И. Е. Полынская русский язык 11 класс (из опыта работы) (блок с) 2007 год Задание блока «С» звучит так: Напишите

Сочинение

отношения человека к малой родине с ее природным миром,

отцов и детей,

клонирования,

памяти,

чрезмерное увлечение телевизионными передачами

отношения человека к пейзажу,

и т.д.

Как оформить сочинение по этим и другим проблемам будем учиться сейчас на примере одного из текстов.

Считайте, что именно его вы получили на экзамене, и должны написать сочинение — рассуждение по данному тексту.

Напомню, что мы сейчас учимся писать только первую часть плана, т.е. вступление. Читаем внимательно текст.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная. (З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родст­венных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоя­тельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

(В. Астафьев)любовь — любовью. 7. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами

Мы внимательно прочитали текст замечательного русского писателя В. Астафьева. В нем несколько проблем, но легче всего вам раскрыть проблему отношения человека к дружбе. Я думаю, что мы не ошиблись в выборе проблемы. Теперь нам нужно ее оформить.

«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг», — говорил Ш. Руставели. Ведь без друзей человек не может жить. К кому ты пойдешь, когда на душе тяжело? К другу, конечно. Хорошо иметь друзей, но лучше, когда имеешь немногих друзей, но таких, которые за тобой в огонь и воду пойдут.

1 стр., 478 слов

Рассуждение Варварское отношение человека к природе

... позицию автор выражает открыто. Автор считает, что человек наносит непоправимый ущерб окружающий среде. И конечно, же автор осуждает такое варварское отношение к природе. Он призывает всех беречь планету, потому ... важную проблему, над которой должно задуматься все человечество. Лишь осмысленное и бережное отношение человека к природе позволит жить нам в гармонии с ней и сохранить ее красоту и ...

Именно о такой дружбе и о таких друзьях размышляет в своем тексте В. Астафьев. Я считаю, что автор поднимает важную проблему — отношения человека к дружбе.

Так мы с вами начали свое сочинение-рассуждение. Вы можете начать его по –своему, со своих личных рассуждений. Но не забывайте, что ваша работа должна содержать не менее 150 слов и в то же время ответить на все вопросы данного блока. Все абзацы должны быть между собой связаны.

Теперь можно перейти ко второму пункту нашего плана.

2. Здесь мы должны раскрыть позицию автора. В этом абзаце будет оцениваться следующее: правильно ли вы понимаете текст, не ушли ли вы в своих размышлениях в другую сторону.

Здесь мы используем глаголы, которые смогут помочь нам раскрыть позицию автора. Можно воспользоваться следующими словами: автор размышляет, рассуждает, анализирует, восхищается, вопрошает, доказывает, спорит, утверждает и т.д.

В этом абзаце мы можем использовать также предложения из текста, но немного, самые яркие.

В. Астафьев утверждает, что «настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная». Именно о такой дружбе автор говорит, что она крепче родственных связей. Автор уверен, что с поля боя, рискуя своей жизнью, тебя может вынести только настоящий друг. И такие друзья у автора были и есть. Астафьев — замечательный писатель, и все свои книги он просматривает и прочитывает глазами своих друзей, чтобы не было стыдно за непорядочность, за ложь.

Теперь переходим к важному .

3. Мы должны выразить согласие /несогласие с точкой зрения автора и привести свои аргументы.

Я согласен с автором в том, что хороших людей на свете всегда было, есть и будет больше, чем плохих. И в число хороших людей, конечно же, входят наши друзья.

Еще Аристотель писал, что «дружба — это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если он имел все блага».

Если мы обратимся к творчеству А.С. Пушкина, то тема дружбы проходит через все творчество поэта, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Соединение интимного чувства дружбы, как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями : «мой друг», «товарищ, верь…»

Когда-то я прочитал удивительные слова:

« Человеку друг посылается космическим разумом». У настоящих друзей одинаковые души, им в этом мире отведена одинаковая миссия. Не знаю, насколько это правильно, но думаю, что у настоящих друзей сердца действительно сливаются в одно, а друг остается другом, даже если ты в чем-то ошибаешься. А с верным другом легче жить на свете, легче преодолевать трудности.

Теперь прочитаем то, что у нас получилось:

«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг», — говорил Ш. Руставели. Ведь без друзей человек не может жить. К кому ты пойдешь, когда на душе тяжело? К другу, конечно. Хорошо иметь друзей, но лучше, когда имеешь немногих друзей, но таких, которые за тобой в огонь и воду пойдут.

Именно о такой дружбе и о таких друзьях размышляет в своем тексте В. Астафьев. Я считаю, что автор поднимает важную проблему — отношения человека к дружбе.

3 стр., 1115 слов

Любовь и дружба в жизни Печорина

... но и помогают друг другу в трудную минуту. Однако ни Печорин, ни Вернер на такое совершенно не способны. Поэтому их уделом является одиночество, бессмысленность существования. Это также можно указать в сочинении «Дружба в жизни Печорина». Цитаты ...

В. Астафьев утверждает, что «настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная». Именно о такой дружбе автор говорит, что она крепче родственных связей. Автор уверен, что с поля боя, рискуя своей жизнью, тебя может вынести только настоящий друг. И такие друзья у автора были и есть. Астафьев — замечательный писатель, и все свои книги он просматривает и прочитывает глазами своих друзей, чтобы не было стыдно за непорядочность, за ложь.

Я согласен с автором в том, что хороших людей на свете всегда было, есть и будет больше, чем плохих. И в число хороших людей, конечно же, входят наши друзья.

Еще Аристотель писал, что «дружба — это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если он имел все блага».

Если мы обратимся к творчеству А.С. Пушкина, то тема дружбы проходит через все творчество поэта, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Соединение интимного чувства дружбы, как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями : «мой друг», «товарищ, верь…»

Когда-то я прочитал удивительные слова:

« Человеку друг посылается космическим разумом». У настоящих друзей одинаковые души, им в этом мире отведена одинаковая миссия. Не знаю, насколько это правильно, но думаю, что у настоящих друзей сердца действительно сливаются в одно, а друг остается другом, даже если ты в чем-то ошибаешься. А с верным другом легче жить на свете, легче преодолевать трудности.

Вот и все. В своем сочинении мы использовали афоризмы, творчество Пушкина и в последнем абзаце свои выводы.

Я думаю, что теперь вы сможете написать сочинение по любому тексту. Давайте закрепим наш урок.

Вам дан текст. Что делать дальше вы знаете.

Внимательно читаем его:

С чьей-то легкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.

Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озера и реки, обрамленные лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. Эта смена происходит порою буквально в считанные минуты, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса легкому шуточному ветерку. Ржаное поле и березовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. Но, кроме ветра, есть еще солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его еще и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. Вспомним короткие, почти черно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, черные леса и изгороди, серые дома и постройки. Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. Сказать, что заря алая, значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарей и небом не существует. А каким цветом назовешь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато- просвеченный в глубину и серебристый, как бы плавящийся под прямыми лучами? Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему теплое. Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесныедали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворенною тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма.

11 стр., 5405 слов

По рассказу Фотография, на которой меня нет Астафьева

... ни прочитал данное произведение Сочинение по рассказу Астафьева “Фотография на которой меня нет” Сочинение по рассказу Астафьева “Фотография, на которой меня нет” В рассказе описаны будни деревенской сибирской жизни, в том числе и школы. Эта жизнь, которая показана глазами маль­чика ...

А сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с гроздьями звезд, уходящими в перспективу и бесконечность! Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски безгранична. Постоянно меняются и зеленые краски леса, и цвет водной глади в озерах и реках. Вода то светлая, стальная, то голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.

Надо быть глухим и слепым или же болезненно увлеченным чем-то отрешенно-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся картин мира.

( В.Белов)

Теперь начинаем писать сочинение по данному тексту.

Красота природы всегда очаровывала поэтов и писателей, служила им неисчерпаемым источником вдохновения. Но неужели взгляду поэта открыто больше, чем глазам обыкновенного человека?! Конечно же, нет. Секрет в том, что творческие люди умеют взглядываться в окружающий мир, и он в ответ с готовностью раскрывает им свои тайны. Такие тайны В. Белову раскрывает природа русского Севера, хотя считается, что природа там « неброская, неяркая и скромная».

Автор в своем тексте поднимает проблему понимания красоты. Как же увидеть прекрасное? Оказывается красоту надо уметь слышать и видеть.

Наблюдая за природой Севера, писатель смог увидеть ее изменения. Этому послужили запахи, звуки и даже смена ветра. Автор утверждает, что и заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки.

В. Белов с восхищением описывает всю крсоту русского Севера. Читая его текс, представляешь всю картину. И не перестаешь удивляться, какой богатый природный мир России.

Я согласна с автором в том, что нужно учиться замечать изменения природы, что смена состояний природы отражается на настроении людей.

Многие поэты в своих стихах воспевают красоту родной природы, но мне особенно нравится творчество А. Фета. Он умел очеловечить природу, найти в ней отзук своим настроениям и чувствам. Поэт тонко ощущал прелести русской природы, любил красоту родного пейзажа:

Сын севера, люблю я шум лесной, И зелени растительную сырость…

Мир, природа, человек – все это вместе, как учит нас М.М. Пришвин и составляет неповторимую красоту жизни, которую необходимо поддерживать, борясь со злом в любых его проявлениях.

4 стр., 1629 слов

Традиции и новаторство в системе выразительных средств музыки ...

... в музыке; система музыкальных средств выразительности, которая служит для воплощения идейно-образного содержания. Также существует классификация стилей: индивидуальный стиль (равнодействующая индивидуальных запросов автора ... эры широкое распространение получает греческая музыка. Греческие традиции сливаются с местными. В Древнем Риме каждое событие сопровождается музыкой, и для этого был создан ...

Справились. Хорошо.

Далее в брошюре написаны наброски вступлений и аргументов, которые вы можете использовать для написания сочинения.

Часть из них была позаимствована из сборников готовых сочинений. Их я вам даю для образцов. Вы же старайтесь в будущем использовать свои рассуждения и размышления, чтобы все сочинения в классе не были однотипными. Учителю такие работы проверять будет неинтересно.

Вот вам шаблоны написания сочинения. Эти сочинения проще, меньше по объему, но тоже раскрывают проблему. В них еще нужно поработать по тексту.

Родина. ( вступление, аргумент), С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов., Данный текст посвящен теме отношения человека к своей Родине., Автор ….( работа по тексту), Я согласен с автором в том, что….( вывод по тексту)

О том, что значит Родина для человека, прекрасно сказано в старинной русской поговорке: «Человек без Родины — соловей без песни». В самом деле, что может быть печальнее соловья, лишенного своего голоса? Серая, невзрачная , пугливая птичка. Так же без Родины опустевшей становится и душа человека. У каждого из нас есть край, где все кажется особенным и прекрасным.

Например, для Есенина, на мой взгляд, тем уголком, где сердцу близка каждая мелочь, была Россия с ее «бесконечными равнинами».

Поэт пишет замечательные строки, которыми я и хочу закончить свои размышления на эту тему:, О Русь — малиновое поле, И синь, упавшая в реку, —, Люблю до радости и боли, Твою озерную тоску., Россия во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных стихах., Милосердие.(добро)

« Если мы чем-нибудь сильны и по –настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил Шукшин..

Важную проблему милосердия рассматривает автор данного текста.

( работа по тексту)

Я согласен с автором в том, что….( вывод по тексту)

Добро и зло – понятия философские , понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет « открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Я считаю, что если мы хотим, чтобы у нас и наших потомков было будущее, мы должны уже сегодня — ежедневно и ежечасно — в каждом слове и каждом поступке возрождать доброту и милосердие, которые испокон веков были присуще русскому народу.

Свое сочинение я хочу закончить словами русского писателя А.П. Чехова: « Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем частье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

Эти сочинения- рассуждения написаны по текстам, которые не вошли в брошюру , их можно просто прочитать. Это работы учеников 8-9 классов.

Этот удивительный мир животных.

М. Пришвин — один из замечательных писателей русской литературы. Его рассказы о природе похожи на стихотворения в прозе, так образны они и ритмичны. Сама природа оставляет в человеке неизгладимое впечатление. Любовь к природе автор перенес во многие свои произведения.

2 стр., 948 слов

Кого можно назвать человеком чести?

... человеке, энергичном, креативном… Честь после всех революций не в чести. Но все мы читаем фэнтези, где можно найти благородных королей и отважных воинов – людей чести. Также читают: Картинка к сочинению Кого можно назвать человеком чести? ... чего вызывает у него уважение, из-за чего он и сохраняет ему его жизнь. Гринев воевал за то, во что он верил, а когда его любимая ...

В своем рассказе Пришвин поднимает тему отношения человека к животным. Автор не устает удивляться тому, насколько интересны животные, удивительны их повадки. Он переживает за пропавшего питомца, разговаривает с ним, как с человеком строго и мягко, пытается призвать его к порядку.

Мне нравится такое отношение Пришвина к животному миру. Я согласен с автором в том, что за повадками животных надо наблюдать неторопливо, и тогда они нас будут радовать и удивлять своим пониманием и лаской.

Как-то Горький сказал Пришвину: «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами». Было бы здорово, если эти слова можно было бы отнести к каждому из нас.

Как природа воздействует на человека.

Проблема отношения человека к малой Родине с ее природным миром была затронута многими писателями и поэтами, и она никогда не потеряет своей актуальности. Эту проблему в своем тексте рассматривает и К. Паустовский.

Лежа под пулями, автор вспоминает дорогой ему сосновый бор, запах свежего леса. Он считает, что больше никогда этого не увидит. И от этого это все становится родней и ближе. Паустовский утверждает, что в природу надо погрузиться, почувствовать ее роскошную прохладу. Он призывает нас любить природу, дорожить ею. И , конечно же, мы прислушиваемся к нему.

Я понимаю, что природа воздействует на меня , мне хочется ею любоваться и читать прекрасные стихи русских писателей, такие как:

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

С начала существования человека у него зарождалось чувство любви к своей земле, ее природному миру. И мне кажется, что если бы человек не обладал этим чувством, он не знал бы своей истории, своего прошлого, а значит, не задумывался бы о будущем.

В жизни всегда есть место подвигу.

Великие истины: любовь, сострадание, преданность в дружбе, героический поступок…Они понятны каждому из нас, призывают нас к братству, единению, выступая против всего уродливого, несправедливого и подлого. А каждый ли из нас способен совершить подвиг? Я думаю, что да.

Н. Дубинин в своем тексте поднимает проблему отношения человека к жизни, месту подвига в этой жизни. Автор приводит в пример людей, которые во имя жизни других людей совершают героические поступки. Он считает, что место подвигу есть всегда. И не важно, какая у тебя профессия. Н. Дубинин считает, что «нужно любить людей, отдавать богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же».

Я согласен с автором в том, что каждый человек может сделать выбор самостоятельно: жить в пошлости и равнодушии или быть благородным, успешным, добрым.

В русской литературе много примеров героизма. Это и рассказ «Судьба человека» М. Шолохова, и «Война и мир» Толстого, и «Повесть о настоящем человеке». Список можно продолжить. Мне хотелось бы воспитать в себе качества, которые являются общими для этих героев: мужество, героизм и милосердие.

Я думаю, что я тоже способен на хорошие и мужественные поступки.

«Жить в сфере добра»

Жизнь — великая наука, которая, как я считаю, не менее важная, чем остальные.

3 стр., 1466 слов

Создает человека природа но развивает его общество

... по цитате Белинского «создает человека природа, но развивает и образует его общество» Эссе по цитате Белинского «создает человека природа, но развивает и образует его общество» «Создает человека природа, но развивает ... сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано. Вариант 3 Человек — это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс ...

Я думаю, что помимо труда и разума, человеку важно иметь цель в жизни, то есть ту главную метку и уровень, которые необходимо будет достичь в процессе существования, для того чтобы знать, что отвечает его вкусам.

О выборе цели, которая должна служить добру, рассуждает в своем тексте Д. Лихачев. Автор считает, что самая большая цель — увеличивать добро в окружающем нас мире, ведь добро соединяет, роднит, объединяет.

Я согласен с автором в том, что лишь тот достигает счастья, кто стремится сделать счастливыми других.

Человек славен тем, какой жизненный отпечаток он оставил после себя в жизни. Только стремление достичь высоких идеалов добра, справедливости, стремление помочь людям, быть им необходимым, быть справедливым — вот что делает человека счастливым. Тяжело представить человека, который бы не занимался делом, полезным для людей. Человек для людей — так называемый компонент понимания счастья.

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно

преклонить колени…»

Что движет человеком в жизни совершать хорошие или плохие поступки? Какой жизненный путь ты выберешь? От чего или от кого это зависит? На эти вопросы дает ответы в своем тексте Е. Новиков.

Наверное, важно видеть и ощущать любовь ближних, их доброту, уверенность в том, что тебя поймут и поддержат. И тогда в твоей жизни все будет хорошо, ты сможешь добиться успехов. Так случилось и с героем текста. Внимание, любовь, чуткость, доброе слово учителя помогло Евгению Александровичу стать настоящим человеком. Он ощутил поддержку своего учителя, понял, что она в него верит. И он не имел право ее подвести. Он почувствовал себя счастливым человеком, его сердце было отогрето добрым отношением учителя.

Я согласен с автором текста в том, что в период становления человека важно, чтобы рядом с тобой оказались взрослые люди, способные помочь тебе выбрать правильный жизненный путь.

Мне особенно нравятся два произведения, в которых главными героями являются учителя. Это «Зимний дуб» и «Уроки французского». В них авторы показали поистине великих учителей. О таких говорят: «Учитель от бога». Мне хотелось бы, чтобы и в жизни между учителем и учеником выстраивались отношения на основе добра, взаимопонимания, взаимоуважения. Чтобы каждый ученик смог сказать любому учителю слова русского поэта Н. Некрасова: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

Милосердие.

«Не делай другим то, что не хотел бы, чтобы сделали тебе». Это золотое правило, которому далеко не каждый следует. Каждый день нашей жизни дает нам огромные возможности доказать свою любовь к ближнему. Но мы настолько утомлены текущими заботами, что забываем о других, не обращаем внимания на их чувства, принося им страдания.

Данный текст посвящен проблеме милосердия. Автор считает, что «если изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». Д. Гранин приводит в пример трагедию в Чернобыле. Наверное, не было человека, который бы не переживал ее.. Но автор считает, что землетрясение, наводнение — это аварийные ситуации. А ведь милосердие и сочувствие необходимо в нормальной , повседневной жизни. Автор уверен, что «каждый человек рождается со способностью откликаться на чужую боль», если милосердие не употреблять, оно слабеет, а может и исчезнуть. Я в этом с автором согласен.

9 стр., 4052 слов

Прекрасный уголок природы

... уголок природы” Родная природа имеет огромное место в жизни человека. Сочинение на тему уголка природы характеризует образ родной природы, ее красоту и первозданность, роль природы и человека, а также отношение человека к своей природе. Общение с природой ... есть любимый уголок природы», и улыбнуться своим мыслям. «Мой любимый уголок природы» − 6, 7 класс Вариант 1 Почти у каждого человека, есть свое ...

Я считаю, что истинная любовь к человечеству начинается с любви к своим близким, к тем, кто тебя окружает. И пусть банальная фраза «Возлюби ближнего своего» не кажется нам чем-то нереальным и сверхъестественным: любовь великая начинается с малого.

Свое сочинение я хочу закончить прекрасными строчками из стихотворения русского поэта Ф. И. Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется.

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Следующие предложения, высказывания вы можете использовать для написания своих сочинений. Сами решайте, что вы можете использовать в качестве аргумента. Полностью переписывать не надо, только то, что вам пригодится в определенной работе.

Дружба.

* Тема дружбы — одна из ведущих в русской литературе 19 века.

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен», — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

* Мне кажется, что нежная, любящая, благородная душа Пушкина ярче всего проявляется в стихотворениях, посвященных любви и дружбе. Эти чувства были святыми для поэта, самыми главными в его короткой, но насыщенной событиями жизни. Пушкин с нежностью и любовью относился к своим старым лицейским товарищам. Пушкин говорит, что лицеисты — это «прекрасного друзья». В обществе дорогих ему людей поэт свободно живет и мыслит, здесь он может спорить, радоваться. Поэт говорит о святости дружбы и утверждает, что это чувство прекрасно и вечно:

Друзья мои, прекрасен наш союз.

Он, как душа, неразделим и вечен,

Непоколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Общество друзей — это семья родственных душ, союз прекрасный и счастливый, который освящен беспечностью молодости, любовью к искусству.

* Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Соединение интимного чувства дружбы, как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями : «мой друг», «товарищ, верь…»

* Дружба проверяется испытаниями ( как в песне В. Высоцкого)

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а — так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, —

Парня в горы тяни — рискни,

Не бросай одного его!

Пусть он в связке одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Вот именно: в одной связке, на всю жизнь. Тогда это друг. А про беду говорят, наверное, потому, что в критических ситуациях острее и четче понимаешь, на что способен человек. Но не менее важно и умение разделить радость, не поддаться зависти, а то и просто суметь помолчать.

* Когда-то я прочитал удивительные слова: человеку друг посылается космическим разумом. У настоящих друзей одинаковые души, им в этом мире отведена одинаковая миссия. Не знаю, насколько это правильно, но думаю, что у настоящих друзей сердца действительно сливаются в одно, а друг остается другом, даже если ты в чем-то ошибаешься. А с верным другом легче жить на свете, легче преодолевать трудности.

* Настоящий друг везде

5 стр., 2267 слов

Зимние явления в природе

... явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление ... исключением хвойных, стоят голые. Жизнь этих растений скрыта в почках. От холода и ... вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом ... тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему. В ...

Верен в счастье и беде;

  • Грусть твоя его тревожит;

Ты не спишь — он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям несходны

Верный друг и льстец негодный.

(Шекспир)

* В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой. (Мишель Монтель)

Честь.

* Понятие о чести и долге должно быть у каждого человека. Эти качества являются своего рода внутренним стержнем, позволяющим человеку выстоять в различного рода сложных ситуациях. Честь не может восприниматься как абстрактное понятие, она является частью души. Без нее вся жизнь становится пустой и бессмысленной.

* «Береги честь смолоду» — эта пословица стала эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Смысл данного эпиграфа очень сложен и многогранен. Само понятие о чести варьировалось в зависимости от менталитета человека, от правил и традиций сословия, к которому он принадлежал. И если говорить о данном произведении, то у Петра Гринева было свое понятие чести, а у приверженцев Пугачева свое. Честь для молодого офицера является основной ценностью, без которой вся жизнь теряет свой смысл.

При любых обстоятельствах человек не должен терять своего достоинства. В ином случае он превращается в безнравственное существо, лишенное каких бы то ни было принципов. В этом случае сама жизнь становится бессмысленной и пустой.

Несмотря на то, что представления о жизненных ценностях, о понятиях чести и долга различны, автор учит нас необходимости самостоятельно делать свой выбор и, сделав его однажды, оставаться верным ему до конца.

* Пушкин понимал взаимосвязь личности и исторических событий, которые подвергают человека суровым испытаниям, проверяя его волю, мужество и человечность. Круговорот истории обнажил истинную нравственную сущность каждого. Однако только слабые духом склоняются перед ударами судьбы, а человеку, который всю жизнь прожил по законам чести и долга, не страшны исторические перипетии, он им не подвластен.

* Проблема чести и долга для многих заключается в том, что второе понятие принимается ими как общее, тогда как первое — глубоко индивидуально. В наше время мало кто объединяет честь и долг в единое целое, как это делали писатели 18 и 19 веков, считавшие честного и ответственного человека истинным героем эпохи.

По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается в том, чтобы не замутнять благородные понятия их отрицанием и неверием в них, в том, чтобы суметь принять реалии нового времени и смириться с тем, что личностные достоинства претерпевают естественные изменения. Но самое главное — осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных в понятиях чести и долга.

* Для кого даже честь — пустяк,

Для того и все прочее ничтожно.

( Аристотель)

Природа.

* Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по — своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного зимнего утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы.

* Среди всей плеяды русских поэтов девятнадцатого века А. Фет известен нам, прежде всего, как чудесный мастер пейзажа. Строки его поэзии удивительным образом передают красоты природы, запечатленной в разные времена года и дня. Его стихотворения, чрезвычайно образные и живописные, заставляют каждого читателя увидеть своим внутренним взором пейзажи полей, лесов, виды радуги, облачных небес и восходящего солнца.

Некоторые строки Фета вошли в сокровищницу отечественной поэзии и знакомы практически каждому:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна…

Каждый россиянин найдет в этих строках что-то очень близкое, до боли знакомое.

* Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы , и она научила его «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть». Ранние стихи поэта — признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы, ведь его юные годы прошли среди «утренней и вечерней зари», «среди полей, красующихся цветами с зеленью»

* Из каждого есенинского стихотворения нам улыбается природа: лесами, лугами, озерами…Он часто сравнивает человека с деревьями, цветами, словно желая показать, что все мы — дети одной природы, и законы, действующие в мире, распространяются и на человека. Жизнь, по Есенину,- это цветущий весенний сад, и люди здесь — одни из самых прекрасных плодов.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

* Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными.

(Л.Н.Толстой)

* Природа не имеет органов речи, но создает языки и средства , при посредстве которых говорит и чувствует.

(Гете И)

* М.М. Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают , наделяются свойствами, присущими живому существу. И хотя сам писатель говорил, что природа в его творчестве не существует отдельно от человека, все же в его книгах она становится самостоятельным персонажем. И у этого персонажа свои привычки, свой «характер».

* Природа в творчестве А.А. Фета является воплощением мудрости, гармонии и красоты. В случае неприятностей мы стараемся уединиться, хотим исчезнуть подальше от суеты, от шумных людей и бесконечных проблем. И только в единении с природой мы находим успокоение, а также ответы на вопросы, так необходимые нам.

* Многие поэты в своих стихах воспевают красоту родной природы, но мне особенно нравится творчество поэтов девятнадцатого века Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. В их произведениях чувствуется неподдельная любовь авторов к своей родине.

Пожалуй, у Тютчева стихи о природе можно назвать особенными, недаром ведь его называют «певцом природы». Описывая различные явления природы, поэту удается раскрыть удивительный гармоничный мир, в котором все взаимосвязано.

У Фета стихи о природе не менее прекрасны. Поэт тонко ощущал неповторимую прелесть русской природы, умел находить в ней отзвук своих настроений и чувств.

* Жуковский — первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы — все, что составляет ее «материальную» красоту, но наделить природу чувством и мыслью воспринимающего ее человека. Пейзаж в поэзии Жуковского — «пейзаж души», природа окрашена в лирические чувства автора: «пейзаж души», «тихая». О природе Жуковский говорит самым религиозным языком: «святые таинства»; «пророчеством великого виденья»; «вечернего земли преображенья».

* И.А. Бунин с необыкновенным мастерством описыаает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь способность человека видеть вокруг себя прекрасное вносит в его душу покой и ощущение единения с природой, помогает лучше понять себя и других людей.

* В творчестве Пастернака можно выделить несколько тем, несколько миров, в которые поэт погружается полностью, которые ракскрывает изнутри: в первую очередь это мир природы и внутренний мир человека. Постоянное и пристальное внимание к природе отражает восхищение, благоговение поэта перед чудом жизни.

Поэт не может пройти мимо любой пейзажа, чтобы не полюбоваться им, поэтому у Пастернака так много стихов, посвященных природе: « Зима», « Зимняя ночь», « Весна», « После дождя» и т.д.Все времена года, любое время дня и ночи, весенний лес, зимний день, покрытое льдом озеро, мокрые от дождя кусты сирени – все нашло отражение в творчестве поэта.

Картины русской природы.

* Многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к картинам родной природы. Стихотворения А.С. Пушкина тоже проникнуты любовью к полям и лесам, горам и равнинам, рекам и ручьям его необъятной родины. Этот удивительный поэт относится к природе как к другу, собеседнику, и она является зеркалом его чувств и настроений.

* Лирика замечательного русского поэта С. Есенина притягивает своей удивительной душевностью, любовью к жизни, к родине, ко всему живому. Наиболее ярко все эти качества выражены в стихотворениях, посвященных природе. Есенин рисует природу разноцветными красками, сияющей, многоликой. Природа у Есенина живет неповторимой жизнью, постоянно изменяясь и развиваясь. Подобно человеку, грустит и радуется, поет и плачет.

* Красота природы всегда очаровывала поэтов и служила им неисчерпаемым источником вдохновения. Но неужели взгляду поэта открыто больше, чем глазам обыкновенного человека?! Конечно же, нет. Секрет в том, что творческие люди умеют вглядываться в окружающий мир, и он в ответ с готовностью раскрывает им свои тайны. Живой и эмоциональной видит природу А.А. Фет.

* Богатство и красоту мира природы раскрывают в своем творчестве многие русские писатели. Но Фета привлекает природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, если в творчестве Тургенева, Никитина, Паустовского главная мысль — гармония человека и природы, то Пришвин ставит в своих произведениях вопросы о смысле жизни.

Для того чтобы писать о природе, нужно не только любить, но и хорошо знать ее. И, действительно, удивительна способность Пришвина в любом явлении видеть и открывать что-то интересное.

Я полностью согласен с К. Паустовским, который писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М Пришвина».

Мир, природа, человек — все это вместе, как учит нас М.М. Пришвин, и составляет неповторимую красоту жизни, которую необходимо поддерживать, борясь со злом в любых его проявлениях.

Пейзажная лирика Фета.

*Фет — один из замечательнейших русских поэтов — пейзажистов. Он умел очеловечить природу, найти в ней отзвук своим настроениям и чувствам.

Фет тонко ощущал прелести русской природы, любил красоту родного пейзажа:

Сын севера, люблю я шум лесной

И зелени растительную сырость…

Так писал он в стихотворении «Италия».

Природа Есенина.

*Есенин смотрит на природу глазами художника. В его поэзии оживают необычные и выразительные картины природы: безбрежные облака, благоухающие цветы, дым белых яблонь; приятные сердцу: «ручей волной гремучею песенки поет», «звенят родные степи ковылем».

Природа и внутренний мир человека.

Как и человек, природа в поэзии Тютчева находится в постоянном противоречии и борении. Идея торжества природы и человека пронизывает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. «Душу», жизнь природы поэт исследует с удивительной наблюдательностью и любовью, создав незабываемые поэтические картины

«осени первоначальной», «грозы в начале мая». Образами природы Тютчев выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и вопросы.

*Человек не сам по себе, часть суши, материка, и в то же время каждый — это целый мир. Он сам — Вселенная, наполненная не­урядицами и неразберихой, открытиями и познаниями.

Мы приходим в этот мир незапятнанными и свободными. Ни­что пока не разжигает алчность, не затрагивает наши темные сто­роны души.

Подняв лицо к небу, мы можем увидеть все, что создала при­рода: восход и закат, и плавный ход мчащейся Вселенной, дви­жение светил и многое другое. Все это природа поместила над нами, А вот драгоценные камни и золото она от нас скрыла, но мы сами, разбросав кучи земли, находим их себе на беду.

Подобно природе устроен и сам человек. В нем есть то, что лежит на поверхности, и то, что скрыто от посторонних глаз. В нашей жизни бывает и безудержная «дневная» радость, и угне­тающее «ночное» страдание. В душе нашей постоянно вспыхи­вают молнии, а после обильного дождя расцветает радуга.

Человек — создание природы. Внутренний мир его достаточ­но сложен, сугубо индивидуален. Показать, раскрыть его пыта­лись многие писатели. Но увидеть, понять внутренний мир чело­века, да еще суметь донести его до других, удалось не каждому. Наиболее сложно, на мой взгляд, показать мир героя, когда тот совсем еще маленький. Подумаешь, какие войны могут происхо­дить в его душе, какие противоречия раздирать? Понять мир ре­бенка — задача нелегкая. На мой взгляд, в литературе XIX века это наиболее удалось Льву Толстому в повести «Детство».

* Психолог Ролло Мэйя говорил, что «… мы очень многое знаем о химических процессах в теле человека и о том, как предовратить физические болезни; но мало знаем, почему люди испытывают ненависть, почему они не могут любить, почему страдают от чувства тревоги и вины и уничтожают друг друга…»

* Все живое на свете устроено так, что должно хоть раз в жизни раскрыться, процвести, испытать радость весны. Это относится и к человеку. Душа человека может расцвести любовью в юности, а иногда и гораздо позже. Это может быть любовь не только к другому человеку, но и ко всему миру.

…у каждого своя весна, и это замечательно, потому что жизнь одновременно повторяется и оказывается неповторимой.

* Вероятно, природа влияет на человека благотворно. Обычные люди начинают говорить, как поэты, проникаются добрыми и возвышенными чувствами. Гармония природы заставляет человека, может быть, бессознательно, соответствовать окружающей красоте и сознательно стремиться к совершенствованию личности.

Экология.

* Многие писатели современности поднимают в своих произведениях проблему экологии. Так, например , основными героями в рассказе Астафьева

« Царь-рыба» являются Человек и Природа. Повествование объединено одним героем — образом автора — и одной всепоглощающей идеей — идеей неотделимости человека от природы. Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

*«Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу — после этого нам терять уже больше нечего» (С. Залыгин.)

Ныне слово «экология» звучит все чаще: на страницах периодики, по радио, с экранов телевизоров. В современной литературе большое внимание уделяется проблеме экологии, взаимоотношениям человека и природы. В своей книге «Царь–рыба» В. Астафьев пишет, что человек должен быть не хозяином природы, а ее сыном. Этой теме посвятили свои произведения многие писатели: Б. Васильев, В. Астафьев, Ч. Айтматов и другие.

Роман киргизского писателя Ч. Айтматова «Плаха» — крик и предупреждение нам о том, что природа не бесконечна, что мы обязаны ее беречь. Вечное царство природы в романе многокрасочно и многонаселенно. Зеленая долина, бескрайние степи, высокогорные тропы — все поражает своей неповторимой красотой. Но люди зашли слишком далеко в покорении флоры и фауны. Разрушение природы привело к деградации человека, распаду личности. Со страниц своих произведений писатели словно обращаются к нам: «Что же вы сотворили с природой? Как ей теперь помочь? Не будьте равнодушными к ее заботам!». И мы должны прислушаться к этому голосу, мы должны спасти нашу природу и возродиться вместе с ней.

* У Р. Рождественского я однажды прочитал: « Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». На мой взгляд, это очень верно подмечено: уничтожение человеком всего живого вокруг себя приобрело повсеместный характер. происходит это часто между делом, люди не задумываются о последствиях своих действий.

Жестокое отношение к природе грозит гибелью самому человечеству , опасно для его физического и нравственного здоровья. Люди, безжалостно убивая животных, губя леса, загрязняя воду и воздух, сами того не зная, переступают ту роковую черту, за которой кончается человек. Ведь он не царь природы, а ее сын, потому что только ей мы обязаны своей жизнью. Вопрос от отношении к природе – это вопрос об отношении к Родине. Чем проявляются люди, если уже нет войны? Милосердием, разумом.

*меня очень волнует проблема отношения человека к природе. И вспоминается стихотворение М. Дудина:

Берегите Землю! Берегите…

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку над стеблем повилики,

На тропинке солнечные блики.

Берегите солнечные всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу-

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите…

Человек не случайно наделен высшим разумом. Мы должны осознать, что от нас зависит многое: останется ли Земля цветущй, живой прекрасной планетой или погибнет.

* еще в железном веке поэт посетовал на умственную суету человека, приведшую к тому, что « сердце природы закрылось ему». В наше время люди благодаря мощной технике обладают большими возможностями, которые не всегда сочетаются с высокой нравственностью и заботой об окружающем мире.часто мы не задумываемся, что наше вмешательство в природу имеет трагические последствия.

Сейчас ситуация на планете такова, что не только людям в конкретном случае, но всему человечеству необходимо прекратить уничтожение живого и начать его спасение, восстановление. Хотя многое уже утрачено безвозвратно. Если мы станем руководствоваться разумом и милосердием, тогда у Земли появится шанс остаться средой обитания всего живого , в том числе и нас.

* Законы природы во внешнем мире и внутри нас одни и те же. Окружающая природа плаит человеку тем, что от него исходит. Когда вы впервые станете на землю босиком, то увидите , насколько небрежно мы к ней относимся: стекло, металл, огрызки, шелуха семечек, рыбья чешуя и другой мусор.

Мы говорим: « Земля – наша мать», « природа — матушка». Следовательно, мы дети Земли, дети ПРироды. А разве мы ведем себя на этой Земле как дети? Как любящие дети? Мы ведем себя как самые бесчеловечные варвары. Загадили реки, вырубили леса, уничтожили большую часть животного мира. Красная Книга — вечный наш позор и вина перед будущими поколениями. Трагичемкая ошибка : « Человек – царь природы!»….

* Бедственное положение экологической среды давно является одной из актуальшейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе « Плаха» тоже обращается к этой проблеме. Этот роман – призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

* Уже неоднократно сказано, что человек – не царь природы, а ее составная часть. Уничтожая среду обитания, человек обрекает себя на гибель. Мы должны беречь то, что оставили нам в наследство предки: землю и воду, воздух и растения. Когда мы поймем, что мы едины, отпадает вопрос о сохранении природы. А пока, к сожалению, мы губим все вокруг, обрекая себя на вымирание.

* Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны и славословим . Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые , она ждала милосердия. Но ппоизошло отчуждение. ( В. Белов)

*Мы, наше поколение, не знаем, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным пейзажам И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина. Вот так изображает природу И. Бунин: « Все слепило теплым серебром: парный воздух, зыбкий солнечный свет, курчавая белизна облаков, мягко сиявших в небе и в прогалинах воды среди островов из куги и кувшинок…»

* проблему взаимоотношений человека и природы рассматривает и Б. Васильев в романе Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что окружает его. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его.

* В своих произведениях писатели обращаются прежде всего к каждому из нас. Следует помнить, что человек и природа – понятия , неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. Рушатся связи человека не только с природой, но и с себе подобными. Горько восклицает герой романа Б. Васильева: « Сиротиночки мы: с землей-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем , и прислониться не к чему, и освежиться не чем».

Родина. Патриотизм.

* Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество. (Державин Г.Р.)

* Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.

(Наполеон Бонапарт)

* Высокие понятия любви к родине и любви к матери составляют основу народной этики, народного этического чутья. Связь этих понятий находим в пословицах и поговорках:

« Родина – мать, умей за нее постоять», « Родная сторона – мать, чужая – мачеха» и т.д.

Примеров в русской литературе не счесть, и все они свидетельствуют об одном: глубина и сила характеров, истоки исторического оптимизма заложены в сохранном поколениями стремлении к истине, добру, справедливости. Нравственные идеалы народа отражены в его языке: не случайно же слова правда, праведник, правдоискатель, справедливость одного корня.

* Любовь к своей стране, гордость ее былою славою – основа основ возрождения нации, ее величия. Главное богатство страны – ее люди, « герои нашего времени». Это необходимо понять, принять, усвоить, именно мы – настоящее и будущее страны, именно нам писать новую ее страницу, именно о нас зависит, что скажут о нашем времени потомки…

* Что такое Россия? За что я люблю ее? Да просто за то, что родился здесь. Это равносильно любви к матери. Неважно, какими достоинствами она обладает объективно. Ее самое главное достоинство — то, что она наша мать. Я просто ее люблю, верю в нее.

* Тютчев так верно и лаконично выразил основную мысль о любви к Родине:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

* Я думаю, если бы не верили в свою Родину солдаты, защищающие ее, то никогда не одержали бы побед. А примеров этих побед множество. Какую бы книгу мы ни вспомнили — «Слово о полку Игореве», «Войну и мир», «Тихий Дон» — мы поймем, что везде люди, защищающие Родину, живут в первую очередь сердцем. Оттого и совершают они безрассудные поступки, которые могут привести к гибели, но могут обернуться и победой.

* Патриотизм — чувство, от природы присущее каждому человеку, но часто в это слово вкладывают разные значения. Что это: красивые фразы о любви к родине, гордость за ее силу и могущество, трудно объяснимое ощущение сопричастности всему, что происходит в родной стране, ответственность за ее прошлое, настоящее и будущее? А может быть, точнее определить его словами Толстого о некой «скрытой теплоте патриотизма», которая проявляется не в словах, а доказывается делом?

* «Чувство родины — основное в моем творчестве»,-писал С.Есенин.

Родина, ее безбрежные просторы с лесами, озерами, лугами всегда были основной темой в творчестве Есенина. Образ Родины в сердце поэта был накрепко связан с красотой русской природы — пышной и буйной или совсем неброской. Зеленые березки, рассветы и закаты, суровые снежные зимы и осыпающийся цвет черемухи — все нашло отклик в душе впечатлительного и наблюдательного С.Есенина.

С присущей Есенину — лирику склонностью одушевлять все окружающее его, он к России обращается как к близкому человеку:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая

Лишь к тебе я любовь берегу.

* Тема родины для И.Северянина была главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Северянин скорбит вместе с Россией, пропуская через свое сердце все боли, все радости ее. «Моя безбожная Россия, — пишет поэт, — священная моя страна». Он верит в великое будущее России, недаром он называет родину «крылатой».

* В чем заключается истинная любовь к Родине? За что можно любить Россию? Конечно, эта тема особая: ведь каждый любит Отчизну по-своему. Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин. Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьяне, а потом и город, литература. Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой «малой» Родиной не видел «большой». Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире.

* Родина! Как много смысла заложено в каждом звуке этого слова, какие невидимые струны оно заставляет дрожать в душе каждого человека! В нем есть все то, что так дорого каждому из нас: бескрайние просторы степей и глубокие ущелья гор, величие старых дубрав и просторная гладь озер и рек. Печаль, радость, боль, гордость — все, абсолютно все собрано в одном коротком, прекрасном слове — Родина.

* Что такое Родина? Для каждого человека она означает что-то свое, но для всех — это очень важное в жизни. В детстве Родина — это родной дом, родители, позже это понятие расширяется, и мы осознаем, что Родина огромна, она дает нам силы, радость жизни. Родина бесконечна и величественна. Тема Родины стала основной в лирике многих русских поэтов. О чем бы ни писали они, образ родной земли, подвиги народа, исторические события, общественные перемены неизменно становились главными источниками вдохновения.

* В лирике Лермонтова Родина — предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Для него это понятие обладает широким, богатым и многоплановым содержанием. Его отношение к Родине не было безучастным, оно пронизано болью и гордость за ее судьбу: болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью за сильным духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее которого должно быть величественно и прекрасно.

Стихотворение «Родина», написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье об его отношении к отчизне.

* Тема России является центральной в творчестве поэта. Любовь к Родине Блок пронес через всю свою жизнь. Эта любовь спасала его в «страшные», «глухие» годы, оставалась путеводительным маяком», освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг.

* Тема России основная в творчестве Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его творчестве. Для Есенина — художника Россия — это «березовое молоко по равнине», «хаты, в ризах образа» и многое другое.

Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Он убедился, «до чего прекрасна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».

* Самой главной любовью в жизни Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она напишет после: «ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею.»

* Чувство любви к родине также естественно и присуще каждому человеку, как любовь к матери. недаром мы так и говорим: родина – мать. Без нее человек ощущает свою неприкаенность в мире, он лишь одинокий странник, в сердце которого навсегда остается кровоточащая рана.

* Патриотизм – чувство, от природы присуще каждому человеку, но часто в это слово вкладывают разные значения. Что это : красивые фразы о любви к родине, гордость за ее силу и могущество, трудно объяснимое ощущение сопричастности всему, что происходит в родной стране, ответственность за ее прошлое, настоящее и будущее? А может быть, точнее определить его словами Толстого о некой

« скрытой теплоте патриотизма», которая проявляется не в словах, а доказывается делом? Пожалуй, именно последнее точнее всего выражает это чувство, а роман « Война и мир» дает возможность показать, что стоит за этим определением.

* Родители, родина, родной язык – все это составляющие патриотизма; уважение и любовь к ним закладываются с детства. Все взаимосвязано, выпади хотя бы одно звено, и человек теряет какую-то существенную деталь. Мы не задумываемся о значении этих составляющих, но отнимите их, и не получится личности.

* ключом к уважению, пониманию истинных ценностей, по моему мнению, является знание родной истории. Любовь к Родине не может появиться в человеке внезапно, потому что кто-то приказал. Это чувство растет и укрепляется в течение всей жизни.

Истоки его- в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, людям, воапитавшим тебя, в памяти о предках. Еще в детстве каждый из нас должен изучать историю Отечества, дабы исполняться гордостью за своих предков.тогда не будет у нас брошенных стариков, ветшающих древних памятников, полуразрушенных зданий великих архитекторов прошлого, забытых книг и умирающих народных ремесел.

Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. « дерево сильно корнями»-, утверждает пословица. Наши корни- это наше прошлое, история и национальная культура. Без них дерево не может жить, они держат его в почве и питают.

Нравственность.

* Если жить для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

(Д.С. Лихачев)

* Мне кажется, что человек не должен быть эгоистом, заботиться только о себе. Он обязан постоянно к чему-то стремиться, совершенствоваться, иначе жизнь его становится бледной, тусклой. Он должен действовать, если даже понимает, что погибает, если знает, что обречен. В этом его величие.

* Тема нравственного выбора привлекает многих современных писателей, пытающихся анализировать психологию человека в самых сложных жизненных обстоятельствах. Она воплощена на страницах романа – эпопеи В. Гроссмана « Жизнь и судьба», в произведениях Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева, К. Симонова и других авторов.

* Хочу верить в вечное добро, в вечную справедливость, в вечную высшую силу, которая все это затеяла на земле. Я хочу познать эту силу и хочу надеяться, что сила эта — победит.

(В. Шукшин. Верую!)

* А. Солженицын отметил писателя В Распутина своей премией и назвал самым нравственным автором в советской литературе, наверное, потому, что посчитал его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам Распутин — человек, остро переживающий нравственный распад русской жизни и физическое истощение сил народа, о чем свидетельствовали его острые публикации в печати. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное преображение отечества, но и в ряду борцов за идею национального возрождения. Это тоже проблема, связанная с нашей ущербной нравственностью.

* Что движет человеком в жизни? Что дает ему силы правильно жить? да и что значит правильно жить? наверное, каждый ответит: выполнять свой долг, беречь честь и достоинство, уважать себя и других, не подличать, не лицемерить, то есть сохранять чистыми свои духовные и душевные человеческие качества. Но в нашей жизни порой все так не просто, и как трудно бывает выдержать, не свернуть с нравственного пути. И все же, как утверждает Н.В. Гоголь, «сила влияния нравственного выше всяких сил».

* Проблема нравственности существовала с тех самых пор, как человек осознал себя существом не только мыслящим, но и чувствующим. В произведениях современных авторов ярко отражена суть проблемы нравственности, ставшей столь актуальной. О животрепещущем писали В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Ю.Бондарев и многие другие. Такие произведения, как «Пожар», «Плаха», «Игра», повествуют о ценностях, которые являются вечными, что бы ни говорилось на этот счет. Что же это за ценности? Прежде всего любовь. Писатели возводили ее на пьедестал, свято веря в непобедимость и могущество великого чувства.

* В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» поднята проблема психологии русского солдата — человека, воплотившего в себе типические черты национального характера .Андрей Соколов следует «золотому правилу» нравственности: не делай больно другому. Он добр, доверчив. Нравственные связи с людьми не смогли оборвать никакие жизненные перипетии.

*Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени — Валентин Распутин. Повесть «Пожар» занимает особое место. Повесть заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

*Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

* Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает А.Приставкин в повести « Ночевала тучка золотая». Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.

Сострадание.

Равнодушие — наивысшая жестокость. Сострадание — высочайшая форма человеческого существования. Мы испытываем это чувство, когда переживаем чужое горе, чужую боль, как свою собственную. Сострадание вызывает жалость и сочувствие. В одном ряду с ними стоят слова: милосердие, чуткость, отзывчивость. И если нам хочется, чтобы нас окружали хорошие люди, чтобы нас любили, мы должны сами научиться сочувствию и состраданию. Естественно, таким людям живется трудней, беспокойней. Но их совесть чиста. Бесчувственным же кажется, что им хорошо, но это им только кажется.

А можно ли научиться состраданию? Конечно же, можно. Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, стремиться выразить свое доброе отношение к несчастному; помочь ему тем, что для него в данный момент нужнее всего. А может быть, нужно просто быть рядом, помолчать.

На протяжении многих лет русские писатели стремились пробудить наши души своими произведениями.

*Причина « снижения нашей отзывчивости», а зачит, равнодушия, мне кажется, в том, что люди заняты только собой. Может быть, потому, что в семье только один ребенок, которому не надо заботиться о братьях и сестрах, которого оберегают от жизни. А почему тогда и пожилые люди часто равнодушны или обвиняют в черствости молодежь? Ведь это их внуки и дети? Неужели нам нужна большая общая беда, чтобы мы стали внимательнее друг к другу? Мы разучились ставить себя на место другого человека.

* Равнодушие – это болезнь, причем заразная. Фразы вроде «не мое дело» отдаляют людей друг от друга, делают жизнь каждого человека серой и однообразной. А когда люди не доверяют друг другу, жить им намного сложнее. Каждый за себя, а другие пусть сами о себе заботятся – это опасный диагноз. Тут уж не до улыбок.

* Главной мыслью рассказа И.А. Бунина « Лапти» является мысль о необычной доброте и готовности к самопожертвованию. Нефед пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка, добыл лпати, вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге. Готовность к самопожертвованию, решительность, сострадание , скромность Нефеда вызывают уважение и восхищение.

Нравственность (аргумент в конце сочинения)

*Проблему нравственности в своих произведениях поднимали многие писатели. Например , роман Достоевского «Идиот» построен на контрасте между идеальными духовными ценностями и реальными отношениями людей, основанными на деньгах, расчете, предрассудке. Главные темы романа — неразрывность добра и красоты, трагичность их существования в мире, необходимость жертвы во имя добра и красоты.

Нравственность. (аргументы).

*Например, проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: «Альпийской балладе», «Обелиске», «Сотникове» и других.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое человеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении.

* Нравственность возникает как результат отталкивания человеком животной природы от себя самого. Человек стремится подняться над этой природой, и, когда обнаруживает себя уподобляющимся животному, он стыдится. Стыд, жалость и благоговение харктеризуют срединное положение человека в мире. Природа ниже его, Бог – выше. Основные чувства стыда, жалости и благоговения исчерпывают область возможных нравственных отношений человка к тому, что ниже его, что равно ему, выше его. Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверчеловеческому началу – вот вечные, незыблемые основы нравственного в человеке. Вл. Соловьев.

Добро.

* «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил В. Шукшин.

* Свое сочинение я хочу закончить словами русского писателя А.П. Чехова:

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро… Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

*Добро и зло — понятия философские, понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека , они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

* Быть добрым , справедливым , честным трудно. Этому надо учиться, приобретая жизненный опыт, который складывается из всех наших маленьких взлетов и падений. Прочитанная книга, встреча с интересным человеком, чей-то добрый поступок оставляют свой след. А если чувствуешь, что это идеал, начинаешь невольно стремиться к нему.

*жизнь- это постоянная борьба добра и зла. Я стараюсь всегда помнить об этом. Более того, стремлюсь помочь добру одержать победу: не грешить , не нарушать Божьи и земные законы. Каждый день я что-то узнаю, стремлюсь к новым высотам, исправляю ошибки, приобретаю опыт. Мне нравится быть полезным и нужным людям. Я думаю, это и есть в природе каждого человека, только нужно разбудить такое желание в себе. Надо каждый день становиться не просто другим, а непременно совершеннее, добрее, чтобы сделать лучше мир, в котором мы живем.

Милосердие

* Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Д. Лондон)

* Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца. (Августин)

* Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.

* Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях? (Конфуций)

* Читая повесть Г.Н. Троепольского « Белый Бим Черное Ухо», понимаешь, что мир держится на доброте. Невозможно было бы жить, если бы нас не окружали отзывчивые и сердобольные люди. Эта женщина, пережившая боль потери, умеет сострадать. Это здорово, что Биму встретился такой человек.

* Вся русская литература 19 века была пронизана гуманистическими идеями, верой в торжество справедливости и правды. Писатели стремились своим творчеством изменить жизнь человека к лучшему, дать нравственные ориентиры. Недаром великий Пушкин видел свою заслугу в том, что он « чувства добрые» лирой пробуждал. Литература призывает к добру, к духовности, нравственной чистоте. Герои русской литературы всегда находили свое счастье в борьбе за счастье других, в служении людям, в помощи тем, кто в ней нуждается.

* « Делайте добро!»- призывал Чехов. И лучшие герои произведений 19 века следовали этому завету.

Главные герои произведений Ф. М. Достоевского тоже лишены эгоизма и стремятся помогать ближнему. Делают они это потому, что не могут поступить иначе, не могут пройти мимо чужого горя. таков герой – рассказчик Иван Петрович в романе Достоевского « Униженные и оскорбленные». живущий сам в нищете, он помогает тем людям, которых встречает случайно, которые ему незнакомы, но он не может оставаться в стороне. Мир, в котором возможно насилие и издевательство над людьми, мир « униженных и оскорбленных» не должен существовать, в этом мире счастье человека невозможно. Можно только облегчить чужие страдания, чужую боль, делать добро, чтобы изменить общество к лучшему. Любимые герои Достоевского живут именно так- делают добро.

* Я не знаю рецептов для проявления в людях милосердия, но чувствую, что это надо делать сообща. Люди должны стать внимательнее, добрее друг к другу. Мы должны воспитывать в себе как вежливость, чувство такта, так и милосердие. Это очень серьезная проблема, которую нужно решать всем вместе, рекламируя и пропагандируя не насилие , а милосердие, доброту, открытость. Только тогда мы сможем жить хорошо, когда научимся видеть в окружающих людей, а не просто прохожих.

Проблема нравственного противостояния человеческой низости, подлости. Отношения к людям, которые кажутся не такими, как все.

* чувство надменного превосходсва над человеком, который кажется тебе некрасивым, неуклюжим, непохожим на остальнх – это не самое лучшее чувство, оно унижает в первую очередь тебя самого.

* Увы, в нашем мире есть место наглости и подлости, унижению и презрению. Все мы разные, непохожие друг на друга, но это не дает нам право ставить себя выше других, тех, кого мы считаем странными, нас недостойными. Такие люди прежде всего не уважают себя, не имеют собственного чувства достоинства. У них нет «души и сердца» , чувства у них черствые, направленные на личную выгоду. А что такое достоинство? Я думаю, это уважение не только к себе, но и к окружающим, гуманное отношение к ним…

…недавно по телевизору показывали сериал « Школа№1». Детям военного офицера сложно ужиться с разбалованными детьми богатых родителей. Сложно, но они стараются, не дают себя в обиду и не теряют чувства собственного достоинства. А самое главное, они хранят то, что имеют – любовь близких и духовные ценности, а это куда важнее денег.

« Все равны пред Богом, пред иконою» поется в песне, а в Библии говорится : « Возлюби ближнего как самого себя». Ядумаю, нам стоит прислушаться к этим фразам и делать все возможное для процветания гуманного общества!. (из сочинения уч.11кл. Кирилиной Ю)

Милосердие ( отношение к животным)

*Как больно, как жалко видеть бездомных животных, выброшенных на улицу прежними хозяевами. Но для бездомного пса прогнавший его всегда остается хозяином, ему навсегда отданы верность и привязанность. В сердце животного нет места злости, обиде, злопамятности.

Часто бывает, что отчаявшегося человека, стоящего на краю пропасти, не любящего никого и никем не любимого, спасает преданное ему существо, своей лаской и верностью растапливает лед в сердце, возвращает к жизни. Я считаю, что предать человека и прогнать животное — поступки в равной мере жестокие.

*Имейте в жизни цель и, имея ее, прилагайте к своему делу всю силу ума и мышц, которой вас одарит Бог. ( Томас Карлейль)

Любовь.

*Любовь – чувство, видящее хорошее везде и во всем. Оно не замечает дурного, не обращает внимания на недостатки. Оно исцеляет и примиряет враждующих. Настоящая любовь ничего не требует взамен. Она подобно солнечному светилу, поддерживает саму себя. Ей не нужны ни награды, ни благодарности. Она глубоко лежит в центре нашей души.

« Научиться любви можно только любя»,- говорила Айрис Мердок. Это действительно так. Проявляя любовь, мы улучшаем нашу жизнь, делаем ее насыщеннее, ярче. Мы становимся добрыми, в душе происходят перемены к лучшему. Эта любовь преображает нас.

*Тема любви волновала человека во все времена. В начале 20 века, в эпоху глобальных исторических перемен, в литературе усиливается внимание к личности отдельного конкретного человека с его нелегкой судьбой и неразрешимыми душевными проблемами. Одним из писателей, воплотивших на страницах своих произведений тему любви, всесильной и всепоглощающей страсти, стал А.И. Куприн.

В повестях « Гранатовый браслет», « Олеся», « Суламифь» писатель подробнейшим образом исследует историю возникновения, развития и трагическую развязку любовных отношений, ибо любовь, согласно концепции писателя, есть не только величайшее чудо в мире, но и неизменно мучительное страдание.

* Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во всех своих проявлениях удивительна, мистична и так проста. Мы любим наших родителей и родных, друзей и близких, Родину и даже себя. Но наиболее непонятной и возвышенной оставалась всегда любовь романтическая, которая толкает нас на такие подвиги, что о них потом слагают баллады и легенды.

* Что такое истинная любовь и способна ли она действительно преображать человека, возвышая и очищая его? Наверно, каждый человек находит свой ответ на этот вопрос.

* Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. ( Д.С. Лихачев)

Искусство

* «…Величие искусства и состоит в этой вечной напряженной раздвоенности между красотой и страданием, любовью к людям и страсть к творчеству, мукой одиночества и раздражением от толпы, бунтом и согласием. Искусство балансирует между двумя пропастями — легкомыслием и пропагандой. На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг — приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем заключается свобода искусства». (Камю)

* Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни. (Спенсер Г)

* Произведения подлинного искусства раскрываются перед человеком не сразу. Чтение художественной – процесс, требующий творческих усилий читателя, захватывающий обязтельно и интеллектуальную и эмоциональную сферы. Творчество настоящего писателя гуманно во всей сущности. И цель его – каждого человека призвать к совершенствованию ума и души, научить его радоваться красоте, наслаждаться ею, понимать ее.

* Роль высокой литературы в процессе духовного оста человека трудно переоценить. Однако такое чтение, в отличие от просмотра легкой, развлекательной литературы, требует усилия. Великая культура, как и высочайшие горные вершины, не даются с ходу следует готовиться к их взятию. Ведь в процессе овладения духовной культурой одними только эстетическими радостями не обойтись; настоящее, то есть « понимающее», чтение это « труд и творчество» ( В. Асмус), « душа обязана трудиться!» ( Н. Заболоцкий), « светить и каких гвоздей!» ( В. Маяковский).

Книга.

* Любая книга — умный друг;

  • Чуть утомит;
  • она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

( Лопе де Вега)

* Книги — лучшие товарищи старости, в то же время они — лучшие руководители юности.

(Смайлс С)

* Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимание — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся , как сон. Все , что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.

(Карлейль Т)

* Бесспорно, книга — источник знаний, но разве дело только в этом? Книга — это источник мудрости и совести, истины и милосердия, гуманизма и доброты. Ги де Мопассан сказал: «Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро». Так вот, книга помогает быстрее подняться на вершину и никогда не опускаться. Она передает нам опыт, который не может быть итогом только одного, даже самого гениального человека.

Может быть, это покажется наивным, но я уверен, что люди, читающие Лермонтова, Толстого, Пушкина, Чехова, Твардовского, лучше тех, кто не читает, — они совестливее, требовательнее к себе, добрее. Книга — это источник из прошлого в будущее. А они неразлучны. Чем больше знаешь о прошлом, тем легче в будущем.

«Тот, кто хочет, чтобы его не поглотила бездна, должен уметь плавать», — сказал Генрих Сенкевич. Я думаю, что книга — это спасательный круг в водовороте жизни.

*Книга – чудесный мир превращений, через который мы « видим» чужую боль, страдания, радость, счастье. Она не только дает нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш учитель, с которым мы не расстаемся всю жизнь.

Отношение к родному языку ( русскому)

*Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство — русский язык — досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.

Россыпи мудрых пословиц, загадок, поговорок, сказок, чудесных былин изучаются фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу сегодняшнюю речь. Сколько красивых и мудрых слов родились в недрах народа, сколько подарили нам классики литературы и языка! Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Толстой, Куприн… Этот перечень не имеет конца…

Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур.

* Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Д.С. Лихачев.

51