Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы

Сочинение

Александр Пушкин, «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой

Лирический герой стихотворения Пушкина находится в заточении и не имеет возможности выбраться на волю. Но, несмотря на это, его душа и мысли свободны, ведь человек с самого рождения волен сам выбирать свой путь, он – независимая личность. Автор уподобляет героя орлу, называя обоих «вольными птицами».

Темой стихотворения является внутренняя свобода личности, которую никто не может ограничить, даже «спрятав» его от окружающего мира. Главное, по мнению поэта, — сохранить независимость убеждений, именно она делает человека недосягаемым даже для физических угроз.

Сочинение по литературе. Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы.

Свобода. Что мы понимаем под этим словом? Для каждого она имеет разный смысл, но я вижу две стороны “свободы”. Первая — это физическая свобода: ты независим в своих движениях. Вторая — это духовная независимость, свобода мысли. Эта тема часто встречается в русской литературе, но мне особенно понравилось то, как представил ее читателям Михаил Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”. Автор лично столкнулся с темой свободы в своей жизни: его произведение “Мастер и Маргарита” попал под цензуру, и Булгаков, отчаявшись, сжег его. Лишь через несколько лет, по настоянию жены, он восстановил его по памяти. Роман во многом автобиографичен: Булгаков — Мастер, его жена — Маргарита. Главный герой в книге сначала сжигает свое произведение, а потом восстанавливает.

В романе я увидел зависимость общества: оно подчинено коммунистическому строю, гонится за трудовыми рекордами и социалистическими идеями, при этом забывая о духовных ценностях. А Мастер, как свободная личность, не находит здесь своего места. Его роман не вышел в печать по вине бездарных критиков. Литературная деятельность в Москве приобрела коммунистический уклон, здесь неважно — есть у тебя талант или нет, главное — угодить руководству страны, что, по моему мнению, неправильно. В этом я убедился после раскаяния Ивана Бездомного, который понял, что писал ужасные стихи. Вот она — тема свободы. В Москве нет места истинному таланту, поэтому Мастер уничтожает роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри и уходит в клинику Стравинского.

2 стр., 995 слов

Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... и ему, и его спутнице Маргарите. Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа "Мастер и Маргарита", хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в ...

Тема свободы звучит и в книге Мастера. Заключенный Иешуа, как прототип Иисуса Христа, независим духом, поскольку мыслит не о себе, а обо всем человечестве.

Прокуратор Понтий Пилат, напротив же: раб своей власти и Кесаря. Он боится потерять свое положение, хотя не равнодушен к судьбе проповедника и хочет ему помочь. Здесь, как мне кажется, Булгаков хотел нам показать, что духовная независимость — это главное во все времена.

В книге автор посылает Воланда проверить, как изменились люди со времен Ершалаима. Мы видим, что москвичи не лишены извечных человеческих пороков: алчности, зависти и предательства. Особенно хорошо

это проявляется на сеансе черной магии, после которой многие попадают в клинику Стравинского. На ее примере я заметил такую особенность, связанную со свободой. Люди, хотя находятся в “психушке”, становятся более свободными, так как оценивают свою жизнь со стороны. Там они ни от чего не зависят и очищаются духовно. С жителями Москвы все наоборот. Ну а что же их судьи: Воланд и его свита? С первого взгляда мне показалось, что в их компании царят дружба и озорство, но лишь в конце понимаешь, что это не так. Фагот, Бегемот, Азазелло и Гелла — рабы Воланда, они искупают вину за совершенные при жизни преступления. Их веселость — это лишь маска, все они печальные личности, хотя помогают Мастеру и Маргарите воссоединиться. Кстати, о взаимоотношениях главных героев. Как мне кажется, они неравноправны. Маргарита, в отличие от Мастера, раба своей любви. Она делает все, чтобы вновь с ним встретиться: становится ведьмой, идет на бал к дьяволу, следует за любимым в потусторонний мир.

Роман очень интересен своим сюжетом и мастерством автора, недаром Булгаков трудился над ним 12 лет. Но несмотря на свою фантастичность, это произведение затрагивает множество философских тем, о которых можно долго говорить, однако для меня главной здесь является тема свободы. Она будет существовать во все века, как нам показал Булгаков. А для меня лично, свобода — это независимость физическая, материальная и, самое главное, духовная. Ведь без нее люди бы “ломались” и умирали, писатели перестали бы создавать для нас великие произведения, не произошли бы многие исторические события и человечество прекратило бы свой путь в поисках совершенства. А вы согласны со мной?

Марина Цветаева, «Кто создан из камня…»

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье

Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некий манифест, оно провозглашает правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами задают себе границы. Главным для неё является чувство душевной свободу, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом, материальном плане, но и, в первую очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность.

Эволюция темы свободы в русской поэзии начала XIX века

Тема свободы во все времена занимала значительное место в поэтическом творчестве. Я думаю, это происходит из-за того, что свобода есть естественное проявление человеческой души, а поэт всегда выступает исследователем внутренней жизни человека. Но никакая другая тема стихотворений не связана так с эпохой, в которой живет поэт, с суждениями и мнениями, которые он разделяет. Поэтому, задавшись целью понять, как изменяется тема свободы в лирике самых ярких поэтов начала XIX века, Пушкина и Лермонтова, необходимо проследить изменения в общественной

10 стр., 4506 слов

«Дуэль в русской жизни и литературе XIX века» ученицы 9а класса ...

... споров. Именно поэтому я выбрала тему для своего реферата, связанную с этими понятиями, «дуэли в русской жизни и литературе в первой половине 19 века» Дуэль История дуэлей, т.е. поединков, уходит в глубокую древность. Дрались из-за ... Россию. А миг высокой свободы ему дала смерть. Пушкин умирал не побежденным, а победителем. Известный поэт не дал сделать из себя игрушку в чужих руках, жертву сплетен, ...

жизни России в то время. Итак, шло второе десятилетие XIX века. Великая война потрясла Россию, разрушив старую жизнь екатерининских вельмож. Но и в новой жизни осталось угнетение, и в новой жизни страдал народ, тот народ, что сокрушил непобедимого завоевателя Европы, стонал, как и прежде, под ярмом помещиков. Невозможность сохранять существующее положение вещей была ясна всем передовым людям эпохи. К тому же идеи французского просвещения уже глубоко проникли в русскую жизнь, и особенно живо их восприняла революционно настроенная молодежь. Политическим идеалом стала конституционная монархия, и с ее помощью будущие декабристы мечтали освободить русский народ от векового гнета крепостничества. В первых рядах молодого поколения тех лет был и Александр Пушкин. Пушкин разделял взгляды декабристов. И, конечно, прежде всего поэт воспевал дело свободы, той свободы, которая, как воздух, нужна угнетенному народу. В борьбе за этот светлый идеал Пушкин готов отдать все силы и так видит свой долг гражданина: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Мы видим, что для молодого поэта свобода – это понятие политическое, антитеза тирании, поэтому нерушима ее связь с законом: Лишь там над царскую главою Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье… Но вместе с таким пониманием свободы, идущим еще от традиций классицизма, есть в лирике молодого Пушкина и другое понятие – “воля”.

Воля понимается поэтом как нравственное освобождение от пут светской жизни, и, таким образом, это понятие становится романтическим воплощением темы свободы. Особенно сильны эти мотивы в стихотворениях, написанных в годы южной ссылки, ведь в это время к комплексу романтических настроений молодого человека прибавляется чувство личной несвободы. Как никогда сильно звучит в душе поэта призыв: .. .Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Но зрелым умом Пушкин понимает: гордый и одинокий дух не может принести людям счастья, потому что “лишь для себя он хочет воли”. После поражения декабристов поэт долго и мучительно расстается со своей прежней “беспечной верой” в свободу. Пушкин больше не прославляет сочетание свободы и закона, ибо видит невозможность такого союза. Но, как и прежде, звучит в его поэзии мотив воли, звучит все с той же щемящей тоской, соприкасаясь с величайшими вопросами человеческого бытия: На свете счастья нет, но есть покой и воля, Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю, трудов и чистых нег. Поражение декабрьского восстания возвестило о начале новой эпохи – эпохи “безвременья”. И нам для лучшего понимания настроений поэтов этих лет нужно обратиться к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

В годы, когда расцвел талант этого прекрасного поэта, высокие идеалы декабристов оказались под запретом, а в чем-то утратили свою притягательность. Жизнь молодого поколения текла “пусто и уныло”, и лучшие умы этого времени задыхались в бездействии. С юных лет Михаил Юрьевич чувствовал в себе огромные творческие силы, “его сердце было полно любовью к людям”, и он мечтал всю жизнь отдать служенью им. Но ни единого отклика своим желаниям не встретил поэт в окружающей его жизни. И неудивительно, что юный Лермонтов, оскорбленный в лучших порывах души, страстно хочет воли в ее романтическом понимании: Дайте волю, волю, волю, И не надо счастья мне… Поэту невыносимо душно в этом мире, и он мечтает сбросить “вериги бытия” и улететь вместе с птицами в край милой Шотландии, которая видится Лермонтову приютом измученной души. С тяжелым ощущением в душе идет поэт по жизни и с годами лишь сильнее понимает “безысходность своего существования, потому что его страдания связаны со всем укладом жизни, так далеким от идеального. Так рождаются его самые трагические образы, где жизнь видится поэту огромной темницей, в которой заключена его душа и откуда невозможно вырваться: Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу Черногривого коня!..

16 стр., 7771 слов

Сочинение деньги это главное в жизни человека

... в деньгах счастье, что деньги не главное в нашей жизни, что деньги – это не первое, ни второе и даже ни даже десятое, я твердо знаю, что человек, который это ... ценностей. Деньги - это степень свободы человека. Без ... этом не подумал... Люди забывают, что деньги являются благом, когда они служат человеку, а не наоборот. Деньги должны быть для человека, а не человек для денег! Существует не один лишь ...

… Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем… Что близко поэту в этом мире? Единственно родным ему кажется мир природы, в слиянии с которым можно обрести истинную волю, потому что природу не затрагивают тревоги людей, она вечна и прекрасна: Когда волнуется желтеющая нива… … Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,- И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… Так, ощущая свою ненужность, чуждость пустому, светскому обществу, вдали от мира природы, Лермонтов делает последний вывод: “Я б хотел забыться и заснуть!” Мы увидели, что в восприятии свободы Лермонтов всю жизнь остается романтиком. И в эпоху безвременья иных настроений не могло быть. В трагедии Лермонтова отразилась трагедия всего поколения, которое оказалось лишенным светлых идеалов, что во все времена освещали людям путь в будущее. Из всего бесконечного многообразия тем поэзии великих русских поэтов, Пушкина и Лермонтова, я выбрал и проследил развитие лишь одной, но именно эта тема кажется мне очень важной, потому что связывает поэта с его временем и, значит, позволяет найти общие закономерности взаимоотношений художника с эпохой. Это знание нужно нам и сегодня; в нашу сложную историческую эпоху крутой ломки общественного мировоззрения оно поможет многим из нас разобраться в своих мыслях и чувствах. А Пушкин и Лермонтов должны всегда оставаться в нашей памяти как два великих исследователя человека, воплотивших и развивших в своих произведениях лучшие стороны человеческого духа.

Николай Некрасов, «Свобода»

С детства никем не запуган, свободен, Выберешь дело, к которому годен

Стихотворение Некрасова посвящено, пожалуй, одному из самых важных событий 19 века – отмене крепостного права (1861 г.).

Произведение носит торжественный характер, лирический герой ликует при виде ребёнка, рождённого уже в свободное время. Ведь теперь он может выбирать свой жизненный путь сам, он не обязан следовать никаким правилам, он свободен от уз крепостничества и теперь сам будет строить свою судьбу – именно это автор находит самым важным в жизни каждого человека. Несмотря на то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», он все равно уверен, что общество наконец встало на истинный путь, и скоро все люди смогут назвать себя по-настоящему свободными, а значит, счастливыми.

16 стр., 7663 слов

Рассуждение «Деньги в нашей жизни. Роль денег в жизни человека

... большое значение. Наличие средств - это своего рода независимость, свобода выбора. Выбирать можно практически все и чем больше у человека денег, тем лучше его выбор. С помощью богатства можно улучшить ... доброты, нравственности, любви к ближнему и веры. Несколько интересных сочинений Сочинение Проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо Некрасова Николай Алексеевич Некрасов, один из ...

Федор Тютчев, «Silentium»

Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей

Лирический герой в стихотворении Тютчева находит свободу не во вне, не в окружении, а в самом себе. Он призывает нас к молчанию, ведь внутри каждого из нас существует отдельный мир, в котором можно обрести истинное счастье. Чтобы не потерять эту гармонию и независимость, нужно скрывать свои чувства, не позволять другим разрушить душевный покой и, тем самым, ограничить свободу. Кроме того, люди, которые любят распространяться о своих переживаниях, становятся скованными общественным мнением и самим фактом его необходимости в их личной жизни. От этой зависимости Тютчев нас предостерегает.

Напишите сочинение на тему «стремление к свободе» с примером из жизни

«Свобода – это объективная возможность выбора» — такое определение этого понятия я нашел в энциклопедии. Я, правда, с этим определением бы поспорил. Ведь часто человек объективно имеет возможность выбирать, но что-то «субъективно» удерживает его. Какая же это свобода, когда цензура сидит внутри самого человека?

Для меня лично свобода – это не общественное понятие, а некое ощущение. Оно приносит радость и буквально этого дает крылья. Кажется, что ты способен свернуть горы. Может быть, это чувство просто иллюзия, но не зря говорят: «Это сладкое слово – свобода».

Что касается свободы поведения человека в обществе, то она относительная. Ведь не бывает же абсолютной свободы, иначе люди друг с другом не смогли бы ужиться. И это правильно. Представляете, если бы каждый делал, что захочет? Захотел – украл чего-нибудь, захотел – сходил в туалет соседу в хлебницу. В условиях абсолютной свободы наступил бы хаос!

Поэтому в обществе человек имеет определенные свободы, но и определенные запреты. А уж какие они – общество определяет само и прописывает в своих законах. В демократических странах есть хорошая поговорка: «Я свободен размахивать руками, сколько захочу, но эта свобода заканчивается там, где начинается нос другого человека». У человека есть природные свободы, которые прописаны в Хартии прав и свобод человека, а законы «уточняют» эти права. Например, мы свободны передвигаться, где хотим, но при этом нельзя нарушать частную собственность. Мы свободны жить, где хотим, но сначала нужно добиться визы и так далее.

Свобода – это ценность для каждого человека, но часто от нее отказываются. Например, политзаключенные способны сесть в тюрьму, то есть лишиться свободы, взамен за возможность открыто выразить свои взгляды, то есть за свободу другого рода. А другие люди отказываются открыто выражать себя, потому что боятся за свою безопасность.

Хотя мы все любим свободу, не каждый человек к ней стремится. Причина проста: люди боятся ее. Они боятся общественного мнения. Например, если кто-то ходит по улице голым, то, в принципе, он никому не причиняет зла. Но мало кто решится на такой поступок, потому что его засмеют, заберут в полицию и так далее. Общество часто ограничивает даже те свободы человека, которые безобидны, но они «не приняты».

2 стр., 944 слов

Почему люди боятся перемен? (2 варианта)

... разрушением его личного пространства и уютного мира, где все было для него и по его прихоти. Таким образом, люди боятся перемен, потому что они заставляют нас отказаться ... девушку с непростым характером и происхождением, но так и не смог жениться на ней, потому что испугался трудностей, которые придется испытать именно ему. Героиня была ...

Еще люди боятся свободы, потому что она заставляет выбирать. А многие из тех, кого я знаю, сами выбирать не умеют. Им надо, чтобы кто-то их вел, определял, как им жить, как одеваться, какую музыку слушать и что думать. «Свобода – это тяжесть ежедневного выбора» — эти слова принадлежат перу француза Растра. И не каждый человек берет на себя такую тяжесть. Но она того стоит, как считаю лично я.

Михаил Лермонтов, «Три пальмы»

Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло.

Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» представляет собой восточное сказание о трёх пальмах, которые молились о том, чтобы их кто-нибудь увидел, но когда Бог услышал их просьбу и прислал к ним странников, они безжалостно их срубили. Произведение наталкивает читателя на мысль, что свободным человек может быть лишь в одиночестве. Любое общество ограничивает индивида, не даёт ему свободы выбора, мнения, действий. Только в уединении можно остаться честным по отношению к себе и обрести желанную волю выбирать и решать за себя, что лучше, а не искать истину в пересудах и перебранках.

Автор: Татьяна Девятьярова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!