Репортаж: стратегии наглядного представления события

Курсовая работа

Актуальность выбранной темы, главным образом, заключается в том, что в современных средствах массовой информации такой жанр как репортаж играет очень важную роль. Сейчас довольно трудно представить газету или любое другое печатное издание, которое игнорирует этот жанр. Ни один выпуск новостей не обходится без репортажа.

Степь разработанности данной темы очень велика. На протяжении многого времени исследователи в области журналистики занимались изучением репортажа и сейчас имеется множество книг и исследований на эту тему. Наиболее яркими исследователями в российской журналистики стали М.Н. Ким и его многочисленные работы, одна из которых «Репортаж: технология жанра», Шостак М.И. и его труд — «Репортер: профессионализм и этика». Новизна данной курсовой работы заключается в обобщении множества материалов на тему изучаемого жанра.

Цель исследования: проанализировать специфику репортажа.

Задачи исследования:

  • дать определение понятию «репортаж»;
  • изучить особенности и структуру данного жанра;
  • проанализировать материалы газет;
  • разобраться какую роль в современных средствах массовой информации занимает репортаж.

Объект исследования — характерные особенности жанра «репортаж».

Предмет исследования — материалы книг по журналистскому мастерству, периодические издания.

Основными методами исследования, послужившие написанию данной курсовой работы, были системный анализ и метод обобщения изученных материалов на тему репортажа.

1. Репортаж как жанр журналистики

«Жанр — это исторически складывающийся тип произведения.

Жанр есть конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах — своеобразной композиции, образности, речи, ритме». Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста. СПб.: Изд-во Питер,2011. С.344.

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX века и имело значение «сообщать». Изначально репортажный жанр включал в себя публикации, извещавшие читателей о ходе различных судебных заседаний, собраний и т.д. Позже это стали называть «отчетами», а «репортаж» того времени напоминал современные очерки. На данный момент репортаж — один из излюбленных жанров журналистов. Но не стоит путать репортажи с заметками.

2 стр., 1000 слов

Методы исследования в дипломной работе

... методы исследования, а это значит, досконально понимать его суть, ведь в дипломной работе обязательно дают обоснование, почему выбран тот или иной метод. Про методы исследования в дипломной работе также смотрите в видео: Как правильно построить структуру дипломной работы ...

«Заметка — это краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы». Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2002. С.53.

Например, в газете «Комсомольская Правда Кубань» (выпуск 11-12 апр.2014г.) на странице 4 представлена заметка под названием «В Сочи распустился «Черешневый лес»».

В тексте коротко говорится о том, что известные люди страны, посетив город-курорт, посадили саженцы черешни (см. Приложение А.) или другой пример в «Комсомольской Правде Кубань» (выпуск 9-10 апр. 2014 г.) на 1 странице журналист Андрей Горелов написал заметку для любителей путешествий на лайнерах «Туристы смогут ездить в Стамбул без загранпаспорта» (см. Приложение Б.)

Виталий Третьяков в своей книге «Как стать знаменитым журналистом» дает такие определения репортажа: «Репортаж — это информационный жанр, используемый для рассказа о всех основных, а также наиболее впечатляющих стадиях развития события, как посредством личных наблюдений (что обязательно), так и с помощью слов участников или очевидцев произошедшего. Используется для описания сложных и длящихся событий. Не только допускает, но и предполагает личные, в том числе и эмоциональные авторские оценки, а также первичный и вторичный комментарии. Репортаж — это жанр, через который реальная жизнь в наименее искаженном виде доходит через СМИ до аудитории» Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М.: Изд-во Алгоритм, 2010. С.550.

1.1 Место и роль репортажа в системе жанров журналистики

Роль репортажа в современных средствах массовой информации, несомненно, очень велика. Сейчас на фоне сложившейся обстановки на Украине этот жанр как нельзя лучше демонстрирует свою значимость. Ведь репортаж — это сообщение с места событий, спецификой которого является оперативность. Жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1997.С.192.

Современная периодическая печать, и особенно российская, продвинулась далеко вперёд. Это стало возможным благодаря развитию глобальной сети интернет и увеличению числа пользователей. Во всемирной паутине появился новый жанр — оперативный репортаж с места события. Благодаря этому технологическому новшеству, журналисты сегодня могут передавать информацию в любую точку земного шара. «И хотя для журналистов такие репортажи бывают часто сопряженными с большими трудностями и даже с риском для жизни, они воспринимаются с большим интересом и существенно увеличивают аудитории» Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1997.С.192..

1.2 Виды репортажа и его природообразующие элементы

журналистский жанр событие репортаж

Репортаж, как и любой другой жанр в журналистике имеет свои разновидности.

1) Событийный репортаж (самый распространенный вид)

Отличительные черты этой разновидности репортажа заключаются в актуальности темы и оперативности ее передачи читателю.

С точки зрения актуальности, событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме. «Именно для данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, наконец, погружение репортера в само событие, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит наглядное отображение в тексте как результат непосредственных авторских наблюдений» Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.202..

3 стр., 1281 слов

Жанр интервью в ярославской областной ежедневной газете «Золотое кольцо»

... собеседника, но и раскрыть личность журналиста. Актуальность выбранной темы Объектом исследования в данной научной работе является жанр интервью. Предметом, Цель данной работы Данная цель предполагает решение следующих задач : 1. осветить основные ...

2) Аналитический (проблемный) репортаж

Этот вид репортажа основывается на авторских выводах и обобщениях, несет в себе элементы анализа и ориентирован не только на то, что бы наглядно описать событие, но и выяснить причины его развития и возникновения. Движение темы происходит по схеме: тезис — аргумент — вывод. Поэтому автору важнее всего показать логику развития события, факты, которые предшествовали этому событию и случаи, которые могут объяснить сложившуюся ситуацию. В аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения, т.к. для раскрытия сути проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько подобных событий, происшедших в различных местах в разное время, но обусловленных одними и теми же причинами.

В отличие от других разновидностей репортажа, в аналитическом репортаже факты предоставляются в обобщенном виде, как итог уже осмысленной и проанализированной информации.

3) Познавательно-тематический репортаж

Эту разновидность репортажа можно так же разделить еще на несколько подпунктов: специальный, расследовательский и комментированный.

В каждом из этих подпунктов на первое место выдвигается описание автором актуальной и интересной ситуации из жизни. Поэтому на первом плане познание и раскрытие неизвестной стороны какого-либо события или явления, а не оперативный повод.

Специальный репортаж готовится журналистом лишь тогда, когда та или иная проблема или ситуация требует от репортера всестороннего и тщательного изучения, поэтому специальные репортажи, как правило, поручают самым опытным журналистам и времени на его написание дают больше, чем на обычные материалы.

В специальном репортаже главную роль играет значимость для общества и актуальность материала, а оперативная подача фактов играет лишь второстепенную роль. В отличие от специального репортажа, в репортаже расследовании главный упор делается на самом процессе познания репортером конкретной ситуации и роли журналиста, которую он занимает в ходе расследования. Иногда журналисту необходимо на время поменять профессию, использовать метод « включенного наблюдения».

По своей форме репортаж-расследование немного напоминает детективный роман, но строится лишь на документальных фактах и свидетельствах.

4) Репортаж-комментарий

Этот вид репортажа отличается тем, что нацелен не на подробное освещение конкретного события, а на его развернутый комментарий. Репортер может растолковать читателям суть события, но не интерпретировать его глубоко, давая читателям простор для воображения.

«В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий — пространное разъяснение факта; синхронный комментарий — разъяснение фактов до мельчайших деталей; комментарий специалиста — факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий — толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области и т.д. Во всех случаях репортажный комментарий должен обязательно быть соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией и т.д.»

6 стр., 2708 слов

Самое замечательное событие в моей жизни!

... себе внимания. Но этот день, когда он появился в моем доме, стал самым незабываемым и памятным событием в моей жизни. Вариант 2 Жизнь каждого человека наполнена различными действиями. Какие-то легко забываются, ... я смогу стать лучшим старшим братом в мире и мои родители смогут гордиться своими детьми. Сочинение Памятное событие У каждого человека есть памятное событие, которое он никогда не забудет. ...

Таким образом, на основе приведенных видов репортажа мы можем смело сделать вывод о том, что этот жанр можно классифицировать по разным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический и проблемный), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий).

Но, несмотря на такую подробную классификацию у всех этих видов есть общность — репортаж сохраняет свою информационную природу.

Природообразующие элементы репортажа:

  • последовательное воспроизведение события — динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;
  • наглядность — создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;
  • предельная документальность — репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);
  • эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;
  • активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

2 Технология создания репортажа

М.Н. Ким в учебнике « Репортаж: технология жанра» пишет, что для создания репортажа необходимо использовать биографические методы и методы прогнозирования.

«Среди методов сбора первичной информации в журналистике можно выделить метод публицистического прогнозирования, который способствует «созданию целостного представления о времени, где присутствует прошлое, настоящее и будущее». Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.112.

К основным типам прогнозов относят:

  • Поисковые (Такие прогнозы отвечают на вопросы: в каком направлении идет развитие? что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций?);
  • Нормативные (Имеется в виду прогнозирование того, как достичь желаемого на основе заранее определенных норм, идеалов и целей).

Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.115.

Биографический метод заимствован из смежных областей познания, таких как: литературоведение, социология, психология и история и впервые был использован в 1920 году американскими учеными.

В основе биографического исследования — изучение всей жизни человека. При использовании биографического метода следуют разным правилам, благодаря которым исследование получается более обширным. Следовательно «летопись жизни» конкретного человека сопоставляется с историей общества, в которой индивид живет, а так же, изучая биографию определенного человека, журналисты стремятся показать не только ту среду, то общество, в котором жила личность, но и динамику жизни человека, пытаясь проанализировать и осмыслить поведение индивида в разных ситуациях. Таким образом, происходит реконструкция жизни человека.

19 стр., 9156 слов

Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...

... репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в ... времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, ...

В журналистской практике с помощью данного метода собираются различные материалы, свидетельства и документы, материалы из семейных архивов, воспоминания свидетелей или очевидцев какого-либо события.

Журналисты, которые используют данный биографический метод, в основном, используют биографическое интервью.

Теоретики выделяют следующие виды интервью:

  • Лейтмотивное (респонденту помогают сразу подойти к определенной теме, чтобы усердие рассказчика и склонность к повествованию были использованы с наименьшими потерями);
  • Нарративное (собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий);
  • Открытое (интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого, который — по типу повседневного разговора задает наводящие вопросы).

Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.116.

А.В. Колесниченко в своем пособии «Практическая журналистика» пишет, что важную роль при создании репортажа играет общение с людьми, ведь именно они находятся в центре, вокруг них развиваются события.

Главная цель в общении, не столько получить ответы на заранее подготовленные вопросы, сколько дать человеку возможность выговориться, а отход от темы идет лишь на пользу репортажу.

Автор «Практической журналистики» говорит так же о существовании правила относительно того, когда можно покидать место события. Его суть заключается в том, что уйти можно лишь тогда, когда журналист определился с линией повествования, началом и концом репортажа.

А.В Колесниченко пишет, что репортаж — это всегда движение от точки А к точке В, путь, который проделывает читатель вместе с журналистом.

Линии повествования:

  • Хроника (подходит для описания мероприятий, подобные репортажи начинаются утром, а заканчиваются вечером);
  • Путешествие (подходит для реального путешествия или ознакомления с темой, когда журналист изучает место действия, беседует с участниками, по такой схеме пишут репортажи из закрытых учреждений);

— Развитие доказательства (в данном случае по-новому раскрывается старая тема, изначально журналист показывает читателю привычную версию того или иного события, а в процессе полностью переворачивает первоначальные представления на основе конкретных фактов).

Завершать любой репортаж необходимо выводом журналиста или цитатой, отражающей суть описываемого события.

Перечень элементов «правильного» репортажа:

  • наличие конкретной цели;
  • особенный аспект;
  • конфликт;
  • хроника события;
  • главные действующие лица;
  • цитаты
  • ощущения;
  • детали;
  • информация о действующих лицах;
  • информация в целом.

Благодаря этим основным элементам журналисту легко понять чего не хватает тексту и на каких моментах не стоит заострять внимание.

2.1 Средства формирования «эффекта присутствия»

«Эффект присутствия» — создание при помощи выразительных средств журналистики зримой картины, позволяющей зрителю (слушателю, читателю) ощутить себя находящимся на месте события. Используется также понятие эффект реальности. Считается, что это явление относится прежде всего к кинематографу и аудиовизуальным СМИ, к телевидению, а также к виртуальным образам, создаваемым на основе компьютерной техники, однако ряд исследователей полагает, что эффект присутствия может быть присущ и печатным СМИ, в том случае, если читатель проникается чувством сопричастности к изображаемым событиям. http://smi.academic.ru/250/Эффект_присутствия (дата обращения: 17.04.2014)

10 стр., 4887 слов

Репортаж: от теории к практике

... репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии ... жанров. Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы ... детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. ...

Задача любого журналиста при создании репортажа в том, что бы дать возможность читателям увидеть описываемое событие глазами очевидца, а именно создать «эффект присутствия», добавить яркие детали в описание, главная цель которого — вызвать эмоции у аудитории, ведь читают текст не для того, что бы узнать о событии, а чтобы его пережить. Поэтому зачастую репортаж называют одной из разновидностей эмоциональной публицистики, он литературен.

Так в газете «Комсомольская Правда Кубань» (выпуск вт. 15 апр. 2014 г.) журналист Андрей Горелов в своем репортаже «Кубанские казаки в Крыму…» достигает «эффекта присутствия» при помощи мини-диалогов, описаний собственных переживаний: « Я вышел. Мое сердце колотилось, как двигатель болида «Формулы-1» на пятой передаче. «Ну все, приплыли», — подумалось. Сейчас опять к чему-нибудь начнет придираться и отправит домой.»».

Существует два варианта достижения этой цели:

1. Изложение динамики авторских переживаний

2. Изложение динамики события

2.2 Детализация в репортаже

Детализация — это конкретизирование, уточнение.

В журналистике детализация — это использование подробных фактов.

Средства, благодаря которым достигается «эффект наглядности» различны:

  • использование мини-интервью, небольших диалогов могут помочь репортеру воспроизвести в репортаже речь действующих лиц, внося живые голоса реальных людей;
  • использование подробностей и ярких деталей. Эти содержательные элементы с легкостью могут описать поведение людей, показать внешнюю обстановку, рассказать об объектах или предметах материального мира.

Таким образом, благодаря этим средствам, читатель погружается в атмосферу текста, созданную репортером.

3 Репортаж: стратегии наглядного представления события

Традиционные методы наглядного представления события: наблюдение, эксперимент, интервью.

Среди традиционных методов первоначальным считается — наблюдение. Ведь только журналистское наблюдение носит целенаправленный характер и предполагает не только восприятие окружающей действительности, но и иногда участие в ней.

Наблюдение бывает включенным и невключенным. Включенное наблюдение предполагает активное участие журналиста в событии, а невключенное заключается в том, что журналист находится за пределами происходящих событий и не контактирует с участниками.

Ярким примером включенного наблюдения может служить репортаж корреспондента Дарьи Асламовой «Грузины, как 200 лет назад, готовы звать Россию на помощь от «съедения» Турцией» в газете Комсомольская Правда Кубань (вт, 15 апр. 2014г.).

Журналистка едет в поезде из Тбилиси до Батуми и рассказывает о своих впечатлениях, о людях, с которыми ей удалось пообщаться и о том, что увидела.

Метод наблюдения довольно часто применяется в журналистике, что обусловлено рядом причин:

33 стр., 16334 слов

Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на ...

... журналистики и тд. освещается Добросклонской Т. Г., указываются особенности жанра, контента, однако при этом феномен дискурса используется выборочно не вполне системно. Объектом - данной дипломной работы были выбраны спортивные ... социальной интеграции. Восприятие спортивных состязаний во многом опосредовано деятельностью масс-медиа, информирующих об актуальных событиях и способствующих внедрению ...

1) включаясь в событие журналист может подробно проследить его хронику, создается эффект сопричастности к тому, что происходило на глазах у автора;

2) наблюдение за поведением людей позволяет увидеть многие детали, в тексте, как правило, их отражение отличается яркостью и живостью;

3) репортер, являясь очевидцем того или иного события фиксирует свои оценки и суждения, независимо от постороннего вмешательства, выделяя тем самым главные и второстепенные.

Существуют определенные сложности в использовании метода наблюдения. Например, репортер чаще имеет дело с частными ситуациями, которые не всегда возможно заново «проиграть» и проблема, главным образом, состоит в необратимости определенных явлений социальной жизни, далее — человеческие эмоции, которые могут повлиять на субъективные оценки, интересы или стереотипы, люди намеренно могут изменить тактику поведения, если знают, что за ними ведется наблюдение.

Второй метод наглядного представления — это эксперимент.

«Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя». Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М., 1970. С.36.

«В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации». Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.72.

Существуют некоторые моменты, которые стоит учитывать при планировании и проведении эксперимента:

  • определение целей и задач
  • выбор предмета изучения
  • определение места действия

Журналистский эксперимент проводится лишь в том случае, когда стоит задача более плотного проникновения в жизнь с целью узнать настоящее поведение людей, проверить те или иные гипотезы по поводу определенного объекта социальной действительности. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.74.

Технология интервьюирования как один из методов наглядного представления события.

«Интервью — это целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, телевидению) ». Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М.: Изд-во: Флинта: Наука, 2004. С.168.

Виталий Третьяков пишет, что основной целью и содержанием интервью является передача слов и мыслей человека, значимого вообще или в контексте случившегося события, причем слов и мыслей, появившихся не спонтанно, а благодаря специально поставленным журналистом вопросам.

«Идя на интервью, даже самое протокольное, всегда нужно ориентироваться на максимальную цель, дабы достичь хотя бы минимальной. Максимальная — это постараться получить от интервьюируемого то, что он никогда раньше не говорил, а еще лучше — то, что и не хотел говорить». Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М.: Изд-во Алгоритм, 2010. С.550.

3.1 Отражение основных и обогащающих элементов события

М.Н. Ким в своей книге « Репортаж: технология жанра» сравнивает репортаж с тканью, которая создается при помощи различных содержательных элементов, таких как факты, подробности, подлинные документы, события, комментарии, оценки и мнения, лирические отступления. По мнению автора, именно с помощью данных элементов выражается отношение пишущего к описываемому событию.

16 стр., 7690 слов

Репортаж в современной журналистике на материалах журнала «Русский ...

... конкретном событии, происшествии….». Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати. А.А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа « ... М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в ...

В репортаже факты являются основой события. Факты в репортажном тексте могут быть представлены в виде чисел, дат, показаний свидетелей, документов — все это образует документальную основу материала. Если к факту добавить авторское мнение, то он получает субъективную окрашенность. Особенно ценятся такие факты в репортаже, когда репортер способен выразить с их помощью всю полноту описываемых событий, передать эмоции людей, настроение, переживания.

Одним из примечательных признаков репортажа является наглядность. М.Н. Ким пишет, что к эффектам наглядности можно отнести: создание образной картины происходящего (с помощью ярких и запоминающихся деталей), использование в репортажном описании подробностей, последовательное воспроизведение хода события, показ участников события через их портретные и речевые характеристики, передачу эмоциональной и психологической атмосферы происходящего, наконец через «эффект присутствия» автора на месте события. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.180. Данные элементы не только обогащают и отражают события, но и создают целостную картину происходящего.

Еще одним важным элементом репортажа являются подробности. Они необходимы для обрисовки местности, природы, внешности героев и обстановки, но при этом подробности не должны быть сильно развернутыми, задача заключается в создании определенного фона. « Если подробности касаются психологической характеристики персонажей, то с их помощью конкретизируются наиболее значимые человеческие поступки, определенным образом повлиявшие на исход события». Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.181. Делая портрет персонажа, репортер должен соотносить поведение людей с конкретными событиями.

Так же к одной из характеристик репортажа можно отнести документализм отображения действительности. В.В. Ученова пишет, что документализм воплощает собой и специфику отражательно-познавательных сторон данной деятельности, и одно из главных средств завоевания читателя, слушателя или зрителя. Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М.,1978.С.60.

Что бы репортеру достичь максимальной достоверности необходимо в собственных суждениях и эмоциональном состоянии быть точным. « При этом документализм описания достигается за счет непосредственных авторских впечатлений, так как репортер в данном случае выступает очевидцем события. Именно поэтому в репортаже важна не реконструкция и ретроспекция события, а показ того, что происходило на глазах автора, не творческий вымысел, который в принципе возможен в очерке или фельетоне, а живая картинка с натуры». Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.181.

Благодаря этим характеристикам: наглядности, подробностям и документализма отображения действительности, репортаж не только отражает и обогащает основные элементы события, но и сохраняет свою целостность.

3.2 Способы повышения внимания аудитории к событию

В печатных средствах массовой информации, на радио, в интернете и телевидении способы повышения внимания аудитории к событию различны.

В печатных изданиях элементами привлечения внимания аудитории служат такие элементы как: фото, инфографика, броские заголовки.

12 стр., 5758 слов

Особенности спортивного репортажа

... СМИ, радио и телевидения. Объект: репортаж как особый жанр журналистики Предмет: спортивный репортаж Глава 1. Репортаж как особый жанр журналистики 1.1 Особенности репортажа Слово репортаж пришло в русский язык из ... данный жанр, так как на подготовку репортажа отводится очень мало времени. Оперативность и отображение событий в настоящем времени требует от автора чувствовать не только информацию, но ...

В настоящее время фотографии в печатных средствах массовой информации играют важную роль. Они стали неотъемлемой частью газетной полосы. Фотоиллюстрации несут в себе дополнительную информацию, передают атмосферу событий, описанных в статье, привлекают внимание к тексту. Фотография выполняет в газете разные функции, главная из которых — привлечение внимание читателя. (см. Приложение Е.)

«Со временем большее значение получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая фотография обладает особой силой воздействия на читателей. У любой фотографии своя история. Фотография может улучшить или ухудшить оформление газеты. От знания принципов дизайна газеты и законов верстки зависит, в конечном итоге, вид газетной полосы и ее восприятие читателем». http://www.vevivi.ru/best/Rol-fotografii-v-sostave-gazetnogo-nomera-ref198490.html (дата обращения: 3.05.2014)

Сейчас все газеты имеют фото на своих полосах. На страницах печатных изданий множество крупных и ярких снимков, которые сейчас занимают не меньшее место, чем тексты.

«Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко.

Особенности инфографики:

  • графические
  • полезная информационная нагрузка;
  • красочное представление;
  • внятное и осмысленное представление темы».

(дата обращения: 3.05.2014)

Заголовки в периодической печати — неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания.

Главная функция — это привлечение внимания читателя. Именно при помощи заголовков читатель может быстро понять то, о чем говорится в статье. Умение журналистов использовать заголовки, часто определяет решение читателя — прочитать публикацию, название которой привлекло внимание или нет. По мимо этого, многочисленная газетная практика дает примеры того, как в результате неудачного выбора или оформления заголовков содержательную статью оставляют без внимания, а, наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию, фото.

Заключение

Подводя итоги данной курсовой работы, хотелось бы сказать, что на материалах исследования учебной литературы по журналистике, данным из интернета и материалов газеты «Комсомольская Правда» мне удалось выполнить поставленные цели и задачи, а именно: проанализировать специфику жанра, дать четкое определение репортажу, узнать чем он отличается от заметки и разобраться какую роль в системе современных средств массовой информации играет репортаж.

Итак, репортаж — это один из информационных жанров журналистики. Используется для оперативной и детальной передачи информации с места событий.

Роль репортажа в системе журналистских жанров очень велика, сейчас ни одно печатное издания не обходится без данного жанра.

Репортаж, как и любой другой жанр, имеет разновидности и бывает: событийным, аналитическим (проблемным), познавательно-тематическим (специальным и комментированным) и репортажно — комментированным.

У каждого жанра есть свои природообразующие элементы, у репортажа это динамизм повествования, наглядность, документальность, эмоциональная окраска повествования и активная роль личности самого репортера, который с помощью различных методов (традиционных и нетрадиционных) создает свой текст.

Так же существуют определенные требования, по которым репортаж можно считать правильным — это наличие, прежде всего, конкретной цели, хроники событий, главных действующих лиц, цитат, ощущений, деталей и информации в целом. Благодаря этим и другим элементам можно достичь «эффекта присутствия», ведь задача любого репортера заключается в том, что бы читатель смог воспринять правильно событие, увидеть его глазами очевидца, испытать те же эмоции, что и автор, находящийся в эпицентре происходящих событий.

На примере репортажей некоторых журналистов «Комсомольской Правды» я узнала, как с помощью детализации, мини-интервью и ярких деталей, можно добиться «эффекта наглядности».

Так же существуют определенные средства, способные привлечь аудиторию к событию — это фото, инфографика (с различными особенностями) и броские заголовки.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/reportaj/

1. Асламова Д. Грузины, как 200 лет назад, готовы звать Россию на помощь от «съедения» Турцией // Комсомольская Правда Кубань. 2014. 15 апр.

2. Бредников К. В Сочи распустился «Черешневый лес» // Комсомольская Правда Кубань. 2014. 11-12 апр.

3. Горелов А. Туристы смогут ездить в Стамбул без загранпаспорта // Комсомольская Правда Кубань. 2014. 9-10 апр.

4. Горелов А. Кубанские казаки в Крыму // Комсомольская Правда Кубань. 2014. 15 апр.

5. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1997.С.192.

6. Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста. Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 2007. С.248

7. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005.С.202.

8. Ким М.Н. Современные жанры журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2004.С.194.

9. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2001.С. 156.

10. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста. СПб.: Изд-во Питер,2011. С.344.

11. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Изд-во Знание, 2000.С.86

12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2010.С.152

13. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М.: Изд-во: Флинта: Наука, 2004. С.168.

14. Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М., 1970. С.36.

15. Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М.,1978.С.60.

16. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2002. С.53.

17. Тертычный А.А Расследовательская журналистика. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002.С.107.

18. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М.: Изд-во Алгоритм, 2010. С.550.

19. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М. Изд-во им. Сабашниковых, 1999.С.56.