Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся

Сочинение

Поделимся опытом

Н.А. Горбушина

г. Москва


Научить писать сочинения – дело очень непростое, и в этом помогают сочинения-миниатюры, работа над которыми начинается в 5-м классе и продолжается до 11-го класса.

Сочинение-миниатюра – это творческая работа, проводимая на уроке в течение 7–10 минут. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания.

Чаще я даю этот вид работы в конце урока. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в пятом-шестом классе ставит оценку «отлично». Оценкой может служить устная похвала учителя, «пять» в тетради или в журнале.

Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы не сковать творчество ученика, чтобы страх перед плохой оценкой не мешал ему свободно выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и писал с удовольствием.

Темы предлагаются самые разные. Чаще всего неожиданные, но заранее продуманные учителем. Тема, во-первых, должна быть интересной для детей, во-вторых, она должна помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир и научить излагать свои мысли на бумаге логично, лаконично и последовательно. В-третьих, сочинения-миниатюры могут помочь родителям глубже понять своего ребенка. В-четвертых, большинство тем служит для учеников психологической разрядкой, когда они на бумагу «выплескивают» свои отрицательные эмоции, вызванные накопленными в школе, дома или на улице негативными впечатлениями. Таким образом, ребенок внутренне успокаивается, и к нему возвращается хорошее настроение.

Ох уж этот последний урок.

Тема Я хороша даже на первом уроке в любом классе, особенно если педагог впервые знакомится с детьми. Для начала учитель в течение 2–3 минут рассказывает о себе, о своем образовании, своей семье, увлечениях, домашних питомцах. А потом предлагает детям рассказать о себе в сочинении-миниатюре Я. Таким образом, учитель узнает о семье ребенка, о его хобби, о его устремлениях и чертах характера и даже об удачах и неудачах.

Наташа Ж. (5-й «Б» класс)

Кто Я?

Я человек, который живет на земле с фамилией Ж. и именем Наташа. У меня светло-русые волосы, рост 1 метр 54 см. Глаза серо-зеленые. Лицо кругло-овальное.

6 стр., 2562 слов

Русский язык 3 класс. Сборник сочинений и изложений в помощь ...

... Сочинение № 3, Сочинение – описание по картине « Золотая осень» И. И. Левитана. Цель: формировать умение описывать картину; строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль сочинения. ... Постановка цели урока. 2. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 196), Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами. 3. Анализ содержания рассказа и коллективное ...

Развитие личности в подростковом возрасте

Психологическое развитие подростков

Сочинения-миниатюры, представленные в данном исследовании, отражают различные аспекты развития личности подростков, принимая во внимание их возрастные особенности и индивидуальные предпочтения. Особое внимание уделено возрасту 11-12 лет, который характеризуется поиском своего места в обществе и формированием личностной идентичности.

Идентификация

Первые два примера показывают подростков, которые определяют себя через внешние и внутренние характеристики. Оба описывают свои предпочтения, увлечения и интересы, что является важным аспектом поиска личностной идентичности.

Самоидентификация

Следующее изложение предлагает взглянуть на себя через призму взаимоотношений с окружающими. Возраст 14-15 лет часто связан с повышенной самокритичностью и желанием узнать, как их воспринимают другие. Подростки начинают осознавать свои сильные и слабые стороны, ища свое место в коллективе.

Раскрытие внутреннего мира

Одной из задач, стоящих перед подростками, является раскрытие собственного внутреннего мира. Эссе ученика Павла иллюстрирует сложность этой задачи, но также указывает на возможность использования сочинения-миниатюры для выражения своих мыслей и чувств образно и метафорически.

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе, по словам Павла, кажется простой, но требует четких методических знаний со стороны учителя. Учитель должен уметь подать инструкцию и создать атмосферу психологического комфорта для учеников.

По словам Павла, учитель может предложить свой вариант или несколько устных вариантов сочинения-миниатюры, в которых затрагиваются наиболее общие моменты. Однако, ученикам предлагается писать в свободной форме, смело выражая свои мысли и чувства.

Правила для учителя

  • Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению, не оспариваются ни учителем, ни одноклассниками.

  • Учитель принимает позицию ученика, одобряет ее в любом случае, даже если мнение ученика расходится с его собственным. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей.

  • Если мнение ученика расходится с общепринятой моралью, то учитель сохраняет позицию лояльности. Например, он может сказать: «Каждый имеет право на ошибку, и лучше ошибиться здесь, в классе, и исправить свою ошибку, чем ошибаться потом в жизни». Резко критиковать и высмеивать неправильные мнения, суждения категорически запрещается.

  • Поощрение свободного выражения себя рождает у учеников не анархию мысли, а возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.

    Оля Ю. (9-й «Е» класс) Я – личность. Каждый человек является личностью, он независим и у него есть все права, соответствующие Конституции РФ. У меня тоже есть собственные права, свобода, обязательства и проблемы. Я – человек, как и все мы, как все в этом мире. Я отличаюсь только собственной индивидуальностью. Это – моя внешность, вкус, характер, ум.

    29 стр., 14234 слов

    Переводное сочинение в 10 классе критерии

    ... ём и текстами литературных произведений , который выдадут в аудитории. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество ... высказывания. Это может быть вашим тезисом. Например, в таком контексте:Тема: Высказывание Франца Шуберта и его актуальность в современном обществе Высказывание «Хочешь порадоваться мгновение ...

    Развертывание исследования

    В пятом классе особенно важно выбирать темы, которые легко воспринимаются и могут быть хорошо изложены. Темы, связанные с внутренним миром ребенка, его переживаниями, чувствами, ценностями и конструированием будущего, наиболее подходят для этого возраста. Например, темы «Школа будущего», «Мое настроение», «Когда мама сердится» и другие.

    Однако, уровень подготовки учеников в пятом классе может быть неровным в плане оформления мысли, образности и богатства фантазии. Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим два сочинения-миниатюры двух одноклассниц:

    • Легкость темы для восприятия и изложения. Конечно, в пятом классе тему об устройстве мироздания давать не надо, зато темы, касающиеся внутреннего мира ребенка, его переживаний и чувств, темы ценностей и конструирования будущего подходят лучше всего. Например, темы Школа будущего, Мое настроение, Когда мама сердится и др.

    Таким образом, при подготовке сочинений-миниатюр для пятого класса необходимо учитывать особенности возраста, в том числе эмоциональную и интеллектуальную зрелость, чтобы создать условия для успешного и плодотворного творчества учеников.

    Исследование литературного творчества школьников

    На данный момент, исследования в области литературного творчества школьников представляют неиссякаемый интерес для педагогов и учителей. Методика работы с учениками требует большой внимательности и творческого подхода, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.

    Такие работы отражают процесс социализации и самопонимания учеников на различных этапах обучения. Если рассмотреть примеры из 5-го класса, то видно, что ученики еще отмечают внешние признаки, дружеские связи, и общие черты характера. Вот, например, Таня А. и Лена К. описывают себя, рассказывая о внешности, характере, своих подругах и общем отношении к жизни.

    К шестому классу у учеников, как правило, сохраняется простой стиль изложения, если не давать им специального задания. Но рефлексия собственных эмоциональных состояний развивается, проникновение и понимание самого себя происходит уже на другом уровне.

    Андрей С. (6-й «В» класс)

    Kто Я?

    Я Андрей. Я учусь в 6-м «В» классе… (содержание Андрея С. будет использовано в дальнейших разделах исследования)

    Таким образом, литературные работы школьников представляют ценный материал для изучения процессов самопонимания и социализации, а также требуют дифференцированного подхода к анализу их содержания.

    Работы учеников 7-го класса

    Методика второго этапа обучения сочинению-миниатюре успешно применяется в рамках учебного процесса. Работа над выразительностью и лаконичностью текста способствует развитию творческих навыков учащихся. В процессе обучения осуществляется анализ использования художественных средств выразительности, таких как эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения. Также уделяется внимание грамматическим заданиям, например, использование причастных и деепричастных оборотов.

    Продвижение в изучении и анализе творческих произведений учеников является существенным этапом формирования навыков литературного творчества и развития литературного образования.

    Проект «Инструкция»

    В рамках проекта «Инструкция» представляется инновационная разработка — супер-Света с встроенными руками, ногами и глазами последней модели.

    Инструкция:

    Вашему вниманию представлена супер-Света, со встроенными руками и ногами, а также глазами последней модели.

    Анализ представления Иры

    Ира, ученица 7-го класса, описывает себя как избалованный, но совестливый ребенок. Она выражает любовь к общению с друзьями, природе и животным. Этот светлый акцент на позитивных сторонах личности позволяет предположить, что Ира обладает развитой эмоциональной сферой и умеет ценить дружбу и окружающий мир. Необходимо обратить внимание на ее потенциал в области общения, коммуникаций и потенциальной способности к эмпатии.

    Размышления об отцах и детях: проблемы и решения

    Дискуссия на тему «Отцы и дети: проблемы и решения» может стать эффективным инструментом для осознания внутренних конфликтов и проблем подростков. Подобные уроки-диспуты создают благоприятную атмосферу для разрешения противоречий и комплексов, что способствует внутреннему росту и стиранию острых углов во взаимоотношениях с родителями.

    Анализ представления Натальи

    Наталья, ученица 9-го класса, задается фундаментальным вопросом «Кто Я?». Ее размышления могут свидетельствовать о стремлении к самопознанию и пониманию собственной личности. Этот критический взгляд на себя и окружающий мир может быть признаком глубокой внутренней наблюдательности и рассудительности. Необходимо обратить особое внимание на ее потребность в самовыражении и самопознании.

    Возможные ответы на вопрос о самоопределении

    Все люди в продолжение своей жизни не раз спрашивают себя: «Кто я?». Ответов на этот вопрос много, дело в том, какой из них подойдет тебе.

    Смело могу сказать, что я – человек – живое разумное существо – с планеты Земля. Также могу сказать, что я – художник, точнее было бы сказать, начинающий художник, приближающийся к своей цели, к своему стилю. Можно подойти и с другой точки зрения и сказать, что я – иголка в стоге сена, а стог – это все наше население. Однако я – любознательное существо, круг интересов которого широк и разнообразен, как наш мир.

    Существует еще много возможных правильных ответов на этот вопрос. Свой, особенный, я пока найти не смогла, так сказать, разум мой мечется среди разных мыслей и идей, выбирая лучшее, отбрасывая ненужное.

    Анастасия Е. (9-й «А» класс)

    Кто я? Это очень хороший вопрос, хотя и спорный. Наверное, я буду банальной, но я скажу, что человек. Но друзья говорят, что я не просто человек. Они говорят, что я разносторонний и очень веселый человек, но у меня сложный характер. Я знаю об этом, но ничего не могу с этим сделать! Я сама замечаю за собой, как иногда грубо отвечаю или не разговариваю, обижаюсь без причины. Я сначала делаю, а только потом думаю. Но некоторые мои друзья не лучше, просто за собой не замечают.

    Я все время говорю себе, что надо исправляться, но каждый раз, как только появляется «повод», я опять веду себя как прежде.

    Мне было бы проще изменить свой характер, если бы мои друзья относились терпимее, а не срывались в ответ.

    Виктория Б. (9-й «В» класс)

    Всю жизнь нас тревожит вопрос о том, кто мы такие и вообще достигли ли мы чего-нибудь в своей жизни. Я думаю, что для своего возраста я достигла многого, потому что не все мои одноклассники занимали первые места в окружных и даже городских конкурсах. Я очень люблю стихи, интересные книги, мистику. Например, одним из последних прочитанных мною произведений является роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Мне он понравился тем, что он очень загадочный и мистический, и многие события перемешиваются между собой, и если что-то пропустить, то запутаешься и придется перечитывать.

    Вот так, такой я считаю свою жизнь: запутанной и мистической. А вы спросите: «Почему мистической?». Да потому, что никто, кроме меня, ни один живой человек не может идти по кухне, не увидев открытую дверь в ванную, врезаться в нее… и сломать себе руку.

    Я – очень необычный человек, как говорит мама, я с другой планеты.

    Федор Г. (9-й «А» класс)

    Существует поверье, что каждый мужчина в этой жизни должен построить дом, вырастить сына, посадить дерево. Это означает, что именно он – создатель и хранитель семейного очага, обеспечивающий моральное и материальное благополучие.

    Золотая пора листопада

    Таким образом, подростки готовятся к ЕГЭ, так как они учатся укладываться в строгие временные и объемные рамки. К тому же сам метод сочинения-миниатюры, или мини-сочинения, знаком ученикам с 5-го класса, что будет создавать атмосферу психологического комфорта для подростка на самом экзамене, снимая излишнюю нервозность и панику. Ведь ни одна тема, пусть даже самая неожиданная, не выбьет его из колеи, потому что он уже умеет грамотно, легко и свободно выражать свою точку зрения по любому вопросу.

    Таким образом, сочинения-миниатюры развивают устную и письменную речь учащихся, приучают их логически и образно мыслить, будят воображение, творчески развивают личность ребенка, умение выражать свои мысли правильно, четко, искренне, грамотно!

    Здесь приведены сочинения-миниатюры на тему «Кто Я?», собранные в разных классах, от учеников всех возрастов. И если попытаться выбрать одно из них, которое являлось бы автопортретом современного подростка, то я бы предложила следующее.

    Юля М. (9-й «Е» класс)

    Кто Я?

    Очень странный и забавный, однако, вопрос: кто я? Каждый человек с легкостью сможет ответить на вопрос о работе, учебе, жизни, но кто он – не знает сам.

    Например, я могу сказать о себе: веселая, отзывчивая, доброжелательная, немного ленивая, немного вредная, любвеобильная. Вообще это черты моего характера, и все их не перечислить. Кто я? Я школьница, учусь не так плохо, но и не так хорошо, помимо школы, хожу на курсы в колледж, гуляю. Все как полагается. Значит, я – это подросток с еще не сформированным характером, у которого голова, помимо учебы, забита еще и развлечениями.