Творческое наследие Саши Черного

Курсовая работа

саша черный гликберг

Художественная культура рубежа веков — важная страница в культурном наследии России. Идейные противоречия, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В.Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. В русской художественной культуре конца Х1Х — начала ХХ столетия получившей распространение декадентство, обозначаются такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Понятие «модернизм» включало многие явления литературы и искусства ХХ века, рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в девяностые годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. Серебренный век русской литературы дал начало многим течениям в искусстве. В этот период расцвета литературы жил и творил Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг 1880-1932 гг.).

Расцвет творчества Черного пришелся на период октябрьской революции. Он попал в первую волну эмиграции. Большевистский переворот Саша Черный не принял. Осенью 1918 года он уехал в Литву. Некоторое время жил в городе Вильно. Затем в Каунасе. С Каунаса в 1920 году перебрался в Берлин. На творческий путь поэта, повлияла его трудная жизнь. Тяжелое детство, недостаток родительского любви и их строгость, раннее бегство из дома и лишения, все это кардинально изменило мировоззрение будущего поэта, прозаика и переводчика. Сделав его неповторимым мастером «слова».

Творчество поэтов эмигрантов редко выносится на всеобщее рассмотрение. В большинстве случаев считается, что они привнесли незначительный вклад в развитие отечественной литературы.

С помощью этой курсовой работы, я постараюсь показать, на примере Александра Михайловича Гликберга (Саша Черный), что поэты периода эмиграции внесли весомый вклад в развитие литературы. Возможно, мне удастся на своем примере, хоть немного подтолкнуть исследователей к более глубокому рассмотрению данной проблемы.

14 стр., 6730 слов

Поэзия Саши Черного в детском чтении

... стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914). Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. ... вклад его в русскую детскую литературу трудно переоценить. Его творчество, обращенное к детям, многогранно, оно представлено как прозой, так и поэзией. Во многих случаях адресовался Саша Чёрный ... как о самом тяжелом периоде детства. Он был старше ...

Актуальность проблемы. В данной работе предпринимается попытка убрать завесу тайны над жизнью и творчеством Саши Черного (О.М.Гликберг).

Многие исследования были направлены на изучение более молодого поколения эмигрантов, забыв о вкладе в развитие литературы, таких поэтов как Саша Черный. И поэтому я считаю, что более глубокое разбирательство в жизни и творчестве Саши Черного уместно в данный период времени. Объектом исследования является творческое наследие Саши Черного (О.М. Гликберг).

Предмет исследования — жизнь и творчество Саши Черного.

Цель работы направлена на рассмотрение и изучение творческого наследия Черного (О.М. Гликберг), как представителя «Серебряного века» русской литературы.

Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующее:

1) Проследить жизненный путь Саши Черного (Гликберг О.М.);

2) Изучить и систематизировать информацию найденную по данному вопросу;

3) проанализировать и сделать выводы относительно творчества поэта

Новизна данной работы заключается в том, что, тщательное изучение жизненного пути поэта, поможет открыть тайну его литературного наследия. Структура курсовой работы состоит из вступления, 2 разделов, выводов, списка использованной литературы и приложений. Практическая значимость. Данную курсовую работу можно использовать как методическое пособие для обучения, и с его помощью проводить уроки и лекции посвященные жизни и творчеству О.М.Гликберга.

1. Александр Михайлович Гликберг (Саша Черный)

1.1 Биографический анализ

Саша Черный один из поэтов и прозаиков Серебрянного века. Я для подготовки своей работы просмотрел и перечитал множество источников информации. Каждый источник давало, что-то новое в познании Черного как творца. Большая семья, строгие и порой равнодушные родители, тяжелое и очень бурное детство вперемешку с благополучной и местами счастливой юностью — это все отразилось в творчестве знаменитого поэта, прозаика, переводчика и очень талантливого человека. Саша Черный один из поэтов и прозаиков Серебрянного века.

Начну с биографии. Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в Одессе в семье провизора — семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Отец — провизор, Мендель Гликберг родился в 1852 году. Дед — купец, торговец железными товарами. Мать- Мария Гликберг родилась в 1857, это ее девичья фамилия, о чем есть запись в учетной книге регистрации новорожденных Государственного архива Одесской области. Отец и Мать Черного были однофамильцами. Родственные связи отбрасываем, поскольку: Тора запрещает связывать узы брака с кровными родственниками и раввинат не зарегистрировал бы этот брак. Брак был зарегистрирован 8 июля 1877, о чем можно судить из документа ГАОО о регистрации браков евреев. В семье провизора было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Черный». Так и появился псевдоним. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. Вот что впоследствии поведала жена Черного: «Никто никогда ничего ему не дарил, когда он был ребенком. И когда он, за неимением игрушек, находил в доме что-нибудь, что можно было бы приспособить для игры, его наказывали». [18, с.15] Поэтому замкнутость, которую отмечают современниками, и нелюдимость писателя во многом сформировалась под влиянием семьи.

14 стр., 6873 слов

Детские поэтические сборники Саши Черного

... свой лад. 5.2 Конкретные образы в произведениях Саши Черного Для понимания Саши Черного важно обнаружить внутреннее взаимодействие частного эмоционального ... протяжении всей жизни действительно «лирических» стихотворных опытах Саши Черного лишь попытку примирить созданную им (или активно ... именно то самое, чего был лишен маленький гимназист Гликберг: На резной берлинской этажерке У окна чужих сокровищ ...

Еще один тяжелый этап юной жизни Саши Черного наступил с момента вступления в школу. В то время еврейском мальчику получить образование было не просто трудно, а практически невозможно. Поэтому пришлось сначала приобретать домашнее образование. В гимназию вне «процентной нормы» удалось поступить только после того, как его окрестили в десять лет, да и то — в Белой Церкви. Однако вскоре обучение обернулось неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу.

Вот с этого момента начинается можно новая стадия жизни Черного, с большим количеством приключений и трудностей, радости и сожаления. Когда Саше исполнилось 15 лет, он сбежал из дома. Сначала беглеца приютила тетка, сестра отца, которая отвезла его в Петербург, где он продолжил учение в гимназии. Однако был отчислен из гимназии за несданный экзамен по алгебре. Беглец оказался в катастрофическом положении, без всяких средств к существованию. Написал отцу и матери, умоляя о помощи, но те наотрез отказались от блудного сына. Неизвестно, что случилось бы с мальчиком, если бы не случайное стечение обстоятельств, что очень положительно повлияли на его жизнь.

В судьбу будущего поэта вмешалась счастливая случайность, в образе двух добрых и душевных господ. Александр Яблонский и Константин Роше стали спасительным случаем для Саши. Нашлись сердобольные люди — помогли, кто чем мог. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноше, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его печальной судьбе на страницах петербургской газеты «Сын Отечества» — одного из крупнейших изданий того времени. Статья попала на глаза крупному житомирском чиновнику Константину Константиновичу Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Гликберг в конце 1898 году оказался в Житомире — городе, ставшем для него поистине второй родиной. Здесь прошли его молодые годы. Гимназию в Житомире не удалось закончить из-за конфликта с директором: не помогло даже заступничество столь влиятельного человека и вскоре ученика отчислили «без права поступления».

Константин Константинович Роше, сыграл в дальнейшем очень большую роль в жизни Саши. Роше родился 29 декабря 1849 в семье военного инженера. И получил хорошее образование и воспитание. До. До. Роше, большую часть своих дней прожил в Житомире. Долгое время был членом правления Волынской губернской присутствия по крестьянским делам, почетным мировым судьей. Как потомственный дворянин, дослужился до титула действительного статского советника. В годы первой мировой войны, революции 1917 года и постоянных изменений власти в Житомире в период гражданской войны помогал людям, имевшим на то необходимости.

Константин Константинович, был глубоко верующим натурой, эту веру пытался привить и своему приемном сыну, Саше. Роше был благородным и склонным к жалости к ближнему бедных людей. В годы первой мировой войны он помогал таким, кто сильно нуждался. Он очень любил и уважал крестьян за их труд, и всегда стремился им помочь. Вот что он писал об их труде:

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

«Кто все терпит во имя Христа, Чьи не плачут суровые очи,

Чьи не ропщут немые уста,

Чьи работают грубые руки,

Предоставив почтительно нам

Погружаться в искусство, науки,

Предаваться мечтам и страстям.» [23]

В 1920-х годах Константин Константинович стал одним из организаторов житомирского Свято — Николаевского братства. После неурожайного 1898 года Роше организовал Волынскую столовую в голодных местах Поволжья. У К. Роше не было детей, он усыновил мальчика Сергея, но тот вскоре умер. Поэтому когда, он прочитал статью о Саше, он с радостью откликнулся.

Так же следует отметить, что К. Роше обладал даром к стихосложению и его стихи были наполнены любовью, нежностью и добротой к людям, окружавшим его. И очень сильное влияние на его творчество делал и тот факт, что он был очень Бога любивым, и Бога боязливой человеком. Эти пункты своего творчества, Роше очень хотел передать Черном, но Саша уже и в юности отличался саркастическим восприятием окружающего мира.

Роше не стремился добавлять свои стихи популярности. Свое умение управлять рифмой он использовал в качестве оружия против беззакония, а не как попытку прославиться. Вот что он пишет в своем произведении под названием «Завещание»:

«Умру, но песнь хвалебную мою, Что Богу моему от сердца я пою —

С любовью, с чувством умиленья, —

В пыли архивной, может быть, найдут,

И снова в храме Божием споют.» [23]

Константин Роше так и не сумел передать свои эмоциональные позивы юному Саше Черном, в будущем великому поэту и прозаику.

1.2 Юность великого сатирика

В 1900 году Александр был призван на военную службу. Военная служба оставила большой след в жизни Черного. Отслужив два года на правах добровольца в восемнадцатом пехотном Галицком полку (Житомир), был уволен в запас. Трудовую деятельность начинает на таможне в городке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией. По возвращении в Житомир, работал мелким чиновником в Службе сборов. Здесь он познакомился со своей будущей женой. В этот же период Саша стал служить «жестокому богу литературы». Он сотрудничает в газете «Волынский вестник», открывшийся 1 июня 1904 года. Первые его стихи были опубликованы под псевдонимами «Сам по себе», «Мечтатель» и др. Но подлинное рождение поэта — Черного — произошло в Петербурге, куда он, увлекаемый честолюбивыми мечтами, переехал в 1905 году, и где начал работать в налоговой службе Петербургско-Варшавской железной дороги.

Иронический склад ума был присущ Александру генетически и это было пожалуй, единственным спасением от отчаяния. Однако эта ирония, обращенная на социальные реалии, выглядела до того шокирующе, что первая же публикация политической сатиры «Чепуха» в журнале «Зритель», номер 23 от 27 ноября 1905 года, привела к скандалу и закрытию журнала.

Это был тяжелый период в творчестве Черного, поскольку его стихи были очень востребованы народом, а печать накладывал на них цензуру. В тот период не каждый поэт мог без страха коснуться тем, звучащих в стихах Черного и сатирическое мастерство с которым он преподносил свои произведения, очень нравились читателям.

2 стр., 594 слов

Знакомство с рассказом Саши Черного «Игорь-Робинзон» (Литература XX века)

... подплывает. Но это враг. Робинзон бесстрашен. И он забрасывает её камнями. Фантазии Игоря быстро превращают Робинзон в мальчика: «А если ... нет и аэроплана. Помощь приходит неожиданно. Пудель садовника, лохматый черный друг Цезарь, взволнованно лает, объясняет всем на своем ... да ненавистный индюк обидно залопотал в ответ, подсмеиваясь над Игорем. Хныкать путешественник себе не позволяет. Должны же его ...

Саша Черный женился рано, в Петербурге, на своей начальнице Марии Ивановне Васильевой, которая был значительно старше и практичнее поэта. Свою жену — ученицу видного профессора философии А.И.Введенського и родственницу, известного во всей России купца Елисеева, — Саша Черный немного побаивался. Никаких любовных романов за ним не числилоь, он был скромный семьянин. Союз оказался крепким, несмотря на разницу в возрасте, в положении и образовании. Свадебное путешествие летом 1905 молодожены провели в Италии. По возвращении Саша Черный решает оставить ненавистную конторской службу, чтобы целиком отдаться литературной деятельности.

В 1906 году вместе с женой Саша Черный уезжает в Германию, где больше года слушает лекции в университете, общается с философами, что сказалось и на его мировоззрении, и в творчестве.

Саша Черный проучился два семестра в Гейдельберге в 1906 — 1907 году. Годы относительного благополучия в Германии совпали с тяжелым для России временем после революции 1905 года. Отсюда такая саркастическая реакция поэта на наблюдаемую им действительность. Даже в почти доброжелательных стихотворных зарисовках Гейдельберга Черного «Улица в южногерманском городе» здесь и там торчит шипы раздражение на, так сказать, мещанский уют старинного городка.:

«Прекрасные люди! Ни брани, ни давки.

Узнайте: кто герцог и кто маникюр?

А как восхитительны книжные лавки,

Какие гирлянды из книг и гравюр!

В обложках малиновых, желтых, лиловых,

Цветут, как на грядках, в зеркальном окне…

Сильнее колбасных, сильнее фруктовых

Культурное сердце пленяют оне.

Прилично и сдержанно умные таксы

Флиртуют носами у низких витрин,

А Фриды и Францы, и Минны, и Максы. .. » [19, c. 27] Приложение 1

Ресторанчик «Perkeo», упомянутый Сашей Черным, существует до сих пор.

Язвительная муза Черного не дала поэту продержаться в Гейдельберге дольше двух семестров. Все-таки атмосфера города определялась консервативными студентами-корпорантами из самой Германии, а вовсе не революционно настроенными студентами-эмигрантами из России. К мещанским удобствам, к европейской ухоженности немецкой жизни посетителей с востока относились в начале двадцатого века с нескрываемым презрением. Стихи невероятно популярного в то время в России Черного — прекрасный камертон общественных настроений и прежде всего напряжения, которое не только нарастало и в межгосударственных отношениях, но закрепляло старые стереотипы восприятия россиянами немцев силой поэтического медиума.

«Размокшие от восклицаний самки,

Облизываясь, пялятся на Рейн:

“Ах, волны! Ах, туман! Ах, берега! Ах, замки!”

И тянут, как сапожники, рейнвейн.

Мужья в патриотическом азарте

На иностранцев пыжатся окрест

И карандашиками чиркают по карте

Названия особо пышных мест… Волна поет… А за спиной крикливо

Шумит упитанный восторженный шаблон.

Ваш Рейн? Немецкий Рейн? Но разве он из пива,

6 стр., 2530 слов

Рассуждение 1914–1918 гг. — Первая мировая война

... пользователи могут добавлять в избранное. Войдите, пожалуйста. Россия перед войной Перед первой мировой войной Россия провела реформу армии. В 1907 году была проведена реформа флота, а в 1910 ... самостоятельность. Повод к началу войны Поводом к началу Первой мировой войны послужили события в Сараево (Босния и Герцеговина). 28 июня 1914 года член организации «Черная рука» движения «Молодая ...

Но разве из колбас прибрежный смелый склон?…» [19, c. 39] Приложение 2

Саша Черный, конечно, не лез в карман за словом никогда и не давал спуску и своей Отчизне. Но от такого презрения к чужой бездуховности все-таки немного коробит и сто лет спустя. Вскоре Саша Черный возвратился в Петербург. По возвращении в Петербург — он постоянный автор нового журнала «Сатирикон» вместе с А.Аверченко, П.Потемкиным, Н.Теффи, С. Маршаком. Саша Черный стал бесспорным поэтическим лидером «Сатирикона» в 1908 — 1911 годах, завоевав всероссийскую известность. Его стихи, особая смесь желчи и горечи, соли и простодушия, дерзости и детскости, в эти годы были у всех на устах. Как вспоминал К.И.Чуковский, «получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихи Саши Черного. Не было такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть. Он попал, так сказать, в самый нерв эпохи, и эпоха закричала о себе его голосом» [21, с. 394].

После выхода книг «Сатиры» и «Сатиры и лирики» в 1911 году, Саша Черный как бы исчезает из литературной арены. Неожиданно для всех порвал с «Сатирикон» — раз и навсегда. Ушел из журнала без всяких объяснений и видимых причин. Остается только гадать, что заставило его решиться на такой шаг. После разрыва с «Сатирикон» (1911) Черный продолжал печататься в различных популярных изданиях: газетах «Русская молва», «Киевская мысль», «Одесские новости», журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник», в альманахе «Шиповник» и др.

В 1911 году состоялся дебют Саши Черного в детской литературе — стихотворение «Костер». Летом 1912 года он посещает на Капри М. Горького. Алексей Максимович привлекает Сашу Черного к участию в сборнике произведений для детей «Голубая книга». После этой знаменательной встречи вышла его первая детская рассказ «Красный камешек», в 1914 году — «Живая азбука» в стихах, ставшая знаменитой, в 1915 году книга стихов для детей «Тук-тук». Произведения для маленького читателя занимают в творчестве Саши Черное все больше места. Сам приход писателя в детскую литературу обставлен рядом примечательных событий. Дело в том, что тяжелая психологическая травма, нанесенная ему в детстве (атмосфера жестокого психологического гнета в семье, бегство и многолетние скитания по России), предоставили много существенных черт его личности и творчества. «По характеру болезненно застенчивый, непрактичный, желчный, такой, что плохо сходится с людьми, Саша Черный резко менялся, но когда общался с детьми, — тогда он становился веселым и нежным». [16, с.15]. Не случайно одна из его лучших детских книг получила название «Детский остров».

Действительно, мир детства был для писателя тем утопическим островом идеальной любви, веселья и покоя, куда ему хотелось уйти от пошлости современной ему жизни и обременительных воспоминаний о прошлом.

Иными словами, приход Черного в детскую литературу во многом обусловлен тем, что у самого писателя детства вообще не было.

Отсюда — психологически вполне объяснимо желание компенсировать эту тяжелую утрату, создать воображаемый мир детства в художественном творчестве. К тому же жизнь сложилась так, что у писателя никогда не было собственных детей, явилось для него и личной драмой, и источником творчества.

40 стр., 19589 слов

Народные ремесла и промыслы России и Донского края

... творческой силы. Задания: 1. Узнать о видах народных промыслов в России. История их развития. 2. Проследите виды орнаментов, ... Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А. Некрасов, в современных условиях «потребность людей в народном творчестве в его подлинности и духовности ... и сюжетных сцен. С давних времен народные мастера использовали в своей работе то, что дала им сама ...

В Первую мировую войну поэт отправляется на фронт, где служит в 5-й армии «рядовым добровольцем». Неприспособленный к ратному делу солдат не смог выдержать ужасов войны, впал в тяжелую депрессию и был помещен в госпиталь, а затем продолжил службу в санитарной части. Страшной правде о войне посвящена книга стихов Саши Черного «Жажда», изданная уже в эмиграции — в Берлине, в 1923 году.

Это был очень тяжелый период в жизни Черного, все увиденные им военные ужасы, сломили его психику. И Мария Ивановна, его верная жена всегда находилась с ним рядом. С ее помощью Черный вскоре встал на ноги.

В 1917 году Саша Черный переведен в Управление военных сообщений в Пскове. После февральской революции, назначен Временным правительством заместителем комиссара Северного флота. В мае посещает революционный Петроград. В конце лета 1918 года, перед вступлением Красной Армии в Псков, вместе с другими беженцами покидает город. Псков стал переломным городом в творческой судьбе Саши Черного.В эмиграционные года Черный с новой силой начинает вплотную заниматься своим творчеством.

«В маленькой берлинской пивной он устроил нечто вроде артистического кафе, в котором собиралась эмигрантская русская художественная интеллигенция. Черный регулярно печатался в газетах «Керми» (Берлин) и «Сегодня» (Рига), редактировал альманах «Грани» (Берлин, 1922-1923).

В 1923 в Берлине вышла третья книга его стихов «Жажда», окрашенная чувством ностальгии по России. Летом 1923 Черный уехал в Италию, а в марте 1924 перебрался в Париж. Здесь он сотрудничал в еженедельнике «Иллюстрированная Россия», в «Российской газете», в газете «Последние новости» и в 1931 году — в возрожденном «Сатириконе». В этот период большое место в творчестве Черного заняла проза — озорные «Несерьезные рассказы» (Париж, 1928) и оригинальные по жанру, основанные на народной мудрости «Солдатские сказки» (вышли отдельной книгой, Париж, 1933 после смерти Черного)». [18 , 52.]

С 1924 года Саша Черный живет во Франции. Сотрудничает в парижских газетах «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Перезвони» и журнале «Сатирикон». Его деятельность связана с популяризацией русской культуры за рубежом. Он устраивает литературные вечера в студии Ф.Малявина, ездит по Франции и Бельгии с выступлениями перед русскоязычной публикой, ежегодно участвует в «Днях русской культуры», выпускает альманах для детей «Русская земля», который знакомил их с историей и творчеством русского народа.

В сборнике «Несерьезные рассказы» (1928) и в повести «Странное лето» (1929) Саша Черный обращается к старой России. Его произведения наполнены беззлобно смехом, юмором, светлой грустью о безвозвратно покинутой родине. В рассказах «Комариные мощи», «Мелкоземельний грипп», «Провансальские страницы», «Собачий парикмахер», «Прогулка в Кабассон» и других. Он изображает убогий быт эмигрантов, лишения, унижения и, в то же время их душевную стойкость и чувство собственного достоинства — качества, присущие даже «маленьким» людям. В подражание Некрасову он пишет поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1930-1931).

12 стр., 5782 слов

Образ России в произведениях Набокова

... потерянной родины, и образ поэта, выросшего на чужбине. 1. Блоковская образность и выразительность в стихотворении Набокова "Россия" Мне бы хотелось начать со стихотворения "Россия". Оно является первым произведением, адресованным России и ...

В 1929 году поэту удалось приобрести участок земли на самом юге Франции, на Лазурном берегу в городке Ла Фавьер. Там он построил собственный дом, ставший настоящим культурным центром: сюда приезжали и долго гостили русские писатели, художники, музыканты. Его смерть до сих пор окутана некоторой тайной, различные источники излагают ее по-разному. Но точно известно одно, что жизнь этого замечательного человека оборвалась трагически: 5 августа 1932 вспыхнула одна из ферм по соседству. Саша Черный, рискуя жизнью, помогал тушить пожар, а потом, придя домой, почувствовал резкую боль в сердце, прилег на диван отдохнуть и больше не поднялся. Был приступ, очень сильный и сердце его не выдержало. Когда в 52 года Саша Черный умер, Микки лег к нему на грудь и умер от разрыва сердца. В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая волшебная тень» [43, с.20]. Прах Черного (Александра Михайловича Гликберга) покоится на кладбище Ле-Лаванду в департаменте Вар. На могильной плите, согласно завещанию, высечено из Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный».

Жена Александра умерла в 1961 году — единственный человек, который был дорог поэту, так как детей в семьи не было. После ее смерти в 1978 году на кладбище Лаванду символически установили памятную доску, чтобы хоть как-то увековечить имя легендарного поэта. Благодаря попечению Корнея Чуковского в 1960-х годах все произведения Саши были напечатаны в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта» в нескольких томах.

Сбылись его пророческие слова: «Земная жизнь — как беженский этап, только в вечности устроимся мы крепко» [18, с.32]. Саша Черный окончательно обосновался в вечности — в русской литературе. Его широко переиздают, и он поражает читателей двумя гранями своего таланта: с одной стороны — насмешливый и ядовитый сатирик; с другой — нежный и почти тихий лирик. В нем мирно уживаются колючесть и благость, бунтарство и кротость, сатирические стрелы и лирические вздох. Он был поэтом и «трещина мира» прошла через его сердце

Кстати, к вопросу о памяти. Одеса помнит, что в ней родились Бабель и Катаев, Багрицкий и Ахматова, Ильф и Петров. Но самым-то первым из знаменитых писателей в ней родился Саша Черный! Белая Церковь помнит, что в ней бывали Пушкин и Шевченко, Нечуй-Левицкий и Паустовский, но то, что в ней прошло детство Саши Черного, ее жителям не запомнилось. А Житомир, где он учился во второй гимназии, где печатал свои первые произведения? Житомир, где он прожил пятнадцать лет, — неужели и Житомир его не запомнил? В двенадцатитомной Украинской Советской Энциклопедии имени Саши Черного нет. Есть астроном Сергей Черный, писатель Кузьма Черный, кинооператор Михаил Черный, но поэта Саши Черного в этой энциклопедии нет. И в статье о городе Житомире, где названы лучшие люди, которые удостоили Житомир рождением или просто посещением, имени Саши Черного тоже нет. Похоже, что люди, которые принесли популярность нашей «малой родине», стали уходить из памяти людской как старинные дома, упадок и рушатся под натиском времени.. Саша Черный прожил жизнь полную опасности, трудности, славы и дружбы, любви и ненависти. Героические поступки и путешествия остались позади, и о них остались лишь летописи.

2. Творчество Саши Черного

2.1 Творческий полет над водами Сены

Как и у любого автора, у Черного было любимое место для размышлений — это набережная Сены, по которой ему нравилось бродить часами. У кого-то в Париже любимый герой д,Артаньян, у кого граф Монте-Кристо.

15 стр., 7108 слов

Русская культура второй половины XIX века

... развитие русской культуры во второй половине XIX века. Общественный демократический подъем первых лет ... и объем работы. 1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века., .1 Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века В сфере культуры вторая половина XIX века стала для временем невиданного взлета и ... дней. Также в курсовой работе была применена энциклопедия ...

А у него, — наверное, это кому-то покажется смешным, — у него Собачий парикмахер.

«Быть может, в древности он был бы мудрецом,

В углу, на площади сидел, лохматый ,в бочке

И говорил глупцам прохожим правду

За горсть бобов…

Но современность зла:

Свободных бочек нет,

Сограждане идут своей дорогой,

Бобы подорожали

Псы обрастают шерстью,

И надо же кому-нибудь их стричь»… [19, с. 32] Приложение 3

Это его литературный герой. Диоген, стригущий собак на набережной Сены. Такой же прямолинейный, иногда грубый, но такой, что всегда говорит только правду. Старый интеллигент, который задержался каким-то чудом на земле, когда кончились времена интеллигентов.

Вот тогда и кончились времена интеллигентов. «В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенции» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками русского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбой своего отечества; стремление к социальной критики, к борьбе с теми, мешающим национальному развитию; способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным». Благодаря группе российских философов «серебряного века» интеллигенция стала определяться в первую очередь через сопоставление официальной государственной власти» [58].

При этом понятия «Просвещенный класс» и «интеллигенция» были частично разделены — не каждый образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отставленное» правительство. Критическое отношение к царскому правительству обусловило симпатии русской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

И это пишет поэт-юморист, что смешил когда всю Россию. Почему же

Приехав сюда, он не стал смешить Францию? Франция любит смеяться еще со времени Рабле, смехом в ней больше заработаешь, чем слезами. Если бы он тогда не уехал. В 37-м ему было бы 57, в 49-м — 69. Но он умер в 32-м. За несколько лет до того, как в России стали умирать его друзья. А родился он в 1880-м, в один год с Блоком, и это означает, что и о нем Блок сказал:

Мы_- дети страшных лет России-

Забыть не в силах ничего

Поэты не привязаны к каким-то одним временам, лучшие из них становятся современниками многих времен и поколений. Правда, другие времена не всегда понимают, или наоборот, настолько хорошо понимают, что отказываются печатать этих своих современников из других времен. Так, поэта, что смешил всю Россию, не печатали в России более сорок лет. Но читатели его не забыли и повторяли слышанное и передавали от поколения к поколению:

От русского флота остались одни адмиралы…

Потому что дети страшных лет

России забыть не в силах ничего.

Из журналов, критиковавших реакцию 1908-1912 годов, один пользовался особым успехом и назывался он «Сатирикон». Много сегодняшних читателей знают о популярном в свое время петербургский журнал «Сатирикон»? Вряд ли. Между тем это было издание веселое и едкое, саркастическое и злое; остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавный анекдот сменялся политическим шаржем. В «Сатириконе» в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как А. Аверченко и В. Князев, Саша Черный и А.Бухов, печатались Л.АНДРЕЕВА, А.Толстой, Маяковский, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б.Кустодиева, И.Билибин, А.Бенуа. За сравнительно короткий срок — с 1908 по 1918 годы — российский сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал, по словам современника, «направление в русской литературе и незабываемую в ее истори эпоху».

«В период расцвета «Сатирикона» в Петербурге в 1911 году издатель М.Г.Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке «Общую историю, обработанную «Сатириконом». Авторами этого пародийно-сатирического произведения, воспроизведенного сегодня именно по изданию 1911, были Тэффи, В.Димов, А.Аверченко иллюстрировали книгу художники-сатириконцы А.Радаков, А.Яковлева, А.Юнгер и Ре-Ми (Н.Ремизов) ». [58].

Редактором «Сатирикона» был талантливый и остроумный писатель А. Аверченко, который не только редактировал, но и много писал для журнала (впоследствии эти два вида деятельности разделились: одни писалы другие редактировали).

Но главной его заслугой было то, что он собрал в журнале лучших сатирических писателей того времени. В первом номере «Сатирикона» были напечатаны или то смешные, или то печальные стихи:

Все в штанах, скроенных одинаково ,

При усах, в пальто но в котелках.