Фактические и речевые ошибки у школьников и писателей

Сочинение

Учителя и методисты часто называют авторов школьных сочинений писателями, а писатели, как выразился И.В. Устрицкий, – «те же учащиеся» [Устрицкий 1939: 3]. Поэтому, естественно, в текстах, которые составляют школьники и писатели, есть много общих недостатков, в частности, фактические и речевые ошибки. Рассмотрев их, мы еще раз подчеркнем, что все пишущие, независимо от возраста и квалификации, действуют по одним и тем же законам и что учителя русского языка вправе воспользоваться опытом редакторов художественной литературы в их отношении к фактическим и речевым ошибкам писателей.

(«С голубого неба хлопьями падал изумрудный снег»)

«Над голубой лентой Енисея висит серое небо», «Деревья шатаются со страшным скрипом и воем».

«Нормы оценки» к фактическим ошибкам относятся более снисходительно, чем к орфографическим. Отметка «4» (за содержание и речевое оформление) ставится при «единичных», а «3» при «отдельных» фактических неточностях. Отметка «2» ставится, если допущено «много» фактических ошибок. Но нигде не указывается точное их количество.

Приведем несколько примеров фактических ошибок, отмеченных И.А. Буниным у поэтов того времени.

«колосья пшена разбирая»

«подорожник весь в цвету»

Совершают фактические ошибки не только поэты, но и прозаики. М.А. Шолохов у одного автора прочитал, что «в августе месяце ходят желтые гусята», чего в действительности в августе не бывает [Советы молодому автору 1965: 189].

К.А. Федин остался благодарен читателю романа «Братья», написавшему автору, что на Урале, когда багрят осетра, пробивают лед не ломом, а пешнею. Писатель сам никогда не наблюдал этого процесса, «покраснел и сменил «лом» на «пешню» [Федин 1980: 450].

Существует две точки зрения по вопросу о том, какие ошибки считать речевыми. В узком (школьном) понимании это ошибки и недочеты в словоупотреблении [Капинос 1986]. В широком толковании, принятом в лингвистике, сюда относятся, кроме того, грамматические ошибки и даже стилистические [Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник 2003: 579].

В широком понимании речевых ошибок и поведем разговор о них применительно к произведениям поэтов и писателей.

3 стр., 1002 слов

«Ошибки молодого учителя»

... на ошибку. Похожего мы ждёт не только от учеников, но и от их родителей. Многие педагоги уверены, что хороший родитель тот, кто выполнят абсолютно все просьбы и распоряжения учителя, ... будь то совет по учёбе или воспитанию ребёнка. 2. Принятие неуспеваемости и хулиганства учеников на свой счёт. ...

Осенью 1830 года в Болдине А.С. Пушкин начал писать статью «Опровержения на критики», в которой признал справедливыми упреки рецензентов, обнаруживших в стихах поэта 5 грамматических ошибок за 16 лет поэтической деятельности [Пушкин 1978: 121].

А. Фадеев без стеснения признался, что в рукописи романа «Молодая гвардия» редакторы С. Разумовская, А. Тарасенко, А. Лукин нашли «около трехсот стилистических» ошибок, которые автор с благодарностью принял [Советы молодому автору 1965: 170]. Сейчас невозможно точно установить характер этих ошибок. В те годы в школе к стилистическим ошибкам относили не только собственно стилистические, но также речевые и грамматические ошибки. А. Фадеев говорит о стилистических «поправках». Триста поправок – это не так мало для уже опытного к тому времени писателя. Если к такому количеству ошибок-поправок подойти со школьной меркой, то отличной, а может быть, и положительной отметки за содержание и речевое оформление «Молодой гвардии» А. Фадееву было бы не видать.

А. Левитас, сотрудник Международного центра дистанционного обучения, автор спецкурса «Ошибки словоупотребления», предлагает найти в рассказе Л.Н. Толстого «Черепаха», в котором 393 слова, «десятки речевых ошибок», «одинаково непростительных как сегодня, так и сто лет назад» [Левитас 2001]. Приведем рассказ Л.Н. Толстого.

Черепаха

Один раз я пошел с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружье и пошел за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон не пошёл в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперед. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха величиною с шапку. Голая темно-серая голова на длинной шее была вытянута как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина ее вся была покрыта корой.

Когда она увидала собаку, она спрятала ноги и голову и опустилась на траву, так что видна была только одна скорлупа. Мильтон схватил ее и стал грызть, но не мог прокусить ее, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у нее разрисована спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется. Когда держишь ее в руках и смотришь под скорлупу, то только внутри как в подвале, видно что-то черное и живое. Я бросил черепаху на траву и пошел дальше, но Мильтон не хотел её оставить, а нес в зубах за мною.

Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он так рассердился на неё за это, что стал лаять и опять схватил её и понес за мною. Я опять велел бросить, но Мильтон не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и бросил. Но он не оставил её. Он стал торопиться лапами подле нее рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землёю.

Черепахи живут и на земле, и в воде, как ужи и лягушки. Детей они выводят яйцами, и яйца кладут на земле, и не высиживают их, а яйца сами, как рыбья икра лопаются – и выводятся черепахи. Черепахи бывают маленькие, не больше блюдечка, и большие, в три аршина длины и весом в 20 пудов. Большие черепахи живут в морях. Одна черепаха в весну кладет сотни яиц. Скорлупа черепахи – это её рёбра. Только у людей и других животных ребра бывают каждое отдельно, а у черепахи рёбра срослись в скорлупу. Главное же то, что у всех животных рёбра бывают внутри, под мясом, а у черепахи рёбра сверху, а мясо под ними.

5 стр., 2264 слов

СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА (1)– Мама, смотри! — раздался ликующий Васин вопль. (2)

... современником 8-ми монархов Великобритании и ее 50-ти премьер-министров! СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА (1)— Мама, смотри! — раздался ликующий Васин вопль. (2)Она подошла к сыну. (3)В углу зоомагазина, на дне выстланного соломой ящика, ... или смириться с ошибкой. Многомудрый Литрекон советует Вам сохранить подборки аргументов о совести (из жизни и литературы), а также посмотреть образец сочинения 9.3 на ОГЭ ...

Если действительно здесь «десятки речевых ошибок», то Лев Николаевич не получил бы положительной отметки за свой рассказ от школьного учителя, потому что за содержание и речь для отметки «3» допускается только 5 речевых недочетов, для отметки «2» – до семи, а сочинение, в котором более 7 речевых недочетов, оценивается более низкой отметкой.

В.И. Капинос изучала соотношение речевых и грамматических ошибок в изложениях и сочинениях учащихся 4-8 классов школ Москвы, Магнитогорска, Пскова, Севастополя и Московской области. Она проанализировала более тысячи письменных работ. Количество речевых недочетов (ошибок) в целом по 4-8 классам и в каждом классе в отдельности примерно в два раза превышает число грамматических ошибок: в 4-5 классах речевых ошибок в 2,7 раза больше, чем грамматических, в 6-7 – в 2,2 раза, в 8 классе – в 1,8 раза. Явление это объясняется «объективной особенностью усвоения родного языка»: грамматические нормы усваиваются быстрее и надежнее, чем нормы функционирования языковых единиц, а школьный курс русского языка, сориентированный на изучение строя языка, не оказывает нужного влияния на речевую культуру и нуждается в совершенствовании [Капинос 1975: 100-101].

Сопоставив фактические и речевые ошибки у писателей и у школьников, мы приходим к выводу, что в наше время, когда вопросы лжи и правды особо актуальны, фактические ошибки в сочинениях школьников следует учитывать более строго, чем предусмотрено «Нормами», и более строго, чем речевые (в их узком понимании), часто встречающиеся и у опытных писателей по той же объективной причине, что и у школьников: нормы функционирования слов усваиваются менее надежно, чем грамматические нормы. Речевые ошибки целесообразнее исправлять, как это делают редакторы художественной литературы, и не учитывать при выставлении отметки за сочинение, как не учитывают их редакторы при решении вопроса о публикации романов, повестей, рассказов.