Интервью как жанр журналистики

Курсовая работа

интервью публикация жанровый стилистический

В настоящее время журналистика находится на достаточно высоком уровне развития. Современные печатные средства массовой информации резко отличаются от тех газет и журналов, которые существовали в первой половине XX века. Отличаются как по форме, так и по содержанию, штатному расписанию, системе управления технологическим процессом, используемой технике.

Журналистика, как и любой другой вид деятельности, имеет, свою ключевую особенность. Она отличается тем, что у неё есть свои виды жанра. Соответственно каждый жанр имеет свою характеристику, особенную черту, отличающую его от остальных видов жанра.

Одним из жанров публицистической литературы является интервью. Интервью — это беседа, предназначенная для опубликования. Характерной особенностью интервью является то, что изложение фактов или высказывание о событиях ведётся в нём от имени человека, которого интервьюируют, а не от лица журналиста.

В научной литературе существует множество классификаций видов интервью, выделяемых на различных основаниях — от формы подачи материала до тематики беседы. На протяжении своего развития, как и любое другое направление публицистической литературы, жанр интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования. Рассмотрим жанр интервью на примере материалов газеты «Советская Белоруссия» (далее «СБ»).

Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются материалы интервью в газете «СБ».

Необходимо дать общее определение понятию интервью, рассмотреть интервью в газете «СБ» и определить характерные особенности написания интервью газеты «СБ».

Целью данной курсовой работы является изучение интервью на основе материалов газеты «СБ».

В ходе исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать научную и учебно-методическую литературу, посвящённую жанру интервью.
  • дать общее определение понятию интервью, определить виды интервью.
  • собрать публикации интервью в газете «СБ».
  • выявить жанрово-стилистические особенности интервью в газете «СБ».

Исследование будет проводиться на материалах интервью, опубликованных в газете «СБ» за период 2010-2012 года. Всего в курсовой работе было проанализировано 6 интервью, полные тексты которых приведены в приложении к работе.

11 стр., 5132 слов

Курсовая работа музыка к драматическому спектаклю мьюзикл

... шагом в развитии этого жанра явилось создание самостоятельной, написанной одним композитором музыки к конкретному представлению. К числу первых таких спектаклей относят «Эванджелину» по пьесе ... курсовой работы: определить понятие мюзикл; исследовать истоки и условия формирования этого жанра; изучить современные мюзиклы; сделать обзор фильмов-мюзиклов; сформулировать выводы об особенностях жанра ...

Глава 1. Интервью — как жанр журналистики

1.1 Понятие интервью. Подходы к интервью

Термин интервью происходит от английского interview, т. е. беседа. «Интервью — это беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес». «Интервью в журналистике — жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам». А в словаре С.И. Ожегова «интервью — это предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом».

В этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью — интервью-методе (способе сбора информации) и интервью-жанре (форме предъявления информации).

Таким образом, есть два подхода к изучению интервью — методический и жанровый. Первый рассматривает интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. Второй, жанровый, подход — это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Но в обоих случаях интервью — это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества.

1.2 Виды интервью

В журналистике существует несколько видов интервью, выделенных по разным основаниям: по целям, предмету разговора, по форме, по степени стандартизации, по характеру получаемой информации, по отношению интервьюируемого к интервью, по типу организации интервью.

Виды интервью по целям:

1. Информационное интервью. Главная цель такого интервью — получить оперативные сведения о том или ином событии, происшествии, явлении. Сведения, которые журналист получает в ходе такого интервью, представляют собой ответы собеседника на вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Однако не стоит ограничиваться этими вопросами. Чтобы получить больше достоверной информации, нужно задавать вопросы, относящиеся непосредственно к человеку или событию.

2. Оперативное интервью — это разновидность информационного, но в более сжатом варианте. Ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному узкому вопросу. Этот вид называется блиц-опрос или опрос на улице. Особенностью такого интервью является одинаковая, фиксированная постановка вопросов. И задаются они как можно большему количеству людей. В зависимости от темы опроса, в нем участвуют представители одной или, наоборот, разных социальных групп.

3. Интервью-расследование. Его проводят для глубинного, более подробного изучения проблемы или события. Оно должно организовываться обстоятельно и с запасом времени. Постановка цели должна быть точной, а на работу с материалами нужно потратить немало времени. Главное продумать вопросы. Не менее важны первый контакт, умение слушать и грамотное владение невербальными формами общения. К каждому персонажу нужно найти индивидуальный подход.

4. Интервью-портрет (персональное интервью) сфокусирован на одном герое. Им может стать любой человек, который проявил себя в общественной жизни и поэтому привлекает взгляды широкой публики. Предметы, детали, которые формируют индивидуальность героя, должны быть переданы зрителю.

17 стр., 8170 слов

Деловая беседа и её виды

... внутренних возможностей осуществления плана беседы, прогноза возможного исхода беседы, сбора необходимой информации о будущем собеседнике, отбора наиболее веских ... возрастут, если придерживаться следующих рекомендаций: Готовить первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но ... продолжать беседу, а также уточняющие реплики: «Что вы имеете в виду?», «Как вы считаете?», помогающие вести беседу ...

5. Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист не просто посредник между героем и зрителем, а становится с собеседником на равных благодаря совместному творчеству. Творческая репутация и большой профессиональный опыт являются обязательными условиями такого интервью. Также важно выбрать правильного собеседника. С его помощью журналисту требуется выстроить грамотный и интересный материал».

М.И. Шостак в своей книге «Журналист и его произведение» выделяет по признаку предмета разговора, следующие виды интервью:

1. Информативные интервью. Главный предмет беседы — новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен.

2. Экспертные интервью. Ценность — в точности формулировок, мнение авторитетного человека — самое важное.

3. Проблемные интервью. Главный предмет обсуждения — мнения и сопоставление источников мнений

4. Интервью-знакомства. Они делятся на портретные, разоблачающие с антигероем и звездные интервью. Предметом является личность собеседника».

Классификации интервью по его форме — самые многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в «Справочнике журналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета

Эти виды интервью выделяются и другими авторами, поэтому остановимся на них подробнее.

Интервью-диалог — это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения.

Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или

не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение.

Коллективное интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это «круглые столы», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник. Формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков.

Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и так далее: «Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет».

Анкета представляет собой массовый вид интервью, это «своеобразная заочная беседа» с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты, публикуемый обычно вместе с классическим интервью в качестве справочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку.

8 стр., 3583 слов

Психологические особенности интервью

... в данном интервью, причем особенную эмоциональную окраску интервью получает именно при авторских и непредвиденных вопросах и репликах. По функции это вид интервью-портрет — разновидность телевизионного интервью, цель которого — всестороннее раскрытие личности собеседника. ... Интересно поставленные вопросы и помогают получит интересные развернутые ответы, зачастую полученные в достаточно полемичной ...

А.А. Грабельников в качестве вида интервью выделяет интервью-мнение. Это «развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме». Обычно такие интервью даются под одной шапкой с основным материалом: аналитической статьей, репортажем — однако, формально не входят в его структуру.

Некоторые авторы называют еще одну разновидность изучаемого жанра — интервью-сообщение. В нем ответы излагаются в сокращенном виде либо пересказываются журналистом. Эта форма интервью близка к

отчету, поэтому выделение ее в отдельный вид весьма спорно.

Особо следует сказать о таких интервью, в которых вопросы задаются непосредственно читателем. Читатели задают свои вопросы по телефону, ответы обрабатываются и выдаются в виде вопросно-ответных единств, объединенных по тематическому признаку в главке. Другой формой является «интервью с письмами в руках». Такие интервью регулярно появляются в местных изданиях, в них читатели обращают свои насущные вопросы к представителям власти, компетентным лицам. Ответы последних обычно сопровождаются ремаркой, включающей в себя их фамилию и должность, что подчеркивает официальность и объективность ответа.

Итак, по форме, на которую влияют особенности композиции, интервью классифицируются следующим образом: интервью-диалоги, интервью-монологи, коллективные интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, «интервью с письмами в руках», прямые линии. Такое разнообразие видов интервью представлено на страницах российских газет. Однако различные издания с несхожими экспрессивно-стилистическими и жанровыми моделями, отдают предпочтение тем или иным видам интервью, игнорируя другие.

Виды интервью по степени стандартизации:

Строго стандартизованное.

Заранее составляются вопросы, которых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. В таком случае вопросы могут направляться к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к встрече.

Полустандартизованное.

Так же заранее составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться в область особых его интересов.

Не стандартизованное или свободное.

Оно не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования им. Журналист просто намечает, какие сведения ему нужны, пытается осуществить план. Этот вид интервью предоставляет инициативу журналисту, возможности для получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем.

Смешанный вид интервью.

Начавшись интервью первого или второго вида, оно перерастает в свободное, вследствие непредусмотренной ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу журналиста.

Виды интервью по характеру получаемой информации:

Интервью для получения чисто фактических сведений.

Здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно предоставляет информацию или нет, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает.

12 стр., 5909 слов

Интервью — жанр публицистики

... попытка анализа ситуаций при подготовке телесюжетов. Часть 1. Интервью -- жанр публицистики 1.1 Метод и жанр Журналист получает необходимую ему ... них. «Интервью -- жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам». 22 Большой ... на понятиях «метод» и «жанр». В теории журналистики советского периода рассматривали интервью с двух позиций -- как ...

Интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме.

Здесь важна оценка мнений: что она отражает — личную позицию или он выступает как член группы.

Интервью для получения представления о личности опрашиваемого.

Оно отличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к его личности.

Виды интервью по отношению интервьюируемого к интервью:

  • интервью с сотрудничающим собеседником.
  • интервью с равнодушным собеседником. Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью.
  • интервью с сопротивляющимся собеседником.

Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения, со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью.

Виды интервью по типу организации интервью:

1. Пресс-конференция — коллективное интервью. Журналистов приглашают на встречу с человеком, который является источником информации, в назначенное время и в определенном месте. В основном место встречи — это информационное агентство информационная служба или помещение, специально оборудованное для подобных целей. Целью созыва пресс-конференции обычно является определенный информационный повод, сведения о котором нужно распространить, разъяснить или опровергнуть. Такие события обычно проводят по заведенному порядку. Инициатор подробно сообщает о событии (свершившемся или планируемом), предложении, решении. После этого журналистам разрешается задавать вопросы.

2. Выход к прессе можно назвать малой формой пресс-конференции. Только проводится он с целью информирования журналистов об итогах уже прошедшего мероприятия (переговоров, заседания и т.п.).

Инициатором выхода является ньюсмейкер. Выход к прессе отличается от пресс-конференции тем, что заранее не планируется. Заканчивается заседание и сразу после него ньюсмейкер или его пресс-секретарь делают заявление и отвечают на вопросы журналистов, при этом предоставляя им лишь небольшое и необходимое количество информации.

3. Брифинги — это плановое мероприятие, которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании. Регулярно проводит брифинги министерство иностранных дел. На них журналисты оповещаются о текущих вопросах внешней политики. Вниманию работников СМИ предлагается также официальная ведомственная трактовка наиболее актуальных событий мировой политики.

4. «Круглый стол» является сложным форматом интервью. Журналисту приходится вести разговор с несколькими участниками, а не с одним. В таком случае у интервьюера появляются функции модератора. Ему нужно не только задавать вопросы и выслушивать ответы, но и управлять беседой. Такой формат интервью должен быть проработан.

5. Интервью по телефону — удобный и оперативный вид интервью. Его можно использовать в условиях строгого ограничения времени, когда у журналиста нет возможности выезжать на съемку или когда интервьюируемый находится в другой стране и важно получить от него ответы хотя бы на два — три вопроса, чтобы прояснить ситуацию.

30 стр., 14525 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...

... даже в общепринятой науке о журналистике единого мнения относитель­но понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а ... у него посвящено множество работ и статей, опубликованных в различных бумажных и сетевых газетах и журналах. Еще в 1997 году в «Журналисте» вышла его статья «Электронная ...

6. Интервью с помощью разных служб Интернета. Электронная почта, форум, чат и т.д. — возможные пути для сбора информации и проведения интервью. Если нужно получить официальный комментарий, переписки в чате будет недостаточно. Тогда можно поговорить с интервьюируемым по видеосвязи».

Развитие интервью привело к появлению различных типов, отраженных в разнообразных классификациях.

1.3 Технология подготовки к интервью

Подготовка к интервью — обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности. Подготовка заключается в следующих типах работы: общая подготовка, конкретная подготовка, психологическая подготовка.

Общая подготовка состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки журналиста, общепрофессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации журналиста. Интервью — это вопросный метод поиска знаний. Правильная постановка вопросов требует истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора, его мировоззрением.

Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов: определение цели интервью и характера необходимых сведений, изучение предмета интервью и собеседника, предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов, договоренность о встречи, месте, времени интервью.

Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости и любознательности.

В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Он начинается в момент первого контакта интервьюера и собеседника и действует в течение всей беседы. В этом процессе есть закономерности, знание которых дает возможность контролировать его.

Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов.

Вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Следующее требование к вопросу — он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Иногда журналист смешивает в одном вопросе несколько, так как пытается подсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в подсказ.

Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос так же может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.

14 стр., 6645 слов

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

... интервью. Такие виды интервью как интервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующее интервью в газете «КЗ» не публикуются. Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода, а также методов описания. Работа ... В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Задача журналиста - сделать интервью ...

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос. То возникает у самого неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.

Интервью в журналистике — жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес и предназначенную для передачи по каналам СМИ. Особенность интервью в том, что изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим — мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица — и ценно интервью для читателей. Виды интервью в журналистике различаются целью, предметом, формой, зависят от характера беседы, особенностей партнера и др. Успех интервью во многом зависит от того, насколько правильно оно подготовлено и проведено. Журналист должен определить цель интервью, узнать как можно больше о своем собеседнике, вникнуть в суть предмета, которому будет посвящено интервью, составить вопросы.

Глава 2. Интервью в газете «Советская Белоруссия»

2.1 История газеты «Советская Белоруссия»

«Советская Белоруссия» — ежедневная газета, выходящая в Белорусии на русском языке. Тираж в декабре 2013 года составил 400614 экземпляров. По оценкам социологов, «СБ» сегодня является самой читаемой в Беларуси. Среди них — рабочие и предприниматели, творческая и техническая интеллигенция, политики и работники сферы управления.

1927 г. 2 августа выходит первый номер газеты. Он носит название «Рабочий».

1932 г. Завоевавший авторитет среди пролетарских читателей «Рабочий» становится «всебелорусской ежедневной рабочей газетой — изданием ЦК КП(б)Б и ЦСПСБ». Коллектив редакции берет шефство над социалистической новостройкой — Осинторфом, давая оттуда серию проблемных репортажей.

1937 г. 2 октября «Рабочий» обретает новое название — «Советская Белоруссия». На титульной странице рядом с очередным порядковым номером 2792 появляется цифра 1 — как символ того, что газета начинает новый отсчет своей биографии, охватывая более широкую аудиторию читателей, включая сельскую глубинку и интеллигенцию. Передовица, помещенная на первой полосе, выдержана в духе того времени: «Орденоносная Советская Белоруссия, впервые в истории получившая свою государственность в результате Октябрьской социалистической революции, при помощи великого русского народа, при ежедневных отеческих заботах родного и мудрого Сталина — ныне пышно цветет в ярком созвездии счастливых республик народов Советского Союза».

1941 г. 23 июня вышел экстренный выпуск газеты — последний из отпечатанных в Минске. В соответствии с Постановлением ЦК КП(б)Б от 27 июня «Советская Белоруссия» начинает выходить в Гомеле до тех пор, пока в конце августа город не захватили немцы.

4 сентября, уже в эвакуации, в России, выходит в свет последний номер «СБ».

21 сентября газеты «Звязда» и «Советская Белоруссия» объединились в новое издание на белорусском языке — «Совецкая Беларусь». Первый номер объединенной газеты вышел 8 (по другим данным — 9) октября и продолжил нумерацию «Звязды» — с № 7320.

15 стр., 7173 слов

Трансформация жанра в региональной прессе (на примере районных ...

... работа состоит из Введения, двух глав и Заключения. В первой главе «Некоторые моменты теории журналистских жанров» мы обратились к обобщению теории журналистских жанров, во второй «Особенности трансформации жанра в газетах ... для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не ...

1944 г. 8 июля в Гомеле отпечатан последний, 126-й, номер «Совецкай Беларусi». На следующий день читатели увидели привычную русскоязычную «Советскую Белоруссию», но с заимствованной в начале войны «звяздоўскай» нумерацией — № 7688. С 28 июля наша газета вновь печатается в Минске.

1947 г. «Советская Белоруссия» изменила нумерацию. 23 апреля вышла под № 82 (8395), а выпуск от 25-го числа числился уже как № 83 (5023).

1950 г. Периодичность выхода увеличилась с 5 до 6 раз в неделю.

1954 Тираж газеты вырос до 123,5 тысячи экземпляров. Для сравнения: к началу Великой Отечественной войны тираж «СБ» составлял 74,6 тысячи экземпляров.

1956 г. 6 сентября «Советская Белоруссия» первой сообщила об экспорте поставок продукции Минского тракторного завода за границу: в Китай, Монголию, Индию, Иран, Грецию, социалистические страны Восточной Европы.

1957 г. ЦК КПБ определил для «Советской Белоруссии» ведущую роль среди республиканской прессы в освещении работы промышленности, строительства, жизни рабочих и профсоюзов.

1964 г. 28 марта газета удостоена ордена Трудового Красного Знамени — за многолетнюю плодотворную работу коллектива и в связи с выходом 10-тысячного номера. Вручил почетную награду коллективу редакции председатель Президиума Верховного Совета БССР Василий Козлов. Вот показательный факт, приведенный на страницах сделанного тогда же редакцией «СБ» спецвыпуска «Журналист» Александром Симуровым: «В прошлом году сотрудники газеты провели в командировках 1.050 дней. Без малого три года».

1967 г. Газета ввела «Эстафету дружбы»: корреспонденты побывали в самых отдаленных уголках союзных республик и выступили на страницах с серией репортажей. Рубрика получила много откликов, «эстафету дружбы» поддержали и продолжили издания других стран.

1977 г. В связи с 50-летием со дня выхода первого номера «Советская Белоруссия» награждена Почетной грамотой Верховного Совета БССР. Грамотами и наградами отмечены также 13 сотрудников редакции. По случаю полувекового юбилея в Белгосфилармонии прошло торжественное собрание.

1991 г. 27 августа на первой полосе публикуется обращение редакции «К нашим читателям». В нем говорится: «Вчера на общем собрании трудового коллектива принято решение выразить недоверие нашему учредителю». Газета перестала именоваться «органом Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии».

1993 Учредителем «СБ» становится Совет Министров. Но финансирования от правительства не хватает: из-за большой задолженности перед типографией и дефицита газетной бумаги начинаются «невыходы».

1995 ш. 7 февраля года публикуется распоряжение Президента: «В связи с прекращением полномочий Совета Министров Республики Беларусь передать Администрации Президента права учредителя газеты «Советская Белоруссия».

2000 г. «СБ» впервые выходит в цвете — но пока лишь для минчан. Постепенно цветное издание распространяется на регионы и к 2007 году тираж «цветной» газеты составляет 414 тысяч экземпляров (более 80 процентов от общего тиража).

2003 г. С февраля «СБ» издает еженедельную газету на английском языке — «The Minsk Times». Сегодня «The Minsk Times» распространяется в 50 государствах мира.

33 стр., 16314 слов

Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на ...

... половины 20 века. )Рассмотрим на примерах содержания газет «Советский спорт» и «Спорт-экспресс» тенденции жанров в современной спортивной журналистике. )Динамика конкретного спортивного языка, актуальных и преобладающих жанров. Одной из ...

2005 г. В феврале редакция «СБ» начала выпускать обновленный журнал «Беларусь. Belarus» на белорусском, польском, английском, немецком, французском и испанском языках.

2006 г. В декабре появилось первое региональное приложение «СБ» — по Гомельской области. «Новости Гомельщины» выходят четыре раза в неделю тиражом около 80 тысяч экземпляров.

2007 г. Старейшая газета страны «Голас Радзiмы» выходит еженедельно с января как приложение «СБ» для соотечественников за рубежом. «Советская Белоруссия» набирает самый большой тираж среди печатных СМИ страны. Ежедневно выходит в свет более полумиллиона экземпляров «СБ», из которых 379 тысяч распространяется по подписке. (Для сравнения: в 1996 году общий тираж издания составлял 212 тысяч экземпляров.) Авторский коллектив редакции во главе с главным редактором Павлом Якубовичем становится лауреатом премии «За духовное возрождение» — за цикл публикаций «В поисках утраченного». По результатам национального конкурса печатных СМИ «Залатая лiтара» «Советская Белоруссия» третий год подряд признается «лучшей общественно-политической газетой» страны.

«Советская Белоруссия» не ограничивается только освещением жизни нашего общества на страницах газеты: редакция активно участвует в различных социальных проектах, а также самостоятельно приходит на помощь многим организациям и частным лицам.

Большие успехи газеты говорят о ее огромном потенциале. Этому способствуют большие творческие возможности журналистов редакции и стабильный, дружный коллектив.

Основные темы еженедельника: информация о событиях в Беларуси и за рубежом, политика, культура, экология, социальные проблемы.

2.2 Особенности интервью в газете «Советская Беларуссия»

Каждый жанр журналистики имеет определенные особенности, которые отличают его от других жанров. Различаются они по форме и способу подачи, эмоционально-выразительными средствами и др. Рассмотрим особенности интервью на примере интервью в газете «Советская Белоруссия» (далее «СБ»).

В газете «СБ» интервью занимают значительное место. В основном это информационные и экспертные интервью, встречаются портретные, реже проблемные. Во многих интервью газеты «СБ» ответы гораздо объемнее по сравнению с вопросами. В основном все интервью о личности. Это известные люди, например, писатели, режиссеры, продюсеры и др. Размещаются такие интервью в основном на третьей-четвертой полосах газеты. Также выделим интервью о спорте и культуре. Взятые нами шесть интервью относятся к рубрикам «Культура», «Общество», «Политика», «Спорт».

В структуре интервью есть вступление, так называемая «шапка», в которой указывается информационный повод, тема интервью, обосновывается выбор темы и сообщается фамилия, имя, отчество героя, должность, социальное положение. Далее следует основная часть: вопросы и ответы, оформляющиеся в форме диалога. В конце заключение — авторское (журналист сам подводит итоги беседы) или собеседника (заключением является последний ответ, ставящий логическую точку в разговоре).

У исследуемых нами интервью есть: у некоторых вступление(«Симпатичный квинтет «3+2»: дорога на «Евровидение», «В лабиринте символов» ), основная часть и заключение собеседника. Интервью «Покровские повороты» начинаются с цитаты собеседника. Также у интервью есть заголовок, подзаголовок и внутритекстовые подзаголовки. Внутритекстовые подзаголовки делят интервью на подтемы. В некоторых интервью есть досье (краткая важная информация о интервьюируемом).

Также в некоторых интервью присутствует справка. В которой предлагаются краткие сведения о собеседнике («В лабиринте символов»).

Обязательным элементом интервью является фотография.

Интервью из «СБ» «Покровские ворота», автор Елена Колядина. Для начала рассмотрим заголовочный комплекс. Основной его компонент — подзаголовок «Лауреат премии Союзного государства Сергей Арцибашев: «Нельзя воспринимать жизнь как репетицию». Подзаголовок определяет собеседника журналиста. Цитата из слов собеседника — довольно распространенный заголовок для этого жанра. Стиль этого высказывания удачно вписывается в характер и содержание беседы.

Далее следует вступление. В нем сообщается информационный повод и сведения о интервьюируемом.

«Отметив 60-летие, лауреат премии Союзного государства Сергей Арцибашев открывает юбилейный сезон своего «Театра на Покровке». Режиссер, несмотря на уже достигнутые результаты. не почивает на лаврах, а продолжает творить».

За вступлением следует, как и положено в интервью, вопросно-ответная часть. Обычно вопросы журналиста как-то выделены, в нашем случае — жирным шрифтом. Это делается для облегчения восприятия интервью.

Заключение обычно ставит точку в беседе. Прочитав последние ответы на вопросы, мы увидим, что интервью логически завершено. Режиссер раскрывает секреты юбилейной постановки и расказывает о своей связи с Белорусской культурой.

Итак, на примере данного материала нам удалось рассмотреть структурные особенности интервью как жанра. Отметим также, что подобная форма присуща каждому интервью, несмотря на его вид.

Все выбранные интервью из можно отнести к интервью-диалогу. Такое интервью ценно точностью и меткостью высказываний, формулировок, ясностью оценок, компетентностью. Еще необходимо отметить роль журналиста. Здесь он равноправный партнер, имеющий свое мнение и делающий свои выводы, он так же компетентен выбранной теме.

Интервью из «СБ» «В лабиринте символов», автор вкрапливает в интервью зарисовочные моменты. Описывает произведения художника и обстановку выстовки:

«Его сюрреалистические холсты наполнены не только причудливыми ассоциациями по отношению к узнаваемым образам прошлого, завораживающими символами любви, смерти и вечности. Это также вполне земные натюрморты, пейзажи Латгалии. Познакомиться с ними белорусские любители живописи смогли благодаря подписанному несколько месяцев назад договору о сотрудничестве между управлением культуры Витебского облисполкома и Краславской краевой думой. Название выставки, «Раздвигая границы», символично вдвойне. Оно характеризует не только эмоциональное и духовное состояние зрителя, но и подразумевает взаимопроникновение культур, новые знакомства, встречи и арт-проекты.»

Также интервью «Добрый и очень сильный» является-интервью зарисовкой, в котором автор описывает собеседника, обстановку и передаёт ощущения.

Также, в форме соцопросов проводится анкетирование людей, ответы которых переводятся в процентное соотношение. Например, на вопрос: Влияет ли погода на ваше самочувствие?41% ответило «да, но неоднозначно», 33% — «да, сильно», 17% — «нет», 9% — «не обращал(а) внимание». От участника анкеты ничего больше не требуется, как честно ответить на вопрос. Анкеты чаще всего проводятся анонимно, чтобы люди отвечали честно и не боялись определенного давления со стороны. Оно проводится для того, чтобы читатель знал общее процентное соотношение на поставленную газетой проблему, что поможет ему сориентироваться в своем выборе. Более того на страницах газет анкеты компактны и хорошо воспринимаются читателями.

Таким образом, в этой главе мы привели примеры, опираясь на теоретическую базу первой главы. Мы выяснили, что в «СБ» преобладают информативные интервью и экспертные интервью, реже — информативные. По форме чаще всего встречается интервью-диалог, затем анкетирование или соцопросы, часто — интервью-зарисовка, реже всего интервью-монолог. Еще видно, что практически все интервью построены и поданы на страницы газеты очень грамотно. Это и объясняет тот факт, что газета «СБ» пользуется достаточно неплохим спросом у общества.

Заключение

В заключение, нужно сказать, что в этой работе рассмотрены жанрово-стилистические особенности интервью. В первой главе мы рассмотрели теорию жанра интервью, а именно понятие интервью, специфику жанра, классификацию интервью по различным критериям, методику подготовки и проведения беседы, типы вопросов. Нам стало понятно, что интервью действительно развивается в современном мире и довольно быстрыми темпами. И, несомненно, информация достаточно сложная вещь, над которой надо очень много поработать, чтобы получился хороший, доступный для аудитории, материал.

Примеры из газеты «СБ» помогли нам выявить особенности интервью в данной газете, проанализировать виды и структуру интервью. Все это мы разобрали в практической части. Параллельно с этим мы выявили специфику интервью выбранной нами газеты. Следовательно, можно утверждать, что мы провели исследование интервью в «СБ».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/intervyu-kak-janr-jurnalistiki/

1. «Совецкая Белоруссия»// Сайт: <www.sb.by>

2. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Лениздат, 1971.

3. Бурковская М. О. Учебное пособие по интервьюированию. М.: Статут, 2001.

4. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. М.: «Логос», 2003.

5. Гвоздев Л. Техника интервью. Учебное пособие. Москва, 1999.

6. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М.: Изд-во Рипхолдинг, 2001.

7. Ким М.Н. Жанровая характеристика интервью. Жанры в журналистском творчестве: Материалы научно-практического семинара. СПб, 2004.

8. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

9. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (онлайн версия)

11. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

12. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия)

13. Шостак М.И. Журналист и его произведение. Практическое пособие. М.: ТОО «Гендальф»; 1998.

14. Шостак М. Интервью. Метод и жанр.- М., 1997.

Приложение, Симпатичный квинтет «3+2»: дорога на «Евровидение»

Дата публикации: 24.03.2010

В Осло на «Евровидение-2010» поедет представлять Беларусь группа «3+2» — проект ОНТ, который был презентован в прошлую пятницу в программе «Музыкальный суд». В новоиспеченный квинтет, как легко догадаться, вошли пять человек — три девочки и два мальчика: Юлия Шишко, сестры Алена и Нинель Карпович, Артем Михаленко и Егиазар Фарашян. Также всех участников группы «3+2» могут помнить телезрители программы ОНТ «Новые голоса Беларуси», все пятеро стали ее финалистами. И как было обещано, после трудоустроились солистами в Президентский оркестр под управлением Виктора Бабарикина.

Академические будни

— Весь оркестр болел за группу «3+2», — не скрывает эмоций дирижер Бабарикин, — нам очень хотелось, чтобы именно эти ребята отправились на «Евровидение».

Виктор Владимирович, но у ребят наверняка еще скромный сц

— Я бы так не сказал. Они работают в оркестре с августа прошлого года и за это время успели принять участие в пятидесяти концертах. Кроме того, они все обучаются в музыкальных вузах, серьезно занимаются вокалом. У ребят постоянно обновляется репертуар. Судя по тому, как много и охотно они работают над собой, я связываю с их участием в конкурсе «Евровидение» большие надежды. У всех у них прекрасный гармонический слух, и, что еще очень важно, все пятеро умеют прекрасно работать вживую. Зацепило Сделал ставку на молодой квинтет и популярный композитор Леонид Ширин, автор песни Far Away («Далеко»), с которой ребятам предстоит выступить в столице Норвегии. На пару с коллегой Юрием Ващуком они набросали в студии композицию, которая показалась им потенциальным хитом. А написать слова предложили певице Гере: как известно, она пишет и исполняет песни исключительно на английском. Геру идея нового шлягера настолько зацепила, что она буквально за два часа написала слова песни Far Away. Если в двух словах, песня у нее получилась о любви и доброте. О том, что однажды необходимо вырваться из суеты, чтобы понять, как прекрасен этот мир. На русский язык Гера пока не переводила свою песню, по мнению певицы, группа «3+2» и с английским вариантом композиции справляется чудесно («поют чистенько, почти без акцента»).

Способные дети Вдохновенно, спокойно и быстро шла работа над песней и у композиторов.

— Мы сразу были поставлены в четкие рамки: написать песню для конкурса, — вспоминает Леонид Ширин. — То есть по длине композиция — три минуты, не больше. Эти обстоятельства нас поначалу стесняли, но потом решили, коль скоро песня должна быть короткой, ее надо делать гармоничной, с ярко выраженной пульсацией. В итоге получилась очень душевная композиция, с элементами конструктивизма.

Леонид, а как вам понравилась эта песня в исполнении группы «3+2»?

— Совершенству предела нет. По мне, они способные дети. Но мне бы очень хотелось с ними еще позаниматься.

Вокалом?

— По большому счету, хотелось бы им привить вкус в самом широком смысле этого слова. Я очень благодарен судьбе, что когда мне было двадцать лет, нашлись люди, которые рассказали мне о Сергее Рахманинове, Сальвадоре Дали… Пока мне нравится огромное желание этих ребят самосовершенствоваться. Я думаю, при определенной работе над вокалом и вкусом ребята еще сумеют прибавить.

Продюсерский диктат Целый штат репетиторов — от вокала до хореографии — сейчас нанят для того, чтобы ребята из группы «3+2» на сцене «Евровидения» звучали и смотрелись, как суперзвезды. Специалисты из Минска, Киева и Москвы трудятся над «упаковкой» нового проекта. В нервной обстановке сверхзанятости и сверхсекретности у одного из участников группы — Артема Михаленко — удалось узнать, что в четверг коллектив был в Москве на встрече с очень важной персоной. «C какой? Скоро узнаете», — интригует Артем. «Уж не сам ли Филипп Киркоров, — мелькнула мысль, — в очередной раз займется продюсированием Беларуси на «Евровидении»?» Пока остается довольствоваться скудными обрывками фраз, которые достает из себя Артем Михаленко, рассказывая о группе «3+2».

— Коллектив сложился по нашей собственной инициативе. Мы пели-пели в «Музыкальном суде», а потом решили объединиться в квинтет. Солируем я, Юлия и Егиазар, а на бэк-вокале у нас сестры Алена и Нинель. Еще ни разу на конкурсе «Евровидение» нашу страну не представляла группа. Мы подумали и решили, что один в поле не воин, надо ехать целым «отрядом». Подготовка к конкурсу очень мощная: каждый день занимаемся с педагогами. Нам шьют костюмы. Работа идет полным ходом… Кстати По решению фокус-группы, созданной Белтелерадиокомпанией, резервным представителем нашей страны на конкурсе «Евровидение» выбран с песней How can it be? малоизвестный певец Aleks. Если группа «3+2» по каким-либо причинам сойдет с дистанции, эстафету подхватит участник шоу Первого канала «Звездные танцы» — Aleks. Это парень из России, он перебрался в Минск потанцевать в телешоу, и тут такой подарок судьбы — резервное участие в «Евровидении». Aleks из Магадана прошел через множество вокальных конкурсов — «Золотой голос», «Народный артист», «Секрет успеха», «Фабрика звезд», но выигрывать песенный марафон ему пока не доводилось.

Закон судебной перспективы

Дата публикации: 20.03.2011

В этом году мы отмечаем своеобразный юбилей — десять лет назад в стране началась капитальная реформа уголовного законодательства. В действие были введены сразу три новых кодекса: Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный. Беларусь была первой среди стран бывшего СССР, столь решительно реформировавшей свою правовую базу. Сегодня начинается новый этап преобразований: разработана Концепция совершенствования мер уголовной ответственности и порядка исполнения уголовных наказаний. Об итогах смелого эксперимента, начавшегося в 2001 году, а также о дальнейшем совершенствовании законодательства мы беседуем с Председателем Верховного Суда Валентином СУКАЛО.

«Мы не ошиблись в выборе пути»

Валентин Олегович, насколько сложным оказался десять лет назад пер

— У столь радикального реформирования были и сторонники, и противники, поэтому разгорались весьма острые дискуссии. Опасения имели под собой основания: ведь создание новой законодательной базы влекло за собой и изменение складывавшейся десятилетиями судебной практики. Вы представьте, одновременно должны были утратить силу более 50 действовавших на тот момент постановлений пленума Верховного Суда по важнейшим категориям уголовных дел! Кроме того, освоение и реализация новелл в законодательстве, ломка устаревших стереотипов не должны были ни на один день останавливать процесс осуществления правосудия. Поэтому скажу откровенно: сложно было всем, кто имеет отношение к правоприменению, но особая роль возлагалась на судебную систему и Верховный Суд. Именно эти органы завершают уголовный процесс, дают окончательную правовую оценку тем, кто занимается дознанием, предварительным следствием, поддерживает государственное обвинение. Последнее слово оставалось за Президентом. И, как я помню, в ночь под Новый год им было принято сильное решение: принципиально реформировать нашу общеуголовную правовую систему, а потом постепенно совершенствовать ее. По сути, на постсоветском пространстве мы были пионерами в столь коренном обновлении всех трех кодексов сразу.

Каковы результаты того решительного шага?

— Итогом десятилетия можно считать высокий уровень законности и правопорядка в стране. Не произошло ухудшения криминогенной ситуации, наоборот — общее состояние преступности и судимостей последние пять лет постоянно снижается. Позитивные тенденции наблюдаются и в изменении структуры преступлений в нашем обществе — 90 процентов из них не представляют большой общественной опасности, это не тяжкие и не особо тяжкие преступления. В Беларуси невысокий уровень уличной, организованной преступности, ощутимо снизилось количество насильственных преступлений. У нас низкий уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Скажу больше: есть международные показатели, по которым считается приемлемым, если преступления несовершеннолетних составляют 10 процентов от общей преступности. У нас — 6 процентов. Эти факты признаются не только нашими, но и зарубежными экспертами. А самое главное — это ощущается людьми. Хорошо известно, что все, кто приезжает в Беларусь, сразу отмечают спокойствие на улицах, а жители нашей страны в социологических опросах, различных оценках и мнениях говорят о высоком уровне правопорядка.

Как изменилась за это время система уголовных наказаний?

— Надо сказать, что поначалу нас не все устраивало и в новом Уголовном кодексе. Все-таки в системе наказаний сохранялось очень много репрессивных, карательных функций. И по инициативе Верховного Суда в 2003 году Президент направил в Парламент целый блок поправок в уже действующий УК, касающихся гуманизации уголовных санкций. Пленум Верховного Суда последовательно принял специальные нормативные постановления по таким видам ответственности, как лишение свободы, ограничение свободы, отсрочка исполнения наказания, условное неприменение наказания и осуждение без назначения наказания.

Изменилась ли обстановка в местах лишения свободы?

— Несомненно! Последовательная и жесткая позиция Верховного Суда в этом направлении принесла свои позитивные результаты. Мы ежегодно снижаем число осуждаемых к лишению свободы, увеличиваем число осуждаемых к экономическим наказаниям, общественным работам, другим наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Достаточно сказать, что есть регионы, где штраф и лишение свободы в структуре наказаний сравнялись и составляют по 20 процентов. Это уже весьма близко к европейским стандартам. В итоге в местах лишения свободы сегодня нет никакой напряженности, число находящихся там осужденных соответствует лимиту наполняемости этих учреждений.

Значит, можно говорить, что цели, поставленные десять лет назад, сейчас достигнуты?

— Опыт применения реформ показал, что мы не ошиблись в выборе пути. И что те задачи, которые мы тогда перед собой ставили, сегодня выполнены. Но, разумеется, надо идти дальше. Уголовная политика не может быть застывшей, она должна соответствовать изменениям, происходящим в обществе, способствовать повышению уровня социального и экономического развития государства. Поэтому сейчас по поручению Президента разработана Концепция совершенствования мер уголовной ответственности и порядка исполнения уголовных наказаний.

«Надо радикально пересмотреть подходы»

Какие вопросы затрагивает новая концепция?

— Если говорить обобщенно, она посвящена дальнейшей разумной оптимизации мер уголовной ответственности, смягчению карательных и репрессивных функций уголовных наказаний. Поэтому очевидно, что одним из основных исполнителей этой концепции будет Верховный Суд, поскольку назначение уголовных наказаний является исключительной компетенцией судов общей юрисдикции.

Давайте, Валентин Олегович, конкретизируем основные нов

— В проекте концепции содержится целый ряд законодательных предложений и новелл. В первую очередь это комплекс мер правового обеспечения проводимых в стране экономических реформ, развития малого и среднего бизнеса. Дело в том, что в уголовном, таможенном, налоговом, административном законодательстве все еще содержится немало рисков, угроз, запретов и санкций, сдерживающих разумную инициативу и тормозящих хозяйственные отношения. Очевидно, что и разрабатываемая Директива № 4, о которой сейчас много говорится, не будет работать, если не получит серьезного правового сопровождения. В этом контексте следует продолжить декриминализацию некоторых экономических преступлений (исключая прямые хищения и коррупцию), убрать нижние и снизить верхние пределы санкций за отдельные правонарушения, запретить содержание под стражей до суда за эти преступления.

Последний тезис особенно интересен… Можно ли подробнее?

— Да, мое мнение таково: люди, обвиненные в экономических преступлениях, до суда должны находиться под подпиской о невыезде, залогом или другими мерами пресечения, более мягкими, чем заключение под стражу. Много случаев, когда мы освобождаем людей из-под стражи в зале суда или даже полностью оправдываем их, но до этого решения человек содержится под стражей. Расследование дел об экономических преступлениях, как известно, длится очень долго — год-полтора. Потом гражданин оказывается невиновным, но его предприятие уже не работает, его имя дискредитировано и даже моральные и материальные компенсации не возмещают тех потерь, которые он понес, будучи под стражей.

Новая концепция предполагает в целом пересмотреть систему наказ

— Надо пересмотреть подходы к оценке этих правонарушений. Зачастую в условиях рыночной экономики они находятся на грани между уголовными преступлениями и предпринимательским риском, или нарушением финансовой дисциплины, нарушением каких-то инструкций… Исходя из этого следует принять презумпцию смягчения ответственности за такого рода правонарушения. Естественно, что все эти новеллы будут иметь обратную силу и, следовательно, повлекут пересмотр дел и наказаний для значительного количества лиц, отбывающих наказание за экономические преступления.

Можно ли говорить об «экономической амнистии»?

— Я бы, скорее, сказал об очень серьезном смягчении ответственности для предпринимателей, оказавшихся в местах лишения свободы за экономические преступления. Кроме того, изменения должны коснуться не только уголовного права. Очень много сдерживающих барьеров и препятствий для свободной экономики продолжает оставаться в административном законодательстве.

«Мы прекратили необоснованное преследование»

А ведь недавно были слышны предложения об усилении администрати

— Я думаю, сегодня это неуместно. Наоборот, следует радикально пересмотреть составы административных правонарушений, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью. Ведь количество административных протоколов продолжает ежегодно возрастать. А суды только за полугодие установили более 20.000 случаев необоснованного привлечения к этому виду ответственности и прекратили административное преследование. И теперь граждане справедливо ставят вопросы о возмещении морального и материального ущерба… То есть такая практика, как видим, имеет достаточно серьезные правовые и экономические последствия.

Отчего, на ваш взгляд, это происходит?

— Должностные лица и органы, имеющие право на составление административных протоколов, слишком буквально и формально используют это право. Причем зачастую на невысоком профессиональном уровне, почти не используют возможности устного предупреждения или прекращения таких дел по малозначительности.