Трансформация жанра в региональной прессе (на примере районных газет ‘Ленинский путь’ и ‘Ялуторовская жизнь’)

Курсовая работа

Понятие жанр является одним из основных в теории журналистики. В течение многих десятилетий существования журналистской науки исследователи представляли четкую жанровую картину, указывали на четкую структуру каждого жанра.

Наряду с процессами, происходящими в медийном пространстве, идет активная трансформация жанров журналистики. Современные ученые ищут дополнительные основания для деления публицистических произведений на жанры, обращаются к формально лингвистическим характеристикам, выделяют речевые жанры и строят жанровые модели. В связи с тем, что журналистам сегодня тесно в рамках конкретного жанра, исследователи журналисткой практики предлагают перейти к понятию публицистический текст [Кройчик 2000: 133].

Потенциальные возможности газеты и ее позиция определяются возможностями и позицией ее журналистов. Газета нуждается в ярких индивидуальностях, в их особых качествах. Влияние высокопрофессиональных журналистов на творческую атмосферу будет тем значительнее, чем совершеннее будет система организации и управления газетой. Задача, которую мы ставим перед собой, сводится к тому, чтобы, опираясь на практику журналистского коллектива «Ялуторовской жизни», раскрывать его поиски, направления деятельности по повышению качества газетных публикаций. Другими словами, мы предполагаем вести разговор о газетных жанрах и процессах, которые с ними связаны.

Тема нашего исследования звучит следующим образом: «Трансформация жанра в региональной прессе (на материалах газеты «Ленинский путь» и «Ялуторовская жизнь»).

Объектом исследования выступят трансформация журналистских жанры и подача различных по жанрам материалов в региональной прессе.

Предметом — публикации в газетах «Ленинский Путь» за 1985 и «Ялуторовская Жизнь» за 2005, рассмотренные в жанровом аспекте.

Анализируя практику газет «Ленинский путь» за 1985 год и «Ялуторовская жизнь» за 2005 год, мы должны признать, что пока трудно говорить о каких — либо весьма заметных журналистских достижениях в этой области. Вместе с тем представляется, что направления и пути, избранные газетой в последние годы совершенствуются, заслуживают внимания и могут быть полезными для других.

6 стр., 2882 слов

Жизнь и творческий путь У. Шекспира

... шекспировского трагизма. Комедия Шекспира не была сатирической и этим резко отличалась от всего последующего развития жанра. Ее смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости. ... Цезарь» и комедию «Как вам это понравится», которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже «Гамлету». С его появлением начинается период «великих трагедий» ...

Если попытаться выделить главное, над чем работает коллектив редакции, то это, прежде всего серьезное повышение требований к каждому газетному материалу, беспощадная борьба с посредственностью и серостью. Одновременно журналисты настойчиво учатся со страниц газеты говорить простым, понятным языком, чтобы в публикациях все меньше звучали общие декларативные призывы, чтобы авторы все больше исходили из жизни. Редакция, принимая эти необходимые меры, выражала стремление журналистов сделать газету популярной, читаемой, нужной людям, чтобы она имела свой почерк, свой стиль, свою индивидуальную, только ей свойственную особенность.

Год 1985. Советский союз. Газета «Ленинский путь» как орган Ялуторовского городского комитета КПСС, районного и городского Советов народных депутатов, выходит тиражом 10296 экземпляров.

год. «Ялуторовская жизнь» — общественно — политическая газета, тираж — более 8 тысяч экземпляров. Страна уже 14 лет живет в новом измерении. Районная газета из «главного пропагандиста и агитатора масс» превратилась в главного информатора населения города и района.

Цель данного исследования — выявить и проследить трансформацию жанра в региональной прессе на примере газеты «Ленинский путь» за 1985 год и «Ялуторовская жизнь» за 2005 год.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Ознакомление с научно-исследовательскими работами в области теории жанра

2.Определение жанрового состава газеты «ЛП»

.Определение жанрового состава материалов газеты «ЯЖ»

.Анализ материалов газеты «ЛП» с целью выявления трансформации жанровых границ

.Анализ материалов газеты «ЯЖ» с целью выявления трансформации жанровых границ

Теоретическую базу данного исследования составили работы ученых в области теории жанра (А.А. Тертычный, Л.Е. Кройчик, В.В. Богусловская, А.А. Бучинская).

Главным образом, мы опирались на работы Л. Кройчика и А. Тертычного.

Данная работа состоит из Введения, двух глав и Заключения. В первой главе «Некоторые моменты теории журналистских жанров» мы обратились к обобщению теории журналистских жанров, во второй «Особенности трансформации жанра в газетах «Ялуторовская жизнь» и «Ленинский путь» подробно рассмотрели трансформацию жанровых формах в газетах «Ленинский путь» и «Ялуторовская жизнь». Результаты данного исследования приведены в Заключении.

ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ

§1. Жанр или публицистический текст?

33 стр., 16314 слов

Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на ...

... которых прослеживается преобладание спортивного содержания и гендерной самобытности в материалах журналистов. Достижение поставленной цели предусматривает решение ряд исследовательских задач: )Рассмотрим концепции, функции и характеристики спортивной журналистики в России. Дать ...

Современные исследователи теории журналистики ищут новые основания деления на жанры. А. Тертычный кладет в основу классификации такие признаки, как предмет отображения, цели и методы журналистского творчества. Предмет отображения уже перестает быть доминирующим жанрообразующим признаком, как в советское время. Самым важным основанием для деления становится цель, причем не столько цели создания самого публицистического текста, сколько цели творческие, которые преследует журналист в работе над произведением. Это значит, что журналист может описывать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать, делать прогноз и т. д., а не думать о том, как эффективнее воспитать читателя, навязать нужную точку зрения. То есть если раньше говорили о целях воспитательных, внешних, то сейчас журналист руководствуется внутренними побуждениями. В работе «Жанры периодической печати» А. Тертычный выделяет множество переходных, гибридных форм, давая каждой из них статус нового жанра (так наряду с корреспонденцией аналитической появилась корреспонденция информационная, которая признавалась советской журналистикой жанром буржуазной газеты).

Другие исследователи, например, Л. Кройчик, начинают сомневаться в необходимости разговора о жанрах вообще: зачем обсуждать гибридные формы? Поэтому вполне объяснима тенденция в современной теории журналистики говорить не столько о жанрах, сколько о публицистических текстах. С появлением понятия текст исследователи (Л. Дускаева, А. Тертычный) стали обращаться к формально-лингвистическим характеристикам жанров.

Понятие текст сегодня значительно потеснило понятие жанр, и связано это с общими направлениями развития публицистики, с процессами, происходящими в медийном пространстве. Современная публицистика перестает навязывать читателю единую точку зрения и наставлять, пропадает назидательный тон журналистских материалов. Задача жанра — воспитывать и пропагандировать — особенно неактуальна для современных массовых и желтых СМИ, поэтому именно там встречается максимум публикаций с размытыми жанровыми признаками. Публицист несет читателю свое видение проблемы, о которой рассуждает, предлагает ему подумать над проблемой вместе. Поскольку между журналистом и читателем устанавливаются равноправные отношения, то в теории журналистики все чаще появляется понятие диалогичность текста, напрямую связанное с понятием речевого жанра. Цели журналиста в первую очередь становятся коммуникативными, журналисты ставят перед собой задачу установить связь с читателем. Существует мнение, что размывание жанровых границ, аморфное произведение затрудняют восприятие содержания. Но в публицистическом тексте есть объединяющий элемент — это личность пишущего, поэтому как бы не были растворены жанровые признаки внутри текста, целостность его защищена. К тому же публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: сообщение о новости или возникшей проблеме; фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне) [Кройчик 2000: 133].

30 стр., 14525 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...

... работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; ... анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналист­ское расследование, обозрение, обзор СМИ, ... анализа. Поскольку, как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием ...

Журналистский текст — это особый вид текста, одно из проявлений обобщенного пространства Текста как языковой материи [Богуславская 2002]. Он обладает целым рядом признаков, содержащих в той или иной мере информацию об особенностях интерпретации окружающего мира журналистом. Журналистский текст социален: по своей сути он является одним из способов коммуникации.

Журналистский текст как часть мира реагирует на внезапное изменение внешних или внутренних условий. При таком подходе к рассмотрению формы организации публицистического материала, становится понятно, что исследователю тесно в рамках понятия жанр. Вполне уместен спор с прежней традицией приоритета жанров журналистики над публицистическим текстом. Хотя понятие жанр и сегодня не исчезает. Жанр остается особой формой организации жизненного материала, категорией исторически конкретной, типологической, гносеологической, морфологической, аксиологической, творческо-созидательной [Кройчик 2000: 135-137]. Но на данном этапе в теории журналистики, по нашему мнению, самым подходящим является использование понятия публицистический тест. Оно отражает раскованность публицистики, утратившей директивность и идеологическую одноцветность, персонификацию журналистики, работу современной журналистики в режиме диалога с аудиторией. Но не стоит забывать, что текст выполняет свои задачи в том случае, если опирается на доминирующие в нем жанровые признаки, позволяя автору достичь поставленных целей: дать оперативную информацию о происходящем; осуществить необходимый анализ описываемого процесса — выявить причинно-следственные связи, породившие данную ситуацию; создать понятийно-образную картину происходящего. Взаимодействие этих целей в пределах текста, в конечном счете, дает возможность почувствовать его жанровые пределы [Кройчик 2000: 133].

Мы в данной работе склоняемся ко мнению Кройчика, так как сегодня журналист, работающий в газете более свободен в подаче фактов, событий, проблем, над ним не довлеют идеологические догматы. Журналист в написании текста проявляет свой собственный стиль, если хотите — почерк, по которому его узнают читатели. И здесь позиция Кройчика нам импонирует больше.

§2. Краткая характеристика журналистских жанров

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное — создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

14 стр., 6756 слов

Интервью как жанр журналистики

... приложении к работе. Глава 1. Интервью - как жанр журналистики 1.1 Понятие интервью. Подходы к интервью Термин интервью происходит от английского interview, т. е. беседа. «Интервью - это беседа представителя ... А.А. Грабельников в качестве вида интервью выделяет интервью-мнение. Это «развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме». Обычно такие интервью даются под одной шапкой ...

Во-первых, форма организации произведений, которая складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений, как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления.

Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы. Каждое объединение основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций — «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор. Формирование представлений о жанровых особенностях журналистики имеет весомую практическую значимость, так как оно дает возможность (прежде всего начинающему журналисту) осознанно ориентировать себя в той или иной познавательной ситуации на создание вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для адекватного освещения заинтересовавшего аудиторию и издание явления.

Набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру, предопределен жанрообразующими факторами. Прежде всего — своеобразием предмета журналистики, поставленной целью и способом отображения действительности. В информационных публикациях излагается какой-то определенный факт, то в аналитических на первый план выходит мысль автора, опирающаяся на совокупность фактов, а также его эмоции, порожденные этой мыслью. В материалах художественно-публицистических жанров ведущим качеством становится эмоционально-образное обобщение, художественно-типизированная форма описываемых явлений действительности.

В теории журналистики разработана следующая классификация журналистских жанров: информационные (информация, зарисовка, интервью, отчет, обозрение, репортаж); аналитические (корреспонденция, статья, обзор, рецензия) и художественно — публицистические (очерк, фельетон, памфлет, эссе).

.1 Информационные жанры

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений. К информационным жанрам относят: заметку, интервью, отчет, репортаж.

12 стр., 5909 слов

Интервью — жанр публицистики

... нового информационного продукта. Жанр: Интервью -- жанр публицистики, представляющий информационный продукт, полученный с помощью метода интервью в «вопросно-ответной форме». Причём метод интервью в жанре интервью -- основной, ... метод отображения. Предмет, функция, метод -- три несущих кита, на которых держится не только жанр интервью, но и другие жанры журналистики». 99 Ким М.Н. Жанры современной ...

.2 Заметка

Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета отображения. Главное для заметки — краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость» т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного осознанию), тем значимее будет новость. Непременные требования к заметке — это требования точности, краткости и ясности изложения. Разновидности заметки: хроника, информация и расширенная информация.

.3 Отчет

Особенность отчета — в развернутом сообщении о конкретном событии говорения (конференция, семинар, заседание).

Автор любого отчета, упоминающий людей, принимающих участие в описываемых в текстах мероприятиях, обязательно должен проверить и точно назвать их имена, фамилии, должности. Если в публикации излагаются формулировки принятых решений или задач, то они должны быть точными и, по возможности, данными не в пересказе автора публикации, а в дословном изложении. Такая точность страхует автора отчета от возможных неприятностей, связанных с искажением информации. Жанр отчета активно используется в сегодняшней журналистике.

2.4 Интервью

Как считает М.М. Лукина, интервью — это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества. [Лукина 2005: 13] Основные виды интервью: интервью — монолог, когда печатается сообщение одного лица по вопросу, заданному журналистом и содержание беседы передается в виде целого рассказа; интервью — сообщение — носит информационный характер, как правило, краткое изложение беседы; интервью — диалог — производится полный текст беседы, но вполне возможно кратко излагать вопросы — ответы.

Опрос — это разновидность интервью, метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого — получение ответов на несколько (порой — множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Цель опроса — краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос».

2 стр., 664 слов

«Интервью — жанр публицистики»

... учебниках “Русская речь”. 5 – 7 класс). IV. Обобщение урока. Сегодня на уроке вы составляли свое интервью. Это ваш первый опыт, первые сочинения в жанре интервью. На следующем уроке русского языка ...

.5 Репортаж

Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.).

Репортаж бывает: событийный, тематический, проблемный.

2.6 Аналитические жанры

Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. Аналитические жанры — это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, рецензия, комментарий, обозрение.

.7 Комментарий

Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций. Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово «комментарий» стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, «комментировали» (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. С помощью комментария автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д. Комментарий отличается от информационных жанров именно в наличие анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.

.8 Рецензия

Рецензия — жанр, ориентированный на восприятие опосредованной действительности и воздействующей на все уровни массового сознания. Основными причинами актуализации рецензии в последнее время можно назвать открытость границ для культурного обмена со всем миром, отсутствие цензуры, плюрализм идей и повсеместное увеличение объемов производства продукции массовой культуры. По мнению многих ведущих деятелей культуры современной России, в последнее время критики не пишут ничего, что рождало бы новые идеи, рецензии часто облечены в жесткую ироничную форму, являются скорее личными опусами, нежели профессиональными публикациями. В то же время авторитет критики достигается прежде всего принципиальным отношением к рецензируемому труду, стремлением к объективному, аргументированному анализу. Объект отображения в рецензии весьма широк, он охватывает политику и науку, литературу и искусство, предмет отображения — книга, литературные произведения и художественные произведения в различных видах искусства. В зависимости от специфики отображаемого произведения рецензент избирает различные виды рецензии. Литературная рецензия будет посвящена новому роману или поэме, в музыкальной рецензии автор оценит достоинства концерта известного оркестра. Рецензия может быть посвящена новой выставке произведений художников и скульпторов в картинной галерее. Газеты охотно публикуют театральные и кинорецензии, авторы которых анализируют все стороны новых спектаклей и кинофильмов.

3 стр., 1203 слов

Оригинальные жанры школьных сочинений «Эпистолярный жанр ...

... III. Образцы сочинений учащихся в жанре письма. (см. сочинения учащихся) IV. О Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма». (см. материалы книг и газет ) V. Итог урока. VI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма на одну ...

.9 Корреспонденция

По мнению Л. Кройчик корреспонденция — это публицистический текст, вскрывающий объективную природу конкретных фактов действительности, объединенных одной проблемой и ограниченных временем, местом и числом, действующих лиц, а также предлагающий решение проблемы. Принципиальная задача автора корреспонденции — на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы [Кройчик 2000: 150 ].

Корреспонденция отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием определенной темы. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры оперативность, конкретность темы, четкий адрес.

.10 Статья

Жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Под статьей понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации Удачная статья создает реальное представление об актуальной ситуации, служит основой для выработки идей, импульсов, предваряющих принятие практических мер. Наибольшей глубины анализа журналист может достигнуть в статье.

.11 Обозрение

Жанр обозрения изобретен не журналистами, он использовался задолго до возникновения периодической прессы. Можно сказать, что современное обозрение не относится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Однако оно важно для аналитической журналистики, как и другие жанры. Определяющий признак жанра обозрения — единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации, рассматриваемых за определенный период времени. Обозревать — значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им).

Словом «обзор» в журналистике обозначают описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение особого рода информации.

.12 Письмо

журналистский жанр трансформация газета

2.13 Художественно-публицистические жанры

34 стр., 16517 слов

В начале жизни школу помню я учащихся (5 класс)

... в дальнейшем войдут лучшие сочинения из истории родного лицея. («Ждём перемен», «Учитель, Перед именем твоим…», «Переменка», «Класс!», «Есть контакт!», «В начале жизни школу помню я» ... веселья. P. S. История написана по рассказам Кашникова Олега Ивановича. Год выпуска из школы - 1987. Классный руководитель ... пошли мы всем классом в турпоход. Дорога была нелёгкая, двое суток в пути, а нас восемь ...

Усложнение жанровых форм газетной публицистики сопряжено с повышением роли понятия и анализа в тексте и с обращением к образным выразительным средствам. Большая группа художественно-публицистических жанров включает очерк, сатирические жанры — фельетон, памфлет, и завершается жанром эссе. Художественно-публицистическими их называют потому, что автор, обращающийся к этим жанрам, всегда остается публицистом, создающим строго документальные, фактографичные тексты, и в то же время он пользуется для их создания некоторыми художественными методами отображения действительности, характерными для художественного, в частности литературного творчества.

.14 Очерк

Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки — он один из наиболее трудоемких. Современному очерку свойственна документальная насыщенность, часто — в ущерб художественности. Этот процесс вызван тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичны, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней. Предметом портретного очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное — показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Иная задача стоит перед автором проблемного очерка. Он сосредоточивает свое внимание на проблеме, стоящей перед его героем, на методах ее решения и на ее общественном значении. Роль очеркиста в таком очерке возрастает, его мнение об исследуемой проблеме, выводы, которые он делает в итоге проведенного анализа, имеют важнейшее значение.

Одной из традиций отечественной очеркистики является публикация путевых очерков. Обращаясь к этому виду очерка, автор стремится передать читателю свои впечатления о том, что видел и слышал, о тех, с кем встречался. В соответствии со сферой жизни, которую отображает очерк, в газете публикуют его тематические разновидности — производственный очерк и сельскохозяйственный, педагогический и спортивный, очерк нравов и т.д.

.15 Фельетон

Фельетон — это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательна живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка. Объект фельетона — недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности, которые наносят вред другим. Задача фельетониста — помочь устранить эти недостатки, высмеяв их носителей. Предмет фельетона — конкретная локальная ситуация. Фельетон обычно имеет точный адрес, у него есть реальный антигерой — человек или коллектив, организация, действия которых получают общественное значение, приносят вред. В советской журналистике фельетон занимал исключительно важное место. Но с началом реформ в нашей стране этот жанр почти исчез со страниц газет и журналов.

.16 Памфлет

Памфлет — сатирический жанр, его назначение — борьба с явлением, имеющим резко отрицательное значение для жизни общества, или с человеком, олицетворяющим это явление, государственным деятелем, лидером политической партии или движения, проповедником ложных идей и т.п. Памфлет масштабнее фельетона, его герой представляет крупную социальную группу, целую систему, идейное течение. К этому жанру часто обращаются в периоды острой политической борьбы, кризисных ситуаций, предвыборных кампаний. Автор памфлета нацелен на уничтожение своего героя, на его разоблачение и развенчание. Эта цель определяет стилистику памфлета, использование его автором самых эффективных сатирических средств — гротеска, гиперболы, пародирования, иронии, насмешки, уничижительного сравнения и других, позволяющих выявить истинную суть и значение деятельности антигероя, сорвать с него маску, которой он прикрывается.

.17 Эссе

Цепочку жанров газетно-журнальной публицистики завершает эссе. Это полифонический жанр, сочетающий признаки многих других жанровых форм. Его назначение — осмысление всего, что привлекает внимание автора: новых общественных явлений и процессов, возникновения актуальных проблем, значения ярких фактов и развития ситуаций в различных областях жизни общества и государства. Для эссе характерна масштабность, требующая значительного объема текста. Это сложный жанр публицистики, требующий высокого профессионального мастерства.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА В ГАЗЕТАХ «ЯЛУТОРОВСКАЯ ЖИЗНЬ» И «ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ»

Совершенствование журналистского мастерства — не просто упражнения в жанрах и профессиональных приемах. Творческие поиски только тогда плодотворны, когда поставлены на конкретную содержательную основу.

Наблюдения показывают, что так называемая «одинаковость» газет, характерная для последнего десятилетия, во многом связана с установлением жанрового однообразия на газетных полосах. Нетрудно заметить, что значительная часть материалов газет не имеет жанровой определенности, публикации отличаются друг от друга только размерами.

Преодолевать жанровое однообразие — значит настойчиво вводить в журналистскую практику материалы яркие, имеющие жанровую и авторскую индивидуальность, активно использовать публицистику, очерк, фельетон, репортаж с места события, т.е. жанры, которые определяют своеобразие газеты, делают ее разнообразной по форме, интересной по содержанию.

Известно, что мастерство связано с творческими, профессиональными и личными возможностями журналистов и устойчивыми привычками к определенным приемам и способам работы. На практике, сколько бы мы ни призывали к интенсификации и совершенствованию, дело идет очень медленно. Видимо, нужно подумать над тем, чтобы, не ограничиваться убеждениями, организационно-волевым путем создавать такие условия, которые бы стимулировали творческий поиск, ускоряли внедрение новых приемов и методов журналистской работы. Признаемся, что именно этот путь избрала газета «Ялуторовская жизнь» в целях активизации всей творческой жизни коллектива. Одним из основных направлений стало включение в практику некоторых новых разделов и жанров газеты. Очевидное преимущество состоит в том, что это ставит журналиста в положение, когда он вынужден совершенствовать свою творческую деятельность, чтобы соответствовать требованиям жанра, иначе он вообще может не попасть на страницы газеты. Чтобы проследить трансформацию жанров в региональной прессе, мы взяли газету «Ялуторовская жизнь» за 2005 год и ее предшественницу — газету «Ленинский путь» за 1985 год. 21 июля 1907 года вышел первый номер газеты «Ялуторовская Жизнь» — одного из старейших периодических изданий области. В 1956-м году она была переименована в «Ленинский путь». Историческое название «ЯЖ» было возвращено в 1992 году. В следующем году изданию исполнится 100 лет. Какое бы название не носила газета, ее страницы пронизывал дух просветительства и стремление к либеральному переустройству России.

Двадцать лет назад стиль газеты, ее жанровость были привязаны к коммунистической идеологии, в прессе приветствовалось лишь то, что удовлетворяло партийные комитеты. При разговоре о жанрах газеты мы бы не сбрасывали со счетов этот аспект. Так, в «Ленинском пути» в каждом номере обязательно присутствовала передовая статья, которая отличалась прежде всего директивным, руководящим характером. Ее цель — своевременно откликаться на важнейшие события жизни города и района. Однако арсенал речевых средств передовицы, увы, оставался небогатым. Язык был бедным, казенным. А ведь статья должна быть стержнем номера, а значит, прочитана и воспринята как руководство к действию. Отталкивал язык, бесцветный, серый.

Открываем подшивку газеты («Ленинский путь» за 23 февраля).

На первый полосе редакционная передовица «Все на выборы!» В ней идет речь об избирательной кампании, проходящей под знаком подготовки к ХХVII съезду КПСС, к 40 — летию Победы». Рассказывается о работе партийных комитетов и их роли в подготовке выборов: «На предвыборных собраниях, выдвигая кандидатов в депутаты… рабочие, служащие, колхозники заверили, что они всем сердцем одобряют внутреннюю и миролюбивую внешнюю политику нашей Коммунистической партии и Советского правительства…», «Партийные организации стремились к тому, чтобы мероприятия предвыборной кампании проходили на высоком идейно-политическом и организационном уровне».

Еще один номер — за 27 апреля 1985 года. На первой полосе сельскохозяйственное обозрение «Апрель», где говорится о готовности механизаторов Ялуторовского района к весенним полевым работам, о мероприятиях по сохранению влаги в почве, о кормах и воспроизводстве стада, о планах на год — и ссылка при этом на речь Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева на апрельском пленуме ЦК КПСС.

Иная картина в газете «Ялуторовская жизнь» за 2005 год. Вот публикация «Их слава добывается трудом» (автор А. Иванов) за 20 октября. В центре материала рассказ о том, как Ялуторовский район отметил День работников сельского хозяйства. Есть в ней информация о результатах, достигнутых полеводами в уборочной кампании, названы имена лучших: «Лидером в этом году стало ОАО «Приозерное», на втором месте — Ялуторовский аграрный колледж», третье место — у ОАО «Петелино». — «Результаты говорят сами за себя. Собран урожай -1425 тыс. тонн зерна. Урожайность составила 22 центнера с гектара».

Подводим итог. В первом случае — набор идеологических штампов — речь якобы о выдвижении кандидатов, но о них фактически ни слова, зато дифирамбы внешней, миролюбивой политике. В другом — деловой рассказ о конкретных коллективах, результатах. Здесь можно сказать, что передовица претерпела изменения — от обезличенного набора фраз газетчики ушли. Полагаем, что передовица как таковая, присутствует в газете «Ялуторовская жизнь», налицо трансформация жанра.

Сохранились в газете сельскохозяйственные обозрения. Вот рассказ о готовности сельхозпредприятий к весенним полевым работам. Корреспондент газеты в статье «До посевной — считанные недели» («ЯЖ» от 16 апреля) пишет о том, как идет ремонт техники в хозяйствах, одновременно сообщает, какие изменения произошли с появлением посевного комплекса «Джон — Дир», о планах засева зерновыми культурами новых площадей. Здесь трансформации не произошло. Ибо в газете «ЛП» за 1985 год и в «ЯЖ» за 2005 год в сельхозобозрениях подается панорама деятельности хозяйств района, приводятся факты результатов труда селян, высвечиваются проблемы. А вот стиль подачи материалов поменялся. Если в «ЛП» присутствуют идеологические штампы, то в «ЯЖ» информация более конкретная, деловая и восприимчива для читателей. Например, газета «Ленинский путь» за 27 апреля 1985 года в материале «Апрель» приводится такая цитата: «…Исходя из особенностей весны, творчески применяя передовые приемы и методы агротехники, в каждом хозяйстве должны сделать все возможное, чтобы сберечь влагу, завершить сев в максимально сжатые сроки, рационально использовать каждый килограмм минеральных удобрений. Тем самым успешно завершить планы и обязательства нынешнего года и создать хороший задел для выполнения следующей пятилетки». В «Ялуторовской жизни» за 16 апреля 2005 года в материале «До посевной — считанные недели », разница в подаче материалов заметна сразу.

Но вернемся к газете двадцатилетней давности, встречаем целые полосы под рубрикой «Экономическая страница». Здесь представлены аналитические статьи о деятельности предприятий промышленности, хозяйств района. Вот номер от 17 апреля 1985 года. Большой материал «Коллектив берет подряд», рассказывающий о внедрении бригадного подряда в сельском хозяйстве. Подробно рассказывается о коллективах, где внедрен новый метод, о практических его результатах, выгодах. Дается сравнение с другими методами деятельности трудовых коллективов. Анализируется состояние дел в подрядных коллективах по всем производственным показателям. Причем анализ не сухой, а с образами, выводами, удачными журналистскими находками. В другой статье — «Как живешь УПК?», опубликованная 6 апреля под рубрикой «Идеи реформы — в практику!» идет речь об улучшении подготовки молодого поколения к труду в учебно-производственном комбинате. Директор УПК подробно рассказывает о проблемах и задачах учебного заведения, об отдаче, которую дают занятия в комбинате. Все это — с применением цифрового материала. Обе эти публикации мы относим к аналитическому жанру статьи. Мы видим, что это жанр журналистами используется достаточно активно.

По иному обстоят дела в газете «Ялуторовская жизнь». Аналитические публикации стали редкостью. Вот газета от 18 августа 2005 г. Статья «От программных целей — к инвестиционным проектам». Автор рассуждает о перспективах развития личных подсобных хозяйств. Обозначив проблемы, существующие в трудовой занятости населения (попросту — безработице), он показывает, как можно занять людей, какая ожидается выгода от инвестирования средств в этот сектор экономики. Выявление причинных связей между фактами позволяет читателю прийти к определенным выводам. Трансформация жанра, в общем, нет. Другое дело, что в арсенале журналистов нового поколения аналитика используется слабо.

Основа основ любого издания — информации. Новостной ряд в газетах «Ленинский путь» и в «Ялуторовская жизнь» широко представлен информационными заметками, корреспонденциями. Как и полагается, информации отличаются лаконизмом, а броские заголовки привлекают к ним внимание. Газета постоянно находится здесь, если можно так сказать, на передовых рубежах — ни одно событие, факт, имевшие место в городе и районе не остаются без внимания журналистов, об этом публикации в каждом номере газеты. Трансформации в этом жанре не произошло.

Популярный жанр в газете «Ленинский путь» — обзор. Регулярно печатаются обзоры писем, обзоры стенной печати. Для современного исследователя последний, возможно, будет в диковинку, поэтому здесь уместно сказать о традициях советской эпохи. Одна из них — на каждом предприятии, в учреждении ежемесячно либо по «красным» датам оформлять стенгазету с информацией о делах в конкретном коллективе. Авторы статей в стенгазете рабочие и служащие. В редком коллективе сегодня можно встретить стенгазету, в иных стенная печать стала прообразом ведомственной многотиражки. Кстати, авторы производственных стенгазет нередко становились внештатными сотрудниками «районки».

Еще один обзор, имевший место в «Ленинском пути» — обзор новых кинофильмов. Обычно специалисты кинотеатра раз в месяц рассказывали о тех фильмах, что должны пройти на экранах города и района. Читателям сообщалась фабула фильма, назывались имена актеров, режиссеров. Словом, кинотеатры рекламировали фильмы месяца. Рецензии на состоявшийся фильм или обзоры текущего репертуара местного кинотеатра в газете «ЯЖ» за 2005 год отсутствуют. Исчезла даже рубрика «Сегодня в кинотеатрах города». Кинозал в Ялуторовске один, художественные фильмы демонстрируются не каждый день. Люди стали меньше обращаться к киноисскуству, вероятно отдают предпочтение видеофильмам и телевизору. А отсюда — невостребованность обзоров кинофильмов в газете. Справедливости ради, можем отметить, что заметки о каком — либо кинофильме (обычно в восторженных тонах, эмоционально) появляются все же в газете, но в связи с приездом заезжего артиста.

Иначе дело обстоит с обзорами писем. Здесь прежде следует отметить, что объем читательской почты в газету «ЯЖ» заметно возрос. В газету «ЛП» в 1985 году люди писали чаще по общественной необходимости — партийный и профсоюзный актив, специалисты сельхозуправления, госслужащие. Письмо рядового читателя на страницах «ЛП» было редкостью. Обычно они «появлялись» под рубрикой «Хотя письмо не опубликовано». Что, впрочем, не нарушало связи читатель-газета. Обзоры писем, небольшие по объему, в газете «ЛП» присутствуют, правда, нерегулярно. Газета «Ленинский путь» от 21 августа 1985 г. дает, например, таковой под заголовком «Лучше лекарства». В подборке приводятся фрагменты нескольких писем читателей с выражением благодарности медицинским работникам. Автор обзора С. Крашенинина резюмирует почту: « В редакцию приходит очень много таких писем. Видимо не все знают, что благодарности в адрес медиков можно сразу передавать администрации больницы».

В газете «Ялуторовская жизнь» обзоры писем представлены ежемесячно. Обычно занимают площадь до половины полосы. Это притом, что подавляющее число писем публикуется под общей рубрикой «Читатель — наш корреспондент». Большинство писем мы публикуем под рубрикой «Строки из писем». Обычно здесь корреспондент рассказывает о добрых делах и хороших людях города и района с приведенной цитатой из писем читателей. В целом, обзор писем в «ЯЖ» — это цельный материал с предложениями — связками, с комментарием. Чтение такой публикации вызывает интерес, поскольку обзор писем — это обзор мнений. А обозреватель через письма не только подает факты, но комментируя, показывает причинно — следственные связи между фактами. Качественная трансформация жанра «обзор» безусловно присутствует.

С чего обычно читатель начинает знакомство с газетной полосой? Со снимка на ней. Не раз, вероятно, каждый из нас ловил себя на мысли, что сначала взгляд падает на фотографию, а уже затем на текст, который дает пояснение. Такова особенность читательского восприятия. Значит, хотят того создатели газетного номера или нет, но именно фотография является его своеобразной визитной карточкой. Подсчитано, что в газетах «Ленинский путь» и «Ялуторовская жизнь» фотография занимает от 25 % и выше. Фотоинформации представлены практически в каждом номере. Большое количество фотопортретов. «Отличительная» черта последних — человек труда, который стоит, опершись на тракторный агрегат, или держит в руках какой-то инструмент. Это традиционный ракурс, примелькавшийся поясной план, переходящий из номера в номер, из года в год. Последнее время этому жанру фотографий уделяется особое внимание. Спланированная публикация фотоснимка как бы автоматически заставляет фотокорреспондента искать интересный ракурс, словом, идет серьезная, вдумчивая работа, поиск оптимального решения творческой задачи.

Любопытная публикация восьмидесятых годов — «Доска почета». Регулярно газета «Ленинский путь» называла фамилии передовиков, либо лучших в труде коллективов. Обычно после фамилии указывается коллектив, где работает занесенный на Доску почета человек и сообщается результат его трудов. Любые привычные жанры для таких публикаций не подходят. С высоты сегодняшнего времени мы можем сказать что это, скорее всего, — рейтинг. А действительно, кто более всего популярен в труде за прошедший квартал или год?

Время безусловно, не стоит на месте. Развивается общество в целом, развивается и пресса. Вместе с новым названием в газету «Ленинский путь» привносится и новое содержание. Теперь в газете «Ялуторовская жизнь» можно встретить такие жанры, которые в «Ленинском пути» и представить было невозможно. Скажем, знакомство по объявлению или рекламная информация. Стали нормой блиц-опросы, итоги социологических исследований или рейтинги. Говоря о трансформации жанров, на примере ялуторовской районки мы можем отметить, что в газете «Ялуторовская жизнь» за 2005 год присутствует многожанровость. Появились и новые жанры, на которые мы ссылались выше. Жанровые границы публикаций стали если не «размытыми», то менее очерчены рамками классики. Это лишь говорит о том, что журналисты стали более свободно обращаться с материалом. А так как жанр — категория конкретная, эволюционизирующая во времени, зависящая от социальных потребностей человека, журналисты стали чаще экспериментировать. Да, в современной газете есть вся классика жанра — в «Литературной странице», например, присутствует и очерк, и рассказ («Ялуторовская жизнь» от 6 декабря 2005 г., «ЯЖ» от 20 октября 2005 г., «ЯЖ» от 20 августа 2005 г.).

Как новый жанр можно рассматривать публикацию разного рода анкет или подборки ответов на различные вопросы читателей. К сожалению, в газете «ЯЖ» в 2005 году практически отсутствуют аналитические статьи, а очерк стал великой редкостью. Мы полагаем, что на это влияют не только сложные экономические условия (речь об аналитике), когда руководители предприятий, хозяйств с осторожностью встречают идею выступить в печати, но и наличие в СМИ квалифицированных кадров.

Публикации в жанре «анкеты» в настоящее время появляются на страницах многих газет и журналов, не стала и исключением «Ялуторовская жизнь». Популярность этого, относительно трудного с точки зрения подготовки жанра объясняется тем, что он позволяет удовлетворять потребность аудитории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.

Заметка — один из самых легких по трудоемкости жанров журналистики. Наверное, поэтому мы очень часто грешим тем, что подаем факт ради факта, забывая непреложное правило, что заметка, как и любая другая публикация должна нести практическую пользу для читателя. Если брать в количественном выражении, то это не самый распространенный жанр в газетах «ЛП» и «ЯЖ».

Корреспонденцию очень сложно отличить от статьи. А проанализировав материал «Алкоголизм и преступность» («Ленинский путь» 13 мая 1985 г.), поданный под рубрикой «на актуальную тему», мы отмечаем, что речь в нем идет о пагубности алкоголизма, приводятся факты смертельных случаев от алкоголя за последний месяц. Автор сообщает о преступлениях, совершенных в алкогольном опьянении, о неотвратимости наказания. Мы с уверенностью можем сказать, что это корреспонденция. Аналогичный по жанру материал в «ЯЖ» за 21 апреля 2005г. «На поля — не раньше 10 мая», рассказ о подготовке к предстоящей посевной. Приводятся предполагаемые площади под посевы различных культур, называются хозяйства, готовые начать посевную. Здесь мы видим состояние дел на довольно ограниченном участке, что свойственно только корреспонденции. Трансформации в данном виде жанра не наблюдается.

Пролистав подшивку газет «Ленинский путь» за 1985 год, мы практически не увидели репортажей. Если и попадаются таковые, то обычно это фоторепортажи с праздника 1 мая и 7 ноября. («ЛП» за 11.11.85г. «К новым свершениям» и за 05.05.85г. «Праздник Первомая в Ялуторовске»).

А газете «ЯЖ» этот жанр довольно часто встречается и особенно его разновидность — фоторепортаж. В городе и районе проходит масса значимых мероприятий. Пример, «ЯЖ» от 12.04.05г. репортаж с референдума «И будем жить» и снова про референдум «С надеждой на лучшее» от 26.04.05г. Следующий фоторепортаж от 12.05.05г. «День Великой Победы». И чтобы сделать материал живым, интересным мы прибегаем к репортажу. Буквально в нескольких строчках умещается описание деталей происходящего, динамичность события, которые подкрепляются фотографиями. Таким образом, репортажи с почти похожих мероприятий становятся разнообразными, живыми и привлекательными для читателей и надолго им запоминаются.

Заметим сразу, что направление работы в газете одно из наиболее сложных и достижения здесь даются ценой упорных усилий и затрат, требуют значительного времени и терпения. Наиболее серьезное препятствие здесь — сила инерции, привычки к старым приемам, преодолеть которые бывает чрезвычайно трудно. Ибо кто-то из великих справедливо сказал: один из самых обычных, но ведущих к самым большим бедствиям человеческих соблазнов есть соблазн словами «все так делают».

Вывод: как ни странно, на трансформацию жанров повлиял и объем материала в газете. В газете 2005 г. материалов много, но большинство из них невелики по объему, написаны в жанрах заметки, информации. Гораздо меньше, чем в 1985 году, больших статей. Это можно объяснить тем, что в современной газете «Ялуторовская жизнь» из четырех полос только две отданы журналистам, остальные занимает реклама и объявления. А журналистам бы хотелось сообщить своим читателям как можно больше информации о жизни в городе и районе. И вот здесь, оказывается, можно говорить об информационном равновесии. То есть, осуществлять потребность читателей в получении информации, ведь это первейшая обязанность журналистики — давать информацию, а уже задача читателя — думать, сопоставлять. В 1985 году задачи были несколько иными. Пресса выступала как воспитатель масс в духе идей КПСС, и чем больше в публикации ссылок на решение очередного съезда партии или генсека, тем, считалось лучше. Сегодня сама история устранила этот перекос в темах и жанрах, все чаще читатель получает только «голую» информацию, выводы журналисты оставляют тоже на него.

Думающий читатель — это читатель 2005 года. На страницах газеты читатели хотели бы видеть больше аналитических материалов, полемических статей, очерков. Совсем исчез такой жанр, как фельетон. Мало сегодня критических материалов. Просматривая газету за 1985 год, мы частенько встречаем рубрику «В газете отвечают на критику». В 2005 году подобного уже не нашли. Также мы заметили, что за эти годы менялся и стиль подачи материалов. От сухого казенного языка, журналисты перешли к деловому и более читабельному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале нашего исследования была поставлена цель — выявить и проследить трансформацию жанра в региональной прессе на примере газеты «Ленинский путь» за 1985 год и «Ялуторовская жизнь» за 2005 год. Подводя итог, мы можем сказать, что цель достигнута. Мы проанализировали материалы газет «ЯЖ» и «ЛП» в жанровом аспекте, и зафиксировали элементы трансформации жанра.

Современные исследователи теории журналистики продолжают искать новые основания деления на жанры. А Тертычный опирается на такие признаки, как предмет отображения, цели и методы журналистского творчества. Л. Кройчик начинает сомневаться в функционировании жанра как типа публикации, он более склоняется к понятию публицистического текста, где жанр выступает формой организации материала. Современная публицистика перестает навязывать читателю единую точку зрения. Как выяснилось, более перспективен путь предложенный Л. Кройчиком, и мы сами к нему склоняемся.

В нашем исследовании мы определили «Ленинский путь» как разножанровую газету. В ней представлены почти все жанры: очерки, рассказы, обзоры писем и кинофильмов, аналитические статьи, информации, заметки… В «Ялуторовской жизни» немного иная ситуация. Мы установили, что газета развивается, изменяются жанры, происходит трансформация, и это мы попытались показать в нашей работе. «ЯЖ» предстает перед нами многожанровой газетой. В ней присутствуют почти все жанры, которые были двадцать лет назад: информации, корреспонденции, обзоры писем, аналитические статьи, интервью, очерки, а также новые — блиц — опросы, рецензии, экономические обозрения, рейтинги, соц.опросы.

Жанры в газете «ЛП» от публикации к публикации остаются неизменными, статичными, для текстов характерна несвободность журналиста экспериментировать. Развитие жанров ограничивалось идеологическими рамками, раз и навсегда установленными правилами. Например, передовица, которая отличалась прежде всего директивным, руководящим характером, и которая обязательно должна быть в каждом номере газеты. Сегодня со сменой идеологии, с рождением демократических институтов, журналисты более свободны в подаче материала. А отсюда — возможно и более вольное применение того или иного жанра. Полагаем, что дальнейшая демократизация общества усилит трансформацию жанров, приведет к возникновению новых. Хотя мы и не исключаем присутствие в СМИ «классических» жанров; практика же подтверждает поставленную нами проблему — все больше публикаций в газете «ЯЖ» имеют размытые границы.

Полагаем, что будущее все же за публицистическими текстами, за легким и изящным словом (по стилю), с подачей факта, события.

Литературовед М. Бахтин глубоко исследовавший жанровые варианты, считал: «Жанр «помнит» прошлое, но одновременно под пером творца активно откликается на настоящее, движется, живет, дышит. То есть, как говорил классик литературоведения В.Шкловский, «жанры сталкиваются, как льдины во время ледохода, они торосятся… образуют новые сочетания, созданные из прежде существующих единств. Это результат нового переосмысления жизни» [ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ].

Тема, взятая нами для исследования, оказалась любопытной, ведь то, что читатели видят в газете, творим мы, журналисты. И нам интересно подавать читабельный материал, основанный на лаконизме и документальности изложения. А, следовательно, вопрос, поставленный нами в начале работы — жанр или публицистический текст — требует продолжения исследования.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/transformatsiya-janrov-jurnalistiki/

1.Богуславская В.В. журналистский текст в обобщенном пространстве текста // Акценты. 2002№1-2.

2.Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья, жанры публицистики. М., 1972.

.Газетные жанры. М., 1971.

.Гребина А.М. Обзор печати: проблемы теории жанра. М., 1980.

.Гребнев А.В. Газета, организация работы редакции. М., 1971

.Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963.

.Жанры советской газеты. М., 1980.

.Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969.

.Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров//Основы творческой деятельности журналиста / под редакцией С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

.Ненашев М.Ф. Газета, читатель, время. М., 1986.

.Новая иллюстрированная энциклопедия. М., 2003.

.Рыжков В.Н., Михальчук О.Н. Лицо районной газеты. М., 1986.

.Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.

.Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

.Тертычный А.А Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

.Ученова В.В. Беседы о журналистике. М., 1978.