«Путь» — примеры выбора жизненного пути

Сочинение

Каждый день люди ищут ответы на множество вопросов. Школьники решают, что съесть на завтрак, какую одежду надеть, ехать в школу на автобусе или идти пешком. По окончании уроков возникает дилемма: делать домашнее задание сразу по возвращении домой или после прогулки с друзьями. Эти мелкие ежедневные проблемы легко решаются. Но в жизни человека есть более серьёзные вопросы.

С их помощью можно решить самые сложные задачи:

  1. Роман «Обломов» раскрывает тему выбора своего места в жизни. Автор И. А. Гончаров показывает читателям, к чему может привести абсолютная безвольность или, наоборот, сильный характер, упорство в достижении цели. Илья Обломов — главное действующее лицо произведения. Он не любит прилагать усилий, ленив и упрям. В конце романа этот персонаж становится безликой тенью, существование его бесцельно и безрадостно.
  2. На Евгения Онегина из одноимённого романа А. С. Пушкина, влияет не собственный выбор, а предполагаемое наследство. Но его не устраивает беззаботная жизнь, в которой место есть только балам, да, любовным утехам. Он отвергает светскую жизнь, нормы морали, принятые в обществе того времени. За ним закрепляется слава чудака. И всё же Онегин не прекращает поиск жизненных ценностей, целей.
  3. «Человек в футляре» — пример выбора жизни закрытой и замкнутой. Главный герой А. П. Чехова не может наслаждаться жизнью, так как добровольно отказывается от её радостей. Беликову спокойнее, когда жизнь не преподносит сюрпризов, всё происходящее спланировано. Любое отступление от установленных правил способно серьёзно повлиять на психику таких людей. В случае с Беликовым всё заканчивается ещё трагичнее — он умирает.

Так, персонажи русской классики ищут смысл жизни, проходят путь к самому себе. Взлёты и падения героев являются результатом сознательного выбора. Тем самым подтверждается тезис о том, что любое событие имеет свою причину.

Выбор в любви

Одна из наиболее интересных и непростых тем для подростков — выбор в любви. Многие авторы раскрывают эту тему в своих книгах. При работе над сочинением можно, опираясь на собственные рассуждения, проанализировать истории любовных дилемм в известных произведениях.

Принятое решение повлекло за собой цепь событий

Самым тяжёлым последствием для Анны становится запрет на общение с сыном. Но жить с нелюбимым мужем она также не может. Всё это становится невыносимым, теряется всякий смысл существования. Искренняя любовь при этом не оказывается спасительной, поддерживающей. И героиня решает покончить с этим раз и навсегда.

5 стр., 2449 слов

Кризисные этапы в жизни Евгения Онегина, испытание любовью и ...

... перерождения, потому что любовь, наконец, коснувшаяся его сердца, меняет и преображает человеческую душу. Тема любви в произведении Евгений Онегин Что для вас есть любовь? Это чувство в жизни испытывал каждый человек, ... Но годы проходят, она выходит замуж и становится одной из первых красавиц Петербурга. Онегин ищет новой встречи с нею, признаётся в любви, и мы с изумлением узнаём, что новая, ...

Приходится выбирать и героине романа «Война и мир» . Главные решения, которые ей пришлось принимать, касались любви. Не умудрённая жизненным опытом, Наташа отважилась на отношения с Курагиным. По детской наивности она не подозревала, что он способен на обман, предательство.

Отстранённая любовь Болконского не соответствовала темпераментной натуре героини Льва Толстого, и она решается бежать с Курагиным. Возможно, если бы не этот опрометчивый поступок, у любви князя Андрея Болконского и Натальи Ростовой был счастливый конец. Так, великий русский классик показал, насколько ошибочными бывают необдуманные решения, о которых порой приходится жалеть.

Татьяна из «Евгения Онегина» решается на признание в чувствах к главному герою. В силу своего юного возраста и неискушённости романтическая героиня А. С. Пушкина не ожидала отказа. Но происходит именно так. Сердце Татьяны оказывается разбитым. Проходит много лет, девушка превращается в прекрасную женщину. Она становится зрелой, умной светской дамой.

Брак с генералом полностью изменил её жизнь, что пошло только на пользу. Теперь уже она получает любовное письмо от Евгения. И отвечает отказом. Татьяна не готова променять свою устоявшуюся жизнь на призрачное счастье. Нелёгкий выбор её продиктован холодным рассудком, да и чувства к Онегину остались в далёком прошлом.

Поиск профессии

Молодым людям в определённый период жизни приходится решать ещё одну задачу — выбор призвания. Здесь может быть велико влияние родителей, ближайшего окружения. Они могут советовать поступать в престижный вуз, получить финансово выгодную, востребованную профессию. Но позиция окружающих может не совпадать с тем, чего хочет сам подросток. И пусть то, чем он хочет заниматься, не принесёт больших денег, но благодаря любимому делу, он сможет прожить счастливую жизнь.

Эту вечную проблему детей и отцов описал М. Веллер в произведении «Хочу быть дворником». В выборе профессии главному герою активно помогали родители. Они приводили в пример тех, кто защищает диссертации или по окончании консерватории даёт концерты. Но герою претила мысль о просиживании брюк в институтской аудитории и зубрёжке книг. Его детская мечта осуществилась, но когда мужчина уже был на пенсии.

Литературный герой Ионыч в одноимённом рассказе А. П. Чехова любил свою профессию. Но, оказывается, этого бывает мало, особенно для врача. Если не развиваться в профессии, не изучать новые подходы в лечении людей, можно морально устареть. Что и произошло с Ионычем. В результате он мог потерять любимое дело. Смысл произведения в том, что недостаточно только найти своё призвание, нужно постоянно совершенствовать способности и умения, а также заниматься самопознанием.

Путь патриотизма на войне , В эпическом трёхтомнике «Война и мир» Л. Н. Толстого достаточно примеров настоящего патриотизма:

  • купец Ферапонтов, который спалил свою лавку, лишь бы ей не завладели французы;
  • жители Москвы, покидающие столицу, чтобы не подпасть под власть Наполеона;
  • Наташа Ростова, готовая отдать подводы раненым под Бородином.

Андрея Болконского волнует вопрос, как правильно поступать в тяжёлое для России время. Он князь и может не участвовать в сражениях. Но благородный и смелый характер не позволил запятнать свою честь трусостью. Попав на поле боя, он отважно сражается за Родину, готов отдать за неё жизнь. В решающей битве Болконского смертельно ранят. Погиб князь, как и жил, настоящим героем.

2 стр., 736 слов

Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого -сравнение

... молча, смахивая слезу, соглашаются помочь. В сравнении Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой делает упор на их семейность. И Наташа, и Марья поддерживали гармонию, уют, любовь в своих семьях. Еще не ... жизни. Посвятив себя детям и мужу, Марья жила в полном счастье. Именно в этом и видит Толстой предназначение женщины. Женщина – жена, мать. В моем сочинении «Наташа Ростова и Марья Болконская ...

В произведении Толстого самую искреннюю любовь к России проявляют простые солдаты. Они без громких слов умирают за близких и Родину. Лев Николаевич подчёркивает, что победа в войне с французами была завоёвана благодаря сплочённости русских людей. Вторгаясь в европейские страны, Наполеон встречался лицом к лицу только с действующей армией. В России же против него поднялся весь народ, невзирая на звания и сословия. Бородинское сражение показало огромную силу духа, патриотизм русского войска, из-за чего французы потерпели ещё и нравственное поражение.

В произведении «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя сыну главного героя приходится выбирать между любовью к польской панночке и верностью семье, родине. Андрий выбирает чувства к девушке, в надежде, что отец поймёт его. Но он ошибся. Для Тараса Бульбы не существует мотива, способного оправдать предательство. А значит, теперь он должен выбирать: оставить жизнь сыну, но потерять авторитет справедливого правителя, или покарать предателя. И отец казнит сына, проклиная себя за его ошибку.

Повесть В. Быкова «Обелиск» рассказывает об учителе школы Алесе Морозе, который совершил героический поступок в годы Великой Отечественной войны. Этот сельский преподаватель учил детей не только грамоте, но и доброте, человечности. Школьники были для него не просто учениками, они стали частью его жизни. И в критический момент, когда встал выбор, спастись самому или пройти смертельное испытание вместе с подопечными, Алесь не бросил своих мальчишек.

Образ дороги в русской классике , Дорогой как символом пользовались родоначальники русского фольклора, а также писатели-классики:

  • Н. С. Лесков;
  • А. С. Пушкин;
  • М. И. Цветаева;
  • Н. А. Некрасов;
  • Н. В. Гоголь.

В романе «Капитанская дочка» этот древний символ помогает точнее понять сюжет произведения А. С. Пушкина и характер центрального героя Петра Гринёва. Он знакомится с Емельяном Пугачёвым, совершая путешествие в Белгородскую крепость. Бунтарь был для Петруши простым прохожим, но показался ему интересным, самобытным.

Направление пути героя лежит в крепость, где томится сирота Мария Миронова. По дороге Гринёв ведёт беседу с Емельяном. Пётр поражается неординарностью мышления, безудержным стремлением к свободе нового знакомого. Расстаются они на обратном пути из крепости. Предводитель крестьянского бунта произносит прощальные слова, полные доброты, великодушия.

13 стр., 6146 слов

Пространственные характеристики героев в ранних произведениях М. Горького

... произведений М. Горького занимает немалое место и в теоретических работах, ... русским, чем Максим Горький». Одно это дает право Горькому на пристальное ... и воля в понимании героев М.Горького 1.1 Свобода в ... свободного выбора на пути к Богу. Однако ... произведения мы попытаемся по возможности осуществить при обращении к ранним рассказам М.Горького «Челкаш», «Супруги Орловы». актуальной Цель своей работы ...

В повести «Очарованный странник» образ дороги стал ведущим. Главный герой Н. С. Лескова, странник Флягин, проходит свой путь, уравновешивая личные порывы с жизненными требованиями. Тяга к странствию героя несёт в себе особый смысл. Вступление в каждый этап жизненного пути означает для Флягина новый виток нравственного развития.

Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…» М. И. Цветаевой повествует о смиренных странниках, бредущих по калужской дороге. Поэтесса вкладывает в странничество глубокий смысл. Её влечёт путь отречения от себя, возможность служения Богу. Героиня представляет, что однажды и она, устав от мирских забот, забыв земные привязанности, пойдёт «по старой по дороге по калужской».

В поэме «Мёртвые души» дорога — средство, показывающее обманный путь

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» начинается с «дороженьки», где встретились семь мужиков, завязавших тематический спор. В произведении Н. А. Некрасова все события связываются темой дороги. Но дорога — только малая часть жизни, помогающая полнее её описывать.

Произведения русских классиков ещё раз убеждают, что жизнь — это непростой путь, полный радостей и горестей, ненависти и любви. И человек решает сам, по какой жизненной дороге он пойдёт.