МУЗЫКА СТИХА В ПОЭЗИИ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ( -АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ)

Сочинение

(СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ)

Наверное, с тех самых пор, как человек научился тво­рить, поэзия и музыка неразрывно сосуществуют. Мне даже кажется, что поэзия не могла возникнуть без музы­ки. Только познав музыкальную гармонию, человек на­учился сочинять стихи.

Музыка способна передать тончайшие оттенки чело­веческого настроения. В этом она нередко превосходит по­эзию. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Эти звуки возникают из подражания голосам, интонациям,

вздо­хам, шумам, – одним словом, всем тем звукам, в кото­рых чувства и страсти выражаются в самой природе.

Но первым музыкальным инструментом был человеческий го­лос. Основу музыки составляют ритм и гармония, которые в соединении рождают мелодию.

Стремление к совершенству ритма и гармонии нельзя не заметить в стихах поэтов-символистов. Например, сти­хи К. Бальмонта “Волга” и “Песня без слов” построены на повторении согласного “л”. Созвучные согласные звуки усиливают поэтическую выразительность. Не зря К. Баль­монт вслед за футуристами объявил слово чудом, а букву – магией, делая

вывод, что поэзия – это комбинация и игра звуков:

Мила, мила, мила, качала Два темно-алые стекла, Белей лилей, алее лала Бела была ты и ала.

Русские поэты-символисты считали, что “всякий сим­вол – музыкален”. Они объявили музыку одной из высших форм искусства, идеалом, к которому должна стремиться поэзия. Поэтому и лирическую напевность стиха они стре­мились довести до совершенства.

Поэзия начинала превра­щаться в совершенство ритма и гармонии – в музыку на­строений. Вот как это делал Ф. Сологуб:

Тень несозданных созданий Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний На эмалевой стене.

Слово воспринималось символистами в качестве звука, музыкальной ноты, связующего звена в общем мелоди­ческом тоне стиха. Но чрезмерное увлечение аллитераци­ей часто приводило к полному затемнению смысла стихотво­рения.

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" ...

... полезны такие упражнения:1. Сколько звуков в словах мама, мать, кот.2. Произнесите звуки, которые есть в словах мама, Мила, Миша, мать и кот.3. Произнесите в словах сначала гласные звуки, а затем согласные: ... Лида, Маша, кот, рот, лиса, коса.4. Произнесите мягкие согласные, которые есть в словах ...

Из русских композиторов дух и мировоззрение “сереб­ряного века” в музыке наиболее полно и выразительно сумел передать А. Скрябин. Музыка Скрябина отразила не только бунтарский дух своего времени, но и пред­чувствие революционных перемен. В ней волевой порыв соединился с напряженной динамичной экспрессией, ге­роическое ликование – с особой “полетностью” и утон­ченной одухотворенной лирикой.

В его прелюдиях, мазур­ках, этюдах, экспромтах и особенно фортепианных сона­тах и симфонических поэмах воплотились идеи экстаза и преобразующей силы искусства, дерзновенного, устрем­ленного к неведомым космическим сферам порыва.

Когда слушаешь музыку Скрябина (например, симфо­ническую “Поэму экстаза” и “Поэму огня”), в памяти не­вольно воскресает поэзия А. Блока – стихотворения из цикла “На поле Куликовом”, “Скифы” и поэма “Двенад­цать”. В грозном клокотании мелодии в симфонической “Поэме огня” (“Прометей”) напрашиваются строки из стихотворения “Скифы”:

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!

Особый, неповторимый музыкальный лад создал А. Блок в поэме “Двенадцать”. Ритм и гармония стиха в этом про­изведении часто нарушаются, перебивают друг друга. Воз­никает не мелодичная гармония, а странная какофония:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

Поэт с поразительной точностью и достоверностью сумел передать не только царящее кругом состояние пол­ного хаоса и неразберихи, но и выход наружу неукроти­мой темной силы – русского бунта:

Уж я ножичком

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку

За зазнобушку,

Чернобровушку…

Музыка, как и поэзия, не существует вне времени. В ней воплощается дух времени и господствующие обще­ственные настроения. Поэты всегда стремились достичь мелодичности стиха – совершенства ритма и гармонии.

И это нашло свое замечательное воплощение в русской поэзии “серебряного века”.

Глоссарий:

  • сочинение на тему об одном стихотворении серебряного века
  • сочинение об одном стихотворении серебряного века
  • об одном стихотворении серебряного века сочинение
  • поэзия серебряного века сочинение
  • сочинение на тему поэзия серебряного века бальмонт
  • Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5

(No Ratings Yet)

7 стр., 3330 слов

Николай Гумилёв – поэт Серебряного века (Школьные сочинения). ...

... самым известным поэтам серебряного века относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, К. Бальмонт, А. Блок. «Мой любимый поэт серебряного века». Сочинение. Есенин Сергей Александрович Есенин Сергей Александрович горячо любим поклонниками поэзии, и ...