Научно-исследовательская работа по литературе «Читательский портрет моего сверстника»

Научно - исследовательская работа

Исследование читательских интересов подрастающего поколения

За последнее десятилетие в России наблюдается снижение интереса к книгам и чтению у людей. Особенно это касается молодого поколения, которое уходит от чтения. Образование и духовность становятся менее приоритетными ценностями в массовом сознании.

Кризис детского чтения

Кризис детского чтения проявляется в невысокой начитанности школьников и уменьшении числа читающих детей. Ребятам младшего возраста нравятся книги из жизни ребят и произведения известных детских писателей. Мальчики увлекаются детективами, а девочки – «Мастерилкой» и произведениями про принцесс и фей. Классику – произведения Чехова, Толстого, Мамин-Сибиряка, Житкова, Гайдара – родители рекомендуют своим детям.

Среди читалок и читателей старшего возраста предпочтение отдается современной приключенческой, детективной и сказочной литературе. Старшеклассники выбирают книги, которые могут им помочь в обучении, такие как научно-популярная литература по экономике, истории, географии, литературоведению, а также краеведческая литература.

Гендерный подход к изучению читательских интересов

Специалисты, изучающие читательские интересы подрастающего поколения, отмечают, что гендерный подход должен стать основой обслуживания детей и подростков в библиотеке.

Вклад известных исследователей

Важный вклад в развитие теории читательских интересов внесли такие исследователи, как Н.А. Рубакин, C.JI. Вальдтгарт, А.А. Покровский, В.П. Таловов, Б.Г Умнов и др. Благодаря их работам удалось выявить закономерности и изменения в читательских интересах подрастающего поколения.

Цель исследования, Задачи исследования

— Дать представление о специфике чтения подростков.

— Выявить факторы, влияющие на содержание читательских потребностей подростков.

— Проанализировать круг чтения девочек-подростков.

— Определить роль семьи, школы, библиотеки в формировании и развитии читательских потребностей подростков.

Объект исследования, Предмет исследования, Методы исследования:

— Отбор научной литературы.

— Анкетирование подростков.

— Интервьюирование учителей, родителей учащихся, библиотекарей.

— Статистическая обработка результатов исследования.

— Методы анализа и синтеза при обобщении, формулировании выводов исследования.

Новизна исследования, Структура работы.

ГЛАВА 1. ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ПОДРОСТКОВ

1.1 Круг чтения подростков

Потребности школьников в актуальной литературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с изменениями школьной программы. В результате этого запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга.

21 стр., 10492 слов

Историческая литература в чтении подростков 10-14 лет

... введении формулируется актуальность исследования, цели, задачи, предметы, объекты, методы исследования. В первой главе раскрываются особенности чтения подростков в современный период, исследования читательских интересов подростков, особенности исторического жанра художественной литературы, возрастные особенности подростков, подросток как читатель. ...

Чему же отдают предпочтение современные молодые люди? Чем руководствуются при выборе той или иной книги? Как показывает практический опыт, при поиске «своей литературы» подростки полагаются прежде всего на отзывы друзей и положение автора в каком-нибудь «топе».

В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, не удивительно, что в чтении детей, и особенно подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов («кинороманы»).

Так, с конца прошлого века у детей и подростков особенно популярными стали серии «Детский детектив» и «Черный котенок»; Интерес к литературе приключенческого жанра, что является наиболее характерной чертой подростков как читателей, в последнее десятилетие также сместился в сторону детективов, приключений, «фэнтези», «ужастиков». Девочки-подростки и девушки стали читательницами сентиментальной литературы для женщин и «дамских» романов.

У подростков в связи с их возрастными особенностями много вопросов к жизни. Они охотно берут психологическую литературу или издания, посвященные межличностным взаимоотношениям. Это им интересно. Но у каждой возрастной группы свои вопросы. Подростки 12-14 лет просят что-то о животных и растениях. Популярные источники информации — «Все обо всем», «Все обо всех», «Cоседи по планете», «Что есть что», «Мир животных» и т. д. Пятнадцатилетние сегодня увлечены фантастикой. Это достаточно увлекательная и легкая литература. Наиболее читаемые, конечно же, Толкиен и Роулинг. Большой популярностью у подростков пользуются Перумов, Лукьяненко, Хичкок, Кинг, Емец, Зюскинда, Мураками, Коэльо.

Пользуются спросом такие серийные издания, как «100 великих…», «1000 вопросов и ответов», различные энциклопедии. В последние годы очень часто подростки обращаются к различным психологическим тестам, а также книгам о психологии отношений.

Особое место в круге чтения учащихся подросткового возраста занимают периодические издания. Существуют значительные отличия в чтении периодической литературы девочек и мальчиков. Так, мальчики больше читают техническую, спортивную, молодежную, научно-популярную периодику: «Всемирный следопыт», «Чудеса и приключения», «Ровесник», «Автомагазин», «Спорт экспресс», «За рулем», «Мировой футбол», «Футбол Ревю». Девочкам нравятся журналы о моде, косметике, семейном быте, о прическах: «Лиза», «Домашний очаг», «Космополитен», «Барышня», «Маруся», «Cool Girl», «Бурда». Среди гзет подростки читают следующие: «Жили-были», «Кот и пес», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец». Самой любимой газетой в кругу чтения девочек является «Поппури».

12 стр., 5874 слов

Развитие художественного интереса

... и эстетического вкуса, формированию эмоциональной отзывчивости. Искусство существенно влияет на формирование личности подростков, а направленность художественного интереса указывает на степень образованности, культуры, ориентации на духовно-нравственные ценности и ...

Итак, нельзя не согласиться с утверждением специалистов о том, что мифом является «нечтение» подростков. Кроме того, читательские интересы девочек подросткового возраста очень разнообразны, что обусловлено познавательной активностью сразу несколькими видами деятельности.

1.2. Особенности читательских интересов подростков

Теория читательского интереса начала складываться еще в конце XIX в. Заметный вклад в ее развитие внесли такие исследователи, как Н.А. Рубакин, C.JI. Вальдтгарт, А.А. Покровский, В.П. Таловов, Б.Г Умнов и др.

Как правило, проблема читательского интереса и читательской потребности рассматривалась исследователями, в том числе и авторами предшествующих учебников, в рамках теоретических рассуждений о читателе, однако представляется более верным рассмотреть эти понятия именно в контексте непосредственно технологии библиотечного обслуживания.

Читательский интерес принято понимать как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям.

Читательский интерес окрашивает всю читательскую деятельность личности. В состоянии заинтересованности происходит концентрация непроизвольного (без усилия воли) внимания, сосредоточения; оптимизируются процессы восприятия, мышления, воображения, запоминания.

Исследование читательских интересов

Читательские интересы являются важной составляющей культурного развития личности. Они могут возникать под влиянием внешних стимулов или быть связаны с доминирующими духовными интересами личности. Исследователи выделяют ситуативный и личностный интересы.

Ситуативный интерес является подвижным и может исчезнуть с изменением ситуации. Он обычно возникает под влиянием внешних стимулов — обложки книги, рецензий, фильма-экранизации и т.п. Личностный интерес же является устойчивым и тесно связан с доминирующими духовными интересами человека.

Читательские интересы могут быть классифицированы по разным основаниям. Одним из них является их содержание. Условно интересы пользователей можно разделить на группы: художественная, научная, политическая, экономическая литература и информация. Но внутри этих комплексов интересов, люди могут иметь несколько обособленных или переплетающихся интересов.

Классификация читательских интересов может быть также по следующим признакам:

  • Широкие и узкие интересы — широкие интересы позволяют охватить большой диапазон произведений, в то время как при узких интересах выбор сокращается до меньшего количества книг или тем
  • Глубокие и поверхностные интересы — глубокие интересы являются более углубленными и позволяют достичь более полного понимания темы, в то время как поверхностные интересы лучше подходят тем, кто не хочет более углубляться в тему
  • Устойчивые и неустойчивые интересы — устойчивые интересы формируются на основе доминирующих духовных интересов личности, в то время как неустойчивые находятся в стадии формирования и могут измениться в будущем
  • Активные и пассивные интересы — активные интересы связаны с желанием самостоятельно изучать тему, искать новые знания и т.д., тогда как пассивные интересы связаны с расслаблением, отдыхом и рассматриванием книг как развлечения

Все эти характеристики взаимосвязаны и вносят свой вклад в формирование читательских интересов. Изучение читательских интересов — ключевая составляющая культурного развития личности и является важной задачей для знакомства с человеческой психологией и личностным ростом.

1 стр., 398 слов

Потеря интереса к чтению и поэзии. по тексту В. Корнилова

... колоссальную роль телевидения и других технических средств информации, человек должен вернуться к серьёзному чтению, ибо в противном случае происходит «гиподинамия души» — потеря нравственных ориентиров и деградация личности. ... По мнению Корнилова, телевидение ведёт к эмоциональному и моральному «оскудению человечества». Кроме того, как отмечает автор, в настоящее время наблюдается чрезмерное ...

Влияние потребности в чтении на формирование читательского интереса

Наиболее обобщенная характеристика читательского интереса — его глубина: в ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательских интересов может возникнуть некоторое противоречие, так же, впрочем, как между глубиной и узостью.

Читательский интерес диалектически связан с потребностью личности в чтении вообще и с потребностью чтения конкретного издания, то есть читательской потребностью, в частности.

Потребность человека в чтении — одна из важнейших духовных потребностей. Она тесно связана с уровнем интеллектуального, духовного и эмоционального развития личности.

Процесс формирования потребностей в чтении весьма сложен и закладывается, как правило, в детстве. Огромную роль здесь играет ближайшее окружение, семья, личная библиотека и то, какое будущее «примеряет на себя» ребенок, подросток.

Поэтому в качестве внутренних побуждений читателя исследователи выделяют мотивы чтения (так называемая «система ожиданий») читателя, а в качестве внешних побудительных воздействий — стимулы чтения (например, задания, поощрения, наказания и т. п.).

Потребность в чтении — это та основа, на которой возникают читательские интересы.

Однако надо различать словосочетания «потребность в чтении» и «читательская потребность». Второе обозначает, что читателю необходимо какое-либо конкретное издание, информация по теме, проблеме, знание.

Стоит отметить также, что сегодня «читательская потребность» удовлетворяется не только печатной продукцией, но и аудио- и видеопродукцией, и электронными ресурсами.

Надо также учитывать и то, что читательская потребность может способствовать формированию читательского интереса, и наоборот.

Библиотекарю-практику очень важно понять также, что для формирования читательского интереса необходимо создавать ситуацию, при которой читатель заинтересуется чтением.

Одной из ключевых задач библиотекаря является эффективное выполнение запросов читателей. Для достижения этой цели необходимо понимать природу интересов и потребностей читателя, а также цель его запроса. Библиотекарь должен учесть как реальный запрос, выраженный вербально или письменно, так и идеальный запрос, который выявляется в ходе исследований и наблюдений интересов пользователей. Ориентируясь на полученные данные, библиотекарь предвосхищает запросы пользователей и предлагает им соответствующие библиотечные услуги, такие как обзоры литературы, выставки и конференции.

23 стр., 11003 слов

Литература рубежа XIX — XX веков

... с большой осторожностью. По прошествии века русский рубеж XIX – XX веков кажется временем расцвета – во всех областях. Литература, искусство, архитектура, музыка ... Далее Арсеньев – или Бунин – вспоминает, как Ростовцев слушал чтение знаменитой никитинской "Руси" "И когда я доходил до ... народа и открывшей ему путь к новой жизни. По окончании периода этой "новой жизни" наступила переоценка ценностей. ...

Формирование читательского портрета подростка начинается в возрасте 10-11 лет. Исследования показывают, что если ребенок осознает значение книги в своей жизни и обращение к печатному слову становится его внутренней потребностью, то можно ожидать, что интерес к чтению будет укрепляться и развиваться. Однако, если интереса к чтению не возникло, то в старшем школьном возрасте этот подросток может стать «нечитателем».

В возрасте подростковой активизации познавательной деятельности заметен интерес к необыкновенным явлениям природы, историческим событиям, неизвестным странам и осмыслению фактов окружающей действительности. Читатель уже различает научно-познавательную и художественную литературу. Первая привлекает возможностью узнать что-то новое, вторая — возможностью пережить. В этом возрасте можно полноценно развивать читательские запросы ребят в области познавательной литературы, предлагая им различные виды литературы, такие как справочные издания, «деловые» книги и журналы.

Расширение познавательных интересов у подростков 12-13 лет

Идеалом можно считать читателей, которые с ранних лет проявляют устойчивый интерес к книге. Именно в этом возрасте надо поддерживать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг, не бояться изменчивости запросов.

Диапазон познавательных интересов у подростков 12-13 лет значительно расширяется. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания.

Для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими.

Особое внимание к четырнадцатилетним

В особом внимании нуждаются четырнадцатилетние. Это трудные для руководства чтением подростки. Отношение к чтению меняется в корне. Не случайно одни становятся «самыми читающими», а другие — «самыми нечитающими».

Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге.

Чтение научно-познавательной литературы

Что касается чтения научно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских запросов несколько сужается, уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались интересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяет избирательность чтения.

Наибольшие возможности для читательского развития старшего подростка заложены в самовоспитании, самообразовании. Залог успеха — в приоритете чтения. Во взрослых (учителях. родителях) 14-летний читатель ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательство в дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с ними только в случае необходимости.

7 стр., 3151 слов

Литература фэнтези в современной школе

... занятие по внеклассному чтению трилогию «Властелин колец» [1]. Таблица 2. Место изучения произведений жанра фэнтези в современных программах по литературе Программа (автор/редактор) ... в свободном чтении: читательская конференция по разным книгам цикла. Читательские отзывы на произведения, выражение собственной читательской позиции. Обмен мнениями. Раздел «Тема путешествий в европейской литературе ...

Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу зачастую ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами: «рассказали друзья», «услышал по телевизору». Их восприятие по характеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с их стороны отношения к книге как к «отжившему» средству информации.

Таким образом, особенности читательских интересов обусловлены возрастными особенностями подростков, сформированностью устойчивого интереса к чтению в младшем школьном возрасте, авторитетностью взрослых, увлечённых чтением.

1.3. Видеокультура и детское чтение

У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. В течение последнего десятилетия телевидение является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков — это и образование, и отдых, и развлечение.

Электронная культура, зачастую воспринимается как конкурент печатному слову. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. ТВ, интернет воздействуют на чтение детей и подростков. Это влияние проявляется в следующем:

— меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно — повестях и романах);

Влияние электронной культуры на чтение детей и подростков


Одной из существенных проблем современности является влияние электронной культуры на чтение детей и подростков. В современном мире, подростки все больше обращаются к компьютерам и другим электронным устройствам в поисках информации и развлечений. Это приводит к ряду негативных последствий, которые необходимо учитывать и анализировать.


Одной из основных проблем является отсутствие мотивации для чтения и ограниченный выбор литературы. Под влиянием телевидения и видеопросмотров, интерес подростков смещается в сторону детективов, триллеров, «фэнтези» и «ужасов», которые широко представлены на экране. Это приводит к ограничению их читательских предпочтений и отсутствию мотивации для чтения разнообразной литературы.


Другой проблемой является предпочтение печатной продукции с широко представленным видеорядом. Дети и подростки предпочитают иллюстрированные журналы и комиксы, где текст сопровождается изображениями. Это приводит к ограничению развития воображения и восприятия текста без визуальных подсказок.


Также наблюдается «клиширование», упрощение и огрубление речи у подростков. Они не осваивают язык классического наследия, включая русскую и зарубежную классику, которая раньше составляла значительную часть их репертуара чтения. Это приводит к снижению языковых навыков и ограничению кругозора подростков.

42 стр., 20863 слов

Безопасность книгоиздания для детей

... детей 2.1.1. Полиграфическое оформление и исполнение книжного издания 2.1.2. Основные нормативные документы по гигиенической экспертизе изданий для детей ... пагубного воздействия негативной информации на детей 2.2.3. Угрозы информационно-психологической безопасности детей 2.2.4. Связь проблемы ... «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и со специальным регламентом «О ...


Подростки видят в компьютерах своеобразную «выручалочку», которая позволяет избежать самостоятельного поиска и создания информации. Они предпочитают «скачивание» информации, что приводит к отводу роли чтения в основном на информационную функцию. Компьютеры обеспечивают быстрый доступ к информации, но не заменяют полноценное чтение и погружение в мир литературы.


С появлением электронных книг возникает новая возможность для чтения, но при этом возникают и некоторые проблемы. Электронные книги не могут полностью подменить печатные книги, но предоставляют возможность посетить любую библиотеку мира, не выходя из дома. Это экономит время, но отстраняет от реального взаимодействия с книгой и общения с библиотекарем.


В целом, электронная культура значительно влияет на чтение детей и подростков. Современные подростки имеют доступ к огромному количеству информации, но при этом стало заметно снижение мотивации для чтения разнообразной литературы, упрощение и огрубление речи, а также отрицательное влияние на развитие воображения и языковых навыков. Необходимо учитывать эти факторы и разрабатывать меры для стимулирования чтения и развития чтение детей и подростков в современном информационном обществе.

ГЛАВА 2. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕГО СВЕРСТНИКА

2.1. Исследование читательских интересов подростков


С целью выявления читательских интересов подростков и составления портрета читателя-подростка мы провели следующую экспериментальную работу:

1 этап — констатирующий эксперимент;


2 этап — формирующий эксперимент;


3 этап — контрольный эксперимент.



На первом этапе мы провели анкетирование подростков 5-8 классов (Приложение № 1), интервьюирование учителей (Приложение № 2), родителей учащихся (Приложение № 2), библиотекарей (Приложение № 3) и анализ формуляров читателей библиотеки. Обработав результаты исследования, мы обобщили их и выявили причины отсутствия интереса к чтению, а также читательские предпочтения подростков.


Обсудив данные результаты исследования с учителями литературы, библиотекарями и родителями учащихся (на родительском собрании), мы наметили ряд совместных мероприятий, направленных на расширение круга чтения подростков и приобщение их к чтению. Это формирующий эксперимент.


На втором этапе мы согласовали ряд мероприятий по пропаганде пользы чтения и расширению читательских интересов:

  • акция в поддержку чтения «Читаем, играем, думаем, рассказываем»;
  • День самоуправления (подростки выступали в роли учителей литературы, библиотекарей);
  • конкурс рисунков «Мой любимый литературный герой»;