Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»

Сочинение

Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма «Двенадцать».

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме «Двенадцать» является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком — ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит — ах, бедняжка!

В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может «подскользнуться» на «ледке» революции, захваченный врасплох ураганом перемен.

В поэме встречается еще один яркий символ — «мировой пожар». В статье «Интеллигенция и революция» Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, «грозовому вихрю», «снежному бурану»; для него «размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон…». Эта идея нашла свое отражение в поэме «Двенадцать», где автор говорит о «мировом пожаре» — символе вселенской революции. И этот «пожар» обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело — защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. «Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

2 стр., 786 слов

ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИИ И «СТРАШНЫЙ МИР» БЛОКА ( — О ТРАГИЧНОСТИ ...

... и осознание невозможности счастья в этом «страшном мире». На этой странице искали : революции скорее не увеличивают а сокращают все базовые свободы эссе Сохрани к себе на стену! ... ненавидеть, хочу быть жестче». А. Блок страстно жаждал русской революции, которая должна была обновить старую жизнь, привнести в ее затх­лость дуновение свежего ветра. Он желал великого перело ...

В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть — вечные чувства, которые руководят поступками человека.

Также немаловажными в поэме «Двенадцать» являются образы старухи, попа, буржуя — они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не принимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но старуха верит в Богородицу, «матушку-заступницу». Для нее важны насущные проблемы, а не революция:

На канате — плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Старушка убивается — плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят…

Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за свою дальнейшую жизнь:

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А вон и длиннополый —

Сторонкой — за сугроб…

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как «безродный», «холодный» пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:

  • ..Скалит зубы— волк голодный —

Хвост поджал — не отстает —

Пес холодный — пес безродный…

Впереди — Исус Христос.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы» революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом.

Революционный Петербург, в котором разыгрываются «вселенские стихии», олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме «Двенадцать»: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, — символ победного конца, с другой стороны — символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

2 стр., 934 слов

Поэма «Анна Снегина». Революция в поэме. Человеческие судьбы

... задушевные и народные стихи. Поэма «Анна Снегина» показывает жизнь людей в революционные годы. Анна Снегина, помещица в селе, в дни революции теряет свой дом. Она уезжает в эмиграцию, не в силах смириться с ... основная идея в поэме Есенина: с одной сто-роны—доказательства ненужности революционного переворота в России («Я чувствую всю трагедию, которая произошла с Россией») и с другой стороны — ...

Благодаря системе образов и символике в поэме «Двенадцать» Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.