Моя железная дорога

Сочинение

Мы продолжаем публиковать сочинения, победившие во втором этапе конкурса на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте среди учащихся негосударственных школ-интернатов компании, приуроченного к 170-летию российских железных дорог.

Сочинение ученика 11 класса школы-интерната № 1 ОАО «РЖД» Константина Копнина. Учитель Антонина Александровна Черепанова.

Слыша слова «железная дорога», мне вспоминается стук вагонных колес, гудки паровозов и тепловозов, голос дежурного по станции, отдающего распоряжения. Хоть мы и жили в двух километрах от станции, все разговоры были о железной дороге. Наша станция, стоящие рядом полустанки – все это появилось, по рассказам моего деда, в 1942 году. Потом уже появились лесопункты, лесхозы. По рассказам деда, раньше все завозили и вывозили по реке, и то, если вода позволяла. Нет – завозили на лошадях за большие деньги. С появлением «чугунки», как тогда называли железную дорогу, все изменилось.

Появилась масса народа, говорящего на разных языках. Хоть и прошло уже много времени с тех пор, старики нет-нет да и скажут: «Понаехали разные». Были там и сосланные, и вербованные, так называли приехавших на заработки с Украины. Много людей принесло послевоенный волной. Были у нас и немцы, и евреи, и татары, и калмыки. И все они приехали по железной дороге. Да и поселок наш возник как перевалочный пункт для раскулаченных, а потом, с появлением железной доги, как станция.

Любил я слушать рассказ деда и его друзей. А дед мой работал до выхода на пенсию, как он говорил, обходчиком путей, потом его называли мастером. Но я больше запомнил первое. От него остались железнодорожный китель с блестящими пуговицами, форменная фуражка. Везде была эмблема: молоток, скрещенный с ключом. Остались еще молоточки на длинной ручке, кувалда и оранжевые безрукавки, в которых он работал летом. А еще он приносил с работы толстую фанеру для выпиливания. Как я узнал, это были подкладки под рельсы.

Работать на железной дороге считалось престижным, хотя и работали по сменам, было тяжело, но за эту работу держались. Была бесплатная поездка в ближайший город два раза в месяц по так называемой «провизионке», раз в год в любое место по Советскому Союзу. Многое я услышал и понял из тех бесед. Узнал, что все носили форму, были звания до генерала. Прочитав одну книгу, я узнал, что оказывается студенты железнодорожных вузов носили особую форму и шпаги. Они считались образованными людьми и особенно завидными женихами. Читал я еще и о том, что во времена Николая II самым популярным министром внутренних дел был С. Ю. Витте, который ввел устойчивый золотой рубль в России.

16 стр., 7885 слов

Электрические железные дороги

... электрических железных дорог: повышенное напряжение в контактной сети позволяет увеличить расстояние между тяговыми подстанциями при ... тяговой подстанции очень редки. В качестве средней продолжительности нерабочего состояния подстанции в ряде исследований называют ... железных дорог. Первые проекты электрификации железных дорог были разработаны в самом начале XX века выдающимся инженером, потом ...

Так вот, большую популярность ему принесло то, что он обучался в Америке паровозному делу. И один раз поезд царя из Москвы в Петербург он привел самолично.

Собственно говоря, огромные пространства Российской империи подталкивали к выгодному транспорту. «Голубые дороги» – реки работали сезонно, и, появившись однажды, железная дорога стала завоевывать необозримые пространства России.

Дед рассказывал, что кода он работал обходчиком, то каждый день ему приходилось проходить пять километров туда и обратно с молотком, проверяя железнодорожный путь и забивая костыли.

Попробовал я поднять этот молоток, он его показал мне. Поднять-то я его поднял, но пять километров туда и обратно, вверх и вниз – для меня это трудно.

Сейчас появилось много машин и приспособлений для такой работы. Но в какое бы время года я не ехал, всегда вижу людей в оранжевых безрукавках, копошащихся у железнодорожного полотна. Они носят шпалы, забивают костыли, таскают рельсы. Помню слова дедушки, что путейцы долго не живут. На мой вопрос «Почему?» он отвечал:

– Очень тяжелая работа. Идя в лес, переходишь железную дорогу и удивляешься: высота насыпи в некоторых местах достигает 20-25 метров. Строили эту дорогу в 40-х годах и все вручную. Лопата, кирка и кувалда – вот и весь инструмент, а сотворили такое чудо. Да, это было. Вспоминаются слова Некрасова: «Прямо дороженька, на сыпи узкие, столбики, рельсы, мосты…»

Насколько важную роль, особенно в годы Великой Отечественной войны, сыграла железная дорога на Севере, я узнал из рассказов деда, из книг. Оказывается, что немцы дважды сбрасывали десант с целью уничтожить, а вернее, перерезать железную дорогу. Им надо было перекрыть дорогу лесу, углю, нефти. Где-то было написано, что благодаря железной дороге мы выиграли войну.

Очень высокую оценку работе железной дороги, как говорил дед, дал верховный главнокомандующий И. В. Сталин. Много женщин работало тогда на железной дороге: и на путях, и на стрелках, и на станциях. Сейчас все изменилось. Автоматика, телемеханика, гидравлика изменили работу дороги. У меня есть журналы «Техника молодежи», «Знание – сила», на страницах которых изображены стремительные, самолетного вида по езда, несущиеся с огромной скоростью, серебристые электровозы. То, о чем раньше мечтали, стало явью, «сказка стала былью».

Да, такое могла создать только великая держава, имеющая неисчерпаемые ресурсы, огромные людские резервы, отлично подготовленные кадры, умелых руководителей и, главное, веру в успех и строгую дисциплину труда, присущую железнодорожному транспорту на всем пути его истории. В этом году Российским железным дорогам исполняется 170 лет.

2 стр., 709 слов

Конкурс «СУДЬБА МОЯ – ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА!»

... потом железнодорожный техникум. Он отработал 43 года на железной дороге. Работал помощником машиниста, затем машинистом. О моём дедушке не раз писали в городской газете «Знамя». Я очень горжусь своим дедом. ...

Загудит тепловоз, зашипит воздух тормозов, звякнут буфера, на ступеньках вагонов стоят проводники, приветливо улыбаясь, стоит дежурный, подняв руку, давая зеленый свет составу.

Поезд пошел, набирая ход.

Счастливого пути вам, Российские железные дороги!