Сорный язык хочу в заключение сказать

Эссе

Публицистический стиль

Публицистический стиль реализуется в средствах массовой информации (СМИ) (это язык газет, радио, телевидения и т. д.) и художественно-публицистических текстах. Публицистический стиль использует ресурсы всех других стилей, в первую очередь научного и художественного. К жанрам публицистического стиля относятся: очерки, статьи, фельетоны, репортажи, интервью, реклама и др.

языковые штампы

газетно-публицистический стиль

К жанрам газетно-публицистического стиля относятся репортажи, статьи, рецензии, интервью, заметки, отчёты, обзоры и др. К жанрам художественно-публицистического стиля относятся очерки, эссе, фельетоны.

Статья — публицистический или научный текст, анализирующий какие-либо процессы, явления, факты. Для статьи важно наличие актуальной проблемы и аргументов, выводов и рекомендаций по решению проблемы. Также в статье используют обширный фактический материал.

Рецензия — письменный анализ критического характера литературного произведения, кинофильма и пр. В рецензии необходимо оценить произведение, его достоинства и недостатки. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки. В рецензии не нужно подробно пересказывать произведение, достаточно указать основной сюжет в не более чем 2—3 предложениях, следует отметить актуальность произведения, смысл названия, тему, идею, проблематику, особенности композиции, стиль автора, средства создания образов и др. В заключении работы подводится итог, даётся общая объективная оценка произведения, также важно отметить не только его недостатки, но и достоинства: занимательность сюжета, новаторство автора.

Эссе — прозаическое сочинение со свободной композицией. Эссе отражает индивидуальные впечатления, мысли, чувства его автора на определённую тему Эссе, как правило, излагается в свободной форме, не имеет строгих требований к композиции и стилю изложения и основано на творческом мышлении. Приблизительная композиция выглядит следующим образом: 1) введение — постановка проблемы; 2) основная мысль — обоснование и аргументация проблемы; 3) заключение — подведение итогов работы. Изложение материала сопровождается эмоциональностью, экспрессивностью, художественностью. В основе эссе поднимается проблема и излагается аргументация.

8 стр., 3552 слов

Стилистический энциклопедический словарь ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

... стилистические различия между жанрами могут быть весьма значительными, это не противоречит идее единства публицистического стиля. Напротив, функц. стиль "задает общую ... сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда ... основные актуальные события. - в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ...

Правила составления эссе:

1) сформулируйте тему, цель и задачи эссе;

2) сформулируйте проблему (несколько проблем), подберите аргументацию (не менее трёх аргументов);

3) напишите эссе на основе переработанного материала.

Очерк — малый жанр литературы, основанный на описательном характере какого-либо предмета, явления. Очерк подразделяется на виды: портретный, проблемный, путевой. Портретный очерк — анализ личности героя и его мировоззрения, который включает описание внешности, поступков, биографические сведения. Проблемный очерк — изложение социально значимой проблемы, где автор делится своим мнением по сформулированной проблеме и аргументирует её. Путевой очерк — впечатления о путешествиях, куда входят описание городов, стран, их жителей, нравов, традиций и пр.

Репортаж — сообщение о чём-либо с места события. Основная задача репортажа — создать эффект присутствия читателя, слушателя, зрителя. Для телевизионного репортажа важна оперативность: происходящие события излагаются автором по ходу его действия, печатный репортаж описывает сюжет события, сообщая значимую информацию. В энциклопедическом словаре СМИ под редакцией А. Князева подчёркивается значимость эмоциональности при составлении репортажа, на первый план которого «обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей».

Тексты публицистического стиля, как и художественного произведения, отражают индивидуальность автора, поэтому публицистический стиль часто смешивают со стилем художественной литературы. В отличие от научного и официально-делового стилей, публицистический стиль не является строго регламентированным и допускает вариантность норм.

533. Прочитайте тексты. Объясните их названия. Используя изложенные в текстах факты, подготовьтесь к диспуту на тему «Русский язык и мы».

Хочу в заключение сказать насчёт сорного языка, на который сейчас у нас жалуются. Что правда — то правда, особенно среди беженства, где каждый вносит в речь русскую из чужого языка, так что не всегда и разберёшь.

Так вот и это не новость, и раньше на то же жаловались и даже примеры приводили. Так, например, в знаменитой книге Курганова (хотя автор на обложке и не значится) — «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», изданной «во граде Святаго Петра» в 1769 году, находим мы горестный упрёк засорителям русского языка, а именно пишет Курганов, Николай Гаврилыч:

  • «Всего смешнее, — пишет он, — иной, как попутай, переняв несколько чужих слов, за честь почитает по-«бесовски» вводить вновь, мешая их с русскими так: «Я в дистракции и дезеспере;
  • аманта моя зделала мне инфиделите, а я, а ку сюр против риваля своего буду ре- ванжироваться ».

И очень сердится, что ввели такие противные слова, как «лорнет» и «имитация», да ещё и мамку произвели в «гувернанта».

И подлинно, словно бы фразу, что я привёл, услыхал Николай Гаврилович не во граде святого Петра и не 160 лет тому назад, а в наши дни в Пасси либо на Мозаре — одним словом, в русских поселениях Парижа. И что греха таить — проникает этот сорный язык и в российскую литературу, и в тамошнюю, и в изгнании сущую.

2 стр., 762 слов

Мое путешествие в китай на английском

... Китая не похожи друг на друга. Кроме собственно китайцев , в стране живут еще более 50 народов, говорящих на разных языках. Северный, или пекинский, китайский язык является официальным языком Китая. На ... из этих языков есть множество диалектов. Но на письме везде пользуются иероглифами. Неодинакова и природа Китая. На востоке и юго-востоке простираются плодородные равнины, в других регионах ...

Бди же, о русский писатель! и помни прекрасный стих первой «Эпистолы» знаменитого пиита Сумарокова:

  • Довольно наш язык в себе имеет слов;
  • Но нет довольнаго числа на нём писцов.

5 ноября 1929 г.

(М. Осоргин «Заметки старого книгоеда»)

За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное словосвязку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменён уродливым «ложить».

Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.

И если всё это — великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов?

(Из газеты «Аргументы и факты»)

Напишите реферат на одну из тем (по выбору):

1. Насколько, с вашей точки зрения, в публичной речи допустимо использование элементов разговорного стиля?

2. В какой мере письменная речь должна или может отражать особенности устной?

3. Кто и на основании чего может делать выводы о допустимости или недопустимости тех или иных разговорных элементов в официальной ситуации общения, в том числе в письменных текстах?

4. Кто отвечает сегодня в редакциях СМИ за качество текста (за соблюдение норм)? Журналист? Редактор?

5. Кто определяет языковые вкусы СМИ — собственник, главный редактор, читатели или журналист?

6. СМИ сегодня отражают или формируют языковой вкус?

534. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Замкнутый в себе, Китай-город представлял оригинальное целое, во всём отличавшееся от Кремля. Кремль — центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город — сосредоточие посадского люда, тяглого сословия; боярские дворы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности соответствовало этому социальному различию.

Уже Покровский собор (собор Василия Блаженного) сразу отличался своей причудливой архитектурой от храмов Кремля. Построенный в память завоевания Казани и Астрахани, отдавших в руки московского посада торговые пути на Каспий и Сибирь, он составился из восьми первоначальных храмов, одного каменного и семи деревянных, стоявших ранее на его месте, — отсюда его причудливая многогранность, соответствующая его многочисленным алтарям. И как «обетный» храм, соединённый с ростом Московского посада, а не боярства, приходившего в это время в упадок, он был вынесен в пику боярам за пределы Кремля, в посад, на ров, отделявший Красную площадь от спуска к Москве-реке. Стоящее рядом Лобное место — трибуна, с которой объявляли царские указы московским людям. Ненужная в Кремле, где жили правители, она была необходима в посаде, где жили управляемые.

44 стр., 21836 слов

Культ сыновней почтительности в Древнем Китае

... Объектом исследования, Предметом работы Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение генезиса, эволюции, составных элементов культа сыновней почтительности в Древнем Китае. В ходе реализации ... Из зарубежных историков современного периода следует упомянуть работу английского ученого, специалиста по Древнему Китаю М. Лёве «Китай династии Хань. Быт, религия, культура», написанную в ...

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца XVII века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу, под навесом, располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1595 года.

Бревенчатые мостовые и бочки с водой по углам улиц на случай пожара довершали картину «деревянного» Китай-города. Улицы и переулки шли запутанным лабиринтом, пересекая сразу по нескольку проездов в одном пункте, в так называемых крестцах. Ночью улицы перегораживались рогатками и решётками, ворота запирались наглухо, и ходили всю ночь сторожа с колотушками. Такие же ночные заграждения применялись и в других частях Москвы; они просуществовали до конца XVIII века.

По Красной площади и переулкам Китай-города, кроме постоянного торга в лавках, производился уличный торг в разное время самыми разнообразными товарами. Среди торговли Китай-города уже в XVI веке можно было встретить много иногородних и иностранных купцов. У Ильи-пророка на Ильинке издавна существовало Новгородское подворье, неподалёку от него было Покровское подворье. Рядом с татарскими, кавказскими, персидскими и бухарскими купцами в Китай-городе можно было встретить греков, немцев, шведов, англичан и итальянцев.

Картина Китай-города сильно меняется в XVIII веке: жилых купеческих домов в Китай-городе становится с каждым годом меньше и меньше. Купцы переселяются жить в Замоскворечье.

В Китай-городе сосредоточиваются почти исключительно торговые помещения, располагаются правильными рядами. В XVII веке здесь было 72 ряда, и они носили название по предметам торговли: рыбный, хрустальный, ветошный, золотой, иконный, свечной, восковой и так далее. Был даже вшивый ряд, где торговали подержанным платьем, очевидно загрязнённым до крайней степени.

Разделение лавок в Китай-городе на ряды по специальностям сохранилось вплоть до 60-х годов XIX века. Названия некоторых из этих рядов сохранились в названиях переулков: Рыбный, Хрустальный, Ветошный.

1. Определите основную мысль. Укажите его микротемы. Выпишите ключевые слова и словосочетания каждой микротемы.

2. Напишите сочинение на тему «Любимый уголок моего города», использовав материалы сайта вашего города.

3. Определите тип и стиль речи. К какому жанру относится текст?

535. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Сколько абзацев выделяет автор в этом тексте? Почему автор использует подобное членение?

К какому стилю речи вы отнесёте текст? На какие его признаки будете ориентироваться? А к какому жанру? Охарактеризуйте стилевые черты этого текста, приводя примеры.

Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия материального духовного человеческого.

Памятью обладают отдельные растения камень на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период стекло вода и т. д.

А что и говорить о «генетической памяти» памяти заложенной в веках, памяти переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

17 стр., 8093 слов

«проблема исторической памяти» по тексту приставкина

... Сочинение ЕГЭ: Проблема исторической памяти в тексте П. Ф. Нилина | Литрекон (469 слов) Некоторые люди думают, что историю ... покажет гидростанцию своим детям и передаст им славную историю родного края. Поэтому семье так важно было ... нам познавать наше прошлое, нашу историю и культуру. Я думаю, каждый человек хотя бы раз в ...

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт образуется традиция создаются бытовые навыки семейные навыки трудовые навыки общественные институты.

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Это свойство памяти чрезвычайно важно.

Память преодоление времени преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый поступок думает что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам очевидно не привык беречь память о прошлом испытывать чувство благодарности к предкам к их труду их заботам и поэтому думает что и о нём всё будет позабыто.

Совесть это в основном память к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

536. Напишите отзыв на текст Д. Лихачёва (см. упражнение 535) в виде рассуждения, состоящий из тезиса, доказательства и вывода. Помните, что в отзыв не входит анализ текста, а даётся его общая оценка.

537. Прочитайте текст. Определите его стиль речи и жанр. Выделите грамматические основы и сделайте вывод об использовании главных членов предложения в текстах газетно-публицистического стиля.

Сегодня на Яузском бульваре города Москвы установлен памятник великому дагестанскому поэту и общественному деятелю Расулу Гамзатову. Выступая перед собравшимися, гости высоко оценили деятельность и творчество дагестанского поэта, отметили, что Расул Гамзатов был выдающимся человеком.

Отметим, открытие памятника приурочено к 90-летию со дня рождения поэта, которое будет отмечаться в сентябре. Инициатором и спонсором возведения монумента стал Международный общественный фонд Расула Гамзатова. На памятнике выгравированы строки из знаменитого стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», ставшего бессмертной песней: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей».

Добрая улыбка, проницательный взгляд, юмор, разлетевшийся по миру афоризмами, — таким запомнили поэта современники.

(Из газеты «Столичность»)

538. Напишите репортаж о проведении вашим классом какого- нибудь культурного мероприятия (похода в музей, экскурсии, посещения театра).

539. Прочитайте отрывок из путевого очерка «По Уссурийскому краю», определите стиль текста.

После обеда люди легли отдыхать, а я пошёл побродить по берегу речонки. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только траву и болотце. Вдалеке на юго(западе) чуть(чуть) виднелись туманные горы. По безлесным равнинам кое(где), как оазисы, темнели пятна мелкой кустарниковой поросли.

43 стр., 21185 слов

Глава IV. Портреты в рукописях поэта

... и Пушкина, когда уже сам контекст рукописи указывает на имя изображаемого: в оде «Вольность» в последних стихах прямо в тексте поэт ... возможность ближе и ярче представить себе его жизнь. Жизнь Пушкина тесно связана с его родственниками. Но портретная галерея родных, пожалуй, ... нерешительность матери. 6 апреля она стала невестой поэта. А до этого времени Пушкин размышлял о своей судьбе, о судьбе ...

Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болотце. Я прилёг отдохнуть возле кустов и вдруг услышал слабый шорох. Это были камышовки. Они порхали по тростникам, поминутно подёргивая хвостиками. Затем я увидел двух(трёх) крапивников. Миловидные рыжевато(пёстрые) птички эти беспрестанно прятались в зарослях, потом выскакивали вдруг где(нибудь) с другой стороны и скрывались снова под сухонькой травой.

Через полтора часа я вернулся к своим. Утолив жажду безвкусной жижицей и перекусив печённой на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше.

Во вторую половину дня мы прошли расстояние километров в одиннадцать (тринадцать) и стали биваком на одном из многочисленных островов.

Сегодня мы имели случай наблюдать на северо(востоке) теневой сегмент Земли. Вечерняя заря переливалась особенными красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно(зелёной), и по тому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из(за) горизонта два светло(жёлтых) луча. Через несколько минут, продолжение которых луч за лучом исчезли, зелёный свет зари сделался ярко(оранжевым), затем тёмно(красным).

Самое последнее явление заключалось в том, что багрово(красный) горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на северо(восточной) стороне начал показываться теневой сегмент Земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим — южного. Внешний край этой тени был пунцовый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Вскоре пурпуровая полоса слилась с густо (красной) зарницей на западе, и тогда наступила тёмная(претёмная) ночь.

1. Найдите в тексте эпитеты. Как их использование помогает созданию художественного образа? Есть ли в тексте сравнения? Назовите их. Чем они выражены? Какую функцию выполняют?

2. Выпишите из текста предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите, чем они выражены.

3. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.