Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?

Сочинение

Текст стихотворения

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком — ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка! От здания к зданию Протянут канат. На канате — плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается — плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий — раздет, разут… Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб. — Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб! Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто? — Длинные волосы И говорит вполголоса: — Предатели! — Погибла Россия! Должно быть, писатель — Вития… А вон и долгополый — Сторонкой — за сугроб… Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ? Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: — Ужь мы плакали, плакали… Поскользнулась И — бац — растянулась! Ай, ай! Тяни, подымай! Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: «Вся власть Учредительному Собранию»… И слова доносит: … И у нас было собрание… … Вот в этом здании… … Обсудили — Постановили: На время — десять, на ночь — двадцать пять… … И меньше — ни с кого не брать… … Пойдем спать… Поздний вечер. Пустеет улица. Один бродяга Сутулится, Да свищет ветер… Эй, бедняга! Подходи — Поцелуемся… Хлеба! Что впереди? Проходи! Черное, черное небо. Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба… Товарищ! Гляди В оба!

2 Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом — огни, огни, огни… В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! — А Ванька с Катькой — в кабаке… — У ей керенки есть в чулке! — Ванюшка сам теперь богат… — Был Ванька наш, а стал солдат! — Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, Мою, попробуй, поцелуй! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Катька с Ванькой занята — Чем, чем занята?.. Тра-та-та! Кругом — огни, огни, огни… Оплечь — ружейные ремни… Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста!

3 Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить! Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови!

13 стр., 6002 слов

Творчество Владимира Маяковского в контексте ранней советской ...

... советской рекламы 1920-1930х годов; 2) Выявить основные приемы, методы, техники, жанры, принципы, разработанные и используемые Владимиром Маяковским в его рекламной деятельности, а также в политическом плакате 3) ...

4 Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит — Елекстрический фонарик На оглобельках… Ах, ах, пади!.. Он в шинелишке солдатской С физиономией дурацкой Крутит, крутит черный ус, Да покручивает, Да пошучивает… Вот так Ванька — он плечист! Вот так Ванька — он речист! Катьку-дуру обнимает, Заговаривает… Запрокинулась лицом, Зубки блещут жемчугом… Ах ты, Катя, моя Катя, Толстоморденькая…

5 У тебя на шее, Катя, Шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, Та царапина свежа! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши! В кружевном белье ходила — Походи-ка, походи! С офицерами блудила — Поблуди-ка, поблуди! Эх, эх, поблуди! Сердце екнуло в груди! Помнишь, Катя, офицера — Не ушел он от ножа… Аль не вспомнила, холера? Али память не свежа? Эх, эх, освежи, Спать с собою положи! Гетры серые носила, Шоколад Миньон жрала, С юнкерьем гулять ходила — С солдатьем теперь пошла? Эх, эх, согреши! Будет легче для души!

6 … Опять навстречу несется вскачь. Летит, вопит, орет лихач… Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!.. Трах, тарарах-тах-тах-тах-тах! Вскрутился к небу снежный прах!.. Лихач — и с Ванькой — наутек… Еще разок! Взводи курок!.. Трах-тарарах! Ты будешь знать,

Как с девочкой чужой гулять!.. Утек, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой! А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова! Что Катька, рада? — Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу! Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

7 И опять идут двенадцать, За плечами — ружьеца. Лишь у бедного убийцы Не видать совсем лица… Все быстрее и быстрее Уторапливает шаг. Замотал платок на шее — Не оправиться никак… — Что, товарищ, ты не весел? — Что, дружок, оторопел? — Что, Петруха, нос повесил, Или Катьку пожалел? — Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил… Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил… — Из-за удали бедовой В огневых ее очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча… ах! — Ишь, стервец, завел шарманку, Что ты, Петька, баба что ль? — Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! — Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль! — Не такое нынче время, Чтобы няньчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой! И Петруха замедляет Торопливые шаги… Он головку вскидавает, Он опять повеселел… Эх, Эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!

8 Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, Смертная! Ужь я времячко Проведу, проведу… Ужь я темячко Почешу, почешу… Ужь я семячки Полущу, полущу… Ужь я ножичком Полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку… Упокой, Господи, душу рабы Твоея… Скучно!

9 Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина! Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес. Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.

10 Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга́, ой, вьюга́! Не видать совсем друг друга За четыре за шага! Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся… — Ох, пурга какая, Спасе! — Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво — Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? — Шаг держи революцьонный! Близок враг неугомонный! Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ!

2 стр., 686 слов

Сочинения | Сочинения 9 класс. «Бесценных слов транжир и мот». ...

... зачем было посвящать целое стихотворение ничего не значащему «забулдыге»? В поэте Маяковский, прежде всего, ценил силу слова. И сам он, не умевший ... Он как раз один из самых скупых в этом отношении поэтов: у него каждое слово стоит на своем месте, нет ничего лишнего, ни ... драгоценные крупицы рифм и образов. И все это - для людей, которые готовы принять сердце поэта. А он, в свою очередь, готов разделить ...

11 … И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль… Их винтовочки стальные На незримого врага… В переулочки глухие, Где одна пылит пурга… Да в сугробы пуховые — Не утянешь сапога… В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот — проснется Лютый враг… И вьюга́ пылит им в очи Дни и ночи Напролет… Вперед, вперед, Рабочий народ!

12 … Вдаль идут державным шагом… — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди… Впереди — сугроб холодный, — Кто в сугробе — выходи!.. Только нищий пес голодный Ковыляет позади… — Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу! … Скалит зубы — волк голодный — Хвост поджал — не отстает — Пес холодный — пес безродный … — Эй, откликнись, кто идет? — Кто там машет красным флагом? — Приглядись-ка, эка тьма! — Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома? — Все равно, тебя добуду, Лучше сдайся мне живьем! — Эй, товарищ, будет худо, Выходи, стрелять начнем! Трах-тах-тах! — И только эхо Откликается в домах… Только вьюга долгим смехом Заливается в снегах… Трах-тах-тах! Трах-тах-тах… … Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос.

История написания поэмы

Свою неоднозначную поэму Блок написал в 1918 году. Прошел год после свержения царя. Пролетарии захватили власть в стране, наводя новые порядки. Однажды поэт ходил по Петрограду и, как он выразился, «слушал музыку революции».

Он написал поэму не как философское произведение, а только лишь общее впечатление, описание того, что видел и слышал. Именно поэтому одни считали, что его поэма – сатира и реквием по стране, которую растоптали сапоги тех самых людей с ружьями за спиной. Другие, напротив, полагали, что поэт воспевал революцию и новый порядок.

Сам поэт оставил свое отношение в тайне. Некоторые считают, что он хотел сохранить интригу вокруг поэмы, другие полагают, что тем самым поэт сохранил себе жизнь. Ведь новая власть не терпела даже тени критики в свой адрес и, как описал поэт «тра-та-та…» – ружейные выстрелы были самой частой музыкой улиц городов.

А. Блок написал поэму всего за несколько дней, а редакция заняла не больше месяца. Это был необыкновенный творческий подъем. Из-под его пера вышла неожиданная, неоднозначная талантливая поэма.

Блок свидетельствовал, что несколько месяцев после написания произведения он улавливал шум «от крушения старого мира» Потрескивание костров посреди улиц, звон разбитого стекла и короткие «щелчки» ружейных выстрелов – эта черная «музыка» потрясла автора до глубины души.

Поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года. В мае того же года она была издана книгой.

Позже Блок разочаруется в новой власти и уедет из страны.

Тема стиха

Поэт назвал свою поэму «Двенадцать» по размеру и названию отряда, который производил революционный суд и выносил постановления на месте. Сотни людей были убиты на основании решения только двенадцати, которые часто оказывались бывшими каторжниками. Их освободили, выдали свободное оружие и дали волю действовать.

5 стр., 2495 слов

Двенадцать» Блок — Александр Блок и революция

... вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к пошлости и бездуховности «страшного» мира ... Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только календарно,но и по ...

В черновиках поэта есть упоминание о двенадцати разбойниках и их атамане Кудеяре. Месть разбойников тем, кто их унижал сродни тому, как поступали те отряды красноармейцев, которым новое правительство дало неограниченную власть.

Поэт описывает ветер, как образ перемен. Образ старой России он передает белым снегом, а новая власть обозначена черным цветом и красным, как кровь. Россия «умылась кровью» во время октябрьской революции.

Тема стихотворения Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека” – мрачная бессмысленность жизни и даже смерти, или реинкарнации. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Наряду с наведением порядка, красноармейцы легко сводят счеты с теми, кто, как им показалось, их обидел. Красноармеец Петруха видит, что его бывшая любовница проводит время с другим, пытается убить обоих, но мужчина ускользает, умирает женщина.

Товарищи ободряют его, уговаривают не грустить по этому поводу, и солдат живет дальше, идет и легче убивает, оправдываясь революцией и тем что «время такое». Человек теряет сердце, становясь холодным и безнаказанным убийцей.

Отвергая Бога и крест, люди скатываются. Женщина становится продажной, мужчины хоронят доблесть и честь. Они легко от имени власти грабят и убивают своих соотечественников.

Россию поэт называет «толстозадой» и говорит, что революционеры стреляют в нее.

«Пальнём-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста!»

Не раз автор приговаривает: «Эх, эх, без креста!» Не напрасно в древности тому, кто потерял совесть и честь, говорили: «Креста на тебе нет». Новая власть гордится тем, что на ней нет креста.

Революционеры мечтают раздуть пожар во всем мире, утопить его в крови. И все же, отвергая крест и Бога, по привычке, красноармеец, собираясь что-либо делать, приговаривает: «Господи, благослови»

«Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи благослови!»

Смешав все и перевернув понятия добра и зла, революция, под красным флагом сметает все на своем пути.

6 стр., 2598 слов

Урок литературы «Символика и вечные образы в поэме А.Блока «Двенадцать»»

... другому. В поэме «Двенадцать» А. А. Блок очень часто использует различные символы, образы — это цвета и природа, числа и имена. Он в своей поэме, для усиления эффекта надвигающейся революции ... Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно по ссылке ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе ...

И непонятно почему в конце поэт ставит во главе головорезов Христа? Того, кто пострадал за людей, поэт изображает предводителем хладнокровных убийц. Этого поэт при жизни не объяснил, поэтому приходится только высказывать свои предположения.

Тема святости и греха в поэме А.Блока «Двенадцать»

России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой. А. Блок Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок. В поэме «Двенадцать» ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одно стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны: ненависть людей друг к другу, их склонность к унижению, жестокости и даже к убийству женщин. Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников — двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей — все это когда-то ознаменовало начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, — это обновление общественного сознания. Вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны — мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны — это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым: Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба… Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является «буржуи на перекрестке», «голодный пес», публичный дом, офицерский разврат, «разборка» с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д. В то же время, «святое» начало революции связано с идеей обновления. И претворять в жизнь это «святое» призваны двенадцать апостолов – красноармейцев. Им поручено великое дело — защищать революцию, хотя их путь лежит через грех – кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. «Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь. Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы» революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом. Духовно слепым «двенадцати» не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом «товарищ» и, вместе с тем, стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то «черное», что несет с собой революция, есть в ней и «белая» правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества. Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете! Черное небо и белый снег — символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция — это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и «вместо Христа должен быть кто-то другой». Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление… Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий. Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

2 стр., 681 слов

Смысл финала поэмы «Двенадцать» Блока ( )

... поэма «Двенадцать» антиреволюционна: в ней звучит осуждение за бессмысленные жертвы, которыми усеян путь «новых апостолов». На Христа, идущего на Голгофу, надели терновый венец. У Блока, как ... происходящего — всё это нашло отражение в поэме. О загадке её финала критики ещё долгое время будут спорить. ... Христа Пётр, предатель Иуда). На челе Христа венчик из белых роз. Можно сказать, что таким образом ...

Композиция

Поэма имеет двенадцать глав. В каждой главе отдельный фрагмент мозаики, составляющей картину революции.

  • Экспозиция воплощена в первой главе . После вводной части убийство уже не удивляет читателя. Прежний режим умирает, бросая упреки, проклятия и пророчество погибели большевикам. Но здесь же мы видим патруль, который держит в страхе всех, кто встречается по дороге. Новая власть держится на страхе, выстрелах ружей, грабежах и поджогах.
  • Завязка, в которой появляется Ванька , бывший друг, и Катька – бывшая любовница одного из двенадцати патрульных, которая его бросила. Красноармейцы вспоминают неблаговидные поступки этой пары, вспоминая об их связи. Новая власть дала им право отомстить старым знакомым.
  • Развитие события . Читателю рассказывают историю тех, кто жаждет мщения и этим заранее оправдывает все их поступки. Эти люди уверены, что имеют полное право мстить своим обидчикам и жаждут мщения.
  • Кульминацию мы наблюдаем в шестой главе , когда отряд наткнулся на Ваньку и Катьку и открывают настоящую охоту на них. Ваньке удается скрыться, но Катька погибает.
  • Развязку читатель видит в последующих главах , когда у бывшего ухажера просыпается совесть, и он сожалеет о том, что сделал, но товарищи убеждают его «не расклеиваться».

– …Что ты, Петька, баба, что ль? — Верно душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! — Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль!

Его убеждают, что он действовал в интересах революции и парень поднимает голову, отбрасывая и забывая угрызения совести.

«Он головку вскидавает, Он опять повеселел… Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайти етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!»

  • Образ буржуя на перекрестке и за ним голодного пса. Разбои и гульба бывших босяков, а в перерывах им просто скучно… Караульные идут, ко всему готовые и им ничего не жаль. Они выжгли не только город, но и собственные души.
  • Эпилог читатель видит в 12 главе. Караульные идут мерным шагом по всей стране, выслеживая и убивая всех, кого пожелают, за ними голодный и больной пес, как образ старого мира. Но во главу убийц, невидимым для глаз автор ставит Иисуса Христа – странное и противоречивое решение, если знать, что исторически Христа всегда ставят во главу страдающего человечества. История свидетельствует, что Христос пострадал за людей. Но в поэме он вдруг превращается в главаря убийц – революция все поставила с ног на голову, все смешала и исказила.

Главные герои

В поэме несколько героев. Но все они не просто люди. Это образы эпохи.

  • Двенадцать – отряд красноармейцев, скорее всего бывших каторжников, которых выпустили из заключения, снабдили оружием и властью. Они полностью обезличены в поэме, лишены индивидуальности. Это, скорее, слепая ярость и сила, чем разум или личности. Возможно у них трудная жизнь в прошлом, но в поэме ничего об этом не говорится. Только о результате. Они обозлены, мечтают о мести и легко, без сожаления убивают.
  • Петруха (автор называет парня именем ученика Иисуса – Петра).

    Парень, потерявший любовь и отомстивший за это. Совесть в нем еще не до конца умерла, но товарищи помогают ему заглушить остатки ее угрызений. Здесь Блок показывает, как легко подмять человека, у которого отняли Бога и веру. Как просто заставить его оправдать даже убийство любимой – достаточно высмеять и сказать, что он отрывается от коллектива.

  • Ванька – переметнувшийся ради денег красноармеец, ставший жандармом. Блок показывает образ Иуды, который в поэме избежал наказания, бросив Катьку на растерзание.
  • Катька – девушка легкого поведения. Раньше она была возлюбленной одного из двенадцати патрульных. Она «пошла по рукам» ради красивой жизни. Сейчас она встречается с жандармом. Блок и здесь дает аллюзию на Библейскую историю, в которой Христос не осудил блудницу и дал ей новую жизнь в праведности и чистоте. Но в революционном будущем пощады не жди. Ее убивают, и товарищи Петьки делают все, чтобы он не сожалел о ней.

Второстепенные герои

  • Старуха – появляется в первой главе. Она видит большой лоскут ткани на котором написаны слова, не до конца понятные ей: «вся власть учредительному собранию». Но старухе знакома реальность, что «всякий раздет и разут». Она сетует на то, что вместо транспарантов можно было согреть много парней, сделав из этой ткани портянки.
  • Буржуй – Человек на перекрестке , прячущийся в воротник своего пальто, за которым увязался голодный пес. Образ старого времени, которое находится на перекрестке, не зная, куда податься и что будет дальше? Имение богатея разграблено, он одинок и всеми покинут.
  • Бродячий пес – как образ прошлого . Потерянный мир, не знающий, что делать. Он тоже на перекрестке, растерянный и не знает, куда идти.
  • Иисус Христос – появляется в самых последних строках произведения. Его образ нередко воспринимают как революционера, изменившего старый режим, пренебрегая Его словами, о том, что Его Царство не от мира сего. В учении Христа дается возможность внутренних перемен и советуется не менять ничего во внешнем мире, пока нет изменений внутри. Но многие создают ложный образ Христа, такой, какой им был бы выгоден. Поэт в данном произведении делает это.

Главная идея поэмы

В поэме прослеживается несколько тем.

  • Первая из них – тема революции . Революция раскрывается образом морозного ветра, безудержной стихии, от которого невозможно спрятаться. Люди старой эпохи разбросаны не только по городам, но и по всему миру. Они нищие. Все их имение разграблено. Они одиноки и как безродный пес плетутся сначала за буржуем. В конце поэмы тот же образ безродного пса мы встречаем, плетущегося за двенадцатью. Им некуда податься и поэтому люди старой эпохи вынуждены идти за новой властью.
  • Вторая тема – отказ от Бога и церкви . Рефреном через все произведение слова «Эх, эх, без креста». Несмотря на то, что новая власть отказывается от Бога и церкви, время от времени, делая что-то, даже то, что грубо нарушает Заповеди, по привычке произносят: «Господи, благослови». И в конце автор показывает, что, несмотря на все отрицание, невидимым впереди идет Иисус Христос. Отвергнув попа, церковь и Заповеди, новая власть не смогла избавиться от веры.
  • Третья тема – невежество , просматривается сквозь всю поэму, вобравшую в себя не только части народного фольклора, а также блатные выражения, вульгарные слова, уличные песни и жаргон.
  • Четвертая тема – смена нравственных ориентиров . Словно призыв звучат слова: «Эх, эх, согреши! Будет легче для души!» Убийство становится нормой, блуд – закономерным. Люди не хотят меняться под библейские стандарты. Они создают новые и ждут счастья.
  • Пятая тема – месть . Новая власть, вооружив бывших каторжан, дает им право творить суд. Они мстят за обиду, убивают девушку и уверены, что имеют на это право. Двенадцать – образ новой власти. Они уверены, что могут мстить за личные обиды, грабить и убивать – и останутся правыми.

В Петрограде, изуродованном войной, безнаказанным грабежом и бессмысленными убийствами под красным знаменем цвета крови, черные люди с «бубновым тузом на спине» проливают кровь, творят «свое красное правосудие»

Жанр

Блок определил свое произведение как поэму. Направление в произведении символизм, а также заметны реалистические черты. И все же в поэме есть признаки других жанров, что помогает яснее увидеть хаотичность, стихийность и противоречивость происходящих событий. В поэме просматриваются жанры маршей, песен, частушек, лозунгов, романсов и даже молитв.

Средства выразительности

Поэму «Двенадцать» невозможно анализировать без понимания символизма как литературного направления. А. А. Блок использовал в своем произведении массу символов. Метель, вьюга, ураган, ветер – образы революции. Новый мир он показал символами красноармейцев, плакатами, лозунгами. Старый мир – образ буржуя, паршивого голодного пса.

Образ старухи – практичной женщины, не понимающей новые лозунги, но видящей реальность голода и холода окружающих ее людей. Образ упавшей барыни в каракуле – изнеженная барыня прошлого мира беспомощна в новой реальности. Также в поэме прослеживаются и черты реализма, потому что автор описывает реально происходящие события.

Автор использует принцип контраста. Буржуй, раньше руководивший страной и поп, который «брюхом шел вперед», теперь прячутся, отступают перед красногвардейцами, как ветер или вьюга бросающимися от одного дома к другому.

Проститутки, которые раньше были вне закона, теперь имеют право провести собственное собрание и установить общие расценки.

Злобу, которая испокон веков считалась разрушительной и недостойной настоящего человека, теперь называют «святая злоба». Также в поэме употребляется оксюморон: «Ветер веселый И зол, и рад», «святая злоба», «Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье!»

Разработка урока литературы «Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать»; 11 класс

1. Тема урока: « Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

2. Тема дискуссии: «Можно ли согласиться с утверждением В.Г. Короленко, что «Христос говорит о большевистских симпатиях автора?».

3. На уроке использовалась нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения: структурированная дискуссия с предварительной работой в группах «Аквариум». Применялись приемы для упорядочивания свободной дискуссии — «Карточки — сигналы», «Роли (смысловые и организационные)».

4. Дискуссия проводилась в 11 классе, приняли участие 10 человек.

  • Техника «Аквариума» не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.
  • На уроке упор делается на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. При этом в первоначальное обсуждение вовлечены все участники, а при последующем обсуждении происходит индивидуальное осмысление каждым всех точек зрения.
  • Такая форма работы позволяет «расти» не только учащимся, но и непосредственно учителю, который, готовясь к проведению подобных уроков, перерабатывает и анализирует дополнительный материал, выводит наиболее эффективную формулу работы с детьми.

6. На уроке планировалось развитие следующих навыков:

  • Интеллектуальные: умение собирать, анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать разнообразную информацию;
  • выдвигать гипотезы и аргументировано доказывать свое мнение, сравнивать различные точки зрения на решение одной проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии.
  • Коммуникативные:

    вступать в общение с целью быть понятым, распределять работу при совместной деятельности;

  • выражать свои мысли и выступать перед аудиторией; задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга;
  • вести дискуссию, аргументировать, доказывать;
  • создавать письменные высказывания.
  • 7. Учащимся предварительно были даны такие задания:

    • исследовать мнения А. Блока, М. Волошина, С. Булгакова, Вл. Орлова, Г. Яковлева и других критиков, точка зрения которых заинтересует ученика;
    • сформулировать собственное мнение, подготовить аргументы для доказательства;
    • при подготовке ответов использовать Интернет-ресурсы, имеющиеся учебные пособия и хрестоматии.

    Перед уроком столы были сдвинуты попарно. Образованное таким образом рабочее поле позволило быстро работать с документами и не отвлекаться кому-либо из участников игры.

    9. В начале урока обучающиеся повторили правила ведения дискуссии, которые были выработаны ими самостоятельно ранее (использовалась методика американского педагога Ф. Тибитса).

    Был определен регламент работы. Постановка проблемы, ее представление классу исходило от учителя.

    Класс был разделен на две группы. В первую группу вошли обучающиеся, которые были согласны с утверждением В.Г. Короленко, во вторую группу — те, которые не были согласны с этим утверждением. Учащимся были предложены отрывки из статей А. Блока, М. Волошина, С. Булгакова, Вл. Орлова, Г. Яковлева и других критиков о блоковском образе Христа, текст поэмы А.Блока «Двенадцать».

    С целью организованного проведения дискуссии и преодоления пассивности обучающихся использовались приемы для упорядочивания свободной дискуссии — «Карточки- сигналы», «Роли (смысловые и организационные)». Каждый учащийся получил карточки-сигналы, участники групп распределили роли.

    10. Группа обсуждала проблему и определяла общую точку зрения. Время обсуждения фиксировалось.

    Участники выбрали представителя от группы.

    Учитель пригласил представителей групп собраться в центре класса, чтобы отстоять позицию своей группы по правилам ведения дискуссии. Представители обсудили проблему между собой. Кроме представителей, никто не высказывался. Если члены группы не были согласны с высказываниями своего представителя, они передавали ему указания записками.

    Учитель разрешал представителям взять тайм-аут для консультаций.

    «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп было закончено после достижения решения.

    Критический разбор решения и хода обсуждения был проведен всем классом.

    Краткое описание хода работы

    Работа началась с вопроса: «Можно ли представить себе поэму «Двенадцать» без Иисуса Христа?»

    Представители обеих групп ответили, что благодаря образу Иисуса Христа поэма «Двенадцать» обрела иное философское этическое измерение.

    В ходе обсуждения были представлены следующие аргументы:
    Группа 1 Группа 2
    Известно, что А. Блоку было присуще и «ощущение жертвенности как оплаты родового долга народу, истории», и чувство «истории как возмездия». Он считал, что «привилегированный класс должен ожидать мести безжалостной и жестокой, как того заслужил».

    Да и в самой поэме мы читаем:

    Злоба, грустная злоба

    Кипит в груди…

    Черная злоба, святая злоба…

    Товарищ! Гляди

    В оба!

    Такая трактовка, может, и логична, но вряд ли соответствует авторскому замыслу. Христос — слишком «женственный

    призрак» (выражение самого А. Блока), чтобы мы ассоциировали его с грозными апокалиптическими образами Священного Писания.

    Христос символизирует в поэме нечто более высокое и вечное.

    Шествие Спасителя впереди (во главе?) двенадцати (число апостолов!) красногвардейцев означает, что Он вместе со своими последователями идет воплощать, так сказать, в жизнь Свое учение.

    Блоковский Христос — это Спаситель от безбожников. Он символ грядущего, неминуемого Высшего Суда над теми, кто легко, «без креста», «без имени святого»

    совершает насилия и убийства.

    Православные традиции в России были настолько сильны, что и среди большевиков находилось немало таких, кто воспринимал христианское учение как руководство к

    действию, как «религию пролетарской ненависти», ибо «пролетариат, сын отчаяния, полон гнева и огня мщения. «И этот гнев выше всякой небесной любви, ибо только он родит царство Христа на Земле».

    Эти строки принадлежат русскому писателю Андрею Платонову.

    События русской революции многими тогда воспринимались именно как осуществление подлинно христианских идей. «И грудью всей дышал Социализм Христа», — писал в том же 1918 году, правда, о февральской революции, Борис Пастернак. Большевистские идеи воспринимались на первых порах так же. «Иисус — вершина человечества, осуществляющего в себе величайшую из всех человеческих истин — истину о равенстве всех людей… Вы продолжатели дела Иисуса»— обращался к новой власти академик И.П. Павлов, упрекая ее в склонности к догматизму и излишней жестокости, но еще надеясь быть услышанным.
    Двенадцать красногвардейцев осуществляют идеи Христа о всеобщем равенстве, сами не сознавая этого. Скажем, по причине своего отношения к «товарищу попу». Христос идет впереди людей, не

    противостоящих, а умножающих зло,

    творящих насилие. А, может, они исповедуют уже какую-то другую веру? Не исключено, что поэт задумывался на этот счет, и потому, размышляя о своем Христе, в те же самые февральские дни 1918 года записал: «…Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой».

    Появление Христа среди двенадцати означает то, что Сын человеческий не бросает детей Своих, пускай не ведающих, что творят, не соблюдающих Его заповеди, но искренних в своих помыслах и поступках. В контрасте с окружающим кровавым хаосом Иисус, шествующий «нежной поступью надвьюжной», олицетворяет Высшую Духовность, культурные ценности, не востребованные (пока?), но «надвьюжные», то есть неисчезающие и не уничтожаемые ни при каких обстоятельствах.
    Христос появляется в поэме как символ Абсолютной Истины и Высшей Справедливости, который к тому же не

    всем дано разглядеть. Автор оправдывает настоящее будущим, успокаивает своих читателей, подождите: очистительная вьюга с неизбежным насилием и кровью скоро уляжется, и тогда все люди спокойно заживут в новом справедливом мире.

    Ошибка — не обман, и заблуждение — не предательство. Это разные вещи. Поэт ошибся в своих ожиданиях. Но он успел это понять, о чем говорят горькие строки из стихотворения, написанного незадолго до смерти:

    Но не эти дни мы звали,

    А грядущие века…

    Но так Александр Блок думал уже после, в 1921 году.

    11. Во время проведения дискуссии обучающиеся внимательно слушали высказывания представителей, заинтересованно следили за их работой и поддерживали с ними связь. Они подсказывали выступающему новые аргументы, посылая ему записки.

    12. Учащиеся пришли к следующим выводам:

    -В поэме А. Блока «Двенадцать» не один смысловой слой, и понять его можно по-разному. Это зависит от уровня культуры, образования и мировоззрения человека.

    У Блока образ Христа получился таким, каким только и мог быть: неясным и многозначительным, как само время.

    13. Цели урока достигнуты, работа оказалась полезной для всех учащихся класса независимо от выбранной точки зрения на поставленный вопрос и уровня обученности детей. В будущем нужно не допускать отклонений от темы дискуссии, развивать умения видеть слабое место в аргументах оппонента и высказывать свою позицию.

    14.Учителям, использующим в учебном процессе дискуссии, необходимо тщательно готовиться к уроку. Слабым учащимся предлагать индивидуальную работу. Для оживления дискуссии заранее готовить ученика-«провокатора», предложив ему материалы с неожиданной и непривычной трактовкой образа (например, впереди двенадцати, идущих «державным шагом» к светлому будущему, вовсе не Христос, а Антихрист, который ведёт их по ложному пути).

    Следует обращать внимание на глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий.

    Полный текст материала Разработка урока литературы «Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать»; 11 класс смотрите в скачиваемом файле

    • На странице приведен фрагмент.
    Автор: Прутко Наталья Ивановна → heremummortis 28.08.2015 0 4650 390