Продюсер — профессия творческая

Курсовая работа

Еще лет пятнадцать назад слово «продюсер» употреблялось исключительно в одном контексте с «акулами шоу-бизнеса», «западной культурой» и прочими отвратительными вещами. Потом как-то плавно мы стали этих самых продюсеров и спонсоров не то чтобы уважать, но побаиваться и тайно и страстно желать. Казалось, что именно в них, великих и ужасных, можно найти спасение всему и, в частности, забытой и бедной культуре. Правда, объяснить, чем продюсеры занимаются, никто толком не может. Кто-то считает, что их главное назначение в том, чтобы вовремя доставать кошелек. Другие свято убеждены, что, помимо раздачи денег, продюсеры существуют еще и для того, чтобы эксплуатировать и всячески унижать трепетных и ранимых людей искусства. Заставлять последних работать на износ, на прибыль, а вовсе не во славу высокой эстетики. Так что представление большинства об этой профессии хоть и эмоционально, но лишено смысла и логики. Между тем, продюсерское дело предполагает совершенно конкретные человеческие качества и навыки

О продюсерах вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: театра, кино, телевидения, радио, шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.

Итак, менеджер — это администратор. Человек, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или мюзикл. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Директор театра — это менеджер, и директор картины — тоже. Менеджер — наемный работник, он может не участвовать в процессе создания проекта, подключаясь на более поздней стадии.

Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от менеджера, антрепренера, импресарио всех остальных участников проекта тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики.

При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.

5 стр., 2397 слов

Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...

... и правила традиционной техники. Искусство отвечает на еще не заданные вопросы. Юрий Лотман Уличное искусство 21 века Раньше занятие искусством было уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто ... бы совсем серый и скучный. Хорошо, что мы умеем творить! Что такое Искусство? Определение и термины. Большой энциклопедический словарь. Искусство — художественное творчество в целом. Литература, ...

Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями.

Театроведы считают, что первым русским продюсером стал Владимир Иванович Немирович-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра. И, кстати, собственных денег у него часто не было. Или другой пример — Сергей Дягилев. Он задумал «Русские сезоны» в Париже и потом осуществлял их организацию.

Таким образом, продюсер, прежде всего автор, создатель чего-то нового. И лишь на следующей стадии — менеджер, организатор, а в наших условиях иногда и режиссер, и импресарио, и даже исполнитель главной роли.

Цель данного реферата — показать специфику продюсерской деятельности, доказать, что продюсер — профессия творческая.

1. Продюсерство глазами продюсеров

Автор первой, выбранной мной книги — Алексей Рыбин (1960 г.).

Известный рок-музыкант. Книга вышла в издательстве «Политбюро» в 2000 году. В 1980 году вместе с Виктором Цоем он организовал группу «КИНО». Хорошо знает изнанку шоу-бизнеса и нравы музыкальной тусовки. В последние годы кроме музыки занимается литературной, журналистской и продюсерской деятельностью, автор многочисленных статей о рок-музыкантах, двух киносценариев и нескольких криминальных романов. Вышли книги Алексея Рыбина «Кино с самого начала», «Право на рок», «Трофейщик», «Трофейщик-2», «Виктор Цой», остросюжетные сериалы «Генералы подвалов», «Мужик»… Эта книга о шоу-бизнесе. Том бизнесе, что сейчас заполонил экраны наших телевизоров и является одним из самых прибыльных и самых сложных в России.

Начинается все со смерти известного музыканта, которого в народе любовно кличут Васильком. Василек сгорел вместе с дачей. То ли обкурился, то ли просто был пьян. У его продюсеров уже давно был зуб на этого народного любимца. Ненадежный был товарищ, мог подвести и вообще решил заняться своим творчеством самостоятельно. После его смерти перед продюсерами открываются широкие возможности. Можно довольно долго отрабатывать легенду о погибшем музыканте, безбожно эксплуатируя творческое наследие. Судя по всему, Василек в реальной жизни был порядочной скотиной — пьянью и даже импотентом. «Фирма» все же не литературный шедевр, но читать довольно любопытно.

Новый роман Алексея Рыбина «Фирма» — первая в нашей литературе попытка художественного исследования шоу-бизнеса в России. Это книга о секретах и тайнах индустрии развлечений, об артистах эстрады и кумирах фанатов, о продюсерах и технологиях раскрутки «звезд». О тех, кто контролирует гигантский музыкальный рынок и наживает на попсе и роке огромные состояния. История продюсерского центра, выросшего в мощную коммерческую структуру, связанную не только с музыкой, являет собой яркий фрагмент криминальной панорамы российской действительности в конце ХХ века.

Звёзды эстрады, живые боги, легенды, секс-символы — кто они на самом деле? Их жизнь — бесконечная гонка на выживание, на финише которой — престижные площадки, толпы фанов, деньги, лимузины. Упасть на дистанции — значит быть растоптанным жаждущими славы конкурентами.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... анализу роли социальных факторов в возникновении неврозов. В данной книге автору удалось полно и точно описать живущего среди нас ... возможные атрибуты, сопутствующие престижу в нашей культуре, такие, как деньги, необычайные познания. 3. Отношения, связанные с самоутверждением. Под ... его насущным тревогам и созданным от них защитам. Книга написана доступным языком и адресована не только психиатрам ...

Их не остановят ни предательство, ни обман, им тесны обычные рамки морали, нравственности, закон. Их принцип — отсутствие всяких принципов и есть в жизни одно лишь правило — цель оправдывает любые средства.

Фирма — это книга о тех, кто наживает на попсе и роке огромные состояния и контролирует гигантский «театр марионеток». На его сцене дергаются, поют и играют ярко освещенные фигурки, а за кулисами разворачиваются трагические события. Известный рок-музыкант погибает на своей даче. Застрелен влиятельный бизнесмен, владелец клубов и ресторанов. Убит следователь прокуратуры, занимавшийся его делом. За этими преступлениями стоит могущественная Фирма, олицетворяющая музыкальный шоу-бизнес в российском издании. Те, кто заказывает музыку!

Фирма — история о том, как создают идолов эстрады, о тех, кто и как делает на них деньги, рассказ о секретах технологии шоу-бизнеса.

Фирма — это тайный орден для избранных. Это порочный круг, выход из которого один, — забвение. Артисты, художники, музыканты — богема, одним словом. Посторонним вход воспрещен. Но так хочется попасть за кулисы, где артисты без грима, где темно, жутковато и невероятно интересно. Открыв роман А. Рыбина «Фирма», и вы попадете туда, куда хотели пробраться, но боялись, что это невозможно. Темные стороны отечественного шоу-бизнеса, тайны и закоулки закулисья. Невидимые кукловоды и марионетки-артисты. Добро пожаловать в криминальный театр обманутого зрителя.

Следующая книга, написанная продюсером — совсем иного плана. Это «Кинопродюсер» Криштула Б.И., вышедшая в свет в 2000 году. Книга написана практиком, за плечами которого такие фильмы, как «Экипаж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Фронт за линией фронта», «Красная палатка», «Если хочешь быть счастливым…» и многие другие, является первым полноценным учебником продюсерского мастерства.

В книге даются необходимые определения, на огромном количестве примеров рассматриваются различные аспекты производственной и творческой деятельности кинопродюсеров. Эта профессия у нас известна мало, хотя в условиях рыночной экономики она — главная в производстве фильмов.

Автор в доступной и увлекательной форме рассказывает об истории продюсерства, о ведущих продюсерах мирового кино, об истории создании многих известных кинофильмов. Книга эта интересна не только студентам и аспирантам киношкол или тем, кто решил сделать карьеру продюсера, но и всем, кто любит кино. Как заметил сам автор, это первый труд, посвященный новой в России профессии. Раньше роль продюсера играло государство, которое особо не отчитывалось за потраченные на тот или иной фильм средства. Более того, его не интересовало, пойдет ли в кинотеатр зритель. Сегодня продюсер — профессия рисковых, отчаянных людей. Он обязан не только до копейки просчитать все затраты, но и постараться, чтобы люди пришли в залы. Удается это, увы, не всегда.

Криштул — преподаватель ВГИКа, а научно-исследовательская и методическая работа являются важнейшими направлениями деятельности института. Именно во ВГИКе — первой в мире государственной киношколе — определялись методы обучения киноспециальностям, в дальнейшем заимствованные рядом киношкол мира.

28 стр., 13791 слов

Кино — самое массовое из искусств

... из видов киноискусства является документальное кино. Благодаря документальному кино, которое в простой, краткой и наглядной форме рассказывают нам о природе, культуре, истории и науке, пополняется наша «копилка ... краю кадра. Камера стремилась прийти в движение. Кинематографический рассказ требовал поиска новых выразительных средств. В знаменитом «Прибытии поезда» мы можем наблюдать изменение ...

В 1922 г. известный поэт В.Я. Брюсов так оценивал значение ВГИКа: «Государственный кинотехникум за прежнее время своего существования развил значительную деятельность, объединив лучшие силы русской кинематографии, выработал методы научной и педагогической работы, и произведя ценный художественный опыт, отмеченный в России и за границей, как новое слово в своей области. Это и стало основанием для утверждения школы в положении высшего учебного заведения». Разработка методов обучения, первых образовательных программ, первых учебных пособий принадлежит таким выдающимся деятелям кино, как Л.В. Кулешов, С.М. Эйзенштейн, В.К.Туркин, А.Д. Головня, И.П. Иванов-Вано и другим.

Со ВГИКом связано начало научно-исследовательской деятельности в области кинематографа. С 1 января 1934 г. приступил к планомерной работе Научно-исследовательский сектор (НИС).

Тогда же при институте была учреждена аспирантура, где стали готовить основные кадры историков и теоретиков киноискусства. Центральные газеты в то время писали, что «институт становится не только учебным, но и теоретическим центром по вопросам кино». Первоначально научно-исследовательская работа велась в четырех секциях: кинодраматургии, общего киноведения (истории и теории кино), учебного кино и организации производства фильмов. Создание обобщающих историко-теоретических работ по киноискусству требовало сбора, изучения и систематизации фактического материала — фильмов, сценариев, монтажных листов, государственных документов о кино, выступлений творческих работников, рецензий и т.п. Сбором и систематизацией материалов стал заниматься НИС. Большое значение для работы сектора имела организация первой в мире учебной фильмотеки, которая начала формироваться в киношколе с 1931 года. Впоследствии подобные научные центры — Госфильмофонд СССР, НИИ киноискусства будут непосредственно или косвенно формироваться на базе ВГИКа. Сектор объединил ученых, исследующих историю и теорию кино. Среди них были Н.А. Лебедев, В.Е.Вишневский, М.Н.Иорданский, С.С. Гинзбург, И.В. Вайсфельд, И.М. Маневич, И.Л.Долинский, С.В. Комаров, Г.А.Авенариус и др. Большое влияние на формирование киноведения как науки имела теоретическая деятельность выдающихся кинорежиссеров: Л.В. Кулешова, С.М. Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С.А. Герасимова, М.И. Ромма, Г.М. Козинцева, драматургов В.К. Туркина, А.Я. Каплера, К.Н.Виноградской, Е.И. Габриловича, кинооператоров А.Д. Головни, Л.В. Косматова, Б.И. Волчека, А.В. Гальперина, художников Ф.С. Богородского, И.П. Иванова-Вано, в разное время работавших во ВГИКе.

Сегодня ВГИК обладает колоссальным научным и методическим наследием, которое широко известно и высоко ценится во всем мире. Освоение этого наследия лежит в основе современного образовательного процесса, воспитывая в студентах уважение к традициям отечественной кинокультуры. С 1995 г. в институте начала выпускаться серия учебников и учебных пособий «Из истории кинематографической мысли», знакомящая студентов с научным и методическим наследием классиков кино. Уже вышли книги, связанные с педагогической и теоретической деятельностью Л.В. Кулешова и С.М. Эйзенштейна. Научная и методическая деятельность ведется педагогами и аспирантами кафедр института, сотрудниками научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, лабораторий. К исследовательской работе привлекаются студенты. Ее основная цель — содействие учебному процессу в подготовке специалистов высшей квалификации, расширение знаний в области истории и теории экранных искусств, культуры в целом, а также экономики кино-, телепроизводства и проката. Одним из важнейших критериев выбора тематики научной деятельности является ее актуальность для отрасли.

6 стр., 2825 слов

Научно-исследовательская работа по литературе «Читательский ...

... В.П. Таловов, Б.Г Умнов и др. Как правило, проблема читательского интереса и читательской потребности рассматривалась исследователями, в том числе и авторами предшествующих ... и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям. Читательский интерес окрашивает всю читательскую деятельность личности. В состоянии заинтересованности происходит концентрация непроизвольного ...

Недавно Б.И. Криштул завершил работу над книгой «В титрах последний». Это вторая книга о профессии «директор фильма», первая — рассматриваемая нами — «Кинопродюсер» — издана в 2000 году. Криштул является руководителем коллектива авторов-преподавателей кафедры менеджмента в кино и телевидении, работающих над созданием учебника «Основы продюсерства». Специалисты института занимаются и научно-техническими разработками в области кино и телевидения, плодотворно сотрудничают с НИКФИ.

На протяжении всей своей истории ВГИК оставался уникальным институтом в нашей стране и крупнейшей киношколой в мире. С появлением других образовательных учреждений в области визуальных искусств он сохраняет свое ведущее значение. В настоящее время ВГИК является базовым институтом отрасли. При ВГИКе создано Учебно-методическое объединение образовательных учреждений по образованию в области кинематографии и телевидения (УМО).

Институт активно участвует в УМО и по другим специальностям. Педагоги входят в различные научные и диссертационные советы.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что книга «Кинопродюсер» преподавателя ВГИКа Криштула Б.И. является отличным учебным пособием для начинающего кинопродюсера и содержит важнейшие сведения о предмете.

В качестве еще одного литературного произведения, выпущенного продюсером, мне захотелось взять многочисленные интервью и статьи известнейшего российского режиссера и продюсера Сельянова Сергея Михайловича, поскольку его личность показалась мне крайне интересной, а его вклад в развитие отечественной киноиндустрии невозможно переоценить. Родился он 21 августа 1955 г. в Олонце Карельской АССР. В 1975 — 78 гг. учился в Тульском политехническом институте, где возглавлял любительскую киностудию. В 1980 г. окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская Н. Фигуровского), в 1987 — 88 гг. учился на режиссерском отделении ВКСР (мастерская Р. Быкова).

В 1992 г. организовал студию «СТВ». Продюсер телепрограмм «Лицедеи. Железные бабки» (ОРТ, 1996), «Сто лет кинематографу России» (ОРТ, 1996), «Линия кино» (ОРТ, 1996 — 99).

Его фильмы — своего рода физиологические теоремы: в них почти научное мышление сопряжено с предельно, а иногда запредельно чувственным отношением к жизни. Персонажи его, даром что люди все больше простые, без конца сталкиваются с «последними вопросами», самыми основаниями бытия; любой как бы непритязательный разговор чреват воспаленными откровениями, даже если они, персонажи, всего лишь попивают водочку на кухне. Сергей Сельянов из тех режиссеров, кто предпочитает общее частному, и «фольклорный код», о котором обычно говорят в связи с его искусством, есть стремление уяснить единые для всех нас мотивы, взять в толк таинственное «русское измерение».

78 стр., 38970 слов

Режиссура документального кино и «Постпродакшн» (fb2)

... время - это деньги”. И Рабигер помогает их экономить. Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС Учебное пособие “Режиссура документального кино” для студентов ... мои способности? Над какой из тем мне стоит работать? Имею ли я творческую индивидуальность, и если да, ... документального кино во всемирном объединении киношкол, в настоящее время - преподаватель Коламбия-колледжа в Чикаго. В реферате сохранена ...

В Дне ангела критика признала маленький шедевр. Взгляду открылся странный поселок с кособоким домом, где живет мальчик-созерцатель, которому братья передают таинственные монетки на его «личный праздник»: причудливый странноприимный мир пронизан «силовыми линиями», внутренними излучениями — Мафусаил, отрок-юродивый, словно покачивается на этих волнах.

Автора завораживает ощущение таинственной связи между человеком и пространством, между человеком и предметом, между человеком и человеком — братьями, отцами и детьми (язык не поворачивается сказать «родственниками»).

В Духовом дне он произвольным, волевым и в то же время несокрушимо убедительным жестом выводит своего героя Ивана Христофорова, наделенного взрывной и взрывоопасной внутренней силой, на уровень отношения «человек — человечество». Это лишь мыслительный эксперимент, работа воображения, все происходит в сознании Ивана, который постоянно взламывает стены, открывая для себя новые измерения, чтобы в финале предощутить грядущую эпоху Водолея — возможно, это будет эпоха планетарного мышления, что не отменит ситуации подполья, андеграунда, партизанской войны… Время печали еще не пришло венчает трилогию: над этой весьма необычной художественной конструкцией тоже горят звезды эпохи Водолея, уготовившей России особую роль, а обитателям сельяновского поселка — русскому, татарину, еврею, цыгану и немцу — посулившей в час назначенный новую жизнь, неведомую и чудную.

Час назначен мессией-авантюристом Мефодием, дело было много лет тому, в детстве главного героя — он теперь не Иван, но Иванов, тоже со сверхъестественными способностями. Только способности эти приспособлены не пойми к чему, от богомерзкой жизни приходится спасаться воспоминаниями о детстве, в котором он, подросток Иванов, был счастлив любовью к местной Ляле. Финал собирает героев у корней раскидистого дерева в чистом поле, однако обещанное геодезистом-обольстителем так и не свершается, чуда не происходит, даже отчаянный в своей бессмыслице жест — взять да и угнать самолет в Париж — и тот Иванову не удается. Время печали еще не пришло, час чуда — тоже.

Жить в вечном порыве к неосуществимому — русская, очень русская идея. Приходилось слышать, что своей лучшей картиной С. Сельянов считает Русскую идею — фильм, где «сводятся все концы», монтажный портрет метафизической народной души и кинематографа, который этой душе родственен, этой идее причастен. Эйзенштейн, Довженко, Роом, Барнет, Пудовкин — сельяновские склейки срастили их в единый текст о религиозных путях русского человека, о его вере в изобильное счастьем будущее.

С. Сельянов называет себя физиологическим оптимистом, и без этого свойства не было бы ни его продюсерства, ни компании «СТВ», одной из самых успешных в новом российском кинобизнесе. Собственно, продюсер С. Сельянов родом из Дня ангела, произведенного им со товарищи на любительской студии из ничего, за копейки. Ясно, что деятельность «СТВ» — это совсем другой производственный сюжет, другие амбиции и другие деньги, но при всем том специфика С. Сельянова, художника-продюсера и продюсера-художника, многим обязана тому давнишнему любительскому опыту. Скажем, отвагой запуститься с фильмом, не то что не собрав еще всех денег на проект, а попросту с нуля; мобильностью и способностью быстро и чутко отреагировать на «подвижки» в хронически переменчивой ситуации; интуицией и здравомыслием: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе», как говорится в спродюсированном им фильме Брат — одном из самых громких фильмов российского кино конца девяностых.

24 стр., 11855 слов

Продюсерский проект создания и реализации полнометражного художественного ...

... реализации проекта. Разработать прокатную политику фильма, дать оценку зрелищного потенциала проекта. Составить бизнес-плана проекта. Привести основные формы договоров, регулирующих отношения продюсера с авторами аудиовизуального произведения ... Молодой журналист Кирилл просыпается от звонка мобильного телефона. Он опаздывает на работу, быстро одевается и берет с тумбочки амулет - кожаный шнурок с ...

Среди спродюсированных С. Сельяновым фильмов можно назвать:

  • 1995 Время печали еще не пришло (Россия) продюсер

·1996 Откровения незнакомцу (Россия/Франция) исполнительный продюсер совм. с А. Балабановым

·1997 Брат <#»justify»>И многие другие…

. Собственный взгляд

продюсирование кинопроизводство постановочный

В музыкальном бизнесе, как и в любом другом, достаточно жадных и непорядочных личностей, которые ждут — не дождутся встретить своих Буратино. Поэтому недоверчивость и подозрительность — хорошие качества для начинающего музыканта.

Продюсер — это человек, который должен завернуть ваши новаторские музыкальные идеи в привлекательную «упаковку», чтобы они хорошо продавались и приносили прибыль. Многие группы не хотят работать с продюсером: «Мы сами знаем, чего хотим и как этого добиться! Не нужен нам никакой продюсер!» Это их право.

Если вы считаете так же, учтите следующее: как и во всяком развивающемся бизнесе, в музыке — огромная конкуренция. В каждом жанре существуют определённые закономерности. Если вы нарушите их слишком сильно, публика вас не поймёт и альбом провалится. Но если вы будете работать целиком в традиционных рамках, все решат, что у вас нет своих творческих идей. Хороший продюсер может «вытянуть» слабый материал и поднять на недосягаемую высоту хороший. Однако для этого сам продюсер должен быть музыкантом, аранжировщиком и звукорежиссёром, а к тому же еще и обладать вкусом и особым чутьем.

Ведущие продюсеры пользуются огромным уважением.

Джордж Мартин — звукорежиссёр, бессменный продюсер The Beatles. В свое время его называли «пятым битлом»;

Алан Парсонс — звукорежиссёр, записывал Pink Floyd, The Who, сольные работы Пола Маккартни, создал собственный проект The Alan Parsons Project;

Ник Чинн и Майк Чепмен — «выводили в люди» Сюзи Куатро, Sweet, Smokie, Blondie;

Брайан Ино — музыкант, который продюсировал Дэвида Боуи, U2, Talking Heads;

Рой Томас Бейкер — «открыл» Queen, The Cars, работал с Оззи Осборном;

Мартин Бёрч — работал со многими «тяжёлыми» группами: Black Sabbath, Blue Oyster Cult, Deep Purple, Rainbow, Iron Maiden, Whitesnake;

9 стр., 4428 слов

Профессия продюсера в России и за рубежом

... проделывает именно он (в России -- режиссер и директор картины). Именно продюсер находит, благодаря своей интуиции, «правильных» ( т.е. делающих кассу) актеров, деньги на съемки, работает с режиссерами и ... массового зрителя и его приземленные интересы. В российской же традиции всегда ценилось более одухотворенное кино, которое принадлежало, скорее, к искусству, нежели к бизнесу. Да и известны ...

Питер Коллинз — способствовал успеху Rush, Queensryche, Supertramp;

Брюс Сведьен — барабанщик, работавший как продюсер с Майклом Джексоном, Дюком Эллингтоном, Барбарой Стрейзанд, Донной Саммер, Би Би Кингом, с оркестром Каунта Бейси и др.;

Фил Рамон — человек, которому благодарны Пол Саймон (Грэмми за альбом 1975 г. «Still Crazy After All These Years»), Билли Джоэл (Грэмми за альбом 1980 г. «Glass Houses»), Боб Дилан, Джон Колтрейн;

Эл Шмидт — получил за продюсерскую работу семь наград Грэмми, в том числе за альбомы Куинси Джонса, Генри Манчини, Джорджа Бенсона. Кроме того, он работал с Фрэнком Синатрой, Рэем Чарльзом, Мадонной и другими известными исполнителями.

Продюсер — одна из ключевых фигур в музыкальной индустрии. Если вы — увлечённый своим делом музыкант и к тому же работаете в некоммерческом направлении музыки, не платите продюсеру заранее за его работу. Особенно если у этого продюсера нет успешных альбомов. С таким же успехом можно нанять продюсером свою бабушку. В большинстве случаев результат вас не устроит, и вы лишь потеряете свои деньги. Обычное дело, когда продюсер хочет «продюсировать» вас (вашу группу) в собственной студии. Это старый трюк, знакомый всем опытным музыкантам.

Содержание собственной студии — бизнес. Под маской «продюсера» в этом случае прячется просто владелец студии. Этому человеку наплевать на вашу музыку. Его задача — продать вам студийное время, как можно больше и как можно дороже. Он будет хвастаться, какие «звёзды» записывались в его студии. Возможно, это правда. Но он никогда не скажет, что эти «звёзды» приходили со своими звукорежиссёрами, продюсерами, музыкантами и оборудованием. Конечно, никакой продюсер не будет работать бесплатно. Но хороший продюсер должен уметь разглядеть у вас, как исполнителя, интересные стороны. Ради будущего успеха он может согласиться вложить в ваш проект свои деньги, знания, опыт и время в надежде, что всё это окупится.

Первый вопрос, который необходимо задать вашему будущему продюсеру: «что вы можете сделать для меня?». Если продюсер обещает вам золотые горы и при этом не желает работать без предоплаты — отнеситесь к этому человеку скептически.

Хороший продюсер должен верить в вас и в ваш успех. Кроме того, что продюсер должен быть музыкантом, аранжировщиком и звукорежиссёром, есть ещё одна важная вещь, которой он должен обладать. Это — объективный взгляд на вещи.

Во время студийной сессии музыкантам часто очень трудно сохранять объективность. Типичный пример — запись вокальных партий. Если в записи вокала вас что-то не устраивает, продюсер должен подсказать, что именно не так: фразировка, фальшь, эмоции, дикция и т.д. Хороший продюсер должен уметь «столкнуть» вас с места, если вы вдруг на чём-то застряли. Но не думайте о продюсере как о стороннем наблюдателе. Он должен быть полноправным участником процесса записи, включая подбор идеального звука, темпа, создание аранжировки. Продюсера будущей записи необходимо искать ещё на стадии репетиций. Это поможет вам избежать некоторых проблем и сомнений. Допустим, группа хочет выбрать пару-тройку песен для демо-записи. На подготовительном этапе продюсер может подсказать, какие песни включать в запись, а какие — нет, что в них изменить и подправить.

12 стр., 5800 слов

Продвижение российского кино на отечественном рынке

... крупных российских инвесторов. Актуальность темы курсовой работы очевидна. Необходимость полномасштабного анализа продвижения ... фильма проходит комиссию Министерства культуры, то продюсер может получить в свое распоряжение от ... небольшой процент от проката. Эти деньги служили кинопроизводителям своеобразным гарантом - ... к киномаркетингу и рекламе отечественного кино, и продвижению данного продукта в ...

Нужно подумать об организаторских способностях продюсера. Он должен выбрать подходящую студию, звукорежиссёра, оборудование, при необходимости — найти сессионных музыкантов. Независимо от того, планируете вы потратить на запись 5000 долларов или 5000 рублей — это ваши деньги. Задача продюсера — создать запись, которая удовлетворит вас на сто процентов, не выходя за рамки бюджета.

Возможно, что вы всё же решите работать с продюсером. В этом случае лучше всего заключить с ним письменный договор (контракт).

Достаточно одной-трех страниц хорошо продуманного текста. Не платите ничего заранее. Все оплаты — только после полного завершения работы. Самое главное — уяснить для себя, чего вы ждёте от работы с продюсером? Не стесняйтесь задавать ему неприятные вопросы. Например: «Почему вы всё же решили работать со мной? Сколько студийного времени понадобится на весь проект?» Если ваше сотрудничество начинается с доверия и взаимопонимания, то весь проект имеет больше шансов на успех.

Пит Тауншенд, The Who — об искусстве продюсирования: «Помню, записали мы пару песен, принесли их нашему продюсеру, а тот послушал и заявляет: «Нет, это никуда не годится — вот тут играть, тут не играть, тут в дудку дудеть, а тут мелодию поменять». Мы, понятное дело, пошли в паб и пили там два дня. К фонограмме, разумеется, никто не притронулся. Потом мы принесли в студию ту же самую запись, умник послушал и говорит: «Ну вот, совсем другое дело!»

. Особенности российского продюсирования

Продюсер — профессия непубличная. Если в шоу-бизнесе имена самых известных и удачливых продюсеров на слуху, то в кино и в театре не так. Даже на телевидении известны лишь те, кто, как и в кино, совмещает журналистскую деятельность с продюсерской. Яркий пример — Алексей Пиманов. Начав с создания документальных фильмов, затем выступив в качестве ведущего программы, он пришел к созданию своей телекомпании «РТС». И сейчас говорит: «Я привык к тому, что 80% своих мозгов и времени я вкладываю не в собственное творчество, а в других людей, не всегда, кстати, благодарных… Если бы мне предложили успокоиться на пять лет, только делать свою программу и обеспечивать ей рейтинг, и все, я бы спокойно занимался своим проектом. Но я знаю, что это невозможно. На телевизионном рынке нужно быть сильным».

Компания, которой руководит Алексей Пиманов, выпускает программы «Процесс», «Человек и закон», «Здоровье», «Мир женщины», «Документальный детектив», «Экстренный вызов» и уникальную по своей сложности передачу «Вкусные истории». Пиманов участвует в создании программ на всех этапах: выработка концепции, подбор команды, изменения в привычном стиле ведения и так далее. Сам про себя он говорит, что постоянно работает как кризис-менеджер, потому что вопрос «Где взять деньги?» не исчезает ни на минуту. Олег Березкин — театральный и музыкальный продюсер. Он придумал и создал «Классный театр», разработал концепцию репертуара. Этот театр ставит спектакли по произведениям, включенным в школьную литературную программу. Березкин просчитал аудиторию (школьники средних классов), набрал артистов, постановщиков, пригласил режиссера, арендовал помещение. И теперь театр живет на собственные доходы. «Мы играем много, часто, ездим на гастроли, делаем новые спектакли. Частному театру, в отличие от государственного, живется очень трудно. Я проработал 15 лет в государственном театре и вижу огромную разницу. Мы не можем позволить себе длительных отпусков или пустых залов. Знаете, я не умею просить деньги у банкиров, предпринимателей. У меня есть один критерий: если зрители не станут приходить на спектакли, мне будет нечем платить зарплату», — говорит Березкин. Он считает, что одно из главных качеств продюсера — стремление к лидерству. Без сильно развитых честолюбия и амбициозности невозможно увлечь людей собственными идеями. Плюс, безусловно, хорошее образование, творческий потенциал и умение много и напряженно работать.

Кроме театра, Олег Березкин занимается организацией концертов, в частности, Владимира Спивакова. Он считает, что в области классической музыки, в отличие от кино и шоу-бизнеса, с продюсированием полная неразбериха. В российском кино большинство нынешних продюсеров «происходит» из режиссеров и актеров. Например, один из самых успешных в этой области Сергей Сельянов сначала приобрел известность как талантливый режиссер. Его первый фильм «День ангела», снятый практически подпольно, произвел в свое время сенсацию. Затем были «Духов день» и «Время печали еще не пришло». И уже потом появилась кинокомпания «СТВ», где Сельянов продюсировал фильмы других режиссеров: «Особенности национальной рыбалки», «Блок-пост», «Про уродов и людей», «Кукушка», «Война» и т.д. Фильмы «СТВ» получили множество призов — как российских, так и международных. Особенно шумный успех выпал на долю ставшего культовым «Брата».

Сельянов считает, что любой кинорежиссер по сути уже продюсер. Потому что должен заботиться не только о том, чтобы придумать и снять фильм, но уметь организовать его «раскрутку» и продажу. Поскольку первые фильмы Сельянова никем не финансировались, он научился многое делать самостоятельно, своими руками. В том числе находить деньги на съемки. Режиссерское чутье и талант помогают Сельянову чувствовать, какой фильм может стать событием, а какой — нет. «Это интуитивный процесс. Нет никаких правил, и все решают чувства, знания, представления о том, каким будет какой-то следующий фильм», — отвечает продюсер на вопрос о критериях качества сценария.

Вообще, в нашем кино переход из артистов или режиссеров в продюсеры — явление обычное, если не сказать традиционное. Хорошо зная весь процесс кинопроизводства изнутри, обладая к тому же организаторскими способностями и хорошим запасом честолюбия, некоторые из новоиспеченных добиваются немалых успехов.

Один из примеров — Сергей Жигунов. Начав карьеру в кино с ролей романтических героев (самый известный — Сашка Белов из «Гардемаринов»), он очень скоро ступил на дорогу кинобизнеса. Фильм «Подземелье ведьм», где он снялся в одной из главных ролей, что называется, лег на полку. И пришлось Сергею вместе с коллегой-артистом самим заниматься прокатом, ездить с копиями по стране. Через некоторое время появилась собственная студия, со временем превратившаяся в одну из самых крупных и стабильных кинокомпаний. Сейчас Жигунов, безусловно, больше продюсер, нежели актер. Его компания снимает кинофильмы («Черный квадрат», «Принцесса на бобах», «Раздетые»), телефильмы и сериалы («Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Что сказал покойник» и другие).

Талант менеджера и организатора помог Жигунову проводить кинофестивали, стать президентом Гильдии киноактеров. И лишь иногда актера можно увидеть на экране, в тех ролях, которые ему глубоко симпатичны. Как, например, легкий и обаятельный Арчи Гудвин в новом сериале про Ниро Вульфа.

Мы сознательно не обсуждаем тему продюсерства в шоу-бизнесе. Потому что там-то как раз действуют более заметные фигуры, их имена чаще мелькают в газетах и на телевидении. Почему, наверное, многие и считают, что продюсеры наличествуют только в этой сфере и все они жутко богатые. Конечно, есть небольшая категория людей, которые рискуют собственными деньгами. Но большей частью продюсер трудится в области принятия решений. Он опять же выдвигает идею, находит артиста, который, по его мнению, может принести прибыль. Формирует команду, репертуар, организует рекламную компанию, словом, «запускает» механизм. Часть функций он может передавать нанятым людям, а может выполнять самостоятельно. Но, как теперь говорят, «идеология проекта» — главная область ответственности продюсера.

Ни один из продюсеров, где бы он ни работал — на телевидении, на эстраде или в театре, — не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт. Однако без базовых знаний делать в этой профессии нечего. Поэтому нужно учиться.

Учебных заведений, предлагающих получить профессию продюсера, практически нет. Коммерческие институты и курсы, которые в одних стенах и одним составом преподавателей готовят журналистов, дизайнеров, актеров, моделей и продюсеров, мы в расчет не берем. Сюда имеет смысл обращаться тем, кто хочет слегка расширить кругозор или приобрести дополнительные к основной профессии знания. Если же мысль стать продюсером достаточно серьезна и устойчива, нужно идти на факультет, готовящий менеджеров и управленцев в конкретной области. Это будет та самая база, на которой можно строить дальнейшую карьеру. Менеджеров для работы в теле- и радиопроизводстве выпускает факультет менеджмента и продюсерского мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания. Здесь изучают, помимо экономических, финансовых и организационных вопросов, тонкости телевизионного процесса, историю мирового телевидения и радио. Закончившие факультет, по замыслу, должны становиться организаторами телевизионных программ. Во время учебы студенты проектируют программы в творческих группах, проходят практику на центральных каналах.

Что касается организации театрального дела, то история здесь гораздо более богатая. Еще в 1931 году впервые в Европе появился в Москве директорский факультет при ГИТИСе, который стал учить театральных управленцев. Он просуществовал до 1939 года и вновь ожил в 1974 году, когда на театроведческом факультете появилось отделение планирования и организации театрального дела и соответствующая кафедра.

А с 1992 года в ГИТИСе работает первый и едва ли не единственный в стране факультет, специализирующийся на менеджменте сценических искусств. Он так и называется — продюсерский.

Декан факультета Александра Ярославовна Филиппова, профессиональный театровед, считает, что продюсер должен счастливо сочетать в себе многие качества: серьезную теоретическую подготовку, творческое чутье, способность генерировать идеи. Естественно, рассчитывать, что за пять лет обучения, пусть даже в самом лучшем вузе, можно постичь все тонкости этой профессии, наивно. Слишком многое зависит от стечения обстоятельств и сугубо личных свойств. Поэтому в ГИТИСе предпочитают говорить о том, что готовят хороших управленцев: менеджеров, администраторов, директоров театров. Между прочим, практически во всех театрах Москвы административные (и весьма высокие) должности занимают выпускники факультета. И лишь некоторые, имея довольно большой опыт организаторской работы, вышли «в свободное плавание». Как, например, знаменитый Давид Яковлевич Смелянский, один из первых и наиболее удачливых наших театральных продюсеров, защитивший не так давно диссертацию на тему «Продюсер в театральном процессе России»; Евгений Болдин (театр песни Аллы Пугачевой — во многом его заслуга), Александр Достман (учредитель и президент культурного фонда «Артэс»).

А некоторые из выпускников факультета работают в финансовых, планово-экономических отделах театров и учреждений исполнительной историей, с традициями и особенностями русского и мирового искусства. Поэтому первые два года студенты изучают в основном искусствоведческие дисциплины, историю, философию, эстетику. Затем к ним прибавляется экономика, бухучет, социология искусства, планирование творческого процесса, право и т.д. Каждый год студенты отправляются на месячную практику в один из театров, а на четвертом курсе обязательно проходят полугодовую стажировку в театрально-концертных организациях. Приезжают читать лекции преподаватели и практики из Америки, Канады, Великобритании. Конкурс на продюсерский факультет стабильный: 4-5 человек на место.

Александра Ярославовна говорит о том, что многие поначалу не представляют, насколько работа продюсера трудна. Нужно много ездить и по стране, и по миру, решать финансовые проблемы, разбирать запутанные актерские конфликты, улаживать юридические сложности, не спать сутками и все время быть на пределе. Те абитуриенты, которые после окончания института представляют себя в шикарных машинах или осыпанными цветами после премьеры, порой бывают жестоко разочарованы. Потому что продюсеры и менеджеры, особенно театральные, должны работать много лет, чтобы обрести эти внешние признаки успеха. При правильной организации труд продюсеров невидим, а имена невидимы. Поэтому истинные профессионалы этого дела всегда спокойно и без вызова одеты, пунктуальны, трезвы (что выделяет их из театральной тусовки), обязательны — и при этом обладают безупречным творческим вкусом.

Каждый год ГИТИС выпускает около 20 молодых людей и девушек, у которых в дипломе написано слово «продюсер». Кем они станут в дальнейшем, не знает никто.

Заключение

Согласно одной интересной концепции развития театра, XIX век был веком актерского театра. Тогда зрители ходили «на имя» и спектакли были памятны тем, что в них сыграл такой-то или такая-то. XX век поставил во главу угла режиссера, и появился режиссерский театр. Ходили «на Мейерхольда, Таирова», потом «на Товстоногова, Захарова» и т. д.

А XXI век, скорее всего, будет веком продюсерского театра, то есть значимость продюсера будет возрастать, становясь решающей. Именно этот человек отбирает пьесу, приглашает режиссера, актеров, привлекает деньги, а значит, от него зависит либо успех, либо провал.

Теория эта не всем нравится. Слишком многое в ней удручает ценителей русского классического театра и кинематографа. Но почти все они признают, что все к этому идет. Значит, несмотря на нервность и сложность профессии, быть продюсером в нашей стране можно и нужно. Если только отдавать себе во всем отчет и ничего не бояться. Продюсер — профессия загадочная. В обывательском представлении — добытчик денег на проект. Будь то новые фильм, спектакль, концерт, диск, клип, телепрограмма… Во взгляде на профессию изнутри все гораздо сложнее. Профессионалы говорят, что основа основ — это досконально изучить (и желательно на практике) все этапы производства продукта — фильма, клипа, программы и т.д. Обязательно знать и уважать зрителя, для которого работаешь. Непременно соблюдать законы. Уметь просчитывать на год-два вперед. Воспитать в себе хороший вкус и желание работать 24 часа в сутки. Уметь придумывать и воплощать задуманное в жизнь. И конечно же, любить свое дело и проработать в нем хотя бы… лет 40. А вообще… «Если бы я знал, как стать хорошим продюсером, — пошутил один из сегодняшних героев, именитый и многоопытный продюсер Давид Смелянский, — я б им стал!».

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tvorcheskie-professii/

1.Алексеев И. По ту сторону высокого и низкого. Интервью с С. Сельяновым // ИК. 1992, № 2

2.Аркус Л., Васильева И. Бедность не порок. Современная драма в явлениях, сценах и исторических отступлениях // Сеанс. 1998, № 16 (в т. ч. инт. с С. Сельяновым)

.Заметки о русском. Лит. запись // ИК. 1996. № 4 (в т. ч. монолог С. Сельяновым)

.Йозефавичус Г. Брат. Инт. с С. С.//Матадор. 1997. № 4

.Киселев А. Сослагательность как форма жизни//СФ. 1999. № 6

.Кокарев И.Е. Кино как бизнес. М., 1999.

.Криштул Б.И. Кинопродюсер. М., 2000

.Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Учебное пособие под ред. д. э. н., проф. В. И. Кошкина. М. ВГИК, 1993.

.Поль Н., Лазарус Ш. Кинопродюсер. Нью-Йорк, St. Martin`s Griffin, 1992

.Программа учебной дисциплины «Мастерство продюсера»/ сост. Б.И. Криштул. ГУУ. — М., 2002.

.Рыбин А. Фирма. С-Пб, 2000

.Сельянов С.: «Деньги сами по себе меня не волнуют». Инт. В. Матизена // Нов. известия. 1999. 6 июля

.Сельянов С.: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Инт. Н. Пахомовой//Сеанс. 1991. № 2

.Сельянов С.: «Я всегда был продюсером». Инт. Н. Сиривли//ИК. 1998. № 11

.Сельянов С.: Духов день. Фрагменты сценария//Искусство Ленинграда. 1990. № 6 (в соавт. с М. Коновальчуком)

.Черномыс О. Человек-оркестр // Обучение в России. 2002, №8