Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути

Курсовая работа

смысл жизнь философский

Каждый из нас хотя бы раз задумывался о смысле своего существования, существования нашего мира, наших чувств и эмоций. Каждый день нам приходится делать выбор между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью и порой принимать самим главные решения в жизни. Все это и есть философия. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы философствуем и делаем свой выбор на основе здравого смысла, житейского опыта и интуиции, что порой бывает ошибочно. С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только индивида, но и всего общества.

Цель: Раскрыть понятие смысла жизни.

Задачи:

1)Представить и изучить проблемы смысла жизни в области философии.

2)Обосновать и рассмотреть смысл жизни, аспекты проблем выбора жизненного пути.

Глава 1. Определение смысла жизни

Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

2 стр., 697 слов

Смысл повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

... то он снова теряет смысл жизни, но уже не может вернуться к обычному переписыванию бумаг. Интересно, если бы шинель не украли, имело ли смысл существование Башмачкина, ведь он насобирал ... Проблема общества в том, что «маленькие люди» погибали, никем не замечены. В повести «Шинель» Гоголь восстанавливает великую несправедливость по отношению к «маленьким людям». Он пытается вызвать жалость ...

Древняя Греция и Рим

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира[3].

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье).

По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений[3].

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом).

Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Средневековая Европа и Индия

Для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении (Ванина Е. Ю. «Средневековое мышление. Индийский вариант», 2007):

«Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев, поэтому, как только подобное совершенство было достигнуто, зачастую ещё в первые годы жизни, дальнейшая эволюция человеческого характера от одной возрастной группы к другой и внутри них лишалась смысла, а потому не осознавалась и не фиксировалась».

Иррационализм

мировой воли

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Экзистенциализм

О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века — Альбер Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартр («Тошнота»), Мартин Хайдеггер («Разговор на проселочной дороге»), Карл Ясперс («Смысл и назначение истории»).

1 стр., 437 слов

Водоросли в жизни человека

... рутину профессионалам – подробнее. На стенах этого здания живут и процветают настоящие водоросли, для поддержания жизни которых, нужны лишь ... стали в буквальном смысле использовать все, что попадется под руку. Таким образом, водоросль эвглена зеленая стала ... на охлаждение объекта летом. Пока, такие технологии мало изучены и используются преимущественно в качестве декора. Полезный материал по теме: ...

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек, прежде всего, существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Нигилистские взгляды

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil» , что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определённые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние, в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. С нигилистической точки зрения, первоисточником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание. Нигилизм, доведённый до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.

Позитивистские взгляды

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмыслен. Потому что «смысл X» — это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл, — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех, кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ, только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно, когда вопрос выходит за границы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом, вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом. (См. Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого)

2 стр., 906 слов

Сочинение человек это то во что он верит

... И если кто-то «во имя веры» совершает преступление, это означает, что его душа пуста. Вера — это то, что испокон веков поддерживало человека. Так будет и впредь, потому что Бог — прежде всего внутри ... гораздо более тонкими материями. При этом он обязательно во что-то верит, поскольку человеку в отличие от животного надо жить во имя чего-либо. Чаще всего человека поддерживает вера. В особенно ...

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Прагматический подход

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни.Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Религиозные подходы и теории

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.

Иероним Босх, «Вознесение праведников»

Ответ на вопрос о смысле жизни в конкретной религии, в первую очередь, определяется её представлением о Боге. По мнению Ю. Шрейдера, пантеистические религии отождествляют Бога с законами (дхарма), имманентно присущими материальному миру и управляющими всем происходящим, поэтому смысл (значение) жизни человека в пантеистических религиях определяется через его конкретные цели (смыслы).

Это приводит к движению целей по кругу: законы (дхарма), определяющие цели бытия, сами являются частью мира и его целей, что ведет к страданию человека от бесконечности цепочки смыслов и потребности стать нечувствительным к этому. В монотеистических религиях проводится сущностное различие между Богом как Творцом и миром как его творением, поэтому различаются между собой цель (желательное состояние) и смысл (значение существования) человека. Это приводит либо к тому, что конец вопрошания всегда заканчивается в Боге, либо усматривается в восстановлении утраченного единения человека с Богом в результате акта грехопадения[11].

Иудаизм

10 стр., 4654 слов

Любовь в жизни человека награда или наказание бунин

... как награду, посланную свыше: «…любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить». Мы видим, что именно это чувство способно наполнить жизнь человека смыслом, радостью, счастьем. Аргументы Джек Лондон в рассказе ... тени эгоизма. Главное для него — счастье любимой, он не хочет ее огорчать или тревожить («Я не хочу печалить Вас ничем»). Для него на первом месте ...

В рамках иудейской философии представлены различные варианты осмысления жизни: 1) познание Бога 2) любовь к Богу 3) праведная жизнь, соблюдение заповедей.

Раввин Шимшон Рефаэль Гирш в своих письмах пишет, что назначение человека — это исполнение воли Бога — управление миром в соответствии с Торой. Посредством Торы Бог уберегает человека от опасностей гордости, предвзятости и наслаждения материальным миром (письмо 5-е).

Назначение Израиля (еврейского народа) — доказать всем остальным народам на своем примере (то есть исполнением Торы), что истинное назначение человечества — это служение единому Богу (письмо 7-е).

Лучшая же форма служения Богу — это служение сердца, то есть воспитание в себе посредством изучения Торы уважения к ближнему (любви и праведности), замена злого на доброе. Совершенствуя себя, человек проявляет свою любовь к Богу, осуществляет достойное служение Ему (письма 13-14).

Седьмой Любавичский ребе (рабби) Менахем-Мендел Шнеерсон в одном из писем указывает, что изучение Торы и постижение смысла её заповедей — это обязанность, приготовленная для каждого иудея. Тора — это одновременно путь жизни (действие) и ключ к её пониманию (знание, которое направляет действие).

В ней четко указан смысл человеческой жизни: жить в соответствии с Торой, исполняя её предписания (мицвот-ассе) и соблюдая её запреты (мицвот-ло-таасе).

Постоянно соблюдать все заповеди (613 мицвот) трудно, но необходимо для избавления от темноты материального мира, которая делает жизнь бесцельной, наполняет её страхом и неуверенностью, обесценивает добрые дела. Исполнять Тору означает быть свободным от всего этого, иметь жизнь, наполненную смыслом, нести свет и гармонию знания-действия в этот мир, делать со своей стороны шаг навстречу к Богу.

Христианство

В христианстве представление о смысле жизни отличается от иудейского представлением о Мессии (Иисусе Христе) как ипостаси Бога и Богочеловеке.

Православное христианство

Согласно православному «Закону Божьему» существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Они определяются природой человека, сотворенной по образу и подобию Бога, то есть имеющей разум, свободную волю и бессмертную душу. Поэтому смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение — в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель — в познании Бога.

Согласно учению православных святых (свв. Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Серафима Саровского и др.), смысл жизни православного христианина заключается в обожении — приобщении человека к воплощенному Богу, уподоблении Богу посредством стяжания Св. Духа. Для христиан это возможно благодаря боговоплощению, которое, как отмечает св. Афанасий Великий, привело к обновлению людей: возвращению их к познанию Бога и возвращению им надежды на вечную жизнь с Богом. Это выражено в формуле святых отцов : «Бог сталЧеловеком, чтобы человек стал богом». В связи с этим в православии важное значение придается Преображению и Вознесению Иисуса Христа, как событиям, демонстрирующим обожение человеческой природы и обещающим воссоединение людей с Богом[20].

Как отмечает православный богослов Георгий (Капсанис), большое значение для реализации смысла жизни православных христиан имеет церковь. Она — место обожения. Совершаемые в ней таинства, молитвы, литургия, чтения Евангелия, проповеди имеют своей целью обожение и подготовку к будущей, вечной жизни с Богом.

7 стр., 3346 слов

Проблема выбора: аргументы. Проблема выбора в жизни человека

... люди, влюбляясь и вставая перед каким-то выбором, страдали, не зная, какой путь им стоит избрать. Эта проблему исследовали в своих произведениях и русские писатели. Проблема выбора в любви встречается в ... собой влечет. В моей жизни, как и у любого человека, очень часто возникает проблема выбора. Иногда я ... же его человек может, прибегнув к нескольким хитрым способам. Сочинение на тему «Выбор и ...

Если же делать акцент не на природе человека на момент творения, а на его грехопадении и падшем состоянии, то смысл жизни может быть определен в православном богословии как восстановление благодатного союза с Богом. Так формулирует смысл жизни, к примеру, кандидат богословия, иеромонах Тихон (Иршенко).

Такая формулировка сближает православное представление о смысле жизни с католическим и протестантским.

Однако патриарх Сергий (Страгородский) в своей магистерской диссертации отстаивает позицию, что католическое и протестантское богословие дают смыслу жизни юридическое (правовое) толкование, в то время как православное — стоит на позициях нравственного. Первое акцентирует свое внимание на акте искупления человека Иисусом Христом (то есть на справедливости Бога), второе — на соучастии («дерзновении») человека, следующего за Христом, в процессе спасения (то есть на любви и милости Бога).

Гностические секты

Гностики отрицали телесность Христа. Они пренебрегали всем телесным, считая его злом по определению. Смысл жизни в разных сектах гностиков мог формулироваться по-разному (или не формулироваться совсем), но в большинстве своём они видели смысл в том, чтобы осколок «высшей реальности» — душу — вызволить из «темницы» этого мира. Разобраться во многих из их религиозно-философских представлений сложно в связи с запутанностью их теогонии излишними эманациями, а учения — «тайными знаниями».

Ислам

Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись».

Как указывает Аль-Мансури, «Согласно основополагающим догматам ислама, „Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он Милостив, Милосерден и Всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду.

Индуизм

Известный немецкий и английский индолог Макс Мюллер рассматривая учение шести основных ортодоксальных философских систем (даршан) Индии:Санкхья и Йога, Ньяя и Вайшешика, Пурва-миманса и Уттара-миманса, указывает на их сходство в главном: все они считают главной целью спасение, достижение высшего блаженства, какое только возможно для человека. Однако из-за разного понимания природы и причин страдания, препятствующего блаженству, каждая из этих школ по-разному определяет характер высшего блага и пути его достижения:

Пурва-миманса

2. Бадараяна ( Веданта ) видит истинное спасение (мокшу) в познании Брахмана, который признается невидимым и недоступным для обыкновенных способностей человеческого ума. Однако Брахман познаваем при посредстве откровения (Вед), а познание Брахмана равнозначно отождествлению с ним: Веданта формулирует принцип «Brahmavid Brahma eva bhavati» («тот, кто знает Брахмана, есть сам Брахман»).

2 стр., 684 слов

Рассуждение «Жизнь это череда выборов»

... мы делаем выбор, то у нас получится прожить достойную жизнь, сделать действительно достойную череду выборов. 287 слов Аттестационное сочинение-рассуждение (отредактированный вариант) Жизнь – это череда выборов, ведь каждый ... будущее. Что же повлияло на выбор главного героя? Нищета, угнетённое состояние, сострадание к окружающим. Раскольников молодой человек, бывший студент, создавший собственную ...

Осуществление же этого тождества означает осуществление всех своих желаний и прекращение всех страданий (духкханта).

Из рассмотренных М. Мюллером даршан, Веданту он считает единственной философской системой, которая признает спасение обусловливаемым знанием Брахмана и это знание немедленно производит признание себя как действительного Брахмана.

3. «Философия Капилы» ( Санкхья ) называет высшее блаженство термином «кайвалья» (одиночество).

Поскольку Капила считает причиной страдания отождествление духов с чисто объективным или вещественным, то путь к «кайвалья» видится ему в ясном различении между духом и материей, между субъектом и объектом, между пурушей и пракрити. Остановка увлечения иллюзиями и прохождением препятствий возвращает пуруше её единство, уединенность, независимость и исходящее от неё самой совершенное блаженство.

Буддизм

смысл и высшая цель жизни

Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления ( нирваны — состояния полного отсутствия жажды, а значит и страданий).

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны ).

Буддизм северной традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего не уходить в нирвану , пока все существа не достигнут просветления. Также именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру.

Некоторые школы тибетского буддизма определяют себя как самостоятельное направление; это течение его последователи называют Ваджраяной. Несмотря на различие в некоторых формальных моментах, принципиально формулировка цели существования в Ваджраяне неотличима от принятой в Махаяне.

Глава 2. Взаимосвязь смысла жизни и выбора жизненного пути человека

Несмотря на то, что проблема выбора жизненного пути человека была уже поставлена в античной философии и получила свое дальнейшее рассмотрение в святоотеческой мысли , она все еще недостаточно изучена в научной литературе. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал: «Есть немало работ, посвященных моральному выбору или выбору профессии. Но это частные случаи той ситуации выбора, в которой ежедневно, ежечасно находится каждый человек. Он непрерывно выбирает одну из возникающих в жизни альтернатив, принимает то или иное решение, начиная с простейших житейских дел и кончая общей линией жизненного поведения» . Обратив внимание на не разработанность вопроса о взаимосвязи выбора человека и пути его жизни, Л.Н. Коган вы-

3 стр., 1477 слов

«Путь» — примеры выбора жизненного пути

... русской классики ищут смысл жизни, проходят путь к самому себе. Взлёты и падения героев являются результатом сознательного выбора. Тем ... непростых тем для подростков — выбор в любви. Многие авторы раскрывают эту тему в своих книгах. При работе над сочинением можно, ... не прекращает поиск жизненных ценностей, целей. «Человек в футляре» — пример выбора жизни закрытой и замкнутой. Главный герой А. ...

сказал ряд оригинальных идей, позволяющих наметить подходы к рассмотрению интересующей нас темы. Опираясь на выдвинутые им положения, а также подключая потенциал святоотеческой мысли, раскроем содержательную сторону указанного вопроса.

Для начала обратим внимание на слово «выбор». На наш взгляд, его семантический анализ помогает наметить основные направления исследования проблемы выбора жизненного пути человека. Они связаны с реализацией следующих моментов: во-первых, необходимо располагать тем, из чего осуществляется выбор; во-вторых, важно иметь того, кто выбирает; в-третьих, следует осуществить сам акт выбора , в-четвертых, получить ожидаемый результат . Последовательно рассмотрим указанные аспекты.

Итак, первый аспект связан с вариантами выбора. В нашем случае это — многообразие путей жизни человека. Оно реально существует в любую историческую эпоху. Множество людей разного пола, возраста, социального положения, проживающих в одно время и на одной территории, являют возможные варианты пути жизни человека. Поэтому для индивида нет недостатка в сценариях жизненного пути. Существует другая проблема: как увидеть эти варианты? Действительно, в обычной жизни многое из того, что лежит на поверхности, либо не обращает на себя внимание, либо сокрыто от глаз наблюдателя. Что обычно видит человек, выходя на улицу? Его взору предстает своеобразное «броуновское движение» индивидов. Особенно это заметно в местах большого скопления людей: на площадях, вокзалах, рынках и т.д. Вдумчивый человек, наблюдая за происходящим, может увидеть грандиозную картину человеческой жизни, в которой знакомые и совершенно незнакомые люди, соприкасаясь друг с другом, либо продолжают совместное движение дальше, либо расстаются на время или навсегда. Множество перекрещивающихся судеб, многообразие различных путей жизни, многогранность человеческого бытия — вот, что имеет место в реальности. И недостаточно просто видеть происходящее; следует еще подключить умозрение, чтобы понять все происходящее. Философия как раз и является таким умозрением, помогая человеку за единичными проявлениями индивидуального жизненного пути увидеть повторяемость, свойственную многим жизненным сценариям, позволяя частное подвести под общее, олицетворяющее определенные константы человеческого бытия.

Второй аспект акцентирует внимание на субъекте деятельности, человеке как активном творческом начале. В методологическом плане здесь важно положение, согласно которому человек есть триединое образование как био-социо-духовное существо. И каждая из ипостасей человека оказывает свое воздействие на его выбор. Возьмем, например, такой важный параметр, характеризующий человека, как возраст. Вступая в пожилой возраст, человек подвергает переоценке многие ценности, в том числе и такую, как материальное благополучие. Материальные ценности постепенно уступают место духовным. Человек начинает готовиться к завершению физической стадии своего бытия. Моральные нормы на этой стадии приобретают самоценное значение. Это хорошо показывают различные социологические исследования. Так, по данным нижегородского социолога Г.Л. Воронина, «Евангельская заповедь «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» ближе и понятнее верующим, людям старше 50 лет».

2 стр., 929 слов

Роль родительского наставления в жизни человека

... Итоговое декабрьское. Также читают: Картинка к сочинению Роль родительского наставления в жизни человека Популярные сегодня темы Образ Азамата в ... именно то какой опыт передается определяло дальнейший путь. Предположим, есть некий родитель, который работает на ... личности взрослого, привычки и подобное Именно поэтому, мне кажется, роль родительского наставления заключается в передачи чего-то особенно ...

Думается, что приведенные примеры достаточно рельефно показывают значение возраста в понимании жизни, а следовательно, подчеркивают его важность в ситуации выбора жизненного пути. При этом следует иметь в виду, что целый ряд характеристик — телесного (пол, здоровье и пр.), социального (статус, профессияи пр.) и духовного (ценности, идеалы и пр.) характера — оказывает такое же влияние на выбор пути жизни. Через их призму человек смотрит на мир, определяя конкретный свой шаг.

Третий аспект — акт выбора. Это довольно сложный процесс, сопряженный с подключением целой группы факторов как субъективного, так и объективного характера. Хотя внешне, он может выглядеть достаточно легким занятием. Например, решая вопрос — идти или не идти на дискотеку, — студент в мгновение ока может дать положительный ответ. Однако это не означает, что здесь все так просто. Подробнее рассмотрим основные составляющие самого акта выбора. Сразу отметим, что данный вопрос получил свое освещение в философской литературе. В методологическом плане для нас представляется важным положение, сформулированное А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантовым, о том, что «в актах выбора, представляющих собой единство внешнего и внутреннего выбора, мы вместе с тем «выбираем» в себе ту или иную потребность». Из сказанного следует, что, во-первых, акт выбора всегда есть не просто сиюминутное желание,возникшее неизвестно откуда и почему. Акт выбора есть единство внутреннего,связанного с состоянием человека, его мироощущением и миропредставлением, и внешнего, т.е. той средой, окружением, которые оказывают свое воздействие на выбор. Другими словами, есть человек, который живет в определенной среде. И не только он сам, но и среда, частью которой он является, оказывают влияние на его волеизъявление при принятии решения. В этой связи представляется целесообразным подчеркнуть важность вывода, сделанного Л.Н. Коганом о том, что «выбор жизненного пути ограничен реальными обстоятельствами» [9, с. 165]. Во-вторых, акт выбора связан с выбором «в себе» определенной потребности, которая является основой для реализации самого акта выбора. Здесь нам хотелось бывыделить слово «потребность». Оно является ключевым для понимания того, как происходит сам акт выбора. Он осуществляется через и благодаря наличию определенной потребности у человека. Выбирая, человек активизирует в себе определенную потребность, которая и «запускает» акт выбора средств, необходимых для ее удовлетворения. Покажем это на нашем примере со студентом.

Под влиянием внешних условий (наличие дискотек, сформированного у молодежи стереотипа, что дискотека — лучшая форма времяпрепровождения, друзей, зовущих на дискотеку, свободного времени и т.д.) и под воздействием внутренних факторов (молодой возраст, изрядный энергетический запас, желание интересно провести время, познакомиться с новыми людьми и т.д.), а также в результате активизации одной из потребностей (не отстать от других, не досадить другим, весело провести время и пр.) студент принимает решение идти на дискотеку. При этом важно подчеркнуть, что не просто принимается решение как самостоятельное, не имеющее отношение к пути жизни человека действие, как некий эпизод, взятый сам по себе. Нет, сделав выбор в пользу дискотеки, студент уже «включает» ее в канву своего пути жизни. Можно сказать иначе: с этого момента дальнейший путь жизни человека будет пролегать через дискотеку. Как там сложатся дела (позитивно или негативно), от этого будет зависеть будущее человека, его путь жизни. Причем при известных обстоятельствах память об этой дискотеке может сохраниться на всю жизнь (скажем, как память о встрече со своей будущей женой, как потеря друга во время драки и т.д.) и оказывать свое влияние на формирование пути жизни человека. Сам акт выбора может быть как осознанным, так и неосознанным. Осознанный выбор сопряжен с пониманием сути дела, наличием необходимой и достаточной информации. В этом случае знание выступает и основой для принятия решения, и средством для его реализации. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал, что «выбор требует, во-первых, хорошего знания реальной ситуации, каждой из возможных (иногда многочисленных, как, например, при выборе профессии) альтернатив… Во-вторых, необходимы знание собственных потребностей, способностей, ориентаций, а также уверенность, что избранный путь в данной ситуации будет лучшим». Неосознанный выбор делается, как правило, «под влиянием аффектов, настроения, эмоций». Его может спровоцировать ситуация цейтнота, в которой оказался человека, или отсутствие информации о том, что ожидает его, если он даст свое согласие на сделанное ему предложение. В молодости неосознанный выбор может быть также связан с идеализацией ситуации, игнорированием других аспектов проблемы, неумением проанализировать обстановку и т.д. Словом, неосознанный выбор есть следствие незрелости отношений человека к самому себе и миру, в котором он живет, сложности ситуации, в которой он оказался. Наконец, четвертый аспект — получение ожидаемого результата. На первый взгляд, здесь все понятно и не о чем говорить, ибо результат есть следствие деятельности человека. Каково деяние человека, таков и его удел. Вместе с тем есть два момента, которые требуют своего уточнения: во-первых, всегда ли ожидаемое (возможное) становится действительным, и во-вторых, всегда ли лучший для человека выбор является конструктивным. Последовательно рассмотрим указанные аспекты проблемы. Совершенно очевидно, что далеко не все из возможного становится действительным. Скажем, потенциально каждый, из занимающихся в секции бокса, может стать мастером спорта. Но далеко не каждый станет им. И даже если этот выбор осознан, и человек прикладывает немалые усилия для достижения своей цели, результат может быть иным. Почему? Все та же совокупность объективных и субъективных факторов. Так может случиться, что в одном из боев, или в одной из поездок будет получена травма, которая поставит крест на спортивной карьере боксера. Или же, одержав первые победы, боксер не справится со «звездной болезнью», которая выбьет его из колеи. И таких «может быть» несть числа. В результате, желая что-нибудь одно, человек получает совсем другое, не связанное с ожидаемым. Далеко не всегда лучший, с точки зрения человека, выбор становится конструктивно значимым для него. Возьмем все тот же пример с дискотекой. Положим, идя на дискотеку, молодой человек считает, что это есть лучший из возможных для него вариантов завершения дня. Однако последствия данного выбора могут быть самыми непредвиденными. Скажем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он может грубо повести себя по отношению к своим друзьям. Как следствие — разрыв дружеских отношений, или что-нибудь еще более худшее.

Отсюда следует вывод, что лучшее, с точки зрения человека, далеко не всегда может быть позитивно значимым, конструктивным для его жизненного пути. Впрочем, как и худшее. Оно не обязательно связано только с деструктивными моментами. Например, молодой человек не нашел денег на дискотеку. Однако то, что он остался дома, дало ему возможность, например, вовремя вызвать скорую помощь, что, в свою очередь, позволило одному из родственников избежать гипертонического криза. Таким образом, перефразируя известную мысль, можно сказать, что нам не дано предугадать, к каким последствиям приведет реализация наших желаний. Поэтому, делая (желательно, осознанный) выбор в пользу тех или иных поступков, человек должен надеяться и верить, что они приведут к добрым результатам. Здесь, как нельзя кстати, может пригодиться опыт, накопленный святоотеческими мыслителями, которые призывали уповать на веру и надежду в решении всех человеческих проблем.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что предложенные четыре аспекта проблемы выбора жизненного пути человека достаточно полно раскрывают ее содержательную сторону. При этом следует подчеркнуть, что выбор не есть только сознательная деятельность человека, т.е. некое сформулированное умозаключение. Он также еще и действие, направленное на реализацию задуманного. Иначе говоря, выбор есть не только мысли, но и действия, которые всегда оказывают влияние на дальнейшее существование человека, его бытие. Поэтому выбор как факт реальности всегда онтологичен, он порожден реальностью, связан с ней и способен изменить ее. Более того, выбор есть форма самореализации человека. При этом следует иметь в виду, что в выборе человек не только может проявить себя, но и впервые явить нечто новое, способствующее преобразованию его жизни. Можно сказать, что выбор — шанс для человека, которым он может воспользоваться. Вместе с тем стоит заметить, что если бы речь шла просто о выборе человека в конкретной ситуации, то вполне можно было бы ограничиться сказанным. Однако проблема выбора рассматривается нами применительно к вопросу о пути жизни человека, и, следовательно, по меньшей мере, еще один аспект должен попасть в поле нашего зрения: как сохранить избранный путь? По нашему мнению, сделать выбор, скажем, в пользу добродетельного пути — это серьезный шаг. Но это — только полдела. Необходимо еще реализовать данную идею. А для этого в течение всей своей жизни человек должен подтверждать приверженность избранному пути. Он должен будет не только сохранить выбор как результат, но и найти необходимые силы и средства, способствующие сохранению выбранного пути. И здесь опыт, накопленный святоотеческой мыслью, может сослужить добрую службу. Опираясь на святоотеческое наследие, выделим ряд важных моментов. Прежде всего, следует заметить, что, ставя таким образом вопрос, мы будем исходить из того, что человек хорошо продумал свое решение и полон желания и сил для того, чтобы его реализовать. Более того, этот выбор мы будем полагать как выбор исключительно позитивного направления пути жизни. Именно такой угол зрения был задан святоотеческой традицией. Сохраняя приверженность данной традиции, раскроем суть интересующего нас вопроса. В первую очередь обратим внимание на тот момент, что человек, избравший лучшую жизнь по сравнению с худшей, уже как бы открыл дверь в новую жизнь; именно открыл, но еще не вошел в нее. Лучшая жизнь существует для него пока только в виде возможности, но еще не действительности. Однако сам факт выбора в пользу лучшей доли, безусловно, дает шанс этой возможности превратиться в действительность.

Далее. Поскольку выбор осуществлен самим человеком, то именно он становится и творцом, и основой, и условием, и средством в достижении поставленной цели. При этом человек как бы находится «на острие» своего пути жизни, он, образно говоря, идет «по целине» жизни, прокладывая свой путь. В этом плане не только уместны, но и особенно информативны такие слова, как «первотолчок», «первопричина», «первоэлемент», «первооткрыватель», которые помогают почувствовать глубину проблемы и описать некоторые важные ее стороны. Действительно, человек, имея желание изменить свою жизнь к лучшему, в то же время и первопричина своей трансформации. В конечном счете, именно он ощущает в себе тот первотолчок, который запускает к реализации идею нового лучшего пути жизни. В этом качестве он может полагаться как некий первоэлемент, который катализирует ситуацию изменения пути жизни, как первооткрыватель своего нового этапа на пути жизни. В этом смысле жизнь человека можно охарактеризовать как первопуток, по которому идет человек. Где пребывает человек, там всегда, метафорически говоря, находится «курсор» его жизненного пути. Данный момент еще более подчеркивает зависимость пути жизни от самого человека, его мыслей, чувств, поведения. Можно сказать: есть человек, реализующий себя через чувства, мысли, слова и дела, и уже есть путь его жизни, являющийся результатом этой реализации. Поэтому всегда важно помнить, что через свои чувства, мысли, слова и дела человек обретает свой путь жизни. Так, например, если чувства человека настроены «на волну» эмпатии, то он вступает на путь добродетельный; если мысли человека полны благожелательного, то он устремлен к благонравному; если слова человека преисполнены милосердия, то он следует путем праведным; наконец, если дела человека направлены на достижение благодетельного, то он также обретает стезю добродетели. Вследствие этого корректно говорить, что чувства, мысли, слова и дела являются своеобразными «каналами», благодаря которым обеспечивается направленность пути жизни человека. Если человек выбрал позитивную направленность пути жизни, то он должен свои чувства, мысли, слова и дела «настроить на волну» добродетели. Не являя чувства добрые, мысли светлые, слова праведные, дела благие, человек не сможет обрести добродетельного пути, даже избрав его. Чувства, мысли, слова и дела есть своего рода формы, которые должны быть наполнены добрым содержанием. А это во многом зависит уже от самого человека.

данной ему

Вообще говоря, выбирая путь жизни, человек должен иметь в виду, что (вос- пользуемся словами Тейяра де Шардена) ему предстоит двигать вперед «одновременно всю свою сеть». Что имеется в виду? Речь идет о том, что человек, будучи био-социо-духовным существом, не должен сначала концентрировать внимание, скажем, лишь на своих телесных дарованиях, либо только социальных способностях, либо духовных талантах. Нет. Ему надлежит все это делать одновременно, параллельно, идти как бы «веерно». В противном случае его могут ожидать большие разочарования в жизни. Скажем, если девушка решит сначала получить образование, заняться карьерой, а уже потом, скажем, в возрасте тридцати лет, подумать о семье, то может получиться так, что время будет упущено, и она останется одинокой. Поэтому мудрость жизни, видимо, состоит в том, что бы идти по жизни, используя принцип «веера», т.е. одновременно решая и вопросы получения образования, и создания семьи, и приобретения профессии. Да, это сложно. Но, пожалуй, только такой подход позволит человеку успеть реализовать себя в жизни.

Подытожим сказанное. Проблема выбора жизненного пути человека — одна из важнейших в философии. По сути дела, человек поставлен в ситуацию, когда он вынужден ежедневно, ежечасно выбирать. Сам выбор имплицитно включает в себя ряд аспектов: то, из чего осуществляется выбор, тот, кто выбирает, сам акт выбора и ожидаемый результат. Эти грани выбора одновременно являются свое образными направлениями в изучении проблемы выбора. Однако в вопросе о пути жизни человека этими положениями недостаточно ограничивать изучение проблемы выбора. Очевидно, что после того, как осуществлен выбор, возникает другая проблема — сохранения приверженности выбранному пути. Это также важно учитывать для того, чтобы прокладывать и сохранять праведный путь жизни

Заключение

Подведём итоги рассмотрения проблемы смысла жизни человека и взаимосвязи смысла жизни от выбора жизненного пути.

1)Итак, смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

2)Выбор жизненного пути человека один из сложных вопросов в современной философии. Жизненный путь — это целостное, непрерывное явление. На свой жизненный путь влияет только человек. Конечно, чаще всего человек выбирает такие дороги, которые ему понятнее, доступнее и сулят больших благ. Существуют факторы которые помогают человеку в выборе жизненного пути: профессия, личная жизнь, поиск смысла жизни тоже играет большую роль, так как человек всю жизнь пребывает в поиске себя.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/problema-poiska-jiznennogo-puti-v-literature-i-v-jizni/

1. Смысл жизни (человека).

//Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

2. Смысл жизни. //Словарь по этике/Под редакцией И. Кона, 1981 г.

3. Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс: 1989

4. Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. — М.: Восточная литература РАН, 2007. — С. 261.

5. История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002

6. Сартр Ж.-П. Цитаты и афоризмы

7. Адлер, А. «Наука жить»

8. Роджерс, К. «Теория личности»

9. Франкл В. «Человек в поисках смысла»

10. А стоит ли гнаться за счастьем?

11. Шрейдер Ю.Смысл. //Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

12. Философия еврейская. //КЕЭ, том 9, кол. 118—152.

13. Рав Шимшон Рефаэль Гирш. Письма с севера. //Из кн.: Рав Шимшон Рефаэль Гирш. Жизнь по Торе (сборник статей).

14. О смысле жизни. //Письмо Седьмого Любавичского ребе. Сайт Хабада «ru.chabad.org» — Россия, Тора, иудаизм и сведения о евреях.

15. Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон. Избавление. //Из кн.: К жизни полной смысла. Учение ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. /Сост. Симон Якобсон. — М.: Лехаим, 1999.

16. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. /Сост. протоиерей Серафим Слободской. 6-е издание, репринт 1991 года. — Москва-Джорданвилль, 2005. Часть четвёртая. О вере и жизни христианской. — С. 485.

17. Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. — М.: Мартис, 1996. — 220 с.

18. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. — Клин: «Христианская жизнь», 2001. — С. 13.

19. Архимандрит Киприан (Керн).

Золотой век святоотеческой письменности. — М.: Паломник, 1995. — С. 19-22. Глава 2, § 3.

20. Соколовски Августин, диакон.Вознесение Господне — путь к Богу.

21. Архимандрит Георгий (Капсанис), игумен обители св. Григория на горе Афон.Обожение как смысл человеческой жизни. — Владимир, 2000.

22. Иеромонах Тихон (Иршенко).

Причины девиантного поведения человека в свете православного учения о смысле и цели жизни. (Издание 2-е исправленное и дополненное).

— Владивосток, 2009. — Глава 1. Православное учение о смысле жизни.

23. Архимандрит Сергий. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Издание второе. — Казань, Типо-литографiя Императорскаго Университета, 1898.

24. Манихейские Кефалайа

25. Коран, 51:56. Перевод смыслов Крачковского

26. И. Аль-Мансури. Мусульманские праздники и обряды. — „Леном“, 1998 — С. 14.

27. Мюллер М. Шесть систем индийской философии / Max Muller. The Six Systems of Indian Philosophy. — L.: Longmans, Green and C, 1899. — М.: Искусство, 1995. — К.: PSYLIB, 2009.

28. ДН 22: Махасатипаттхана сутта (Основы памятования)

29. Мельников И. Г. Проблема смысла жизни и её решение в православии и религиозных системах Китая и Индии.

30. Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 4. — М., 1994. — С. 185 и др.

31. Григорий Богослов, святитель. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 1. — М., 1994. — С.

32. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. — М., 1988. — С. 164-165.

33. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. — М., 1995. — С. 305.

34. Воронин, Г.Л. Духовность: между Иисусом Христом и воинствующим мизантропом / Г.Л. Воронин // Россия и россияне: выбор пути: Материалы конференции ученых-обществоведов. — Н. Новгород, 2000. — С. 34.

35. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Смысл жизни и личность /А.Т.Москаленко, В.Ф. Сержантов.- Новосибирск, 1989- С.125

36.Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. — М., 1988. — С. 165.

37.Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Тейяр де Шарден П. — М., 1987. — С. 95.