Смысл финала поэмы «Двенадцать» Блока ( )

Сочинение

Поэма А. Блока «Двенадцать» является, пожалуй, одним из самых спорных произведений русской литературы. В особенности это касается её финала. Почему процессию красногвардейцев возглавляет Христос? Что это: оправдание революции с точки зрения высшей справедливости, символом которой является Иисус, или, наоборот, суд над ней? Ответа на этот вопрос, как известно, не было у самого автора. Тем не менее, попытаемся проанализировать текст поэмы с учётом имеющихся точек зрения.

С одной стороны представляется, что поэма Блока воспевает революцию. Действительно, Христос возглавляет шествие красногвардейцев, неся в руках красный флаг — символ революции, то есть он ведёт их за собой. В своё время и Христа, принёсшего людям Новый Завет, можно было назвать революционером. К новому миру ведёт он своих новых учеников. Кто они, если не апостолы новой веры? Возможно, это звучит непривычно и кощунственно, но такое сравнение напрашивается. Правда, красногвардейцы — смертники, среди них есть социально опасные элементы («На спину б надо бубновый туз»).

А какими были те, первые апостолы? Ведь они тоже были готовы на смерть ради своей веры, и в то же время не были лишены обычных человеческих слабостей (сомневающийся Фома, трижды отрёкшийся от Христа Пётр, предатель Иуда).

На челе Христа венчик из белых роз. Можно сказать, что таким образом автор освящает революцию, ведь белый цвет — символ чистоты и непорочности. Но к какому будущему ведёт Христос своих новых апостолов? И ведёт ли?

Если внимательно прочитать поэму, то мы увидим, что ведёт героев только ненависть, слепая ярость. Символично, что движение их в поэме бесцельно. Красногвардейцы вроде бы заняты поиском незримого классового врага. На деле же погибает в поэме одна лишь Катька.

Всё дозволено и освящено революцией. У представителей нового мира нет никакого морального барьера, сдерживающего начала. А ведь Христос — это воплощение самых высоких нравственных идеалов. С этой позиции поэма «Двенадцать» антиреволюционна: в ней звучит осуждение за бессмысленные жертвы, которыми усеян путь «новых апостолов».

На Христа, идущего на Голгофу, надели терновый венец. У Блока, как мы уже отметили, он ступает в белом венчике из роз. Терновый венец или венец из роз, у которых есть шипы, — в любом случае это символ страдания, муки. И тут же вспоминается, что флаг красный, то есть цвета пролитой крови. Так венчик и флаг воспринимаются уже не как символы революции, а как знаки её жертв — бывших, настоящих и грядущих.

13 стр., 6398 слов

Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?

... флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. История написания поэмы Свою неоднозначную поэму Блок написал в ... вперед, Рабочий народ! 12 … Вдаль идут державным шагом… — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди… Впереди — сугроб холодный, — Кто в сугробе — выходи!.. ...

Революция представлялась Блоку стихией, которая сметает неё на своём пути, стирает границы между добром и злом, высоким и низким, превращает мир в хаос. Безграничная свобода опьяняет.

Вспомним «Бесов», «Метель», «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. Вьюга, буран, метель, пурга являются в них символом судьбы (судьба — суд божий), которая разметёт всё, но поставит затем на свои места, и в то же время они воплощают народный бунт. Говоря о поэме Блока, нельзя не привести это сравнение. Из бурана показывается Гринёву Пугачев, становится вожатым. Из вьюги, гибельной стихии, представителями которой являются двенадцать красногвардейцев, возникает и Христос, ведущий революционеров.

Но почему поступь его надвьюжная? И почему он невидим за вьюгой? Так далёк, что незрим? Или это делает его недосягаемым для пули? Куда идут двенадцать солдат революции? Кто хоронится от них за домами? Уж не Христос ли тот самый незримый классовый враг, которого они ищут? На расстрел, как на распятие, ведут его красногвардейцы? Или Христос добровольно приносит себя в жертву новому миру?

Как много вопросов порождает поэма!..

Блок ждал революции. Она виделась ему не политическим переворотом, а обновлением коренных основ самой жизни. Помимо разрушения, стихия, по мысли Блока, должна была нести в себе и созидательное начало. И вот поэт увидел последствия претворения революционной идеи в жизнь: кровь, грязь и смерть. Ожидание обновления и ужас при виде происходящего — всё это нашло отражение в поэме. О загадке её финала критики ещё долгое время будут спорить. Нам же, простым читателям, остаётся в очередной раз восхититься гением автора.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004