Музыка революции в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Сочинение

(466 слов)

Выстраивая сюжет произведения, Блок активно использовал прием контраста. На фоне разбушевавшейся по всему свету стихии резко противопоставляются автором два мира: старый (с буржуем, попом и барыней в каракуле) и новый, представителями и защитниками которого являются двенадцать шагающих по городу красногвардейцев.

Прямо под растянутым над улицей плакатом «Вся власть Учредительному Собранию!» старушка в слезах подсчитывает, сколько бы вышло из такого «огромного лоскута» портянок для раздетых ребят. Рядом какой-то длинноволосый, возможно, писатель, рассуждает о гибели России, а навстречу ему движется невеселый поп, вспоминающий свое прежнее житье. Барыня в каракуле не выдержала натиска стихии и растянулась посреди улицы на скользком льду.

На фоне этого точно переданного поэтом городского многоголосья центральным и главным становится марш красногвардейцев, звуки которого вторят разбушевавшейся стихии: «Революционный держите шаг!». Эти люди задают основной тон общей революционной симфонии. Среди них разыгрывается кровавая драма: один из двенадцати, Петруха, в порыве ревности убивает Катьку, прежде гулявшую с юнкерами, а теперь замеченную с одним из жандармов. В этом жесте выражается варварская сила новой стихии, о которой постоянно напоминает поэт: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» или «Пальнем-ка пулей в Святую Русь».

Событие приобретает и символический смысл – борьба за Катьку соотносится поэтом с борьбой за Россию, и очень важным здесь оказывается предостережение не убить и не разрушить необдуманно то, за что борешься. Так произошло с Катькой, и Блок не желает такой судьбы для своей страны.

Времени на раздумья и сожаления нет, нестройный марш вновь движется вперед сквозь метель истории, в которой пока сложно рассмотреть будущее. Несмотря на одержимость двенадцати революцией, Блок с опасением замечает, что эти люди отбросили старое, но еще не обрели новых ценностей:

«И идут без имени святого все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, ничего не жаль…»

В финале поэмы перед красногвардейцами возникает образ Христа, несущего красный флаг. Христос предстает не в терновом венце, как его принято изображать, а «в белом венчике из роз» — символе чистоты и обновления. Одной из трактовок появления этого образа можно считать попытку Блока оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости, как неминуемое орудие обновления жизни, и, одновременно, желание напомнить «творцам революции» об общечеловеческих ценностях, которые так легко в этой борьбе растерять.

6 стр., 2552 слов

Музыка революции в поэме блока

... Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать») В поэме «Двенадцать» А.А. Блок ставил перед собой цель передать атмосферу, царившую в революционной России, стихию русского бунта ... поэме. Христос текстуально сближается с антихристом. И такое «раздвоение» объясняет то, что Спаситель не благословляет, но и не проклинает «двенадцать». Блоковский Христос идет не с красногвардейцами. ...

В своей поэме А. Блоку удалось передать «музыку», которая звучала вокруг него и в душе самого поэта. Это проявилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосье произведения, где сменяют друг друга интонации марша и городского романса, народные запевы и лозунговые призывы. Поэт не скрывает своих опасений, но благословляет вернувшуюся в мир музыку истории.

Автор: Юлия Филипская