Развитие речи. -рассуждение по фрагменту рассказа «Поломка на линии»

Сочинение

«Развитие речи. Сочинение-рассуждение по фрагменту рассказа «Поломка на линии»»

Русский язык 6 класс ___.___.___

Урок 135

Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение

Цель: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Сострадание — это не чувство; скорее это благородное расположение души,

готовое к тому, чтобы воспринять лю­бовь, милость и другие добродетельные чувства.

Данте.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Работа по теме урока.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав).

Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

  • Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)
  • Как различаются типы речи?

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи).

Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?

Повествование – это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Рассуждение – это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

Определите тип речи текстов.

Текст № 1

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

Текст № 2

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)

Текст № 3

3 стр., 1355 слов

Урок русского языка во 2 классе : "Что такое текст – рассуждение. ...

... языком. Предполагаемый результат: продолжат знакомиться со структурой текста – рассуждение; научатся отличать текст-рассуждение от других видов текстов; ... зачитывают свои сочинения. Личностные: - ... урок. - текст-рассуждения (можно выделить три части: 1. высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства. 2. само объяснение, доказательство. 3. вывод. К тексту-рассуждения можно задать вопрос ...

Самое лучшее время года – весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Текст № 1 – описание, так как, во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой? Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.

Текст № 2 – повествование, так как здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку — к этим словам можно задать вопрос что делал?

Текст № 3 – рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение.

Правильно, из трёх: тезис, доказательство, вывод.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

вступлением

благород­ство

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:, Русский язык 6 класс ___.___.___

Урок 136

Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение

Цель: развитие умений создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи.

Ход урока

I. Организационное начало урока:

1) приветствие учащихся;

2) проверка готовности учащихся.

II. Работа над сочинением.

1. Чтение вслух сочинения-рассуждения.

Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.

2. Редактирование сочинений-рассуждений, орфографическая работа.

Учащиеся вместе с учителем исправляют неудачно построенные предложения, исправляют орфографические ошибки.

3. Написание сочинения в тетради для творческих работ.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

6