Урок по русскому языку. Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа по русскому языку (10 класс)

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-13.

(1)Хлеб… (2)Это слово шелестит, как спелые колосья под лёгким ветерком. (З)Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. (4)Я помню хлеб блокадного Ленинграда — маленькие, серые, похожие на глину комочки.

(5)Мы — счастливые. (6)Мы живём в садике- интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками. (7)Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. (8)Мы видим, что горбушка всегда больше. (9)И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь.

(10)3а ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. (11)А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно. (12)И как только воспитательница отворачивается, сую хлеб в карман платья.

(13)Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. (14)Мы накалываем маленькие кусочки, прикладываем их к раскалённому боку печи. (15)Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который пахнет так вкусно, что желудок сразу сводит судорогой. (16)Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. (17)Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. (18)Кусаю не просто так — где попало, а сначала медленно откусываю уголки, потом — оставшиеся между ними края, потом — опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать просто нечего. (19)С тоскою смотрю тогда на оставшиеся в ладони крошки хлеба. (20)Вздохнув, аккуратно кладу их на язык, долго рассасываю и незаметно для самой себя проглатываю…

(21)Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. (22)На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец — дядя Саша. (23)Он не то сторож, не то кочегар, не то просто добрый дед из хорошей, но грустной сказки. (24)Я подхожу, сажусь возле его тёплого, пахнущего махоркой бока, молчу. (25)Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.

14 стр., 6873 слов

Детские поэтические сборники Саши Черного

... свой лад. 5.2 Конкретные образы в произведениях Саши Черного Для понимания Саши Черного важно обнаружить внутреннее взаимодействие частного эмоционального настроя ... откуда тоже ушел из-за несогласия с редакцией. Потом поэт перекочевал в «Современный мир», который тоже очень ... белошвейка, поющая за стеной любовный романс; задумавшиеся над черным хлебом тараканы; дребезжащие в буфете стаканы; падающие с ...

(26)Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову. (27)Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают. (28)Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит тяжёлую руку, то раздавит меня. (29)Говорит тёплыми, как его бок, словами:

— Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта. (30)Ох как досыта! (31)Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..»

— (32)Никогда так не скажу!.. — угрюмо заверяю я.

— (ЗЗ)И-и, скажешь!.. — тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. — (34)3абудется всё. (35)Так, останется что-то, будто страшный сон видела. (36)Потому что мала ты ещё, птаха…

(37)Но я помню всё…

(По Л. Фатеевой)

Ответами к заданиям 1 – 13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дядя Саша считает, что после войны девочка будет отказываться от хлеба? »

  1. Пока воспитанники садика-интерната маленькие и поэтому не так остро нуждаются в других продуктах питания, как подростки.

  2. В годы войны воспитанники садика- интерната ели один хлеб, поэтому он не мог им не надоесть.

  3. После войны хлеб будет выпекаться по- другому и будет иметь другой вкус.

  4. После войны люди наконец насытятся хлебом, и тогда им захочется попробовать чего-нибудь ещё.

сравнительного оборота

  1. Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай.

  2. Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову.

  3. Говорит тёплыми, как его бок, словами: Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта.

  1. Так, останется что-то, будто страшный сон видела.

    2 стр., 731 слов

    Время и герои в поэме Н.А. Некрасова «Саша»

    ... но если Саше удалось осознать свою нужность и место в жизни, то удастся и другим, как бы убеждает своих читателей поэт-демократ Н. А. Некрасов. Пышная ... Некрасова "Саша" показала миру читателей жизнь молодого поколения, страждущего деятельности и находящего для этого пути и средства. Не случайно героиней поэмы становится девушка. Это нетипично для России того времени, ...

3. Из предложений 13-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.

4. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -Н-, пишется одно Н»? Напишите это слово.

5. Замените разговорное слово «провести» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

«с тоскою смотрю»,

грамматическую основу

с однородными обособленными обстоятельствами

вводной конструкции (вводном слове).

Говорит тёплыми,(1) как его бок,(2) словами:

Вот погоди ,(3) птаха,(4) кончится война, (5) наедитесь хлебца досыта. Ох как досыта! Ещё,(6) чего доброго,(7) скажешь: «Не хочу хлебца,(8) мяска давай или конфет каких!..»

грамматических основ

подчинительной

Исподлобья поглядываю в ту сторону,(1) где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.

Дядя Саша вынимает изо рта трубку,(2) что-то невнятно бормочет,(3) гладит огромной ладонью мою голову. Его скрюченные,(4) неразгибающиеся пальцы вздрагивают. Он едва касается ими моей стриженой головы,(5) точно боится,(6) что если опустит тяжёлую руку,(7) то раздавит меня.

однородным

бессоюзной

Контрольная работа по русскому языку (10 класс)

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-13.

(1)Я долго думала, что мне надеть на школьный вечер.

(2)Сначала я почти решила, что синее платье со стойкой будет в самый раз: просто и элегантно! (3)Но моя подруга Ася сказала, что я сошла с ума и что это моё платье можно надевать только на утренники в младших классах.

(4)Кроме Аси, у меня в школе нет друзей — я имею в виду, настоящих. (5)Так получилось, что все за один год, даже за лето после восьмого, умудрились вырасти и повзрослеть, а я так и осталась маленькой…

(6)Оля, ну должно же у тебя быть хоть какое-то вечернее платье! — сказала мне Ася. — (7)То зелёное с вырезом ещё куда ни шло!

1 стр., 435 слов

«Если скажут слово «Родина», сразу в памяти встаёт…» (Школьные сочинения)

... Стихотворение очень маленького объема, но в него вложен огромный смысл. В «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» параллельно развивается две темы — тема родины и тема любви. Лирический герой С. ... шевеля кандалами цепочек дверных». Звонок обозначал арест. В стихотворении А.А. Ахматовой «Мне голос был...» присутствует тема любви к Родине. Стихотворный размер — ямб. Неприятие поэтессой революции сочетается ...

(8)Зелёное с вырезом, о котором напомнила мне Ася, делает меня похожей на малышку, нацепившую наряд старшей сестры. (9)Мы с бабушкой купили это платье случайно, даже без примерки. (10)В магазине платье мне очень понравилось, а дома я его один раз надела и тут же сняла и повесила в шкаф.

(11)Наверное, я не пойду на вечер, — сказала я бабушке. — (12)Мне надеть нечего.

(13)Как это нечего? — не поняла бабушка и только, видимо, хотела рассказать, что у неё в моём возрасте было всего одно платье, да и то перешитое из старого, но посмотрела на меня и передумала.

(14)Пока я запихивала в шкаф бесполезные тряпки, бабушка пошла к соседке тёте Ане Ершовой и через пять минут принесла кучу модных журналов.

(15)Давай с тобой посмотрим и подумаем, — сказала бабушка, и мы с ней сели на мою кровать и стали перелистывать страницы. (16)Все девочки на картинках были ослепительно красивыми, и у всех у них было то, что у нас в классе называют «супер», а бабушка определяет как «стиль».

(17)Вот посмотри-ка внимательно на эту девочку, — вдруг сказала бабушка и пододвинула ко мне журнал. — (18)Правда, на тебя похожа?

(19)Я посмотрела — а ведь точно! (20)Не совсем, конечно, копия я, но и веснушки, и нос курносый, и волосы недлинные… (21)И даже очки почти как у меня!

(22)Нравится? — спросила бабушка. — (23)Вот такой стиль тебе и пойдёт! (24)Мы ещё раз внимательно рассмотрели девочку на обложке, и я отнесла журналы тёте Ане.

(25)Самое главное, Олечка, — найти свой стиль! — сказала тётя Аня. — (26)Одежда — это отражение твоего внутреннего мира, того, как ты себя ощущаешь. (27)А ощущаешь ты себя подростком, а не взрослой девушкой на высоких каблуках, ведь так? (28)До твоего вечера сколько ещё? (29)Неделя? (30)Да за неделю мы из тебя такую красавицу сделаем — все просто ахнут! (31)Когда я примерила платье, которое сшила для меня тётя Аня, я минут пять молчала, недоверчиво рассматривая знакомую девочку в зеркале, а потом подпрыгнула, покружилась и бросилась к тёте Ане обниматься.

  • (32)Тётечка Анечка, спасибо!!!

(По Е. Липатовой)

Елена Липатова

Ответами к заданиям 1– 13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабушка Оли, посмотрев на внучку, не стала рассказывать ей о том, что в юности у неё самой было одно платье, причём перешитое из старого? »

    2 стр., 597 слов

    На Всероссийский конкурс сочинений «Время проходит, но сказанное ...

    ... Литературное слово и слово кинематографа должны волновать, будить воображение, заставлять вдумываться, сопоставлять… понимать. Именно тогда слово, сказанное в ... я поняла, что в любой ситуации надо оставаться Человеком. Фильм подарил мне незабываемые эмоции, помог ... заменить собой вдумчивого и внимательного чтения книги, но помогает нам взглянуть на известное произведение по– ... Изменилось время. С ...

  1. Бабушка подумала о том, что её рассказ может не понравиться внучке и та может резко высказаться, а ссориться с Олей ей не хотелось.

  2. У Оли было несколько вечерних платьев, а у бабушки в её возрасте — только одно, поэтому бабушка не хотела, чтобы внучка начала ей сочувствовать.

  3. Бабушка рассказчицы сумела понять, что для её внучки очень важно то, что для неё самой важным не является.

  4. Внучка, как считала бабушка, не стала бы слушать её рассказ.

фразеологизм.

  1. В магазине платье мне очень понравилось, а дома я его один раз надела и тут же сняла и повесила в шкаф.

  2. Пока я запихивала в шкаф бесполезные тряпки, бабушка пошла к соседке тёте Ане Ершовой и через пять минут принесла кучу модных журналов.

  3. Сначала я почти решила, что синее платье со стойкой будет в самый раз — просто и элегантно!

  4. Давай с тобой посмотрим и подумаем, — сказала бабушка, и мы с ней сели на мою кровать и стали перелистывать страницы.

3. Из предложений 13 — 15 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение»?

4. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В непроизводных именах прилагательных с основой на -Н пишется одно Н»?

«умудриться»

«вечернее платье»

грамматическую основу

обособленным распространённым согласованным определением

вводной конструкции (вводном слове)

Наверное,(1) я не пойду на вечер,(2) — сказала я бабушке. — Мне надеть нечего.

Как это нечего? — не поняла бабушка и только,(3) видимо,(4) хотела рассказать,(5) что у неё в моём возрасте было всего одно платье,(7) да и то перешитое из старого,(8) но посмотрела на меня — и передумала.

грамматических основ

связанными сочинительной

Мы ещё раз внимательно рассмотрели девочку на обложке,(1) и я отнесла журналы тёте Ане.

Самое главное,(2)Олечка,(3) — найти свой стиль! — сказала тётя Аня. — Одежда — это отражение твоего внутреннего мира,(4) того,(5) как ты себя ощущаешь. А ощущаешь ты себя подростком,(6) а не взрослой девушкой на высоких каблуках,(7) ведь так?

5 стр., 2210 слов

Моя бабушка (2, 3, 4, 5, 7, 10 класс)

... ко мне. Сочинение-рассказ на тему Бабушка Мне нравиться ходить в гости к бабушке. У неё всегда есть угощение. Наша бабушка часто приглашает ... Сочинение про бабушку Сегодня я расскажу вам про свою бабушку, с которой меня многое связывает. У меня бабушек аж целых две. Но одна бабушка ... которые я отказывалась кушать дома, у бабушки уплетала за обе щёки ! После обеда баба рассказывала мне сказки чтобы я ...

последовательным

союзной сочинительной

Контрольная работа по русскому языку (10 класс)

ВАРИАНТ 3

Прочитайте текст и выполните задания 1-13

(1)Галстук-бабочку Славке подарил друг Валька. (2)То была прекрасная бабочка! (3)Плотная, с двумя парами мощных крыльев из какого-то лоснящегося материала. (4)Валька помог надеть её поверх белой сатиновой рубашки, отошёл в сторону, причмокнул: вещь!

(5)После праздника последнего звонка Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассниками. (6)Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фонарные столбы, у ярких макушек которых суетилась настырная мошка. (7)Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком, через дорогу, раздался крик:

  • Пожар!

(8)И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. (9)Славка почувствовал жёсткий комок в горле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня. (10)А тут ещё девчонки заволновались:

  • Ой, пойдёмте отсюда!

(11)Лучше бы их здесь сейчас не было.

(12)Человек в доме! (13)Сгори-ит! — заголосили в дымной тьме, и все ринулись к дому, тяжко, с нарастающей тревогой покряхтывающему, задыхающемуся от дыма и жара.

(14)Славка подбежал к веранде, схватился за ручку двери, но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:

  • Голову ниже, балбес! (15)Глаза спалишь!

(16)И вдвоём, пригибаясь, они рванули дверь на себя. (17)Огонь — только не вниз, а вверх, в небо, — полыхнул из глубины веранды. (18)Кто-то плеснул ведро воды вперёд по ходу, кто-то добавил ещё одно, а мужик толкнул Славку в плечо:

  • Вон лежит! (19)Потащили. (20)Ниже голову!

(21)Славка схватил лежащего на диване человека, потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги. (22)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы — не пускали.

(23)На крышу, на крышу надо! — загудели вокруг, когда сладили с огнём на веранде.

6 стр., 2598 слов

Вводные слова в русском языке. Примеры предложений

... ­лась туда зале­теть (Паустовский). 4. Порядок мыс­лей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, нако­нец, итак, сле­до­ва­тель­но, зна­чит, ... ще­го к сооб­ща­е­мо­му. Определение Вводные сло­ва Как и чем выражаются вводные слова? Вводные сло­ва в рус­ском язы­ке могут быть ... так выра­зить­ся, что назы­ва­ет­ся и др. Словом, Сторешников с каж­дым днём всё твёр­же думал женить­ся (Чернышевский). ...

(24)На крышу, — буркнул Славка, хотя зачем надо лезть на крышу, кого там спасать, он даже не догадывался.

(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, полез. (26)За ним — всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял допоздна, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!

(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы остались.

(33)Если б сразу пришёл, — вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, — может, и отстиралась бы. (34)Ничего, не расстраивайся. (35)Я её в чёрный цвет покрашу. (36)Тебе чёрное идёт.

(37)Да ну! — только и сказал он ей в ответ.

(38)Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку. (39)Но Валька вовремя образумил его:

Да куда ты в ней пойдёшь! (40)Не носят бабочку каждый день!

(41)А зачем же их тогда сейчас везде продают? — удивился Славка.

(42)Чтобы ты купил! — рассмеялся Валька. — (43)Для коллекции!

(По А. Торопцеву)

Александр Петрович Торопцев

обоснования

  1. Юноша стремился произвести сильное впечатление на одноклассниц, вызвать у них восхищение.

  2. Славка оказывался на самых опасных участках, потому что на пожаре было много людей, перед которыми Славка не хотел показать себя трусом.

  3. Юноше хотелось испытать себя, доказать самому себе, что он способен на многое.

  4. Славка действовал не раздумывая, стремясь спасти людей, которые могли пострадать.

сравнение.

  1. Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот, изворачиваясь бешеными змеями, рвался в сенцы — не пускали.

    9 стр., 4162 слов

    Вальс как самый известный бальный танец

    ... блестящий, стремительный, грациозный и изящный танец вальс. Отсюда и родилась тема моего реферата: «Вальс-король среди танцев». 1. Основная часть ... из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел самостоятельное значение. ... Вальс танцевали на балах при Габсбургском дворе еще в начале XVII столетия. В 70-х гг. XVIII века словом "вальс" ...

  2. Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

  3. И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей.

  4. Славка схватил лежащего на диване человека, потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги.

3. Из предложений 32-35 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение»э

4. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе — ЕНН- имени прилагательного, образованного от основы имени существительного, пишется НН»?

5. Замените просторечное слово « настырный » в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

фонарные столбы

грамматическую основу

уточняющим обособленным обстоятельством места

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении .

Человек в доме! Сгори-ит! — заголосили в дымной тъме,(1) и все ринулись к дому,(2) тяжко,(3) с нарастающей тревогой покряхтывающему ,(4) задыхающемуся от дыма и жара.

Славка подбежал к веранде,(5) схватился за ручку двери,(6) но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:

Голову ниже,(7) балбес! Глаза спалишь! И вдвоём,(8) пригибаясь,(9) они рванули дверь на себя.

грамматических основ

подчинительной

Как вдруг из частных домов,(1) которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком,(2) через дорогу,(3) раздался крик:

Пожар!

И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку,(4) заворочалась,(5) подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. Славка почувствовал жёсткий комок в горле,(6) будто его бабочка с испуга дёрнулась от огня.

последовательным и однородным подчинением придаточных

бессоюзной и союзной сочинительной связью

Контрольная работа по русскому языку (10 класс)

ВАРИАНТ 4

14 стр., 6815 слов

«Заимствованные слова»

... заимствованных слов в русском языке; Выявить семантические группы заимствований; Выяснить целесообразность использования иностранных слов в повседневной жизни общества и в средствах массовой информации. История возникновения заимствованных слов в русском языке. В ... необходимы нашей речи те иностранные слова, которые заполнили ее в последнее время. При подготовке реферата я познакомилась с книгами, ...

Прочитайте текст и выполните задания 1-13

(1)Моя подруга Ася получила приглашение на два лица на бал старшеклассников и предложила мне пойти с ней.

(2)У дверей трое старшеклассников в костюмах и галстуках проверяют у нас пригласительные билеты, и мы входим в школу.

(3)Привет! — раздаётся над самым моим ухом, и рядом с нами как из-под земли вырастает высокий парень в очках с затемнёнными стёклами.

(4)Привет, — равнодушно отвечает Ася. (5)Она не знакомит нас, хотя парень идёт рядом, и я чувствую себя лишней.

(6)В школьном фойе Ася куда-то сразу исчезает, а я стою у колонны и делаю вид, что изучаю приклеенную к ней афишу.

(7)Когда раздаётся звонок, я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю — всё-таки мы с ней лучшие подруги! (8)Но в зале гаснет верхний свет, и вот уже появляется несколько танцующих пар.

(9)Снова медленный танец… (10)Сколько, интересно, времени я тут торчу у стенки — час или больше? (11)Говорили, что будет бал, а это — обычный школьный вечер, разница только в том, что все тут старше меня.

(12)Танец ретро! — объявляет в микрофон распорядитель. — (13)Кавалеры приглашают дам — танцуем вальс!

(14)И тут вспыхнули сразу все люстры и в зал выпорхнули десять пар: мальчики в строгих костюмах, девочки в пышных бальных платьях до колен. (15)А пока они летали по залу, все просто стояли и смотрели на них, потому что никто сейчас не умеет по-настоящему танцевать вальс. (16)А я — умею, потому что до восьмого класса нас с Асей водили на хореографию и учили всем этим бальным танцам, даже полонезу и мазурке!

(17)Разрешите вас пригласить?

(18)Я оглядываюсь по сторонам, но рядом нет никого, к кому бы мог обратиться этот совершенно фантастический парень с кудрявыми волосами. (19)Я кладу руку на его плечо и — раз-два-три! — мы легко и плавно кружимся вместе с танцорами. (20)Я танцую на носочках, чтобы казаться выше, а партнёр уверенно направляет меня, то ускоряя, то замедляя кружение.

(21)Вы очень хорошо танцуете, — говорит парень, и мне неловко оттого, что он говорит мне « вы ».

(22)Почему он не спросил, как меня зовут? (23)Наверное, просто не успел, потому что его сразу же после вальса окликнули ребята из оркестра.

(24)А ко мне подошла Ася и позвала погулять по коридору. (25)Она берёт меня под руку, и мы прохаживаемся по залу, как будто ничего не случилось и Ася вовсе не бросила меня одну на целый вечер…

(26)Как тебе Вадик, ну, тот парень в тёмных очках? — спрашивает Ася. — (27)Он учится в десятом — в одном классе с Юрой Аристовым. (28)Кстати, это я попросила Вадика, чтобы Юра пригласил тебя на вальс. (29)А то просто жалко смотреть: стоишь у стенки, как сирота казанская…

(30)Ну да, всё правильно: Ася — моя лучшая подруга и поэтому позаботилась обо мне… (31)Наверное, она даже ждёт, что я скажу ей за это спасибо?

(32)Спасибо, — говорю я с самым равнодушным видом. — (33)Ты знаешь, я, наверное, пойду домой… (34)Очень разболелась голова.

(35)Даже и не думай, — встревожилась Ася. — (36)Куда ты одна пойдёшь?

(37)Я упрямо трясу головой и иду в гардероб.

(38)Оль, ты что, обиделась? — кричит мне вслед Ася. — (39)Ну хочешь, мы с Вадиком тебя проводим?

(40)Я надеваю плащ и выбегаю из школы. (41)Пахнет мокрыми листьями и осенью.

(По Е. Липатовой)

обоснования

  1. Оля действительно испытывает чувство глубокой благодарности по отношению к Асе.

  2. У рассказчицы прекрасное настроение, она счастлива, что побывала на вечере для старшеклассников.

  3. Рассказчица оценила способность Аси испытывать по отношению к ней чувство жалости.

  4. Оля догадывается, что подруга ждёт от неё благодарности.

фразеологизм

  1. Когда раздаётся звонок, я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю — всё-таки мы с ней лучшие подруги!

  2. А пока они летали по залу, все просто стояли и смотрели на них, потому что никто сейчас не умеет по- настоящему танцевать вальс.

  3. Я танцую на носочках, чтобы казаться выше, а партнёр уверенно направляет меня, то ускоряя, то замедляя кружение.

  4. Привет! — раздаётся над самым моим ухом, и рядом с нами как из-под земли вырастает высокий парень в очках с затемнёнными стёклами.

правописание

4. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?

5. Замените разговорное слово « торчать » в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом . Напишите это слово.

в школьном фойе

грамматическую основу

обособленными однородными обстоятельствами

вводном слове.

Как тебе Вадик,(1) ну,(2) тот парень в тёмных очках? — спрашивает Ася. — Он учится в десятом — в одном классе с Юрой Аристовым. Кстати,(3) это я попросила Вадика(4) чтобы Юра пригласил тебя на вальс. А то просто жалко смотреть: стоишь у стенки(5) как сирота казанская…

Ну да(6) всё правильно: Ася — моя лучшая подруга и поэтому позаботилась обо мне… Наверное(7) она даже ждёт(8) что я скажу ей за это спасибо?

грамматических основ

подчинительной

В школьном фойе Ася куда-то сразу исчезает(1) а я стою у колонны и делаю вид(2) что изучаю приклеенную к ней афишу. Когда раздаётся звонок(3) я иду вслед за всеми в актовый зал и пытаюсь найти в толпе Асю — всё-таки мы с ней лучшие подруги! Но в зале гаснет верхний свет(4) и вот уже появляется несколько танцующих пар.

Снова медленный танец… Сколько(5) интересно(6) времени я тут торчу у стенки — час или больше?

однородным

бессоюзной и союзной сочинительной