Творческое наследие Саши Черного

Курсовая работа

Художественная культура рубежа веков в России

Художественная культура рубежа веков является важной составляющей культурного наследия России. В это время возникали идеологические противоречия и неоднозначности, которые затрагивали не только художественные направления и течения, но и индивидуальных писателей, художников и композиторов. Период рубежа веков был временем обновления различных видов и жанров художественного творчества, переосмысления ценностей и «всеобщей переоценки», как сказал М. В. Нестеров. Даже среди прогрессивно мыслящих деятелей культуры возникали разногласия в отношении наследия революционных демократов.

В русской художественной культуре конца XIX — начала XX века распространилось декадентство, которое представляло собой отказ от гражданских идеалов и веры в разум, а также погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Понятие «модернизм» включало множество явлений в литературе и искусстве XX века, которые отличались от реализма предыдущего столетия.

Развитие модернизма и эмиграция

В конце XIX века начали формироваться направления, противостоящие реализму, среди которых наиболее значимым и влиятельным стал модернизм. Этот период также стал золотым веком русской литературы, в котором творил Александр Михайлович Гликберг, более известный как Саша Черный (1880-1932 гг.).

Творчество Саши Черного пришлось на период октябрьской революции, и он оказался в первой волне эмиграции. Относительно новая власть большевиков не была принята им, и в 1918 году он уехал в Литву. Некоторое время он жил в городах Вильно и Каунас, а в 1920 году перебрался в Берлин. Трудная жизнь и детство, лишения и строгость родителей кардинально изменили мировоззрение поэта и сделали его неповторимым мастером слова.

Роль эмигрантской литературы

Творчество эмигрантских поэтов редко обсуждается на всеобщем уровне, и часто считается, что они внесли незначительный вклад в развитие отечественной литературы. Однако это несправедливо, так как их творчество имеет свою уникальность и значимость. Саша Черный и другие поэты эмигрантского движения оказали большое влияние на развитие литературы и искусства в России и за ее пределами.

С помощью этой курсовой работы, я постараюсь показать, на примере Александра Михайловича Гликберга (Саша Черный), что поэты периода эмиграции внесли весомый вклад в развитие литературы. Возможно, мне удастся на своем примере, хоть немного подтолкнуть исследователей к более глубокому рассмотрению данной проблемы.

12 стр., 5707 слов

Женская литература и книгоиздание в современной России

... в прошлом, только с оговоркой, что мужская литература - это литература, а женская литература - это резервация"[1,с.27]. Действительно, обратись к критике рубежа веков или 20-х годов нашего столетия, мы ... из солдат армии литераторов. В сегодняшней России мы вновь становимся свидетелями полемики, главная тема которой - наличие понятия "женская литература". Надо сразу заметить, что поднимаемые ныне ...

Актуальность проблемы. В данной работе предпринимается попытка убрать завесу тайны над жизнью и творчеством Саши Черного (О.М.Гликберг).

Многие исследования были направлены на изучение более молодого поколения эмигрантов, забыв о вкладе в развитие литературы, таких поэтов как Саша Черный. И поэтому я считаю, что более глубокое разбирательство в жизни и творчестве Саши Черного уместно в данный период времени. Объектом исследования является творческое наследие Саши Черного (О.М. Гликберг).

Предмет исследования — жизнь и творчество Саши Черного.

Цель работы направлена на рассмотрение и изучение творческого наследия Черного (О.М. Гликберг), как представителя «Серебряного века» русской литературы.

Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующее:

  1. Проследить жизненный путь Саши Черного (Гликберг О.М.);
  2. Изучить и систематизировать информацию найденную по данному вопросу;
  3. проанализировать и сделать выводы относительно творчества поэта

Новизна данной работы заключается в том, что, тщательное изучение жизненного пути поэта, поможет открыть тайну его литературного наследия. Структура курсовой работы состоит из вступления, 2 разделов, выводов, списка использованной литературы и приложений. Практическая значимость. Данную курсовую работу можно использовать как методическое пособие для обучения, и с его помощью проводить уроки и лекции посвященные жизни и творчеству О.М.Гликберга.

1. Александр Михайлович Гликберг (Саша Черный)

1.1 Биографический анализ

Саша Черный один из поэтов и прозаиков Серебрянного века.

Начну с биографии. Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в Одессе в семье провизора — семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Отец — провизор, Мендель Гликберг родился в 1852 году. Дед — купец, торговец железными товарами. Мать- Мария Гликберг родилась в 1857, это ее девичья фамилия, о чем есть запись в учетной книге регистрации новорожденных Государственного архива Одесской области. Отец и Мать Черного были однофамильцами. Родственные связи отбрасываем, поскольку: Тора запрещает связывать узы брака с кровными родственниками и раввинат не зарегистрировал бы этот брак. Брак был зарегистрирован 8 июля 1877, о чем можно судить из документа ГАОО о регистрации браков евреев. В семье провизора было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Черный». Так и появился псевдоним. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. Вот что впоследствии поведала жена Черного: «Никто никогда ничего ему не дарил, когда он был ребенком. И когда он, за неимением игрушек, находил в доме что-нибудь, что можно было бы приспособить для игры, его наказывали». [18, с.15] Поэтому замкнутость, которую отмечают современниками, и нелюдимость писателя во многом сформировалась под влиянием семьи.

14 стр., 6730 слов

Поэзия Саши Черного в детском чтении

... стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914). Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. ... изучения творчества Саши Черного 1.1 Жизнь и творчество Саши Черного Детство Саши Черного (настоящее имя -- Гликберг Александр Михайлович) ... железной дороги и переезжает в Петербург. Роше устраивает Александра старшим канцеляристом в управление ...

Еще один тяжелый этап юной жизни Саши Черного наступил с момента вступления в школу. В то время еврейскому мальчику получить образование было не просто трудно, а практически невозможно. Поэтому пришлось сначала приобретать домашнее образование. В гимназию вне «процентной нормы» удалось поступить только после того, как его окрестили в десять лет, да и то — в Белой Церкви. Однако вскоре обучение обернулось неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу.

Вот с этого момента начинается новая стадия жизни Черного, с большим количеством приключений и трудностей, радости и сожаления. Когда Саше исполнилось 15 лет, он сбежал из дома. Сначала беглеца приютила тетка, сестра отца, которая отвезла его в Петербург, где он продолжил обучение в гимназии. Однако был отчислен из гимназии за несданный экзамен по алгебре. Беглец оказался в катастрофическом положении, без всяких средств к существованию. Написал отцу и матери, умоляя о помощи, но те наотрез отказались от блудного сына. Неизвестно, что случилось бы с мальчиком, если бы не случайное стечение обстоятельств, которое очень положительно повлияло на его жизнь.

В судьбу будущего поэта вмешалась счастливая случайность, в образе двух добрых и душевных господ. Александр Яблонский и Константин Роше стали спасительным случаем для Саши. Нашлись сердобольные люди — помогли, кто чем мог. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его печальной судьбе на страницах петербургской газеты «Сын Отечества» — одного из крупнейших изданий того времени. Статья попала на глаза крупному житомирскому чиновнику Константину Константиновичу Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Гликберг в конце 1898 году оказался в Житомире — городе, ставшем для него поистине второй родиной. Здесь прошли его молодые годы. Гимназию в Житомире не удалось закончить из-за конфликта с директором: не помогло даже заступничество столь влиятельного человека и вскоре ученика отчислили «без права поступления».

Да, история об этом уместна. В своем дальнейшем творчестве Роше, очень отчетливо заметна привязанность к традициям и вере. Именно этих ценностей он старался привить и усыновленному им Сержу. Позже, его восприятие этого мальчика повлияло на его творчество. Роше всегда говорил о необходимости помогать ближнему, и особое внимание уделял помощи крестьянам.

Однако, несмотря на это, очень заметный его стихотворный дар, К. Роше никогда не писал с целью достичь популярности или славы. Основное сообщение, которое он хотел передать через свои стихотворения, заключалось в идее справедливости, милосердия и любви к Богу и ближнему. Эту идею он отчетливо высказал в своем произведении «Завещание»:

«Умру, но песнь хвалебную мою

Что Богу моему от сердца я пою —

С любовью, с чувством умиленья, -»

Безусловно, такое стихотворение декламирует глубокое вероисповедание и любовь к богу. И таким фрагментам в его стихотворениях предоставлено достаточно места. Эти строки затрагивают такую важную для всех тему, как вера в бога и служение ему. В своих стихах он показывает любовь и уважение к богу и выражает прощение и милосердие.

13 стр., 6166 слов

Детские поэтические сборники Саши Черного

... ребячьими чувствами, начисто отрешаясь от психики взрослых». С Чуковским невозможно не согласится, стихи Саши Черного для детей - это маленькие жемчужинки его творчества. И «Цирк», и «Трубочист», ... и поэтического выхода из нравственного тупика, которым Саша Черный преодолевает свою ситуацию. Анализ поэтических опытов Саша Черный создает в своих стихах образы циничного и «глумовского типа» героев, но ...

Таким образом, через свои стихотворения Константин Константинович Роше продолжает влиять на нашу жизнь и по сей день. Его замечательные стихи полны понятий о вере, любви, милосердии и эти идеи продолжают быть актуальными и сегодня.

Их остается только прочитать и принять к сердцу. Именно так мы можем отдать дань уважения этому замечательному человеку и его творчеству.

1.2 Юность великого сатирика

В 1900 году Александр был призван на военную службу. Военная служба оставила большой след в жизни Черного. Отслужив два года на правах добровольца в восемнадцатом пехотном Галицком полку (Житомир), был уволен в запас. Трудовую деятельность начинает на таможне в городке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией. По возвращении в Житомир, работал мелким чиновником в Службе сборов. Здесь он познакомился со своей будущей женой. В этот же период Саша стал служить «жестокому богу литературы». Он сотрудничает в газете «Волынский вестник», открывшийся 1 июня 1904 года. Первые его стихи были опубликованы под псевдонимами «Сам по себе», «Мечтатель» и др. Но подлинное рождение поэта — Черного — произошло в Петербурге, куда он, увлекаемый честолюбивыми мечтами, переехал в 1905 году, и где начал работать в налоговой службе Петербургско-Варшавской железной дороги.

Иронический склад ума был присущ Александру генетически и это было пожалуй, единственным спасением от отчаяния. Однако эта ирония, обращенная на социальные реалии, выглядела до того шокирующе, что первая же публикация политической сатиры «Чепуха» в журнале «Зритель», номер 23 от 27 ноября 1905 года, привела к скандалу и закрытию журнала.

Это был тяжелый период в творчестве Черного, поскольку его стихи были очень востребованы народом, а печать накладывал на них цензуру. В тот период не каждый поэт мог без страха коснуться тем, звучащих в стихах Черного и сатирическое мастерство с которым он преподносил свои произведения, очень нравились читателям.

Введение

Саша Черный, настоящее имя Александр Чернышевский, был рано женат на своей начальнице Марии Ивановне Васильевой в Петербурге. Он был скромным семьянином и не имел никаких любовных романов до этого. В браке с Марией он нашел крепкую поддержку и вместе с ней отправился в Италию на свадебное путешествие. Однако после возвращения Саша Черный принял решение покинуть конторскую службу и посвятить себя литературной деятельности.

В 1906 году Саша Черный и его жена переезжают в Германию, где он проводит более года, слушая лекции в университете и общаясь с философами. Это время имело значительное влияние на его мировоззрение и творчество.

Саша Черный провел два семестра в Гейдельберге в 1906 — 1907 году. Несмотря на относительное благополучие, которое он испытал в Германии, Россия переживала тяжелые времена после революции 1905 года. Поэт отмечал свою саркастическую реакцию на окружающую действительность, включая мещанский уют старого города Гейдельберга, в своих стихотворениях.

Культурный мир Гейдельберга

В своей поэтической зарисовке «Улица в южногерманском городе» Саша Черный описывает восхитительных людей и книжные лавки Гейдельберга. Он упоминает яркие книжные обложки, цветущие в зеркальном окне магазинов, и высокую культуру, которой пленяется его сердце.

Ресторанчик «Perkeo», упомянутый Черным, продолжает существовать и по сей день.

1 стр., 472 слов

«Саша был цирковой мальчик и знал толк в красоте» (ВАРИАНТ 32)

... -рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ему захотелось что-то для неё сделать... Спалить дотла все ... хочет выразить, как невыносимо тяжело Саше видеть муки и усталость Нади во время репетиций. Он и ... до внука. Перечисленные примеры подтверждают, что повторяются в художественном тексте слова, несущие особую эмоциональную и смысловую нагрузку. 15.2 Напишите сочинение ...

Вывод

Пребывание в Германии сильно повлияло на Сашу Черного, как на его мировоззрение, так и на его творчество. Во время слушания лекций и общения с философами он нашел вдохновение и новые знания. Он оставил свою конторскую работу и посвятил себя литературной деятельности. Саркастическая реакция на окружающую действительность стала общей чертой его стихотворений. Поездка в Гейдельберг стала источником новых впечатлений и восхищения культурой маленького городка.

Введение

В начале XX века Гейдельберг был привлекательным местом для студентов-эмигрантов из России, которые искали новые возможности для образования и саморазвития. Однако среди консервативных студентов-корпорантов, преобладавших в городе, русские студенты чувствовали себя чужими и неудобно. Атмосфера Гейдельберга, характеризующаяся мещанскими удобствами и европейской ухоженностью, вызывала у россиян некоторое презрение.

В то время популярными в России были стихи Саши Черного, которые отражали общественные настроения и напряжение, присутствующие как во взаимоотношениях между государствами, так и в стереотипах, существовавших в восприятии русских немцев. Стихи Черного стали своеобразным отражением эпохи и вызвали огромный интерес у читателей.

Размокшие от восклицаний самки

Одним из примеров стихотворений Черного, популярных в то время, является:

«Размокшие от восклицаний самки,

Облизываясь, пялятся на Рейн:

“Ах, волны! Ах, туман! Ах, берега! Ах, замки!”

И тянут, как сапожники, рейнвейн.

Мужья в патриотическом азарте

На иностранцев пыжатся окрест

И карандашиками чиркают по карте

Названия особо пышных мест… Волна поет…

А за спиной крикливо

Шумит упитанный восторженный шаблон.

Ваш Рейн? Немецкий Рейн? Но разве он из пива,

Но разве из колбас прибрежный смелый склон?…»

Эти строки иллюстрируют отношение россиян к немецкой жизни и стереотипам, связанным с Германией. В них присутствует смесь желчи и горечи, соли и простодушия, дерзости и детскости, что делало их особенно привлекательными для читателей.

Возвращение в Петербург

Саша Черный, несмотря на свою язвительность и некоторое презрение к немецкой жизни, не отказывался от своей отчизны. Он вернулся в Петербург и стал одним из авторов журнала «Сатирикон», вместе с такими известными писателями, как А. Аверченко, П. Потемкин, Н. Теффи и С. Маршак.

Стихи Саши Черного стали настоящим хитом и завоевали всероссийскую известность. Они отражали нерв эпохи и вызывали большой интерес у читателей. Как отмечал К. И. Чуковский, стихи Черного знали наизусть многие студенты, врачи, адвокаты, учителя и инженеры. Эпоха закричала о себе его голосом.

Заключение

Таким образом, стихи Саши Черного отражали общественные настроения и стереотипы, существовавшие в восприятии русских немцев. Они были популярны и вызывали большой интерес у читателей. Возвращение Черного в Петербург и его участие в журнале «Сатирикон» только укрепили его позицию как одного из ведущих поэтов своего времени.

Введение

Жизнь и творчество Саши Черного оставили глубокий след в русской литературе. Его сочинения знамениты своей юмористической и сатирической подоплекой, а также детской лирикой, затрагивающей наиболее простые и понятные темы. Стремление писателя к идеализации детства в его творческой работе было одним из ключевых моментов, который объяснялся трудным детством самого Черного.

12 стр., 5666 слов

Старый повар. Константин Паустовский. Незнакомец играл, глядя ...

... героев произведения. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Заря разыгралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега». ... сад осыпан цветами, а над Веной проносятся птицы, музыка поет и щебечет, как они. Старик впервые за много лет счастлив, такова сила великой музыки. Он умирает спокойным и радостным. И ...

Ранняя карьера Саши Черного

В 1911 году Саша Черный выпустил две книги — «Сатиры» и «Сатиры и лирика», после чего он как бы исчезает из глаз литературной общественности. Он порвал с журналом «Сатирикон» и перестал публиковаться там. Почему он принял такое решение, остается загадкой для литературной критики. После такого разрыва Черный продолжал печататься в популярных изданиях, включая газеты и журналы.

Детская литература Саши Черного

В 1911 году Черный дебютировал в детской литературе стихотворением «Костер». Его встреча с Максимом Горьким на Капри привела к участию писателя в сборнике произведений «Голубая книга» для детей. Первый рассказ Саши Черного для детей — «Красный камешек» — вышел сразу после этого. Он также создал знаменитую книгу «Живая азбука» в стихах и «Тук-тук» (1915).

С их появлением творчество Саши Черного завоевало большую популярность среди детей и взрослых. У Черного были особые способности к общению с детьми, которые, как отмечали современники, становился веселым и нежным. Это могло быть связано с тяжелым детством самого Черного, которое прошло в трудных условиях.

Заключение

Творчество Саши Черного не ограничивается юмористическим и сатирическим подтекстом. Он смог создать глубоко проникающие книги для детей, которые до сих пор читаются со взаимным уважением и любовью. Его работа была чем-то более, чем просто хорошие книги. Он стал символом того самого круговорота жизни, который является началом и концом многомесячных жизненных циклов, напоминая нам о значимости прошлого и будущего.

Исследование Саши Черного и его творчества в эмиграции

В ходе Первой мировой войны Саша Черный, изначально отправленный на фронт в рядовые добровольцы в составе 5-й армии, скоро осознал свою неспособность к военной службе. Подобен многим солдатам, он не смог справиться с ужасами войны, погрузившись в глубокую депрессию. Как результат, ему пришлось пройти лечение в госпитале, а после этого снова приступил к службе, но уже в санитарной части армии.

Этот мрачный период в жизни Черного отразился на его творчестве, и книга стихов под названием «Жажда», изданная в Берлине в 1923 году, раскрывает ужасы войны с шокирующей откровенностью.

Однако всегда рядом с ним оставалась его преданная жена, Мария Ивановна, которая помогла Черному справиться со своими страданиями и позволила ему восстановиться.

В 1917 году Сашу Черного перевели в Управление военных сообщений в городе Псков. После Февральской революции его назначили заместителем комиссара Северного флота при Временном правительстве. В том же году он посетил революционный Петроград. Однако в конце лета 1918 года, перед оккупацией города Красной Армией, вместе с другими беженцами Черный покинул Псков. Для него этот город стал значимым поворотным моментом в его творческой судьбе.

2 стр., 731 слов

Время и герои в поэме Н.А. Некрасова «Саша»

... но если Саше удалось осознать свою нужность и место в жизни, то удастся и другим, как бы убеждает своих читателей поэт-демократ Н. А. Некрасов. Пышная ... Некрасова "Саша" показала миру читателей жизнь молодого поколения, страждущего деятельности и находящего для этого пути и средства. Не случайно героиней поэмы становится девушка. Это нетипично для России того времени, ...

Окруженный русской эмигрантской художественной интеллигенцией, Саша Черный организовал своеобразное артистическое кафе в небольшой берлинской пивной, где они встречались. Он регулярно печатался в газетах «Керми» (Берлин) и «Сегодня» (Рига), редактировал альманах «Грани» (Берлин, 1922-1923).

В 1923 году вышла третья книга его стихов «Жажда», исполненная ностальгическими нотками по России. В летнее время 1923 года Черный отправился в Италию, а в марте 1924 года перебрался в Париж. В Париже он сотрудничал с журналами «Иллюстрированная Россия», «Российская газета», «Последние новости» и в возрожденном «Сатириконе», начиная с 1931 года. В это время большое место в его творчестве занимает проза, включающая озорные «Несерьезные рассказы» (Париж, 1928) и оригинальные по своей сути «Солдатские сказки» (вышли отдельной книгой в Париже, 1933, уже после его смерти), основанные на народной мудрости.

[18 , 52.]

С 1924 года Саша Черный живет во Франции. Сотрудничает в парижских газетах «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Перезвони» и журнале «Сатирикон». Его деятельность связана с популяризацией русской культуры за рубежом. Он устраивает литературные вечера в студии Ф.Малявина, ездит по Франции и Бельгии с выступлениями перед русскоязычной публикой, ежегодно участвует в «Днях русской культуры», выпускает альманах для детей «Русская земля», который знакомил их с историей и творчеством русского народа.

В сборнике «Несерьезные рассказы» (1928) и в повести «Странное лето» (1929) Саша Черный обращается к старой России. Его произведения наполнены беззлобно смехом, юмором, светлой грустью о безвозвратно покинутой родине. В рассказах «Комариные мощи», «Мелкоземельний грипп», «Провансальские страницы», «Собачий парикмахер», «Прогулка в Кабассон» и других. Он изображает убогий быт эмигрантов, лишения, унижения и, в то же время их душевную стойкость и чувство собственного достоинства — качества, присущие даже «маленьким» людям. В подражание Некрасову он пишет поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1930-1931).

В 1929 году поэту удалось приобрести участок земли на самом юге Франции, на Лазурном берегу в городке Ла Фавьер. Там он построил собственный дом, ставший настоящим культурным центром: сюда приезжали и долго гостили русские писатели, художники, музыканты. Его смерть до сих пор окутана некоторой тайной, различные источники излагают ее по-разному. Но точно известно одно, что жизнь этого замечательного человека оборвалась трагически: 5 августа 1932 вспыхнула одна из ферм по соседству. Саша Черный, рискуя жизнью, помогал тушить пожар, а потом, придя домой, почувствовал резкую боль в сердце, прилег на диван отдохнуть и больше не поднялся. Был приступ, очень сильный и сердце его не выдержало. Когда в 52 года Саша Черный умер, Микки лег к нему на грудь и умер от разрыва сердца. В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая волшебная тень» [43, с.20]. Прах Черного (Александра Михайловича Гликберга) покоится на кладбище Ле-Лаванду в департаменте Вар. На могильной плите, согласно завещанию, высечено из Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный».

В 1961 году умерла жена Александра Черного, и после этого он никогда больше не женился. Она была единственным человеком, которому он был дорог, так как у них не было детей. Его печаль осталась сошлась, и семьи не осталось, когда он умер в 1978 году. Одиночество он нес скорее, чем примирялся с ним. Место его погребения на кладбище Лаванду в это время было ненамечено ни какими памятными знаками. Однако его близкие и поклонники становились активными в сохранении памяти о нем. Они установили памятную доску на его могиле в 1978 году, чтобы сохранить имя легендарного поэта. Кроме того, благодаря попечению Корнея Чуковского в 1960-х годах все произведения Саши были напечатаны в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта» в нескольких томах. Его работы были увековечены в виде книг, которые распространялись среди поколений читателей, придавая ему бессмертие, о котором он мечтал.

27 стр., 13378 слов

Роль художественной детали в произведениях русской литературы 19 века

... в русской литературе XIX века. 2.1 Приемы раскрытия образа Матрены Тимофеевны Судьба простой русской женщины хорошо показана в ... и нарядная» (1857), «Папаша» (1859) и некоторые другие. Их отличительные черты — исследование социальной судьбы, погружение в обстоятельства, причины и следствия, последовательно развернутая цепь мотивировок и, наконец, однозначный вывод— «приговор». Но в произведениях ...

Совершились его пророческие слова: «Земная жизнь — как беженский этап, только в вечности устроимся мы крепко» [18, с.32]. Саша Черный окончательно обосновался в вечности — в русской литературе. Его произведения по-прежнему широко переиздают, он поражает читателей своим двойственным талантом: с одной стороны — насмешливым и ядовитым сатириком; с другой — нежным и почти тихим лириком. В нем соседствуют колючесть и благость, бунтарство и кротость, сатирические стрелы и лирические вздохи. Он был поэтом, чье сердце стало трещиной мира, и его произведения по-прежнему оставляют свой след в сердцах людей.

Также стоит отметить, что Одесса гордится своими знаменитыми родившимися и жившими в ней писателями и поэтами, но в том числе и самым первым из них — Сашей Черным! На другой стороне, города Белая Церковь и Житомир тоже имеют своих знаменитых жителей и гостей, но иногда забывают признать их вклад в историю. Саша Черный прожил жизнь, полную опасности, трудностей, славы и дружбы, любви и ненависти. Его героические поступки и путешествия остались позади, и о них остались лишь летописи, которые будут хранить его память долгие годы.

2. Творчество Саши Черного

2.1 Творческий полет над водами Сены

«А еще они засыпали, ушли и, наверное, никогда не выстрелят больше» [36]

Любимый герой Черного – собачий парикмахер.

Казалось бы, совершенно неожиданный выбор для литературного героя. Но Черный был мастером необычных сюжетов и персонажей, поэтому данный выбор вполне в его стиле. Негромкий сатирик и общественный деятель, Черный предпочитал невзрачных героев — тех, на кого меньше всего обращают внимание.

Взглянем на этих героев через приведенный выше эпитафий и ответим на вопрос — почему собак, почему парикмахеры? Может быть, потому, что ничего не найдется нагляднее для показа безмерной тщеты мирских ценностей и стертых граней человеческой личности.

Собачий парикмахер – это свидетель общественного маразма: в мире, где животные оказались волосатее их хозяев, есть место и профессии собачьего парикмахера.

Черный и Блок.

Александр Блок — светоч русской литературы, глубинный философ и утонченный лирик. На первый взгляд не встретишь более контрастных поэтов, чем Блок и Черный. Однако именно Блок сказал о Черном: «А еще они засыпали, ушли и, наверное, никогда не выстрелят больше». [/p>

Откуда такое замечание? Что заставило Блока обратить внимание на Черного?

9 стр., 4385 слов

Лирика любви в ранних произведениях Блока («Стихи о прекрасной Даме»)

... Блок умер в раннем возрасте, однако его поэтические произведения будут интересны всем людям, так как они облегчают и преображают людям жизнь. Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. ... великое и несравненное. В этом нет элементов земного. Такова любовь в творчестве Александра Александровича. Сочинение Любовь в творчестве Блока Александр Блок попал в классику литературы как ...

Возможно, ответ кроется в чутком поэтическом восприятии Блока, в его умении видеть за шутками и сарказмом Черного глубину мысли и остроту образов.

Лишь крупнейшие поэты века могут уловить и ценить этот тонкостью образов и атмосферные изменения, глубинное и изначальное в он умудренном Черного.

Мир Черного и его главные персонажи – интеллигенты и «маленькие люди». Он уже предсказывал их исчезновение, социальные изменения и трилогию.

Черный – гений юмора, предвестник своего времени, вечно преждевременно ушедший мудрец.

Мы, дети страшных лет России, не в силах забыть ничего. В нашей памяти запечатлены яркие моменты прошлого, которые сложились в общую историю нашей страны. Однако, эти моменты не всегда понимают другие времена. Иногда они отказываются признавать наших современников, изысканно наполнивших ту или иную эпоху.

Один из таких современников, поэт, смешил всю Россию своими стихами. Интересно, что его произведения не печатались в течение сорока лет. Однако, даже несмотря на это, читатели не забыли его и передавали его творчество от поколения к поколению. Наши сердца запомнили эти строки:

От русского флота остались одни адмиралы…

Потому что дети страшных лет,

России забыть не в силах ничего.

Критики того времени жестко высказывались о реакции в 1908-1912 годах, но среди них был один журнал, который пользовался особым успехом — «Сатирикон». Он был веселым, саркастическим и злым изданием, где остроумный текст соседствовал с язвительными карикатурами и политическими шаржами.

В «Сатириконе» публиковали свои работы такие талантливые писатели-сатирики, как А. Аверченко, В. Князев, Саша Черный и А. Бухов. Также в журнале были представлены произведения Л. Андреевой, А. Толстого и даже В. Маяковского.

Но «Сатирикон» был не только изданием текстов — в нем прилагались иллюстрации выдающихся художников Б. Кустодиева, И. Билибина и А. Бенуа.

За относительно короткий срок с 1908 по 1918 года «Сатирикон» создал новое направление в русской литературе и стал символом эпохи, незабываемой в истории нашей страны.

В 1911 году М. Г. Корнфельд, издатель этого журнала, выпустил в журнальной библиотеке книгу под названием «Общая история, обработанная Сатириконом». Авторами этой пародийно-сатирической работы стали Тэффи, В. Димов, А. Аверченко, а иллюстрации для нее выполнили А. Радаков, А. Яковлев, А. Юнгер и некто, известный как Ре-Ми (Н. Ремизов).

Редактор журнала «Сатирикон» А. Аверченко был не только талантливым и остроумным литератором, но и собрал вокруг себя лучших сатирических писателей своего времени.

В первом номере «Сатирикона» были опубликованы самые разные стихи — и смешные, и печальные:

Все в штанах, скроенных одинаково,

Они грустят. И нет от них спасенья.

Мы продолжаем помнить и ценить прошлое, и история «Сатирикона» является ярким примером его достижений.

При усах, в пальто но в котелках.