Интервью. подготовка к сочинению-интервью

Сочинение

1. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж //Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.

2. и Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 кл.». Москва, «Просвещение», 1990 г., с.45-49.

3. Гринина-

4. Лекции с курсов переподготовки и районного семинара учителей русского языка и литературы. 1995г.

5. Газеты и журналы с интервью.

6. Сочинения — интервью учащихся.

7. Моя беседа с Эдисоном (От нашего собственного корреспондента).

8. Памятка

9. Копыловой с матерью

10. Интервью с

11. Интервью – рассказ

12. Интервью – беседа

13. Интервью – зарисовка

14. Карточки — задания для учащихся.

15. Портреты Эдисона, Гагарина, Чехова, Гайдара.

16. Запись на доске (и слайд № в презентации):

а).Что такое интервью?

б).В чём особенность интервью?

в).Какие разновидности интервью существуют?

г).Как нужно готовиться к интервью?

д).Как собирать материал для интервью?

17.Энциклопедический словарь (интернет-ресурсы).

18. Презентация «Интервью»., Предварительные разноуровневые задания учащимся:

1.Подготовить выступление (сообщение, презентацию) на тему:

а).

«Что такое интервью?»

б).

«Как готовиться к интервью?»

в).

«Разновидности интервью».

2. Составить и красочно оформить памятку или слайд «Советы начинающему журналисту».

3. Найти и принести на урок газеты и журналы с интервью.

4. Подготовить инсценировку (или выразительное чтение по ролям) юмористического рассказа Чехова «Моя беседа с Эдисоном».

5. Составить вопросы для предстоящего интервью

а).

с Эдисоном ( Чеховым, Горьким и т. п.),

б) с войны (труда),

в).

с учителем (математики, истории, литературы …),

г).

с организатором мероприятия (вечера отдыха, осеннего бала и т. п.),

д).

с отличником, спортсменом или героем какого – нибудь произведения.

6. Придумать начало (конец) интервью, первый вопрос.

7. Найти и прочитать в энциклопедическом словаре или в интернете об Эдисоне Томасе Алве (подготовить краткую справку).

10 стр., 4882 слов

Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты ...

... литературы отражает степень изученности круга проблем, очерченных темой курсовой работы и обоснованности сделанных выводов. Глава 1. Жанровая характеристика интервью. Интервью (английское interview – беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, ... «Риторические основы журналистики»1 , проанализирую интервью как жанр, его особенности. Это составит теоретическую базу курсовой работы. Анализируя ...

8. Какие передачи с использованием интервью вы можете назвать? Запишите их названия.

9. Кого вы считаете мастером интервью? Почему?

10.Найти или нарисовать визитки, портреты (шаржи, карикатуры), образы журналистов или корреспондентов (см. журналы «Чаян», «Мурзилка» и др.).

1-й урок.

Слайд № 2 –эпиграф:

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ, ПОУЧИТЕЛЬНЕЕ БЕСЕДЫ С БЫВАЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, УЧАстНИ- КОМ ИЛИ СВИДЕТЕЛЕМ ПРОИСШЕСТВИЯ? УВЕРЕН, ЧТО НИЧТО.

В. ГИЛЯРОВСКИЙ., Словарная, лексико – работа, Интервью — ср. р. (несклон.), Интервьюер -, Интервьюировать, — ирую –, Корреспондент –, Телефония –, Телеграфия-, Запатентовал –, Мантифолия -, Бишопизм —

Бишоп —

Гастрономофон –

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Мы должны узнать, что такое интервью, в чём его особенность, как готовиться к нему и как писать сочинение – интервью.

А пока я приглашаю вас вместе с Чеховым побывать у Эдисона и поприсутствовать при их беседе… Вы знаете, кто такой Эдисон Томас Алва?

Учащиеся отвечают, а учитель дополняет (или находят ответ в энциклопедическом словаре, или отвечает ученик, заранее получивший подобное задание).

(проекция портрета

II. Инсценировка рассказа Чехова «Моя беседа с Эдисоном» ( или чтение по ролям).

Заранее подготовленные учащиеся разыгрывают сценку, остальные — слушают и готовятся отвечать на вопросы к рассказу Чехова, записанные на доске ( См. карточки).

III. Беседа по вопросам и работа с текстом рассказа (см. в презентации) :

1.Почему и над кем мы смеёмся, читая (слушая) рассказ?

2. Знал ли он, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги?

3.С каким мнением друг о друге расстались собеседники? Почему?

4. Удалось ли интервью корреспонденту? Почему?

5. Какие ошибки допустил журналист? Был ли он готов к интервью? (Учащиеся находят ошибки: не договорился заранее о встрече; не продумал её ход, знакомство, вопросы, начало и конец беседы, т. е. показал себя непрофессионалом; вёл себя бестактно по отношению к личности и заслугам Эдисона (формулировка вопросов, иронично-снисходительный тон. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения « не вошли ещё в программу средне – учебных заведений, но… имя часто упоминается в газетных «смесях», где помещались мелкие заметки о незначительном).

(Бесцеремонность, развязность, невежество, нравственная неразборчивость: чтение чужих писем).

7.Какое мнение сложилось у Эдисона и у вас о редакции, из которой этот « журналист»?

8.Каким вы представляете себе «лицо» этого печатного органа? Будете вы его читать? Почему?

9.Почему Эдисон так отвечает своему «гостю»? Откровенно иронизирует, даже издевается над невежеством собеседника, рассказывая о фантастических изобретениях на

доступном журналисту языке: « винтик», « штучка» и т. п.

10. Как вы думаете, можно ли то, что мы слышали у Эдисона, назвать беседой? Состоялась ли она? Что бы вы сделали на месте журналиста? Как бы поступили, чтобы беседа удалась?

И вообще, что такое интервью, в чём его особенности и секрет успеха? Давайте послушаем опытных журналистов и редакторов… Приглашаю вас на встречу с ними.

14 стр., 6645 слов

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

... интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующее интервью в газете «КЗ» не публикуются. Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода, а также методов описания. Работа состоит из Введения, 4 ... имеет большое значение для анализа диалога в целом, который, в свою очередь, является исходным принципом организации жанра интервью. Вопрос о соотношении диалога и монолога важен ...

IV. Сообщение новой информации. Встреча «За круглым столом» с опытными журналистами и редакторами

1-ый вопрос.

2-ой вопрос.

3-ий вопрос.

4-ый вопрос.

5-ый вопрос.

6-ой вопрос.

7-ой вопрос.

8-ой вопрос.

9-ый вопрос.

Вывод: Итак, сейчас мы с вами не только встретились с опытными журналистами и редакторами, но и побеседовали с ними, задали им вопросы и услышали их мнение, т. е. провели с ними интервью и нашли ответы на вопросы, прозвучавшие в начале. А теперь попробуем урок, извлечённый из рассказа Чехова и нашего интервью, применить на практике.

V. Закрепление и систематизация полученных знаний.

VI. Анализ текста интервью по вариантам:

1.Прочитать текст и ответить на вопросы:

а) Соблюдаются ли здесь требования к интервью?

б) Найдите и выделите в нём части: вступление, основную часть, заключение.

в) Какую из известных разновидностей интервью оно представляет?

2.Проанализировать языковые и стилистические особенности данного текста интервью.

3. Составить «Советы начинающему журналисту» (памятки).

4. Исправить ошибки интервьюера, беседовавшего с Эдисоном. Составить свои

вопросы для беседы с Эдисоном (Чеховым или c кем-то другим).

VII. Выполнение творческих заданий

2-Ой урок. РАБОТА НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЧИНЕНИЕМ – ИНТЕРВЬЮ. Урок – игра «Журналист».

I. Вступительное слово учителя:

Человек с ручкой и блокнотом, с фотоаппаратом и фонографом, с микрофоном и магнитофоном, а то и с кинокамерой… он стал для нас чем-то привычным, обыденным. Он появляется на радио и телевидении, в газетах и журналах, на улицах и в самых неожиданных, а порой и опасных местах, чтобы познакомить нас с героем или участником каких – то событий или просто интересным человеком, его мнением.

Он открывает нам мир и душу человека. Мы смотрим на них его глазами. Его мнение становится нашим, особенно если оно касается незнакомого нам человека.

Он может возвести на пьедестал и ниспровергнуть, может показать величие и красоту души, полёт мечты и фантазии, силу разума, ничтожность и мелочность интересов человека.

Он – знаток и человеческих душ.

Его зовут по – разному. Он может появиться в мужском и женском облике. У него есть даже свои образы – символы, и Вы их сразу узнаёте. Посмотрите на них. Узнаёте? Кто это?

Показывает Мурзилку, Шрайбикуса, Чаяна).

(или другим героем пьесы Горького «На дне» по выбору учащихся)

Для того чтобы работа была более успешной и оперативной, давайте разделимся на микрогруппы (или на пары) и приступим к работе.

II. Работа в парах (микрогруппах).

(у Луки, Актёра и т. д.)

Подумайте, о чём бы вы стали с ним беседовать, что обсуждать. Что бы выбрали темой разговора? Как бы озаглавили интервью?..

Учащиеся определяют тему, задачи и цель интервью, придумывают заголовок, затем выполняют задания:

1 группа,

Вам, уважаемые журналисты 2 группы , предстоит составить вопросы для интервью.

3 группа , вам поручено написать начало интервью с Сатиным, в котором необходи

9 стр., 4302 слов

Интервью как метод сбора информации

... сведения ему нужны, как построить беседу, в каком направлении руководить ею. Изучение предмета интервью и собеседника Как уже говорилось, журналист должен быть человеком эрудированным, обладать развитыми ... области знаний и специализации журналиста (деятельности). Интервью – это вопросный метод поиска знаний Правильная постановка вопросов требует, прежде всего, истинности их предпосылок, а ...

мо сообщить кое – что о нём. Что бы вы написали о Константине Сатине в начале

интервью? Подумайте.

4 группа , вам необходимо написать конец интервью, включив в него описание ноч —

лежки Костылёва, где происходит ваш разговор.

Вам, 5 группа корреспондентов, нужно поделиться своими впечатлениями о Сатине

и подумать, в какую часть интервью вы всё это включите.

Вам, 6 группа , — подобрать предполагаемые ответы Сатина на вопросы журналиста.

(Может быть задействован компьютер)

Ш. Проверка заданий. Розыгрыш сценки «Интервью в ночлежке Костылева»., Первые 5 групп разыгрывают роль журналистов, а 6-ая — роль Сатина

IV. Редактирование черновиков интервью.

Работа корректоров и критиков (цензоров) в группах.

V. Домашнее задание.

Закончить сочинение – интервью или написать новое по своему усмотрению.

Приложение 1.

Интервью — жанр публицистического стиля., Интервью (англ.)

Интервью — это совместное творчество журналиста (группы журналистов) и человека (или группы лиц), дающего информацию. Им может быть политический, общественный деятель, учёный, руководитель, писатель, артист, спортсмен или какой – нибудь другой интересный человек.

Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, берутся у прохожих или пишутся в стенгазетах с разной целью: сообщить об очередных политических, производственных или иных задачах;

  • рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта, творческих достижениях;
  • информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;
  • разъяснить( прокомментировать) тот или иной факт;
  • выяснить мнение компетентного лица по какому — либо вопросу(группе вопросов).

Интервью — один из живых и впечатляющих газетных жанров. Это информационный жанр, а, значит, оно должно быть и оперативным, и в меру кратким, и содержательным, т. е. сообщать новость, либо комментировать её, либо раскрывать внутренний мир человека, его планы, надежды, пожелания, указывать, с кем ведётся беседа, её цель.

Разновидности интервью:

1. Интервью — монолог (рассказ).

2. Интервью —

3. Интервью —

4. Коллективное интервью-совещание за круглым столом

Даёт ответ на вопрос, информацию – мнение нескольких людей по одному вопросу или теме.

5. Интервью – анкета.

6. Самоинтервью

Интервью может иметь и юмористический характер.

Приложение 2.

Подготовка к интервью — особенно ответственный этап., Для того чтобы интервью получилось удачным, надо:

1.Отыскать интересного человека для беседы; определить, у кого взять интервью; наметить тему.

2.Изучить предмет беседы, познакомиться с литературой, проконсультироваться со знающими людьми, уточнить характер беседы; решить, в каком виде написать интервью.

2 стр., 944 слов

Какие вопросы задает человеку литература

Но всё-таки одной из главных тем литературы остается любовь. Сочинение на тему «Какие вопросы задаёт человеку литература» Таким образом, литература может научить нас любви, прощению и поиску своего места в этом мире. ...

3.Подготовить вопросы (основные и дополнительные, открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие, содержащие элемент знания обсуждаемого вопроса или проблемы).

4.Подготовиться к встрече (назначить встречу и сообщить о её цели, показать свою заинтересованность собеседником и проблемой, создать комфорт, расположить к себе собеседника, помнить о двусторонности общения, понаблюдать за состоянием души собеседника, его настроением).

5. Правдиво и точно передать его мысли (прочитать свои записи, проверить всё, что можно проверить: названия, даты, имена, фамилии, цифры и т. п.).

Советы начинающему журналисту.

I. Перед интервью:

1.Чётко сформулируй для себя: почему ты (или редакция) заинтересовался именно этим человеком?

2. Что ты о нём знаешь?

3.О чём его нужно и можно спросить? О чём нельзя?

4.Каким временем для беседы он располагает?

5.Как лучше сформулировать вопросы? Сколько их может быть? Не многословны ли они?

6. Познакомься заранее с будущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего разговора. Обрати внимание на начало и конец беседы.

II. Во время интервью:

1.Каково настроение собеседника? Соответствует ли оно предполагаемой тональности разговора?

2.Скорректируй вопросы, исходя из данной речевой ситуации.

3.Соотнеси отведённое время и объём получаемой информации.

III. После интервью:

1.Воспроизведи ход интервью и продумай, что должно быть опубликовано, а что остаться «за кадром».

2.Обрати внимание на собственную позицию: не «давишь» ли ты на собеседника или не находишься ли на первом плане?.

3. Познакомь собеседника с предполагаемым для публикации вариантом и учти его рекомендации при подготовке окончательного варианта.