«Работа со словарем на х русского языка и литературного чтения в начальной школе»

Курсовая работа

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Образование дает ребенку систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности, с его помощью ребенок развивается как личность. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от учителя к учащимся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия – богатства материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умении слагать их в одно стройное целое. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли, то есть формировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия, которые в свою очередь делятся на: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы [9, c . 12-27]. Потребность формирования универсальных учебных действий обусловливается необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися. Но только ли этому важно и нужно научить младшего школьника?

Среди требований, предъявляемых ФГОС [34,

актуальных

Но, как отмечают сами учителя и методисты, для решения этих важных задач на уроках в начальной школе словарь используется не так часто, как это могло бы быть [25, c . 386-393], если бы учителя знали и реализовывали условия эффективной организации подобной работы, что и составляет проблему нашего исследования.

15 стр., 7209 слов

Формирование универсальных учебных действий на х в начальной школе

... универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию ... универсальные учебные действия, Коммуникативныеуниверсальные учебные действия, Приложение 2. Личностные УУД -Как бы вы поступили? -Что ... творчески. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения ... 1 1. Постановка учебной задачи. Давайте предположим, чем мы ...

Цель исследования:, Задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-лингвистические и методические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий путем организации работы со словарями в начальной школе.

    2. Подобрать диагностический материал для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий и провести диагностику обучающихся.

    3. Разработать и проверить в ходе педагогического исследования систему заданий для работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения, способствующих формированию познавательных универсальных действий.

Гипотеза: организация систематической работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Методы исследования:

Базой проведения педагогического исследования является МБОУ СШ №11.

Теоретическая значимость

практическая значимость

Глава I Теоретические основы организации работы со словарем на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    1. Психолого-лингвистические основы организации работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения

Анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста (6-11 лет) позволяет нам сделать следующие наблюдения, которые изложены ниже.

«Младший школьный возраст — период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются», — так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес [23, c . 54-63].

31 стр., 15371 слов

Проблемы перевода музыкально-поэтических текстов с английского языка на русский

... жанра возрастает в геометрической прогрессии. Объектом исследования в данной работе является англоязычные музыкально-поэтические тексты и их переводы на русский язык. Предмет исследования - выявление особенностей перевода англоязычных ... явно отличается от привычной музыки. Поэтическая музыка стиха зарождается не в абстрагированном звучании поэтического слова, а в соединении его звучания и ...

Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенное в воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Однако постепенно восприятие становится более управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения.

Младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях.

Послушание младших школьников проявляется как в поведении, так и в самом процессе учения. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность являются предпосылками для успешного обучения и воспитания. В возрасте 6-11 лет дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка [32, c . 548]. В этом возрасте целесообразно начинать формировать универсальные учебные действия, так как возрастные особенности детей 6-11 лет являются благоприятными для реализации этого процесса.

У детей младшего школьного возраста ярко выражен большой познавательный интерес, который основывается на интуитивном принятии ценности знаний. Это позволяет сделать вывод о том, что использование словарей на уроках литературного чтения и русского языка является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как путем работы со словарями у детей формируются познавательные учебные действия [10, c . 115].

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарный запас, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

7 стр., 3288 слов

По русскому языку «Словари на х русского языка»

... частотный словарь. Они могут стать предметом специального исследования. Таким образом, в настоящее время учителя русского языка и литературы §3. Одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка Необходимость в специальной работе по ...

Речь

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Поэтому существует необходимость развития речи на уроках русского языка и литературного чтения, что заключается не только в обучении «умению правильно говорить», но и в пополнении словарного запаса детей путем работы со словарями. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления) [43, c . 54-60].

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний — от 2 500-3 000 до 7 000-8 000 слов, а на момент окончания начальной школы должен употреблять от 7 000-8 000 до 10 000-15 000 слов [24, c . 386-393].

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания, понимает значение слова.

Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме [22, c . 68-95].

Помимо устных видов речевой деятельности — слушания и говорения, которыми дети, приходя в школу, уже в основном владеют, но которые требуют дальнейшего и всемерного совершенствования, ученики приступают к освоению новых, письменных, видов речевой деятельности — чтению и письму, начинают осознанно пользоваться ими при изучении решительно всех других учебных предметов, при знакомстве с книгами и периодикой и т.д.

Обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, содержит реальные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного отношения к родному языку. Задача учителя — помочь детям овладеть языковыми богатствами, через язык приобщить их к общечеловеческой культуре. Учителю необходимо вводить в постоянное пользование словари, с помощью которых обучающиеся смогут совершенствовать и пополнять свои словарные запасы.

2 стр., 949 слов

Язык родной, слово родное

... отборные зерна своего поэтического слова на ниву украинского литературного языка; зерна проросли, обогатили словарь, исполнили язык новыми выражениями. Наверное, не ... язык, * Среди прекрасных братских языков. * Язык мой украинский! * Язык – это душа народная! * Ты предстаешь в ясной обнове. * Как песня, польешься, родное слово. * Ты наше чудо калиновое, любимый, материнский язык! * Д. Билоус Слово ...

Новые слова осмысливаются через употребление их в предложении, рассказе, слова известные порой раскрываются с неожиданной стороны, позволяя детям расширить свои речевые возможности. Первоклассники делают для себя языковые открытия на материале, казалось бы, простых, давно ставших доступными слов [39, c . 100-124].

Проанализировав психолого-лингвистические основы организации работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения, можно сделать вывод о том, что организация работы со словарями – неотъемлемая часть образовательного процесса в начальной школе. Дети младшего школьного возраста с легкостью усваивают новые слова, новый вид деятельности, их психолого-лингвистические особенности способствуют легкому и быстрому приспособлению пользоваться словарями в своей деятельности.

1.2 Х арактеристика лингвистических словарей, используемых в начальной школе на уроках русского языка и литературного чтения

Пополнение словарного запаса обучающихся – важный момент в работе учителя на уроках русского языка и литературного чтения. Для того чтобы словарный запас пополнялся, необходимо знакомить детей с разновидностями словарей, их особенностями и способами работы с ними.

Существующие типы словарей разнообразны. Это разнообразие объясняется, прежде всего, сложностью и многоаспектностью самого языка.

Деление словарей на типы происходит по различным основаниям: в зависимости от цели словаря, его объема, порядка расположения в нем слов, объекта описания и т. д. Существуют переводные, толковые, диалектные и региональные словари, словари сленга, исторические, неологизмов, этимологические, крылатых выражений и много других. Но мы поговорим только о тех, которые могут использоваться на уроках русского языка и литературного чтения. Необходимо отметить, что в науке о языке пока еще нет сколько-нибудь общепринятой типологии словарей, хотя попытки создать таковую предпринимались многими лингвистами.

Прежде всего, приходится различать словари лингвистические и нелингвистические. Первые собирают и описывают под тем или иным углом зрения лексические единицы языка (слова и фразеологизмы).

Особый подтип лингвистических словарей составляют так называемые идеографические словари, идущие от понятия (идеи) к выражению этого понятия в слове или словосочетании. В нелингвистических словарях лексические единицы элементы системы языка служат лишь отправной точкой для сообщения тех или иных сведений о предметах и явлениях внеязыковой действительности. Встречаются и промежуточные разновидности словарей. Кроме того, всякий словарь может быть отнесен либо к «общим», либо к «специальным» [18, c . 41-44].

2 стр., 604 слов

Поэтические особенности языка Слово о полку Игореве (Литература XI—XII веков)

... муже. Поэтическое искусство автора «Слова» проявляется и в применении им звуковых повторов, т. е. созвучий, или в начале, или в середине, или в конце слов, Повторение созвучных согласных ... свист, скрип телег половецких, напоминающий крик распуганных лебедей). Описывая битву, автор средствами языка старается передать гром мечей, треск копий, клики половцев, стон земли. Так как ...

Толковым словарем

Обычно толковые словари являются словарями современного литературного языка. Некоторые из них носят строго нормативный характер, т. е. отбирают только факты, полностью соответствующие литературной норме, рекомендуют эти факты как единственно «правильные» и отсекают все, что хотя бы немного отклоняется в сторону просторечья.

Главная задача толкового словаря – истолковать значение слов и их применение в речи, отграничить правильное от неправильного, показать связь слов со стилями языка, дать читателю сведения об особенностях падежных, родовых, залоговых, видовых и иных грамматических форм слова; попутно указывается, как слова пишутся и произносятся.

Толковые словари, как правило (но не всегда), оказываются и нормативными, т. е. объясняющими слова в соответствии с требованиями литературно-языковых норм (норма применительно к языку – это выработанное при участии литературы и принятое обществом в качестве обязательного правило, регулирующее применение слова в речи, его написание, произношение и ударение).

Так, все толковые словари русского языка – нормативные, за исключением «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля [6, c . 15-21].

Толковым словарям противостоят переводные, чаще всего двуязычные (скажем, русско-английский и англо-русский), а иногда многоязычные.

словообразовательные

исторические

, том, страницу, строку для каждого случая употребления).

диалектологические

частотные словари

фразеологические

Разновидностью фразеологических словарей являются словари «крылатых слов», т. е. ходовых цитат из литературных произведений, афоризмов знаменитых людей и др. фразеологизмов, главным образом книжного употребления, имеющих литературный источник. Обычно в словарях такого рода большое место занимают «крылатые фразы», вошедшие в культурный обиход многих народов, в том числе и такие, которые нередко цитируются в иноязычной форме, на том языке, на котором они были впервые сформулированы.

Другие специальные лингвистические словари — словари синонимов, антонимов, омонимов, иностранных слов, словари сокращений, различные словари имен собственных, словари рифм.

иностранных слов

неологизмов

Иногда различают еще нормативные и ненормативные словари. К первым относят такие, которые устанавливают определенные правила употребления слов, ко вторым — такие, где подобной задачи не ставится. Нормативным является большинство справочных словарей ( орфоэпические, орфографические ), основная масса толковых словарей. К ненормативным относятся исторические, этимологические и т. п. словари. В последнее время в связи с усилением борьбы за культуру речи стали выпускать специальные словари, показывающие нормы словоупотребления в особенно трудных случаях. Таков, например, изданный под редакцией С. И. Ожегова словарь-справочник «Правильность русской речи» (М., 1992).

12 стр., 5829 слов

Самостоятельная работа учащихся на уроке

... учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой ...

тип универсальных словарей

(приложение 1).

Существующее разнообразие словарей дает большие возможности учителю использовать их в своей профессиональной деятельности. Ведь от разновидности словарей зависят виды упражнений при работе с ними. Но важным является не только разнообразие упражнений, но и то, что, зная разновидности словарей, учитель должен знакомить с ними учеников, учить детей пользоваться словарями и самостоятельно искать дополнительную информацию.

1.3 Организация работы со словарями

1.3.1 Общая характеристика организации работы со словарями в начальной школе

Словари — сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания.

Организация работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения способствует, на наш взгляд, формированию познавательных универсальных действий.

В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарики учебников, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.

Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся составляют тематические (идеографические) и лексико-семантические группы слов.

Отбор смысловых тем для обогащения словарного запаса учащихся необходимо производить с расчетом реализации целей подготовки их к жизни. Через специально отобранную лексику языка учитель определенным образом воздействует на мышление и эмоции детей [4, c . 366-378].

При определении тематических групп (идеографических тем) для организации работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка и литературного чтения через обращение к словарям необходимо исходить из «социального заказа» общества о воспитании подрастающего поколения, обладающего «всесторонне развитыми способностями». В соответствии с этим положением первым принципом отбора тематических групп слов является социально-коммуникативный .

межпредметно-коммуникативный

В соответствии с указанными принципами актуальными оказываются следующие тематические (идеографические) группы слов: общественно-политическая лексика, морально-этическая, спортивная, лексика гигиены и здравоохранения, искусства и культуры, военная лексика (оборона Отечества), лексика права, труда.

11 стр., 5418 слов

Рассуждение каждое слово языка каждая его форма есть результат

... Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Язык есть ... уроке клюю носом, учительница говорит: «Просыпайся, воробушек!» Я смеюсь и включаюсь в работу. ... сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА. 1) ...

Каждая тематическая группа охватывает огромное число слов. Их минимизация для обогащения словарного запаса учащихся опирается на несколько принципов:

Частотный принцип

Коммуникативный принцип

Системный принцип

Стилистический принцип

Словарные занятия на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку и литературному чтению. Овладение словарным запасом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики, правописания и правильного произношения. Работа со словарями на уроках русского языка и литературного чтения формирует общеучебные универсальные действия такие, как:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

Данная работа также способствует формированию ряда логических универсальных действий:

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • синтез — составление целого из частей» и другие.

Особенность работы со словарями в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарным запасом учащихся придается в школе большое значение. Данная работа на уроках русского языка и литературного чтения должна вестись постоянно с целью обогащения словарного запаса [47, c . 34-49].

6 стр., 2918 слов

Исследовательская работа «Русский язык на рубеже XX — XXI ...

... исчезновение некоторых слов и значений, то есть изменение русского лексикона. Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком был проведен ... этому посвящена данная работа. В ней рассматриваются изменения в социальном и коммуникативном статусе разных подсистем русского национального языка. 1. Русский язык — вчера, сегодня ...

Учитель должен так организовать работу над словом, чтобы ребёнок смог запомнить его написание, чтобы оно не было для него трудным. Учитель должен знакомить обучающихся с разными типами словарей, со способами работы с ними. У школьников должно возникать желание самостоятельно обогащать свой словарный запас [13, c . 33-34].

1.3.2 Работа со словарями на уроках русского языка

Богатство словарного запаса – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Это богатство человек может познать через слово – основную звучащую единицу языка. Основной функцией слова является его обозначающая роль (предметная отнесенность) [36, c . 615]. А слово можно познать через словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык [51].

Работа со словарями охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, область их употребления, их многозначность и переносность значений, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, использование слов в речи, то есть обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий, результатами формирования которых являются:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края и другие.

Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

При организации работы со словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений [39, c . 100-124]:

  • работа над словарным запасом имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;

  • содержанием работы со словарями является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей;

  • анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

В методике существует два основных направления работы со словарями: словарно-орфографическое и словарно-семантическое. Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно [7, c . 34-51]:

1. Словарно-орфографическое направление.

В содержание работы по изучению орфографии входит овладение орфографическими правилами, а также орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Орфографические правила — это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. Все орфограммы имеют свои названия, в которых отражается прописная норма и ее место в слове. Но иногда орфографического правила недостаточно для определения правильного написания того или иного слова, поэтому появляется необходимость обращения к словарям.

В отечественной методике преподавания русского языка неоднократно предпринимались попытки создания словарей-минимумов слов для обязательного запоминания.

Авторами ныне действующих школьных учебников по русскому языку для каждого класса составлены словарики слов с непроверяемым написанием, встречающимися в упражнениях. Эти словарики даны в конце учебника в приложении под названием «Пиши правильно!».

Несмотря на это, до сих пор не выработаны единые принципы составления таких школьных словарей-минимумов. И поэтому подбор слов для них всегда носит субъективный характер.

При словарно-орфографической работе наиболее важными для учащихся оказываются разного рода орфографические словари.

Вот несколько примеров работы по этому направлению:

1 класс: «Паровоз»: учащимся предложена группа слов — «вагончиков», которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик “прикрепляет” к составу новый «вагончик» [17, c . 87]. «Шифровальщики»: учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их [15, c . 36-40].

2 класс: «Вставь букву»: используя словарь, учащиеся вставляют пропущенные буквы в данных словах. «Магазин трудных слов» : учащиеся делятся на две группы, «продавцов» и «покупателей», первая группа выбирает из словаря слова на определённую тему («Овощи», «Фрукты» и т. д.) и обозначает пропуски в них. Вторая группа детей, получая слова и пользуясь словарём, вставляет нужные буквы [49, c . 47-49].

3 класс: выпиши выделенные прилагательные, найди в словаре существительные, от основ которых они образованы. Покажи образование слов письменно [48, c . 37-40].

1) алый, пунцовый, пурпурный, багровый, рубиновый;

2) васильковый,

2. Словарно-семантическое направление.

При работе со словом здесь учитываются следующие методические принципы: экстралингвистический, парадигматический и синтагматический.

Экстралингвистический принцип выражается в соотношении слова и реалии, в сопоставлении предмета и его изображения.

Парадигматический принцип — это изучение слова в его ассоциативных связях — родовидовых, синонимических, антонимических, тематико-смысловых, лексико-семантических, деривационных [50, c . 192].

Синтагматический принцип заключается в демонстрации возможного словесного окружения нового слова с целью выяснения его валентных связей. Методическое средство реализации — составление словосочетаний и предложений с изучаемыми словами.

Для словарно-семантического направления характерно обращение к словарям синонимов и антонимов, толковые словари и др.

Как отмечал Н.М. Пешковский, «нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано» [52].

То есть, работа над словом должна вестись одновременно и в словарно-орфографическом и словарно-семантическом направлениях. Однако на практике зачастую оказывается, что словарная работа на уроках русского языка сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы с акцентом исключительно на орфографию. Лексической стороной, как правило, пренебрегают. В связи с этим, школьники заучивают орфограммы механически, не соотнося графический образ слова с его смыслом. Отсюда обилие речевых и грамматических ошибок.

Большой проблемой остается и тот факт, что учащиеся далеко не всегда обращаются к соответствующим словарям.

Вследствие этого многие ученые-методисты высказываются о необходимости создания единой системы правил, по которым должна проводиться словарная работа. В основе этой системы единство словарно-орфографического и словарно-семантического направлений. Ниже приведены примеры упражнений для работы по этому направлению.

1 класс: Как только ученики научатся бегло читать, а также познакомятся с темой «Ударение», целесообразно начать работу над стендом «В мире слов» , который может содержать следующие рубрики [3, c . 145-157]:

  1. Значение слова (даётся толкование слова и иллюстрация его значения, выполненная детьми)

  2. Слова-родственники (совместно придумываются однокоренные слова)

  3. Присмотрись к слову! (даются наиболее употребительные в речи словосочетания с изучаемым словом)

  4. Произноси слова правильно! (нормы правильного произношения, ударение)

  5. Когда так говорят? (конверты-кармашки для загадок, пословиц, поговорок, считалок, стихотворений с данным словом)

появление рубрики «К истокам слова»,

2 класс: п рочитай разговор папы и сына правильно с помощью орфоэпического словаря [49, c . 47-49]:

— Что ты такой скучный?

-Я не нарочно.

-Чтобы не было скучно, давай сделаем скворечник.

-Можно, я сначала позавтракаю?

-Ну конечно, сейчас поджарим яичницу.

3–4 классы : «Телеграмма» : учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами. «Переводчики» : учащиеся с помощью словарей иностранных слов дают объяснение предложенным словам [16, c . 43].

Упражнения, приводимые выше, можно использовать как домашнее задание, ведь полученные учениками на уроках знания должны закрепляться с помощью домашней работы.

Работу со словарями можно и нужно включать не только в отдельные уроки, посвященные словарям, но и в уроки, темы которых не связаны со словарями ( п риложение 2 ).

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность [40, c . 37-58]. Благодаря такой работе у учителей появляется еще одна возможность формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

1.3.3 Работа со словарями на уроках литературного чтения

Работать со словарями необходимо не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Дети должны уметь определять с помощью словарей не только правильное написание слов, но и их значение, смысловую окраску, выразительность и точность.

На взгляд специалистов, целесообразно проводить работу со словарями не фрагментарно, исходя из конкретных целей и задач урока, а систематически, с первого по четвёртый класс [42, c . 245-260]. Чаще всего работа со словарями на уроках литературного чтения сводится к тому, что учащиеся прибегают к помощи только толкового словаря, однако даже в начальных классах полезным окажется знакомство учащихся со словарями разных видов: фразеологическими, синонимов, ударений, иностранных слов, этимологическими, энциклопедическими. Желательно, чтобы словари постоянно находились в классной комнате и дети могли свободно пользоваться ими не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе обучения в школе приступили к овладению словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками, создавая на уроках литературного чтения ситуации поиска лексического значения слова, а также использовать возникшие спонтанно ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы.

В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй [8, c . 10-17].

Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путем наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа. В этот момент нужно включать в работу словари, учить детей ими пользоваться. Примерами упражнений могу стать задания, приведенные ниже [41, c . 87-90].

2 класс: « Справочное бюро»: учащиеся в толковом словаре ищут пояснения к данным словам, определяют разность их значений.

3 класс: Найди в словаре «Произноси правильно» примеры существительных с подвижным ударением.

2 класс : Открой словарь и найди слово « ведать » . Прочитай, что о нем написано. Какие сведения оказались для тебя новыми? Неожиданными?

В отличие от уроков русского языка, на уроках литературного чтения воспитывается внимание не столько к грамматической, сколько к лексической стороне слова. И прежде всего объектом внимания становятся слова, необходимые для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Поэтому большое значение для понимания текста и элементарной характеристики образа имеет выбор слова из многочисленных его значений, синонимов.

3 класс : Целесообразно познакомить учащихся с этимологическим словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологизмов. В этот период обучения в уроки литературного чтения можно ввести пятиминутку «Интересные факты о русском языке», в которую будут входить рассказы о значениях слов, об их произношении, «Почему стали так говорить?». К каждому уроку ученики готовят небольшой рассказ о каком-либо интересном факте из русского языка. Проводить эту пятиминутку стоит не меньше раза в неделю.

3 класс: Пользуясь “Словарем”, решите ребусы [21, c . 37]. Подберите слово с нужным количеством букв:  работа со словарями на уроках литературного чтения 1

Научить детей начальных классов различать оттенки значений слов, их образность — важнейшая задача, обусловливающая не только развитие речи детей, но и понимание произведения, его идейную значимость. Вместе с тем работа над словом в процессе чтения текста воспитывает внимание детей не только к лексическому и фразеологическому богатству русского языка, но к слову-понятию, значению слова.

В процессе работы со словарями необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной живой речи.

Примеры упражнений:

2 класс: «Диктор»: учащимся даны слова, в которых необходимо расставить ударения, и произнести их правильно [19, c . 58].

2 класс: Объясни с помощью словаря, какие слова помогли писателю Н. Носову придумать имена Незнайки и его друзей.

Незнайка, Знайка,

Винтик, Сиропчик,

Пилюлькин, Цветик,

Торопыжка, Авоська .

3-4 классы:

Отбор словаря для изучения и включения в речь учащихся зависит от того, какие знания должен получить ученик в связи с данной темой. Выбор слова для объяснения зависит от характера контекста, его общего содержания, ибо следует определить, насколько оно значимо в тексте, в какой мере помогает вскрыть основную мысль произведения, объяснить или охарактеризовать те или иные поступки героя.

Таким образом, в содержание работы со словарями на уроках литературного чтения включается [8, c . 10-17]:

1) обогащение речи учащихся словами на основе развития представлений и понятий;

2) уточнение значения известных слов путем непосредственных наблюдений за предметом и рассмотрения слова в контексте, установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом;

3) расширение сферы употребления знакомых и новых слов, сопоставление употребления изученных слов в данном и каком-то другом (ранее или позднее изученном) контексте, включение слов в новый контекст;

4) изучение путем наблюдения над словом в тексте его стилистической роли и основных лексических категорий;

5) работа над образными средствами языка в тексте;

6) употребление слов учащимися в связной речи, осознание их смысловых и грамматических связей.

Но не стоит забывать о том, что работа со словарями должна вестись не только на уроках, но и дома. Дети должны учиться самостоятельно пользоваться словарями, и этому эффективно поспособствует домашнее задание, связанное со словарями.

Например:

Чайник, багажник, ледник , заповедник и т.д.

приложение 3)

Систематическая работа учителя с использованием словарей на уроках литературного чтения учит детей самостоятельной поисковой деятельности, развивает интерес к изучению родного языка, способствует обогащению словарного запаса обучающихся, улучшает качество чтения ребенка – осознанность, ведь без понимания значений слов, мы не сможем прочитать какой-либо текст осмысленно, понять его скрытый смысл и идею.

1.3.4 Работа со словарями во внеурочной деятельности

Внеурочная, или внеклассная работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках языковой личности. Это игры, утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов и т.д. Эта работа проводится в школе после уроков, она ориентируется не на обязательные стандарты-минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы обучающихся.

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературному чтению направлена на выполнение ее основных задач [29, c . 234-240]:

  1. Развитие у детей интереса к предметам «Русский язык» и «Литературное чтение», к живому языку, к речи.

  2. Развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам.

  3. Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой.

  4. Углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.

Данные задачи могут реализовываться при включении во внеурочную работу работы со словарями. Благодаря этому, появляется возможность проводить отдельные занятия, посвященные знакомству с новыми словами, их значениями, научению детей пользоваться словарями и свободно ориентироваться в них.

«Загадки русских слов»,

языковые игры

По весомости дидактического материала игры подвергаются классификации:

  1. По видам деятельности

  • Игры, в основе которых лежит наблюдение.

  • Игры на конструирование.

  • Игры на изобретение новых структур.

  • Творческие игры.

  1. По языковому материалу:

  • Словесные.

  • Грамматические.

  • Буквенные

Ниже дается краткое описание языковой игры со словарями (Школа творческого мышления).

Игра на наблюдательность и сообразительность:

Необходимо найти в этих 4 словах какую-то скрытую закономерность, скрытую связь.

Ответ: завод

воробей

работа

береза

составьте подобные задачи с «секретом».

В применении таких игр важно, чтобы дети не только решали готовые задачи, но и сами составляли их.

создание уголка русского языка

Еще один вид внеклассных занятий — викторина . Вопросы к ней могут составлять сами школьники. В этом детям помогут различного вида словари. Например: «Сколько значений у слова «огонь»?», «Расставь ударения в словах: тефтели, договор, творог, щавель».

тесты на уровень сообразительности

Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению позволяют заинтересовывать детей в изучении родного языка и развивать их способности и одаренности в этой области, но стоит понимать, что первые признаки способностей к занятиям любым видом деятельности проявляются еще в семье, где велика роль родителей [29, c . 234-240]. Поэтому при поступлении ребенка в школу, учителю необходимо проводить работу не только с учеником, но и с его родителями. Родителей можно привлекать к участию в проведении школьных мероприятий. Например:

На утреннике «От истоков русского языка» можно поставить сценку «Крестьянская жизнь», в которой примут участие родители обучающихся. Главной задачей этой сценки будет: определить значение слов, вышедших из употребления.

Помимо участия в занятиях, родители должны проводить работу с детьми дома, для этого стоит задавать домашние задания детям, требующие помощи родителей. Например:

Составь словарь профессионализмов в речи мамы или папы.

Таким образом, внеурочная деятельность играет большую роль в обучении детей. Во внеурочной деятельности можно применять те методы, которые не всегда подходят для урочных занятий. Благодаря этой деятельности появляется возможность для более углубленного знакомства детей с разными видами словарей, что позволяет воспитывать интерес у обучающихся к родному языку, к его самостоятельному изучению. Роль внеурочных занятий повышает, познавательный интерес обучающихся, социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

Заключение

Изучив педагогическую и учебно-методическую литературу по данной теме, мы можем сделать вывод о том, что с приходом ребенка в школу перед учителем стоит задача не только научить его правильно читать и писать, но и приобщить к изучению родного языка, в том числе в процессе обучения работе со словарями.

Мы проанализировали психолого-лингвистические основы организации работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения и сделали вывод о том, что организация работы со словарями – неотъемлемая часть образовательного процесса в начальной школе. Рассмотрев существующее разнообразие словарей, выяснили, что это разнообразие дает возможности учителю использовать словари в своей профессиональной деятельности: знакомить учеников со словарями, учить детей пользоваться словарями и самостоятельно искать дополнительную информацию.

Исследовав педагогическую и учебно-методическую литературу, мы предполагаем, что проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность. Она учит детей самостоятельной поисковой деятельности, развивает интерес к изучению родного языка, улучшает качество чтения ребенка.

Также можно сказать, что целесообразно использовать работу со словарями во внеурочной деятельности, так как в ней можно применять те методы, которые не всегда подходят для урочных занятий, благодаря чему появляется возможность для более углубленного знакомства детей с разными видами словарей.

Изучив выше изложенный материал, мы пришли к выводу о том, что эффективности работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения способствует разнообразие видов деятельности на разных этапах урока, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательного процесса. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач.

Эффективность образования зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности на различных этапах учебной деятельности, будь то урок литературы, русского языка или внеклассной работы.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/slovarnaya-rabota-na-urokah-literaturnogo-chteniya/

  1. Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Сов. Энциклопедия, 1969.

  3. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку — М., 2007, с. 145-157

  4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка / и др.; Под ред. М.Т. Баранова. — М.: Просвещение, 2001 . – 366-378 с.

  5. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников/Г.В.Бобровская// Начальная школа – 2003- № 4- С.47- 52.

  6. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В.Бобровская// Начальная школа – 2002 — № 6, с. 15-21

  7. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 2010, с. 34-51

  8. Воюшина М. П. Методика обучения литературному чтению. – М: Академия, 2013, с. 10-17

  9. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после. – 2015. — №5, с. 24

  10. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: дис. на кпн. Челябинск: ЧГПУ, 1989 – с. 115.

  11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3. – 1999.

  12. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. — Л., 1975.

  13. Иванова А.М. Урок, посвященный словарям //РЯШ. — 2012. № 6. -с. 33-34.

  14. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 2012, с. 12-27

  15. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Книга для учителя. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2010, с. 36-40

  16. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Рабочая тетрадь 4 класс – М.: Просвещение, 2011, с. 43

  17. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник 1 класс – М.: Просвещение, 2011, с. 87

  18. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. — 2014. — № 2. — с. 41-44.

  19. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Учебник, 2 класс. Ч.2 – М: Просвещение, 2014, с. 58

  20. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса. 2012, с. 50

  21. Кубасова О. В. Литературное чтение: Любимые страницы. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. 2011, с. 43

  22. Крысин Л.П . Жизнь слова. – М., 2010, с. 68-95

  23. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 2005, 54-63

  24. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах — М, 2013г, с. 386-393

  25. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2 000 антонимических пар, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1984.

  26. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 2015 – С. 112-115

  27. Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка. – М., 2005.

  28. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – 4 изд, доп. – М., 2001.

  29. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку и литературному чтению — М., 2009, с. 234-240

  30. Петрова М. Словарь крылатых выражений. – М.: РИПОЛ-Классик, 2011.

  31. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология 2-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 2015. — 548 с.

  32. Полякова А. В. Русский язык. Учебник, 4 класс. Ч.2. – М.: Просвещение, 2014.

  33. Приказ МИНОБР РФ от 1.01.2011 №3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, с. 4

  34. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов — М; Просвещение, 2013, с. 376-378 .

  35. Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106., т. III, кн. 1 М., 2008, 615 с.

  36. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Учебник, 4 класс. Ч.2.- М.: Просвещение, 2014.

  37. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М.: Юнес, 2003.

  38. Сергеев В.Н . Словари – наши друзья и помощники. – М.: Просвещение, 2014, с. 100-124

  39. Серов В.В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: Локид-Пресс, 2005.

  40. Соловейчик М.С., Жедек П.С. Светловская Н.Н Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./. – М:Просвещение,2013, 37-58

  41. Стефаненко Н. А., Горелова Е. А. Литературное чтение: методические рекомендации, 1-4 класс – М: Просвещение, 2014, с. 87-90

  42. Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения/В.П.Стрекозин. – М.: Просвещение, 2011, с. 245-260

  43. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. — М.: Просвещение, 2010, с. 54-60

  44. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах — М., 2006, с. 115-127

  45. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь, 28-е изд. — М.: Просвещение, 1973.

  46. Федоров А. Толковый словарь устаревших слов и фразеологических оборотов русского литературного языка. – М.: Восток-Запад, 2012.

  47. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: «Эйдос, 2012, 34-49.

  48. Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯШ. — 2009. — № 4. — с. 37-40.

  49. Чуракова Н.А. Русский язык 2 класс: Учебник: В 3ч.

    /М.А. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.:Академкнига/Учебник, 2011, с. 47-49

  50. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык : Учебник для педагогических институтов – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 2014. — 192 с.