Урок-мастерская «Мы его теряем?»

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о русском языке

«Мы его теряем?».

Тип урока

Вид урока

Форма урока

Технология, Методическая цель

Цели урока:

Образовательные:

  1. продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

  2. познакомить с требованиями по выполнению творческого задания ЕГЭ и создать условия для осмысления новой информации;

  3. учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

  1. развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;

  2. развивать речевые навыки учащихся, творческие способности.

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

  2. формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке

ответственность, любовь к родному языку.

Основные понятия и термины, УМК и оборудование

  1. толковые словари, тетради по развитию речи;

  2. текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами, критерии оценивания творческого задания ЕГЭ, карточки для групповой работы, на доске – требования к творческой части (сочинению).

ХОД УРОКА:

  1. Индуктор

  1. Слово учителя.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Не урок, а мастерская. А что такое мастерская? Это прежде всего работа и ее результат. Есть мастерская художника, мастерская писателя. Представим, что мы тоже находимся в мастерской. Предметом работы станет текст. Результатом – творческая работа. Орудие работы – слово, авторская мысль.

23 стр., 11293 слов

Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у младших школьников

... интонационные особенности музыки ярких представителей национальных культур. Использование инструментов с целью развития ладового чувства ... для слушания. Музыкально-ритмическая деятельность обучающихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее ... по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть мелодию песни на звуковысотных инструментах. Сущность ладового развития ...

Искренне надеюсь, что наша мастерская поможет подготовиться к выполнению творческого задания ЕГЭ. Итак, мастерская открыта. Напомню, что работа в мастерской идет в быстром темпе, поэтому нет времени «растекаться мыслью по древу». Всем желаю удачи и вдохновения, надеюсь, что каждый из вас сегодня окажется неповторим и интересен.

  1. Проблемная задача.

В последнее время вопросы развития языка, проблемы культуры русской речи начинают прямо рассматриваться в плане лингвистической экологии.

Экологии языка посвящено стихотворение Е.Винокурова «Язык» (стр.7 в кн. Л.И.Скворцова «Экология слова»).

( Читаю)

Посмотрим на заголовки газетных и журнальных статей: «Россияне убивают русский язык», «Не наш русский», «Как спасти русский язык?», «Мы его теряем?»

Действительно ли проблема так серьезна и нужна акция по спасению языка? Сегодня в нашей мастерской мы попробуем в этом разобраться.

Итак, записали в тетрадях по развитию речи тему нашего урока: Обучающее сочинение-рассуждение о русском языке «Мы его теряем?»

(Слайд № 1)

  1. Деконструкция.

  1. Предмет работы у вас лет на партах – это текст Ганиной. Послушайте его. (Выразительное чтение текста учителем)

  2. Фронтальный опрос :

(Русской речи, русскому языку)

(Публицистического)

Определите основную мысль текста, т.е.идею. Что это такое? (Это отношение автора к тому, о чем он пишет, чему учит текст, к чему призывает, ради чего написан. Автора текста глубоко волнует небрежное отношение к русскому языку, к слову русскому и он хочет привлечь наше внимание) .

  1. Групповая работа по определению проблемы авторской позиции .

В непосредственной связи с темой оказывается проблема текста. Что это такое? (Это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Ее можно сформулировать в форме вопроса или оценивания объекта проблемы) . Но ее нужно не только выявить, но и правильно сформулировать. Попробуйте сформулировать проблему. Можно воспользоваться речевыми клише: (Слайд № 2) .

(Проблема сохранения русского языка. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Что сегодня происходит с русским языком?)

(слайд № 3)

А теперь отразите позицию автора текста. Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора вообще, а показать его мысли по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая.

Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на него будет позицией автора. Если вам трудно, попробуйте ответить на вопрос, для чего автор обращает наше внимание на эту проблему? Как доказывает ее важность?

19 стр., 9034 слов

Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...

... держите путь? Давайте вспомним задание 25. ( Слайд 1 , щелчок) Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленныхавтором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласныили не ...

(Слайд № 4)

  1. Разрыв. Знакомство с критериями оценивания ЕГЭ .

Ребята, умения определять проблему текста, комментировать ее, выявлять авторскую позицию проверяются при выполнении творческого задания ЕГЭ.

Сейчас именно этим мы и занимались. Часть работы блока «С» мы уже подготовили.

(Знакомство с критериями, на каждой парте лежат критерии)

  1. Идет работа над корректировкой текста творческого задания по группам. В группе каждый носитель своего мнения, своего знания. (Проверяем по трем критериям: К 1 , К2 , К3 )

  2. Социализация. Представление выполненного задания от группы

  3. Слово учителя: Наиболее объемной частью текста вашего сочинения является та часть, в которой вы выражаете собственное мнение (совпадающее или несовпадающее с мнением автора) и аргументируете его (не менее двух аргументов).

В каком критерии предлагается оценка этому умению? 4 ) Согласны ли вы с автором в том, что «язык русский, русское слово умирает, исчезает»?

Каковы причины этого процесса?

Для дальнейшей плодотворной работы мы выделим 3 основные причины:

  • открытость для международного контакта;
  • развитие науки и техники, новых информационных технологий;
  • отмена цензуры, демократизация языка.

Сейчас каждая группа получит карточку с заданием. Начнем групповую работу над аргументацией. Первая группа при необходимости может воспользоваться словарем иностранных слов.

  • Социализация. Представление выполненного задания по карточкам.

  • Промежуточная рефлексия. Сейчас мы с вами не просто искали причины деградации русского языка, но и подбирали аргументы к общепринятой позиции по отношению к современному состоянию русского языка. Самое главное, что вы смогли аргументировать собственную точку зрения.

    1. Реконструкция.

    1. Фронтальная работа над сведениями о требованиях к написанию задания «С». Слово учителя.

    Для того, чтобы продолжить работу с текстом Ганиной, каждому из вас необходимо сформулировать собственное отношение к проблеме, выразив согласие или несогласие с позицией автора. Затем убедительно доказать свою точку зрения. Чтобы верно подобрать аргументы, попробуйте поставить перед собой вопрос: «А почему я так считаю?» после того, как сформулируете согласие или несогласие с авторской позицией. Если ваши доводы убедительны, значит, вы аргументировали свою позицию. На мой взгляд, наибольшие трудности и вызывают аргументы. Не стоит забывать, что убедительный аргумент требует подтверждение (иллюстрацию), основанное на читательском или жизненном опыте. За это вы получаете 2 балла, и 3 балла, если приведете не менее 3-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

    На слайде (Слайд № 5) вы видите конструкции, которые помогут вам выразить свою позицию, сформулировать свое согласие или несогласие с автором.

    8 стр., 3517 слов

    Почему надо знать русский язык. Зачем человеку нужен язык? Материалы ...

    ... задастся вопросом: «Для чего же нужно изучать русский язык». Ведь русский язык – это жизнь, богатство и сила. Для чего нужно изучать русский язык? Этот язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на нем с детства, ... от человека по работе. Иностранцы изучают лексику постепенно, обычно по темам (распорядок дня, еда, ресторан и так далее). Носителям язык а, особенно тем, что уже ...

    (Слайд № 6)

    1. Индивидуальная работа. Письменно сформулируйте согласие или несогласие с авторской позицией. Запишите один аргумент и иллюстрацию к доказательству.

    2. Разрыв. Чтение задания, выполненного учителем.

    Нельзя не согласиться с автором текста в том, что «язык русский, русское слово умирает, исчезает». Вопросы небрежного отношения к языку являются актуальными и волнуют ученых и общественных деятелей. Но рассуждения о том, что нужно обратить внимание на это внимание, ни к чему не приводят. Год от года становится меньше людей, действительно знающих русский язык: повальная безграмотность превалирует. Несмотря на это, в школе на изучение русского языка отводится меньшее количество часов, чем на изучение английского. Не знать государственный язык можно – без знания иностранного языка сложно найти высокооплачиваемую работу. Наверное, поэтому мы читаем комические рекламные объявления: «Несколько часов на самолете – и вы в раю!», «В магазине «Траст» большой выбор облицов а чной плитки».

    Не знаю, как вам, а мне и лететь на самолете не хочется, и покупать плитку в магазине «Траст». Назовите аргумент. Какая иллюстрация приводится в качестве примера для доказательства?

    1. Представление выполненного задания учащимися. ( Индивидуально ).

    1. Итоговая рефлексия.

    Давайте вернемся к записи темы нашего урока. «Обучающее сочинение –рассуждение о русском языке «Мы его теряем?»

    Какую проблему мы пытались разрешить в течение занятия? (Проблему сохранения русского языка).

    К каким выводам пришли? (На наших глазах происходят отрицательные процессы, связанные с нечутким, неграмотным, просто безответственным отношением к слову, к языку) . Тема сочинения была сформулирована в виде вопроса. Сейчас это высказывание для вас звучит как вопрос или как утверждение? Если утверждение, вы можете заменить знак вопроса другим знаком препинания. Каким? (Восклицательным: «Мы его теряем!»)

    Сегодня на уроке не будет привычных оценок, потому что мы с вами вышли на новую систему проблем. Дома письменно составьте «Проект реформирования русского литературного языка», в котором представьте свои предложения по улучшению ситуации. Я уточняю домашнее задание: вам надо продумать вступление, в заключении можно использовать ваши предложения по реформированию русского литературного языка. Приготовьте работу для проверки, используя для самопроверки критерии оценивания творческого задания «С». Обратите внимание на критерий К 5 .

    Критерий К 5 связан с композиционной целостностью работы. Композиция – это построение, структура. Традиционно выделяются 3 части сочинения: вступление, основная часть и заключение.

    Как это ни банально звучит, но начало сочинения – ваша визитная карточка. Уже по первым фразам работы можно сделать выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить связный текст. Не забывайте, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно делать различными способами.

    3 стр., 1361 слов

    Сочинение русский мир глазами жителей

    ... Гражданской войны, вернуть этот русский мир. И особенно больно автору, побывавшему во всех перечисленных частях бывшего СССР, где легко общался с местными жителями на великом русском языке, где чувствовал единение ... и мог получить помощь и поддержку в случае затруднений, а на Украине похоронил отца. Но я ...

    (Слайд № 7), (Слайд № 8)

    Основными требованиями к заключительной части сочинения: оно должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.

    Сказанное ранее о вступлении касается и заключительной части. Как и вступление, заключение должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.

    Помимо всего сказанного, ваша работа должна характеризоваться точностью выражения мысли (К 6 ), соблюдением орфографических и пунктуационных норм (К7 , К8 ), соблюдением языковых и речевых норм (К9 , К10 ), соблюдением этических норм (К11 ) и соблюдением фактологической точности.