Детские поэтические сборники Саши Черного

Дипломная работа

Характер лирического в произведениях Саши Черного

Угрюмый и замкнутый Саша Черный в обществе детей мгновенно менялся — он распрямлялся, черные глаза маслянисто блестели, а дети знали о нем лишь то, что он Саша, звали его по имени, он катал их на лодке по Неве, играл с ними, и никто бы никогда не поверил, увидев его в этот момент, что этот самый человек еще несколько дней назад с такой горечью писал:

«…так и тянет из окошка

Брякнуть вниз на мостовую одичалой головой».

Почти одновременно Саша Черный стал детским писателем, а Корней Чуковский — редактором альманахов и сборников для детей. Тогда крутой нравом Саша несколько раз пытался порвать с «Сатириконом», да и в других изданиях прижиться не мог. В 1913 году он окончательно ушел из «Сатирикона» и перешел в «Солнце России», но вскоре покинул и этот журнал и перешел в «Современник», откуда тоже ушел из-за несогласия с редакцией. Потом поэт перекочевал в «Современный мир», который тоже очень скоро покинул. Также он поступил с «Русской молвой» и многими другими. И совсем не потому, что его литературные принципы были для него превыше всего. Стихи этого периода, по словам литературных критиков, намного ниже его истинного таланта. Он обращается к теме политики, но подняться к тому уровню сатиры, который был присущ ему в 1908-1912 гг. уже не может. И именно тогда Саша Черный обращается к, казалось бы, неожиданному для себя жанру — строгий сатирик, желчно высмеивающий эпоху, начинает писать великолепные стихи для детей. Его первые стихотворные опыты в новом ключе относятся еще к 1912 году. Чуковский писал тогда так: «Уже по первым его попыткам я не мог не увидеть, что из него должен выработаться незаурядный поэт для детворы. Сам стиль его творчества, насыщенный юмором, богатый четкими, конкретными образами, тяготеющий к сюжетной новелле, обеспечивал ему успех у детей. Этому успеху немало способствовал его редкостный талант заражаться ребячьими чувствами, начисто отрешаясь от психики взрослых». С Чуковским невозможно не согласится, стихи Саши Черного для детей — это маленькие жемчужинки его творчества. И «Цирк», и «Трубочист», и «Колыбельная», которую впоследствии так часто цитировал Маяковский — все это действительно незаурядные попытки написать что-то новое, произведения литературного искусства:

Рано утром на рассвете

Он встает и кофе пьет

Введение

Иногда поэты меняют свое направление и эмоциональное состояние, отходя от сатиры и обращаясь к лирике. Поэт Саша Черный не исключение. В последнем разделе его произведения «Иные струны» мы видим спокойное и чистое звучание его лирики, которую можно охарактеризовать как красивую, эмоциональную и мягкую. Используя различные образы и приемы, с помощью своих проницательных и богатых словесных описаний, Саша Черный позволяет нам ощутить великолепие природы и разнообразие мира вокруг нас.

14 стр., 6730 слов

Поэзия Саши Черного в детском чтении

... вернувшись домой, вскоре умер. 1.2 Творчество Саши Черного для детей Писать для детей Саша Черный, известный поэт-сатирик, начинает еще в России. В ... стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914). Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. ... работает секретарем Роше, ставшего его опекуном. Тогда же он начинает печататься в только что ...

Переход к лирике

Раздел «Иные струны» является результатом поэта-сатирика, который решает отдохнуть от сатиры и обратиться к тихому, эмоциональному и чистому звучанию лирики. На протяжении этого раздела Саша Черный с удовольствием погружается в чистоту и красоту лирической стихии, позволяя себе полностью принять и восхититься миром вокруг.

Главный герой лирики

Саши Черного искренне привлекает и зачаровывает величественная мистерия природы. Он видит и понимает неисчерпаемость ее проявлений. Природа становится главным героем его лирики. Поэт приучает нас видеть и ценить всю красоту и разнообразие мира, восхищаясь его чудесами и непостижимостью.

Силовое выражение любви

Основное утверждение Саши Черного, что любовь более интенсивна и ощутима, чем ненависть, воплощается в его описаниях и олицетворениях. Поэт выражает любовь с помощью особых образов и словесной живописи. Его поэтическое воображение создает не только яркие и красочные образы, но и задает особый тон и видение. Таким образом, Саша Черный обосновывает свою точку зрения и показывает, что любовь бесконечно разнообразна и глубоко проникает в нашу речь и мысли.

Примеры из произведений Саши Черного

Приведем некоторые строки, где фигурирует слово «ветер»:

  • «Вешний ветер закрутился в шторах и не может выбраться никак»,
  • «Ветер крылья светло-синие сложил»,
  • «Веет ветер, в путь зовет, злодей!»,
  • «В кустах шершавый ветер ругнулся на цепи»,
  • «По тихой веранде гуляет лишь ветер да пара щенят…».

Эти строки отражают ощущения стихийного движения и проникновения природного элемента — ветра. Они воплощают некую игру и жизненную энергию, оживляющую природу и создающую волшебную атмосферу.

Заключение

Лирика Саши Черного в разделе «Иные струны» обладает особым привлекательным звучанием. Поэт позволяет нам проникнуться красотой и разнообразием окружающего мира через проявления природы. Его любовь к жизни и живой природе передается с помощью ярких образов и проницательных описаний. При этом, Саша Черный опровергает свои собственные слова о большей интенсивности ненависти и доказывает, что любовь более разнообразная, эмоциональная и глубокая в своем выражении.

5.2 Конкретные образы в произведениях Саши Черного

Для понимания Саши Черного важно обнаружить внутреннее взаимодействие частного эмоционального настроя отдельно взятого стихотворения с системой лирического «Я», определяющего, в свою очередь, такое сложное понятие, как лейтмотив и концептуальная парадигма. Более того, можно предположить, что лейтмотив сравним с устойчивой волной «лирического настроения автора», длящейся многие годы и непосредственно связанной с биографией последнего. Его формула — тяготение взаимоисключающих друг друга поэтических концептов.

Введение

Исследование о поэтическом творчестве Саши Черного направлено на анализ его «лирических» стихотворных опытов. Цель исследования заключается в выявлении попытки поэта примирить созданную им маску циничного героя с его внутренним поэтическим «Я». Также основной задачей исследования является выявление психологического и поэтического выхода из нравственного тупика, которым Саша Черный преодолевает свою ситуацию.

12 стр., 5782 слов

Образ России в произведениях Набокова

... образ далекой, потерянной родины, и образ поэта, выросшего на чужбине. 1. Блоковская образность и выразительность в стихотворении Набокова ... Набокова ветер - это тоже стихия, олицетворяющая Русь: Это - Русь, а не вьюга степная, Это корчится черная Русь! Набоков называет Россию "черной" ("Это корчится черная ... бежит - не догонит, Вдоль по стенке… Лежи, не ворчи. Стонет ветер? И пусть себе стонет… ...

Анализ поэтических опытов

Саша Черный создает в своих стихах образы циничного и «глумовского типа» героев, но в то же время сохраняет внутреннюю поэтическую сторону своей личности. В своих стихотворениях, Саша Черный осознает положительные оценочные конструкции, но при этом остается надолго лишенным элементарных человеческих условий. От отрицательного детства с бесконечными побоями до уголовных преследований и потери родины, он оказывается в сложной ситуации.

Издевательство над миром

Одним из направлений в творчестве Саши Черного является издевательство над миром. В своих стихах он создает пошлые и гипертрофированные образы, которые отражают унылую и повседневную жизнь. При этом, такие тексты вызывают у читателя возмущение и задумывают о возможности решения ситуации. Сатирический поэт оценивает силу своего стиха, эмоции, которые он вызывает, и делает перенос акцента и голоса своего лирического «Я» на читателя.

Мир мечты

Вторым аспектом творчества Саши Черного является создание иллюзорного мира мечты. В этих стихах присутствует концепт «настоящего детства», которого герой не имел в своей жизни. Строки поэта описывают идеальный мир, где есть то, чего ему так не хватало в детстве. Такой подход является способом преодолеть нравственный тупик и найти позитивное в своем творчестве.

Заключение

Саша Черный в своих стихотворных опытах пытается примирить две стороны своей личности — циничного героя и внутреннюю поэтическую суть. Он создает образы издевательств над миром и иллюзорного мира мечты, чтобы найти пути выхода из своей сложной ситуации. Таким образом, его творчество становится способом излияния глубинных эмоций и поиска своего места в мире.

У окна чужих сокровищ ряд: Сладкий гном в фарфоровой пещерке, Экипаж с семейством поросят, Мопс из ваты… «Игрушки». Своеобразие художественного мира Саши Черного заключается в его единстве. Единство же достигается через сохранение искренней интонации повествования всепроникающего и всеобъемлющего образа поэта — одновременно и взрослого, и ребёнка.

«Для поэтики Саши Черного характерна также несомненная насыщенность образами, причем конкретными образами конкретных персонажей эпохи. Его лексика почти материальна, вещественна. Риторически отвлеченные фразы его нисколько не соблазняли, а абстрактная фразеология встречается крайне редко. Вместо того, чтобы клеймить и высмеивать какое-либо абстрактное «зло», он показывает, передает его в реальных образах, живых воплощениях. В сущности, перед нами поэт-беллетрист, мастер стихотворной новеллы — маленького, но меткого рассказа в стихах. Все лучшие его произведения имеют сюжет, фабулу. Например, о том, как конторщик Банков женился на девице Кларе Керних («Страшная история»), о том, как некая фрау Штольц после смерти своей дочери защищала ее честь («Факт»), и даже «Колыбельная» у Саши Черного построена на беллетристической фабуле. Все чаще и чаще в стихотворениях функционирует небольшой рассказ, где все отдельные сюжетные линии нанизываются одна на другую и, в конце концов, представляют собой законченную картину. Типичным примером такого построения является «Обстановочка».

3 стр., 1050 слов

Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное по сказке Гофмана ...

... сочинений учащихся. Сочинения учащихся. Саша. "Мир сказок разнообразен и чудесен. Но особенно запоминаются сказки в соединении с музыкой. Одной из таких моих любимых сказок является "Щелкунчик" Э. Гофмана. Музыка П. Чайковского делает сказку ... Говорят, что через год он увез ее в золотой карете. Мари, как говорят, поныне королева. Мне понравилась музыка П. Чайковского больше, чем сказка Гофмана тем, ...

Здесь последовательно, один за другим, перед читателем возникают, казалось бы, несвязанные между собой образы: мальчик, побитый за двойку с плюсом; его мать, потратившая последний рубль на новую прическу; отец, подводящий итоги расходов своей жены; голодный чижик; прокисший гриб на блюдце; дочь, ставящая замученной кошке клизму, и орущая во все горло кошка; чья-то сестра, бездарно играющая на расстроенном рояле; белошвейка, поющая за стеной любовный романс; задумавшиеся над черным хлебом тараканы; дребезжащие в буфете стаканы; падающие с потолка капли сырости.

Один за другим следуют 11 образов. Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно — совсем не смеялся… // Публичные люди. — 2003. — №10. — С. 23-24. в таком коротком стихотворении, в стихотворении на 25 строк. Каждый из них настолько микроскопичен, что ничего нам не дает, но в совокупности они представляют собой гениально переданную страшную картину загнивания человеческой жизни, погрязшей в тошнотворном быту. Все они воспринимаются как нечто цельное, дополняющее друг друга, и когда читаешь последнюю строку: «И сырость капает слезами с потолка…» — чувствуется, что эти слезы одновременно и метафора, и подлинный факт — все стихотворение от начала и до конца проникнуто подлинными слезами автора, хотя на поверхности всего лишь беглый взгляд, бесстрастно регистрирующий события, происходящие в квартире простого обывателя. И таких каталогов у поэта множество — «Мясо», «Ранним утром», «Уездный город Волхов», «В Пассаже», «На вербе» и многие другие.

5.3 Библейские мотивы в творчестве Саши Черного

Причиной обращения писателя к библейским текстам исследователи обычно называют запомнившееся ему с детства ощущение мертвящей скуки на гимназических уроках Закона Божьего. Это верно: изучение слова Божьего в принципе не должно сопровождаться никакими формами насилия и скукой. А избежать этого — сложнейшая задача, так как священный текст отличается высокой степенью обобщения, зачастую иносказателен и труден для понимания. Чтобы понять, что Саша Черный ощущал на самом деле по отношению к урокам Закона Божьего, перенесемся в его детство и посмотрим на это его глазами.

До 9 лет Саша не мог поступить в гимназию. В царской России существовал целый ряд ограничений для евреев — в том числе в получении образования. Только после того, как отец решил крестить всех детей, Саша был зачислен в гимназию — стал «приготовишкой». Словно на крыльях, летел он на занятия и с занятий — «не как все люди, а как-то зигзагами, словно норвежский конькобежец». Эта недолгая, счастливейшая пора оказалась едва ли не самой светлой в череде школьных лет Саши Черного.

Но вскоре упоение сменилось томительными годами страхов, обид, нотаций, наказаний… Не учение, а мучение! Наиболее тягостные воспоминания были связаны с Законом Божьим.

Русский мыслитель В.В. Розанов выразил свою критику в адрес религиозного обучения, назвав его слова жестокими, но справедливыми. Он указал на то, что дети учатся проповедям и молитвам, которые написаны не только на деревянном, учено-варварском языке, но и отражают черты сорокалетнего мужчины. Розанов считал, что религия потеряла понимание о детской душе и особом детском мире, и забыла о важности воспитания и развития детей.

5 стр., 2284 слов

Устное : «Что для меня значат сказки Пушкина» план-конспект по чтению

... что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.) - Маленький Саша Пушкин ... от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.) - Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего ...

Саша Черный, вероятно, был вдохновлен подобными мыслями и решил внести Библию в детское чтение. Он видел в этой древней книге многовековую народную мудрость и христианские заповеди, которые живут уже две тысячи лет. Черный считал важным, чтобы дети на ранних стадиях душевного развития понимали Священное Писание.

Однако, перед Черным было непостижимо трудное задание – перевести притчи и истории из Библии на язык, понятный и интересный детям. Он создал «Библейские сказки», которые представляют собой не просто пересказ, а фактически новые произведения. Черный воспринимал истины, заключенные в Библии, через свое сердце и свое представление о жизни.

Хотя личное восприятие автора скрыто глубоко и потаенно, трактовка и толкование его произведений все же возможны. Таким образом, выбор Черным библейских мотивов, вероятно, связан с его ставленником к религии и желанием помочь детям понять Священное Писание на их уровне душевного развития.

Такова одна из версий, объясняющих выбор Саши Черного обратиться к библейским сюжетам и создать свои собственные «Библейские сказки».

Анализ художественной специфики библейских текстов в «Библейских сказках» Саши Черного

В работе Карпова В.А. «Проза Саши Черного в детском чтении» отмечается, что в «Библейских сказках» Саша Черный отображает пророка Елисея не как грозного посланца Бога, а как доброго старика, который любит детей и устанавливает с ними дружеские отношения. Это создает атмосферу любви и терпимости, которая отличается от мести, которой учат сказки Саши Черного. Кроме того, в этих сказках не льется кровь, звучит доброе слово.

Анализируя языковую и художественную специфику библейских текстов, можно выделить несколько ярких приемов и особенностей. Как указывает автор, в «Библейских сказках» Саша Черный достигает высочайшего мастерства рассказчика. Он строит увлекательный, четко организованный сюжет, который движется в быстром и легком темпе. Кроме того, автор блестяще владеет сочным разговорным языком, что придает текстам особую выразительность и живость.

Как отмечает В.А.Добровольский в своих воспоминаниях о Саше Черном, в библейских текстах преобладают притчи, тяжелые предсказания и угрозы, а отношение к природе в них ограничено несколькими словами. Однако Саша Черный наполняет сюжеты Ветхого Завета уютным человеческим теплом и светлым юмором. Он детализирует пейзажи, создавая более живые и наглядные образы места действия.

В целом, «Библейские сказки» Саши Черного можно назвать апокрифичными историями, которые более точно и глубоко выражают суть явления, чем реальная правда. Они отличаются от библейских текстов своей любовью и терпимостью, а также более детализированными пейзажами и использованием разговорного языка.

Художественная детализация и переосмысление фольклорных традиций в литературе

Художественная детализация в литературе играет важную роль. Она относится к поведению и речи персонажей, а также к обстоятельствам, в которых происходит действие. Примером такой детализации может служить изображение райского сада в сказке «Первый грех». В этом описании комары не кусали никого, даже Адама и Еву, которые ходили без одежды. Гиены мирно сидели под бананами, не грызлись между собой и ждали, пока ветер не сбросит им связку плодов. Таким образом, автор «Библейских сказок» приближает библейский текст к восприятию ребенка и вносит в него душевность.

39 стр., 19070 слов

Жанровая специфика литературной сказки

... Для написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного процесса 20-30- ... несет на себе печать неповторимой творческой индивидуальности автора» [24, с. 3]. Такое упрощение недопустимо, т.к. литературная сказка как авторское произведение имеет ряд структурных ...

Важно отметить, что автор «Библейских сказок» умело соединил языческое поклонение природе с нравственными ценностями христианской проповеди. В результате строгая и пугающая гравюра Библии оживает, наполняется теплом, светом, ароматами, звуками и движением.

Переосмысление фольклорных традиций

Саши Черного следует отметить его вершинное достижение в прозаических жанрах — сборник «Солдатские сказки». Эти произведения начали публиковаться с 1928 года, а первое отдельное издание состоялось в 1933 году, после смерти автора. Хотя эта книга изначально не была предназначена для детского чтения, многие тексты из нее могут быть предложены детям с некоторой адаптацией.

«Солдатские сказки» Саши Черного — это мощный творческий заряд, который накапливался в течение многих лет. Автор провел в российской армии много лет и изучил солдатский быт, нравы, язык и фольклор. Сборник разнообразен по жанру: здесь есть солдатские байки, волшебные сказки и социально-бытовые сказки. Особый интерес представляет имитация народной переделки литературного текста, например, озорной пересказ солдатом-балагуром поэмы Лермонтова «Демон», из которого получается сказка «Кавказский черт».

В данной статье рассматривается особенность сборника «Солдатские сказки» Саши Черного, который представляет собой литературные произведения, основанные на канонах жанровых разновидностей народной сказки. В то же время автор вносит свои оригинальные сюжеты, включая реалии Первой мировой войны.

Основной герой-солдат, как и в народной сказке, обладает смекалкой, веселым и неунывающим характером, а также проявляет справедливость и бескорыстие. «Солдатские сказки» изобилуют искрометным юмором, хотя иногда он может быть солоноватым, что вполне соответствует солдатской речи. Однако автору удается сохранить безупречный вкус и не скатываться к пошлости.

Основное достоинство сборника заключается в том, что он является настоящей сокровищницей народного русского языка. Здесь представлены посоветования, поговорки, прибаутки и другие речевые красоты, которые отражают фольклорную традицию. Это придает произведениям особый колорит и делает их близкими народу.

Интересно отметить, что персонажи «Солдатских сказок» Саши Черного имеют общность с персонажами быличек, которые являются мифологическими и связаны с народными верованиями. Это напоминает о происхождении сказок из мифов, которые показывают, что за всем неживым вокруг нас стоит живое. Однако с течением времени и забвения верований, сказки обогащаются бытовыми и вымышленными мотивами, где чудесное происходит в обычных бытовых ситуациях, таких как крестьянские избы и солдатские казармы.

Примером такого обогащения вымысла является сказка «С колокольчиком», где описываются незнакомые для простого солдата столичные улицы и интерьер кабинета «военного министра». Особенностью этого кабинета является наличие множества кнопок, что добавляет элемент фантастики в историю.

9 стр., 4347 слов

Творческое наследие Саши Черного

... жизни и творчестве Саши Черного уместно в данный период времени. Объектом исследования является творческое наследие Саши Черного (О.М. Гликберг). Предмет исследования - жизнь и творчество Саши Черного. Цель работы ... данной работе предпринимается попытка убрать завесу тайны над жизнью и творчеством Саши Черного (О.М.Гликберг). Многие исследования были направлены на изучение более молодого поколения ...

Анализ процесса демифологизации в «Солдатских сказках»

В работе «Солдатские сказки» Саши Чёрного выявляется процесс демифологизации, который проявляется в описании внешности и действий нечистых духов. Эти существа, которые ранее были представлены в народных сказках как реальные и мифологические герои, в «Солдатских сказках» теряют свою достоверность и явность своего существования. Таким образом, автор подвергает сомнению реальность историй, связанных с этими нечистыми духами.

Кроме того, процесс демифологизации также затрагивает время и место действия в сказках. В народных верованиях конца XIX — начала XX века, которые отражены в «Солдатских сказках», имелись четкие представления о времени и месте, где происходят действия. Однако в работе автор старается размывать границы между реальностью и сказочным миром, создавая ощущение нереальности и неопределенности.

Помимо этого, автор придает сказочным героям определенные человеческие черты и идеализирует их. Вместо того чтобы представить этих героев как мифологических существ с магическими силами, автор антропоморфизирует их, придавая им человеческие качества и даже преображая в красивых и благородных героев. Это свидетельствует о том, что автор стремится привнести реализм и близость к реальному человеческому опыту в свои сказки.

Еще одним важным аспектом «Солдатских сказок» является использование русского языка. Через язык автор удается передать национальный дух и культуру русского народа, особенно в контексте крестьянского и солдатского быта времен Первой мировой войны. Автор признает родную речь как сокровище, которое способно связать вынужденных эмигрантов с их родной страной, и поэтому он сознательно использует русское слово в своих произведениях.

Таким образом, «Солдатские сказки» Саши Чёрного представляют собой особое произведение, в котором происходит процесс демифологизации сказочных существ и мифологических героев, а также демифологизации времени и места действия. Автор придает сказочным героям человеческие черты и идеализирует их, в то время как они утрачивают свои магические силы. Русский язык играет важную роль в работе, усиливая ее связь с культурой и бытом русского народа.

Исследование многочисленного творческого пути Саши Черного позволяет нам обратиться к переломным историческим моментам и приоритетам, которые он внедрил в свою систему художественного творчества. Для этого целесообразно использовать сравнительно-исторический и биографический методы исследования.

Существует множество примеров того, как писатели обращались к богатствам устной народной речи и преданиям. Одним из таких примеров являются «Солдатские сказки» Саши Черного. Интересно отметить, что Черный читал в Париже доклады об апокрифах Н. Лескова и о русских народных песнях по записям Гоголя, а также мечтал о получении старого издания «Толкового словаря» В. Даля от Деда Мороза на Новый год. Все это говорит о его интересе к устной народной речи и его стремлении сохранить связь с русским фольклором.

Однако особенностью подлинно русской литературы является ее неотъемлемая связь с народом и его творчеством. Даже находясь в эмиграции, Саша Черный оставался русским писателем благодаря этой связи. Александр Иванов замечает, что никто из писателей своего времени не смешался с народным духом и национальной речью так, как Саша Черный, особенно в «Солдатских сказках». Замечательно, что Черный был городским человеком, а все же смог так глубоко стать одной с народной стихией.

2 стр., 594 слов

Знакомство с рассказом Саши Черного «Игорь-Робинзон» (Литература XX века)

... за фартук тянет к пруду! Увидел мальчика и садовник. Он и вывез Игоря-Робинзона с острова. Как быстро возродилось чувство уверенности в мальчике! Ведь ничего страшного ... ружья-то нет, нет и аэроплана. Помощь приходит неожиданно. Пудель садовника, лохматый черный друг Цезарь, взволнованно лает, объясняет всем на своем собачьем языке, что видит ...

Подлинно русская литература всегда оставалась связанной с народом и его фольклором, именно благодаря этому Саша Черный, будучи в эмиграции, оставался русским писателем.

Заключение

При исследовании долгого творческого пути Саши Черного, который пришелся на переломные исторические моменты, а также приостановленную систему приоритетов, заимствованную им для своего художественного творчества, рекомендуется использовать сравнительно-исторический и биографический методы исследования.

Невозможно отрицать, что современное детское чтение невозможно без включения в его круг достижений как русской, так и зарубежной детской литературы, несмотря на то, сколько ярлыков временами пришлось приписывать этим произведениям. Если поэт находит правильное слово и подходящую интонацию, его произведения всегда остаются интересными и актуальными для маленьких читателей.

Случай Саши Черного оказался особенным, так как его творчество стало доступным российскому массовому читателю только спустя долгое время после его смерти. Это значит, что во время жизни поэт, который был живым и настоящим, потерял своего русского читателя. Тем не менее, «вторая» жизнь Саши Черного будет долгой.

Сборник «Детский остров» занимает особое место в творчестве Саши Черного и является кульминацией его «детской» линии. Можно сказать, что детская тематика является постоянным этапом его творчества.

Одним из символов всей русской детской литературы можно считать сборник «Детский остров» Саши Черного. В этом произведении не только художник находит свое спасение, уходя на этот остров, но и сами дети воспринимают детство, как пребывание на острове, защищающем их от взрослых. Таким образом, «Детский остров» выполняет важную роль в истории русской литературы, помогая постигать детский мир через художественно-поэтический подход.

По своему значению «Детский остров» можно сравнить с такими произведениями, как «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л. Н. Толстого, а также с «Детством Темы» Н. М. Гариным-Михайловского. Именно в творчестве Саши Черного этот сборник стал своеобразным отражением особого отношения поэта к миру детства, которое близко к связи поэта с самим миром.

Для Саши Черного перевоплощение в ребенка, который воспринимает мир соразмерным себе, имеет свои ограничения. Он не представляет себе возможности полностью стать ребенком, и ограничивается лишь исследованием детского мира через свое творчество.

После смерти Саши Черного, Куприн выразил следующие слова: «И рыжая девчонка лет одиннадцати, научившаяся читать по его азбуке с картинками, спросила меня под вечер на улице: ‘Скажите, это правда, что моего Саши Черного больше нет?’ И у нее задрожала нижняя губа. — Нет, Катя, — решился ответить я, — умирает только тело человека, подобно тому, как умирают листья на деревьях. Человеческий же дух не умирает никогда. Потому — то и твой Саша Черный жив и переживет всех нас, и наших внуков, и правнуков и будет жить еще много сотен лет, ибо созданное им сделано навеки и овеяно чистым юмором, который — лучшая гарантия для бессмертия».

4 стр., 1899 слов

Белорусская литература

... не успел опубликовать уже написанные произведения. Продолжала развиваться белорусская литература на эмиграции (Наталья Арсеньева, Алесь Салавей). Специализированными периодическими ... Иван Шамякин Евгения Янищиц Сократ Янович 2.5. Современная литература [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/sovremennaya-belorusskaya-literatura/ Светлана ... Мн., 1999. Данный реферат составлен на основе .

Таким образом, Саша Черный действительно живет в своих стихах. Эти произведения до сих пор учат наизусть, читают и перечитывают, каждый раз открывая новые грани и смыслы.

Саша Черный: гений сатиры детской литературы

Саша Черный — выдающаяся фигура русской литературы, чьи произведения вызывают огромный интерес даже сейчас. Хотя он жил и творил в середине XX века, его работам в нашей жизни удается сохранять востребованность.

Главный девиз Саши Черного

Саша Черный — автор очень известных политических сатир, детских книг, рассказов и стихов, основой которых является юмористические сюжеты. Его главной задачей всегда было передать творческий девиз: что смеяться — значит понимать, что происходит в реальном мире.

Литературное наследие Саши Черного

Многие его стихи и рассказы производят на читателей огромное впечатление своим юмором, легкостью и неподражаемым слогом. Сам Саша Черный крайне ярко и захватывающе мог писать о самых разных вещах.

Как раз потому, что его работами сегодня интересуется множество людей, Саша Черный может считаться человеком долговечным талантом, которому было удавалось и удается продлевать свое наследие до сих пор.

Заключение

Саша Черный стал истинным гением русской поэзии и литературы в целом. Его необычный подход к творчеству и юмору провоцирует не только тех, кто готов расслабиться и наслаждаться жизнью. Но и тех, кто, несмотря на все трудности и проблемы, продолжает увлечение литературой все легче занять остротой и жизнерадостностью сердца, благодаря творчеству Саши Черного.

Произведения Саши Черного представляют собой ценный материал для изучения в средней школе, особенно в рамках внеклассного чтения и обсуждения. Работа учителя на уроке литературы может значительно облегчиться при использовании материалов, представленных в данной статье.

Выбранные темы для обсуждения:

  • Повесть «Кошачья санатория».

Урок целесообразно начать с введения учителя, подчеркивая значимость изучения творчества Саши Черного. Первым произведением для обсуждения предлагается повесть «Кошачья санатория».

Анализ повести:

Рассмотрим основные темы и мотивы, присутствующие в повести. Черный Саша известен своим неповторимым стилем и взглядом на мир, что делает его произведения интересными для анализа.

Стиль и художественные приемы:

Произведения Черного обладают уникальным стилем, который можно рассмотреть через призму литературных приемов. В этом контексте, работы Есин А.Б. и Копыловой Н.И. могут предложить полезные инструменты анализа.

Влияние на читателя:

Изучение воздействия произведений на читателя также является важным аспектом урока. Работа Кривина Ф. и Усенко Л.В. может помочь в понимании, как Черный Саша достигает своей цели через литературные средства.

Заключение:

Внимательное исследование творчества Саши Черного на уроках литературы способствует развитию литературного вкуса и аналитических навыков учащихся. Выбранная тема «Повесть «Кошачья санатория»» предоставляет богатый материал для обсуждения и анализа.

«Кошачья санатория» и «Дневник фокса Микки»: анализ аллегорических сюжетов

Введение

Некоторые литературные произведения занимают особое место в истории культуры. Создатели этих произведений предполагали аллегорический смысл своих произведений, который часто остается незамеченным. В обзорной статье будут рассмотрены произведения «Кошачья санатория» Андрея Белого и «Дневник фокса Микки» Алексея Толстого. Основной целью работы является анализ аллегорических сюжетов этих произведений и выявление их смыслового содержания.

Анализ «Кошачьей санатории» Андрея Белого

«Кошачья санатория» — это авторская аллегория на человеческое сообщество, русскую эмиграцию написанная на ярком примере поведения кошек. Организованный на деньги богатой американки приют для бродячих животных, образует идентичную искусственную среду полного пожитков, своего рода гармоничный ЗАГС, хотя каждая персонаж наряду со своими взаимоотношениями имеет индивидуальный характер.

Автор использует образ кошек, чтобы описать различные типы людей — запросивших эзотерических знаний, чиновников бухгалтера, зудящих религиозных проповедников – `качок’, ревнующих дам на фонарном столбе обезбашенных принцев. Белый кот Михалыч — лдер щебечущая с результатностью, радостью и черезвычайной пегасом для других животных. Кот Бэппо, же хочет выбраться из этого гнезда и начать вести самостоятельную независимую жизнь. Различные персонажи символизируют различные типы эмигрантов.

Катитя (героиня) в повести (эзотерический тип) — несмотря на все свои знания и жизненный — укрепленные, все же не может выйти на новый `ур’, не обрести нового свободного существования — (видимо определенная обстановка подавляет ее) — ожидающего новые открытия, новые победы. Она общается со старым котом – Михалычем, который с самого начала был шутником и стремился к `власти’ (— пушистых усов, которые и `были формальным знаком наличия прав, принадлежности к элите жизни).

Он `играл’ в кота на территории, много чего оказывалось в его руках: ключи от ограды, банки с кормом и др.

Таким образом в повести четко проявляется аллегорический смысл — жизнь в рамках приюта, совсем не жизнь, а нечто похожее на тюрьму, где назначена пища и рапортуют друг на друга, достаточно красочно спланированные настройки делают и ее-то прекрасно `функционирующей’.

Анализ «Дневника фокса Микки» Алексея Толстого

В свою очередь, «Дневник фокса Микки» использует аллегорию для описания человеческого общества на примере зверей, «живущих» в лесной гуще. Фокс Микки, главный герой повести, выделяется среди прочих животных – он умный, догадливый и энергичный. Именно он начинает видеть мир иначе, ищет лучших условий жизни и борется за свои права. Как и в «Кошачьей санатории», главный герой идет навстречу опасностям и трудностям в поисках своего места в мире.

В повести фокс Микки не просто энергичный и самостоятельный лис, он символизирует новое поколение людей, которые готовы бороться за свои права и свободу. Представленные в произведении другие звери символизируют различные типы людей, которые не могут выйти за рамки своих убеждений и привычных условий жизни.

Так, например, косула Симона, которую можно отнести к типу консерваторов, настаивает на том, что надо придерживаться заранее определённых культурных традиций, «где чин и порядок», а заяц-беженец Даниель, являющийся типичным еврейским беженцем, борется за право жить свободно вне пределов территории сильных кланов, защищаясь от настойчивых попыток культурной ассимиляции со стороны городских проходилцев.

Заключение

Таким образом, обе повести изучают изнанку человеческого самоопределения. Постепенно проявляется смещение центра тяжести от лояльности к личной безопасности к необходимости самоутверждения рэндовской индивидуальности в сложившемся социуме.

«Кошачья санатория» Андрея Белого и «Дневник фокса Микки» Алексея Толстого — это произведения, которые скрывают аллегорический смысл под красочным описанием животных. Они используются для создания образа человеческого общества и того, как каждый тип персонажа может взаимодействовать в нём. В этих произведениях в общий смысл передаются важные для человека жизненные ценности — свобода, выбор собственного пути, независимость.

Одним из самых известных произведений для детей от Саши Черного является повесть «Дневник фокса Микки». В этом произведении, опубликованном в 1927 году, автор рассказывает несколько бытовых эпизодов из жизни русских эмигрантов во Франции. Однако, особенностью этой повести является то, что она написана в форме дневника собаки, что является редкостью в детской литературе.

Главные герои повести – маленькая девочка Зина и ее маленькая собачка Микки. Автор подчеркивает сходство в поведении и уставшиначленности этих героев.

Микки, как и положено настоящей собаке, преданно любит свою хозяйку. Однако, автор показывает не только радость и восторг Микки, но и его грусть и страх. Такой подход делает персонажа живым и человечным.

Использование литературной формы дневника собаки дает возможность показать жизнь обычной русской семьи эмигрантов изнутри, а также с точки зрения собачьего героя. Такой подход не только делает произведение уникальным, но и интересным для детей.

Однако, стоит отметить, что введение такого необычного героя, как собака, в детских произведениях не является чем-то новым. Также как и в дневнике фокса Микки, в других произведениях использовались эти животные, например, в романе Э.Т.А. Гофмана «Жизненные воззрения кота Мурра».

Таким образом, «Дневник фокса Микки» – это прекрасный образец детской литературы с необычным подходом и интересным героем. Эта повесть является заслуживает внимания не только детей, но и взрослых.

В повести масса проницательных наблюдений за бытовой жизнью людей как чем-то чуждым, оригинальным, нуждающимся в растолковании: «Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на полу, — его тычут в нее носом; когда же то же самое сделает Зинин младший братишка, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку… Тыкать, так всех!». Там же. — С. 14.

В таком жанре обычно создаются путевые заметки о жизни и обычаях далеких экзотических народов. Здесь это репортаж о том же, но поданный в другом ракурсе: из-под стола, сидя на руках хозяйки, от кухонной собачьей миски. К тому же позиция «простодушного» позволяет писателю дать ряд прекрасных зарисовок людских нравов. Вот подобная курортная зарисовка: «Сниматься они тоже любят. Я сам видал. Одни лежали на песке. Над ними стояли на коленках другие. А еще над ними стояли третьи в лодке. Называется: группа… Внизу фотограф воткнул в песок табличку с названием нашего курорта. И вот нижняя дама, которую табличка немножко заслонила, передвинула ее тихонько к другой даме, чтобы ее заслонить, а себя открыть… А та передвинула назад. А первая опять к ней. Ух, какие у них были злющие глаза!». Избранная проза. — М., 1991. — С.15; Там же. — С. 28.

3 сообщение. Сборник «Солдатские сказки»

Следует упомянуть и о вершинном достижении Саши Черного в прозаических жанрах — в сборнике «Солдатские сказки». Произведения, составившие сборник, публиковались с 1928 г. Первое отдельное издание состоялось после смерти автора — в 1933 г. Оговоримся, что эта книга не предназначалась собственно для детского чтения, но при известной адаптации многие тексты этого сборника вполне могут быть предложены детям.

«Солдатские сказки» Саши Черного — случай высвобождения мощного творческого заряда, накапливавшегося много лет. В него вошли годы, в течение которых A.M. Гликберг служил в российской армии рядовым солдатом. Так что солдатский быт, нравы, язык, фольклор он изучил в совершенстве.

Сборник достаточно разнороден в жанровом отношении: здесь присутствуют солдатские байки («Кабы я был царем», «Кому за махоркой идти»), волшебные сказки («Королева — золотые пятки», «Солдат и русалка» и др.), социально-бытовые сказки («Антигной», «С колокольчиком» и др.).

Особый интерес представляет имитация народной переделки литературного текста — озорной пересказ солдатом-балагуром поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», из чего получается сказка «Кавказский черт».

В основу данных литературных сказок положены основные каноны жанровых разновидностей народной сказки при сугубо оригинальных авторских сюжетах (некоторые из них даже включают реалии Первой мировой войны — например, «Бестелесная команда» или «Сумбур-трава»).

Основной носитель фольклорной традиции — главный герой-солдат. Как и в народной сказке, герой Саши Черного обладает смекалкой, веселым и неунывающим характером, он удал, справедлив и бескорыстен.

«Солдатские сказки» переполнены искрометным юмором, правда, зачастую по-солдатски солоноватым. Однако писателю, обладающему безупречным вкусом, удается не скатываться к пошлости.

в сутки и дятлы, веселятся),

Это было последнее крупное произведение писателя. 5 августа 1932 г. он участвовал в тушении лесного пожара неподалеку от своего дома и в тот же день скончался от сердечного приступа. Похоронен A.M. Гликберг был на кладбище поселка Лаванду.

Приложение 2

В старших классах творчество Саши Черного следует изучать, принимая во внимание специфику комического начала в его произведениях. Здесь уместно расположить тему в контексте изучения дореволюционной сатирической литературы, либо литературы русского зарубежья. Возможно обращение к более серьезным литературоведческим источникам, более самостоятельная исследовательского характера самостоятельная работа учащихся, которая может быть оформлена в виде реферата и изложена в виде доклада на уроке.

Примерные тезисы приводятся ниже.

Обзор творчества Саши Черного-юмориста.

Выдающимся детским поэтом и писателем юмористического склада, работавшим в 10-30-е гг. XX в., следует называть Сашу Черного. Это псевдоним Александра Михайловича Гликберга (1880-1932), который в большую литературу вошел как язвительный сатирик. Еще в 1905 г. было опубликовано стихотворение «Чепуха», которое автор подписал псевдонимом Саша Черный (явная пародия на псевдоним символиста Б.Н. Бугаева «Андрей Белый»).

Первый сборник стихов Саши Черного «Разные мотивы» вышел в 1906 г. За политическую сатиру сборник был арестован, а его автор привлечен к суду. Тысяча девятьсот шестой-тысяча девятьсот седьмой годы Саша Черный провел за границей, в Германии, слушая лекции в Гейдельбергском университете. В 1908 г. вместе с А. Аверченко, Н. Тэффи и другими авторами он начал издавать знаменитый сатирический журнал «Сатирикон».

Став уже известным поэтом-сатириком, Саша Черный начинает писать для детей. С этого времени, пробуя свои силы в различных жанрах, он приобретает все большую известность как детский писатель. Саша Черный предпринимает издание первого коллективного детского сборника «Голубая книжка», в котором появился его первый детский рассказ «Красный камешек». Участвует в альманахе «Жар-птица», редактируемом К.И. Чуковским, выпускает книги стихов «Тук-тук» (1913) и «Живая азбука» (1914).

В 1914 г. Саша Черный ушел на фронт вольноопределяющимся. К 1917 г. он оказался под Псковом, а после Февральской революции стал заместителем народного комиссара. Октябрьскую революцию не принял. В 1918-1920 гг. жил в Литве (Вильно, Каунас), откуда начался его путь в эмиграцию.

Творчество Саши Черного в эмиграции почти все посвящено детям. У Саши Черного не было своих детей, а детей он очень любил. Думая о Родине, он тревожился о судьбе русских девочек и мальчиков, теряющих живую связь с Россией, а главной связующей нитью была русская речь, русская литература. В этом сказалось всеохватное ностальгическое чувство. Разлука с Родиной, с Россией осветила прошлое, невозвратное совершенно по-новому: то, что вызывало горькую усмешку там, дома, вдали от Родины преобразилось, показалось милым — и милее всего детство.

В 1921 г. в Данциге выходит книга «Детский остров», в 1923 г. в Берлине — сборник «Жажда». Больше года прожил Саша Черный в Риме, там появилась его «Кошачья санатория» (1924).

Довольно много произведений и в стихах, и в прозе посвящено Парижу и его маленьким русским обитателям: здесь Черный-эмигрант прожил дольше, чем в других европейских городах. В 1928-1930 гг. в Париже были напечатаны его «Солдатские сказки», в 1928 г. вышли отдельным изданием «Несерьезные рассказы».

Юмористические произведения (рассказы и повести) Саши Черного адресованы прежде всего сердцу и уму ребенка. Таков, например, «Дневник фокса Микки». Написанная в 1927 г., книга невольно пародирует мемуарный жанр, вошедший в моду, но содержит и традиционный для русской и мировой литературы сюжет, когда обычный мир видится глазами необычного существа. Повествование ведется от имени собаки, живущей в иной, нечеловечески взрослой «системе ценностных ориентиров».

Стихи, рассказы, сказки Саши Черного соединяют в себе парадоксальную ситуацию, в которую попадают герои, и не без лирики выписанные портреты персонажей. Так происходит в рассказах «О самом страшном», «Пасхальный визит», «Кавказский пленник».

лирическую

Приложение 3

В качестве произведения для анализа в классе мы предлагаем рассказ «Люся и дедушка Крылов», фрагмент из которого приводится ниже. Он вполне приемлем для зачитывания вслух, возможно по ролям, демонстрирует возможности диалога в художественном тексте, позволяет формировать навык выразительного чтения, постигать средства комического изображения.

— Спасибо, дедушка. Очень я рада, что вы пришли. Очень! Слушайте, дедушка, у меня много-премного вопросов. <…> Очень мне ваши басни нравятся! Больше китайской собачки. Но вот только… Можно спросить?

— Спрашивай.

— Например, «Ворона и Лисица». Я была в парижском зоологическом саду, нарочно проверяла. Принесла с собой тартинку с сыром, сунула в клетку, — а она не ест! Ни за что не хотела есть… Как же так? Чего же она к вороне лезла со своими комплиментами? «Ах, шейка!» «Ах, глазки!» Скажите, пожалуйста!..

Крылов огорченно крякнул и только руками развел.

— Не ест, говоришь, сыру… Ишь ты! Я и не подумал. И у Лафонтена, который басни по-французски писал, тоже — сыр. Что же делать, Люся?

— Очень просто, дедушка. Надо так: «Вороне где-то Бог послал кусочек мяса…» Поняли? Потом «Лисица и виноград»… Я и винограду с собой кисточку принесла в зоологический сад.

— Не ест? — спросил с досадой дедушка.

— В рот не берет! Как же у нее «глаза и зубы разгорелись»?

— Что же делать-то, по-твоему?

— Пусть, дедушка, цыплята сидят на высокой ветке. Лисица внизу прыгает и злится, а они ей нос показывают.

Примерное направление анализа.

Юмористически «сталкиваются» басенная традиция иносказания, «практика жизни», детский взгляд на литературу и жизнь, на художественную правду и правду «факта». В таком парадоксе и рождается собственно юмористическое. При этом выражения типа «лезла с комплиментами» выдают противоречивость детской позиции, в которой просто смешивается человеческое и естественное, зооморфное. Детское восприятие юмористики требует динамики и этой самой юмористической линии, так что по законам детской литературы героиня рассказа говорит затем следующее:

условность

Еще одним показательным примером в своеобразной юмористике Саши Черного является «Дневник фокса Микки» — произведение содержащее прекрасные возможности для фронтальной работы с учащимися.

Приводим фрагмент для анализа, в результате которого возможно сделать многочисленные выводы, касающиеся традиций отечественной юмористической литературы.

Зинин папа взял нам ложу: мне и Зине. Ложа — это такая будка, вроде собачьей, но без крыши. Обита красным вонючим коленкором. Стулья складные и жесткие, потому что цирк походный.

Оркестр ужасный! Я вообще музыки не выношу, особенно граммофона. Но когда один скелет плюет в флейту, а другой, толстяк, стоймя поставил огромную скрипку и ерзает по ней какой-то линейкой, а третий лупит палками по барабану, локтями о медные линейки и ногами в большой пузатый бубен, а четвертая, лиловая и курица, разъезжает взад и вперед по пианино и подпрыгивает… О! «Слуга покорный», — как говорит Зинин холостяк дядя, когда ему предлагают жениться.

Клоуны — просто раскрашенные идиоты. Я думаю, что они напрасно притворяются, будто они нарочно идиоты, наверно, такие и есть. Разве станет умный человек подставлять морду под пощечину, кататься по грязным опилкам и мешать служителям убирать ковер? Совсем не смешно. Одно мне понравилось: у того клоуна, у которого сзади было нарисовано на широких штанах солнце, чуб на голове вставал и опускался… Еще ухо, я понимаю, но чуб! Очень интересный номер!

Жеребец-толстяк, а что он неоседлан, совсем не важно. У него такая широкая спина, даже с выемкой, что пляши на ней, как на хозяйской постели, сколько хочешь. Прыгал он лениво. Словно вальсирующая корова… А мисс Каравелла все косилась трусливо на барьер и делала вид, что она первая наездница в мире. Костюм славненький: вверху ничего, а посередине зеленый и желтый бисер. И зачем она так долго ездила?