«Развитие речи младших школьников при работе над м в начальной школе»

Сочинение

Проблема развития речи младших школьников в настоящее время находится в центре внимания, так как речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. К сожалению, речь не только младших школьников и старшеклассников, но и студентов и даже дипломированных специалистов не отвечает этим качествам, поэтому языковое образование и речевое усовершенствование школьников – одна из центральных проблем в современной методике обучения русскому языку. Особенно остро эта задача стоит перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что повышение речевой культуры учащихся – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Примерно 70-80 % человек слушают, говорят, читают, пишут, иными словами, занимаются речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом преподаватель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений разных видов. Учение сочинению — это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности. Сочинение — это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, выражать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Исходя из актуальности, для практики в начальной школе мной сформулирована тема исследования: «Развитие речи младших школьников при работе над сочинением в начальной школе».

25 стр., 12090 слов

Специфика изучения устного народного творчества в начальной школе

... значимость работы заключается в возможности использования ее практических материалов студентами факультета психолого-педагогического и специального образования в процессе прохождения педагогической практики. Структура Глава 1 Теоретические аспекты изучения устного народного творчества в начальной школе Основная ...

Объект исследования — процесс развития речи у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — методика развития речи при написании сочинений разных видов в начальной школе.

Целью исследования является разработка научно обоснованной и практически проверенной методическую систему развития речи у детей младшего школьного возраста при работе над сочинением в начальной школе.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить основные методики развития речи у детей младшего школьного возраста.

  3. Создать сборник упражнений, направленных на совершенствование речи у детей младшего школьного возраста при работе над сочинением в начальной школе.

  4. Практически проверить эффективность данного комплекса упражнений, направленных на развитие речи у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что если осуществлять постоянное наблюдение над развитием речи детей младшего школьного возраста посредством проведения сочинений и упражнений регулярно, то развивающий эффект будет существенно выше, мышление и речь учащихся начальной школы будет улучшаться интенсивнее.

Для решения поставленных мною задач применялись следующие методы исследования:

  • теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;

  • практические методы исследования: наблюдение, беседы, диагностический материал, изучение и анализ документов и продуктов деятельности учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе проблемы развития речи младших школьников путем исследования научно-педагогической литературы

Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе определены основы методики развития речи младших школьников, которые могут успешно использоваться на уроках русского языка при работе над сочинением.

База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 5». Класс: 2 «Г», классным руководителем которого является Муксимова Мила Юрьевна.

46 стр., 22977 слов

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

... выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста. объект исследования - театральная педагогика;. задачи исследования : 1. рассмотреть особенности психологического развития детей младшего школьного возраста; 2.изучить специфику формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста; ...

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В, ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ

1. 1 Основные понятия исследования

Развитие речи – широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи.

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Начальная учебное заведение – уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Урок русского языка – основная форма обучения, систематически применяемая для обучения русскому языку, развития и воспитания учащихся средствами предмета в учреждениях, обеспечивающих получение образования.

Речевые качества:

    1. Правильность речи – это, прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.

    2. Чистота речи – это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение.

    3. Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств.

    4. Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли.

    5. Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.

    6. Уместность речи – это соответствие высказывания конкретной ситуации.

1. 2 Развитие речи младших школьников как актуальная проблема современности

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является совершенствование речи. Деятельность над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое учение русскому языку, учение регулярное и систематическое, учение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, учение литературным формам речи.

21 стр., 10099 слов

По русскому языку «Развитие речи»

... методические приемы совершенствования развития речи младших школьников при обучении грамоте. Цель: исследовать работу по развитию речи в период обучения грамоте Для ... точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи — важная задача обучения родному языку. В последние годы возрос ... с текстом: составление рассказов по картинке, серии картин, по аналогии с прочитанным; пересказ ...

Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь.

Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVІII-XIX вв. (Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский).

В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.

Для обучения языка нужна осмысленная деятельность над выражением собственной мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как мысли в языке.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

В. Сухомлинский говорил: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии».[4, 286 ]

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое усовершенствование. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст — его дошкольный и ученический.

В раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих всё усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Совершенствование речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие речевого развития ребёнка, как уже было отмечено,- это потребность общения или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.

3 стр., 1194 слов

Фактические и речевые ошибки у школьников и писателей

... и правды особо актуальны, фактические ошибки в сочинениях школьников следует учитывать более строго, чем предусмотрено "Нормами", и более строго, чем речевые (в их узком понимании), часто встречающиеся ... ошибок: в 4-5 классах речевых ошибок в 2,7 раза больше, чем грамматических, в 6-7 – в 2,2 раза, в 8 классе – в 1,8 раза. Явление это объясняется "объективной особенностью усвоения родного языка": ...

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка.

Речевая среда — это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем легче он познаёт сложные связи в природе и в обществе. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом.

И чтение, и письмо-это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм.

Следующая область работы школы по развитию речи — это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей. Руководство в этой сложной работе — методика развития речи учащихся.

В методической литературе, в учебных программах и других документах для школ, в живом педагогическом общении термин совершенствование речи имеет минимум три значения.

Во-первых, совершенствование речи — это главная, стратегическая цель обучения языку: языку надо учить для того, чтобы развивать речь детей (навыки слушания, говорения, письма и чтения) и на этой основе осуществлять их интеллектуальное, эстетическое и нравственное усовершенствование.

Во-вторых, совершенствование речи — это ведущий принцип обучения языку и речи, используемые методы и приёмы работы должны активно способствовать формированию и развитию речевых навыков детей и тем самым обеспечивать достижение стратегической цели обучения.

В-третьих, совершенствование речи — это система работы учителя и учащихся, направленная на формирование и усовершенствование у детей речевых умений и навыков.

3 стр., 1160 слов

Урок развития речи по русскому языку » по картине К.Ф. Юона ...

... мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона «Мартовское солнце». (необходимо понять замысел ... 7. Устное рассказывание по плану. 8. Речевая подготовка. Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому ... ём ошибка и исправьте её. Солнечный свет отражается на снег. (на чём? На снегу.) Картина полна светом. ...

Для хорошего владения речью необходимо умение использовать языковые явления, а изучение языковой теории поможет детям осмыслить языковые явления и закономерности их использования в практике. Изучение языковой теории и деятельность над речью должны органически соединяться и дополнять друг друга

Орфографическая работа — это фактически деятельность над всеми сторонами языка. Она содействует углублению и систематизации знаний во всех областях языка, совершенствует соответствующие языковые умения, помогает понять, как устроен и как работает язык, способствует развитию речевых навыков учащихся, как в устной, так и в письменной форме.

Принцип развития речи лишь декларируется в программах и методических пособиях как ведущий принцип обучения, который должен связывать всю работу по языку и обеспечивать речевое усовершенствование детей. Мы не научились пока по-настоящему воплощать этот принцип в жизнь.

Нужно организовать эффективное учение, в результате которого дети действительно осмыслят изучаемые явления языка, и речи на доступном их возрасту уровне, будут уметь сознательно пользоваться полученными знаниями в своей речевой практике и тем самым совершенствовать свою речь.

Если мы сумеем организовать изучение языка на основе анализа речи, речевой деятельности, то создадим условия для осмысления учащимися самой речи, содержащей языковые элементы. Это устранит искусственный разрыв между работой над языком и речью.

Какую же речь можно считать хорошей, к чуму следует стремиться учителю и ученику?

Первое требование — требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование — требование логичности, последовательности, чёткости построения речи, хорошее знание того, о чём школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этого цели наилучшие языковые средства — такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Выразительность речи — это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов.

19 стр., 9380 слов

Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе

... детективов каких-либо существенных изменений своей речи вы не заметите. Напротив, такие, ... сказано. А слова известного поэта «Словом можно спасти, словом можно убить, словом можно полки ... других ошибок. Культура речи — это степень владения хорошим литературным языком. Культура речи ... нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как о самом дорогом существе. Ведь именно речь ...

Ясность речи — это её доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое произношение звуков, соблюдение правил орфоэпии — произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно, достаточно громко владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

Современное учебное заведение уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникает вопрос: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое усовершенствование с усовершенствованием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала.

Как говорил К. Д. Ушинский: «Развивать в детях дар слова — значит почти то же самое, что и развивать в них логичность мышления». [4, 170 ]

Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.

Отождествлять совершенствование речи с усовершенствованием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Деятельность мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на усовершенствование мышления Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах.

Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его — задача каждого человека.

1.3 Речевые ошибки и причины их возникновения

Рассмотрим классификации, представленные в работах М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, М. С. Соловейчик. В работах Т. А. Ладыженской отмечается, что «для практики обучения языку представляется целесообразным подойти к классификации речевых ошибок и недочетов с позиции современной лингвистики, различающей строй языка (систему языковых единиц) и употребление языковых средств в речи». В связи с этим Т.А. Ладыженская выделяет две большие группы ошибок: грамматические ошибки (ошибки в структуре (в форме) языковой единицы); речевые (ошибки в употреблении (функционировании) языковых средств).

7 стр., 3013 слов

Содержательно-методические аспекты подготовки к итоговому сочинению ...

... … 8. «Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью» (Филлис Терос) 9. «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки» (Лоуренс Питер) ... сочинения Критерии оценивания сочинения, Критерий 1. Соответствие теме, Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала ______________________________________ Критерий 3. Композиция Критерий 4. Качество речи ...

[9, 112 ]

М. Р. Львов подходит к классификации речевых ошибок иначе: «Стилистические ошибки делятся на речевые и неречевые (композиционные, логические и искажение фактов)» [13, 237 ]

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксисо-стилистические». Следовательно, в основе классификации М. Р. Львова лежит деление ошибок на группы, соответствующие уровням языковой системы, т.е. ошибки лексические, морфологические, синтаксические.

М. С. Соловейчик в своих исследованиях выделяет два вида отклонений в речи учащихся: нарушение языковой правильности (отклонения от требований языковой системы); нарушение речевой правильности (отклонения от требований контекста).

[14, 128 ]

В связи с этим М. С. Соловейчик выделяет две группы речевых ошибок:

1 группа – грамматические ошибки, связанные с нарушением структуры, образования языковых единиц — слов, форм слов, словосочетаний, предложений.

2 группа – речевые недочеты, вызванные неумением пользоваться в практике обучения языковыми средствами.

Рассмотренные выше классификации речевых ошибок схожи между собой. В них все ошибки подразделяются на следующие группы: Речевые ошибки (недочеты).

Грамматические (неречевые) ошибки.

Отметим, что Т. А. Ладыженская и М.С. Соловейчик основывают группировку грамматических ошибок на основе тех языковых единиц, структура которых нарушена. Например, застрял в лужу (ошибка в формообразовании).

Первый вид ошибок, который выделяют данные авторы — это ошибки в образовании (структуре) слова. [9 , 48 ]

Т.А. Ладыженская выделяет следующие виды ошибок: в именах прилагательных; глаголах.

М. Р. Львов называет ошибки в образовании слова морфолого-стилистическими и к ним относит: детское словотворчество — дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка; образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка; пропуск морфем; образование множественного числа существительных, употребляемых только в единственном числе. [12, 192 ]

5 стр., 2418 слов

Сочинения по русскому языку учащихся 3-х классов программа «Школа России»

... моему в ней изображена тоска. Сочинение по иллюстрации «Иван царевич и лягушка квакушка» — работа русского художника Ивана Билибина (1876— ... написана красками холодных оттенков. Мне очень понравилась эта картина. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» «Снегурочка« картина Виктора ... эта картина, потому что она по моей любимой сказке. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы». «Конец зимы. ...

Ошибки в образовании формы слова делятся на: ошибки в образовании имен существительных, связанных с категориями рода, числа, падежа: вкусная печенья, красная помидора — ошибки в незнании рода существительных; много делов, много яблоков — ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа; в польтах — ошибки в образовании падежных форм несклоняемых существительных; языки пламя — ошибки в образовании падежных форм существительных на -мя; послали погонь — ошибки в окончаниях в винительном падеже, в предложном падеже; ошибки в образовании имен прилагательных — ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени; ошибки в образовании глагольных форм — в спрягаемых формах с чередованием согласных в корне; ошибки в образовании форм личных местоимений: для ее, к ей — отсутствие наращения -н в косвенных падежах местоимений третьего лица после предлогов; ихний — избыточное образование формы родительного падежа множественного числа местоимений третьего лица в притяжательном значении.

М. Р. Львов в своих работах не выделяет группу ошибок в построении причастных и деепричастных оборотов. Ошибки, которые он относит к синтаксисо-стилистическим, другие авторы определяют уже как речевые. Т. А. Ладыженская и М. С. Соловейчик, кроме того, еще выделяют ошибки в построении предложений: ошибки в построении предложений с однородными членами. По Т. А. Ладыженской это ошибки такого типа, например: «Девушка была румяной, гладко причесана».

С. Н. Цейтлин описывает классификацию, в основе которой лежит отношение к двум основным формам речи – устной и письменной. Данная классификация представлена на Рисунке 1.  речевые ошибки и причины их возникновения 1

Рисунок 1 – Классификация речевых ошибок по С. Н. Цейтлину

Предметом обсуждения в работах С. Н. Цейтлин являются ошибки, свойственные обеим формам речи. Такой же классификации придерживается Ю. В. Фоменко. В своей статье «О принципе классификации ошибок в письменных работах школьников» Ю. В. Фоменко более подробно, чем С. Н. Цейтлин описывает речевые ошибки. В основе его классификации лежит «соответствие речи действительности, мышлению и языку».

Первый тип речевых ошибок – лексические ошибки. Они делятся на ряд подтипов: употребление одного слова вместо другого; слово сочинительство; нарушение законов семантической сочетаемости слов; плеоназмы; многозначность, порождающая двусмыслицу; лексические анахронизмы, т. е. слова хронологически не соответствующие изображаемой эпохе; Фразеологические ошибки – это всякого рода нарушение состава и формы фразеологизмов. Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Синтаксические ошибки – нарушение правил построения предложений, правил сочетания слов. Данный класс ошибок почти полностью совпадает с ошибками, представленными в классификации М. С. Соловейчик. Фоменко Ю.В. добавляет к ним следующие типы ошибок: 1) ошибки в конструировании сказуемого; одновременное использование сочинительного и подчинительного союзов; неправильная расстановка частей составного союза; К числу морфологических ошибок, по мнению Ю. В. Фоменко, относятся ошибки такого типа: «Брат глухой к моим просьбам».

1.4 Методика обучения сочинению и его проведения

в начальной школе

За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: “Как мы убирали школьный двор”, ”Как мы встречали птиц”. В них описывается начало того или иного действия или события, его усовершенствование и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Деятельность носит обучающий характер.

Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить иллюстрации к прочитанному и сюжетные картинки.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Такая деятельность по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.

Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся.

В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения преподаватель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок. После проверки работ преподаватель отводит несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.

Сочинения во 2-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.

С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, преподаватель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом.

Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Деятельность может проводиться по такому плану: Сообщение темы и цели работы. Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана. Коллективное составление плана рассказа по плану. Обдумывание рассказа в целом каждым учеником. Связные рассказы по плану.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе: Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.).

В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия преподаватель направляет на то, чтобы научить учащихся: писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. Написать рассказы о случаях из своей жизни. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений. Правильно строить простые предложения различных типов. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Деятельность начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.

Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

Письменные сочинения в III классе разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.

Тема сочинения и ее раскрытие.

Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно.

Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.

В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае преподаватель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.

Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная деятельность над темой, ее понимание и раскрытие.

Сочинение по картинам.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

Уже в I классе практикуется устное описание картины. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

Сочинения по наблюдениям.

Наблюдательность очень важна для развития речи. Учебное заведение организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают итоги наблюдений. Это сочинения — описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.

Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.

Сочинения на основе прочитанного

Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю).

Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.

В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого — то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.

Так постепенно школьники подготавливаются к III классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная деятельность на уроке. Кроме того, написание отзывов организует библиотека, где ведется журнал читательских мнений.

Учение письму отзывов в III классе протекает так. Преподаватель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.

На следующем уроке составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями.

Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в IV – VIII классах в сочинения на литературные темы. Школа вооружает своих воспитанников умениями, необходимыми в общественной жизни. Так в начальных классах дети могут научиться писать простейшие заметки в газету. В сущности сочинения на самые разнообразные темы могут быть написаны как заметки в газету. Дети, поняв общественную пользу от своих сочинений. Охотнее и серьезнее работают над ними. К сожалению, в начальных классах редко издают стенгазеты. Если же газета выходит, она способствует не только сплочению коллектива, но и развитию речи школьников.

В III классе учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания: уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.

Заметка – это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии).

Сочинения по данной части

Сочинение имеет три вида: сочинение по данному началу; сочинение посередине; сочинение по концу.

Требования: Отрывок должен быть кратким. Начало должно включать завязку. Середина должна включать кульминацию. Конец должен включать развязку. Можно объединить по данному концу и началу. Любая часть должна направить мысли ребенка по определенному руслу.

Сочинения миниатюры

Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная деятельность здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их.

Систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

Выводы по I главе

Речь — это средство общения, необходимое, прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык, культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Таким образом, под речевыми ошибками понимаются любые случаи отклонения от действующих языковых норм. В данной работе проанализированы классификации речевых ошибок М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, С. Н. Цейтлин, М. С. Соловейчик. По моему мнению, классификация М. С. Соловейчик является более приемлемой для изучения письменных работ учащихся начальных классов. В ней доступно и подробно описаны всевозможные речевые ошибки, которые встречаются в работах детей. Данная классификация содержит две основные группы ошибок: грамматические и речевые, что позволяет более точно классифицировать их, разграничивать по типам, не смешивая друг с другом.

Сочинение – творческая деятельность. Школьники любят сочинение, любят за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить самостоятельность, писать своё. Это учебная деятельность одно из видов по развитию речи учащихся.

Также в первой главе дипломного исследования раскрыты такие аспекты, как языковые особенности устной и письменной речи младших школьников, речевые ошибки и причины их возникновения. Подробно рассмотрена методика обучения сочинению и его проведению в начальной школе.

ГЛАВА II ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ, НАД СОЧИНЕНИЕМ

2.1 Программа исследования по проблеме развития речи младших школьников при работе над сочинением

Целью опытно-экспериментальной работы является исследование возможностей использования методов работы над сочинением на уроках русского языка во втором классе для развития речи младших школьников.

Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Создать сборник упражнений, направленных на развитие речи у детей младшего школьного возраста при работе над сочинением в начальной школе.

  2. Практически проверить эффективность данного комплекса упражнений, направленных на развитие речи у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что если осуществлять постоянный контроль над усовершенствованием речи младших школьников путем проведения сочинений систематически, то развивающий эффект будет значительно выше, мышление и речь учащихся будет развиваться интенсивнее.

Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «СОШ № 5» г. Сатки, Челябинской обл., дети 2 «Г» класса в количестве 16 человек, из них 8 девочек и 8 мальчиков. В целях охраны личных данных детей второго класса в педагогическом эксперименте информация о них представлена кодовым номером от 01 до 16. Эксперимент включал в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Таблица 1

План проведения исследования

Задачи,

решаемые в данном

мероприятии

Сроки проведения

Используемые методики

Примечание

1

Задание № 1. «Сочинение – описание» (констатирующий этап эксперимента)

Определить уровень развития письменной речи ребенка младшего школьного возраста.

16.04.2019

Написание сочинения по картине Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Приложение А

Конспект урока русского языка «Сочинение по картине Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»»

2

Задание № 2. «Пересказ прослушанного текста» (констатирующий этап)

Определить уровень развития устной речи ребенка младшего школьного возраста.

с 15.04. по 17.04.2019

Пересказ прослушанного текста из пособия И. Н. Садовниковой.

Приложение Б

Текст для пересказа

3

Задание 3.

«Анкета для родителей»

(констатирующий этап)

Выявление уровня развития речи у детей, по мнению родителей.

16.04.2019

Анкета «Выявление уровня развития речи у детей»

Приложение В

Бланки анкет для родителей.

4

Задание 1.

«Анкета»

(формирующий этап)

Развитие письменной речи детей младшего школьного возраста.

С 18.04.2019 по 22.04.2019

Заполнение анкеты.

Приложение Г

Бланк анкеты.

5

Задание 2.

«Опиши картину»

(формирующий этап)

Развитие устной речи детей младшего школьного возраста.

С 17.04.2019 по 22.04.2019

Составление устного описания картины.

Приложение Д

Инструкция к игре «Опиши картину».

6

Задание 3.

«Перевод пословиц»

(формирующий этап)

Расширение словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

С 17.04.2019 по 25.04.2019

Перевод пословиц и поговорок и дословного перевода с разных языков на русский литературный язык.

Приложение Ж

Инструкция к игре «Перевод пословиц».

7

Задание 4.

«Что у нас за окном?»

(формирующий этап)

Развитие устной речи детей младшего школьного возраста.

С 17.04.2019 по 25.204.2019

Описание погодных условий на организационном этапе урока русского языка.

8

Задание 5.

«Игра «Определения»»

(формирующий этап)

Развитие устной речи и расширение словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

С 17.04.2019 по 25.04.2019

Составление подходящего определения слова или подбор подходящего слова к определению.

9

Задание 6.

«Игра «Противоположность»

(формирующий этап)

Развитие устной речи и расширение словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

С 17.04.2019 по 25.04.2019

Подбор слова, противоположного изображению.

Приложение И

Инструкция к игре «Противоположность».

10

Задание 7.