Научно-исследовательская работа по литературе «Читательский портрет моего сверстника»

Последнее десятилетие в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Первым отказывается от чтения молодое поколение. Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.

актуальность данного исследования.

Дети младшего возраста с удовольствием читают веселые книги из жизни ребят. Им интересны книги известных детских писателей: В. Драгунского, В. Голявкина, Н. Носова, М. Зощенко, В. Медведева, Э. Успенского, Г. Остера и других. Мальчики младшего школьного возраста увлекаются детскими детективами из серии «Черная кошка», а девочки — книгами про «Белоснежку…» Софьи Прокофьевой и произведениями из серии «Мастерилка». Родители выбирают своим детям классическую литературу таких авторов, как А. Чехов, Л. Толстой, Д. Мамин – Сибиряк, Е. Пермяк, Б. Житков, В. Осеева, А. Гайдар. Много поучительных произведений читают дети по школьной программе.

У ребят среднего и старшего возраста наблюдается некоторый спад интереса к классике детской литературы. Читатели среднего возраста выбирают современные приключенческие, детективные и сказочные повести. Старшеклассники в основном подбирают литературу в помощь образованию. Востребованной можно назвать научно-популярную литературу по экономике, истории, географии, литературоведению, технологиям различных производств. С каждым годом возрастает интерес к краеведческой литературе. Пользуются популярностью книги о знаменитых людях: учёных, спортсменах, политиках, деятелях культуры и искусства.

Специалисты, занимающиеся изучением чтения подрастающего поколения, пытаются дифференцировать чтение мальчиков и девочек, указывая на то, что именно гендерный подход должен стать основой обслуживания детей и подростков в библиотеке.

Заметный вклад в изучение теории читательских интересов внесли такие исследователи, как Н.А. Рубакин, C.JI. Вальдтгарт, А.А. Покровский, В.П. Таловов, Б.Г Умнов и др.

Цель исследования, Задачи исследования

— дать представление о специфике чтения подростков;

37 стр., 18074 слов

«РОЛЬ малого фольклора в развитие речи детей раннего возраста»

... - интеграции работы по развитию речи с различными видами деятельности детей; - специально созданной развивающей предметно-пространственной среды; Задачи исследования: 1.Охарактеризовать особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста. 2. Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста. 3. ...

— выявить факторы, влияющие на содержание читательских потребностей подростков;

— проанализировать круг чтения девочек-подростков;

— определить роль семьи, школы, библиотеки в формировании и развитии читательских потребностей подростков.

Объект исследования, Предмет исследования, Методы исследования:

— отбор научной литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/chitatelskiy-portret-moego-sverstnika/

— анкетирование подростков;

— интервьюирование учителей, родителей учащихся, библиотекарей;

— статистическая обработка результатов исследования;

— методы анализа и синтеза при обобщении, формулировании выводов исследования.

Новизна исследования, Структура работы., ГЛАВА 1. ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ПОДРОСТКОВ

1. 1. Круг чтения подростков

Потребности школьников в актуальной литературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с изменениями школьной программы. В результате этого запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.

Чему же отдают предпочтение современные молодые люди? Чем руководствуются при выборе той или иной книги? Как показывает практический опыт, при поиске «своей литературы» подростки полагаются прежде всего на отзывы друзей и положение автора в каком-нибудь «топе».

В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, не удивительно, что в чтении детей, и особенно подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов («кинороманы»).

Так, с конца прошлого века у детей и подростков особенно популярными стали серии «Детский детектив» и «Черный котенок»; Интерес к литературе приключенческого жанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, в последнее десятилетие также сместился в сторону детективов, приключений, «фэнтези», «ужастиков». Девочки-подростки и девушки стали читательницами сентиментальной литературы для женщин и «дамских» романов.

У подростков в связи с их возрастными особенностями много вопросов к жизни. Они охотно берут психологическую литературу или издания, посвященные межличностным взаимоотношениям. Это им интересно. Но у каждой возрастной группы свои вопросы. Подростки 12-14 лет просят что-то о животных и растениях. Популярные источники информации — «Все обо всем», «Все обо всех», «Cоседи по планете», «Что есть что», «Мир животных» и т. д. Пятнадцатилетние сегодня увлечены фантастикой. Это достаточно увлекательная и легкая литература. Наиболее читаемые, конечно же, Толкиен и Роулинг. Большой популярностью у подростков пользуются Перумов, Лукьяненко, Хичкок, Кинг, Емец, Зюскинда, Мураками, Коэльо.

14 стр., 6612 слов

» Развитие устной и письменной речи на х русского языка и литературы»

... усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи учащихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к русскому языку и литературе, решать проблемы интеллектуального развития. На современном этапе развития общества ...

Пользуются спросом такие серийные издания, как «100 великих…», «1000 вопросов и ответов», различные энциклопедии. В последние годы очень часто подростки обращаются к различным психологическим тестам, а также книгам о психологии отношений.

Особое место в круге чтения учащихся подросткового возраста занимают периодические издания. Существуют значительные отличия в чтении периодической литературы девочек и мальчиков. Так, мальчики больше читают техническую, спортивную, молодежную, научно-популярную периодику: «Всемирный следопыт», «Чудеса и приключения», «Ровесник», «Автомагазин», «Спорт экспресс», «За рулем», «Мировой футбол», «Футбол Ревю». Девочкам нравятся журналы о моде, косметике, семейном быте, о прическах: «Лиза», «Домашний очаг», «Космополитен», «Барышня», «Маруся», «Cool Girl», «Бурда». Среди гзет подростки читают следующие: «Жили-были», «Кот и пес», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец». Самой любимой газетой в кругу чтения девочек является «Поппури».

Итак, нельзя не согласиться с утверждением специалистов о том, что мифом является «нечтение» подростков. Кроме того, читательские интересы девочек подросткового возраста очень разнообразны, что обусловлено познавательной активностью сразу несколькими видами деятельности.

1.2. Особенности читательских интересов подростков

Теория читательского интереса начала складываться еще в конце XIX в. Заметный вклад в ее развитие внесли такие исследователи, как Н.А. Рубакин, C.JI. Вальдтгарт, А.А. Покровский, В.П. Таловов, Б.Г Умнов и др.

Как правило, проблема читательского интереса и читательской потребности рассматривалась исследователями, в том числе и авторами предшествующих учебников, в рамках теоретических рассуждений о читателе, однако представляется более верным рассмотреть эти понятия именно в контексте непосредственно технологии библиотечного обслуживания.

Читательский интерес принято понимать как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям.

Читательский интерес окрашивает всю читательскую деятельность личности. В состоянии заинтересованности происходит концентрация непроизвольного (без усилия воли) внимания, сосредоточения; оптимизируются процессы восприятия, мышления, воображения, запоминания.

Исследователи различают ситуативную и личностную основу читательского интереса.

Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов — яркая обложка книги, просмотренный фильм-экранизация, рецензия в газете и т. п. Он весьма подвижен и, если не связан с доминирующими свойствами личности, легко исчезает с изменением ситуации.

12 стр., 5786 слов

«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...

... Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся и развития читательского интереса учащихся на уроках литературного чтения. 1.1. Нормативно – правовые основы обучения литературному чтению. В процессе модернизации программа обучения литературному чтению общеобразовательной школы подвергается самым существенным ...

Личностный интерес весьма устойчив. Он опирается (и одновременно питает) на доминирующие духовные интересы личности. На практике ситуативный интерес может быть первым шагом для формирования личностного интереса.

Читательские интересы классифицируют по разным основаниям.

Прежде всего, выделяют личностные и групповые читательские интересы. Они диалектически связаны: каждая личность принадлежит к какой-либо группе (возрастной, профессиональной и др.), а личностный читательский интерес испытывает воздействие норм, оценок, обычаев и др., принятых в данной группе. С другой стороны, личностный читательский интерес привносит нечто новое в традиции группы.

Классификация читательских интересов по их содержанию представляет, при кажущейся простоте, весьма сложную задачу, так как ни библиотечно-библиографическая, ни книговедческая, ни литературоведческая классификация не могут отразить все многообразие читательских интересов современного пользователя. Условно читательские интересы могут быть определены как относящиеся к сферам художественной, научной, политической, экономической литературы и информации.

Внутри этих комплексов интересы могут проявляться к отдельным жанрам, темам, авторам, произведениям и т. п. Практика показывает, что обычно человек имеет не один, а несколько, иногда тесно переплетающихся, а иногда обособленных интересов.

В зависимости от проявления читательские интересы подразделяются на широкие и узкие; глубокие и поверхностные; устойчивые и неустойчивые; активные и пассивные.

Наиболее обобщенная характеристика читательского интереса — его глубина: в ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательских интересов может возникнуть некоторое противоречие, так же, впрочем, как между глубиной и узостью.

Читательский интерес диалектически связан с потребностью личности в чтении вообще и с потребностью чтения конкретного издания, то есть читательской потребностью, в частности.

Потребность человека в чтении — одна из важнейших духовных потребностей. Она тесно связана с уровнем интеллектуального, духовного и эмоционального развития личности.

Процесс формирования потребностей в чтении весьма сложен и закладывается, как правило, в детстве. Огромную роль здесь играет ближайшее окружение, семья, личная библиотека и то, какое будущее «примеряет на себя» ребенок, подросток.

Поэтому в качестве внутренних побуждений читателя исследователи выделяют мотивы чтения (так называемая «система ожиданий») читателя, а в качестве внешних побудительных воздействий — стимулы чтения (например, задания, поощрения, наказания и т. п.).

12 стр., 5633 слов

Влияние иллюстраций на обучение младших школьников чтению

... иллюстраций на эстетическое и целостное восприятие литературного произведения младшими школьниками. Глава 1. Психологические особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками 1.1 Значение и ценность чтения ... младшего школьника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству ...

Потребность в чтении — это та основа, на которой возникают читательские интересы.

Однако надо различать словосочетания «потребность в чтении» и «читательская потребность». Второе обозначает, что читателю необходимо какое-либо конкретное издание, информация по теме, проблеме, знание.

Стоит отметить также, что сегодня «читательская потребность» удовлетворяется не только печатной продукцией, но и аудио- и видеопродукцией, и электронными ресурсами.

Надо также учитывать и то, что читательская потребность может способствовать формированию читательского интереса, и наоборот.

Библиотекарю-практику очень важно понять также, что для формирования читательского интереса необходимо создавать ситуацию, при которой читатель заинтересуется чтением.

Очевидно, что эффективное выполнение запроса читателя должно базироваться на понимании библиотекарем природы его читательского интереса и читательской потребности, а также цели его запроса.

Следует сказать, что кроме реального читательского запроса, выраженного в вербальной или письменной форме, некоторые авторы выделяют некий идеальный запрос, то есть такой, который выявляется в ходе исследований, наблюдений и т. п. изучения интересов пользователей. Ориентируясь на полученные данные, библиотекарь, предвосхищая запросы пользователей, выполняет их, предлагая читателям такие библиотечные услуги, как обзоры литературы, выставки, конференции и т. пж

Читательский портрет подростка во начинает формироваться к 10-11 годам. Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».

Именно в этом возрасте активизируется познавательная деятельность, заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, к историческим событиям, неизвестным странам, к осмыслению фактов окружающей действительности. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая его привлекает возможностью «что-либо узнать», вторая — «пережить». Именно теперь можно в полную меру развивать читательские запросы ребят в области познавательной литературы, вводить в круг чтения разные виды литературы: справочные издания, «деловые» книги, журналы.

Идеалом можно считать читателей, которые с ранних лет проявляют устойчивый интерес к книге. Именно в этом возрасте надо поддерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов. Поиск «удивительного», «необычного» в определенной мере сохраняется у подростков и по отношению к художественной литературе. Интерес читателя в этом случае привлекает экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненным потребностям подростка, желанию испытать свои возможности, проверить себя мысленно в необычных обстоятельствах.

8 стр., 3992 слов

Чтение делает нас умнее на немецком

... литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы. Книги и чтение оказывают на всех нас огромное влияние, формируют нас. Они делают нас людьми. В этом – вся их польза! Посмотрите эти сочинения Сочинение на тему ... шептались обо мне. Но только шепот […] Сочинение про Байкал (на русском языке) Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким ...

Диапазон познавательных интересов у подростков 12-13 лет значительно расширяется. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания.

Для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими.

В особом внимании нуждаются четырнадцатилетние. Это трудные для руководства чтением подростки. Отношение к чтению меняется в корне. Не случайно одни становятся «самыми читающими», а другие — «самыми нечитающими».

Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге.

Что касается чтения научно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских запросов несколько сужается, уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались интересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяет избирательность чтения.

Наибольшие возможности для читательского развития старшего подростка заложены в самовоспитании, самообразовании. Залог успеха — в приоритете чтения. Во взрослых (учителях. родителях) 14-летний читатель ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательство в дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с ними только в случае необходимости.

Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу зачастую ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами: «рассказали друзья», «услышал по телевизору». Их восприятие по характеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с их стороны отношения к книге как к «отжившему» средству информации.

Таким образом, особенности читательских интересов обусловлены возрастными особенностями подростков, сформированностью устойчивого интереса к чтению в младшем школьном возрасте, авторитетностью взрослых, увлечённых чтением.

1.3. Видеокультура и детское чтение

У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. В течение последнего десятилетия телевидение является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков — это и образование, и отдых, и развлечение.

11 стр., 5311 слов

Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка

... подростков и охарактеризовать. 2)Выявить особенности подростковых субкультур, в том числе и музыкальных. 3)Изучить формальные и неформальные объединения, различные виды музыкальных субкультур. 1. Возрастные особенности Подростковый возраст - период развития детей ... Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к ...

Электронная культура, зачастую воспринимается как конкурент печатному слову. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. ТВ, интернет воздействуют на чтение детей и подростков. Это влияние проявляется в следующем:

— меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно — повестях и романах);

— отсутствие мотивации чтения и репертуара читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на экране — детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам»).

— предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

— происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков).

Подростки видят в компьютерах, прежде всего, своеобразную «выручалочку», позволяющую избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Пресловутое «скачивание» имеет характер не эпидемии, а пандемии. Отводя чтению, прежде всего, информационную роль, подростки в её реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдаёт информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации.

Электронные книги приобретают всё большую популярность. Они не могут полностью подменить книгу печатную, но надо осознавать, что прогресс не стоит на месте. Теперь каждый подросток может посетить любую библиотеку мира, даже не выходя из дома. С одной стороны, экономия времени, с другой же — отстранение от настоящего искусства живого общения с книгой. Атмосферу библиотечной тишины, впечатления огромное количество справочной, художественной литературы, общения с мудрым библиотекарем не заменит всемирная паутина.

Таким образом, электронная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно. Жизнь современного подростка значительно отличается от той, которая была еще 10-15 лет назад. Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации.

ГЛАВА 2.ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕГО СВЕРСТНИКА

2.1. Исследование читательских интересов подростков

С целью выявления читательских интересов для составления портрета читателя — подростка мы провели следующую экспериментальную работу:

17 стр., 8442 слов

Педагогический проект «Речевое развитие детей дошкольного ...

... уровня развития связной речи детей дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад. К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ ...

1 этап — констатирующий эксперимент ;

2 этап — формирующий эксперимент;

3 этап — контрольный эксперимент.

На первом этапе мы провели анкетирование подростков 5 — 8 классов (Приложение № 1), интервьюирование учителей (Приложение № 2), родителей учащихся (Приложение № 2), библиотекарей (Приложение № 3), .анализ формуляров бчитателей библиотеки. Обработав результаты исследования, мы обобщили их, выявили причины отсутствия интереса к чтению, читательские предпочтения подростков.

Обсудив данные результаты исследования с учителями литературы, библиотекарями, с родителями учащихся (на родительском собрании), мы наметили ряд совместных мероприятий, напрвленных на расширение круга чтения подростков, приобщению к чтению. Это формирующий эксперимент.

На втором этапе мы согласовали ряд мероприятий по пропаганде пользы чтения, расширению читательских интересов:

— акция в поддержку чтения «Читаем, играем, думаем, рассказываем»;

— День самоуправления (подростки выступали в роли учителей литературы, библиотекарей);

— конкурс рисунков «Мой любимый литературный герой»;