Методика преподавания сочинения в начальных классах

Курсовая работа

Сочинение по наблюдению начинается с работы по сбору информации и «собиранию» с собственными мыслями. Когда учащиеся пишут сочинение об окружающем мире, им легче всего внимательно наблюдать и собирать разные подробности. Можно предложить им завести маленькие блокнотики, в которых они будут записывать отдельные слова, словосочетания, маленькие короткие предложения по теме. При обсуждении с одноклассниками они вспомнят все подробности.

Учитель предлагает вспомнить прогулку или экскурсию, предметы, которые встречались по дороге или в каком-либо месте. При работе в паре или групповой работе учащиеся обсуждают варианты зачинов (начало) сочинения. Учитель предлагает детям написать три разных варианта первого предложения, после этого ученики рассматривают каждое из них, выбирают наиболее понравившееся. Сбор информации по определенной теме требует внимания и дополнительных знаний от ребенка.

2. Работа над планом.

С первого класса необходимо учить писать сочинение по плану, хотя мнения педагогов и методистов сейчас по этому вопросу расходятся: многие предлагают просто отказаться от плана. Вначале планы составляются коллективно, в конце второго класса – уже самостоятельно, но во всех классах начального звена нужна помощь учителя.

М.А. Рыбникова писала: «Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы». Это же относится и к сочинению-описанию. Написание плана рекомендуется начать с беседы по вопросам:

  • Что можно написать во вступлении к сочинению?
  • Из скольких частей (пунктов) может быть основная часть?
  • Что можно написать в заключении?
  • Продумайте последовательность плана, переходы от одного пункта к другому.

(Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. – М.: Просвещение, 1993)

3. Составление чернового текста.

Составление чернового текста – это перенесение мыслей на бумагу. Необходимо воспитать у ребенка понимание процесса создания текста, как составление ряда черновых вариантов.

8 стр., 3551 слов

Конспект русского языка в 11 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению ...

... текста. Маркировка ключевых слов «+» и «-». (1)Глянец — это хорошо продуманная машина(-) для продажи(-) глупым(-) богатым людям дорогих вещей. (2)А дорогие вещи и производятся для того, чтобы их купили глупые ... порядке) Расположите части сочинения в нужном порядке, как будет построено ваше сочинение. 4. Работа с текстом. Обратимся к тексту, по которому мы будем писать сочинение. Это текст 7 вар, с. ...

Научите ребенка создавать черновой материал, используя ряд рекомендаций:

  • Напишите на отдельном листе слово «черновик», это дает понять, что варианты работ не являются окончательными.
  • Предложите учащимся, чтобы они писали через строчку: у них появится место, где можно вписать новый текст или добавить то, что придет им в голову позднее.
  • Покажите учащимся, как с помощью стрелок, прикрепленных степлером добавочных листков или других приемов, указывают на те места черновика, которые требуют правки.

— Напомните учащимся, чтобы на этапе составления чернового текста они не беспокоились ни об орфографии, ни о почерке, ни о правилах. Преимущества нескольких черновых вариантов очевидна: вначале можно изложить только важные идеи, затем их править – добавлять, убирать.

4. Правка чернового варианта.

Когда черновой материал готов, можно приступить к его корректировке. Младшему школьнику легче править, если учитель познакомился с текстом, указал на удачные места или понравившиеся, помог обратить внимание на то, что требует изменения или добавления.

Вот наиболее часто задаваемые вопросы:

  • Что является основой твоего сочинения?
  • Использовал ли ты свои записи по наблюдению?
  • Нет ли в тексте какого-либо места, где требуется дополнительная информация?
  • Можно ли опустить (добавить) какие-то слова, чтобы лучше подчеркнуть основную мысль?
  • Что ты представляешь, читая свое сочинение? Действительно ли твои слова изображают яркую картинку?
  • Использовал ли ты свой план?
  • Конкретно ли написана у тебя вводная часть?
  • Убедительное ли у тебя заключение?

Разумеется, юные авторы не всегда понимают смысл этих вопросов, но тем не менее они что-то добавляют. Постепенно ученики усвоят смысл этих вопросов и смогут задавать их друг другу, а потом и самим себе. (Корепина Л.Ф., Борисенко Ю.А. Работа над сочинением разных жанров. Журнал «Начальная школа» № 12, 1997)

5. Редактирование или корректурное чтение.

После исправления чернового текста начинается этап корректурного чтения. Его выполняют в последнюю очередь, так как во время правки появляются или исчезают целые абзацы. Навыкам редактирования надо специально посвятить несколько уроков. Эти навыки состоят из трех компонентов:

  • заботы о том, чтобы текст не содержал ошибок;
  • умения замечать ошибки;
  • знания того, как их можно исправить.

Чтобы у учеников появился стимул к этой кропотливой и достаточно сложной для них работы, надо организовать издание их творческих работ. Они будут думать о качестве своих работ, так как другие будут читать их работы. Учитель может подготовить для этой работы контрольный список вопросов по орфографии и пунктуацию, этот список индивидуален для каждого возраста, но всегда надо включать работу с такими орфограммами: «Проверяемые гласные / согласные в корне слова», «Непроверяемые согласные / гласные в корне слова» (50% ошибок у младших школьников на эти орфограммы).

6. Издание.

9 стр., 4475 слов

Работа редактора над изданием для детей

... читателю возможность ознакомиться с накопленным человечеством богатством литературы для детей. Формирование массива изданий состоит из различных процессов, которые определяются спецификой издаваемой ... многими издательствами и включает разработку концепции издания: отбор произведений, моделирование издания, работу над иллюстрациями и аппаратом. Издание новой литературы подразумевает еще один ...

Это последний этап процесса работы над сочинением, но он является движущей силой для развития творчества и фантазии учащихся. Существует несколько видов, которые можно использовать в школьной практике:

  • Классная газета – одна из самых классических форм издания С ее помощью школьники учатся писать в разных жанрах, практикуется раздел обмена мнениями, раздел полезных советов.
  • Классный литературный журнал.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/obernihina-g-a-karnauh-n-l-obuchenie-napisaniyu-sochineniy-raznyih-janrov/

— Издание книг. Не все, что пишут ученики, заслуживает печатного издания, но для хороших работ издание в виде книжки – это замечательная кульминация всего процесса. Можно сделать книги на основе сочинений отдельных учащихся, а можно составить книгу из сочинений разных учеников на одну и ту же тему, например, «Жизнь домашних животных», «Осенняя пора», «Улицы моего города».

  • Чтение в писательском кресле.

Этот вид защиты самый интересный и привлекательный для младших школьников. Один из учеников усаживается перед одноклассниками в «писательское кресло», специально приготовленное для этого. Его следует поставить в уголок для чтения, вокруг него расставить стулья, чтобы остальным было удобно сидеть и ничего их не отвлекало. Чтобы работа была эффективной, необходимо порекомендовать учащимся прочитать свое сочинение вслух (прием «почитать стенке»), а потом уже чтение для всех. (Обернихина Г,А., Карнаух Н.Л., Мацыяка Е.В., Поремузова О.Е. Обучение написанию сочинений разных жанров. – М.: Academia, 2000)

2. Методика развития речи младших школьников

2.1. Модельный урок по русскому языку в 4 классе

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Развитие речи. Сочинение по наблюдению «Воробьи зимой»

Название урока: «Птицы – наши друзья»

Время: 1 час 30 минут

Цель урока: научить последовательно излагать текст;

  • развитие целостного восприятия мира, воображения, памяти;
  • умение видеть испытываемые птицами трудности зимой и умение оказывать им помощь.

Ресурсы: Цветные карточки с нумерацией (для деления в группы), комплект фломастеров 6 цветов, листы формата А4 для записи слов (для каждого ученика), Плакат А2 для записи предложений в группах, скотч, карточки с вопросами для каждой группы.

Карточки с вопросами: на каждой карточке записан один вопрос, чтобы участники группы могли их передвигать друг другу или распределить между собой. 1. – Что делает? 2. – Какой? Какая? Какое? Какие? 3.- Где?

4.- Как? 5. – Кто? Что? 6.- Когда?

Ход урока:

1. Организационный момент урока: цели, задачи, ожидаемые результаты урока.

2. Работа в группах – систематизация материала по наблюдению за птицами.

  • Деление на группы с использованием карточек разных цветов.

Группам раздаются чистые листы форматом А4 – 6 листов или по количеству человек в группе, карточки с вопросами, фломастеры (у каждой группы свой цвет фломастера) – все материалы для работы в группах может лежать на столах, чтобы на уроке не тратить на это время.

  • Задание 1.(10 минут)
  • Коллективно обсудите экскурсию в зимний парк: что видели? За кем или чем наблюдали?
  • Придумайте слова, согласно заданию своей группы.
  • Запишите на своей карточке все выбранные вами слова на тему: «Воробьи зимой».

1 группа – придумать и записать слова, отвечающие на вопрос

18 стр., 8712 слов

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

... человека. Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26 (1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень ... 8) Я и мои друзья готовлюсь к общегородской конференции по обществознанию. 9) Прочитанная профессором лекция имела большой успех, так как затрагивала актуальные проблемы. 8. Определите слово, ...

ЧТО ДЕЛАЕТ?

2 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

3 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос

КТО? ЧТО?

4 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос

КАК?

5 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос

ГДЕ?

6 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос

КОГДА?

  • Вторичное деление по группам (в группы попадают все учащиеся, которые работали с разными вопросами).

    Каждый ученик приходит со своей карточкой.

  • Задание 2. (10 минут)
  • Составить из имеющихся наборов слов сообща предложения о жизни воробьев зимой. Используйте все слова, добавляйте новые.
  • Слова необходимо видоизменять, чтобы предложения получились красивыми и понятными по содержанию.
  • Записать составленные предложения на большом плакате (формат А4).

3. Презентация творческих работ. (12 – 15 минут)

Каждая группа вывешивает свой лист с предложениями. Один представитель от группы зачитывает текст.

4. Обсуждение (7 – 10 минут)