«Методика преподавания литературы на современном этапе развития российского образования»

Курсовая работа

нельзя верить, чтобы такой язык

не был дан великому народу!

И.С. Тургенев, Актуальность настоящего исследования

Все человечество существует в истории, и если история понимается как дискурс, то мы принадлежим тому дискурсу, в котором существуем или в котором хотим существовать в своих мыслях. Исследуя свое время, творец создает инновации из того, что предоставляет дискурс именно его эпохи.

В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий.

Развитие языкового чутья и читательской компетенции в рамках ФГОС и нового закона об образовании решает предметные и метапредметные задачи из области формирования универсальных учебных действий на уроках литературы на всех ступенях образования.

Понимание идеи произведения, художественных средств и стилистических фигур, знание истерического материала и биографии писателя – все это формирует основное универсальное учебное действие – читательскую компетенцию.

Противоречие.

Проблема состоит в том, чтобы выявить каковы педагогические возможности и условия для формирования навыка читательской компетенции и понимания текста любого уровня, жанра, любой исторической эпохи.

Цель исследования – изучить особенности литературного образования в современном дискурсе.

Объектом исследования является процесс преподавания по теме литературы.

Предметом исследования является формирование навыка читательской компетенции во всем ее многообразии.

гипотезы исследования

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи :

11 стр., 5374 слов

Жанровая вариативность научного дискурса

... компетенцию как необходимый компонент коммуникативной компетенции и одну из основных задач исследования видят в построении обобщенной модели риторического жанра ... подход к изучению жанров - анализ жанров дискурса, в данном случае научного, учитывающий прагматические установки, ... «субжанр». Более крупные речевые образования, составляющими которых являются жанры, он называет «гипержанрами». Помимо ...

1. изучить особенности понятия «эстетического восприятия текста»;

2. рассмотреть особенности методов преподавания литературы;

3. определить теоретическую базу по проблеме исследования, выявить основные положения ведущих литературоведов и педагогов относительно проблемы;

4. выполнить опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

Методологической и теоретической основой исследования являются работы в области литературоведения и педагогики (Эпштейн М., Бердяев Н. , Веселовский А.Н. и др.).

методов исследования

  • Теоретические: систематизация, классификация, сравнительный анализ.

  • Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), метод анализа продуктов деятельности детей, методы статистической обработки полученных данных.

на базе___________.

Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость, Курсовая работа состоит

Глава I . Развитие языкового чутья младших школьников как проблема в рамках новых стандартов образования

    1. Обзор литературы по проблеме исследования

Развитие читательской компетенции учащихся является важной проблемой современного литературного образования. Школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. «Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции» [9, с. 16].

Среднее образование, направленное на формирование общей культуры, познавательное развитие, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, а также обеспечивает социальную успешность человека в условиях информационного общества. Высокообразованный, грамотный в языковом отношении специалист может достигнуть больших успехов, так как горизонты его мышления и возможности для проявления творческих способностей расширяются.

В последнее время наметились перемены, связанные с техногенным характером развития общества, масштабным внедрением в жизнь электронных средств. Появились новые виды письменной речи, такие как «общение в чате» в масштабе реального времени, а также различные электронные форумы и конференции, которым современные школьники уделяют много времени. Стремясь передать максимум информации, человек сокращает использование языковых средств, в результате его речь становится значительно беднее и невыразительнее.

59 стр., 29443 слов

Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

... повседневной жизни ребенка. Задачи исследования: Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста; Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников; Описать состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ Дать характеристику методике работы с художественной литературой в детском ...

Понимание классического произведения является предметом особого интереса литературоведов и педагогов. Э.Сепир писал: «Язык – это путеводитель, приобретающий всё большую значимость в качестве руководящего начала в научном изучении культуры» [16, с.17]. Язык через значение выходит в мир, значение – это тропинка, которая соединяет язык с внеязыковой реальностью. За языковыми явлениями лежит определённая социокультура, определённая языковая картина мира. Чтобы пользоваться художественным языком, надо знать совокупность внеязыковых фактов, то, что лежит за языком: история, биография автора, художественный образ, ассоциация.

«Метафизика русской литературы – это и есть ее долгая мысль, которая воплощается во всей системе ее образов, переходя от писателя к писателю, от поколения к поколению» [20, с. 10].

Русские писатели, поэты, драматурги на протяжении веков создавали новые неповторимые образы, но всегда одно, общее для всех творцов, оставалось неизменным в их творчестве – верность уже пришедшим образам, традициям, проблемам и их развитие в творчестве нескольких поколений мастеров литературы. «Цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные мысли о Боге. Именно этот цельный опыт лежит в основе творческой деятельности многих русских мыслителей и писателей …» [11, с. 470].

Формирование у школьников прочных читательских компетенций – одна из важнейших задач изучения литературы в школе, так как грамотные письмо и речь – это составная часть общей языковой культуры, а знание приемов выразительности речи – залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Характеристика языковой компетенции ее особенностей содержится в ряде трудов современной психолого-педагогической литературы. «Чувство языка – феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций» [20, с. 171].

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС нового поколения к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу по литературе. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, где читательская компетенция отражена во всех трех группах планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных [18, с. 194].

    1. Методические условия читательской компетенции

Возрождение духовности в современном обществе связано с установлением общечеловеческих нравственных, эстетических, гуманистических и гражданственных ценностей. В этой связи особую значимость приобретают вопросы современного прочтения произведений русской классики и поиск новых эффективных путей их школьного рассмотрения, учитывающих художественную специфику произведений и способствующих духовно-нравственному, интеллектуальному, эмоциональному, литературному развитию современных школьников, повышению их эстетической восприимчивости и интереса к русской классике.

3 стр., 1194 слов

Фактические и речевые ошибки у школьников и писателей

... фактические и речевые ошибки у писателей и у школьников, мы приходим к выводу, что в наше время, когда вопросы лжи и правды особо актуальны, фактические ошибки в сочинениях школьников следует учитывать ... ошибок: в 4-5 классах речевых ошибок в 2,7 раза больше, чем грамматических, в 6-7 – в 2,2 раза, в 8 классе – в 1,8 раза. Явление это объясняется "объективной особенностью усвоения родного языка": ...

В современном мире все чаще стали употребляться термины компетенция, компетентность, компетентностный подход, и их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Боголюбов Л.Н. [4], Бондырева С.К. [5), либо дифференцируются. Наиболее полную трактовку понятий компетенция и компетентность дал А.В. Хуторской [19, с. 58]: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Для формирования читательской компетенции у младших школьников необходимо соблюдать следующие методические условия:

  1. целенаправленный и тщательный отбор содержания нового дидактического текстоориентированного материала на основе выделенных методических критериев:

когнитивность – обеспечение познавательного развития учащихся;

креативность – обеспечение формирования и развития творческих способностей;

сензитивность – соответствие психологическим особенностям возраста с учетом повышенной чувствительности и восприятия образной картины окружающей действительности;

эмоционально-экспрессивная окраска текста;

2) поэтапность презентации дидактического материала в соответствии с формированием речевых умений и навыков и особенностями развития речи младших школьников; последовательность в изложении материала;

3) строго закрепленная структура и системность в подаче материала.

«интеграция

Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Во время подготовки к таким урокам и во время них школьник учится находить необходимую информацию из различных источников, работать с ней (т.е. обрабатывать аналитически), знакомится с книгами из смежных с литературой областей знаний, анализирует читаемое более глубоко, с помощью учителя пытается систематизировать полученные знания и приобретает навык публичного представления прочитанного. Ряд авторитетных ученых и методистов рекомендуют использовать интеграцию предметов гуманитарного цикла, в том числе и на уроках литературы: Р.И. Альбеткова, С.И. Львова, Т.Г. Авлова, Н.В., Т.Ф. Курдюмова, С.К. Бондырева и др.

14 стр., 6508 слов

«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...

... наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его ... зависит от окружающего мира. Природа дает нам и пищу, и воду, и воздух. Это то, без чего мы, люди, не сможем жить. Слово учителя: Человек, вооруженный ружьем ...

Виртуальный музей. Проводится с использованием медиа-ресурсов и, как правило, тематически направлен. Тематику и основную часть наглядных материалов подбирает учитель. Обучающиеся делятся на группы, каждая из которых заранее выбирает свою «музейную комнату» и получает задание «связать» произведения живописи в этой комнате с тем или иным художественным произведением (произведения даются на выбор учителем).

Свой выбор необходимо обосновать и, более того, найти информацию об архитектуре, музыке, живописи, истории выбранного периода времени. Оценивается не только удачный подбор/сочетание произведений и иллюстрирующих их картин, но и умение аргументировать свой выбор, найти нужную информацию, представить ее кратко и логично.

Уроки с использованием ролевых игр. Одни из самых популярных нестандартных уроков в нашей практике, т.к. ученики получают возможность в рамках заданного исторического времени попробовать себя в роли писателя, критика, экскурсовода, путешественника, драматурга, режиссера, архитектора, историка, искусствоведа и т.д. Урок может проходить по двум сценариям: либо это спонтанная «раздача» ролей на самом уроке, и обучающиеся должны работать с предложенным им учителем материалом (разные виды текстов и информации); либо класс заранее разбивается на группы, и им раздаются роли (Приложение 6) и задания, а на уроке из «мозаики» ролей собирается более или менее целостный образ эпохи, в которую писалось произведение.

Урок-путешествие. Основная задача – дать максимальную информацию о периоде, в который было написано то или иное произведение, дать возможность мысленно перенестись в эпоху, познакомить с особенностями взглядов и законов того писателя, чье произведение изучается. Выбирается несколько ведущих, которые вместе с учителем готовят задание для более слабых учеников, сами при этом уже во время подготовки тщательно работают с текстами, подбирают аудио- и видеоматериал, т.е. развивают еще и творческие способности.

Конкурс проектов. Готовится в течение длительного периода, принимают участие в основном только те обучающиеся, которые имеют желание это делать, хотя разработка проекта даже слабым учеником стимулируется и поощряется. Темы проектов предлагаются учителем в начале учебного года, далее во время внеурочных индивидуальных консультаций вместе с учеником обсуждается план работы над проектом, выбор соответствующей литературы, возможные варианты презентации проекта. В проекте на литературную тему обязательно должна прослеживаться связь с материалами из истории, МХК и другими гуманитарными науками. Конкурс проводится во внеурочное время, например, после уроков за неделю до завершения учебного года. Победители и участники, хорошо выступившие с презентацией проекта, поощряются высшим баллом по предмету (иногда и не только по литературе) и подарками (например, книгами современных детских писателей).

Литературная гостиная. Тематика может задаваться по упрощенной схеме (для 5 класса, например, литературная гостиная может быть по теме «Погода в стихотворениях русских поэтов»), может – по более сложной, в 6 классе, например, «Лицей в жизни А.С. Пушкина» (Приложение 7).

5 стр., 2150 слов

По литературе : «Тема судьбы в произведении “Повести Белкина”»

... в судьбу влияла на жизнь и тему произведений . Проследить, в каких произведениях поэта поднимается тема судьбы. Рассмотреть развитие темы судьбы в «Повестях Белкина». Актуальность Тема судьбы является актуальной на протяжении тысячелетий. О судьбе, её роли в ... обратиться к русской классической литературе, в частности к произведениям . Что значит судьба для Пушкина? Вера в приметы, увлечение ...

Проводится во внеурочное время и может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия могут приглашаться учителя, родители и ученики других классов. Сценарий разрабатывается совместно с учениками, каждый получает, пусть даже небольшую, роль. Если ученик категорически не хочет или боится выступать, тогда его можно привлечь в качестве костюмера, суфлера или звукооператора и т.п.

Урок-издание газеты или научного альманаха. Группам учащихся или отдельным ученикам дается задание поискового и творческого характеров найти/отобрать материал по заданной теме (например, к юбилею писателя или деятеля культуры).

Результатом работы должен стать выпуск газеты или научного альманаха. В процессе работы предполагается развивать как читательскую компетенцию, так и творческие навыки и навыки работы в группе.

Заочная экскурсия проводится во внеурочное время с использованием медиа-ресурсов, как правило, для 7-8 классов. Заочная экскурсия возможна в музей древней книги, в Киево-Печерскую Лавру, в музей того или иного писателя и т.д. Проводится учителем, а в начале мероприятия дается установка в виде нескольких проблемных вопросов, обсуждение которых проходит после заочной экскурсии. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждении, опираясь на собственный читательский опыт и на познания в других искусствах и гуманитарных науках.

Творческий зачет проводится в виде суммы различных конкурсов, викторин, инсценировок и т.д. Может проходить как во время урока (например, финального урока четверти), так и как внеурочное мероприятие (также в конце четверти).

За победу в том или другом конкурсе, правильные ответы, помощь при выполнении задания даются специальные баллы («ордена», по аналогии с известной телевизионной игрой «Умники и умницы»).

В 5-6 классах основную часть заданий разрабатывает и готовит учитель, в более старших классах ученики могут вместе с учителем придумать такой зачет для младших. Такой зачет можно проводить как командное соревнование, когда задания готовятся одной командой для другой. В жюри приглашаются учителя русского языка и литературы, иностранного языка, истории, музыки, ИЗО, православной культуры.

Учитель эффективно использует следующие методы и приемы обучения:

дискуссия – классический метод в методике преподавания литературы, который и сегодня вполне оправдывает себя. Особенно пробуждает интерес к тексту дискуссия по вопросам, которые «задевают за живое». В любом произведении классики учитель найдет живую связь с сегодняшним днем, с духовным обликом его учеников, или, наоборот, предложит им поразмышлять над тем, как та или иная ситуация решилась бы сегодня, изменились наши взгляды на ту или иную проблему, затронутую в произведении, или нет, и т.д.;

непременным условием усвоения текста является выразительное чтение, а также заучивание наизусть небольших отрывков, прозаических и стихотворных образцов. Во-первых, развивается память, во-вторых, появляется возможность к инсценировкам, ролевым играм и пр., позволяющим разнообразить урок или подготовить интересное внеклассное мероприятие (Приложение 8);

16 стр., 7852 слов

Приемы и методы работы со сжатыми данными

... дерева, то пpи использовании расширения для сжатия данных, pазмер сжатого текста будет лежать в пределах некоторого коэффициента ... которые могут преодолевать эти ограничения. Алгоритм Зива-Лемпелла, например, присваивает слова из аpхива фиксированной длины строкам исходного ... более ясной при использовании записей и ссылок. Это соответствует форме представления из ранних работ по этой же тематике ...

метод творческого чтения (его приемы: выразительное чтение обучающимися; чтение мастерами художественного слова или авторами (с использованием ИКТ); комментированное чтение).

Особенно ярким можно сделать урок, например, дав возможность послушать голоса классиков (а если есть возможность, даже посмотреть отрывки документальных съемок) в обработанной аудиозаписи (с помощью ПК), а также знаменитых мастеров, исполнявших песни на стихи поэтов, отрывки спектаклей, радиопостановок и т.д.;

построение системы заданий по тексту художественного произведения, которые раскрывали бы аналитические способности учащихся. Учитывая, что урок/мероприятие интегрированные, задания касаются не исключительно литературных текстов, но и охватывают другие гуманитарные науки, чтобы обучающиеся имели возможность увидеть в финале связи между предметами (например, в пределах одного временного периода или творчества одного писателя);

построение логически четкой системы вопросов по произведению, которые задействовали бы и смежные гуманитарные области знаний. Метод, созвучный с предыдущим, но в этом случае большая ориентация на коллективное обсуждение, возможна групповая работа, когда дети готовят вопросы друг другу. Собственное мнение, высказываемое учащимися, поощряется, но оно не должно быть произвольным и безапелляционным, учитель должен постепенно подводить к мысли, что окончательных истин нет. Надо постоянно доказывать, что литература не может изучаться на дилетантском уровне, что мысли должны быть научно аргументированы. В процессе обсуждения категорические ответы без должной аргументации (или, как минимум, на первом этапе обучения попытки аргументировать) не принимаются;

задания по учебному пособию, учебнику, использование дополнительных дидактических материалов – также классические приёмы, которые не стоит игнорировать, особенно если в распоряжении педагога хороший современный УМК и есть возможность обратиться к нему при подготовке домашнего задания;

использование наглядных, аудио- и видеоматериалов, воспроизве-денных при помощи ИКТ;

художественное иллюстрирование особенно подходит в работе с 5-6 классами. Например, можно предложить после ознакомления с художест-венным произведением передать на бумаге (или с помощью соответству-ющей программы на ПК) внешность и характер героев, природу, какие-либо сцены из текста и пр., а после попробовать сравнить рисунки обучающихся с рисунками иллюстраторов (иногда и самого автора);

письмо писателю/ критику/ художнику/ музыканту, как правило, встречает одобрение со стороны творчески одаренных детей 13-15 лет. Но предлагается не просто примерить на себя одну из ролей, а познакомится с текстами работ критиков, ученых, политиков, дневниками писателей, чтобы написать аргументированный ответ. Так формируется определенный тип читателя – читателя-критика, владеющего мотивированными оценками. Учитель при выстраивании занятия подобным образом берет на себя роль критика-редактора;

метод литературного поиска предполагает развитие школьного литературоведения, определенных исследовательских возможностей. Сюда же можно включить и метод проектов, интегрирующий знания и по другим гуманитарным дисциплинам. Используется данный метод преимущественно в 7-8 классах;

16 стр., 7915 слов

Анализ литературного произведения и текста с точки зрения научных ...

... ]. 1.2 Структура и целостность литературного произведения В основе систематизации уровней литературного произведения лежат различные понятия и термины. Наиболее устоявшимися в теории литературы являются понятия "форма" и "содержание". Аристотель в "Поэтике" ...

беседы сопоставительного характера: сопоставление с элементами компаративистики двух произведений одного автора, произведений разных авторов, произведений разных видов искусств. Данный приём помогает овладеть терминологией (и не только литературоведческой), при правильной организации подготовки к занятию позволяет существенно расширить кругозор учеников и увидеть связи между историей, социологией, литературой и другими видами искусства, а также дает возможность учителю подвести обучающихся даже 5-6 классов к самостоятельным выводам.

На уроках необходимо применять различные методы обучения в зависимости от вида содержания и характера познавательной деятельности учащихся.

преобладающим видом деятельности

Как вид исследовательской используется

Проектная

Самостоятельная

Выбор наиболее эффективных средств обучения напрямую зависит от используемых методов и приемов работы. Для организации процесса обучения литературе используются:

раздаточный материал:

  • тексты произведений, которые могут отсутствовать в библиотеке;
  • карточки с заданиями (сгруппированы по тематике и по уровню сложности);
  • проверочные работы в блоках на отдельных листах (сгруппированы по тематике и по уровню сложности);
  • тематические наборы карточек с репродукциями картин, копиями исторических документов, рисунками произведений архитектуры того или иного периода и пр.;

медиа-ресурсы;

мини-библиотека (находится в классе в специально отведенном шкафу), в которой учениками и учителем собраны разные текстовые, аудио- и видеоматериалы, используемые на такого рода занятиях;

мобильный стенд «Познавайка», на котором легко размещать материалы для урока;

— галерея проектов, выполненных на ватманах разной величины.

    1. Образность как фактор эстетического восприятия литературы.

Взаимоотношения автора-героя-читателя в эпоху канонической

и неканонической поэтики

Ребенок учится понимать литературу сначала совершенно бессознательно. Но в школе начинается этап научного понимания эмпирического знания.

«Заговори, и я тебя увижу» – прав ли был Сократ, один из величайших философов Древней Греции, сравнивая речь и самого произносящего эту речь?

Первое, что человек дает о себе знать с помощью своей речи, – стилистическая чуткость. Это значит, он говорит так, как следует в данной обстановке. Язык как одежда: человек в резиновых сапогах на концерте в филармонии одет плохо, но плохо одет и человек в костюме и при галстуке у костра на рыбалке.

Второй показатель речи человека – чувство такта, которое требует принять в расчет и собеседника. Например, разговаривать с директором школы так же, как и с одноклассником, неправильно.

3 стр., 1314 слов

Как оформлять список литературы дипломной работы

... literaturyi-diplomnoy-rabotyi/ Примеры оформления списка литературы дипломной работы по ГОСТ Пример оформления книжных изданий в списке литературы Как правило, самым простым в оформлении является издание с одним автором. В этом случае ... студ. вузов / под ред. Р.П. Викторовой. – М.: Академия, 2011. – 327 с. Или: Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Петров, Д.И. ...

Третье, самое главное – умение владеть речью. Анна Ахматова говорила: «Воспитанный человек никого не обижает случайно. Он обижает только намеренно». Слова могут быть двусмысленными, обидными, нелепыми. Владение речью также предполагает богатый словарный запас.

Сократ был прав, ведь речь человека – зеркало его общей культуры, его личности и его внутренней сущности. Речь культурного человека должна быть правильной, богатой и гибкой. В этом человеку помогает литература, но разных этапах развития общества и в разные исторические эпохи отношения автор-читатель были различными.

Б. Томашевский в книге «Теория литературы. Поэтика» в разделе «Жизнь сюжетных приемов» говоря о каноне в литературном методе, утверждает, что общие канонические приемы мы можем встретить в литературе разных народов, неканонические (по Томашевскому, свободные) приемы также характерны для всех народов мира.

«Канонические приемы – обязательные приемы в каком-либо жанре, роде, стиле (например, все комедии оканчиваются браком любящих, трагедии – гибелью основных персонажей до 18 века).

Но никакой канон не может исчерпать всех возможностей творца. Наряду с каноническими приемами всегда существуют свободные, необязательные приемы, индивидуальные для отдельных произведений, писателей, жанров, течений» [3, 300-301]. Канонические приемы уходят, ценность литературы в новизне.

В исторической поэтике считается установленным, что есть два типа искусства. Ю. М. Лотман в работе «Каноническое искусство как информационный парадокс» исходит из этого доказанного факта: «Существуют целые культурные эпохи (к ним относят, например, века фольклора, средневековье, классицизм), когда акт художественного творчества заключался в выполнении, а не нарушении правил» [12, с.311].

Когда мы говорим об искусстве, по мысли Лотмана, первое, что бросается в глаза, это фиксированность области сообщения. Если на русском, китайском или любом другом языке можно говорить о чем угодно, на языке волшебных сказок можно говорить только об определенных вещах.

Например, получатель произведения XIX в. прежде всего слушатель – он настроен на то, чтобы получить информацию из текста. Получатель фольклорного (а также и средневекового) художественного сообщения лишь поставлен в благоприятные условия для того, чтобы прислушаться к самому себе. Он не только слушатель, но и творец.

Каноническое искусство играет огромную роль в общем опыте человечества, скрытые в нем источники традиционности становиться мощным регулятором личности.

А.Н. Веселовский выделяет три наиболее общих и устойчивых типа художественного сознания: «1) архаический или мифопоэтический, 2) традиционалистский или нормативный, 3) индивидуально-творческий или исторический (т.е. опирающийся на принцип историзма)» [6, с.28]. В этих периодах особенно важными с точки зрения канона и новаторства художественных средств, представляются категории стиля, жанра и автора, каждая из которых доминирует на разных этапах словесного творчества.

I. Мифопоэтическое художественное сознание. Архаический период (поэтика без поэтики).

Дописьменная литература.

Ряд канонических признаков: принципиальная анонимность, вариативность редакций, ориентация на фольклорные источники, полная неразмежеванность эстетического критерия, норма ритуализованного быта во всем творчестве.

Повествовательное искусство – эпос, особенно связан в этот период с мифами, развивается в рамках обряда, комментариев старейшин, которые повествует о странствиях предков, об их подвигах в сновидениях. Жесты участников действа (драма) являются подражанием повадкам тотемических зоо-ант-ропоморфных «предков» (танец, пантомима).

Пение (лирика) связано с различными обрядовыми циклами: календарными, рождение человека, инициация, свадебными, похоронными. Обрядово-лирическая поэзия включает знахарские врачевательные заговоры, охотничьи песни, военные песни, песни, связанные с аграрной магией, похоронные причитания, песни смерти, любовные песни, шутливые ритуальные перебранки. Итак, образ автора сопряжен с образами божества, шамана, прорицателя, то есть некоего передатчика информации, слушатель – активный соучастник устного пересказа текста, герой – родственник, предок, прародитель, выполняет символическую функцию рода.

II. Традиционалистское художественное сознание (поэтика стиля и жанра).

Доромантическая литература.

Традиционализм был отличительной чертой художественного сознания весьма длительного (но не более длительного, чем предыдущий) периода развития мировой литературы. Этот период для западных литератур охватывал эпохи античности, средневековья и начала нового времени (т.е. с середины I тысяч, до н.э. по вторую половину XVIII в.).

Основным признаком было выделение литературы как особой формы культуры. Основополагающими для литературы стали понятия традиции, образца, нормы; традиционализм предполагал опору на образец (стилистический, жанровый, тематический, сюжетный и т.д.), и отсюда свойственный ему набор устойчивых литературных моделей. Произведения в этот период рассматриваются именно как вершинные творения того или иного стиля, автор на втором месте после текста, герой выполняет функцию во имя идеи произведения, читатель – пассивный соучастник. Но в эпоху Возрождения намечается перемещение в центр мировосприятия человеческой личности,.

III. Индивидуально-творческое художественное сознание. Романтизм и реализм (поэтика автора).

На специфике литературы конца XVIII – начала XX в. отразились большие социальные сдвиги. Литература по мере своего развития в XIX в. предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке и в этом отношении «антропологизируется» [17, с.78], герой – личность, индивидуальность, автор имеет свой собственный стиль, узнаваем, читатель выполняет роль критика. Жизнь как таковая и человек в его индивидуальном облике и общественных связях становятся основным объектом поэтического изображения. Со второй половины XVIII в.. в Европе, а в течение XIX в.– отчасти под европейским влиянием – и на Востоке традиционалистские, риторические постулаты вытесняются из литературной теории и литературной практики. Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное заданному канону, а его создатель, центральной категорией поэтики – не СТИЛЬ или ЖАНР, а АВТОР. Традиционная система жанров была разрушена и на первое место выдвигается роман, своего рода «антижанр», упраздняющий привычные жанровые требования. Понятие стиля переосмысляется: оно перестает быть нормативным и делается индивидуальным, причем индивидуальный стиль как раз и противостоит норме. Отдельные приемы и правила уступают место подчеркнутому стремлению к само- и миро-познанию, синтезированному в широком художественном образе. Поэтику – в узком смысле этого слова – вытесняет эстетика. Писатель-романтик мыслил расширение прав и границ реальности в литературе как путь личностных ее восполнений; писатель-реалист пытался изобразить реальность как таковую, в том числе и во всех «непоэтических» ее слоях. Поэтому, утверждая согласно художественному сознанию эпохи ведущую в литературе роль автора, романтизм и реализм понимают по-разному авторские функции. Ситуация, когда произведение складывается как полифония голосов – видимо, общий случай для реалистической литературы XIX века (начиная с «Повестей Белкина» Пушкина), и полифония в романах Достоевского – лишь частный случай этой общей ситуации. Перед реалистической литературой, непосредственно сопряженной с действительностью, иногда встает опасность растворения в ней, отказа от своей специфики, от обобщающей силы художественного слова. Впоследствии, в XX веке, оппозиция романтизма (как бы сильно он ни влиял на некоторые модернистские течения) и реализма (как бы ни расширял он свои возможности, отходя от догматической регламентации) перестает быть всеохватывающей и определяющей. Литературный процесс дробится на множество школ и направлений (футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, необарокко, мифологический реализм, документализм, постмодернизм, концептуализм и т.д.), которые и в своей новизне, и в преемственности отталкиваются от самых разнородных и разновременных традиций. Однако при всем том для литературы XX века в целом вопрос о соотношении автора и текста остается центральным и актуализуется в проблемах «своего» и «чужого» слова, вне- или меж-индивидуального начала и начала индивидуального, коллективного сознания и бессознательного и сознания личностного.

Выводы по главе

1.Современное образование ориентировано на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, поэтому так важно понятие литературной компетенции.

2. Человеку необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться, и школа также должна меняться вместе с обществом – это обязательный элемент литературного образования сегодня.

3. Тропы и фигуры – это сложное языковое явление, поэтому так важно обучить детей терминам и их осознанному использованию и пониманию.

4. Для успешного и эффективного преподавания литературы необходимы различные формы и методы работы на уроке, особенно важна творческие приемы очучения.

Глава II . Читательские компетенции и процесс их формирования

    1. Характеристика опытно-экспериментальной базы.

Коллектив класса 6 «А» представлен 12 мальчиками и 12 девочками, данные дети учатся в этом классе с 1 класса, класс общеобразвоательный. Успеваемость 100%, качество знаний от 79% до 83%.

В классе есть один ребенок-инвалид (диагноз: дерматит), что никак не отражается на общем микроклимате и социализации данного мальчика.

Школа является общеобразовательной, обладает хорошей материальной базой: есть библиотека, компьютерные классы, спортивный зал и площадка, игровая комната, столовая, кабинет оборудован компьютерной техникой и выходом в Интернет, в классе имеется необходимая методическая, научная, художественная литература, игры.

Микрорайон школы обусловлен отсутствием библиотеки, контингент детей смешанный, учащиеся принадлежат к разным национальностям, общекультурным и социальным уровням, что, безусловно, влияет на отношение школьников к обучению и на развитие языковой чуткости в частности. Среди семей нет неблагополучных и проблемных.

Дети предпочитают следующие виды деятельности в классе: познание, и общение. Учащиеся могут самостоятельно ставить цели своей деятельности, мотивы участия школьника в деятельности класса: подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализация, стремление выделиться, получение поощрения.

Структура класса состоит из трех микрогрупп: основания для объединения в дружеские микрогруппы – посещение дополнительных секций танцев, самбо, тенниса.

Класс осознает себя единым целым, коллектив предпочитает участвовать в классных мероприятиях. Важное значение приобретают волонтерские акции просвещения, общения и помощи.

Но наблюдается снижение интереса к русскому языку, развитие языковой компетенции происходит медленнее и менее результативно, чем должно быть. Это заставляет искать новые подходы к решению проблемы угасания интереса к гуманитарным знаниям.

    1. Организация опытно-экспериментальной работы

Проводя первичную диагностику уровня читательской компетенции и языкового чутья посредством текстов русской классической литературы, учитель воспользовался уже апробированной методикой М.П. Воюшиной и С.В. Самыкиной.

Учитывались следующие критерии:

  • понимание основной мысли текста;
  • умение выделить главное из текста;
  • способность ответить на вопросы собеседника о прочитанном;
  • умение отобрать из предложенных источников необходимую информацию по предложенной теме;
  • готовность к речевому высказыванию;
  • начитанность;
  • мотивация чтения;
  • определение эмоционального настроя произведения;

— умение выполнять задания компетентностно-ориентированного характера: выявление основы для объединения текстов в одну книгу; подбор заголовка для сборника; подбор художественных произведений для сборника.

Результаты первичной диагностики оказались невысокими Таким образом, читательская компетенция на начало работы была сформирована слабо.

Работая над проблемой развития читательских компетенций обучающихся, мы планировали, во-первых, дать первичные навыки работы по отбору и структурированию информации, во-вторых, развить навыки аналитической работы с текстом, в-третьих, увеличить количество детей, которые осознанно и верно использовали бы тропы и фигуры в речи.

Чтобы отследить, насколько эффективной явилась работа, мы провели мониторинг в начале и в конце учебного гола. Стабильная положительная динамика по всем критериям (см. таблицы 1 и 2) позволяет сделать вывод о том, что работа по развитию читательской компетенции посредством различных творческих внеклассных и урочных форм работы приносит результаты.

Таблица 1.

Критерии

готовность обучающихся (%)

I

II

1

понимание основной мысли текста (после первого прочтения)

85

95

2

умение выделить главное из текста

73

86

3

способность ответить на вопросы собеседника о прочитанном

62

71

4

умение отобрать из предложенных источников необходимую информацию по заданной теме

46

54

5

готовность к речевому высказыванию

76

82

6

начитанность

31

31

7

мотивация чтения

38

41

8

определение эмоционального настроя произведения

72

74

9

умение выполнять задания компетентностно-ориентированного характера

46

52

Таблица 2.

Типы заданий по критерию № 9

% обучающихся

I

II

1

выявление основы для объединения текстов в одну книгу

Неверное, ничем не мотивированное решение

36

30

Названа причина для объединения произведений

48

54

Отказ от ответа

16

16

2

подбор заголовка для сборника

Заголовок подобран в соответствии с заявленным мотивом объединения

55

62

Неправильное или ничем не мотивированное решение

27

24

Отказ от ответа

18

14

3

подбор художественных произведений для сборника

Верная подборка

38

45

Неверная подборка

50

46

Отказ от ответа

12

9

Таким образом, использование интегрированных уроков и мероприятий повышает уровень читательской компетентности и способствует развитию интереса к чтению и к художественному слову.

Выводы по главе

  1. Критериями читательской компетенции всегда было «снятие» информации, мы выявили, что работа с разными творческими формами заданий, дала результаты.

  2. Сегодня мы видим интенсивный процесс расширения и углубления литературоведческой теории, что для будущего выпускника школы не всегда важно для жизни и профессиональной деятельности, а чутье языка и компетенции в литературе необходимы, чтобы выбрать свой стиль и верно пользоваться единицами языка в речи.

Заключение

Курсовая работа посвящена теме современного литературного образования.

Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей развития читательской компетенции.

В процессе достижения цели мы решали ряд задач. Согласно первой задаче, компетенция представляет собой сложную форму сознания, выраженной в стилистике. Основная функция языкового чутья или компетенции – коммуникативная, которая сопряжена с культурными компонентами.

Согласно второй задаче система занятий по овладению литературоведческим материалом строится с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих развитию читательской компетенции.

Согласно третьей задаче, мы выявили особенности взаимоотношения автора-читателя в разные периоды развития литературы, выявили пути взаимодействия с другими компонентами литературного процесса в целом.

Посредством четвертой задачи, мы провели опытно-экспериментальное исследование, которое выявило положительную динамику по ряду критериев, которые в общей совокупности выражают читательскую компетенцию детей.

Следовательно, данное исследование подтвердило гипотезу о том, что

Таким образом, цель нашей работы достигнута, основные задачи решены.

Теоретическая значимость исследования

Практическая значимость состоит в том, что определены задачи и организована опытно-экспериментальная работа; исследованы особенности развития литературных компетенций; определены содержание и методика работы по развитию компетенции. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной практике литературного обучения и в процессе повышения квалификации педагогов ОУ.

Языковая способность у людей сформировалась на основе внутренних обобщений в процессе речевого общения, постепенно усложняя и систему языка – этот процесс бесконечен, как и бесконечен процесс развития читательской компетенции.

Перспективы нашего исследования заключаются в разработке цикла занятий.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/sovremennyiy-urok-literaturyi/

1. Авлова Т.Г. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику) / Т.Г. Авлова, Н.В. Краснова. – СПб.: Специальная Литература, 1997. – 544с.

2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2007. – 220 с.

3. Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. – М.: Высшая школа, 1999. – 281 с.

4. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 9. – С. 88-89.

5. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С.К. Бондырева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 269 с.

6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 355 с.

7. Глаголева С.А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С.А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла.

8. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

9. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.

10. Леднев В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднев, М.В. Никандров, М.В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.

11. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Наука, 1991. – 470 с.

12. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»).

– СПб.: Академический проект, 2002. – 376 с.

13. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – М.: Академический Проект, 1998. – С. 281.

14. Словарь – справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: ФИРО, 2010. – 632 с.

15. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева. – М.: Наука, 1974. – С.148.

16. Смирнова Н.И. Развитие идеи коммуникативности в ХХ веке // Вопросы филологии, 2004. – № 2. – С. 16-18.

17. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 218 с.

19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

20. Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы: Учеб. пособие для вузов / М.Н. Эпштейн. – М.: Изд-во Высшая школа, 2006. – 559 с.

Приложение, Методическая разработка для урока литературы в 8-9 классах., Филологический анализ стихотворения А.А. Фета

«Шепот, робкое дыхание…»

Афанасий Афанасьевич Фет

1844 словесное отделение философского факультета университета

Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга.

В 1850 в журнале «Современник», ИМПРЕССИОНИЗМ, После почти десятилетнего упадка интереса к поэзии наступил резкий перелом

природа и любовь

Графическое пространство, Фонетический уровень

морфологического уровня

Существительные

Эпитет милое в русской языковой картине мира является в некоторой степени идиоматичным, так как для русского милый значит любимый, дорогой сердцу человек. Соловей – русская реалия, только русскому человеку понятно, что речь идет о птице, которая поет в мае. Антонимический ряд свет – тени так же важен для русского миропонимания. Свет – это созидательное начало в христианстве и в язычестве, тень – это некая ипостась тьмы – деструктивного начала.

Эпитет робкое можно трактовать неоднозначно. В словаре Ожегова: несмелый, боязливый. Здесь – семантическое наращение, прилагательное робкий , стоя рядом с существительным дыхание , приобретает оттенки интимности и физиологичности.

Логическое пространство

Эмотивное пространство текста не выражено в форме адресата или в категории автора: нет личных местоимений, номинативная и генитивная формы именного предложения. Словосочетание волшебные изменения передает эмоциональность и динамичность ситуации. Эмоциональность, физическую сторону любви так же передают лексемы лобзания и слезы . Ситуация общения подразумевает время, место и свидание людей. Авторские оценки даны через образы окружающей природы. Эмоциональность, незавершенность выражается с помощью приема умолчания, восклицательной интонации и ряда точных повторов.

Стихотворение «Шепот, легкое дыханье…» яркий пример произведения в духе импрессионизма. Фет не раз высказывался по поводу своих эстетических взглядов, известны его статьи по вопросам литературы и искусства (например, «о стихотворениях Ф.Тютчева», 1859).

Это во многом идеи эстетизма. Поэт утверждает, что ему дорога только одна сторона предмета – его красота. Главное для поэта – передать образ во всей полноте и чистоте, « минуту восторга». Фет увлекался философией Шопенгауэра, и это не могло не повлиять на его собственное мировоззрение. Поэзия Фета сложна и противоречива. Сильное чувство природы (природу воспринимает как человека), редкая наблюдательность (например, отблеск янтаря), тонкая фиксация оттенков душевной жизни (робкое дыхание), глубокая эмоциональность (И заря, заря!..) сочетаются в его поэзии с иррационализмом и субъективизмом, с ограниченностью тематики и бедностью идейного содержания. Несмотря на последнее, отметим, что основной тон стихотворения «Шепот, легкое дыханье…» – светлый, основное настроение – настроение душевного подъема. Упоение, красота, любовь, природа, грезы, восторг, наслаждение – вот то немногое, что мы чувствуем, читая это стихотворение. Природа у Фета – лишь объект восторга, эстетического наслаждения. Связь природы и человека – средство выражения растворенности в лирическом чувстве. Роза, заря, янтарные отблески тучек – символы духовного соединения с природой (причем как эстетическое переживание).

А чем больше захватывает человека эстетическое переживание, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение можно считать неким романтическим «двоемирием». В стихотворение нет указания на автора, ведь Фет не любил автобиографичности в стихах. Но через природное начало он показывал природу человеческой души, и в первую очередь своей. Интонационный строй, мелодика стиха, зоркость – все это отличало лирику Фета. Так же Фет утверждал, что его произведения не нуждаются в названии, так как и интонация, и мелодика стиха, и природа присутствуют в каждом его стихотворении. Все его произведения – это одно большое полотно, полотно любви и красоты.