Урок-мастерская «Мы его теряем?»

Сочинение

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о русском языке

«Мы его теряем?».

Тип урока

Вид урока

Форма урока

Технология, Методическая цель

Цели урока:

Образовательные:

  1. продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

  2. познакомить с требованиями по выполнению творческого задания ЕГЭ и создать условия для осмысления новой информации;

  3. учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

  1. развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;

  2. развивать речевые навыки учащихся, творческие способности.

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

  2. формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке

ответственность, любовь к родному языку.

Основные понятия и термины, УМК и оборудование

  1. толковые словари, тетради по развитию речи;

  2. текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами, критерии оценивания творческого задания ЕГЭ, карточки для групповой работы, на доске – требования к творческой части (сочинению).

ХОД УРОКА:

  1. Индуктор

  1. Слово учителя.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Не урок, а мастерская. А что такое мастерская? Это прежде всего работа и ее результат. Есть мастерская художника, мастерская писателя. Представим, что мы тоже находимся в мастерской. Предметом работы станет текст. Результатом – творческая работа. Орудие работы – слово, авторская мысль.

Искренне надеюсь, что наша мастерская поможет подготовиться к выполнению творческого задания ЕГЭ. Итак, мастерская открыта. Напомню, что работа в мастерской идет в быстром темпе, поэтому нет времени «растекаться мыслью по древу». Всем желаю удачи и вдохновения, надеюсь, что каждый из вас сегодня окажется неповторим и интересен.

57 стр., 28441 слов

«Использование творческих заданий на х литературного чтения ...

... было высказано предположение о том, что использование творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию воображения у младших школьников. Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы: анализ, синтез ...

  1. Проблемная задача.

В последнее время вопросы развития языка, проблемы культуры русской речи начинают прямо рассматриваться в плане лингвистической экологии.

Экологии языка посвящено стихотворение Е.Винокурова «Язык» (стр.7 в кн. Л.И.Скворцова «Экология слова»).

( Читаю)

Посмотрим на заголовки газетных и журнальных статей: «Россияне убивают русский язык», «Не наш русский», «Как спасти русский язык?», «Мы его теряем?»

Действительно ли проблема так серьезна и нужна акция по спасению языка? Сегодня в нашей мастерской мы попробуем в этом разобраться.

Итак, записали в тетрадях по развитию речи тему нашего урока: Обучающее сочинение-рассуждение о русском языке «Мы его теряем?»

(Слайд № 1)

  1. Деконструкция.

  1. Предмет работы у вас лет на партах – это текст Ганиной. Послушайте его. (Выразительное чтение текста учителем)

  2. Фронтальный опрос :

(Русской речи, русскому языку)

(Публицистического)

Определите основную мысль текста, т.е.идею. Что это такое? (Это отношение автора к тому, о чем он пишет, чему учит текст, к чему призывает, ради чего написан. Автора текста глубоко волнует небрежное отношение к русскому языку, к слову русскому и он хочет привлечь наше внимание) .

  1. Групповая работа по определению проблемы авторской позиции .

В непосредственной связи с темой оказывается проблема текста. Что это такое? (Это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Ее можно сформулировать в форме вопроса или оценивания объекта проблемы) . Но ее нужно не только выявить, но и правильно сформулировать. Попробуйте сформулировать проблему. Можно воспользоваться речевыми клише: (Слайд № 2) .

(Проблема сохранения русского языка. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Что сегодня происходит с русским языком?)

(слайд № 3)

А теперь отразите позицию автора текста. Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора вообще, а показать его мысли по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая.

Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на него будет позицией автора. Если вам трудно, попробуйте ответить на вопрос, для чего автор обращает наше внимание на эту проблему? Как доказывает ее важность?

(Слайд № 4)

  1. Разрыв. Знакомство с критериями оценивания ЕГЭ .

Ребята, умения определять проблему текста, комментировать ее, выявлять авторскую позицию проверяются при выполнении творческого задания ЕГЭ.

19 стр., 9034 слов

Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...

... куда держите путь? Давайте вспомним задание 25. ( Слайд 1 , щелчок) Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленныхавтором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласныили не ...

Сейчас именно этим мы и занимались. Часть работы блока «С» мы уже подготовили.

(Знакомство с критериями, на каждой парте лежат критерии)

  1. Идет работа над корректировкой текста творческого задания по группам. В группе каждый носитель своего мнения, своего знания. (Проверяем по трем критериям: К 1 , К2 , К3 )

  2. Социализация. Представление выполненного задания от группы

  3. Слово учителя: Наиболее объемной частью текста вашего сочинения является та часть, в которой вы выражаете собственное мнение (совпадающее или несовпадающее с мнением автора) и аргументируете его (не менее двух аргументов).

В каком критерии предлагается оценка этому умению? 4 ) Согласны ли вы с автором в том, что «язык русский, русское слово умирает, исчезает»?

Каковы причины этого процесса?

Для дальнейшей плодотворной работы мы выделим 3 основные причины:

  • открытость для международного контакта;
  • развитие науки и техники, новых информационных технологий;
  • отмена цензуры, демократизация языка.

Сейчас каждая группа получит карточку с заданием. Начнем групповую работу над аргументацией. Первая группа при необходимости может воспользоваться словарем иностранных слов.

  • Социализация. Представление выполненного задания по карточкам.

  • Промежуточная рефлексия. Сейчас мы с вами не просто искали причины деградации русского языка, но и подбирали аргументы к общепринятой позиции по отношению к современному состоянию русского языка. Самое главное, что вы смогли аргументировать собственную точку зрения.

    1. Реконструкция.

    1. Фронтальная работа над сведениями о требованиях к написанию задания «С». Слово учителя.

    Для того, чтобы продолжить работу с текстом Ганиной, каждому из вас необходимо сформулировать собственное отношение к проблеме, выразив согласие или несогласие с позицией автора. Затем убедительно доказать свою точку зрения. Чтобы верно подобрать аргументы, попробуйте поставить перед собой вопрос: «А почему я так считаю?» после того, как сформулируете согласие или несогласие с авторской позицией. Если ваши доводы убедительны, значит, вы аргументировали свою позицию. На мой взгляд, наибольшие трудности и вызывают аргументы. Не стоит забывать, что убедительный аргумент требует подтверждение (иллюстрацию), основанное на читательском или жизненном опыте. За это вы получаете 2 балла, и 3 балла, если приведете не менее 3-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

    На слайде (Слайд № 5) вы видите конструкции, которые помогут вам выразить свою позицию, сформулировать свое согласие или несогласие с автором.

    (Слайд № 6)

    1. Индивидуальная работа. Письменно сформулируйте согласие или несогласие с авторской позицией. Запишите один аргумент и иллюстрацию к доказательству.

      31 стр., 15371 слов

      Проблемы перевода музыкально-поэтических текстов с английского языка на русский

      ... возрастает в геометрической прогрессии. Объектом исследования в данной работе является англоязычные музыкально-поэтические тексты и их переводы на русский язык. Предмет исследования - выявление особенностей перевода англоязычных ... музыкальность явно отличается от привычной музыки. Поэтическая музыка стиха зарождается не в абстрагированном звучании поэтического слова, а в соединении его звучания и ...

    2. Разрыв. Чтение задания, выполненного учителем.

    Нельзя не согласиться с автором текста в том, что «язык русский, русское слово умирает, исчезает». Вопросы небрежного отношения к языку являются актуальными и волнуют ученых и общественных деятелей. Но рассуждения о том, что нужно обратить внимание на это внимание, ни к чему не приводят. Год от года становится меньше людей, действительно знающих русский язык: повальная безграмотность превалирует. Несмотря на это, в школе на изучение русского языка отводится меньшее количество часов, чем на изучение английского. Не знать государственный язык можно – без знания иностранного языка сложно найти высокооплачиваемую работу. Наверное, поэтому мы читаем комические рекламные объявления: «Несколько часов на самолете – и вы в раю!», «В магазине «Траст» большой выбор облицов а чной плитки».

    Не знаю, как вам, а мне и лететь на самолете не хочется, и покупать плитку в магазине «Траст». Назовите аргумент. Какая иллюстрация приводится в качестве примера для доказательства?

    1. Представление выполненного задания учащимися. ( Индивидуально ).

    1. Итоговая рефлексия.

    Давайте вернемся к записи темы нашего урока. «Обучающее сочинение –рассуждение о русском языке «Мы его теряем?»

    Какую проблему мы пытались разрешить в течение занятия? (Проблему сохранения русского языка).

    К каким выводам пришли? (На наших глазах происходят отрицательные процессы, связанные с нечутким, неграмотным, просто безответственным отношением к слову, к языку) . Тема сочинения была сформулирована в виде вопроса. Сейчас это высказывание для вас звучит как вопрос или как утверждение? Если утверждение, вы можете заменить знак вопроса другим знаком препинания. Каким? (Восклицательным: «Мы его теряем!»)

    Сегодня на уроке не будет привычных оценок, потому что мы с вами вышли на новую систему проблем. Дома письменно составьте «Проект реформирования русского литературного языка», в котором представьте свои предложения по улучшению ситуации. Я уточняю домашнее задание: вам надо продумать вступление, в заключении можно использовать ваши предложения по реформированию русского литературного языка. Приготовьте работу для проверки, используя для самопроверки критерии оценивания творческого задания «С». Обратите внимание на критерий К 5 .

    Критерий К 5 связан с композиционной целостностью работы. Композиция – это построение, структура. Традиционно выделяются 3 части сочинения: вступление, основная часть и заключение.

    Как это ни банально звучит, но начало сочинения – ваша визитная карточка. Уже по первым фразам работы можно сделать выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить связный текст. Не забывайте, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно делать различными способами.

    3 стр., 1221 слов

    Мой родной язык русский рассуждение

    ... мой родной язык – русский. Особенную гордость вызывает тот факт, что мои деды и прадеды, которые создавали мир, в котором я живу, тоже говорили на русском языке. Полностью постичь русский язык ... не просто такой великий язык дан великому русскому народу. Мой родной язык русский сочинение рассуждение Наша планета ... и психологические проблемы. В данном романе основной задачей было показать, как человеком ...

    (Слайд № 7), (Слайд № 8)

    Основными требованиями к заключительной части сочинения: оно должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.

    Сказанное ранее о вступлении касается и заключительной части. Как и вступление, заключение должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.

    Помимо всего сказанного, ваша работа должна характеризоваться точностью выражения мысли (К 6 ), соблюдением орфографических и пунктуационных норм (К7 , К8 ), соблюдением языковых и речевых норм (К9 , К10 ), соблюдением этических норм (К11 ) и соблюдением фактологической точности.