«Символика цвета в содержательной структуре поэтического текста (на материале произведений С.Есенина)»

Научно - исследовательская работа

Художественное произведение – сложное, многоплановое формирование, в котором для понимания и эстетического восприятия важны все составляющие: содержание, сведения об истории создания, представления об эпохе, отражённой в нём, знания мировоззрения и мироощущения автора и, конечно, язык и знание общекультурных факторов и категорий. Последние очень часто оказываются тесно связанными в контексте произведения: язык может отражать общекультурные символы, а те в свою очередь переосмысливаться в стиле автора. Так, цветообозначения в художественном произведении, являясь элементами лексического уровня языковой системы, выполняют в тексте значительную смысловую нагрузку. Изучение этого смыслового потенциала слов со значением цвета очень актуально для лингвистики, так как помогает выявить особенности преломления мышления, психологии в конкретных языковых единицах.

Целью данного научно – исследовательского проекта является изучение особенностей использования цветообозначений в лирике Сергея Есенина.

Предмет изучения исследовательской работы – группа слов, называющих цвет, которые наряду с главным своим назначением – наименованием цвета – в поэтической речи способны развивать переносное значение, становиться экспрессивно значимыми и эмоционально наполненными.

К основным задачам исследования можно отнести следующие:

— овладеть теорией вопроса, уяснить такие понятия как цветопись, символика цвета и др;

— выделить обозначения цвета в лирике С.Есенина, как прямых, так и опосредованных, метафорических, ассоциативных (соломенный, яблонный цвет, ягодный оттенок);

— дать контекстуальный анализ использования цветообозначений с целью установления содержательных закономерностей этого использования;

В качестве материала исследования были использованы стихотворения С.Есенина сборника «Собрание сочинений в двух томах», том 1, 1990.

В процессе исследования мы использовали следующие методы : метод сплошной выборки цветообозначений из текстов, метод семантико – стилистического анализа, описательный метод, метод обобщения.

Основная часть

Глава I

19 стр., 9170 слов

Своеобразие поэтики С. Есенина

... цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности. 1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина. ... Есенина. 1.1 Красота и богатство лирики Есенина. 1.1.1. Особенности художественного стиля. Большое место в творчестве Есенина ... основой поэзии поэтов ХХ века. Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина. Традиции ...

§ 1 Текст как объект лингвистического исследования

Предметом изучения лингвистики является текст. Он неоднозначен, многие методисты пришли к выводу, что текст можно рассматривать многоаспектно.

Текст, по М.М.Бахтину, — «первичная данность», исходная точка всех филологических дисциплин и вообще всего гуманитарно – филологического мышления». «Текст является той непосредственной действительностью, из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление… Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления. Каковы бы ни были цели исследования, исходным пунктом может быть только текст» [Бахтин, 1986: 477].

«Непосредственным предметом занятий служит не история, не общество или природа, даже не поэзия или язык, а именно тексты, памятники в их прямой данности» [Винокур, 1990: 56].

Текст важно отличать от произведения, как художественного целого. Эти понятия соотнесённые, но не тождественные. Текст не произведение, а только запись его, письменный облик произведения, графическая в значительной мере условная структура, представляющая это произведение и позволяющая читателю это произведение воспринимать. Текст, естественно, должен быть адекватен произведению.

Интерес к исследованию сложного синтаксического целого привёл к созданию специальной области лингвистики, исследующей коммуникативные (Дресслер), структурно – конструктивные (Гальперин, Купина), семантические (Фигуровский) особенности целого текста.

Для изучения текста существенным является анализ его составляющих, принципов организации и связи между компонентами, языковых средств реализации текстовых категорий.

В значительной мере этим задачам отвечает семантико – стилистический анализ, синтезирующий семантический и структурно – стилистический подходы к изучению текста. Исследование текста в семантико – стилистическом плане предполагает определение доминантной линии текста, принципов семантической связи между его частями, несущими стилистическую нагрузку.

Главными признаками текста являются связность, единство, целостность, завершённость. Важно понять роль не только первого предложения, которое является зачином, но и последнего, — иногда даже не предложения, а слова. В тексте конец гармонирует с началом. Также важно знать, что в тексте взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, грамматические), благодаря этому взаимодействию достигается единство, связность, монолитность, присущие тексту.

цветообозначение

§ 2 Психологическое и физиологическое воздействие цвета на человека

При анализе текста довольно часто рассматриваются особенности употребления писателем цветонаименований. Это связано с тем, что своеобразие стиля писателя проявляется во всём, в том числе и в «составе и частотности словоупотреблений цветообозначений» [Почхуа, 1977: 137].

3 стр., 1305 слов

Основные этапы работы над м-рассуждением (на материале текста ...

... ПРИЛОЖЕНИЕ (1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. ... в начале текста,выступает в защиту учителя). 4. Работа над алгоритмом написания сочинения с использованием текста ... очень часто можно услышать в нашей жизни. Между тем современный писатель-публицист Лаптев опровергает эту ...

В выборе цветовой палитры, в цветовых предпочтениях проявляется очень многое в личности писателя. Цветовосприятие является одним из показателей внутреннего духовного склада самого писателя, поэтому исследование употреблённых им цветообозначений позволяет понять не только характер его героев, но и мировоззрение самого писателя, помогает раскрыть его творческое «я», обозначить аспекты языковой личности автора.

Но, говоря об употреблении цветообозначений в творчестве того или иного писателя, поэта (и в частности С.Есенина), нельзя обойти стороной вопрос о понятии цвета, об истории изучения этого явления.

Сам по себе феномен цвета не прост. Его изучением занимается наука цветоведение. Большое внимание психологическому и физиологическому воздействию цвета посвятил И.Гёте в книге «Учение о цвете». Он считал, что синий цвет успокаивает, красный кажется поэту устрашающим, в зелёном цвете он видел силу добрую, умиротворяющую [Соловьёв, 1971: 439].

Есть возможность пронаблюдать за результатами многочисленных экспериментов. Красный цвет оказывает возбуждающее, согревающее, активизирующее действие на все функции организма. Жёлтый цвет обладает тонизирующим свойством, чистый, спектральный цвет несёт с собой природу светлого, радостного. Зелёный – физиологически оптимальный для зрения, уменьшает кровяное давление, успокаивает. Люди, предпочитающие этот цвет, стремятся к самоуверенности. Голубой цвет успокаивает, оказывает положительные эмоции. Синий – цвет покоя, расслабления, погружения в медитацию. Фиолетовый — угнетает, отвергается как неприятный интеллектуально развитыми людьми, но является любимым у народов «примитивных» культур. Чёрный оказывает негативное психологическое воздействие. Выбор чёрного свидетельствует о наличии кризисного состояния, указывает на агрессивное восприятие мира и себя [Петренко, 1997: 206-209].

Цвета «могут вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называется цветовыми ассоциациями» [Миронова, 1984: 185].

Физиологическое восприятие цвета, заставляющее нас называть краски угнетающими или возбуждающими, радостными или печальными, так же как и подсознательные импульсы нашей чувственности, могут совпадать с традиционной символикой цвета. У истоков культуры цвет был равнозначен слову, то есть служил символом различных вещей и понятий.

§ 3 Лексико – семантическая система цвета в русском языке

Р.Г.Почхуа, рассматривая лексико – семантическую систему цвета, членами которой являются слова – наименования цветов, подразделяет её на две подсистемы: а) ахроматических б) хроматических (спектральных) цветов и подробно рассматривает последнюю.

зелёный, зелень, зеленеть, зеленение, зеленить, изумрудный, малахитовый, травяной

В русском языке доминантами являются красный, оранжевый, жёлтый, голубой, синий, зелёный, фиолетовый.

29 стр., 14492 слов

Реферат мой любимый писатель есенин

... Есенина, бросает новый свет на содержание его поэтического наследия». (Вас. Базанов. «Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л.: советский писатель, 1982, стр. 296). В конце 1985 года ... суждений о Есенине, тем полнее и ярче ... на него произвел образ Рахметова из романа Чернышевского «Что делать?». В одном из своих писем Г. Панфилову он признавался, что пытается подражать любимому герою. В 1912 году Есенин ...

красный, жёлтый, зелёный, синий

Если ММС обозначает цвет, образованный в результате слияния двух цветов, то и доминанта имеет это значение. Такие доминанты обозначают цвета, переходящие от одного к другому, отличающиеся от доминанты первой группы лишь светлотой [Почхуа, 1977: 34-40].

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что к проблеме анализа цвета в художественном тексте необходимо подходить с разных сторон, так как цвет, как феномен, связан с целым рядом наук и прежде всего с психологией. Рассмотрев теорию цвета в психологии, мы убедились, что цвет оказывает на человека психологическое и физиологическое воздействие; цвет неразрывно связан с эмоциями и ощущениями человека, может вызывать различные ассоциации. Именно это в какой – то мере послужило источником возникновения символических значений цвета у народов разных культур. Обобщение работ, связанных с изучением символики цвета, позволило систематизировать символические значения основных цветов, что нашло отражение в данной главе.

Однако в области нашего интереса оказываются языковые особенности и функционирование цветовых слов в структуре поэтического текста С.Есенина.

Глава II

§ 1 Лексико – семантическая система цвета в поэзии Сергея Есенина

Опираясь на вышеуказанную методику анализа цветовых слов, предложенную Р.Г.Почхуа, используя принцип полевого исследования, весь материал цветообозначений в лирике Есенина был разделён нами на МС ахроматических цветов и МС спектра. В МС ахроматических цветов выделяются ММС белого, чёрного, серого цветов, с соответствующими доминантами «белый», «чёрный», «серый». В МС хроматических цветов выявлены ММС красного, жёлтого, зелёного, синего, голубого, фиолетового цветов с одноимёнными доминантами. Следует отметить, что в творчестве Есенина не встречается ММС оранжевого цвета.

синеглазый, белоснежный, желтоволосый

МС хроматических и МС ахроматических цветообозначений зафиксированы в таблице № 1, которая также отражает результаты количественного анализа (см. приложение).

§ 2 Анализ цветообозначений в поэзии С.Есенина

2.1. Количественная характеристика цветообозначений как один из методов лингвистического анализа

Цветообозначение как действенное средство художественной выразительности и как одна из характеристик языка писателя давно уже стала объектом исследований. При анализе языка писателя, рассматривая особенности употребления им цветонаименований, Василевич выделяет три направления, по которым ведётся подобный анализ:

  1. Исследование «цветовой палитры» писателя и констатация её «богатства/бедности»;

  2. Выделение цветонаименований, особенно часто встречаемых у исследуемого писателя;

  3. Выявление каких – то особых средств выражения цвета, употреблённых только данным писателем [Василевич, 1987: 134].

    21 стр., 10190 слов

    Основные мотивы лирики С. А. Есенина

    ... неким уважением и величием Сочинение: Основные мотивы в лирике Есенина Тема родины и природы в лирике С.А.Есенина Космические мотивы в поэзии с. Есенина “Древесные мотивы” лирики с. Есенина Образы животных в лирике с. Есенина. Список использованной литературы [Электронный ...

Говоря о «богатстве» цветового языка писателя, необходимо оценить степень насыщенности его текста цветонаименованиями. Для этого проведём количественный анализ, составляющим которого является понятие «цветовое число».

Р.Г. Почхуа, изучая состав и частотность лингвоспектра русской поэзии XVIII

"Символика цвета в содержательной структуре поэтического текста (на материале произведений С.Есенина)"

Сравнив полученные результаты, он установил, что в поэзии XVIII

(см. приложение).

Условно мы разделили творчество Есенина на два периода: 1) 1910 – 1917 гг; 2) 1918 – 1925 гг. Такое разграничение обусловлено примерно одинаковым количеством проанализированных строк: в первом периоде – 1838, во втором – 1942, а также хронологическим порядком творчества Есенина. Условная периодизация поможет сопоставить, сравнить и увидеть как менялась цветопись в процессе всего творчества поэта.

В таблицу № 1 вошли цветообозначения, встречающиеся в стихотворениях первого тома [Есенин, 1990, т.1]. Задача таблицы № 2 показать изменения цветописи в хронологической последовательности. Таблица № 2 позволяет увидеть, как варьировалось количество только основных цветообозначений – доминант МС ахроматических и МС хроматических цветов, т.е рассматриваются только цветовые прилагательные: белый, чёрный, серый, красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий. В данной таблице зафиксировано количество словоупотреблений этих прилагательных, их цветовое число каждого года. Цветовое число везде считалось по формуле, предложенной Р.Г.Почхуа.

В таблице № 1 подсчитаны общие цветовые числа для каждого года и выведены общие для первого и второго периодов творчества.

Основываясь на данные таблиц № 1, № 2, можно сделать следующие выводы:

  1. В период творчества 1910 – 1917 гг преобладает синий цвет;

  2. В период творчества 1918 – 1925 гг доминирует голубой ;

  3. В этот же период наблюдается тенденция снижения цветового числа остальных прилагательных цвета;

  4. Наибольшее цветовое число белого цвета зафиксировано в стихотворениях 1913 года (37,8) и в стихах 1918 года (27,0), чёрного – в стихах 1913 года (22,7), красного – в стихах 1917 года (22,9), голубого – в произведениях 1918 года (20,2), синего – в произведениях 1917 года (32,7);

  5. В период 1918 – 1925 гг увеличивается число употреблений цветообозначений золотой.

  6. Общее цветовое число за период 1910 – 1917 гг – 119,6; за период 1918 – 1925 гг – 85,9.

    2 стр., 675 слов

    МУЗЫКА СТИХА В ПОЭЗИИ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ( -АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ)

    ... и гармонии. И это нашло свое замечательное воплощение в русской поэзии “серебряного века”. Глоссарий: сочинение на тему об одном стихотворении серебряного века сочинение об одном стихотворении серебряного века об одном стихотворении серебряного века сочинение поэзия серебряного века сочинение сочинение ...

2.2. Выявление частотных наименований в поэзии С.Есенина

Частью методики исследования цветовой палитры писателя является выделение частотных цветообозначений. Например, у А.С.Пушкина преобладают чёрный (201), белый (154), красный (128), синий (66) цвет; у Некрасова чаще всего употребляется чёрный и белый цвета [Василевич,1987: 134]. У Достоевского Н.Чирков отмечает пристрастие к серому, тёмно – коричневому, чёрному цветам [Чирков, 1983:108]. У М.Цветаевой наиболее употребительны слова с основами –чёрн-, -бел-, -красн-, -син- [Зубова, 1989: 113].

Количественный анализ цветообозначений поэзии Есенина показал, что больше всего встречается слов с основами –син- (70 словоупотреблений), -золот- (54), -бел- (43), -голуб- (36).

Цветовая палитра поэзии С.Есенина пестра, богата и разнообразна номенклатурой цветообозначений, это демонстрирует таблица № 1.

2.3. Анализ колоративной лексики в поэзии С.Есенина с точки зрения морфологической принадлежности

В лингвистике проблема выделения колоративной лексики до конца не решена, системный подход, по мнению Л.Упоровой, не выработан. Важным ей представляется следующее: слово – цветообозначение обозначает эмоциональное отношение говорящего к называемому цвету; цвет может быть выражен путём прямого называния или путём называния предмета, цвет которого закреплён в культуре на уровне традиций (в таких случаях возникают ассоциации).

Учитывая это, а так же опираясь на работы лингвистов Р.Г.Почхуа, Л.Ф.Соколовой, весь материал цветообозначений в поэзии Есенина разделён нами на две понятийные группы: а) специально – колоративная лексика; б) контекстуально – колоративная лексика и рассмотрен с точки зрения морфологической принадлежности средств передачи цветовых значений.

Колоративный образ создаётся средствами знаменательных частей речи: прилагательными, глаголами, существительными, наречиями. Самой многочисленной группой цветообозначений являются имена прилагательные. Цветонаименования этой группы мы распределили по подгруппам: а) ахроматические цвета — белый, чёрный, серый и все словоформы с этими доминантами; б) хроматические цвета «горячего спектра» — красный, жёлтый и все словоформы с этими доминантами (оранжевый в поэзии Есенина не встречается), «холодного спектра» — зелёный, голубой, синий, фиолетовый и все словоформы с этими доминантами (см. приложение); в) контекстуальные цветовые прилагательные. Данную группу мы распределили на подгруппы: прилагательные образованные от названия деревьев, веществ, камней, металлов (хвойный-4 словоупотребления, берёзовый-6, медовый-3, яблочный-2 и др.); от названий небесных тел (звёздный-10, лунный-7, солнечный-6); от названий явлений природы (снежный-5, туманный-4, закатный-2 и др.); временные определения (вечерний-14, утренний-5, осенний-9, апрельский-3 и др.); прилагательные, выражающие результативность (загорелый-3, спелый-3 и др.); от названий животных, птиц (галочий-3, голубиный-7, конский-3).

11 стр., 5153 слов

Смешения трех цветов (каждый цветок написан смешанным цветом). ...

... работы, изображающей осеннее утро. Целью дипломного проекта является выполнение осеннего пейзажа в технике живопись. Задачи проекта: изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи; ... поколения. Темой представленного дипломного проекта выбран жанр пейзаж. Дипломный проект ... по-разному. Химический анализ не вскрывает существа техники, т.е. последовательности работы. ...

Специально – колоративные существительные выражают значение цвета предметно и не являются главным средством цветоописания. Среди них можно выделить: а) существительные, выражающие цветовой признак обобщённо, абстрактно (белизна-3 словоупотребления, желтизна-1, чернь-1, синь-17 и др.); б) существительные, обозначающие совокупный цветовой признак (цвет-3, краска-2); в) цветонаименования с конкретным вещественным содержанием (зелень-4, гарь-2); существительные с конкретным цветовым значением, подразумевающие определённые реалии (седина-5, румянец-3, лазурь-2 и др.).

группу существительных с контекстуальным колоративным значением составляют названия предметов и явлений с устойчивым цветовым признаком или его проявлением: а) источники света (месяц- 32 словоупотребления, звёзды-30, солнце-21,свеча-8, пожар-5 и др.); б) названия металлов, драгоценных камней (медь-10, золото-7, серебро-4, олово-4 и др.); предметы с постоянным цветовым признаком (листья-25, поле-23, луг-19, небо-19, дым-17, вода-17, кровь-8 и др.); временные понятия (ночь-13, вечер-10, осень-8, лето-6 и др.); названия явлений природы (заря-27, снег-15, туман-12, закат-7 и др.).

Данные существительные имеют скрытую семантику (смысл), однако определить цвет можно при помощи ассоциаций.

Колоративные глаголы передают активный цветовой признак: (белеть-6 словоупотреблений, покраснеть-3, золотиться-4, синеть-4 и др.).

Глаголы нецветового плана так же могут передавать определённые цветовые ассоциации. Например, гореть – красный, темнеть – чёрный и др. некоторые глаголы указывают на характер проявления цвета, не называя его определённо: а) глаголы, передающие цветовое качество как результат действия (пестреть-7, цвести-7, вспыхнуть-3 и др.); б) глаголы, передающие цвет через предмет (задымиться-4, пениться-4, пылить-3 и др.); в) глаголы горения (полыхать-5, пылать-4, пламенеть-3, тлеть-2 и др.); г) глаголы «излияния» (струиться-5, моросить-2).

Так анализ колоративной лексики в поэзии Есенина с точки зрения морфологической принадлежности показал:

  1. Богатство и разнообразие лексических единиц, используемых для обозначения цвета;

  2. Цветообозначения могут передаваться не только прямыми номинациями, но и с помощью художественно – изобразительных средств.

    1. Лингвистический анализ частотных цветонаименований в поэзии С.Есенина

Как показал количественный анализ цветообозначений (см. 2.2), в поэзии Есенина больше всего встречается слов с основами основами –син- (70 словоупотреблений), -золот- (54), -бел- (43), -голуб- (36).

Анализ распространённости красочно – цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными показал, что самым частотным оказался синий. «В современном русском языке прилагательное синий занимает необычайно крепкую позицию, называя самые разнообразные оттенки, оно допускает в группе синего цвета наравне с собой прилагательное голубой » [Бахилина, 1998: 193].

32 стр., 15725 слов

Презентация цветы в творчестве ахматовой. О цветах в поэзии А

... полученных результатов. I.Аннотация. II. Введение «Цветы в творчестве А.А. Ахматовой». III. Основная часть «Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии А.А. Ахматовой». Роза. 1.1.Ранняя лирика. 1.2. Поздняя ... старину». Так, глаголы «жужжит», «пахнет» и прилагательное «белой» передают звук, запах и цвет. Поздняя лирика. Тюльпаны и гвоздики. Ранняя лирика. В символике цветов тюльпан и ...

Таким образом, анализируя цветообозначения в поэзии Есенина, прилагательные синий и голубой мы можем объединить в одну группу.

В своих произведениях поэт «залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истинно перламутровой, то глубокой до черноты сини, издали узнавали его руку» [Прокушев, 1989: 41]. Синий в поэзии Есенина считается не бытовым, а символическим, означающим «божественность». Этот эпитет он часто использует для описания необъятности просторов России:

Я покинул родимый дом,, Голубую оставил Русь…

В стихотворении «Заметался пожар голубой» цвет выражает чувство нежности, любви:

Заметался пожар голубой,, Позабылись родимые дали,, В первый раз я запел про любовь,, В первый раз отрекаюсь скандалить

Слова с основой –золот — находятся в семантическом ряде с доминантой жёлтый . Поэтому в этой группе рассмотрим слова с основой –жёлт-, -золот -. Жёлтый цвет вызывает разные зрительно – эмоциональные ощущения, так как он имеет множество оттенков и это отражается на лексическом наполнении данной группы. Негативное значение жёлтого встречаем в строках:

Весной и солнцем на лугу, Обвита жёлтая дорога,, И та, чьё имя берегу,, Меня прогонит от порога

«Жёлтая дорога» — дорога в никуда, мотив одиночества.

Слова с основой –золот- употребляются в переносном, метафоричном значении:

Золотые, далёкие дали!, Всё сжигает житейская мреть., Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде

В основном в поэзии Есенина жёлтый и золотой понимаются как воплощение солнечного света, поэтому символизируют солнце, жизнь.

Таким образом в поэзии Есенина преобладают яркие цвета. Они создают романтическую струю, которая занимает в есенинской стилистике значительную долю.

    1. Особенности идиостиля автора

Как любой компонент структуры поэтического текста, цветообозначения выполняют не только текстообразующую функцию, то есть участвуют в создании текстового единства, но и функцию стилеобразующую, дающую возможность определить особенности идиостиля автора и потенциальную образность.

При изучении цветонаименований в языке писателя необходимо рассмотреть образную реализацию цветообозначений, особенно цветовых прилагательных. Они могут входить в состав перифраз: «занавес багряный» (так Есенин говорит о закате), «рыжая кобыла» (об осени), «полог зелёный» (о луге), «золотая лягушка» (о луне); сравнения : «как снежинка белая, в просини я таю», «снова выплыл из рощи, синим лебедем мрак», «то сучья золотых стволов, как свечи, теплятся пред тайной». Иногда цвет не называется прямо, а для обозначения используется образное выражение, метафора : «солнцем окропил» (скрытая семантика жёлтого, золотого цвета, здесь Есенин говорит о наступлении дня, символизирует жизнь), «васильками сердце светится» (семантика синего цвета, символизирует юность, любовь), «сыплет черёмуха снегом» (семантика белого цвета, символизирует чистоту).

3 стр., 1496 слов

Фольклорные традиции в поэзии С. Есенина

... Данью фольклорной традиции в лирике Есенина являются ... цветообозначения символичны: желтый— цвет солнца, славы, богатства, осени. Древнейшее значение красного цвета ... и в народном творчестве, в лирике Есенина часто ... в поэзии Сергея Есенина. Поэт тонко вплетает их в картины сельских гуляний, в описание установленных веками народных традиций. Именно в религии, в песнях, в церковных праздниках Есенин ...

Цветовые прилагательные, благодаря сочетанию с необычными для них существительными, развивают переносные значения. В поэзии Есенина встречаются цветообозначения с индивидуально-авторским, переносным, образным или символическим значением: «овсяный» (семантика жёлтого, у Есенина – символ грусти, неизбежной утраты).

В есенинской цветовой азбуке много земляных, натуральных, естественных красок. Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: румянец не просто розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца «яблочного» цвета. К цвету Есенин подходил как мастер – философ. Он обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы» [Юшин, 1978: 198]. В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится слишком однообразным, зелёным, поэт вводит в лирический ландшафт алый цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывает набросить ей на плечи «зелёную шаль»: «Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру» — деталь прекрасно дополняющая «ал наряд» («На плетнях висят баранки», 1915).

Словом, дело не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин, оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. Любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией создания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями реального мира.

Итак, нами было показано, что как и любой компонент структуры поэтического текста цветообозначения выполняют текстообразующую и стилеобразующую функции, что нашло отражение в данной главе.

Заключение

Выбрав в качестве объекта элемент лексического уровня языковой системы цветообозначения, мы столкнулись с тем, что понятие цвета не является локализованным, а издавна связано с рядом наук и видов искусств.

Цвет является одним из средств информации об окружающем мире, занимает во взаимодействии человека с этим миром важное место, и поэтому в жизни каждого из нас играет большую роль. Цветовосприятие является одним из показателей внутреннего духовного мира писателя, поэта. В выборе цветовой палитры появляется очень важное в личности художника слово. Поэтому исследование употреблённых им цветообозначений позволяет понять, почувствовать мироощущение поэта. Цветопись – один из существенных элементов стиля языка, «посредством которого выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературного произведения» [Щерба, 1975: 97].

Анализ колоративной лексики, являющейся частью идиостиля поэта, позволяет проследить «цветовую эволюцию» его творчества, отражающую особенности поэтического мироощущения и мировосприятия.

Проведённый нами количественный анализ цветонаименований в поэзии Есенина показал большое количество синего (в период 1910 – 1917) и голубого (в период 1910 – 1925); замечено, что в поэзии Есенина также преобладает золотой, находящийся в семантическом ряде с доминантой желтый.

Таким образом, в поэзии Сергея Есенина преобладают яркие цвета, которые создают романтическую направленность, а она занимает в стилистике автора значительное место.

Исследование колоративной лексики с точки зрения морфологической принадлежности показало, что колоративный образ создаётся средствами знаменательной части речи с конкретным цветовым значением: прилагательными, глаголами, существительными, причастиями.

Примеры из поэтических текстов Есенина показывают, что цветообозначения могут определять связанные метафорические сочетания, входить в состав перифраза, сравнения.

Проанализированный материал ещё раз подтверждает тот факт, что цветовые слова относятся к подвижному пласту русской лексики, способному к семантическому сдвигу в поэтическом контексте.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/simvolika-tsveta-v-literature/

  1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М.: Наука, 1974. – 367 с.

  2. Арапов М. Лингвистическое путешествие в страну цвета // Знание – сила. _ 1986. — № 5. С. 36 – 39.

  3. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М.: Наука, 1975. – 288 с.

  4. Белый А. Священные цвета // Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – С.201 – 210.

  5. Брагина А.А. Цветовые определения и формирования новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. – М.: Наука, 1972. – С. 73 – 104.

  6. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте: На материале цветообозначений в языках различных систем. – М.: Наука, 1987. – 138 с.

  7. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т.Г.Винокур. – М.: Высшая школа, 1991. – 447 с.

  8. Есенин С. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 1. – М.: Современник. 478 с.

  9. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. – Л.: ЛГУ, 1986. – 262 с.

  10. Миронова Л.Н. Цветоведение. – Минск: Высшая школа, 1984. – 284 с.

  11. Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета // Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М.: МГУ, 1997. – С.205 – 213.

  12. Почхуа Р.Г. Лингвоспектр русской поэзии XVIIIXX вв. (Состав и частотность).

    – Тбилиси: Тбил. ун-т., 1977. – 152 с.

  13. Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Современник, 1985. – 253 с.

  14. Соколова Л.Ф. Колоративная лексика в поэзии С.Есенина // Учёные записки Свердловского пед. ин-та. Теория поэтической речи и поэтическая лексикография. – Шадринск, 1971. – Сб. 161. – С. 132 – 163.

  15. Соловьёв С.М. Цвет, число и русская словесность // Знание – сила. – 1971. — № 1. С. 54 – 57.

  16. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Язык. Система и языковая деятельность. – Л., 1975. – С. 30 – 38.