Фольклорные традиции в поэзии С. Есенина

Сочинение

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

С. Есенин

Поэта Сергея Есенина подарила нам сама народная жизнь, народная Русь: «рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб». С ранних лет его окружал мир песен, сказаний, преданий и народно-поэтических образов. Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме деда Титова. Бабушка рассказывала любимому внуку сказки, дед часто напевал ему народные песни. «Он заставлял петь всех приходящих к нему, — вспоминали друзья поэта. — Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную».

В народных сказаниях, поговорках, загадках таилось для молодого поэта неисчерпаемое богатство образов, сюжетов, оборотов речи. Не случайно поэт Владимир Маяковский говорил, что Есенин стал «подмастерьем у народа, у языкотворца».

В основе народного творчества всегда лежат песенные мотивы. Точно так же и в основе лирики Есенина лежат народные песни, частушки, запевки:

Звоны резки, звоны гулки,

Бубенцам в шлее не счет.

А как гаркну на прогулке,

Выбегает весь народ.

Выйдут парни, выйдут девки

Славить зимни вечера,

Голосистые запевки

Не смолкают до утра.

В есенинской лирике словно находят вторую жизнь постепенно уходящие и вытесняющиеся народные песни, столь любимые русскими людьми. Родными и знакомыми с ранних лет слышатся восторженные слова:

Той ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Подобные обороты находим и во многих других стихотворениях: «Ой ли, светы…», «Ах, не войти девушке…», » Эх, была-де пора…». Да и сами стихотворные строки Есенина настолько просты и мелодичны, что словно не читаются, а сами собой складываются в песню:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевал полоса.

Только лес, да посолонка.

Да заречная коса…

И песня эта очень похожа на народные:

Полоса ли моя, да полосонька.

Полоса ль моя, да не паханная,

Не пахана, не боронена!

Или:

Ты полынушка, полынка,

Полынь, травка горькая!

2 стр., 901 слов

Какой чистый и какой русский поэт Сергей Есенин. Мой Есенин

... светом, необыкновенной нежностью и простотой наполнены все стихи молодого поэта. Одной из отличительных черт Есенина, как в жизни, так и в творчестве, является ... понятлив к добру, в общем был самый чистый и русский поэт – мой любимый поэт Сергей Александрович Есенин. ... уважу, Золотую плету я песнь, А лицо иногда в саже. Говоря о наболевшем, воспевая силу и, болея от слабости, Есенин не прятался за ...

Или:

Ты, дуброва моя, дубровушка,

Ты, дуброва моя, зеленая…

Любовь к народным традициям, к русскому фольклору неразрывно связана с нравственными идеалами поэта — любовью к родине, к простому народу, с понятием о чести, достоинстве, долге.

Так же, как и в народном творчестве, в лирике Есенина часто встречаются религиозные образы. Причем эти образы никогда не выступают сами по себе. Они — часть того традиционного крестьянского уклада жизни, к которому привык и сам автор, и его лирический герой. «Троицыно утро, утренний канон» — это так знакомо и дорого с детства. Именно поэтому религиозный образы естественно и органично становятся метафорами пейзажа: «вызванивают в четки ивы, кроткие монашки». Русские хаты с православными иконами, небесная синь, часто ассоциирующаяся с образом Богородицы, — неизменно присутствуют в поэзии Сергея Есенина. Поэт тонко вплетает их в картины сельских гуляний, в описание установленных веками народных традиций.

Именно в религии, в песнях, в церковных праздниках Есенин видел отражение самой русской души. Традиции и обряды, передававшиеся из поколения в поколение, были для него воплощением истории и жизни родного народа:

Проходили калики деревнями,

Выпивали под окнами квасу.

У церквей, пред затворами древними

Поклонялись пречистому Спасу…

А образ русской деревни часто становится для автора воплощением настоящего рая на земле. Следует отметить, что православные образы в лирике Есенина органично переплетаются с языческой славянской мифологией и фольклорными началами. И это вполне естественно, поскольку и сама народная лирика — обрядовые песнопения, частушки, лирические песни — несла на себе отпечаток этой славянской языческой мифологии.

И точно так же, как в поэзии Сергея Есенина, в народных песнях с переходом к христианству часто можно встретить сочетание языческих и православных образов. Потому таким естественным и знакомым кажется нам соседство пасхального благовеста, «кроткого Спаса» с «чародейным теремом», так близки нам как образы гадающих красавиц, так и образы девушек, пускающих венки по воде.

Наверное, потому лирический герой не делает различия, пойти ли ему «в скуфье смиренным иноком» или молиться «на колны и стога». Есенинские калики поют «стих о сладчайшем Исусе», в то время как сам поэт, подобно убежденному язычнику, заявляет:

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Характерное для многих стихов Есенина сочетание христианских и языческих элементов отчетливо проявилось в стихотворении «Микола», открывающем «Радуницу» и посвященном одному из самых почитаемых на Руси святых — Николаю Чудотворцу.

Микола у Есенина — и христианский святой, и старичок-лесовичок, который ходит в «лапоточках… мимо сел и деревень», на плечах его котомка, умывается Микола «белой пеной из озер». Он умеет разговаривать с птицами и зверями на их языке и с «Богом, в белой туче-бороде», спасает зверей от пожара. Это языческий образ лесовика, и вдруг оказывается, что он христианский святой: «поет негромко Иорданские псалмы», молится «за здравье православных христиан». Сам Господь просит Миколу обойти русский край, защитить «скорбью вытерзанный люд». Важно и то, что стихотворение это посвящено именно Николаю Угоднику, который у христиан всего мира называется Русским Николаем, потому что особо почитается на Руси и помогает русским.

14 стр., 6711 слов

Кто такой лирический герой?

... Лирический герой М.Ю. Лермонтова , Вариант 1 Лирический герой у каждого поэта свой, его характер зависит от его индивидуального мироощущения, а образ лирического героя претерпевает изменения в ... начатого труда. Таким образом, лирический герой высказывает отрицание действительности. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» герой Лермонтова противопоставляет окружающей действительности ...

Позже у Есенина появляются стихи, в которых христианская символика не просто представляет поэтическую образность, а выражает религиозное переживание лирического героя. Это стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…», «Не ветры осыпают пущи…», «Я странник убогий…», «За горами, за желтыми долами…» и многие другие. В них Есенин — подлинный христианин, как и подобает быть истинно русскому поэту, потому что русский человек именно православием держится.

К какому стихотворению поэта ни обратишься, в каждом можно увидеть отголоски народных мотивов.

Фольклорные черты хранят созданные автором образы молодых деревенских девушек и парубков, крестьян, вдов и матерей, странников и странниц:

Хороша была Танюша, краше не было в селе.

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле…

«…Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».

Благодаря сравнениям, метафорам, иносказаниям, символичным цветообозначениям, произведения Есенина напоминают нам любимые с детства народные песни и сказки.

Вспомним, например, стихотворение «За горами, за желтыми долами…», в котором сразу три художественных образа: монастырь, странница, которая каждый вечер идет «поклониться любви и кресту», и лирический герой, предчувствующий гибель своей души. Эти образы нарисованы с большой любовью: монастырь стоит «на высокой горе», дорога к нему — «зеленая ширь», небо ассоциируется с морем, отсюда «голубеет небесный песок» над церковными главами.

Лирический герой через эту красоту постигает мир иной, к которому хочет приобщиться, потому и просит за него помолиться. Лексика этого стихотворения содержит большое количество христианских вкраплении («церковная глава», «бедная странница», «на высокой горе монастырь», «поклониться кресту», «кроток дух», «лик Спасителя» и др.) и цветообозначений: желтый («желтые долы»), красный («вечернее полымя»), голубой («голубой песок»), зеленый («зеленая ширь»), синий («синь затуманится»).

Все эти цветообозначения символичны: желтый— цвет солнца, славы, богатства, осени.

Древнейшее значение красного цвета — красота, любовь, полнота жизни. Этим символом передается отношение автора к происходящему, душа его переполняется любовью к миру, к страннице.

Голубой и синий — это любимые есенинские цвета. Они символизируют чистоту. В христианской культуре эти цвета ассоциируются с вечной божественной истиной.

Зеленый цвет — это цвет травы и листьев. Он символизирует юность, обновление, надежду («дорога мне зеленая ширь»): лирический герой еще полон надежд, хотя его и томит предчувствие гибели собственной души.

2 стр., 986 слов

Формирование экологического мировоззрения с помощью создания ...

... мировоззрения на всех уровнях его развития - крайне низком, низком, ниже среднего, среднем, выше среднего, высоком. Чтобы говорить об особенностях формирования экологического сознания у подростков, ... болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, ... формирование самосознания, и в процессе развития личности происходит становление определенного отношения к природе родного края. ...

Цветовые эпитеты органично вплетены у Есенина в ткань произведения. С помощью цветописи он создает пластические зрительные образы, которые, приобретая символическое значение, несут дополнительную смысловую нагрузку.

Данью фольклорной традиции в лирике Есенина являются также аналогии, проводимые между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы деревенского быта, явления природы. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» — наиболее характерное в этом смысле. Перед нами «желтоволосый отрок», наблюдающий за бытом и природой, где все предметы и явления понятны, знакомы и по-матерински ласковы к нему, где все кажется необычным, фантастическим: «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины», холод «крадется»,ветер «шепчет «, вздох » целует «, солома » охает», а зола » обнимает трубу».

Стихотворный слог многих произведений Есенина словно заимствован из древнерусских летописей: его туманы «курятся», «листопад златит холмы», тишина «почивает» в сердце, его нищий — «убогой», «болезный», девки «вяжут… косицы до пят».

Поэт часто использует характерные для фольклора повторы:» за-играй, сыграй, тальяночка…», «Сторона ль моя, сторонка», «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…», «Гляну в поле, гляну в небо…», «Где ты, где ты, отчий дом…», «О пашни, пашни, пашни…», «О верю, верю, счастье есть!», «Песни, песни, о чем вы кричите?», «О боже, боже, эта глубь…», «Пой же, пой…». Нередки и такие привычные народные образы-сравнения, как «судьба-разлучница», «девушка-царевна», «любовь-калинушка», «глаза… как море», «трава-муравушка», «родина-мать» и многие другие.

Ярко выраженная приверженность фольклорным традициям делает Сергея Есенина по-настоящему народным поэтом, произведения которого были и остаются близкими и понятными миллионам людей многих поколений.