, и определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий (ВПД).

15 стр., 7335 слов

Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами ...

... исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования - ценностные ориентации у студентов, занимающихся творческой деятельностью. Гипотеза: Ценностные ориентации у студентов, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, существенно ... сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем поведении» Лосский Н.О. Ценность и Бытие: ...

Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что «…мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы». Таким образом, она рассматривает творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности».

Творческое мышление — есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями развития творческого мышления будут являться такие показатели как гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. Выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов. Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту, т.е. учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. По мнению И.Я. Лернера основа творческого мышления состоит в следующем: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в стандартных условиях; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения , альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других решений.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление — мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания. Второй признак творческого мышления — спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

24 стр., 11854 слов

Развитие творческого мышления в практике обучения

... направления развития творческого мышления в практике обучения? Процесс обучения включает не только усвоение систему знаний, но и развитие мышления. Проведенные в ... В главах этой работы очерчивается система научно обо­снованных мер по развитию творческого мышления уча­щихся и творческого отношения к учебной деятельности, а также методика формирования у школьников способов мысли­тельной деятельности, ...

Отсюда следует что, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида. Иное дело — оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и т.д.

Каковы же компоненты творческого мышления? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд.

Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

A. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

B. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение компонентам творческого мышления, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других[34].

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность — «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».

В.А. Крутецкий к творческому мышлению относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости. Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

3 стр., 1280 слов

Жаргонизмы в речи школьников учащихся (4 класс)

... большинства школьников без каких-либо (возрастных или территориальных) ограничений. Практически все учащиеся школы (будь то Нижний Новгород, Москва или Большое Козино) используют жаргонизмы при ... деятельности (контролька – котрольная работа, домашка – домашняя работа) или называя учителей (классуха, англичанка,). ИССЛЕДОВАНИЕ Для решения поставленных задач мной было проведено анкетирование учащихся ...

Таким образом

Компоненты, характеризующие творческое мышление, на которых мы будем основываться в своем исследовании следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс).

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе., Особенности развития творческого мышления младших школьников

К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу – все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению (10).

Можно сказать, что характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются:

  • Доверчивая обращенность к внешнему миру.

— Мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия).

  • Свободное развитие чувств и воображения.
  • Наивный субъективизм и эгоцентризм.
  • Бессознательное и позже – регулируемое чувством или замыслом подражание.
  • Внесубъективный характер внимания и чувств.
  • Построение моральных идеалов – образцов.
  • Фабульный, игровой, исследовательский характер познания.

— Сознательное перенесение «установки на игру» в свои деловые и серьезные отношения с людьми (игривость, невинное лукавство).

— Хрупкость эмоциональных переживаний, внутренний индивидуализм, раздвигающий субъективный и объективный мир в сознании ребенка.

— Конформизм (в эстетических и нравственных оценках и действиях: нравственные понятия добра и зла обусловлены оценкой взрослых).

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Отличительный признак творческой деятельности детей — субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, ... человека, "божественное наитие" (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание ...

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии[9].

Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.

Задача этого параграфа состояла в следующем: определить особенности развития творческого мышления младших школьников. Чтобы решить эту задачу мы опирались на исследования А.Савенкова, который выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

  • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу и тд;

Также были проанализированы исследования П.Б. Блонского, который писал о том, что главным фактором развития детского творчества определяющим творческого мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека.

Основным моментом в развитии творческого мышления ребенка является: формирование у младших школьников творческого мышления на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные м задания выполняют дети.

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... музыки будет протекать более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного пространства ... [85, 139] В этой же работе Б. М. Теплов выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями. ...

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

  • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
  • сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу;
  • неприятие конформизма;
  • формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

-стремление к максимально глубокому исследованию проблемы, высокая самостоятельность учебной деятельности;

  • индивидуализация; проблематизация.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников. Творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как высокая потребность в творчестве.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, большинство психологов выделяют следующие: ситуации незавершенности или открытости; разрешение и поощрение множества вопросов; создание и разработка приемов для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, сопоставлениях; внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности.

В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей. Исследования творчества учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное; причинное; эвристическое. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы. Работа над формированием навыков творческого мышления у учащихся дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации творческой деятельности школьников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики. Единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Психологи (П.П. Блонский, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин) считают, что для того, чтобы ребёнок развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль сознания, нужно, чтобы, структура сознания была иной: необходим позитивный образец творческого поведения. Таким образцом может стать для ученика его учитель. Чтобы развивать креативность младших школьников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т.п.).

Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у учащихся начальной школы определённых умений и навыков, сообщения им суммы знаний.

Если преподаватель находится внизу шкалы «творческих способностей», то, в этом случае, он будет оказывать предпочтения тому психологическому типу детей, к которому принадлежит сам, отсюда появляются штампы в осуществлении педагогической деятельности.

Роль личностных и профессиональных качеств учителя в формировании творческой личности ученика подчеркивалось в отечественных исследованиях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтес, А.В. Брушлинского, В.Д. Шадрикова, В.Э. Чудновского, Н.Б. Шумаковой, И.В. Дубровиной и др.

Обязательным условием является внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младшего школьника (в учебной и внешкольной деятельности).

Оно предполагает восхищение идеей, мыслью, работой ученика; отсутствие критики и оценок; максимальную адаптацию взрослого ко всем высказываниям и действиям детей. В школьной практике позиция педагога по отношению к креативности детей оказывается не всегда положительной. Учителя предпочитают в своём классе видеть учеников, отличавшихся высокоразвитым интеллектом, а не творческими способностями, объясняя это тем, что от них «всегда неизвестно чего можно ожидать», и что они – «очень неспокойный, своеобразный народ» или «отъявленные индивидуалисты». Часто творческих детей воспринимают как «нежелательных», «неудобных» и «не одобряемых» учеников. Соответственно такое отношение со стороны педагога невольно передаётся и на отношение других детей к креативам, и, в конце концов, к любым творческим проявлениям человека.

Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими. Необходимо в каждом учащемся начальных классов увидеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помочь ученику понять самого себя, а родителям – своих творческих детей. Таким образом, с одной стороны, мы изменяем социальный статус самого ученика, а с другой – повышаем престиж творческого мышления, что ведет к осознанию ценности творческих черт своей личности.

О положительном влиянии на проявление креативности таких факторов как обеспечение психологической безопасности, отсутствие внешних оценок и критики, выход на реакцию «мне нравится» вместо «это плохо», отсутствие стрессов, изменение внутреннего настроя по отношению к каждому ученику, писали многие ученые. Среди них — М. Воллах, Н. Коган, Л.Б. Ермолаева Томина, А. Маслоу, К. Роджерс, Е. Торренс, Е.Л. Яковлева и т.д.

Таким образом

Особенностью творческого мышления младших школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.

Демократичная обстановка в школе, безоценочность, творческий характер деятельности, отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают свободное проявление творческой активности учащихся начальной школы.

Организация развивающих игр в учебной деятельности младших школьников.

Игровая деятельность связана со многими актуальными научными проблемами. Ее исследовали психологи: Выготский Л.С., Смирнова Е.О., Эльконин Д. Б. , Фрадкина Ф. И. , Пиаже Ж. ; социологи: Лукашевич М.П.; культурологи: О.С. Найден; педагоги: Барташников И. А., Бондаревская Е. В., Беспалько В. П., Вакарчук Н., Кудыкина Н. В., Мельник А. О., Мещанова Г., Никитин Б. П. и др. Ученые-специалисты в области педагогических проблем младшего школьного возраста (Савченко О.Я., Вашуленко М.С.) непременно рассматривали игру как средство реализации разнообразнейших задач учебно-воспитательной работы. Развивающие игры — интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

Одной из форм, которая вызывает любопытство, увлечение детей, повышает результативность обучения, усиливает желание учить, есть игра. Она – естественная деятельность творческого характера, через которую ребенок познает мир и свободно обнаруживает себя. Игры есть одна из наиболее эффективных форм интерактивности. Игровая деятельность – сложный предмет научного исследования, тем не менее, история ее научно-педагогического объяснения относительно новая – систематические исследования в области педагогики игры начали осуществляться лишь с начала ХХ столетие. Включая в учебно-воспитательный процесс игровые элементы, мы стимулируем познавательные возможности учеников. Игра захватывает детей.

В игровой деятельности определяются и оказываются личные интересы учеников, степень сформированности учебных умений и привычек. Игра есть одно из средств воспитания и обучения. Как отмечают Э.Печерская и Т.Полтавцева, “ее значение не только потому, что она создает условия духовного, интеллектуального роста, а и в содействии усвоению привычек общения с окружением” [21,142].

Б.П. Никитин считает, что в развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения, от простого к сложному, с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно и по способностям. Этот позволило рассмотреть в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

1) развивающие игры могут развить творческие способности с самого раннего возраста;

2) их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка»,

ребенок развивается наиболее успешно;

4) развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

5) играя в развивающие игры с детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение — держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Включение игр, игровых задач вместе с другими методами и приемами в учебный процесс на уроке и в разные внеурочные занятия помогает обеспечить целесообразное изменение деятельности учеников, поддержать интерес к освоенному материалу, сосредоточить внимание детей на выполнении познавательных действий, предотвратить гиподинамию, отложить усталость”, — утверждает Н.В. Кудыкина [26, 75].

Развивающая игра может соединить детский коллектив, включить в деятельность даже детей запертых и стыдливых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других.

Играми нового типа, по мнению Б.П.Никитина, являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: их цель — это развитие ребенка. [29, 15]

Развивающая игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения. Игра — мощнейший потенциал оптимизации процесса образования школьников — утверждают Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Шмаков С.А. Для педагога начальной школы, игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствовании школьнозначимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения. С этих позиций рассматриваются игры в работах КаптереваП.Ф.

— «Игра выступает как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности (учения)» ;

— «как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и обеспечивающая психологический комфорт»;

  • «как элемент творческого самовыражения».[12,45]

Рассматривая вклад развивающей игры в познавательное развитие детей, современные ученые-педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько «механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень опыта ребенка. В этом контексте развивающая игра становится «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей.

При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия, которое побуждает у учеников усилие мысли, стимулирует их к познанию мира. Изучение и использование элементов известных в психологической и педагогической науках диагностирующих и развивающих методик: Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Зака А.З., Венгера А.А. и ряда других авторов, подвели к выводу о том, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в воспитательный и учебный процесс, что актуально для учащихся школ. [5, 75]

На сегодняшний день существуют различные виды развивающих игр по методикам Никитина Б.П., Монтессори М., Зайцева Н.А., Даниловой Н.Н., Воскобовича В.А., различные головоломки и шнуровки, а также серии игр «Математика и логика», «Мир вокруг нас», «Игры из ковролина» и так далее. Эти игры направлены на развитие у ребенка мелкой моторики, творческих способностей, воображения, внимания, памяти, сообразительности [41, 28].

Сложным вопросом в теории развивающих игр является вопрос их классификации. До настоящего времени единая классификация не принята. Так игры классифицируют: по содержанию, по наличию или отсутствию игрового материала, по степени активности детей и т.д.

По содержанию развивающие игры делят на игры по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений, игры музыкальные и т.д.

По использованию игрового материала выделяют игры с игрушками и картинками, настольно-печатные, словесные.

По степени активности детей и воспитателя развивающие игры делят на три группы: игры-занятия, игры-упражнения, авторазвивающие игры.

Так, развивающие игры, которые используются на занятиях по родной речи, подразделяются на 6 основных групп: фонетические, графические, лексические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь, и развивающие упражнения для развития мышц пальцев руки, глазомера.

Фонетические игры используются для первоначального ознакомления со звуками речи, выделения слов с названным звуком, составления схем звуковой структуры слов и т.д. Графические игры нацелены на ознакомление детей с графическим образом букв, составление и чтение слогов, слов и предложений. В процессе лексических игр пополняется активный словарь ребенка. При проведении грамматических игр дети обучаются правильному построению предложений. Во время игр, развивающих связную устную речь, формируется диалогическая и монологическая речь детей. Естественно, что в процессе, например, фонетических игр происходит и пополнение активного словаря детей, но во внимание принимается основная развивающая задача.

Есть несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Классификация Пидкасистого П.И.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности,

подсказывают пути самосовершенствования. [30, 240]

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Всем известно, что для успешной учебы ребенку необходимо овладеть такими навыками, как умение сосредоточить внимание в нужный момент, быстро извлечь из памяти необходимые сведения, умение размышлять и анализировать, действовать по правилам и творчески подходить к проблемам и многое, многое другое. Конечно, этими навыками младший школьник овладевает на уроках. Но учебный процесс, который в силу очевидных причин имеет множество строгих рамок, не всем позволяет делать это с необходимой скоростью. Хорошим подспорьем для дополнительного тренинга мыслительных функций служат развивающие игры.

Развивающие игры – это хорошо известные многим игры и упражнения интеллектуального характера, которые на сегодняшний день широко представлены во множестве книг и пособий [29, 138].

Поскольку для детей в младшей школе игровая деятельность ещё не утратила своего значения, то они с радостью и энтузиазмом участвуют в играх, незаметно для себя тренируя необходимые для учебы навыки. Атмосфера игры раскрепощает ребенка, дает ему возможность иногда «прыгнуть выше головы». Занимаясь с детьми, необходимо использовать все эти воспитательные возможности игры, тогда развивающие игры дадут двойной эффект. Узнав новую игру, встретив интересную задачку, ребенок неизбежно несет это открытие в дом, родителям и друзьям, распространяя вокруг себя «круги» интеллектуального азарта.

Проведение развивающих игр после определенной подготовки доступно многим педагогам, тем более, что подходящей литературы для организации занятий выпускается очень много [29, 139].

Реализация фундаментальных ценностей (всестороннее развитие личности ребенка, психологический комфорт для ребенка в школе и высокий уровень знаний) для родителей ценностей являются главными целями работы школы. Занятия с развивающими играми работают на все эти три приоритета, обеспечение которых мы и считаем целями занятий развивающих игр.

Принципы построения занятий развивающих игр:

1.Добровольность.

Дети участвуют в занятиях добровольно, их можно побуждать, заинтересовывать, даже подзадоривать, но не принуждать.

2.Открытость.

Любой желающий может присоединиться к игре, даже если он две минуты назад говорил, что не хочет играть. Но не в каждую игру можно вступить в любой момент, иногда придется подождать следующего круга.

3.Равноправие.

Педагог-ведущий развивающей игры должен именно играть с детьми, а не давать им задания, он такой же участник игры, как и дети. Нельзя допускать также обидных или неравных ситуаций и положений: каждый участник (желающий) имеет право отыграть центральную роль в игре (если она там есть, конечно), нельзя прерывать игру, если кто-то еще не был ведущим персонажем, а хочет этого.

4.Систематичность.

Для достижения эффекта занятия должны быть регулярными. Практика показывает, что перерывы в занятиях, их нерегулярность серьезно затрудняет решение описанных выше задач [29, 139].

Воображение является основой наглядно-действенного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Игры по развитию творческого мышления, воображения дают простор для полета фантазии и самовыражения. По этому направлению можно играть с детьми и в игры на манипуляции с воображаемой реальностью («Волшебный платок»), придумывать самые разные истории, смотреть на мир от другого лица, конструировать новые, необыкновенные предметы и

ситуации, учиться находить хорошее в плохом и неудачное в хорошем (игра «Хорошо-плохо»).

Работа детей по этому направлению дает больше всего информации о внутреннем мире ребенка, что немаловажно для педагога. Игры и задания по развитию творческого мышления имеют также большой воспитательный потенциал.

Пример игры на развитие творческих способностей и воображения:

Игра «Волшебный платок». Для игры нужен большой, легкий платок, про который ведущий говорит: «Этот платок может превратить нас во что угодно, потому, что он волшебный. Сейчас я накрою вас платком, и вы превратитесь в …например, щенков». Взмах платком, и множество «щенков» начинают прыгать, ловить свой хвост, гавкать и прочее.

Игра прекрасно работает на самовыражение детей, позволяет обращать внимание детей на характер, чувства и отношения: «Посмотрите друг на друга, как вы думаете, какой «щенок» самый веселый? А почему эти два «щенка» дерутся? Ира, какой характер у твоего «щенка»? Ваня, а твой «щенок» чего сейчас хочет?». Поскольку платок «волшебный», задания могут быть и посложнее – «Теперь вы превратились в деревья в саду ( ручьи в горах, компьютерный мозг космической ракеты…), ваши ветки клонятся от тяжести плодов… А вот подул ветер..» и т.п. Игра не только развивает воображение, тренирует пластику, мимику, но и учит смотреть от другого лица, находить внешние формы для выражения чувств и желаний [29, 144].

(Более подробная подборка игр на развитие творческого мышления младших школьников для учащихся 7-11 лет представлена нами в приложении 1.)

Игра младшего школьника побуждается иными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника.

Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;

  • б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
  • в) умение слушать друг друга;
  • г) добровольное желание расширять свои возможности;
  • д) раскрытие собственных творческих способностей;
  • е) самовыражение, самоутверждение.

По мнению В.А. Сухомлинского развитие творческого мышления происходит в основном на уроках окружающего мира, технологии, и изо.

На уроках окружающего мира, учителя используют различные формы работы в этом направлении: экскурсии в природу, решение познавательных задач, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, знакомство с произведениями искусства, создание проектов.

На уроках изобразительного искусства и технологии педагоги школы знакомят детей с народно-художественными промыслами. У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Уже учащиеся 2-ых классов прекрасно справляются с этой проблемой.

В.А. Сухомлинский выдвинул правила для проведения игр на развитие творческого мышления:

1.Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.

2.Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3.Развивающие игры — игры творческие.

4.Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.

5.Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

К. Д . Ушинский выдвинул в игровой деятельности следующие цели:, Дидактические

-Воспитывающие цели: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-Развивающие цели: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

Первая культура, которую создал человек, — это игровая культура, основанная на социальной деятельности. Может быть, это утверждение в некоторой степени дерзко, но игра – явление космического замысла,

она феномен ноосферы. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен.

Мы считаем, что игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только они умеют делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся [29, 145].

Таким образом

Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Развивающие игры – это хорошо известные многим игры и упражнения интеллектуального характера, которые на сегодняшний день широко представлены во множестве книг и пособий.

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной главе мы рассмотрели теоретические основы исследования проблемы использование развивающих игр в развитии творческого мышления младших школьников. В ней раскрыто: понятие «творческое мышление» как мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания. Второй признак творческого мышления — спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. По мнению И.Я. Лернера основа творческого мышления состоит в следующем: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в стандартных условиях; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения , альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других решений.

Также были проанализированы исследования П.Б. Блонского, который писал о том, что главным фактором развития детского творчества является: определением творческого мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Особенностью творческого мышления младших школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.

Основным моментом в развитии творческого мышления ребенка является: формирование у младших школьников творческого мышления на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

В этой же главе было раскрыто: понятие «игра» как, форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Указано на то, что необходимость развития творческого мышления при проведении развивающих игр приобретает особую остроту в младшем школьном возрасте. Так же было раскрыто: понятие «развивающей игры», как игры на развитие внимания, памяти, мышления у детей младшего школьного возраста.

При анализе научно-методической литературы было выяснено, что проблемы применения развивающих игр широко освещены во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, Е. А. Стребелева, Ж. Пиаже, Г. Л. Лэндрет и др.).

Основной задачей этих исследований является научное обоснование роли развивающих игр и как эффективного средства психолого-педагогического воздействия на ребенка. Эти исследования охватывают широкий спектр проблем, начиная с разработки научно-теоретических основ и кончая методикой применения развивающих игр в различных сферах психофизического развития ребенка.

Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости развития творческого мышления младших школьников в учебной деятельности через проведение развивающих игр.

ГЛАВА2. Эмпирическое исследование по проблеме развития творческого мышления младших школьников при проведении развивающих игр

Необходимым условием для подтверждения нашей гипотезы, а именно предположения о том, что комплекс развивающих игр в учебной деятельности будет эффективно влиять на уровень развития творческого мышления младших школьников при соблюдении следующих условий:

если систематически применять развивающие игры на разных этапах урока;

— если использовать игры с учётом специфики преподаваемого предмета.

Нами была разработана программа исследования.

Пояснительная записка.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы определяется потребностью использования развивающих игр в развитии творческого мышления младших школьников.

Творческое мышление ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на умственное развитие, и на трудовую подготовку и на воспитание эстетических чувств и интересов. Начинать развитие творческого мышления необходимо с младшего школьного возраста.

Соответственно, цель дальнейшей опытно-экспериментальной работы -доказать эмпирическим путём эффективность комплекса развивающих игр как средства повышения уровня творческого мышления у детей младшего школьного возраста .

Эксперимент состоит из следующих частей:

Цель, которой – выявить уровень развития творческого мышления у младших школьников.

-констатирующего этапа;

-формирующего этапа;

-контрольного этапа;

-анализа и обработки результатов исследования.

Нами были использованы следующие методы во время проведения педагогического эксперимента:

-наблюдение;

-беседа;

-тестирование;

-анализ и обработка результатов.

На констатирующем и контрольном этапах нами использовались следующие методики:

  1. Методика « Использование предмета» Гилфорда и Торренса.

  2. Методика «Выражение» Гилфорда и Торренса.

Данные методики были модифицированы и адаптированы

Во время формирующего эксперимента мы использовали систему развивающих игр, включенную нами в урочную деятельность. Нами был составлен КТП по использованию развивающих игр в развитии творческого мышления младших школьников на уроках.

На заключительном этапе мы использовали методы математической обработки. Сроки проведения эксперимента с 16.02.15 по 14.03.15 г.

2.1.Определение исходного уровня развития творческого мышления у младших школьников.

Эмпирическое исследование было проведено в МАОУ «Прохоровская основная общеобразовательная школа» Тюменской области, Армизонского района. Директор школы–Ерина Зинаида Алексеевна

Функционирует данная школа как образовательное учреждение с 1974 года, имеет 32 учебных кабинета, 2 спортивных зала, столовую на 50 мест, спортивную площадку.

В школе обучается 100 учащихся. По социальному составу учащиеся из рабочих семей. Более 90% выпускников школы поступают в высшие и средние учебные заведения и успешно их заканчивают.

Основным направлением работы школы является создание комфортных условий обучения для каждого ученика, применение развивающего обучения, создание условий для овладения всеми учащимися базового образовательного уровня.

Федеральный компонент

Спецификой учебного плана в начальной школе является осуществление образовательного процесса по программам, УМК «Развивающая система Л.В. Занкова».

Анализ программы начальной общеобразовательной школы показал, что развитие творческого мышления прослеживается не на всех уроках. Следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий. Содержащиеся в учебных курсах творческие задания в основном относятся к «условно творческим», большая часть заданий направлена на развитие интуиции обучающихся, нахождение нескольких вариантов ответов.

Как показало наблюдение и беседы с обучающимися и педагогами, в учреждении ведется работа по развитию творческого мышления, предусмотренная программным обеспечением. Развитие творческого мышления младших школьников в учебной деятельности организуется на уроках с помощью учебных заданий, которые даны в учебниках. Дополнительной системной работы по развитию творческого мышления обучающихся учителями не ведётся.

Кроме того, при проведении беседы с учителями начальной школы, мы обнаружили отсутствие единого понимания творческого мышления как целостного единства основных его компонентов, и системы в работе по организации развивающих игр в учебной деятельности, что позволило нам предположить актуальность темы нашего исследования в рамках начальной школы данного ОУ, в связи с недостаточностью целенаправленной работы по развитию творческого мышления и необходимости моделирования процесса развития творческого мышления посредством системы развивающих игр в учебной деятельности младших школьников.

В нашей диагностической работе приняли участие 10 человек. Возраст испытуемых-10-11 лет (обучающиеся 4 класса).

Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа:, Первый этап эксперимента, Второй этап, Третий этап

Для реализации цели констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Определить экспериментальную группу.

  2. Разработать критериальную базу для обработки эмпирических данных по определению уровня развития творческого мышления младших школьников.

  3. Подобрать комплекс диагностических методик для выявления уровня развития творческого мышления младших школьников

  4. Провести диагностические методики, подвергнуть полученные эмпирические данные количественному и качественному анализу.

Условия проведения эксперимента:

  • в исследовании приняли участие 10 обучающихся младшего школьного возраста 4-го класса;
  • диагностика проводилась в первой половине дня фронтально;
  • использовался стимульный материал:
  • в процессе обследования поддерживался эмоционально — поло-жительный настрой.

С целью определения исходного уровня развития творческого мышления младших школьников нами были выделены критерии и показатели творческого мышления.

Таблица 1

Критерии и показатели развития творческого мышления, Высокий уровень (5-6 баллов), Средний уровень (3-4 баллов), В предложении используют одни и те же слова., Низкий уровень (0-2 балла)

На основе критериев и с целью решения задачи исследования — подобрать комплекс диагностических методик для выявления уровня развития творческого мышления младших школьников, нами были подобраны две модифицированные методики Гилфорда и Торренса: методика « Использование предмета» и методика «Выражение» (методики разработаны Е.Е. Туник) .

Обе методики направлены на определение уровня развития творческого мышления младших школьников., Методика №1 «Использование предмета»., Цель: выявить уровень творческого мышления у младших школьников.

Ход исследования: ученику предлагается за 1 мин. придумать как можно больше вариантов использования газеты.

Инструкция: «Газету можно читать. А для чего еще можно использовать газету?», Методика №2 «Выражение»., Цель: выявить уровень творческого мышления у младших школьников.

Ход исследования: ученику предлагается за 3 мин. придумать как можно больше выражений, состоящих из 4 слов, каждое из которых начинается с определенной буквы.

Инструкция: «Составь предложения из 4 слов. Первое слово должно начинаться с буквы В, второе- М, третье -С, четвертое- К».

Результаты выполнения детьми задания зафиксированы в протокол.

Протокол развития творческого мышления младших школьников

(констатирующий этап)

Имя, фамилия

Методика №1

Методика№2

Уровень

Беглость

Оригин.

Беглость

Оригин.

1

Виктор П

с

н

с

с

Средний

2

Наталья К

с

н

н

н

Низкий

3

Александр К

с

н

н

с

Средний

4

Кристина Ф

н

н

с

н

Низкий

5

Денис Н

н

с

н

н

Низкий

6

Денис Т

с

с

с

с

Средний

7

Ксения К

н

с

н

с

Средний

8

Тагжан С

с

с

н

н

Средний

9

Татьяна К

с

н

н

н

Низкий

10

Маргарита П

с

с

с

с

Средний

Суммировав результаты, полученные в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, мы получили общие сведения об уровне развития творческого мышления детей младшего школьного возраста.

Таблица 2

Результаты диагностических методик №1 и №2

Выявление уровня творческого мышления

Результаты констатирующего этапа

Высокий

0 чел. (0%)

Средний

6 чел. (60%)

Низкий

4 чел. (40%)

Рис.1 Показатели развития творческого мышления младших школьников (констатирующий этап)

Обучающиеся проявили большой интерес к выполнению задания. Из 10 обучающихся, 0 % показали высокий уровень развития творческого мышления, что означает следующее — обучающиеся не справляются с предлагаемыми заданиями, это вызвано тем, что учитель не использует задания на развития творческого мышления.

Для 60 % обучающихся характерен средний уровень развития творческого мышления, что означает следующее — обучающиеся справляются с заданиями, но ответы однообразны. Среди ответов мало оригинальных, необычных. В предложении используют одни и те же слова.

Для 40 % обучающихся характерен низкий уровень развития творческого мышления, т.е. ученики не справляются с заданиями или предлагают небольшое количество ответов. Среди ответов нет оригинальных. Ответы похожи друг на друга, используют одни и те же слова.

Таким образом