Образ лирической героини в романе А. Ахматовой «Реквием»

Сочинение

Образ лирической героини в поэме А. Ахматовой «Реквием»

«Реквием» — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам Большого террора 1930-х гг. Поэма написана в 1935—1940 гг. Анной Ахматовой, но в то страшное время она боялась записывать стихи и потому рассказывала новые строчки своим друзьям, которые затем хранили «Реквием» в памяти. Так поэма пережила долгие годы, когда ее печать была невозможна. Начиная с 1960-х гг. «Реквием» Ахматовой распространялся в самиздате. Отдельные главы были напечатаны во время «оттепели». Впервые полностью в СССР опубликован в 1987 г.

Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны.

Судьба ее даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сын Лев. Судьба отца повторилась в сыне. В тридцатые годы по ложному обвинению он был арестован. «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде»,- вспоминает Ахматова в предисловии к «Реквиему». Жутким ударом, «каменным словом» прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Затем почти двадцать лет ожидания сына.

У нее была очень тяжелая жизнь, но не смотря на все преграды поэтесса смогла выдержать удары судьбы, прожить достаточно долгую жизнь и подарить людям чудесные произведения.

В поэме «Реквием» лирическая героиня выступает в роли автора поэмы, который в трудное время находится вместе с народом там, «где мой народ к несчастью был». Во-вторых, она выступает в роли матери, переживающей потерю сына, именно о Льве Михайловиче Гумилеве написала в 1916 г. творящий обряд отпевания. Сигналом плача является диалог, во время которого автор получает заказ — описать это. И женщина, одна из миллионов матерей, чьи сыновья были брошены в сталинские застенки, облачается в одежду плакальщицы.

Меня поражает глубина и яркость переживаний автора. Я забываю о том, что передо мной художественное произведение. Я вижу надломленную горем женщину, мать, жену, которая сама не верит в возможность пережить такое:

3 стр., 1168 слов

Сочинение нравственность должна выступать в роли красоты

... в роли красоты Георг Гегель (1770-1831) – немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Основные сочинения: ... может быть крепким без нравственности Митрополит Климент (род. в 1949г.) – архиепископ Калужский ... и др. 3. всех их выше должно стоять образование нравственное Белинский Виссарион Григорьевич ... который смеётся Девяносто третий год и др. 12. Жизнь скучна ...

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы, так не могла…

А ведь когда-то была «насмешницей и любимицей всех друзей, царскосельской веселой грешницей…» Был любимый муж, сын, радость творчества. Была обычная человеческая жизнь с минутами счастья и огорчений.

А теперь? Разве те огорчения могут сравниться с происходящим сейчас?!

Картины, одна страшнее другой, возникают при чтении поэмы. Вот «уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла…» А вот «трехсотая, с передачею, под Крестами» стояла, прожигая новогодний лед горячею слезою. Вот «кидалась в ноги палачу» и ждала казни. А когда «упало каменное слово», училась убивать в себе память, душу, училась жить снова.

Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы.

Но, несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой «гнутся горы».

Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью,

Образ которой, близок всем матерям, образ Матери Христа, молча переносящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти:

Приговор… И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отдалена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут…

Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.

Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы.

Когда мы читаем седьмую-девятую части «Реквиема» мы видим мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять её в любом виде. У неё нет больше сил сопротивляться безумию.

Между матерью и сыном существует тесная связь, разрыв которой причиняет страшную боль и ребенку, и матери. Ахматова показывает, как по вине чудовищных обстоятельств нарушается естественный ход жизни: сын оказывается под угрозой смерти раньше матери, а мать становится почти свидетелем страданий и гибели сына, её кровиночки. После этого мать не может жить в мире, в котором нет сына, поэтому героиня поэмы обречена на смерть физическую, которая последует вскоре вслед за моральной гибелью. Автор не рисует картину смерти матери, но, привлекая наше внимание к художественным деталям, дают нам возможность понять глубину потрясения, переживаемого героиней. «Перед этим горем гнутся горы…»

2 стр., 950 слов

Роль эпиграфа и образ матери в поэме Ахматовой «Реквием

... является, на мой взгляд, мать в поэме А. А. Ахм «Реквием». Над лирическим циклом «Реквием», позднее называемым поэмой, Ахматова работала с 1934] ... народ, к несчастью, был. Эпиграф ко всей поэме и отдельные эпиграфы к главам указывают на то, что содержание поэмы нельзя сводить к ... сыну — смерть для матери, для любой матери. Поэма не была бы народной, если бы ее содержание свелось только к семейной ...

Анна Ахматова посвятила эту поэму женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой.

Поэма «Реквием» рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками. Громыхание, хлопанье, вой. Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.