Психологические особенности творческой личности

Курсовая работа

Данная работа посвящена рассмотрению и анализу психологических особенностей творческой личности.

Творчество далеко не новый предмет исследования

Актуальность, во-первых, обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности, формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого». Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.

Во-вторых, овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую.

Разработанность ранее и в данный момент проблемы изучения творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностями представляется достаточно благодатным направлением для исследования. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, А.З. Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В. Кичук, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лук, С.О. Сысоева, В.А. Цапок и другие.

Много усилий вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их разработки и опыт, обогащенный полувековым развитием науки, лучшие педагоги во главе с В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и подростков. Так же О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую «Я-концепцию» развития творческого пути и самой личности. Я.А. Пономарев выдел 10 стадий творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.

6 стр., 2987 слов

Личность и творчество

... происходящего в школе или на работе не способствует развитию творчества. В то же время творческие личности рассматривают свою работу как любимое занятие, они трудятся часами, движимые любопытством ... своими собственными детьми); иметь высокий уровень интеллектуального развития; обладать широким кругом интересов и умений; иметь помимо педагогического еще какое-либо образование; иметь живой и активный ...

Цель данного исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

*изучить научную литературу по этой теме

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/lichnostnyie-harakteristiki-lyudey-tvorcheskih-professiy/

*рассмотреть творческую личность и обозначит психологические особенности, привести примеры известных деятелей культуры

* проанализировать влияние творчества на развитие отношений личности

*провести сравнительный анализ группы творческой специальности и группы иного направления, сделать необходимые выводы.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип поведения и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.

Объектом изучения в данной работе послужила психология творческой личности.

Предметом изучения являются те особенности, при наличии которых творческая личность действительно оглашается как творческая.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Творчество и личность

Одно из самых распространенных определений творчества — определение по продукту или результату, в таком случае творчеством признается все, что приводит к созданию нового. Обычно в учебной литературе творчество делят на художественное и научное.

В творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. Так В. Шиллер писал в своих работах: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».

Под личностью же понимают «Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо» — такое определение дает толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Личность — системное понятие. Исследование личности — это исследование его места, позиции в системе общественных связей, это исследование того, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное.

Индивид — то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность — то, чем он отличается. Проще говоря, по моему мнению — индивидом рождаются, а личностью становятся.

1.2 Психологические черты и особенности творческой личности

Существуют 2 основные точки зрения на творческую личность. Одна гласит, что креативность и творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Творчество предполагается как процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. Реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. К примеру, писатель М. Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии. [5]

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Эта позиция обуславливается другим пониманием природы творчества. Здесь помимо процесса создания нового, принимается во внимание ценность этого нового результата. Он должен быть общезначимым, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца, в этой точке зрения, является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

13 стр., 6045 слов

Че Гевара Харизматический лидер Творческая работа

... было необходимо рассмотреть характерные моменты политического имиджа, технологии его формирования и специфику личности команданте. 1. Жизнений путь Эрнесто Гевара Линч де ла Серна "Я думаю, ... элитой при необходимости опираться на СССР позже разочаровало Гевару, осознавшего, что "новый человек" не стал неотъемлемым атрибутом советской действительности. "Если цель революции не есть перестройка ...

Существуют профессии — их называют «творческими профессиями» — где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью (актеры, музыканты, изобретатели и др.) Тут недостаточно быть только «хорошим специалистом». Необходимо еще быть творцом, а не ремесленником, пускай даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий — среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

Практически все исследователи отмечают большие различия психологических портретов ученых и деятелей искусства. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.

М.В. Нестеровым написано три портрета И.П. Павлова: два живописных (1930 и 1935 гг.) и один литературный, вошедший в книгу воспоминаний художника «Давние дни». Таким образом, анализируя написанный маслом портрет академика Павлова (см. ниже) можно понять всю духовную силу и мощь этого человека. При этом эти качества выражены не явно, они лежат «не на поверхности», а достаточно сдержанно представлены. «Типичное лицо ученого, профессора, лицо благообразное, даже красивое» [2] никак не выдает внутреннего стержня этого волевого человека. Создается впечатление максимально тактичного ученого, знающего свое дело.

Вторым, важным в такой же степени, что и эмоциональная составляющая, отличием творческой личности является система мотивации. Мотивация, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. «Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций».

Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты «детскости». Например, из биографии Альберта Эйнштейна известно, что он был «мудрый старец со всепонимающими глазами». И вместе с тем, в нем было что-то от ребенка, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика.

«Игровой» компонент в акте воображения, видимо, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить жизнь известного вышеупомянутого ученого Альберта Энштейна (1879-1955).

Когда его спрашивали, где находится его лаборатория, он, улыбаясь, показывал авторучку. Широко известная фотография с высунутым языком была сделана благодаря назойливости журналистов и фотографов, когда один из последних попросил Энштейна «улыбнуться на камеру».

2 стр., 570 слов

Какова роль общества в формировании личности человека?

... развитии человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества в целом. Дополнительные аргументы Предлагаем вашему вниманию другие аргументы по направлению «», необходимые для подготовки к итоговому сочинению.

Бесстрашие мысли не носит наивный характер, оно предполагает за собой опыт, глубокие и обширные знания. Это творческая смелость, дерзость, готовность к риску. Творец отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С. Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации, тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое, постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей. Подобную точку зрения можно так же можно увидеть в записях итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо.

Нейротизм, повышенная чувствительность — норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой отсутствие равнодушия в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. По его мнению, гениальные люди всегда болезненно чувствительны, у них наблюдаются резкие спады и подъемы активности, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д. Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке. [6]

Человек представлен в творчестве многогранно, так как состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Каждый человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мире.

1.3 Влияние творчества на развитие отношений личности

Формирование личности — это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации. Социализация олицетворяется в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту или статусу. Ведь социализация — это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.

Личность — социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во множестве ролей. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

В каждой личности индивидуально отражается её сущность как совокупность всех общественных отношений. А.Н. Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность — это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Потому личность невозможна вне социальной деятельности и общения. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества.

Баланс сознательного поведения и внимания к своему подсознанию, а также интерес к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на рассмотрение вопрос о соотношении общения и уединения. Без уединения самоанализ и самонаблюдение невозможны. Выражение результатов творчества требует времени, взаимодействие с другими при этом обычно не предполагается. Но творец всегда нуждается в зрителе, в критике и оценках. А это, как известно, невозможно, если художник будет особняком от общества.

Сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими. Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е.И. Николаева, заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным. Но и самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих. Можно определить для себя круг важных для себя лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.

Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов.

Каждая творческая личность обладает определенным набором качеств. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства, но жизнь творческого человека — это постоянная борьба внутренних и внешних мотивов и преобразование ее в нечто новое.

творческий личность психологический самооценка

Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, гипотеза и методики исследования

Цель исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип поведения и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.

Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.

Существует множество тестов для определения творческих способностей у человека, однако низкие результаты тестирования не могут говорить об отсутствии креативности у испытуемого, так как они спонтанны. Методики предназначены для фактического определения креативности в конкретной области знания.

Методы Исследования: опросник САН — этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).

Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Так как для выявления особенностей творческих людей одного тестирования на выявление физического состояния очень мало, так же мной был выбран творческий тест «нарисуй дерево». Он позволяет обнаружить индивидуально-типологических особенности человека.

Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».

При анализе значительного количества рисунков удается выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей, что поможет более детально сравнить группу дизайнеров и группу психологов.

Все тестовые методики не являются абсолютным показателем и их результаты не могут заявлять о 100% непоколебимости и точности. Они только констатируют достигнутый уровень в очень узком диапазоне исследований способностей человека.

2.2 Исследование

Испытуемым был предложен опросник САН. Как указывалось ранее, это личностный тест, определяющий состояние человека на данный момент времени, констатируя его «самочувствие», «активность» и «настроение». Мною было проведено исследование в своей учебной группе (специальность — дизайн интерьера) и в группе, получающих на выходе диплом педагогов-психологов. Принимали участие студентки в возрасте 20-21 год, опросник же заполнялся в разных группах с разницей во времени не более часа (примерно в 13-14 часов).

После обработки данных я посчитала, что нагляднее будет их представить в качестве диаграмм, в которых все результаты выстроены в порядке убывания. Данные по результатам вопросов на самочувствие:

Дизайнеры

Психологи

Данные по результатам вопросов на активность:

Дизайнеры

Психологи

Данные по результатам вопросов на настроение:

Дизайнеры

Психологи

Нормой считается около 53-54 баллов. Из диаграмм явно видно, что у представителей творческой специальности более полярные результаты, то есть, к примеру, разрыв между человеком с самым хорошим настроением и с самым плохим по шкале «настроение» больше у дизайнеров (от 65 до 25).

Я бы объяснила это тем, что творческие люди склонны к перепадам настроения, постоянным поискам вдохновения.

Еще я заметила интересный факт, что мое предположение, что художникам присуща некоторая мечтательность и ожидание новых поворотов событий оправдалось. Так на утверждение «полный надежд» 7 из 10 дизайнеров поставили максимальные баллы, тогда как психологи достаточно сдержанно отозвались о данном состоянии, ответили на 7баллов только двое из 10, причем остальные опрашиваемые давали средние, и еще чаще ниже среднего баллы.

Не стоит забывать, что опросник предназначен для фиксирования состояния, присущего человеку на данный момент, поэтому мною было проведено повторное тестирование у того же круга лиц. Между двумя опросами так же по возможности минимальный промежуток времени (утром в 10-11 часов) А сам повторный опрос проводился через 2 два дня после первой волны.

У группы психологического факультета результаты в общем стали выше в среднем на 6-7 баллов. Я предполагаю, что в предыдущий раз студенты были более уставшими, либо объясняется тем, что во второй день исследования отсутствовали зачетные работы, что нельзя сказать про первый.

Данные дизайнеров изменились не столь сильно, по-прежнему наблюдается сильный разрыв между максимальным и минимальным значениями.

Что касается теста «нарисуй дерево», то проводился он так же в двух группах разных специальностей. Следует отметить, что и в группе психологов присутствовали девушки так же с определенными способностями к рисованию. Поэтому будет неправильно утверждать, что только в группе, обучающейся творческой профессии, присутствуют творческие люди. Но при анализе рисунков выделились преобладающие типы рисования деревьев.

группа

тип рисования

кол-во рисунков

Описание данного вида

дизайнеры

«зимний»

2

характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества

«пикнический»

3

характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа.

«эстетический»

3

характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.

«сюжетный»

2

характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и т. д. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

психологи

«синтетический»

6

характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц обладающих склонностью к «философствованию», т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».

«эстетический»

2

См. выше

«сюжетный»

2

См. выше

Девушки из группы дизайнеров с высокими показателями по шкале опросника САН «активность» (60-55 баллов) нарисовали деревья «зимнего» типа. Этот тип свойственен лицам с долей креативности и непосредственности в поведении.

В рисунках дизайнеров можно отметить сильную штриховку, которая обычно «свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги».

Так же наличие на дереве плодов — часто встречающийся элемент, который «характерен для лиц, стремящихся к результативности своей деятельности». Встречается по большей части он именно у испытуемых, ответивших на максимальную отметку в опроснике САН на утверждение «полный надежд». Объясняется это целенаправленным ведением дел у творческих людей. То есть если художник садится за мольберт, то в конечном результате он всегда планирует получить картину. [8]

На рисунках группы психологов наиболее распространен «синтетический» тип рисования. (6 из 10 рисунков)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность вопроса, которое было рассмотрено в курсовой работе по теме «психологические особенности творческой личности», не наподдается сомнению, и будет продолжать изучаться снова и снова.

В написании этой работы перед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы творческой личности.

Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований, особое внимание уделялось различию личности художника от представителей иной профессии.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. При проведении данного исследования были решены, поставленные в нем задачи:

  • изучить научную литературу по этой теме
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/lichnostnyie-harakteristiki-lyudey-tvorcheskih-professiy/

  • проанализировать влияние творчества на развитие отношений личности
  • провести исследование группы творческой специальности и группы иного направления.
  • сделать анализ результатов проведенного исследования.

После решения этих задач выявлены такие заключения:

— данные испытуемых дизайнеров свидетельствуют о неравномерности выраженности уровня самоотношения, колебания данных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют о неустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя.

  • Творческому человеку присущи в большинстве случаев определенные характерные черты поведения, отличающие его от представителей других специальностей.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у творческой личности преобладает определенный тип поведения и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/lichnostnyie-harakteristiki-lyudey-tvorcheskih-professiy/

1) Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой

2) Нестеров М.В. «Давние дни»

3) Боно Э. «Серьезное творческое мышление»

4) Гатанов Ю.Б. «Развитие личности, способностей и творческой самореализации»

5) Галин А.Л. «Психологические особенности творческого поведения»

6) Научные труды Чезаре Ломброзо «гений и безумие»

7) Свободная электронная энциклопедия Википедия