Рассуждение каждое слово языка каждая его форма есть результат

Сочинение

Сочинение на тему: Был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. (Вариант 30)

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Дмитриевича Ушинского: «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека…»

Человек, как известно, мыслит на языке. Мы как бы говорим сами с собой на родном языке, когда обдумываем что-нибудь. Так же и свои чувства мы выражаем с помощью слов.

Например, в отрывке из рассказа Ф.Искандера говорится о том, как учитель боролся с недостатками детей с помощью юмора, шуток, иногда довольно резких. Харлампий Диогенович, например, сравнил одного ученика с черным лебедем, потому что он выворачивал шею, стараясь списать работу у более сильного ученика. Но это одновременно и намек на грязную, немытую шею мальчика. То есть в одном образе, в одной метафоре автор выразил сразу две насмешки, давая развернутую характеристику дурных поступков школьника.

В предложении 26 автор использует однокоренные слова, показывая отличие в значении этих слов и одновременно – в степени недостатков человека. Смешным, даже обидно смешным, быть еще как-то можно, хоть и неприятно, а быть смехотворным невозможно совершенно.

Удачно подобранное слово может очень точно и красиво выразить любую мысль.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 26 текста: «И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный».

Эту фразу надо понимать в общем контексте рассказа. Каждый человек может вдруг оказаться смешным. Например, если упадешь в лужу или случайно обольешься соусом. Но в некоторых случаях ты сам виноват, что попал в такое положение. Например, не сделал уроки и попытался придумать ответ. Или наврал что-нибудь глупо. Это уже обиднее, и в таком положении не все люди оказываются: если бы сделал уроки или не врал, то и не выглядел бы посмешищем. Но смехотворный человек – это тот, кто и не может выйти из дурацкого положения, продолжает в нем упорствовать и, например, настаивать на лжи.

Скажем, в отрывке из рассказа Ф.Искандера Авдеенко ведет себя смешно, пытаясь списывать у хорошиста. Но если бы он продолжил списывать или стал спорить с учителем, он был бы не просто смешон, а смехотворен.

2 стр., 594 слов

Игры на развитие творческих способностей (прием сочинения рассказов)

... Цель : учить составлять загадки с опорой на схему. рассказов Сочиняем сказку Цель : развитие воображения при составлении ... предлагается придумать сказку, в которой фигурируют персонажи названных сказок (например, "Морозко" и "По-Щучьему велению"; "Красная шапочка", "Снегурочка", ... Детям читается сказка, а потом предлагается придумать новую смешную сказку с этими же героями. Сказки про себя ...

Автор считает, что смех врачует человеческие души. Если человек старается доказать, что он не смехотворен, то он делается лучше и избавляется от вредных привычек.

15.3 Как вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ?

Учитель – это человек, который имеет очень большое влияние на формирование характера человека. Педагоги не только ведут разные уроки, но и передают нам хорошие моральные установки. На примере учителей мы понимаем, как надо поступать в тех или иных случаях, их оценки очень важны для нас.

Я считаю, что учитель прав, когда высмеивает дурные качества ребят. Тогда хочется избавиться от дурной привычки, и вскоре ты делаешься лучше и стараешься не давать повода к насмешкам. В то же время, это не так обидно. Когда я на уроке клюю носом, учительница говорит: «Просыпайся, воробушек!» Я смеюсь и включаюсь в работу.

Учитель старается помочь всем своим ученикам стать лучше и умнее.

Главная > Пояснительная записка

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

СУРКОВ Алексей Александрович (1899—1983)

И каждый миг должно рождаться слово,

Чтобы назвать рождённое сейчас.

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918—1970)

Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры.

ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович (1907—1989)

Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1883—1945)

Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыс­лить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего лив­ня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колы­белью.

Язык — душа нации. Язык — это есть живая плоть идеи, чувства, мысли.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828—1910)

Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Речь делает возможным для людей последних живущих поколений знать всё то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818—1883)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это досто­яние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным оруди­ем, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один

мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что соверша­йся дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

УСПЕНСКИЙ Лев Васильевич (1900—1978)

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Язык как море. У одного берега воды моря прозрачны и солоны, у другого — опреснены впадающей в него рекой и полны её мути. И всё это в одно и то же время, только в разных точках пространства.

УШАКОВ Дмитрий Николаевич (1873—1942)

Правописание — это костюм, в котором является язык, и он может быть удобным и неудобным; но всегда нужно помнить, что это — внешность, от из­менения которой не меняется язык. Язык живёт, изменяясь совершенно неза­висимо от правописания.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824—1870)

  • Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжив­шие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос род­ной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суро­вой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воз­зрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувств человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распусц ющийся цвет всей его духовной жизни.

ФИЛИН Федот Петрович (1908—1982)

  • Слово всегда представляет собой неповторимую единицу: за каждым сло­вом и его историей стоит целый мир.

ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (1882—1969)

Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей.

Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего ин­теллекта.

ШЕФНЕР Вадим Сергеевич (1915—2002)

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

ЩЕРБА Лев Владимирович (1880—1944)

Каждый язык отражает культуру того народа, который на нём говорит.

Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы ад ­ ресуемся.

Материалы для подготовки сочинения на лингвистическую тему ГИА 2013 С2 по УМК под ред. Т.А. Ладыженской

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 5 класс. – М., Просвещение, 2008.

Пишем сочинение-рассуждение 9.3 (15.3) , Алгоритм написания сочинения, Клише (типовые конструкции и фразы) для написания сочинения ОГЭ 9.3 (15.3), Для основной части:, ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение.

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.

1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.

2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.

3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.

4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.

Помощь в формулировке:

Каждое из искомых определения можно отнести к группе:

КОММЕНТАРИЙ Что это такое?, Вопросы, помогающие оформить комментарий:

1) Что мне еще известно об этом слое, явлении, свойстве, черте характера?

2) Чем существенным я могу дополнить это определение?

3) Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?

Типичные ошибки при комментировании:

Говоря о силе, мы чаще всего имеем в виду физическую выносливость. Однако это понятие гораздо глубже. Сила – это многозначное слово, оно образует такие словосочетания как «сила духа», «сила воли», «сила характера», «сила любви и т.д.»

Так что же такое сила? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Д.С. Лихачева.

Аргумент из жизненного опыта:, Аргументы из жизни к сочинению ОГЭ 9.3 по русскому языку.

Аргументы (примеры) из жизни к сочинению ОГЭ 9.3 (15.3) по русскому языку, а также к эссе по обществознанию.

Детство/образование/роль учителя/воспитание.Детство как источник нравственного формирования личности, мудрость детства. Детство время открытий.

***Царь Николай I нанял для образования своего сына, Александра II, выдающегося русского поэта В.А. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил программу образования, отец приказал выбросить из учебного расписания занятия латынью и древнегреческим языком. Монарх был убежден в том, что бессмысленная зубрежка парализует волю ребенка, его стремление к активной деятельности. В связи с этим нелишне вспомнить о том, что именно Александр II впоследствии отменит крепостное право, позорящее достоинство человека.

***Учительница, которая вела уроки у будущего ученого А. Флеминга, часто водила своих учеников к реке, где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередное открытие. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо обучены дети, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети получают знания не только из книжек, но и из живого общения с природой.

***Ученые говорят о так называемой «пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше – в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, прочно закрепившиеся знания. В таком плане гений – это взрослый, оставшийся ребенком, то есть человек, сохранивший обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще — к миру. Человек и искусство.Книга, чтение, массовая культура, влияние искусства на духовное становление личности.

***Услышав легендарный хор имени А.В. Александрова, который своими песнями побуждал в людях мужество, давал им силы для борьбы, английский премьер – министр У. Черчилль назвал музыкальный коллектив «тайным поющим оружием». Трудно привести более красноречивый пример, раскрывающий могучую силу искусства, его глубокое воздействие на душу человека.

***В античной мифологии есть легенда о скульпторе Пигмалионе, который полюбил изваянную им прекрасную девушку. Будто бы боги, тронутые чувством Пигмалиона, оживили мраморное изваяние. В этой легенде воплощена мысль о волшебной силе искусства: эта сила способна оживлять камень, завораживать читателя музыкой слов, будить в человеке слезы и смех. Человек и социальная среда. Роль примера отношение общества к образованию. Воздействие семейных традиций, ценностей на духовное развитие человека. Образование как важнейшее условие полноценного развития. Коллектив.

***Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в общество. Однако человек, выросший среди животных, утрачивал почти все человеческие качества. Дети не могли овладеть речью, ходили на четвереньках, у них исчезла способность к прямохождению. Жили они примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери.О чем говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий индивидуум превращается в животное.

***На формирование выдающегося русского полководца А. Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.

***Я. А. Коменский, выдающийся педагог, утверждал новый, прогрессивный взгляд на профессию учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, который любовно выращивает растения в саду, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим сражение с варварством и невежеством.

Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Бескорыстное служение людям — способ обрести счастье.

Смысл жизни/ талант/ призвание/ самореализация.

***Доктор Альберт Швейцер вместе со своей женой отправился в Центральную Африку, где организовал госпиталь. К нему со всех концов потянулись больные. Приходилось работать без сна и отдыха. Многие люди недоумевали: зачем обеспеченный материально человек обрек себя на такие лишения? Это безумие? Приступ гордыни? Швейцер отвечал, что по-настоящему счастливым он почувствовал себя именно тогда, когда стал помогать людям, когда слышал слова благодарности тех, кого он вырвал из лап смерти.

***А.П. Чехов в своих произведениях показывают, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья», как в них угасают «высокие чувства», как они медленно погружаются в трясину пошлой обыденности. Тарелка с неспелым крыжовником заменяет обывателю счастье. Не судьба, не общественные условия, а сам человек виноват в том, что променял «небо в алмазах» на похлебку сытого самодовольства.

***Когда выходцу из семьи пивоваров А. Левенгуку исполнилось тридцать, он увлекся шлифованием лиц. На это он тратил все свое свободное время, забросив даже торговое дело. Благочинные бюргеры говорили, что Левенгук не в себе. Но вот прошло несколько веков, и мы видим, что тот, кого считали безумцем и чудаком, прославил город, навсегда вошел в историю человечества, надолго пережив здравомыслящих мудрецов.

***Весьма показательна оплошность, которую допустили составители одного из европейских справочников о крупных ученых. После характеристики М.В. Ломоносова как выдающегося химика 18 века шло предупреждение о том, что его не следует путать со знаменитым русским поэтом того же времени Михаилом Ломоносовым. Авторы справочника не допускали и мысли о том, что человек может совмещать в себе столь различные дарования.

***Если человек не знает, что ему ответить на вопрос «зачем я живу?», тогда в его душе поселяется апатия. Опускаются руки, пропадает интерес к деятельности, действительность начинает раздражать, и надежды сменяются разочарованием.Вспомним Онегина, Печорина, Обломова. Несмотря на различия в их характерах, в воспитании, всех этих персонажей связывает то, что они не смогли обрести достойную для себя цель. Мучительное одиночество, скука и неудовлетворенность преследует тех, кто не нашел себя в жизни.

***Имя простой крестьянской девушки Жанны Д’Арк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удалось умудренным военачальникам: зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы наконец смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

***Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем» испортилась погода, температура понизилась до минус 6. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека не лицедейства, а полной самоотдачи.

Связь времен., Духовная связь поколений. Историческая память., Борьба старого и нового как движущая сила прогресса.

***Выдающийся английский ученый Ньютон сказал: «Если я видел дальше, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Эта фраза является своеобразной формулой культуры: чтобы сделать шаг вперед, нужно освоить опыт предшественников, гигантов, творчески его переработать, тогда откроются новые горизонты познания.

***Однажды английский физик Д. Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель, но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые открываются перед человеком.

***В персидской легенде рассказывается о том, как однажды простой пастух предложил султану испить воды из кувшина. Но надменный султан увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул:- Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов!Разбившийся сосуд произнес:- Напрасно ты мной гнушаешься! Я твой прадед, превращенный временем в земной прах. И я некогда был, как и ты, султаном. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, и которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься.

Добро. Милосердие и сострадание., Человек как высшая ценность., Самоотверженная любовь к людям.

***В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного итальянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, по рации они послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его обломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.

***Однажды замечательного хирурга, изобретателя качественно новых аппаратов для лечения травм, доктора Г.А. Илизарова, спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы живете для себя?» Доктор удивился вопросу и ответил: «А что же человеку делать? Спать? Пить? Стать лабораторией по перевариванию пищи? Смысл жизни в том и состоит, чтобы трудиться на радость людям. Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу!»

***Военные летчики Борис Капустин и Юрий Янов совершили незабываемый подвиг. Самолет начал падать на жилые дома, могли погибнуть мирные люди. Тогда летчики ценой своей жизни отвели беду от города. Они не воспользовались катапультным устройством.

***Плутарх, историк древности, приводит очень поучительный эпизод. Патриот древнеримской республики Муций Сцевола прибыл на переговоры к этрусскому царю, чтобы удержать его от военных действий, но переговоры были безуспешны. Тогда Сцевола сунул свою руку в пылающий очаг и хладнокровно обуглил ее на глазах врагов. Те поняли, с каким стойким и мужественным противником им придется бороться, и отказались от своих воинственных замыслов.

***Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперспективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, и из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка 20 века Ирина Роднина.

Ответственность личности (ученого, писателя, исторического деятеля) перед обществом., Борьба за правду (научную истину, справедливость) — гражданский долг человека.

***В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, Д’Артаньян – эти герои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «француз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины, призванные защищать свою отчизну, не должны проливать кровь из-за мелких ссор. Но под пером романиста Ришелье обрел совсем другой облик, и выдумка Дюма воздействует на читателя гораздо сильнее и ярче исторической истины.

***В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе лежит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могу привести к гибельному финалу.

***Трагичной бывает порой судьба идей, которые родились прежде времени. Блез Паскаль еще в 17 веке придумал счетную машину, но она не нашла широкого распространения, потому что не было мастеров, которые могли бы изготовить нужные детали, не было специалистов, обладающих необходимым объемом математических знаний, чтобы пользоваться этой машиной. Выдающееся изобретение воспринималось всеми как техническая диковина французского Архимеда.

***

Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им — конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя собственных потребностей он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты, ведь Сахара и Кара — Кумы — очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана? Человек сам лишает себя жизненно необходимых ресурсов.

Примеры сочинений ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Ф. Искандера:, Щедрость. Какого человека можно считать щедрым?

(1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре.

(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай.

(5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее.

(12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась.

(14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила.

(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами.

(21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера.

(22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она.

(23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно.

(25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить.

(26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу?

(27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал.

(32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке:

(33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу?

(34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка.

(35) Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала:

(37)– А для чего они отдают грушу тете Вере?

(38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу.

(39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось.

(40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину.

(41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык.

(43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.

(50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим.

(53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку.

Примеры сочинений ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Ф. Искандера:

«Что такое щедрость»

Щедрость – это оказание бескорыстной помощи другим. Данное качество исходит от самого человека. Я считаю, что только добрый человек способен на щедрость.

Зачастую люди приобретают данное качество в детстве, когда старшие учат их делиться. Так, например, в тексте Ф. Искандера мы видим небольшой спор двух ребят из-за груши (предложение 14).

Каждый считал, что это его находка, но воспитательница объяснила детям, что нужно уметь делиться и поэтому забрала фрукт «на компот, чтобы всем досталось».

Порой люди проявляют щедрость по отношению к тому, кто им помог. Так, в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы видим сына небогатого дворянина Гринева, который щедро отблагодарил путника, показавшего ему дорогу во время бури.

Таким образом, можно сделать вывод, что щедрость – это готовность оказывать безвозмездную помощь всем, кто в ней нуждается.

Давайте разберёмся, что такое щедрость. На мой взгляд, щедрость — это умение делиться с окружающими даже тогда, когда сам не имеешь многого. Щедрость не приходит сама по себе к человеку, ее нужно воспитывать в себе.

Пример щедрости можно найти в тексте Ф. Искандера. В нем рассказывается о двух ребятах, которые спорят о том, кому принадлежит найденная груша. В их спор вмешивается воспитательница, которая и объясняет ребятам, как важно быть щедрым и уметь делиться, и забирает фрукт у ребят, чтобы сварить компот на всех. Показательными являются размышления мальчика после того, как он сам отдал грушу: «мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие». Поступок героя – это первое знакомство с щедростью, но это важный урок, который сделает из этого маленького мальчика хорошего человека. Этот пример показывает, что щедрость доставляет гораздо больше приятных эмоций, чем удовольствие от владения чем-либо.

В художественной литературе много произведений рассказывают о щедрости. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», когда семья Ростовых собирается уехать со всем своим имуществом в другое имение, Ростовы узнают, что необходимо вывезти раненых из Москвы. Тогда Наташа распоряжается освободить подводы и предоставить их раненым. Она поступает поистине щедро, забывая о собственном благополучии.

Таким образом, можно сделать вывод: щедрость – важное умение, которое нужно воспитывать в себе. На щедрости держится мир, в котором мы живем.

Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)

Примерные определения с комментарием к следующим понятиям:

1. внутренний мир человека

4. драгоценные книги

6. жизненные ценности

8. материнская любовь

9. настоящее искусство

10. неуверенность в себе

11. нравственный выбор

Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!

1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

2. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

3. ДОБРОТА – это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

ДРУЖБА — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.

6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.

7. ЛЮБОВЬ – это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

ИСКУССТВО — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

13. ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.

14. СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.