Военная лирика Высоцкого В.С

Научно - исследовательская работа

Цель работы

Исследование многообразия тем в творчестве Владимира Семёновича Высоцкого.

Гипотеза

Творчество поэта неповторимо и неподражаемо.

Задачи работы

  1. Познакомиться с биографией поэта и актера Высоцкого В.С.
  2. Изучить темы в лирике поэта.
  3. Изучить и проанализировать собранный материал.
  4. Выявить стилевые функции в произведениях Высоцкого В.С.

Объект исследования

Стихотворения Владимира Семёновича Высоцкого.

Методы исследования

  • Метод сплошной выборки.
  • Наблюдения.
  • Аналитический метод.
  • Описательный метод.
  • Сравнительно-сопоставительный метод.
  • Метод интерпретации художественного текста.
  • Обобщение.
  • Систематизация.

Колея жизни поэта

Пожалуй, нет сегодня человека, которому не было бы известно имя Владимира Семёновича Высоцкого. К его творчеству можно относиться по-разному: признавать или не признавать, любить или критиковать, но к нему нельзя быть равнодушным. Мне нравится Высоцкий – певец, я восхищаюсь Высоцким – актёром, но более всего я преклоняюсь перед Высоцким – поэтом. Мне кажется, его стихи написаны сердцем.

Владимир Высоцкий оставил большое творческое наследие. Биография каждого человека, в том числе и творческая, начинается с отчего дома. Личная судьба обязательно переплетается с судьбой близких и родных, с судьбой родины и народа.

Владимир Высоцкий, родившийся в Москве 25 января 1938 года, провел свои первые годы детства в коммунальной квартире с матерью Никой Максимовной. Эти годы были непростыми из-за коммунальной обстановки и ограниченности в материальном отношении.

В характере Владимира можно было увидеть черты его родственников, таких как образованный дед и театральная бабушка. Его детство было также омрачено войной, которую он провел в эвакуации с матерью, а позже в Германии со своим отцом, офицером армии.

Именно во время этих трудных периодов жизни Владимир начал проявлять свой непоседливый и бесстрашный характер. Он жил среди офицеров, что позволило ему узнать их быт и проблемы, а также слушать рассказы о войне, которые впоследствии нашли своё отражение в его творчестве.

Будучи еще ребенком, Владимир начал писать и петь свои песни от первого лица, воплощая свой взгляд на мир, проблемы, людей и события в них. Он активно участвовал в играх и проказах, проявляя свой непосредственный и решительный характер, унаследованный, возможно, от своего отца-офицера.

12 стр., 5538 слов

Жизнь и творчество В.С. Высоцкого

... неприятие подлости и фальши в людях, его смелость и дерзость высоко оценили простые люди, подарили поэту поистине народную любовь. Жизнь Владимира Семёновича Высоцкого. Я вышел ростом и лицом –, ... и официальное признание творчества В.С.Высоцкого. Ему посмертно вручена Государственная премия СССР. Творческая жизнь В.Высоцкого. Творческая жизнь В.Высоцкого была очень многогранна. Он и поэт, и актёр, и ...

Помимо этого, родители постарались развить у Владимира музыкальный слух, обучая его игре на фортепиано, что выявило его абсолютный музыкальный талант.

Детство Владимира Высоцкого исключительно запоминающиеся. Его характер уже в раннем возрасте проявлял доброту и заботу о близких людях. Владимир любил радовать других, приятными сюрпризами и проявлял нежность и ласку в отношениях. Он всегда уважал старших и был преданным и верным другом. Он никогда не терпел несправедливости и равнодушия к окружающим, даже готов был драться за слабого, защищая его от обидчиков, даже если приходилось получать синяки.

Владимир начал любить книги ещё в раннем детстве. Он читал их уже в детстве, и был таким увлечённым чтением, что вычитывал книги как днем, так и ночью, даже под одеялом, с помощью фонарика. Его память была блестящей, и он мог запомнить стихотворение сразу после одного прочтения. Он мог выучить поэму всего за один час. Хотя Владимир учился хорошо в школе, его успехи были неравномерными. Именно в детстве началось формирование его мировоззрения, которое оказало большое влияние на его будущее творчество.

Семья Высоцких вернулась в Москву из Германии в октябре 1949 года. Владимир продолжал учиться в школе, которая находилась рядом с их домом в Большом Каретном переулке. Здесь прошли его отрочество и жизнь во дворе, где он встречал многих персонажей, которые потом нашли отражение в его песнях. Его интерес к творчеству и к сочинительству проявился уже в старших классах школы в Москве. Его естественным талантом и книгами был подстрекнут.

В 1956 году Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ, где скоро познакомился с Изой Жуковой, студенткой третьего курса. Весной 1960 года они поженились и жили в счастливом браке. Вскоре они переехали в разные города из-за работы, и в итоге их семейная жизнь распалась. В конце 1961 года, на съемках фильма «713-й просит посадки», Владимир познакомился с будущей матерью своих двух сыновей, Людмилой Абрамовой. Они официально вступили в брак в 1965 году.

Высоцкий — талантливый и целеустремленный артист

Высоцкий был целеустремлённым человеком, подходил к себе очень требовательно, трудился, что называется, на износ. Часто спал по четыре часа в сутки, сочинял преимущественно ночью, так как днём и вечером репетировал в театре, снимался в кино, выступал с концертами. Он серьёзно увлёкся искусством: собрал много альбомов с репродукциями известных художников. Работая над ролями, всегда стремился к точности передачи образа. Когда готовился к съёмкам в кино, ходил учиться верховой езде, занимался боксом, фехтованием, изучал основы каратэ. В кино он обходился без каскадёров, а в песенном творчестве правдиво показывал характеры и судьбы людей.

В детстве у Высоцкого со здоровьем было не всё гладко. Врачи обнаружили шумы в сердце, посоветовали беречь себя. Но он не обращал внимания на это и продолжал бороться против недостатков общества своим искусством. Он первым выбрасывался на бруствер и шёл против пуль равнодушия, косности и чванства, бюрократизма. Боролся против этих пороков своими песнями, ролями в кино и театре, не боялся сказать об этом всем, и не с надрывом, прячась, а на пределе голоса и сердца. Он был настоящим патриотом.

Путешествия и любовь к Родине

Поэту удалось посмотреть мир. Он побывал во многих европейских странах, США, Канаде, в Мексике, даже на Таити. О своей Родине говорил только хорошие слова. Всегда скучал по дому и друзьям. Результат его короткой, но непростой жизни, его одержимого труда – его наследие, более 600 стихотворных текстов. Высоцкий пел под гитару. Его произведения дают слушателю возможность не только размышлять, делать собственные выводы о мире, жизни, но и требуют активного сопереживания. Они обращены и к разуму, и к чувству, а многообразие тематики и способов выражения позволяют утверждать, что творчество поэта будет востребовано многие годы.

10 стр., 4996 слов

Почему дубровский сжег дом отца. Почему владимир дубровский стал ...

... за это врагу; потеря родного имения, Кистеневки. Это означало, что Дубровский лишился всего – крова, дома, воспоминаний о детстве и семье; потеря возлюбленной Маши. Когда Маша еще не ... кузнец Архип запер дверь, чтобы приказные сгорели вместе с домом. Глава 5: Планы Владимира и его ответственность перед крестьянами У Владимира были свои планы на будущее. Возможно, он ...

Военная лирика В.С.Высоцкого

В многогранном творчестве В.С.Высоцкого важное место занимают стихотворения и песни о Великой Отечественной войне. Когда началась война, ему было всего три года, но, вслушиваясь в проникновенные строки его стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто это он сам, вместе со своими однополчанами, штурмовал высоту, на которой –

Все судьбы с путями скрестились,
Ползли к высоте в огневой полосе,
Бежали и снова ложились…

Как будто это он сам, тяжело раненый, лежал в госпитале:

И однажды, как в угаре,
Тот сосед, что слева, мне

Высоцкий смог передать в своих произведениях глубину и сложность военного времени, а также чувства и эмоции, которые переживали солдаты и граждане. Его военная лирика остается актуальной и трогательной даже спустя десятилетия после окончания войны.

Вдруг сказал: «Послушай, парень,

У тебя ноги-то нет…»

Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнул в бой из окна и, поняв, что «на этот раз» ему «не вернуться», передаёт эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину:

Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идёт за мной.

Мы не успели оглянуться,

А сыновья… уходят в бой…

Как будто это он сам, молодой солдат, ещё не успевший испытать многих радостей жизни и уже обречённый на смерть, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал своё самое сокровенное желание – «выйти живым из боя» — и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:

Я уж решил: миновала беда

И удалось отвертеться…

Но с неба свалилась шальная звезда

Прямо под сердце.

Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошёл через всю войну:

Всё теперь одному, только кажется мне:

Это я не вернулся из боя.

Откуда столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героику, трагизм войны? Сам поэт говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков. Серьёзный интерес к военным событиям пробудил в Высоцком брат отца – подполковник Алексей Владимирович Высоцкий, награждённый семью орденами, из них три Красного Знамени.

Как писатель, Высоцкий часто обращался к теме войны и связанных с ней чувств. Он посвятил свои стихи конкретным людям, в том числе летчикам и военным, которые были героями своего времени. Его песни были отражением жестокой реальности войны, смерти и горя. В его творчестве прослеживается острота и жесткость поэтического взгляда на мир, где присутствует идея вины живых перед павшими. Он сам отмечал, что как представитель послевоенного поколения, он чувствует эту вину, и его творчество становится способом довоёвывания этой трагической истории. Он переживает жгучее чувство вины перед теми, кто не дожил до сегодняшнего дня, заставляя нас задуматься о последствиях войны и ее влиянии на живых и ушедших.

1 стр., 482 слов

Война и мир краткое содержание

... писатель был настоящим гуманистом, и всё его творчество было направлено на мир во всём мире. Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Война и мир» читают: Оценить сочинение: (оценок: 9, в ... насколько ужасна и несправедлива война. В ней нет никакого смысла, она уносит жизни ни в чём неповинных людей. Толстой совсем не романтизирует образ войны, солдат. В своём ...

Война и ее последствия отражены во многих песнях и стихах Высоцкого, где он описывает горечь и страдания, накладываемые войной, сохраняя острые и болезненные чувства ушедших и выживших. Эта тема стала важной частью его творчества, отражая глубокие эмоции и переживания не только его самого, но и его поколения.

Борьба человека с самим собой в творчестве Высоцкого

Война – не только борьба человека с обстоятельствами, но и борьба с самим собой. Высоцкого, как и многих других больших писателей, поэтов, вдохновляли подвиги защитников Родины:

Уходит обратно уже поредевшая рота.

Что было – неважно, а важен лишь взорванный форт.

Мне хочется верить, что грубая наша работа

Вам подарит возможность беспошлинно видеть восход.

Именно эти многочисленные безымянные герои, жизнью своей пожертвовав, подарили нам прекрасную, радостную возможность: быть свободными и «беспошлинно видеть восход».

Фильм «Единственная дорога» и песня-камертон Высоцкого

В 1947 году вышел совместный советско-югославский фильм о войне «Единственная дорога». В самом начале картины звучит в исполнении Высоцкого песня-камертон, настраивающая кинозрителей на определённый эмоциональный лад:

В дорогу живо, или в гроб ложись…

Да, выбор небогатый перед нами.

Нас обрекли на медленную жизнь,

Мы к ней, для верности, прикованы цепями.

А кое-кто поверил второпях,

Поверил без оглядки, бестолково.

Но разве это жизнь, когда в цепях?

Но разве это выбор, если скован?..

В этом фильме и в этой песне – жестокая правда о физическом бессилии пленного перед врагами. Но даже в цепях человек может сделать свой выбор: умереть достойно, не предав никого, не предав себя. Трудно назвать это произведение песней. Стихотворная баллада, порою даже рычание человека от бессилия, заканчивающаяся такими строками:

Мы не умрём мучительной смертью!

Мы лучше верной смертью оживём!

Взгляд на Великую Отечественную войну

На многое в стихотворениях, посвящённых Великой Отечественной войне, Высоцкий взглянул по-новому, с позиции человека сегодняшнего дня. Сказал так, как до него ещё никто не говорил. Вот, например, песня Высоцкого «Я – Як-истребитель». Разговор идёт от имени машины, которая одушевлена: самолёт, оружие лётчика, «устал от ран» и взбунтовался против человека:

Тот, который во мне сидит,

Изрядно мне надоел!

На войне «даже терпенью машины бывает предел», а человек делает своё трудное ратное дело. Делает – даже за пределом сил! И если он гибнет в своей машине, то и ей «гореть на земле». Не машины решили судьбу победы, а человек! Таков вывод, сделанный поэтом. Это гимн Человеку – герою!

Анализ военной лирики Владимира Высоцкого

Военные стихи Высоцкого пронизаны трагизмом, однако в них отсутствует безысходность, они полны оптимизма. В основе этого оптимизма лежит глубочайшая, неисчерпаемая любовь поэта к родной земле. Для Высоцкого родная земля близка его героям и священна, как мать. Она страдает от войны, и это отражается в произведениях поэта.

1 стр., 496 слов

Проблема заботы о близких людях. Проблема влияния войны на человека. ...

... Екимов, поднимая проблему добра и милосердия. Автор раскрывает вопрос проявления заботы о близких нам людях на примере взаимоотношений бабушки и внука. Тревожные сны бабы Дуни — это отголосок страшной войны, ... найти способ помочь ей избавиться от страха и тревоги.Проблема, которую рассматривает данное сочинение, заключается в том, как помочь бабушке, страдающей от ночных кошмаров и травмы ...

В песне «Песня о земле» земля олицетворяется душой, которую нельзя вытоптать сапогами. Земля в произведениях Высоцкого описывается как страдающая, полная сердечной боли. Она становится чёрной от горя, словно горелая каша, с ранами и воронками, как разрезы и раны на теле. Но несмотря на все страдания, земля вынесет все тяготы и не будет записана в калеки.

Военная лирика Высоцкого передает его свидетельства очевидца драматических событий. Она правдива и точна психологически. В ней присутствует проникновенность и вселенские масштабы ратного труда советского воина, который сталкивался с смертью и считал её своей добычей. Для Высоцкого эта тема была священной, и он исполнял свои военные песни стоя.

На военной дороге осталось много не вернувшихся из боя. Песня «Реквием» посвящена павшему другу. В ней отражается идея о том, что наши мертвые не оставят нас в беде, они будут нам часовыми. Деревья голубого цвета отражают небо в лесу, создавая образ вечности и продолжения жизни погибшего солдата в душе его товарища. Таким образом, мотив бесконечности приобретает глубокий духовный и нравственный смысл.

Тема женской верности также присутствует в военной лирике Высоцкого. Он отвергает понятие измены и решительно подходит к вопросу жизни, когда герой погибает, узнав об измене жены. Это демонстрирует силу и преданность героя, который не позволяет себе спасаться от разрывов и обнимается с землей во время боя.

Введение

Война — это одно из самых разрушительных и страшных явлений, которое может произойти в жизни человека и общества. Она приносит страдания, разрушение и гибель, оставляя за собой следы, которые не исчезнут никогда. В поэзии Высоцкого мы видим отражение этих страшных реалий, которые он описывает с болью и глубоким пониманием.

Тема 1: Возвращение солдата домой

Одной из главных тем, затрагиваемых в поэзии Высоцкого, является тема возвращения солдата домой. Он показывает, что возвращение из войны не всегда означает освобождение от страданий и испытаний. В стихотворении «Только ветер обрывки письма разметал» мы видим, что долгожданное возвращение солдата домой оказывается не таким радостным, каким оно могло бы показаться. Солдат сталкивается с новым хозяином, который не приветлив и не доброжелателен к нему. Это свидетельствует о том, что война не только оставляет раны на теле, но и в сердце, и может изменить жизнь человека навсегда.

Тема 2: Женская измена и гибель детей

Кроме возвращения солдата домой, Высоцкий также обращается к другим страшным явлениям войны — женской измене и гибели невинных детей. В стихотворении «Но смертельная рана зашла со спины» мы видим, что измена жены становится ещё одной раной на сердце солдата. Однако, по мнению поэта, это ещё не самое страшное, что может произойти во время войны. Гибель невинных детей — это настоящая трагедия, которую нельзя ни оправдать, ни забыть. В стихотворении «Мне этот бой не забыть нипочём» Высоцкий говорит о том, что война разрушает не только жизнь отдельных людей, но и целые роды. Погибший на фронте молодой человек становится последним в своём роду, и на нём прекращается многоликая жизнь целого рода.

Заключение

Творчество Высоцкого является отражением страшных реалий войны, которые он описывает с болью и глубоким пониманием. В его поэзии мы видим, что возвращение солдата домой не всегда приносит радость и освобождение от страданий. Он также обращается к темам женской измены и гибели детей, показывая, что они являются ещё более страшными явлениями во время войны. Такие темы позволяют нам понять, какое страшное воздействие оказывает война на жизнь и судьбу людей. Творчество Высоцкого помогает нам увидеть и осознать эти страшные реалии и не забыть о них никогда.

Органическая сопричастность Владимира Высоцкого к судьбе народа

Владимир Высоцкий был одним из тех редких художников, которые обладали не только талантом, но и глубоким пониманием жизни и судьбы своего народа. В его поэзии отчетливо прослеживается органическая связь судьбы каждого отдельного человека с судьбой нации в целом. Он сумел воссоздать десятки персональных судеб в своих стихах, передавая их с потрясающей достоверностью и искренностью.

Отец Высоцкого отмечал, что главное качество сына заключается в его способности находить общий язык и сопереживать обычным людям, прошедшим через войну. Это делало его настоящим человеком, способным понять и поддержать других.

Владимир Высоцкий своим творчеством придавал голос грусти многих поколений, отражая настоящую правду жизни. Каждый раз, выходя на сцену, он бесстрашно становился перед микрофоном, словно канатоходец без страховки. Он не боялся выступать против чиновников и бюрократов, прорываясь сквозь ложные лозунги и подобострастные речи. Своими стихами он проникал в сердца людей, напоминая им о главных ценностях – честности, милосердии и любви. Он верил, что добро остается добром в любое время, будь то прошлое, настоящее или будущее.

В своих военных стихах Высоцкий использовал разнообразные мотивы, которые имели глубокие корни в русской классической литературе. Одним из таких стихотворений является «Расстрел горного эха», в котором художник изображает ужасную картину вторжения войны в мирную жизнь. Автор показывает гибель простых, добрых и обычных людей через образ веселого горного эха, который после зверских пыток был жестоко расстрелян теми, кого нельзя назвать людьми.

В течение всей ночи продолжалась кровавая злая потеха,

И эхо топтали – но звуки никто не слыхал,

К утру расстреляли притихшее горное эхо…

И брызнули камни, как слёзы, из раненых скал…

Таким образом, Владимир Высоцкий оставил свой след в истории русской поэзии и музыки, благодаря своей органической сопричастности судьбе своего народа и каждого отдельного человека. Его творчество продолжает вдохновлять и призывать к сохранению главных ценностей добра, честности и любви.

Весь народ встал на битву против нелюдей и, несмотря на то, что «крики «ура» застывали во рту, когда мы пули глотали», превозмогая «неземные страдания», защищает, спасает, освобождает Отчизну, неся, как вечный огонь, в своих «горячих сердцах» и самозабвенно утверждая всеми своими действиями неистребимую веру в то, что «земля – это наша душа, сапогами не вытоптать душу». Этот оптимизм, помноженный на человечность, помогает выстоять, подняться выше боли и обиды тому, кто «полмира почти через злые бои прошагал и прополз с батальоном», чудом уцелел на фронте и вернулся домой с победой.

Но были и такие герои, которые за счёт войны делали карьеру. В.Высоцкий часто сравнивает героизм одних и карьеризм других. Одни погибают, другие получают награды:

Нам говорили: «Нужна высота!»

И: «Не жалеть патроны!»

Вот покатилась вторая звезда

Вам на погоны… —

Звёзд этих в небе, как рыбы в прудах,

Хватит на всех с лихвою.

Если б не смерть – ходил бы тогда

Тоже героем…

Поэт как бы выказывает обиду всех не вернувшихся из боя, показывает незначительность земных чинов и наград по сравнению с главной наградой – жизнью.

В душах современных поколений отражается святая память о тех, кто честно прожил жизнь, сохранив веру в добро и справедливость, не заблудился, не пропал в дебрях суматошного мира.

И ещё будем долго огни принимать за пожары мы,

Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,

Про войну будут детские игры с названьями старыми,

И людей будем долго делить на своих и врагов.

А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,

И когда наши кони устанут под нами скакать,

И когда наши девушки сменят шинели на платьица, —

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

Неизгладимый след оставила в памяти людей война. Вся поэзия Владимира Высоцкого упирается в войну. Дубинками или танками-самолётами, но всегда у него – драка, бой, схватка, атака, штурм, напор, прорыв, рваные глотки, разбитые черепа, выпущенные внутренности.

Солдатский нелёгкий труд – вот адрес для Высоцкого-певца. В спектакле Театра на Таганке «Дом на набережной» звучала его песня о подводниках «Спасите наши души»:

Услышьте нас на суше!

Наш SOS всё глуше, глуше,

Военная лирика Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий – выдающийся поэт, актер и бард, чьи песни и стихи стали настоящим феноменом в истории русской культуры. Он оставил нам наследие, которое до сих пор звучит актуально и трогает сердца миллионов людей. Военная лирика Владимира Высоцкого является одной из самых сильных и глубоких частей его творчества.

Эта лирика отражает ужасы и трагедии войны, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются люди во время военных конфликтов. Высоцкий, не будучи участником Великой Отечественной войны, смог передать в своих стихах всю жестокость и бессмысленность войны, а также героизм и силу духа воинов.

В стихотворении «Расстрел горного эха» Высоцкий описывает вторжение войны в мирную жизнь. Он использует образ веселого горного эха, который в мирное время помогал людям и отзывался на их крики. Однако военные дни принесли с собой ужас и разрушение, и эхо было расстреляно. Стихи наполняются образами кровавой потехи и раненых скал, что подчеркивает бессмысленность войны и ее разрушительную силу.

«Смерть истребителя»

Другое стихотворение, «Смерть истребителя», рассказывает о самолете, который осознает свою зависимость от летчика. После смерти летчика, самолет понимает, что не может существовать самостоятельно. Стихи передают мысли самолета о земле и его решение больше не быть покорным, а лучше лежать на земле. Это стихотворение показывает трагедию войны и ее влияние на судьбы людей и военной техники.

Хотя военные стихи Высоцкого отражают ужасы и трагедии войны, они не лишены надежды и оптимизма. Родная земля становится источником силы и вдохновения для героев Высоцкого. Его стихи наполняются любовью к Родине и верой в то, что герои смогут преодолеть все трудности и вернуться к мирной жизни.

Военная лирика Владимира Высоцкого остается актуальной и значимой до сегодняшнего дня. Его стихи и песни наполнены правдой и глубоким пониманием человеческой души. Они помогают нам понять ужасы войны и почувствовать героизм и силу духа тех, кто сталкивается с смертельной опасностью. Военная лирика Высоцкого – это настоящее наследие, которое навсегда останется в сердцах и памяти людей.

Материнства не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря…

Поэтому «сыновья уходят в бой», превозмогают страдания, несмотря на то, что «крики «ура» застывали во рту, когда мы пули глотали». Цель перед бойцами святая — освободить родную землю, ведь «земля — это наша душа», а «сапогами не вытоптать душу». Сила духа, оптимизм помогает выстоять, вернуться домой живыми. Но возвращение часто еще не означает счастливый финал. Чаще всего случается так, что после окончания боев приходится воевать, но уже с самим собой, чтобы привыкнуть к новой послевоенной жизни.

И еще будем долго огни принимать за пожары мы, Будет долго казаться зловещим нам скрип сапогов., Про войну будут детские игры с названьями старыми, И людей будем долго делить на своих и врагов.

Возвращение солдата домой — тоже испытание. Может случиться, что придя с войны, солдат увидит в своем доме другого хозяина, а жена теперь — чужая женщина: «Но смертельная рана зашла со спины / И изменою в сердце застряла…» здесь важно не ожесточиться, не потерять себя:

Я себя в пояснице согнул, Силу воли позвал на подмогу:

«Извините, товарищи, что завернул

По ошибке к чужому порогу, Дескать, мир и любовь вам

Да хлеба на стол,

Чтоб согласье по дому ходило…»

Возвращаясь к теме человека на войне; следует сказать, что в лирике Высоцкого большое значение приобретает мотив бесконечности жизни, ее цикличности. Сегодня погибнет один солдат, но его жизнь продолжается в душе товарища, который будет воевать теперь за них обоих:

Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие — как часовые…

«Он не вернулся из боя», на мой взгляд, — одно из самых главных лирических произведений Высоцкого о войне.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих…

Все теперь одному, только кажется мне,

Это я не вернулся из боя. Боль потери слышится в этих строках. Погибший товарищ настолько близок был лирическому герою, что ему кажется, будто вместе с ним погибла какая-то часть души. Но жизнь продолжается, продолжается общая судьба, общее дело людей:

Сегодня не слышно биенья сердец., Оно для аллей и беседок., Я падаю, грудью хватая свинец,, Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться.

Введение

В бытие человека всегда присутствуют экстремальные ситуации, вызванные различными обстоятельствами жизни. Военное время является одним из самых сложных и опасных периодов, когда человеку приходится проявлять все свои качества и силы. В данном исследовании рассмотрим творчество Владимира Семеновича Высоцкого, особенно его стихотворения и песни, посвященные войне.

Творчество Владимира Семеновича Высоцкого

Певец и поэт Владимир Семенович Высоцкий стал известен и признан народным исполнителем благодаря своему яркому таланту и одиночеству в советской эстраде. Его песни и стихи затрагивали различные темы, но особое место в его творчестве занимают произведения о войне.

Будучи не участником Великой Отечественной войны, у Владимира Семеновича Высоцкого было глубокое понимание ценности и значимости воинской службы, так как его отец сам прошел тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина. Обращение поэта к военной теме было основано на его сопричастности судьбе своего народа и привлечении к экстремальным ситуациям, в которых проявлялся человеческий характер.

Песни и стихотворения о войне

Творчество Высоцкого представлено множеством песен и стихотворений о войне. В них автор передает сложности и лирику боевых дней, отзывается о героических поступках солдат, о вечной памяти павших за свободу.

Лирическая глубина его стихов отразила подвиг советского народа в борьбе против фашистских захватчиков. В этих произведениях чувствуется горечь войны, трогательные судьбы людей, потери и трагедии.

Бессмертность Владимира Семеновича Высоцкого

Смерть Владимира Семеновича Высоцкого произошла 25 июня 1980 года, но его наследие и дух живут на протяжении уже четверти века. Его стихи и песни до сих пор занимают важное место в русской культуре и литературе.

Отзывы об этом выдающемся поэте и певце положительны и восхищают его талантом. Публика до сих пор возвращается к его творчеству, чтобы ощутить живой импульс эмоции и мощность его слов.

«Я дышу – и, значит, я люблю!
Я люблю – и, значит, я живу!»

Владимир Семенович Высоцкий оставил след в сердцах российской публики. Его произведения, посвященные войне, стали символом бессмертия героев, потерявших свои жизни ради свободы и светлого будущего страны.

Заключение

Таким образом, творчество Владимира Семеновича Высоцкого, включающее стихотворения и песни о войне, имеет огромную популярность и значимость для русской культуры. Его глубокое понимание человеческих страданий и экстремальных ситуаций, а также сопричастность к судьбе своего народа, сделали его одним из великанов русской литературы XX века.

Список литературы:

1. Владимир Семенович Высоцкий. URL: https://liarte.ru/nauchno/vyisotskiy-stihi-o-voyne/

Развертывание исследования

В данном исследовании мы сосредоточимся на творчестве Владимира Высоцкого, известного советского поэта, актёра и барда. Целью нашего исследования является анализ его песен и стихотворений, в особенности тех, которые посвящены военной тематике.

Источники

Для проведения исследования мы использовали следующие источники:

  1. Книга «Высоцкий В.С. «Спасите наши души!» Песни, стихотворения» издательства ЭКСМО, 2004 г.
  2. Книга «Владимир Высоцкий. Сочинения в двух томах» издательства «Художественная литература», 1991 г.
  3. Учебник «Русская литература XX века. 11 класс. Учебник – практикум для общеобразовательных учреждений» под редакцией Ю.И. Лыссого, 2000 г.
  4. Статья Александра Шуравлёва «Все судьбы в единую слиты» из журнала «Литература в школе» №2 2000 г.
  5. Статья «Владимир Высоцкий: «Нам проверка на прочность – бой!..»» из журнала «Вожатый» №10 1987 г.
  6. Статья «Не приближаясь, стороной идёт по кромке. По самой кромке от взрывной его воронки…» из газеты «Комсомольская правда» №15 2003 г.
  7. Статьи из газет прошлых лет:
    • Марина Влади. «Вспоминая о Володе, я плачу»
    • «Современен ли сегодня Высоцкий?»
    • «На двадцать пятое число». Текст программы для встречи со зрителем актёра Владимира Высоцкого, написанный им лично.

Список песен военной тематики

Для нашего исследования мы выбрали следующие песни Владимира Высоцкого, посвященные военной тематике:

1. «Я – «Як» -истребитель»
2. «Спасите наши души»
3. «Ещё не вечер»
4. «Он не вернулся из боя»
5. «Сыновья уходят в бой»
6. «Ведь это наши горы»
7. «Чёрные бушлаты»
8. «Разведка боем»

В дальнейшем мы проведем анализ данных песен, чтобы выявить основные темы и мотивы военной лирики Владимира Высоцкого.

  • «Высота»