Творчество Владимира Маяковского в контексте ранней советской рекламы и политического плаката

Дипломная работа

Объект исследования, Предмет исследования -, Степень научной разработанности темы

Творчество великого поэта Владимира Маяковского является достаточно популярной темой для изучения. Общие принципы рекламы рассматриваются в работах Алена Т.К. Ален Т.К., О`Гуинн С.Т., Семеник Дж.Р.Реклама и продвижение бренда.-СПб.:Нева,2004.652с, Дюпона Л. Дюпон Л.Реклама:1001 совет.-М.:Поппури,2008,288с, Колокольцевой Т.Н. Колокольцева Т,Н. Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография.-М.: ФЛИНТА: Наука,2011,296с Характеристике советской рекламы в 1920-1930 годах уделяются главы в работах Ученовой В.В, трудах Соколовой О.В., Матросовой Е.С. Савельевой О.О., а также Грицука А.П. Грицук А.П.Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды.История отечественной рекламы.Советский период.-М.:МГУП печати, 2004.166с

Поскольку творчество Владимира Маяковского неразрывно связано с радикальным художественным течением XX века — авангардизмом, то наиболее любопытными в этой сфере показались работы Харджиева Н.И. «Статьи об авангарде» Харджиев Н.И.Статьи об авангарде :В 2 т.-М.:ИА,1997,Т.2,391с в двух томах, Бюргера П., а также публикация Бобринской Е.А. Бобринская Е.Русский авангард: границы искусства.-М.: НЛО,- 2006.217с

Наиболее интересными работами в изучении деятельности Владимира Маяковского как рекламиста являются труды Козленкова В.А. Козлёнков В. А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета. №17,2011.136с, Соколова М.А., Эвентова И.С, статья Сафроновой Е.Ю. «Маяковский как «отец» русского копирайтинга». Разобраться в вопросах изучения биографии, а также особенностей поэзии Владимира Маяковского помогли труды таких авторов как Сарнова Б.М, Сарнов Б.М. Заодно с гением:путеводитель по Маяковскому.-М.:ИЦ Москвоведение,- 2014, 448с Кациса Л.Ф. Кацис Л.Ф Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи.М.: Языки русской культуры, 2000.776,Лавута П.И., Чернышевой О.В., монография Катаняна В.А. Катанян В.А.Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М.: Советский писатель, 1985.641с

Также в основу бакалаврской работы вошло первое полное собрание сочинений Владимира Маяковского в 12 томах 1934 года, где даны научно выверенные тексты произведений поэта, собрание сочинений Маяковского 1978 года, выпуски журналов Левого Фронта искусств (ЛЕФ), издававшиеся в Москве в 1923-1925 годах под редакцией Владимира Маяковского, а также отдельные статьи поэта и его современников, посвященные «Окнам РОСТА», агитации и рекламе.

9 стр., 4423 слов

Статья 26. Реклама продукции военного назначения и оружия

... которых к объекту рекламирования направлена реклама» (ст. 3 ... распростра­нение рекламы любым способом, в любой форме и с использовани­ем любых средств» (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»). К этой ка «Потребители рекламы — лица, на привлечение внимания ...

Цель исследования, Основные задачи исследования:

1) Рассмотреть специфику советской рекламы 1920-1930х годов;

2) Выявить основные приемы, методы, техники, жанры, принципы, разработанные и используемые Владимиром Маяковским в его рекламной деятельности, а также в политическом плакате

3) Изучить копирайтерскую деятельность Владимира Маяковского посредством анализа его рекламных работ;

4) Исследовать стилистическую особенность политических плакатов «Окна РОСТА»;

5) Определить особенности социокультурной и политической направленности агитационного творчества В. Маяковского, показать её патриотическую составляющую с помощью наглядных примеров;

6) Оценить вклад В. Маяковского в развитие рекламного дела в России и использование заимствования результатов его работ в современном мире.

При написании дипломной работы автором были использованы следующие методы научного исследования:

  • сравнительный метод;
  • классификация;
  • изучение монографических публикаций и статей;
  • аналитический метод;
  • обобщение.

Краткое описание структуры:

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Введение характеризует актуальность и социальную значимость рассматриваемой темы, особенности дипломной работы и основное смысловое содержание ее разделов.

В первой и второй главе обобщаются теоретические сведения из разных литературных источников по данной теме, анализируются точки зрения отечественных и зарубежных авторов к рассмотренным пунктам. Проводится оценка и обоснование позиции автора дипломной работы.

Третья глава содержит практическое исследование автора по поставленной проблеме. Приводятся различные методы и техники конкретного авторского исследования, рассматривается прогноз и развитие исследуемого предмета. Заключение содержит логическое изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении работы. Описываются результаты исследования автора, краткое изложение выводов по поставленной теме.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСЛОВИЯ И РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ РЕКЛАМЫ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В Советской республике, которая только вставала «на ноги», происходили сложные социальные процессы. Страна была обескровлена Первой Миро вой и Гражданскими войнами, а экономика была полностью подорванной. Но именно в это время, в этот сложный период истории нашей страны зарождается советская реклама, которая помимо прикладных задач транслировала социалистические мысли и идеи простому гражданину. В данной главе мы рассмотрим специфику советской рекламы начала XX века, выявим особенности плаката того времени, а также «Окон РОСТА».

1.1 Специфика советской рекламы 1920-1930х годов

«Реклама-душа торговли!» данное французское изречение XIX века показывает современный мир, когда реклама является неотделимой частью нашей жизни. Если посмотреть определение «реклама» в толковом словаре русского языка, то но разъясняется как «оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей» Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.: Мир и Образование : Астрель : Оникс,2012, стр 546.

15 стр., 7035 слов

НЕОЛОГИЗМЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО

... творчество Владимира Маяковского можно рассматривать не только с точки зрения литературоведения, но и рассматривать его как языковой материал для изучения моделей словообразования русского языка. Объектом исследования в представленной работе ... курсовой работы: 1. Изучить понятие «авторский неологизм». 2 4 2. Исследовать особенности образования авторских неологизмов. 3. Выявить отличия неологизма ...

В работе Колокольцевой Т.Н задачей рекламы является «направленность на достижение коммерческих целей, то есть целей продвижения товаров и услуг на рынке» Колокольцева Т,Н. Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография.-М.: ФЛИНТА: Наука,2011,стр.134. Реклама является зеркалом той или иной эпохи, которое отражает особенности общества в конкретное время. Текст и оформление рекламы пропагандируют определенные установки и ценности в социуме.

Новая Экономическая Политика, принятая в 1921 году, открыла новую страницу не только в экономике и социальном развитии государства, но и в культуре, нуждалась в активных, молниеносных средствах информации, которые в первую очередь, должны были быть поняты рабочими и крестьянами. В условиях отсутствия телевидения и несовершенства радиовещания наиболее эффективным средством воздействия стал рекламный плакат. Размещение их на людных местах обеспечивало массового зрителя, а своеобразие художественных форм и особенный визуальный характер плаката привлекали внимание прохожих. Можно сказать, что 20-е годы XX века стали временем плакатного искусства в СССР.

Одними из составляющих НЭПа являлось существование частного капитала и свобода торговли. Между государственными предприятиями и частными, иностранными фирмами развертывалась конкуренция из-за покупателей. Противоборство приобретало не только экономический, но и политический характер, и реклама занимала первостепенное место.

«Мы знаем прекрасно силу агитации, — писал В. Маяковский в 1923 году. — В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается умение и сила нашей агитации… Реклама — промышленная, торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это орудие, поражающее конкуренцию. При НЭПе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой» Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11. Статьи, заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.-М.:Правда,1978, стр.183-184.

Начало 1920-х годов было временем полного эксперимента, а также существованием разных мнений и точек зрения. Грицук А.П. в своей монографии отмечает, что в культуре того времени намечались две школы: одна представляла собой течение, которое воплощало в жизнь конструктивистские идеи, а вторая придерживалась дореволюционных традиций. Грицук А.П.Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды.История отечественной рекламы.Советский период.-М.:МГУП печати, 2004,стр.46

Школа конструктивизма включала такие громкие имена, как Владимир Маковский и Александр Родченко, чей дуэт создал множество гениальных идей и решений в сфере рекламы. (подробнее см. в главе 2)

Броские, короткие запоминающиеся лозунги были воплощены в острую, резкую графическую форму. В таких рекламных плакатах доминировал текст. Руководствовавшись таким принципом как «минимум средств, максимум целесообразности», Александр Родченко использовал такие графические приемы как восклицательные и вопросительные знаки, стрелки, резкие линии. Фотографию он считал чуть ли не важнейшим изобразительным элементом в рекламном плакате, а также в книжной иллюстрации. Советская реклама обязана появлением документально- достоверного облика благодаря фотографи ям и фотомонтажам художника. Cнопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Советский рекламный плакат.-М.: Контакт-культура, 2013,стр. 73

11 стр., 5253 слов

Театральный плакат

... принципы формирования театрального плаката 1.1 История развития театрального плаката Плакат - один из древнейших видов визуальной рекламы. Ещё ... театра. Целью данной дипломной работы является создание серии театральных плакатов для Самарского театра оперы ... год многими считается Днём рождения плаката. В тот год английскому книготорговцу Бартольду пришла идея использовать плакат, в качестве рекламы ...

17 Шклярук А.Ф. Русский рекламный плакат / Золотая коллекция. -М.: Контакт-Культура, 2006, стр.95-98

Вторая школа, которая являлась продолжательницей дореволюционных традиций, представляла собой живописную рекламу. Покупатель должен был знать «в лицо» предоставляющиеся товары. Крупным планом показывалась продукция, например плакаты Александра Зеленского — реклама папирос «Бокс», «Пушки». Реклама второй школы часто демонстрировала богатство ассортимента советских государственных фирм, и это являлось важным преимуществом в борьбе с частным капиталом. Изображения этих товаров на плакатах были преувеличенно красочными.

Также как и в дореволюционное время активно пропагандировались товары с помощью юмористических персонажей. В книге Шлярука А.Ф. показаны рекламные плакаты таких товаров как «Морс», «Пекарские дрожжи» Моссельпрома, где изображен ребенок в огромной, не подходящей по размеру кепке (А. Зеленский), а также плакат В. Баюскина, рекламирующего «Галоши Резинотреста», где красуется улыбчивая крестьянка, и так далее.

Главной задачей в первой половине 1920х годов, которая объединяла две рекламные школы, служила воспитательная роль, которую играла реклама в продвижении товаров, созданных государством, подчеркивая потребительские ценности, даже, несмотря на товарный голод. Это являлось самым важным отличием от рекламы западных стран.

В апреле 1926г. заведующий отделом рекламы Сельмашсиндикат Гаусс, выступая на организационно-производственной секции Съезда Советов государственной промышленности и торговли СССР, сказал: «Если в капиталистических странах конечная цель рекламы — двигать торговлю, оживить товарооборот, служить орудием конкуренции и т. д., то в наших условиях конечная цель рекламы — поднятие культурного уровня путем пробуждения, воспитания потребности в тех или иных товарах, изделиях и т.п., потребление которых обуславливает культурный подъем».

Реклама сельскохозяйственных машин, радиоприемников, гигиенических принадлежностей, электролампочек, даже воздушного транспорта, — вот московская реклама времен Новой Экономической Политики. Савельева О.О. приводит пример: «Стыдно современному человеку признаться, что он никогда не испытал прекрасного чувства свободного полета на аэроплане» Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек № 2,2006, стр.58.. Главной особенностью является не факт продажи билета на аэроплан, а внедрение в сознание советской аудитории современной жизни, новейших технологий. На том же съезде было одобрена реклама даже такой продукции, где спрос и без того превышал предложение, если только рекламировался новый в принципе вид товара или шла речь о пропаганде «улучшенных методов потребления», особенно среди крестьян. Попадая в город, и совершенно не имея опыта жизни в большой местности, они сами подвергались опасности и подвергали опасности других граждан. Реклама же ясно и понятно рассказывала им об опасностях электроприборов, транспорта, а также о важности соблюдения гигиены и дисциплины на рабочих местах:

30 стр., 14947 слов

Анализ полиграфической рекламы на примере ежемесячного журнала GEO

... дипломной работы является анализ теоретических начал полиграфической рекламы в России и за рубежом, а также исследование практической части журнальной полиграфии, ... качества полиграфических услуг и соответственно замедленным темпам роста полиграфического производства в целом. Кроме того, ... у некоторых предприятий стремление выпускать заниженную по своему качеству полиграфическую продукцию, с целью ...

«Товарищи, мылом и водой

Мойте руки перед едой!»;

  • «Горят электрические машины и провода.

Засыпь песком!

Вредна вода» Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек № 2,2006, стр.59.

Плакат 1920-х годов должен был приучить людей к новой стране, новым порядкам и новой жизни. Поэтому дизайнеры и художники того времени стремились в каждом плакате отобразить все его новшества. 1920е годы по праву можно считать временем зарождения конструктивистских плакатов. Отличительными особенностями такого жанра как конструктивизм стали броскость, а также четкое сопоставление изображения и шрифта. Стоит заметить, что именно русские авангардисты того времени подняли этот жанр до высокого уровня: советский плакат обрел свой неповторимый облик, который выделил себя среди западноевропейского плакатного искусства. В его задачи входило не только информирование, агитирование и просвещение граждан, но и перестраивание сознания граждан с помощью художественных средств.

Со временем плакат начал уходить от прежней мягкости и иллюстративности к геометрическим, резким, конструктивистким формам. Плавные, мягкие, рукописные шрифты заменялись рубленными и резкими. Если сравнивать русские рекламные плакаты конца XIX — начала XX вв., то в них преобладает красочность. В конструктивистских плакатах преобладает динамика, которая достигается с помощью применения диагоналей.

Создатели плакатов искали особые элементы художественной формы, и протестовали против традиционного реалистического изображения объектов. основной задачей художников являлось художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Конструктивизм, можно сказать, был создан для агитации: минимум слов и изображения — больше вкрадчивости. Такие плакаты призывали действовать.

В советские времена плакат являлся одним из самых распространенных и популярных приемов пропаганды и агитации. Многие художники предпочитали именно этот прикладной вид искусства. В этом жанре работали такие мастера как Б. Ефимов, Л. Лисицкий, С. Маршак, В. Степанова, А. Мандрусов, М. Черемных, и конечно же, В.В. Маяковский.

Художников, занимающихся исключительно рекламными плакатами, было немало. Достаточно вспомнить М. Буланова, Д. Кравченко.

Плакатному искусству учили даже в специализированных учебных заведениях. Например, кафедры плаката существовали в МОССХе, в Полиграфическом институте, в Государственной академии искусств.

1920е годы по праву можно считать временем зарождения конструктивистских плакатов. Отличительными особенностями такого жанра как конструктивизм стали броскость, а также четкое сопоставление изображения и шрифта. Стоит заметить, что именно русские авангардисты того времени подняли этот жанр до высокого уровня: советский плакат обрел свой неповторимый облик, который выделил себя среди западноевропейского плакатного искусства. В его задачи входило не только информирование, агитирование и просвещение граждан, но и перестраивание сознания граждан с помощью художественных средств.

12 стр., 5760 слов

Смысл высокой трагедии образы искусства военных лет

... искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот ... и особенно ярко передает трагедию войны в период романтизма ... Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» ... значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче ... Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картиной ...

Стоить отметить, что «Окна РОСТА» занимают здесь особое место. Возникшие в 1919 году как «Окна Сатиры» Российского телеграфного агентства, они представляли собой плакаты с красочными рисунками, которые сопровождались либо частушкой, либо стихотворным текстом. (См подробнее 1.2)

Нелишним было бы вспомнить о том, что советская реклама 1920-х годов тесным образом была связана с русским авангардизмом начала XX века. Ведь понятие «авангард», применимое к 1910-1930тым годам является не только названием литературно-художественного направления, но и обозначением радикального сдвига, преобразованием не только в самом искусстве, но и его связи с жизнью. «Авангард стремится выйти за пределы искусства и в идеале слиться с жизнью» Сироткин Н. С. О методологии исследования авангардизма, или семиотические отношения авангардизма к действительности // Поэзия авангарда (Электронный ресурс).

Режим доступа: http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ov/ns_metod.htm (Последняя дата обращения: 10.03.15).

Это одна из отличительных особенностей авангарда — не просто жажда увидеть мир по новому, но и установка на связь нового с жизнью, создание новых форм и ценностей.

В понятие «авангард» условно объединились самые разные течения искусства ХХ века — футуризм, конструктивизм, кубизм, сюрреализм, экспресссионизм, дадаизм и так далее. Все эти движения были направлены на отрицание исторической традиции, создание принципиально нового во всем, и прежде всего это выражалось в формах и средствах художественного выражения. Новая культура, а следовательно новый мир должны были строиться по тем законам, по каким строятся их произведения. Стремление авангардистов преодолеть границу между искусством и действительностью выразилось на практике. К примеру, созданный Владимиром Маяковским в 1923 году журнал «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), в котором главная роль принадлежала представителям авангардного течения — футуризма, связывал свои задачи с задачами нового государства. Это хорошо показано в декларации «За что борется Леф?», выпущенный в первом номере журнала (март 1923):

  • «Леф будет агитировать нашим искусством массы, приобретая в них организационную силу.», «Леф будет подтверждать наши теории действенным искусством, подняв его до высшей трудовой квалификации.», «Леф будет бороться за искусство-строение жизни». ЛЕФ : Журнал Левого фронта искусств. № 1.М;Петроград.: Государственное издательство,1923,стр. 6-7

Из этого следует вывод, что «Леф» с его режимными установками, с его программой «производственного искусства» и стал теоретической базой агитационной поэзии Маяковского и даже его рекламы и плакатов.

Прослеживая истоки возникновения советской коммерческой и социальной рекламы, мы обязательно должны обратить внимание на важный этап в творчестве Владимира Маяковского — создание политических плакатов. Принципы монтажа стихотворных слоганов и изображения, компоновки рекламного поля были разработаны в большей мере на приеме образцов политической рекламы. Поэтому исследование политических плакатов «Окна РОСТА» считаем необходимым.

1.2 «Окна РОСТА» как новый эффективный метод политической агитации в начале XX века

11 стр., 5403 слов

Образ героя-бунтаря в поэзии В.В.Маяковского

... счастливое будущее. Сочинение. Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского Сочинение. , Образ героя-бунтаря в поэзии Маяковского Сатирические произведения ... окна РОСТА», то есть Росойского телеграфного агентства, выпускающих) агитационные плакаты на злобу дня. В.Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, ... и с толстым животом. Образ бунтаря в поэзии Маяковского В. В. Маяковский жил и писал в ...

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов… Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» Маяковский В.В. Грозный смех . Окна Роста.-М-Лен, Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г,стр.7

Так написал в посмертно изданном сборнике стихотворений «Громкий смех. Окна Роста» Владимир Маяковский об одном из самых ярких периодов в его жизни, а также в истории отечественного и мирового искусства, литературы и поэзии.

«Окна РОСТА», а первоначально «ОКНА САТИРЫ РОСТА» представляли собой плакаты на политические, хозяйственные и военные темы дня. Выпускались они с осени 1919 года по январь 1922 года- сначала Российским телеграфным агентством (РОСТА), а затем Главполитпросветом- Главным управлением политико-просветительных учреждений Наркомпроса РСФСР. Козлёнков В. А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета. №17,2011,стр.36-37

Первоначально «Окна РОСТА» вывешивали в витрины (окна) пустовавших магазинов. Отсюда и называние плакатов, которые в виде заголовка были написаны крупным шрифтом над рисунками — «ОКНО САТИРЫ РОСТА». Советский писатель Виктор Шкловский писал : «Нужно было, чтoб улица нe молчaла.Oкна магазинoв были слeпы и пусты. В них надо было вытaращить мысль.» Маяковский без глянца;(сост. П. Фокина, Д. Тимофеева;вступ.ст. П.Фокина).-СПб.Амфора,ТИД Анфора,2008, стр. 478

Если посмотреть на заголовок «ОКНО САТИРЫ РОСТА», можно подумать, что темы плакатов были только сатирическими. Но это не так, поэтому со временем «сатира» исчезает с заголовка, а сам заголовок заменяется пометкой «РОСТА» и номером плаката. С февраля 1921 года вместо этой пометки ставится «Главполитпросвет».

«Окна РОСТА» обладают рядом устойчивых признаков, по которым их не сложно отличить. Структура плаката состояла из нескольких (от 2 до 13) самостоятельных рисунков, которые располагались в логической последовательности, а также сопровождались злободневными короткими текстами, которые раскрывали единую тему. Но такая композиция не сразу стала типичной. В первые месяцы работы «Окна РОСТА» были довольно разнохарактерными. Например, есть плакаты, которые состояли из одного большого рисунка, имелись такие, где помимо рисунка размещалось не связанное с ним стихотворение, есть и многотемные плакаты. Но в начале 1920 года «Окна РОСТА» принимают строгое композиционное единообразие.

Самым устойчивым, самым точным признаком уникальности этих плакатов являлась техника исполнения. «Окна РОСТА»-это рукописное творение. Весь «тираж» делался от руки.

В первые месяцы выпусков «Окон РОСТА» каждый плакат выходил в одном экземпляре, потому что для каждой витрины пустовавших магазинов рисовалось отдельное, особенное «Окно». Затем плакаты начали копировать. Первые копии были сделаны от руки, а потом применялась техника сведения контуров через копирку. Позже для «размножения» плакатов использовались трафареты, промасленная бумага, картон. «Быстрота, тогда неслыханная даже в литографии», рассказывала Лиля Брик, гражданская жена Маяковского.

18 стр., 8532 слов

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского

... и политическому строю. Отсюда и глубочайшая уверенность в правоте коммунистических идей во всей послеоктябрьской поэзии Маяковского. Это также определяет принципиально новый, по сравнению со всей поэзией прошлого, характер творчества ... Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать необходимым и полезным людям. Отразить современность в поэзии ... ударных и неударных слогов. И тем не ...

Вот что пишет в своих воспоминаниях один из создателей «Окон РОСТА» Михаил Черемных: «Техника размножения и рассылки «Окон» была молниеносной. Получив оригинал, трафаретчик должен был на следующий же день уже принести готовыми 25экз., на второй день — еще 50, через несколько дней бывал готов весь тираж, доходивший до 300экз. Трафаретчик работал обычно с семьей или с небольшим коллективом… Первые копии, полученные от трафаретчиков, сейчас же рассылались в самые отдаленные отделения… Последние экземпляры получали подмосковные… Позднее, кроме копий, посылали и трафареты, чтобы «Окна» размножались уже на местах» М. Черемных. «Маяковский в Роста», журнал «Искусство», 1940, №3,стр.40

Естественно, можно отметить тот факт, что тиражи печатных плакатов превышали тиражи «Окон», копированных от руки. Но «Окна РОСТА» имели важные преимущества над такими видами плаката:

1) Каждое «Окно РОСТА» соответствовало не одному, а нескольким обычным плакатам.

2) Рукописные плакаты сразу же откликались на злобу дня

3) В сравнении с печатными плакатами большая оперативность

В журнале «Красная Нива» 1923 года была опубликована статья «Революционный плакат» Владимира Маяковского, которая являлась самым ранним воспоминанием о работе в «Окнах РОСТА». Он пишет:

«Война и разруха шли вместе. Печатный станок не справлялся с требованием на плакат. Даже если и справлялся, то безнадежно затягивал, теряя агитационность.» Маяковский В.В. Революционный плакат// «Красная нива» №8, 1923..Далее Маяковский говорит о том, что однодневка-агитка полностью перешла к ручникам, и что плакаты такого типа имели огромные достоинства. В этой же статье он пишет:

«…Вмеcте с получением тeлеграмм (для газет, еще не напечатанных) поэт, журналист тут же давал «тeму» — язвитeльную cатиру, стих. Ночь eрзали по пoлу над аршинными листами худoжники, и утрoм, часто даже до получения газет, плакаты — «Окна сатиры» вывешивались в мeстах наибольшeго людского скопища: агитпункты, вoкзалы, рынки и т.д. Так как с мaшинами считаться не прихoдилось, плaкаты дeлались огромных рaзмеров — 4Ч4арш., многoцветные, всегда остaнавливающие даже бегущего» Там же

Чтобы плакат не терял своей актуальности, работникам РОСТА приходилось работать очень напряженно. «Требовалась машинная быстрота», — отмечал Маяковский в предисловии к сборнику «Грозный смех. Окна РОСТА» Маяковсский В.В. Грозный смех . Окна РОСТА. М.;Л.: Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г, стр 13, бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом… Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело количество новых бойцов» Там же

Первое «Окно» было вывешено в августе 1919 года на углу Тверской улицы (в настоящее время улица Горького) и Большого Чернышевского переулка (в настоящее время улица Станкевича) в витрине бывшего кондитерского магазина. В заголовке писалось — «Окно сатиры РОСТА №1». Вначале выпуска плакатов не существовало единой нумерации для всех витрин: с первого номера она начиналась для каждой новой витрины. Следовательно, одинаковые номера получали совершенно разные «Окна».

2 стр., 962 слов

Маяковский в. в. — В. маяковский о месте поэта в рабочем строю

... счастье; к нему должны предъявляться те же требования, что и к прочим: Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан, мне давая ... плакатов и тысяч шесть подписей”, рекламные стишки, памфлеты и прочие литературные однодневки должны показаться недостойными высокого звания поэта. Я думаю, что мысль об этом и заставила Маяковского ... стороны, как “И ласка, и лозунг, и штык, и кнут” в настоящем; с другой стороны, ...

Спрос на плакаты увеличивался с каждым выпуском плаката, поэтому темп создания новых «Окон» заметно ускорялся. Самое рекордное количество выпустившихся плакатов колеблется от 200-250 номеров в октябре 1920 года. Самый последний выпуск «Окна» под маркой «РОСТА» вышел в начале 1921 года под номером 944, следующие выпуски плакатов были выпущены уже под маркой Главполитпросвета. Там они выпускались еще год. Ввиду того, что в Москве шло постепенное открытие магазинов, число пустых витрин со временем заметно уменьшалось, но в этом можно и найти свои плюсы -«Окна Роста» начали отправлять в провинцию в большом количестве. Эввентов И.С. отмечает, что если сравнивать 1920 и 1921 года по числу номеров плакатов, то выпуск «Окон» в 1921 сократился вдвое по отношению к предыдущему году. Эвентов И.С. Маяковский- плакатист. Критический очерк.- Л.; М.: Искусство, 1940, стр 43 Но темп работы и общий объем были прежними, поскольку с весны 1921 года «Окна» становятся многорисуночными и имеют очень большой формат. Текст, например, в этих плакатах мог составлять от 30-40 стихотворных строк.

Последние пронумерованные «Окна» под маркой Главполитпросвет имеет № 453 (по отношению в январю 1922 года).

Следовательно, можно посчитать примерное количество выпущенных плакатов РОСТА и Главполитпросвета вместе -1397 (если сложить последние номера телеграфного агентства и главного управления политико-просветительских учреждений Наркомпросса РСФСР).

А если считать средний тираж (150), то выходит, что художественный коллектив выпустил около 250 тысяч плакатов и более двух миллионов отдельных плакатов-рисунков. Козлёнков В. А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета. №17,2011,стр.56

Как известно, основной художественный отдел РОСТА в основном состоял их трех человек — Маяковского, Черемных, Малютина. На этот творческий тандем приходится свыше 1300 плакатов. Малютин, требовавший более детальной проработки плаката, был менее «плодовитым», чем его коллеги. Работав в тесном контакте, у художников выработался общий, фирменный «ростинский» стиль. Находка одного являлась их общим достоянием.

«Бросающиеся в глаза приемы мы друг у друга заимствовали, и нам тогда показалось бы диким, если бы кто-нибудь увидел в этом что-то зазорное. Один из нас первым решал новую задачу, а остальные потом пользовались этим решением… Я как-то придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону. Получилось очень выразительно. Потом все, изображая разруху, стали рисовать таких ворон. Сам я заимствовал у Маяковского прием изображения дыма спиралью, как рисуют дым маленькие дети» М. Черемных. «Маяковский в РОСТА»//«Искусство», 1940, №3,-отметил в своих заметках М. Черемных. Также он пишет о том, что стиль рисунков, который использовал Маяковский в плакатах, был разновидностью стиля творческого коллектива. Следует отметить, что его воспоминания могут судить о дружной атмосфере, царившей в РОСТА, помогающей в совместной работе.

К своим товарищам, коллегам по работе Маяковский относился трепетно и заботливо, но когда дело касалось дисциплины, поэт не знал никаких снисхождений. Ведь это была важная, серьезная, политическая работа. Плакаты рисовались как немедленные, срочные отклики. Позднее Маяковский сказал: «Диапазон тем огромен: агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифознои? вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации» Михайлов А.А. Маяковский (Серия «Жизнь замечательных людей»).-М:Молодая гвардия,1988.стр. 132-133

По отношению к коллективу РОСТА, Маяковский являлся как литературным, так и политическим руководителем. Художественным отделом заведовал М.М. Черемных. Из творческого коллектива он был единственным штатным работником РОСТА, взявший на себя организационную работу. Черемных и Маяковский состояли в дружном сотрудничестве, и некоторые задачи они выполняли совместно. Но, однако, руководителем коллектива РОСТА все считали Владимира Маяковского. Художник Амшей Маркович Нюренберг, который в 1920-1921 годы входил в основное ядро коллектива художников РОСТА отмечал: «Маяковский принмал нашу работу на ходу. Мнение свое высказывал резко и откровенно, смягчяя свои слова только тогда, когда перед ним были плакаты Черемныха.» Маяковский без глянца;(сост. П. Фокина, Д. Тимофеева;вступ.ст. П.Фокина).-СПб.-ТИД Амфора,2008,стр.481

Вся литературно-тематическая часть «Окон РОСТА» целиком находилась в введении Маяковского. От него, можно сказать, зависела работа коллектива, как по существу, так и по содержанию.

Темы для плакатов художники не намечали самостоятельно. Тема рисунка всегда определялась текстом на плакате, которые писал Маяковский. В случаях, когда автором текста являлся другой художник, Маяковский их одобрял или наоборот, браковал на свое усмотрение.

Стоит заметить, что текст, написанный для плаката, являлся не только определением темы «Окна», а был некой предпосылкой к созданию изобразительного образа. Замысел стиха направлял и подсказывал художникам, какое изображение лучше всего нарисовать на плакате. Бесспорно, над созданием «Окон РОСТА» трудились талантливые художники, но, стоит заметить, что руководящей и определяющей в этом тандеме было мнение поэта.

Определение темы плаката, а также выражение ее в тексте являлось не только литературной задачей, но и, безусловно, политической. Ее решение требовало отлично разбираться в политике, иметь политическое чутье, разбираться в сложных вопросах, а также понимать, что на плечах творческого коллектива лежит большая ответственность.

Главным источником тем для плакатов являлись газеты. Ежедневно Маяковский просматривал такие газеты как «Известия», «Правда», «Стенная газета РОСТА», « Гудок», «Экономическая жизнь», и считал, что не менее важными материалами для плакатов являются телеграммы, статьи, лозунги.

Помимо всего прочего, отдел получал сводки очень важных телеграмм за день, поэтому некоторые темы намечались заранее к уже известным датам.

Таким образом, опираясь на указания партии в политической сфере, Маяковский осуществлял политическое руководство над выпусками плакатов.

Маяковский гордился «Окнами РОСТА». Возвращаясь к его статье-предисловию «Прошу слова», Маяковский писал: «Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла» Маяковсский В.В. Грозный смех . Окна РОСТА. М.;Л.: Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г, стр 65. Город указан здесь не случайно. Как известно, плакаты выходили в период гражданской войны, а бои вокруг Орла — это один из самых напряженных моментов в этой войне. Обратимся к истории ВКП(б) Измозик В.С.,СтарковБ.А.,ПавловБ.А., С.Рудник С.Н.Подлинная история РСДРП-РКПб-ВКПб. Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций.—СПб.:Питер, 2010.— с 227: «Троцкий развалил работу на южном фронте, и наши войска терпели поражение за поражением. К половине октября белые овладели всей Украиной, взяли Орел и подходили к Туле, которая снабжала нашу армию патронами, винтовками, пулеметами. Белые приближались к Москве. Положение Советской республики становилось более, чем серьезным. Партия забила тревогу и призвала народ к отпору. Ленин дал лозунг: «Все на борьбу с Деникиным» Маяковсский В.В. Грозный смех. Окна РОСТА. М.;Л.: Государственное Изд-во Художественной Литературы, 1932 г, стр 67. Можно сказать, что работа над плакатами началась с того момента, когда страна находилась в очень напряженном положении.

Конечно же работа над плакатами «Окна РОСТА»- это серьезный этап в литературной биографии поэта. Прежде всего, она была для него очень плодотворной. Маяковский стремился сделать свое слово максимально действенным и активным. Что касается «слова» в «Окнах РОСТА», оно должно было нести прямой политический смысл. Его главная задача -призывать.

Следует заметить, что плакаты очень разнообразны. В них есть и сарказм, и легкая ирония, и героический пафос. Для них характерны и интонации простого рассказа и сообщения, а также разъяснение и убеждение. Но все же главная функция «Окон РОСТА» была агитационной. Для этих плакатов надо было писать так, чтобы каждый простой крестьянин, рабочий просмотрев и прочитав «Окно» мог не только запомнить его содержание, но и поступить так, как требовали авторы-агитаторы. Стихотворные тексты, действительно, выглядят как «советская азбука», которая разъясняла широкой аудитории «кто виноват», и «что делать» в данной ситуации. Карабчиевский в своей критической работе «Воскресение Маяковского» писал: «Он дал этой власти дар речи. Не старая улица, а новая власть так бы и корчилась безъязыкая, не будь у нее Маяковского. С ним, еще долго об этом не зная, она получила в свое владение именно то, чего ей не хватало: величайшего мастера словесной поверхности, гения словесной формулы. Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. М.: Современник. 1990,стр. 109 Конечно, перед творческим коллективом стояла творчески трудная и политически острая задача. Из- за «телеграфного темпа» задача усложнялась вдвойне.

«Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло, но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации… Не случайно, что многие из этих работ, рассчитанные на день… стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства», писал Маяковский в «Прошу слова» . Если проанализировать последние слова из этой цитаты, то по контексту они прежде всего относятся к изобразительной стороне плакатов. Взаимодействие политических стихов с рисунками, тематика, которая была столь далека от традиционно «поэтической», все это говорило о необходимости новых литературных решений, которое требовало от поэта нового художественного метода, непривычного для книжной поэзии.

Итак, можно сказать, что советская социальная реклама периода НЭПа стала помогающим звеном в общении нового правительства с народом. Достижение русского авангарда предвосхитили развитие русской рекламы, а на помощь советской власти пришел конструктивизм со своими основными особенностями: краткостью, четкостью и динамикой, выразительностью и контрастом. Контекст авангарда, таким образом, прямо указывает на предпосылки к агитационно-рекламной деятельности в 1920х годах.

Создание политических плакатов «Окна РОСТА», безусловно, является важной страницей в предпосылках создания советских рекламных плакатов. Они являлись яркой и неповторимой летописью своей эпохи. Маяковский шаг за шагом разъяснял читателю «Окон РОСТА», то есть массам трудящихся, призванным Октябрьской революцией к политической жизни, важнейшие программные положения большевизма, главные тактические лозунги партии. Помощь партии в работе по морально-политическому воспитанию народа — такова была идейная устремленность всей работы Маяковского в «Окнах РОСТА». Написанные тридцать лет тому назад и предельно насыщенные «злобой дня», многие тексты «Окон РОСТА» не потеряли своей политической остроты и в наши дни. А принципы монтажа стихотворных слоганов и изображения в плакатах «Окна РОСТА», компоновки рекламного поля будут в дальнейшем использоваться Маяковским в социальной и коммерческой рекламе. С уверенностью можно сказать: политические плакаты и реклама начала XX века — мощный фундамент современной мировой рекламы, ведь советские плакаты того времени являлись и являются шедеврами мировой рекламной графики.

политический агитация плакат маяковский

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО КАК РЕКЛАМИСТА

Выразительность рекламных образов, текстов Маяковского, облаченных в поэтическую форму, остались уникальным явлением в советской рекламе. Его работы являются еще одной интересной страницей в рекламной деятельности. Почти все они стали классикой, а их автор остался в истории советской рекламы самым талантливым копирайтером, а вклад поэта в развитие рекламного дела в СССР является неоспоримым. В этой главе мы выделим основные признаки универсальной рекламы, выдвинутые Владимиром Маяковским, обозначим новые рекламные жанры, созданные им,а также проанализируем совместную рекламную работу поэта с известным советским конструктивистом Александром Родченко.

2.1 Концепция рекламной деятельности Владимира Маяковского как отражение требований времени

Сегодня, когда реклама стала частью жизни современных людей, которая проникла во все сферы общества, стала мощнейшей индустрией, то довольно непросто представить то время, когда она была не столь всесильна. Тем более во времена НЭПа «рекламный взлет» был кратковременным, и ушел вместе с Экономической Политикой, ведь реклама является «дитем» конкуренции и рынка, а когда в стране присутствует дефицит и низкий уровень жизни, то власти она нужна только в ограниченном виде. Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек № 2-3, 2006,стр.146-147 Но можно с уверенность сказать, что в период кратковременного расцвета рекламы вначале двадцатого столетия именно Владимир Владимирович Маяковский был «знаковой» фигурой на этом поприще. Его творчество в рекламе было недолгим (1919-1930), но за эти одиннадцать лет поэт успел внести вклад в отечественную рекламу. Целый том из двенадцатитомного собрания сочинений Маяковского посвящен рекламе, лозунгам и агитплакатам. Эта книга является своеобразным учебником по рекламе, подробно описывающим события советской России 20-30-х годов ХХ века. Маяковскому удивительным образом удавалось находить ту грань между поэзией, агитацией и рекламой, которая впоследствии и стала его фирменным почерком поэта-рекламиста. В статье «О разных Маяковских» поэт пишет: «Я — циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.

Я — рекламист

Я — …

Так вот, господа пишущие и говорящие обо мне, надеюсь, после такого признания вам уже незачем доказывать ни в публичных диспутах, ни в проникновенных статьях высокообразованной критики, что я так мало привлекателен. Таков вот есть Владимир Владимирович Маяковский, молодой человек двадцати двух лет…». Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1. 1912-1917.-М.:Правда,1978, стр.71 «Я — рекламист»,- эти слова Владимира Маяковского убеждают нас в том, что поэт высоко оценивает работу в данной сфере деятельности, в каждой газете хочет видеть своё имя. Ответственность за свои действия, за своё творчество свойственна Маяковскому еще с юношеских лет.

2.1.1 Новые рекламные жанры Маяковского

Самый яркий образец советской рекламы — плакаты Родченко с текстами Маяковского. Маяковский создал тысячи рекламных текстов, весьма неоднозначных. Рекламное наследие «лучшего и талантливейшего» советского поэта разделилось на несколько самостоятельных групп.

Тексты, в которых поэт представляет себя, подчёркивает свою уникальность. Они входят в творческое наследие поэта и представляют собой род имиджевого продвижения собственного бренда.

Политические агитки

Наиболее известные из них приходятся на период агитационно-пропагандистской деятельности Маяковского в «Окнах РОСТА». Политический плакат и политическая реклама, у истоков которой стояли Владимир Маяковский, Михаил Черемных, Демьян Бедный, Сергей Малютин под эгидой Главполитпросвета заменила рекламу коммерческую. Симптоматично, что плакаты РОСТА выставлялись в пустующих витринах прежде шикарных магазинов на Кузнецком мосту, на Тверской и Сретенке.

Хозяйственные агитки

Они отражают работу поэта по заказам государственных торговых организаций 1920-х годов: Моссельпрома, Москвошвеи, Резинотреста и др. Это была полноценная деятельность настоящего копирайтера. Но заказчиком выступали государственные предприятия, коммерческий интерес которых не был полностью рыночным. Частный коммерческий интерес в чистом виде был, пожалуй, у самого автора рекламных стихов.

В.И. Ленин называл радиовещание «газетой без бумаги и без расстояния» и оценил огромные возможности радио, принял меры к дальнейшему развитию и совершенствованию этого нового инструмента воздействия на широкие народные массы. Маяковский сразу же оценивает огромные агитационные и культурно-просветительские возможности советского радиовещания. В первомайские праздники 1925 года он принимает участие в одном из первых радиоконцертов, выступает с чтением своих новых стихов. Тогда же начинается особенно интенсивная работа его в радиогазете. Поэт пишет стихотворение «Радио-агитатор», рекламирующее радио как могучее орудие пропаганды и агитации. Он подготавливает специально для радиогазеты большой цикл стихотворных агиток, рекламировавший очередной крестьянский выигрышный заем. Этот цикл, как и цикл займовых агиток, был в значительной мере сориентирован на крестьянскую массу.

Также, особую популярность в 20-е годы XX века приобрели радиоверсии рекламных текстов Маяковского, которыми охотно пользовались центральные магазины столицы: ЦУМ и ГУМ. «Современники вспоминают о столпотворениях вокруг выставленных в людных местах репродукторов, из которых временами можно было услышать голос самого автора стихотворных строк» Ученова В. В. История отечественной рекламы. 1917-1990.-М.: Юнити-дана, 2004,стр.187.

Нет места сомнению и думе —

Все для женщины

Только в Гуме.» Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.: Правда,1978, стр.163

Тексты, сочинённые Маяковским, соответствовали стилистике времени. Автор обращается к собеседнику исключительно на «ты», употребляет призывы «даёшь!», «давай!», его рекомендации императивны, похожи на приказ .

2.1.2 Государственно- управленческая реклама

основополагающие функции рекламы

Маяковский выделил и сформулировал признаки универсальной рекламы:

  • a) иcпoльзуeтся плакaтом любoго фoрмата и размeра;
  • b) клише для газет и журналов любого вида;
  • c) печатается на блокнотах и тетрадях;
  • d) делается этикетками для бутылeй чернила и клея.

2. Реклама вечна, так как, состоя из отдeльных плакатиков, она в случаe новой рекламной линии обновляeтся простой перемeной того или иного рисунка к двуcтишию.

3. Реклама наиболее действенна, так как легко запоминается и фиксирует внимание на постоянной форме. Эта реклама дает экономию, уменьшая размер и количество объявлений за счет качества, и должна дать доход, «сама собой являясь интересной демонстрацией для заказчиков объявлений на фонарях…».

Владимир Маяковский в статье «Собирайте историю» 1923 г. рассуждал о необходимости «собирать вс?, имеющее отношение к нашей борьбе, и сдавать в музеи и прочие учреждения, обязанные следить за историей». Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадати томах. Том 11. Статьи, заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.-М.:1978, стр.163-164 Соглашусь с тем, что Маяковский не был первым копирайтером, как принято сейчас говорить о нем в рекламной среде. Но он был первым копирайтером с именем и собственным неповторимым стилем. Справедливости ради, конечно, необходимо сказать, что реклама ни в коем случае не было его основным видом деятельности. И собственно имя и стиль его сложились вне рекламы, но то, что такой талантливый человек имел прямое отношение к рекламе и являлся частью ее истории, дает рекламистам право гордиться и порой стремиться к той простоте, наглядности, которые отличали рекламные работы Владимира Маяковского.