Транскрипт
1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») Костанайский филиал Кафедра филологии КУРСОВАЯ РАБОТА НЕОЛОГИЗМЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО Автор курсовой работы Направление подготовки Дисциплина Форма обучения Группа Научный руководитель Екатерина Сергеевна Заренкова Филология «Современный русский язык» очная КРФ-201 Юлия Ивановна Блинова Старший преподаватель Оценка» «/3» U M A t 2016 г. Костанай, 2016 г.
2 Содержание Введение Теоретические аспекты существования неологизмов в литературном языке и их классификация Классифицирование неологизмов и область их применения Функционирование неологизмов в художественной литературе Новаторский язык Владимира Маяковского Раннее творчество Владимира Маяковского Особенности языка Владимира Маяковского и его словотворчества…17 Заключение Список использованной литературы
3 Введение Часто новые слова, употребляемые писателями, становятся сильнейшим средством выражения мысли в художественной речи. Индивидуальностилистические неологизмы, как их называют языковеды, длительное время функционируют в языке, о чем свидетельствуют множество примеров образных, романтически приподнятых, иронически сниженных, однако всегда забавных и остроумных новообразований. Практически каждый писатель имеет в своем арсенале какие-либо интересные слова, которые используются им впервые: романомания (В. Г. Белинский), небокоптитель (Н. В. Гоголь), сочножелтые (плоды), огнезвездный (океан) (Г. Р. Державин), широкошумные (дубравы), омедведила (тебя захолустная жизнь), брюхопоклонники, пенкосниматели, борзописцы (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Актуальность этой работы заключается в анализе авторских неологизмов, проработке видов словообразования, изучении использования Маяковским словообразовательных ресурсов русского языка. Мы предполагаем, что языковое новаторство следует рассматривать не как отдельный факт в рамках русской литературы, а как факт русской речи. Следовательно, творчество Владимира Маяковского можно рассматривать не только с точки зрения литературоведения, но и рассматривать его как языковой материал для изучения моделей словообразования русского языка. Объектом исследования в представленной работе являются языковое новаторство в раннем поэтическом творчестве В.Маяковского. Предмет исследования — особенности словообразовательной структуры, морфологические особенности, актуализация внешней формы авторских неологизмов. Цель исследования — изучение наиболее характерных особенностей окказионального словообразования на основе языкового материала. Задачи курсовой работы: 1. Изучить понятие «авторский неологизм». 2
Маяковский Владимир Владимирович Биография
... из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое ... рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" ... драматургичны и чаще всего трагедийны. В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и назначение своего ...
4 2. Исследовать особенности образования авторских неологизмов. 3. Выявить отличия неологизма от окказионализма. 4. Рассмотреть специфику словотворчества В.Маяковского. 5. На основе законов словообразования русского языка сделать выводы по результатам исследования в области окказионального словообразования. При написании работы использовались такие методы как метод сплошной выборки, описательно-классификационный метод, изучение и анализ научной литературы, сравнение. Курсовая работа содержит: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. 3
5 1 Теоретические аспекты существования неологизмов в литературном языке и их классификация 1.1 Классифицирование неологизмов и область их применения Как и все в современном мире, лексика в русском языке не остается незыблемой и непрерывно пополняется новыми словами. Это происходит благодаря техническому прогрессу, обмену информацией в интернете, укреплению международных связей, изменений в ценностях и культуре, образованию новых общественных движений, субкультур, а также разновидностей спорта. Протекающие изменения отражаются на лексическом составе русского языка. Недавно появившиеся слова в лексике языка или неологизмы (греч. neos- новый, logos — слово) возникают каждый день, но стоит обратить внимание на то, что не все неологизмы закрепляются в словарях и сохраняются в памяти. Абсолютно все поколения всех народов мира встречали новые слова в лексике. Несколько поколений назад для людей слова «телевизор», «магнитофон», «бодибилдинг» являлись новыми. Сейчас слова «миксер», «супермаркет», «интернет», не вызывают у нас удивления. Люди, родившиеся еще несколько десятилетий назад, встретили появление таких сейчас обычных слов, как «спутник», «луноход». Однако есть еще множество неологизмов, которым предстоит закрепиться в языке, или исчезнуть. Есть различные способы пополнения языковой лексики. За счет образования новых слов обогащается лексика русского языка, перенятые слова из других языков, а также происхождение новых значений у уже содержащихся в лексике слов. Заимствование слов из иностранных языков осуществляется в результате развития культурных и экономических связей с другими странами. Носители русского языка разнообразно относятся к процессу калькирования слов из иностранных языков. Даже лингвисты имеют порой различные точки зрения. Одни из них считают, что заимствование отрицательно влияет на русский язык. 4
Неологизмы в современном русском языке
... компетентным, но и позволит описать историю развития современного общества. 1.2 Классификация неологизмов По источнику появления неологизмы делятся на: общеязыковые; авторские, индивидуально-стилистические, в научной терминологии - окказионализмы (создаются авторами для ...
6 Другие лингвисты полагают, что в заимствовании нет ничего отрицательного для русского языка, так как со временем язык очищается и избавляется от лишних и непотребных слов, включая иностранные. [1, с.52]. Существует множество определений «неологизм». К примеру, одна из основоположниц современной русской лексикологии Н. Котелова считает, что имеется несколько теорий определения термина «неологизм». Н.Котелова условно подразделяет их на ««психолингвистическую», «структурную», «стилистическую», «лексикографическую», а также «конкретно-историческую» теории. Исходя из вышеперечисленных взглядов и суждений, можно подвести итог, что неологизмами можно считать не только заимствованные из других языков и новообразованные слова, но также устаревшие и редко употребляемые слова, которые вернулись в обиход и стали широко употребляться [2, с.73].в понятии Б. Головина «неологизмы» — это слова, возникшие на памяти применяющего их поколения [3, с.91]. А. Лыков считает, что главный признак неологизма — это «объективное ощущение новизны», так как оно имеется совершенно у всех обладателей языка, хоть и может быть разнообразным по отношению к неким отдельно взятым словам у отдельных носителей языка [4, с.
100]. Хоть это понятие и является относительными непостоянным во времени, поскольку слово пребывает неологизмом только до тех пор, пока оно не освоилось в языке. После проникновения оно утрачивает оттенок новизны и оказывается широко распространенный. Существенные факторы образования новообразований — это, с одной стороны, научно-технический прогресс, с другой — взаимодействие с западной культурой. В русском языке большая часть неологизмов не имеют аналогов. По назначению новые слова классифицируются следующим образом: неологизмы первой группы возникают в связи с необходимостью называния понятий и реалий, ранее не имевшихся в жизни человека: лэптоп, гигабайт, смартфон, GPS, и др. Во вторую группу входят неологизмы, обозначающие реалии, которые отсутствуют в настоящей жизни, однако возможны возможные в вымыслах либо прогнозируемые в дальнейшем усовершенствовании науки и техники: лазер, киборг, и т.д. В 5
7 третью группу включают неологизмы, дублирующие слова с аналогичным значением: ноутбук — лэптоп. В современном русском языке неологизмы разделяют на языковые и авторские, или индивидуально-стилистические. Для языковых неологизмов характерно определение нового предмета, понятия. Они являются пассивным словарным запасом и фиксируются в словарях русского языка. Но если детально изучать классификацию новообразований, то среди языковых неологизмов следует выделить лексические и семантические. Слова, которые образованы по имеющимся в языке моделям или заимствованы из других языков — лексические неологизмы. Стоит обратить внимание, что значительная часть найденных нами неологизмов является именно лексическими: драйвер, анбоксинг, викиальность. Семантическими неологизмами называют слова, которые были известны ранее, но впоследствии изменений в языке приобрели новое значение. Данные неологизмы наблюдаются в русском языке довольно часто. [1, с.94] Индивидуально-стилистические неологизмы вводятся писателями в их произведения для придания особой образности тексту. Исходя из целей их введения в текст, данные неологизмы призваны сохранять свежесть и актуальность.
Из творчества А. С.Пушкина в качестве примера индивидуальностилистических неологизмов можно привести: полумилорд, полукупец. Окказионализмы — это авторские неологизмы, созданные в разговорной или художественной речи с нарушением словообразовательных закономерностей и поэтому четко противопоставленные как «реальным», так и потенциальным словам (что делает окказионализмы ярким стилистическим средством, широко используемым, например, в поэзии) [6, с. 198]. Термин впервые употреблен в статье Н. И. Фельдмана «Окказиональные слова и лексикография»: «Под окказиональным словом я разумею слово, образованное по языковой малопродуктивной или непродуктивной модели, а также по окказиональной (речевой) модели и созданное на определенный случай либо с целью обычного сообщения, либо с целью худож ественной. П одобно потенциальному слову, окказиональное слово есть факт речи, а не языка. Точно так ж е я понимаю и 6
Роль М.В. Ломоносова в развитии русского языка
... и терминологии неологизмы, слова, созданные им самим, но образованные от основ, исконно употреблявшихся как в русском, так и в других славянских языках. Например, до Ломоносова не было в нашем языке слова окружность, но хорошо известно было слово ...
8 окказиональную форму слова» [13, с ]. Таким образом, из вышесказанного можно выделить следующее. Словообразование или деривация — это система словообразовательных отношений в языке, и раздел языкознания, изучающий эти отношения. Различают языковые и речевые дериваты. К языковым дериватам относятся такие слова, которые простроены в строгом соответствии со словообразовательными законами языка и фиксируются в толковых и иных словарях. Речевые дериваты образуются говорящим в процессе речи по мере надобности. К таким образованиям относятся потенциальные слова и окказионализмы. Дериватором называется элемент словообразовательной структуры, представляющий собой конкретное средство, с помощью которого данное производное слово образовано от производящего. С учетом характера дериваторов в современном русском языке можно разграничить следующие способы словообразования [6, с. 200]: 1) аффиксальные: префиксальный, суффиксальный (в том числе нулевая суффиксация), постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально- постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксальносуффиксально-постфиксальный; 2) безаффиксные — с дериватором «операционного» типа: конверсия, сокращение, сложение (в том числе чистое сложение, аббревиация, словосложение, сращение); 3) смешанные (единый комплекс аффиксальных и безаффиксных средств в качестве дериватора): префиксально-сложный, суффиксально-сложный, сложение с префиксацией и суффиксацией, сращение с суффиксацией, сокращение с суффиксацией, сокращений с префиксацией и суффиксацией. Среди окказионализмов раннего творчества Маяковского мы можем найти примеры каждого из способов словообразования. Сфера использования неологизмов. Отдельные слои новой лексики наиболее применимы в определенных областях нашей жизни. Делая анализ найденных примеров, мы пришли к 7
9 выводу, что существенными сферами применения неологизмов являются экономическая, общественно-политическая и техническая. Поскольку экономика, и техника, и политика проникают практически во все сферы нашей жизни, поэтому часто неосуществимо провести четкую грань между этими сферами. Экономическая лексика. Новые слова в этой сфере применения обозначают должности или процессы. Например, слово маклер вошло в нашу жизнь вместе с самим видом деятельности. Значение: «тот, кто профессионально занимается посредничеством при купле-продаже, заключении различных сделок и т.п.» Общественно-политическая лексика. Это наиболее обширная сфера употребления неологизмов. Если говорить о нынешней общественнополитической лексике, мы классифицируем ее следующим образом:
Словотворчество В.В. Маяковского
... пятилетка и многие другие характеризуются узуальностью. Ко второй группе неологизмов принадлежит, например, созданное В. Маяковским слово - прозаседавшиеся. Перешагнув границы индивидуально - авторского употребления, ... единица, со всеми закреплёнными за ними значениями. Окказиональные неологизмы - это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям ...
- перечень названий чиновников, ведомств, территорий: губернатор;
- наименования политических партий, движений и их членов: националпатриоты;
— терминология электоральных и смежных технологий: политический маркетинг. Техническая лексика. В технической лексике превалируют неологизмы, которые относятся к компьютерной лексике. В свое время, это обусловлено появлением ранее не существовавших явлений либо устройств, которые необходимо определить неким наименованием. Компьютерные технологии привнесли в язык великое количество специальных слов и высказываний, богатую терминологию. Значительную часть неологизмов в компьютерной сфере занимают изначальные английские слова или преждевременные заимствования, которые обладают значительным порогом выживаемости и восприимчивостью к увеличению лексико-грамматической парадигмы. Новым явлением в русском языке выделяют новообразования информационной сферы. Его новизна содержится в том, что носители и производители данной лексики — носители довольно молодой профессии — программисты. Благодаря знанию этого специального языка компьютерщики ощущают себя членами некой
10 изолированной группы, которая обособлена от «непосвященных». Не только программистам присуще явление подобного языкового обособления, но и практически всем профессиональным группам.[7, с.34-40]. Мы лишь немного затронули обширный пласт лексики, который исполняет роль информационных неологизмов. Развитие этого языкового явления и его распространение среди приумножающегося числа носителей русского языка ограничивается внедрением компьютерной техники в жизнь современного общества. Неологизмы обязаны стать объектом пристального внимания ученых-языковедов, ведь специальная лексика порой проходит в литературный язык и закрепляется на продолжительные годы. 1.2 Функционирование неологизмов в художественной литературе Неологизмы приобрели в художественной литературе широкое распространение, в особенности, в последнее время, в так называемой постмодернистской прозе. Постмодернистская литература не имеет ни определения, ни характерных черт, ни вообще каких-либо неизменных атрибутов. Иначе говоря, неоднократно авторские неологизмы не могут применяться вне назначенного контекста, иначе будет потерян их значения. Например, в романе А. Иванова «Блуда и МУ ДО» герой употребляет слово «начичу», которое обозначает обман. Однако понять это слово вне контекста невозможно. То же самое и со словами «мерцоид» и «зобнули» (ср. светиться и украсть).это исключительно авторские неологизмы, которые при прочтении конкретного текста нам становятся понятными. Авторские неологизмы выполняют чаще всего назывную функцию, но с другим подтекстом. Они также именуют новые представления, явления и характеры, но наряду с этим включают индивидуальную оценку автора (обычно усмешка, сатира).
Нередко окказионализмы представляют собой иронизирующие перифразы: «РУДНые 9
11 подростки»; «ДоЕГЭрались до пустоты»; «Эс-эстония — битва на костях», «Все ЕГЭниальное просто»[8, с.83]. Часто писатель использует новообразования с целью придания «ценности и значимости» какому-либо понятию, его образной необходимости; для обозначения чего-либо понятного лишь одному автору. Например, «лицемерии», «шансовитый», «нытица». Неадекватное понимание окружающего мира является существенной причиной возникновения авторских неологизмов. Сочетание разговорного стиля, «новорусского» сленга с «чистым» литературным языком, а иногда даже научным слогом философского трактата свойственно для авторских неологизмов. Чингиз Айтматов в романе «Когда падают горы» образовывает такие неологизмы, как когдатошний (суффикс, свойственный для просторечия), утопщик (ср.утопист)и др. Как всякое другое литературное течение, постмодерн сможет быть целиком и окончательно охарактеризован лишь после своего максимального свершения. Однако в свете того, что эта система идей исконно не предполагает предела ни в каком смысле, постмодернизм литературный, вероятно, так и сохраниться лишь системой философских, литературно-теоретических посылок, не дойдя до высшей точки своего совершенствования — когда создающая эмоция целиком созвучна воспринимающей. Авторские неологизмы способны стать общеязыковыми, а после уже в качестве нормативной лексики и войти в общенациональный язык. Так довелось с тургеневским неологизмом «нигилист»; со словом «летчик», необыкновенно удачно придуманным В. Хлебниковым взамен иностранных синонимов «авиатор», «пилот». Но, далеко не всем неологизмам суждено остаться в общенациональном языке, большинство используется в тексте художественного произведения однократно и в дальнейшем в общенациональный язык не входит. Как понятно из вышесказанного, для литературоведческого анализа имеют значение только авторские неологизмы[9, с.64]. 10
Маяковский в. в. — Образ поэта в раннем творчестве владимира ...
... и, может быть, даже одобренным своими читателями. Образ поэта в ранней лирике Маяковского, прежде всего, является образом отрицателя действительности, поэта, желающего срочно изменить мир, в котором он живет и творит. Своей поэмой ...
12 Некоторые неологизмы со временем становятся архаизмами: октябренок, комсомолец, нэп, ликбез. Как писал Б. Томашевский : Неологизмы — это такие слова, которые создает сам поэт, писатель не для того, чтобы дать им всеобщее употребление, ввести их в общеупотребительный язык, в общий словарь, а для того, чтобы читатель чувствовал в процессе восприятия самого художественного произведения, как перед ним рождается новое слово. Неологизм должен всегда восприниматься как некое изобретение именно предоставленного художника, он не имеет аналогов. Как только принимаются его повторять, вводить в общий словарь, он лишается того стилистического эффекта, на который надеялся автор. Писатель-творец рассчитывает на неологизм как на слово, что формируется на глазах у читателя и предназначенного только для определенного контекста с.19]. Следует различать окказионализмы и неологизмы. Если окказионализмы появляются в речи говорящего или пишущего в данной речевой ситуации, то неологизмы создаются для наименования нового предмета или явления внеязыковой действительности и рассчитаны на последующее закрепление в лексической системе языка. Окказионализмы имеют целый ряд свойств, отличающих их от узуальных слов. Самыми характерными из этих признаков нам представляются: принадлежность к речи, функциональная одноразовость, творимость, экспрессивность, синхронно-диахронная, диффузность, индивидуальная принадлежность. Большущим любителем творить неологизмы, можно выразиться, гением неологизма, являлся Владимир Владимирович Маяковский. Сотни индивидуально-стилистических неологизмов мы сможем обнаружить, притом типы их столь различны, что с их помощью можно осваивать систему русского словообразования в XX веке: здесь и разнообразные сложные и сложносокращенные слова, и прилагательные, существительные, наречия, глаголы с всевозможными префиксами и приставками. Каждый неологизм наблюдается, как правило, однажды, но некоторые новообразования 11
Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского
... и политическому строю. Отсюда и глубочайшая уверенность в правоте коммунистических идей во всей послеоктябрьской поэзии Маяковского. Это также определяет принципиально новый, по сравнению со всей поэзией прошлого, характер творчества ... из грязи". По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать необходимым и полезным людям. Отразить современность в поэзии — это не значит ...
13 использованы в разных произведениях: «медногорлый», «стихачество», «разулыбить», «нищь» и др. Ощутимо у Маяковского неологизмов — сложных прилагательных: «миллионногорбый пролетариат», «миллионнопалая рука», «плоскокрыший Баку», «задолицая полицая». Приходилось по душе поэту сочинять собирательные существительные типа тряпье, бабье: «громадье», «людье», «дамье», «гостье». Несмотря на поэтическую страстность и «яростную гиперболу», словотворчество Маяковского имело целенаправленный и сознательный характер. Им было употреблено все: и арсенал церковнославянизмов, и свойство живой народной речи, и устарелые исконно русские слова, и небывалая дерзость объединения своеобычного и чужестранного[9, с.171]. Тем не менее, не постоянно авторские неологизмы бывают удачны. М. Горький не раз предостерегал начинающих писателей от неудавшегося «словотворчества». Критикуя первое издание «Цемента» Ф. Гладкова, он писал: «Люди у него «быковато съеживаются»… «брызгают зрачками». Неологизмы воспринимаются и действуют вне связи со своим творцом, даже если их сочинил определенный человек. Так произошло со словом промышленность. Это слово, в наше время обычное, широко используемое, создал Н. М. Карамзин, но никто (кроме специалистов) этого не знает, слово лишилось своего автора. Безусловно, что неологизм возникает сначала в пределах какого-либо ограниченного социума, группы людей. И для носителей языка аналогичные лексические инновации еще долго обладают проявленной стилистической окраской. Лишь только со временем, когда у слова пропадает эффект новизны и расширяется его сфера применения, оно становится более или менее стилистически нейтральным[4, с.150]. 12
14 2 Новаторский язык Владимира Маяковского. 2.1 Раннее творчество Владимира Маяковского Владимир Владимирович Маяковский начал свою творческую работу в эпоху войн и революций. Мятежное настроение отразилось в творчестве стихотворца. Творчество поэта можно поделить на два временных отрезка: дооктябрьский (1917 год) и послереволюционный (после 1917 года).
Ранее в детские годы под влиянием семьи и окружающей обстановки у будущего поэта определяются демократические, материалистические взгляды на жизнь. События первой русской революции 1905 года, получившие широкий отклик в Кутаиси, имели решающее значение для всей последующей жизни Маяковского. Он участвует в революционном движении учащийся молодёжи, с увлечением читает политическую литературу и стихи грузинских революционных поэтов Акакия Церетели и Иродиона Евдошвили. Тогда же ему довелось познакомиться с нелегальной литературой, которую привезла из Москвы старшая сестра, Людмила Владимировна. Это были революционные прокламации, написанные стихотворениями, и Маяковский в автобиографии отметил, что уже в то время у него «стихи и революция как-то объединились в голове». В 1906 году, после гибели отца, семья Маяковских переехала в Москву. Здесь Маяковский сближается с революционной молодежью, изучает великий труд Маркса «Капитал», работы Энгельса «Анти-Дюринг» и Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции». В начале 1908 года четырнадцатилетний юноша вступает в Российскую социал-демократическую рабочую партию большевиков и уходит из гимназии. Он участвует в нелегальных собраниях, ведет по поручению партийной организации революционную пропаганду среди московских рабочих. На всех, кто в то время встречался с ним, Маяковский производил впечатление не по годам развитого, энергичного человека. 13
Маяковский В. В. Человек и время(история в стихотворении «Левый марш»)
... Они короткие, с обилием глаголов, подчеркивающих ритм стиха. Маяковскому мастерски удалось в небольшом по объему стихотворении создать напряженную картину сурового времени и людей, живущих и действующих в ту непростую эпоху. ... правой? Левой! Левой! Левой! Кажется, само время водило пером поэта. Тревога за судьбу России и оптимизм звучат в каждом слове Маяковского. Он радостно возбужден, потому что ...
15 В течение годов его трижды подвергают аресту. Более восьми месяцев Маяковский пробыл в тюрьме, из них пять последних месяцев в одиночном заключении. Он прошел эти испытания с честью, показал себя стойким революционером. В тюрьме продолжал заниматься самообразованием, рисовал, много читал. Время последнего заключения (2 июля января 1910 года) Маяковский считал началом своей поэтической работы, но стихи, написанные им тогда, не сохранились. Выйдя из тюрьмы, Маяковский решил серьёзно заняться искусством: «Хочу делать социалистическое искусство» — так в те дни определил он своё намерение. Первые стихи Маяковского появились в печати в конце 1912-начале 1913 года. В них выражены поиски новых поэтических форм. Проходит всего полтора-два года — и молодой поэт создаёт одно за другим произведения высокого мастерства и большого социального, революционного звучания: трагедию «Владимир Маяковский», поэму «Облако в штанах». В годы первой мировой империалистической войны он пишет ряд обличительных стихов и поэмы «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». В начале литературной деятельности молодой поэт выступал в сборниках и на литературных вечерах в группе, которая получила название «футуристов». И сам он себя называл футуристом, хотя уже в 1914 году смеялся над теми, кто придавал этому названию серьёзное значение, заявив в одной из статей, что «футурист»- марка, как «Треугольник» («Треугольник»- марка галошной фабрики).
С самого начала поэтической работы Маяковский шёл своим особым путём, стремительно развивался как высокоодарённый поэт с ярко выраженными революционными устремлениями. Выделяя отвратительность буржуазного общества, он тем самым участвовал в борьбе за ниспровержение капиталистического строя. И когда совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, перед Маяковским, как отмечено в его автобиографии, не стоял вопрос: принимать или не принимать революцию?- «Моя революция». 14
16 Это была его революция, ради которой он пошёл в большевистское подполье; ради которой он шестнадцатилетним юношей сидел в царской тюрьме; ради которой он так настойчиво овладел поэтическим словом, чтобы «делать социалистическое искусство»; которую он проповедовал и за которую боролся ещё в дооктябрьские годы и потом посвятил ей всё своё творчество и всю свою жизнь. Всё написанное Маяковским после Великой Октябрьской социалистической революции — каждое его произведение, каждая строчка, каждое слово- теснейшими узами связано с великой героической и самоотверженной борьбой нашего народа за упрочение Советской власти, за строительство социалистического общества.[10, с.3-5] Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалась в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии «Владимир Маяковский». Пафос трагедии — в протесте против установлений буржуазного общества, против власти «бездушных вещей». Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания буржуазной действительности ощутим и в ранних стихах поэта («Адище города», «Нате!», и др.) За участие в публичных литературных выступлениях футуристов Владимир Маяковский был исключён из училища (1914).
Проблемы перевода музыкально-поэтических текстов с английского языка на русский
... песни, то появилась потребность в переводе их текстов на другие языки. Темой данной дипломной работы является проблемы перевода музыкально-поэтических текстов на примере текстов англоязычных песен. Актуальность ... эта музыкальность явно отличается от привычной музыки. Поэтическая музыка стиха зарождается не в абстрагированном звучании поэтического слова, а в соединении его звучания и смысла. ...
Начало первой мировой войны отразилось в его творчестве не однолинейно: в статье «Штатская шрапнель» (ноябрь 1914 год) он писал, что «сегодня нужны гимны…», но в стихах «Война объявлена» (июль 1914 год) и «Мама и убитый немцами вечер» (ноябрь 1914 год) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журнал «Новый сатирикон» («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн взятке», 1915 год), Маяковский воздаёт саркастическую «хвалу» мерзостям жизни в которой предметом становится честный труд и чистая совесть. хулы Новым этапом явилась поэма «Облако в штанах». «Долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой вашу религию — четыре крика четырёх 15
17 частей», — так характеризовал сам поэт основную социально — эстетическую направленность «Облака». Поэма отразила растушую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского — «Флейтапозвоночник»(1916), «Война и мир»(1917), «Человек»( , опубликовано в 1918) — был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Это сближало поэта с М. Горьким, который, выделяя Маяковского из среды футуристов, привлёк его к участию в журнал «Летопись». Радостно встретив Октябрьскую революцию 1917, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». Поэт стремился эстетически осмыслить «потрясающие факты» новой социалистической действительности. До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы. Некоторые догмы футуристической группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетических взглядов. После Октября творчество Маяковского приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане).
Это отразилось в пьесе «Мистерия — буфф» (1918, 2-й вариант 1921) — «…героическом, сатирическом и эпическом изображении нашей эпохи», первой современной пьесе на современную тему. Утверждая достоинство и отважность простых людей, Маяковский обнаруживал творческое бессилие буржуазии; строить «ковчег» нового мира под силу только «нечистым» с их нравственной чистотой и классовым единством. В «Левом марше» (1918), неповторимом гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, творец призывал к сопротивлению с врагами революции. Однако эстетическая палитра Маяковского была красочной: в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) он выступал за богатство чувств нового человека, которому должно быть вразумительно сочувствие всему живому на земле, всему беззащитному. [ 12, с.542], 16
18 В годах, в самое трудное для социалистической революции время, когда советский народ вынужден был с оружием в руках, в кровопролитных боях отстаивать завоевания Великого Октября от посягательств иностранных интровертов и внутренней контрреволюции, Маяковский дни и ночи работал в РОСТА, делал ставшие историческими «Окна сатиры», помогал бойцам-фронтовикам пером поэта и кистью художника. Некоторые из так называемых друзей поэта, которые сидели сложа руки или пребывали в эмиграции, упрекали его и сейчас ещё продолжают твердить, что в РОСТА ему, конечно, «надо было работать, но меньше». Но разве мог он работать меньше тогда, когда этого требовали интересы социалистической революции, интересы Советской отчизны. Интересы народа, интересы социализма для него были превыше всего. И тот, кто этого не понимает, не способен понять Маяковского, оценить его поэтический подвиг, совершенный во имя революции. Он пишет агитстихи и агитпоэмы, помогает рекламе советской торговли. Используя сатиру, выступает против бюрократизма, волокиты, угоднического чинопочитания и т.п. [10, с.5-6] 2.2 Особенности языка Владимира Маяковского и его словотворчества. Окказионализмы Маяковского вместе с его особенным синтаксисом образуют завершенную систему, планомерно формировавшуюся и модифицировавшуюся от коренных стихов футуристического времени до революционных поэм. Маяковский широко употреблял в своих стихотворениях всё богатство русского языка. Когда это было необходимо, не пренебрегал незапамятными словами-архаизмами и славянизмами. Авторские (индивидуально-стилистические) неологизмы, создаваемые писателями и поэтами, имеют конкретного автора и относятся к предназначенному контексту. Необычность — главный признак авторских неологизмов, т.к. 17
19 образуются по необычным моделям. Окказионализмы применяются для образования определенных художественных эффектов и изощренной словесной игры. Маяковский применяет рифмовку к тем словам, которые изъявляют главный смысл произведения. Часто поэт обращался к составным рифмам (лет до ста расти нам без старости, «Славьте, малом и стих, землю молодости).
Скрупулёзно проводил работу над звуковой стороной стиха. Маяковский утверждал, что не обязательно стращать произведение вычурными аллитерациями, хотя он сам прибегал к аллитерации, но только с одной целью, чтобы сильнее выделить значимые для него слова. А сейчас проведём анализ создания неологизмов в языке Владимира Владимировича Маяковского с точки зрения частиречной принадлежности русского языка. Особенности глагола Владимира Маяковского. Наиболее насыщенный раздел словотворчества Владимира Маяковского — образование ранее не использованных глаголов с помощью прибавления к ординарным формам глагола разнообразных приставок: Запахнет шерстью палённой, И серой издымится мясо дьявола («Флейта-позвоночник», 1915 г.) [10, с. 120] В приведенном примере мы можем выделить глагольный окказионализм, преимущественно свойственный для стиля поэта-революционера. Приставка из-, добавленная к глаголу дымится, вносит в его значение окраски усиленного проявления действия, доведение его до конечного предела. При соотнесении его, с группой глаголов, созданных префиксом вы- (выговорить, выкинуть и т.д.), то заметим, что приставка вы- привносит в существенность основы такие же признаки движения изнутри наружу или исчерпанности процесса, как и приставка из-. Оттенок этих глаголов даёт возможность Владимиру Маяковскому формировать большое количество неологизмов на префиксе из- (ис-).
Мысль иссушится в мелкий порошок. («Мрак», 1916г.)[10,с.144] 18
20 На цепь нацарапаю имя Лилино И цепь исцелую во мраке каторги. («Флейта-позвоночник», 1915 г.) [10,с. 125] Общепринято глаголы с данными морфемами создадутся от имени прилагательного: иссушить создан от основы прилагательного сухой при помощи префикса -ис и суффикса -и. Иные глаголы Владимир Маяковский формирует от имени существительного. Такие глаголы являются метафоричными. Основа этих частей речи уже служит окказионализмом. Мир зашевелится в радостном гриме, цветы испавлинятся в каждом окошке… («Владимир Маяковский», 1913 г.)[10, с. 36] Глагол испавлинятся содержит в себе новую смысловую нагрузку: в него введено соотнесение цветов с оперением павлинов. Разъяснить нарушение закона словообразования мы можем после того, как выстроим словообразовательный порядок: ис-павлин-ят-ся. В заданном примере окказиональный глагол основан от имени существительного- павлин. Метафоричные глаголы поэт создавал также постфиксальным способом: В норах мистики вели ему мышитъся («Мысли в призыв», 1914г.) [10, с. 68] Глагол мышиться, создан от основы имени существительного мышь при помощи суффикса-и и постфиксов -ть, -ся. В приведенном примере словообразовательная модель, имеющаяся в языке, послужила эталоном для окказионального образования. Наиболее ярко выделяются у Маяковского новоизобретенных глаголов с приставкой вы-. Примерно в каждом стихотворении мы можем выделить один или несколько образцов таких неологизмов: Я Если всей его мощью Выреву голос огромный 19
21 («Себе, самому, посвящает эти строки автор», 1916 г.) [10, с. 152] Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке («Облако в штанах», 1915 г.) [10,с.99] Возьму сейчас и грохнусь навзничь И голову вымозжукаменнымневским! («Флейта-позвоночник», 1915 г.) [10,с.121] Неправда, Я ещё могу-с- Хе!- Выбряцав шпоры в горящей мазурке, Выкрутить русый ус! («Мама и убитый немцами вечер», 1914 г.)[10, с. 64] К основе глагола примыкает префикс -вы. Немногочисленная, но очень увлекательная серия глаголов построена Маяковским с помощью префикса в -. Значение этой приставки не подвергается изменениям: она постоянно указывает направление движения вовнутрь предмета. Владимир Маяковский создает такие окказионализмы: В могилы траншей и блиндажей Вкопать заживо- Убийцы! («Война и мир», 1916 г.)[10, с. 158] Вгрызлись в букву едящие глаза,- Ах, как букву жалко! («Гимн учёному», 1915 г.) [10,с. 76] 20
22 Все эти глаголы характеризуют какое-то чёткое движение, и значение их легко раскрывается из контекста. Но всё же, как и в рассмотренных выше примерах, писатель неоднократно объединяет этот предлог с глаголами прочих разрядов. В итоге образовываются метафорические неологизмы. По черным улицам белые матери судорожно простерлись, как по гробу глазет. Вплакались в орущих о побитом неприятеле: «Ах, закройте, закройте глаза газет!» («Мама и убитый немцами вечер», 1914 г.)[10, с.64] Схоже этому типу глаголов группа, созданная на префиксе вз- (вс-), означающем движение вверх, подъем (вдобавок и напряженность действия или доведение его до конца): Каждого, Кто Об отдыхе взмолится, Оплюй в его весеннем дне! («Ко всему»,1916 г.)[10,с. 133] Ты! Нас- двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней. («От усталости», 1913 г.) [10, с.24] Можно везде мне. Взбурься, баллад поэтовых тина. («Человек»!916г.)[10, с.203] Встрясывают революции царств тельца («Человек»!916 г.)[10, с. 199] 21
23 Глагол превосходит свою очередную функцию носителя действия и перетягивает на себя те признаки значения, которые в устоявшихся синтаксических конструкциях распределяются между иными словами. Маяковскому также присуще прибавление приставки -про к глаголам: «По Невскому мира, по лощеным полосам его, Профланирую шагом Дон-Жуана и фата. («Кофта Фата»,1914 г.) [10, с.57] Префикс -про присоединяясь к глаголу фланировать обозначает направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо т.е. (прогуливаюсь шагом Дон-Жуана), хотел сказать нам автор. Словообразующий глагольный суффикс -ова, -ева также встречается в ранних произведениях Маяковского и несет в себе значение осуществлять чтолибо, находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности : Ты, который трудишься, сапоги ли чистишь, Бухгалтер или бухгалтерова помощница («Теплое слово кое-каким порокам», 1915 г.) [10, с.84] Для образования глаголов Владимир Маяковский использует приставку -о, которая носит распространенный характер, обозначает направление действия, его чрезмерность, распространение действия на ряд лиц: Дальше больше оскудеет ум её. («Мрак», 1916 г.)[10,с.145] Остров зноя. В пальмы овазился. («России», 1916 г.)[10,с. 156] Также употребляя данную приставку с деепричастиями совершенного вида — вши(сь), -ши(сь), писатель образовывает новые слова: Пусть земля кричит, в покое обабившись: «Ты зелёные весны идёшь насиловать!» 22
24 («Кофта, Фата», 1914 г.) [10, с.57] Родственная этому типу глаголов группа, построенная при помощи префикса -об, например: Дождь обрыдал тротуары («Облако в штанах», 1915 г.) [10,с. 115] Префикс -об в глаголе употребляется со значением направленности действия во все стороны, распространения действия на всю поверхность предмета, в данном случае это тротуары. Обновляя слово Маяковский использует приставку — с: В стеклах дождинки серые Свылись, Гримасу громадили («Облако в штанах»,1915 г.) [10,с. 101] Префикс -с присоединяется к глаголу н.ф.- выть и используется со значением сближения, соединения. Маяковский создает новообразования от деепричастий несовершенного вида (что делая? Лебезяща), которые образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а(-я): Склонится толпа, Лебезяща, Суетна. («Дешевая распродажа», 1916 г.) [10,с.142] Поэт включает в своё творчество образование возвратных глаголов в повелительном наклонении с суффиксом — ся(-сь) на конце: Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы! Весеньтесъ, жизни всех стихий! («Флейта-позвоночник», 1915 г.) [10,с.129] Маяковский использовал возвратный глагол в повелительном наклонении — весень-корень,те-,сь- постфиксы, призывая нас («войти в весну», «присоединиться к весне»).
23
25 Маяковский добавляет усилительную приставку -раз к причастиям, превращая их в гиперболические эпитеты: А посредине, Обведенный невозмутимой каймой, Целый остров расцветоченного ковра. («Человек», 1916г.)[10, с.197] В приведенном примере страдательное причастие-окказионализм в прошедшем времени с суффиксом -нн и приставкой рас. Существительное в творчестве Владимира Маяковского. Признаны новообразования Маяковским собирательные имена (с суффиксом -ё).в современном русском языке этот суффикс малопродуктивен, и собирательные имена вытесняются общепринятыми формами множественного числа. Тем не менее для писателя представительно отрицательная аффективная окраска этих слов, появившаяся в обычном словоупотреблении, где суффикс -ё несёт в себе оттенок пренебрежительности: Мимо! Леса верхи. Вороньём окаркан. Мимо! («Человек»1916г.)[10, с.203] Стодюймовками глоток старьё расстреливай! Сеете смерть во вражьем стане. («Радоваться рано», 1918 г.) [10, с.248] Возобновляя слово Владимир Маяковский употребляет непродуктивный суффикс -ев(о)-, который мало распространен в русском языке. Поэт предлагает свой вариант, в итоге создаёт окказионализм: — о, будь ты проклята трижды!- И моё Поэтово 24
26 -о, четырежды славься, благословенная! («Ода революции», 1918 г.) [10, с.244] Пока выкипячивают, рифмами пиликая, Из любвей и Соловьёв какое-то варево («Облако в штанах», 1915 г.) [10,с.105] В творчестве Маяковского можно встретить окказиональные существительные, созданные путем словосложения: Будет С кафедры лобастый идиот Что-то молоть о богодьявле. («Дешевая распродажа», 1916 г.) [10,с.142] Улица провалилась, как нос сифилитика. Река — сладострастье, растекшееся в слюни. («А всё-таки», 1914 г.) [10, с. 60] Из приведённых примеров можем сделать вывод, что существительные образовались путём сложения двух корней, а буква о служит соединительной гласной. Для создания окказиональных существительных Владимир Маяковский употребляет также суффиксы -ищ, -ишк. Скоро В жиденьком кулачонке зажмёте кнутовище, Матерной руганью потрясая город. («Никчёмное самоутешение», 1916 г.)[10, с. 137] У меня из-под пиджака Развеерился хвостище И вьётся сзади, Большой, собачий. 25
27 («Вот так я сделался собакой», 1915 г.)[10, с. 86] Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки. («Адище города», 1913 г.)[10, с.28] Этот суффикс представляет собой смысловую нагрузку громоздкости. Автор, употребивши данный суффикс в неологизмах, придал существительным ту стилистическую окраску, которая была существенна для выражения более достоверного эмоционального оттенка.следует заметить в последнем приведенном примере существительное адки’ является уменьшительноласкательном значением слова «ад». В поэзии автора выделяются новообразования, которые сконструированы с помощью суффикса -ин : Жевотина старых котлет. («Облако в штанах»,1915 г.) [10,с.115] Суффикс -ин образовало существительное со значением отвлеченного признака т.е. пережеванные старые котлеты. Маяковский также неоднократно употребляет приемом необычного множественного числа, но, в различие от символистов, он не выдумывает новых отвлеченностей, а пользуется обычными словами, обладающими предметным значением в единственном числе. Тех нашли у истории в пылях… («С товарищеским приветом, Маяковский», 1919 г.)[11, с.8] Это сквозь жизнь я тащу Миллионы огромных чистых любовей («Облако в штанах», 1915 г) [10, с.116]. Прилагательные Владимира Маяковского чаще всего являются сложными, то есть объединены значения двух и более корней, что позволяет усилить их смысловую роль. Автор образовывает многосложные эпитеты. Роман Якобсон 26
28 обозначает такие «чудовищные эпитеты» поэта-революционера в стихах первого периода ( ): «звонконогие гимнасты», «простоволосая церковка», «мяссомясаябыкомордаяорава». В небе моего Вифлеема Никаких не горело знаков, Никто не мешал Могилами Спать кудроголовым волхвам. («Человек», 1916 г.)[10, с. 191] А когда геликон- Меднорожий, Потный («Скрипка и немножко нервно», 1914 г.)[10, с.66] Этот пример свидетельствует, что сложные эпитеты Маяковского основывались путем объединения самостоятельных слов. Это слова имеют удвоенную смысловую нагрузку, эпитеты, замещающие описательное словосочетание. Немногочисленны, но очень интересны прилагательные с суффиксом -аст (- ат): Мотаешь головою, кудластый? Супишь седую бровь? Ты думаешь- Этот, За тобою, крыластый, Знает, что такое любовь? («Облако в штанах», 1915 г.)[10,с.118] В данном примере мы видим два окказионализма, суффикс -аст образует прилагательные называющих внешних качеств человека — кудластый, я так же аксессуаров его внешности -крыластый. 27
29 Писатель использует прилагательные,которые соотносятся по значению с существительными или свойственны им: В небе жирафий рисунок готов Выпестритъ ржавые губы. («Из улицы в улицу», 1913 г.)[10,с.16] Писатель использует притяжательные прилагательные, например: И бог -его проворный повар- Из глин Сочиняет мясо фазаново. («Человек», 1916 г.)[10, с. 198] Слышите? Слышите лошажье ржанье? («Человек», 1916 г.) [10, с. 199] Мясо(чьё?)фазаново, фазан-корень, -ов суффикс,-о окончание (мясо- ср.род).
Любимый Владимиром Маяковским способ форсирования словесных значений — образование особенных степеней сравнений: Где роза есть нежнее и чайнее? («Надоело», 191 6г.)[10, с. 139] Автор прибавляет усилительную приставку раз- и к прилагательным, обращая их в гиперболические эпитеты: Улицей сотой Мечусь Человечьим Разжужженным ульем («Человек», 1916 г.)[10, с.212] В имени прилагательном писатель употребляет, прежде всего то его предназначение, в котором оно осуществится «более точно, живо, 28
30 индивидуально-функцию обозначения принадлежности, материальной связи между людьми и предметами. Например, в поэме «Облако в штанах»: Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон, хмурый, декабрый. («Облако в штанах», 1915 г.)[10, с. 100] Прилагательное декабрый создано по аналогии с прилагательными храбрый, бодрый, которые в языке совершенно не считаются словами производными. Всё-таки декабрый — образование либо от существительного декабрь с помощью присоединения нулевого суффикса, либо от основы прилагательного декабрьский путем усечения суффикса -ск, то есть предоставленная часть речи является производной, что и свидетельствует на нарушение закона словообразования. Таким образом, изучая морфемный состав слов из ранних произведений Маяковского, можно доказать, что автор создавал неологизмы, построенные по уже имеющимся в системе русского языка словообразовательным моделям. Наиболее часто Маяковский использовал в числе окказионализмов глаголы и глагольные формы, что может свидетельствовать о динамике, преобладающей в стихотворениях автора. Применяя для их создания в подавляющем большинстве префиксально-суффиксальный и префиксально-суффиксальнопостфиксальный способы, он использовал аффиксы со значением тщательного совершения действия, интенсивностью (префиксы вы-, из-(ис-), аффиксы со значением распространения вокруг предмета (о-, об-), аффиксы со значением высшей степени проявления какого-либо свойства. Это объясняет повышенную эмоциональность произведений Владимира Маяковского. 29
31 Заключение В данной работе были рассмотрены особенности окказионального словообразования на основе языкового материала раннего творчества Владимира Маяковского. Дореволюционные стихи Маяковского очень эмоциональны, и именно в них наиболее ярко отразилось виртуозное авторское владение возможностями русского языка. Общие методы пользования словом в поэзии, провозглашавшийся Маяковским, непосредственно вытекают из идейного и художественного миросозерцания, воплощенного в его произведениях, тем самым и языковые новшества Маяковского оказываются подчиненными содержанию его поэзии. В своем языке и в своих языковых новообразованиях Маяковский глубоко национален. Но литературной позиции Маяковского было чуждо уважение к культурным ценностям как самодовлеющим категориям человеческого духа, — он переживал их, как писатель, только в их конкретных жизненных воплощениях, практически ценных с его точки зрения. Такой практически воплощенной ценностью представлялся Маяковскому и русский язык советской эпохи как язык советской культуры. Несмотря на то, что Маяковский был приверженцем анти эстетизма и отвергал господствующие нормы употребления русского языка в литературе, он сумел создать поэзию, которая является проявлением особенностей употребления национального языка. Рассмотрение творчества Владимира Маяковского с этой точки зрения дает исследователю богатый материал для изучения словообразовательных возможностей русского языка. В данной работе мы исследовали понятие индивидуально-авторского неологизма, а так же особенности их образования. В ходе изучения на основе научных материалов удалось установить существенные различия между окказионализмом, как фактом речи и неологизмом, как фактом, претендующим на закрепление в литературном языке. Также мы выявили особенности языкового новаторства и его отличия новаторства стилистического. Последнее мы наблюдаем в тех случаях, когда 30
32 речь идет об обновлении круга языковых средств, прикрепленных нормой употребления к определенному стилю речи, тогда как собственно языковое новаторство привносит нечто совершенно новое в общий запас возможностей языкового выражения. В ходе анализа окказиональных новообразований из раннего творчества Маяковского было выявлено следующее. Автор создавал неологизмы, построенные по уже имеющимся в системе русского языка словообразовательным моделям, следовательно, его языковое новаторство следует рассматривать не как отдельный факт в рамках русской литературы, а как факт русской речи. Творчество Владимира Маяковского можно рассматривать не только с точки зрения литературоведения, но и рассматривать его как языковой материал для изучения моделей словообразования русского языка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что творчество Владимира Маяковского, это не только знаменательная веха в развитии русской литературы, но и пример языкового новаторства, которое может быть объектом исследования для языковедов. 31
33 Список использованной литературы 1. Изотов, В.П. Русское словообразование. Каталог способов. Принципы составления [Текст] / В.П. Изотов // Сборник научных трудов по лексикографии. — Вып.4. — Харьков, С. 52, Котелова, Н. 3. Неологизмы [Текст]/ Н.З. Котелова // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: СЭ, С Головин, Б. Н. Введение в языкознание [Текст]/ Б. Н. Головин. — Изд. 3-е, исправл. — М. : «Высшая шк.», С Лыков, А. Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово)[текст] : учебн. Пособ / А. Г. Лыков. — М., «Высшая школа», С.100, Большой академический словарь русского языка [Текст] / Издательство: «Наука» СПИФ, Винокур, Г.О. О языке художественной литературы [Текст] : учеб. пособие для филол. спец. вузов / Г.О. Винокур ; сост. Т.Г. Винокур ; предисл. В.П. Григорьева. — М.: Высш. шк., с. 7. Алаторцева, С.И. Проблемы неологии и русская неография [Текст]: автореф. дис. д-ра филолог.наук / С.И. Алаторцева; РА, ин-т ЛИ. — СПб., С Намитокова, Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект [Текст] / Р.Ю. Намиткова — Ростов на-дону: Изд-во Рост.ун-та, С Земская, Е. А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А. Земская. -М., С Маяковский В.В. Собрание сочинений в восьми томах(том первый) [Текст] / Л.В.Маяковская, В.В.Воронцова, А.И.Колоскова ;Библиотека «Огонёк», Изд-во «Правда»,Москва С Маяковский В.В. Собрание сочинений в восьми томах(том второй) [Текст] / Л.В.Маяковская, В.В.Воронцова, А.И.Колоскова библиотека «Огонёк», Издво «Правда»,Москва С Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия [Текст] / Прохоров А.М.- 3-е издание; Москва: Изд-во «Советская энциклопедия»,, С. 32
34 13. Фельдман, Н.И. Окказиональные слова и лексикография [Текст] / Н.И. Фельдман // Вопросы языкознания. — М С Черемин, Г.С. Ранний Маяковский. Путь поэта к Октябрю [Текст] / Г.С. Черемин. — М.; JI с. 15. Тимофеев, Л.И. Поэтика Маяковского [Текст] / Л.И. Тимофеев. — М с. 16. Субботин, А.С. Маяковский: Сквозь призму жанра [Текст] : монография / А.С. Субботин. — М.: Советский писатель, с. 17. Петросов, К.Г. О творческом методе и герое раннего Маяковского [Текст] / К.Г. Петросов // Русская советская поэзия и стиховедение / Московский областной педагог, ин-т им. Н.К. Крупской. — М с. 18. Перцов, В.О. Маяковский. Жизнь и творчество.-т. 1. [Текст] / В.О. Перцов. — М с. 19. Паперный, З.С. Поэтический образ у Маяковского [Текст] / З.С. Паперный. — М с. 20. Наумов, Е.И. В. В. Маяковский [Текст] : семинарий / Е.И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во. Ленингр. отд-ние, с. 21. Метченко, А.И. Ранний Маяковский. В кн. Вл. Маяковский. — Сб.1. [Текст] / А.И. Метченко. — М.; Л С Маяковский, В.В. Война и язык [Текст] : Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 1. Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи годов /В.В. Маяковский ; подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна. — М.: Гос. изд-во худож. лит., С
35 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал Направление подготовки Филология, направленность (профиль) Отечественная филология Кафедра филологии Задание на выполнение курсовой работы по дисциплине Современный русский язык Студентке Заренковой Екатерине Сергеевне Группы КРФ-201 Руководитель работы Блинова Ю.И., старший преподаватель Срок проектирования с по Тема курсовой работы Неологизмы в раннем творчестве В.В. Маяковского Содержание работы: способы словообразования, классификация неологизмов, значение неологизмов в раннем творчестве. В.В. Маковского Основные требования: выявление способов словообразования, правильный анализ исследуемых текстов, правильное соотношение теоретической и практической частей курсовой работы. План выполнения курсовой работы Наименование элементов курсовой работы Ознакомление со списком курсовых работ, выбор темы Получение задания на выполнение курсовой работы, составление Сроки Примечание Отметки о выполнении
36 примерного плана Подбор примеров по теме исследования Представление первой главы курсовой работы Представление второй главы курсовой работы Написание введения, заключения курсовой работы, оформление списка литературы Представление * научному руководителю окончательного оформления работы /! Обзор литературы I II /Б /&77Л{> & /& 7 ‘1 ‘ъ а — б с е ^ з / у Курсовая работа закончена «^J-» Оценка раооты О W1W bfc*> Студент 2 0 / г. Дата«’fji» stcctj 20 / / i Руководитель курсовой работы Ю. И. Блинова Дата JX&A’ 20^ г. Заведующий кафедрой К. С. Шалгимбекова Дата«/ У» ЫЮкЛ- 20 /(о г.
37 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал РЕЦЕНЗИЯ на курсовую работу Студента (Ф.И.О.) Тема курсовой работы, _г т курсовой работе исследуется Ш / J ^. А к т у а л ь н о с т ь ^ &/г/и#{< АеЛ'<с& [Y fp.ds t’t tlu tth tl <&. Новизна и оригинальность идей, положенных^в основу курсовой работы I I Г» ТТТТ/ЛТПГ» Л\ГТЧП’Г>П «ЛЛЛГ п<
- «ттм/ч/ч/%тч l-rnrn-r-r/l Полнота охвата,^сех вопросов плана Оценка объема и качество исходных данных ** /7 fae/pm jfw ifo& t- Творческий подход^автора б*пгх& г?ъ- ( Л & т ж ж л Л ‘ / <j<f Использование научной литературы и источников / 7 / / / су.а И т Обосноб&нность выводов и рекомейдадий /teu#4& scuduil~ frj ЛЛё2лжЖг&
- л:. у — s ьбб&тглйб&габи Использование методов с.-ссс/п -/zs-i.- е с<с//? ‘т м Л л х С ‘ -Ж Ж /s. Теоретическое и практическое значение, реальность курсовой ‘ ~/ / работы З а л м а н (Y.l^Z l <
- rru /? г ^ <
- Качество оформления работы /и гш и& а& гс^ 0 0 % W /M & ^ jfa M rtu : «Положительные моменты в работе7 jh >fa /J ‘C’ s?^>,s7l ЯслсЛЖр- su*&f7%4tc#uzl^ Недостатки, имеющиеся в работе /t& V f& tp — /ijk d — ^ Ш б 7,/ ^ а и ^ / f jx f o / n ‘ 4Г
38 Общая оценка работы^ i ff??7 f <f& % с У ‘- ) Рецензент (Ф.И.О.) Место работы ДОЛЖНОСТЬ Подпись ^ ^ ^ Дата «’fol-» fsiu u i- 2 0 ^ г.