Репортаж в современной журналистике на материалах журнала «Русский Репортёр»

Курсовая работа

Репортаж является одним из наиболее любимых жанров в журналистике. Со времен возникновения этого жанра в газетной периодике и по наши дни он не теряет своей популярности, более того, современное состояние журналистики и такие изменения в ней, как появление единого мирового информационного пространства, а также, глобализация информационных процессов, сильно повлияли на специфику журналистского труда и на систему жанров. Ценность актуальной, оперативной и наглядной информации в наше время растёт в геометрической прогрессии. Именно поэтому новостные и информационные материалы, среди которых весьма приоритетной оказалась роль репортажа, преобладают сегодня в телевизионной, радийной и газетной публицистике.

Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним наглядности, оперативности, актуальности и документальной точности, ведь эти факторы позволяют журналистам представлять аудитории такую информацию, которая создает у неё «эффект присутствия» на месте события. Наверное, в этом кроется секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей.

С другой стороны ускорение общественных процессов повлекло за собой то, что именно оперативность считается средствами массовой информации самой приоритетной при подготовке продукта, и это часто вредит его качеству.

Стоит отметить интересный факт: предметом исследования являются материалы журнала «Русский репортёр», который является еженедельным изданием, репортаж же предполагает оперативность и «быстрое реагирование», а значит, свойствен, скорее, газете.

Эта тема, несомненно, вызывает интерес. Каждому журналисту полезно и познавательно осуществлять наблюдение за изменениями, происходящими в публицистике. На мой взгляд, репортаж — наиболее интересный объект для изучения. Он никогда не перестанет быть популярным, а будет постоянно развивается, претерпевать изменения и перевоплощается.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие демократического строя в России создало особую обстановку для журналистики. Провозглашаемая свобода слова подразумевает возможность каждого гражданина выражать своё мнение, которое может касаться абсолютно любой области жизнедеятельности. А также свободного доступа к информации, которая может повлиять на качество их жизни. Вследствие этого большую популярность получил такой жанр жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и журнала «Beautytime.ru»">журналистики репортаж. Этот жанр считается оперативным, актуальным и документально точным. Получая политический репортаж, у читателя или зрителя появляется ощущение, будто он лично присутствует на данном мероприятии.

24 стр., 11679 слов

Роль средств массовой информации в PR-процессе

... не развивается быстрее информационного пространства и каналов распространения информации. Цель данной работы – проследить развитие взаимоотношений PR-агентов со средствами массовой информации, понять, какие PR-методы наиболее приемлемы ... сведения о текущих сообщениях, а также обзорно-аналитические материалы. Объем газеты составляет от 2-х до 100 и более полос (страниц). Газеты различаются: по ...

Объект исследования — характерные особенности жанра современного репортажа.

Предмет исследования — материалы издания «Русский Репортер»

Цель исследования — проанализировать специфику, тематику и видовое разнообразие репортажей на страницах современных репортерских журналов.

Задачи:

  • Дать определение понятию «Репортаж», «Виды репортажа»;
  • Проанализировать современное состояние журналистики и выяснить, какое место в ней занимает, как происходит трансформация жанра репортажа;
  • Проанализировать материалы из журнала «Русский Репортер» и выяснить, какое место в них занимает жанр репортажа, его специфику, тематику и видовое разнообразие.
  • Ознакомиться с мастер-классом Дмитрия Соколова-Митрича и проанализировать его материалы.

Эмпирический материал исследования: материалы журнала «Русский Репортер».

Структура работы включает в себя три главы. В первой главе мы решаем теоретические задачи: даем определение жанру «репортаж», даем его классификацию, проводим анализ жанровой структуры журналистики, выясняем, какое место в ней занимает репортаж, описываем его трансформацию. Во второй главе, посредством анализа материалов журнала «Русский Репортер», выясняем основные характеристики, тематику и особенности жанра репортажа в современных глянцевых журналах. В третей главе мы знакомимся с творчеством журналиста Дмитрия Соколова-Митрича. В заключении описаны итоги исследования.

ГЛАВА 1. МЕСТО РЕПОРТАЖА В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Определение жанра репортаж

Репорта ?ж — материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.

Термин «репортаж» происходит от фр. «reportage» (англ. «report») общий корень — латинский («reporto» — передавать), что означает «сообщать». Возник термин в середине XIX века. Изначально к жанру репортажа относили материалы о ходе судебных заседаний, о парламентских дебатах, различных заседаниях им собраниях. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги».

Потребовались долгие годы, прежде чем репортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессия репортера, т.е. «сообщающего новости».

Если говорить об историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа» [Овсепян, 1996. 187].

33 стр., 16334 слов

Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на ...

... журналистики и тд. освещается Добросклонской Т. Г., указываются особенности жанра, контента, однако при этом феномен дискурса используется выборочно не вполне системно. Объектом - данной дипломной работы были выбраны спортивные ...

Современная периодическая печать, и особенно российская, продвинулась далеко вперёд. Это стало возможным благодаря и динамичному расширению глобальной сети Интернет. Во всемирной паутине появился новый жанр — оперативный репортаж с места события. Благодаря этому технологическому новшеству, журналисты сегодня могут передавать самую «горячую» информацию земного шара. «И хотя для журналистов такие репортажи бывают часто сопряженными с большими трудностями и даже с риском для жизни, они воспринимаются с большим интересом и существенно увеличивают аудитории». [Землянова, 1999. 192].

Основное назначение репортажа — передать сообщение о событии, свидетелем или участником которого стал репортёр. «Посредством его читатель испытывает «эффект присутствия»». [Ирназаров, 2000. 48]. Именно его причастность к событию, даже когда он не был ее участником, придает неповторимый образ, создает иллюзию присутствия, правдивость, которую безошибочно ощущает и воспринимает реципиент.

Эффект присутствия напрямую зависит от личности репортера, от того, что он и как видит. Достичь эффекта присутствия читателя репортеру удается только при условии умелого использования образных методов отображения действительности. Это связано с одной из важных характеристик репортажа — показывать, изображать, воспроизводить. Репортер описывает то, что встает перед его глазами, то, что он видит сам и помогает увидеть читателю. Благодаря использованию детали, подробности удается нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести событие во всей его наглядности. Но при этом из большого количества фактов он сам выбирает только социально значимые. Газетный репортаж формирует впечатление читателя о событии.

Очень важно в репортаже авторское «я». Наиболее ярко оно проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий.

Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в документально точных и ярких подробностях убеждает читателя, что рассказывает очевидец.

Однако Г. Бочаров, известный репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно» [Корконосенко, 2000. 103]. Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события — прерогатива очерка, зарисовки.

Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует репортаже элементы интервью, отчета, корреспонденции — вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа находится в прямой зависимости от значимости события. Вымысел противопоказан репортажу точно так же как и другим жанрам. Так как репортаж, прежде всего, рассказ о новом, еще не известном факте, это требует от репортера широкой эрудиции, профессионального умения видеть все грани нового и его перспективы, а также знать особенности и возможности жанра.

12 стр., 5758 слов

Особенности спортивного репортажа

... о происходящих событиях. Именно данным фактом продиктована актуальность данного исследования. Следует отметить, что спортивный репортаж имеет ... «динамично, документально, ярко и эмоционально отображаются события реальной действительности» [1, с. 335]. Итак, можно выделить ... Эти эффекты достигаются благодаря присутствию автора репортажа непосредственно в гуще событий, на место происшествия. В ...

Таким образом, репортаж это не только эффективно показывает действия, события, явления, но и сочетает в себе и строгую документальность, объективность, протокольность отображения действительности. Это сближает репортаж с другими информационными жанрами. Кроме того, ему свойственны образность, живописность, эмоциональность и яркость изображения. Эти аспекты сближают его с художественно-публицистическими жанрами. Вместе с тем, для репортажа «также характерно широкое использование методы наглядного изображения действительности.

Однако в репортаже наглядность несёт чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии….».

Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати.

А.А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста».

Л.Е. Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно исследовательским текстам», где на первый план выступает истолкование информации. и даёт следующее определение:

«Репортаж — публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события».

А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное и историческое отступление, характеристика персонажей и т.д.)».

С.М. Гуревич тоже выделяет репортаж как один из информационных жанров, но не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)».

Итак, изучив указанный теоретический материал можно сделать следующие выводы.

Репортаж — наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие автора так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста — создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Он весьма неодинаков в различных репортажных решениях, и эта неоднозначность порождает многообразные оттенки жанровых вариантов.

1.2 Предмет, цели, тематика жанра

Предметом репортажа является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Автор репортажа должен организовать сбор материала так, чтобы лично наблюдать событие. При этом другие способы добавления информации вовсе не исключаются. Полезно ознакомиться с чем-то близким к теме. Можно, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но, так или иначе, в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия. Как пишет С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором».

Целью репортажа является стремление репортера как можно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития — от начала до как, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.

Тематический круг явлений действительности репортажа почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения.

19 стр., 9156 слов

Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...

... репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в ... текста репортажа. Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда ...

1.3 Природообразующие элементы репортажа

Последовательное воспроизведение события — динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве.

Наглядность — создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц.

Предельная документальность — репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого.

Образная аналитичность — отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь.

Эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность.

Активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

1.4 Современные виды репортажей

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности.

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

1.4.1 Событийный репортаж

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия» [Абдурахманов, 1977]. Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания «эффекта присутствия» автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

6 стр., 2699 слов

Репортаж по русскому языку 8 класс на любую тему

... дня! Сочинение репортаж 8 класс на тему школа Привезли компьютеры! Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. ... дела на кухне. Добрый день, я респондент газеты «школьный день» уделите мне 5 минут. ... урока русского языка по теме: «Репортаж как жанр публицистики»; 8 класс Репортаж из столовой Данный репортаж ... тренеру. Добрый день. Вы же тренер? Отлично. Расскажите о себе и о школе. ...

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания «эффект наглядности». Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.

Использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события. [Ким, 2005. 194].

Использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой — те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия». Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.

1.4.2 Аналитический (проблемный) репортаж

Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз).

Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент — вывод.

Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.

Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.

В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

1.4.3 Познавательно-тематический репортаж

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, «специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой «специальный».

12 стр., 5755 слов

Социальная журналистика» «Социальная проблематика в журнале «Огонёк

... работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания журналистских курсов, посвященных тематики и проблематики в рамках отечественной журналистики. Глава 1. Специфика в журнале ...

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты.

Родоначальниками метода «смены профессии». в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М. Кольцов.

Репортаж — расследование, по мнению исследователей, это «динамическое описание полосы препятствий», преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть

1.4.4 Репортаж-комментарий

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, «вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем».

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий — пространное разъяснение факта; синхронный комментарий — разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста — факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий).

Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа.

1.5 Трансформация жанра

Выше было проанализировано какой является структура жанра «репортаж». Теперь стоит ответить на вопрос: трансформируется ли она или остаётся стабильной. По мнению А.А. Тертычного, если рассматривать жанровую структуру жанра за короткий промежуток времени, то она выглядит абсолютно стабильной. Но в историческом плане она, все же, изменяется [Тертычный, 2002. 54-63]. Происходит расширение жанровой палитры журналистики, а внутри самих жанров — появляются «гибриды» или «родственники». Это отмечает в своих работах и Л.В. Шибаева. В репортаже такие гибриды можно соотнести с аналитическими или художественно-публицистическими жанрами.

13 стр., 6435 слов

Тематическое и жанровое разнообразие рубрики «Фоторепортаж» ...

... - тематическое и жанровое разнообразие рубрики «Фоторепортаж» в журнале «Русский Репортер». Задачи: Охарактеризовать основные черты репортажа как жанра журналистики и рассмотреть его основные ... обучении фотожурналистике. Цель работы - выявить тематическое и жанровое разнообразие рубрики «Фоторепортаж» в журнале «Русский Репортер». Объект исследования - четыре выпуска журнала «Русский Репортер»: №42 ...

Л. В. Шибаева наблюдала трансформацию жанра репортажа и отмечала появление новых разновидностей и «гибридов» репортажа. Если в 90е популярностью пользовался классический познавательно-тематический репортаж, то в последнее время верховенство взял аналитический репортаж, который счет своих аналитических компонентов трансформировался в «корреспонденцию -расследование» и в «расследование — статью». Можно сказать, что эта трансформация происходит под влиянием ускоряющегося темпа нашей жизни. Объяснить видоизменения жанра можно так: «Время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись предметы, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия — устраивать для читателя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара, подвалам моргов… Да и самому читателю, уставшему от проблем, интереснее стало смотреть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью» [Шибаева, 2000].

Если изначально репортаж абсолютно оправдывал свое латинское обозначение(от лат. «reportare» — «передавать», «сообщать») и представлял собой публикации, в которых рассказывалось о ходе парламентских заседаний, различных собраний, судебных процессов, а по своей форме был больше похож на сегодняшние отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги [Козлова, 2000]. То сегодня это жанр, в котором тесно переплетаются как аналитические, так и публицистические элементы.

В разновидности современного информационного репортажа, главной целью является констатация факта. Для этого вида репортажа важны такие параметры, как эффект присутствия, событийность, выраженное «Я» автора. Обязательно должны быть обозначены пространственные и временные рамки. Для разновидности аналитического репортажа основной задачей стоит анализ факта, при сохранении основных жанровых черт информационного репортажа.

Для нее характерна особая техника: целью выступает не изображение какого-либо события или факта, а рассуждения и комментарии по поводу события. В аналитической разновидности репортажа используются самые разные элементы рассуждения: различные способы аргументации, композиционное решение репортажа часто усложняется, соединяя событие и строгое логическое рассуждение.

Как показывает анализ материалов современной российской прессы, жанр репортажа может изменяться в зависимости от типа издания.

Характеризуя трансформацию репортажа в целом, отметим, что изменению подвергается признак «эффект присутствия», который усложняется различными композиционными приемами, выполняющими функцию аргументации.

В жанровой структуре современной периодической печати происходят изменения. Репортаж, являясь отражением сугубо субъективного авторского видения, видоизменяется. В отдельных типах изданий репортаж даже вытесняется из жанровой структуры более объективными жанрами. Конечно, нельзя сказать, что печатный репортаж полностью вытесняется другими информационными жанрами. Напротив, в журналистских печатных текстах, таблоидной и качественной прессы, преобладает информационная разновидность репортажа [Уракчеева, Медиаспрут].

И один из самых важных жанрообразующих признаков репортажа — последовательное изложение события сохраняется. Однако в связи с усилением влияния других информационных жанров (хроники и новости) происходит трансформация признаков «эффект присутствия» и «Я» репортера.

6 стр., 2846 слов

«Роль журналов Новикова в становлении русского литературного ...

... книги «для народа», выпускал газету «Московские ведомости», одиннадцать журналов, опубликовал памятники русской исторической литературы. Деятельность Новикова сыграла большую роль в становлении русского литературного языка и заслуживает пристального внимания и серьёзного изучения. Основная ...

Анализ научной литературы показал, что для российской журналистики неизменной остается проблема жанровой структуры. Это одно из актуальнейших направлений теории журналистики как науки. Извечными вопросами для теории жанров по-прежнему являются: что такое жанр? в чем его функции? насколько он устойчив? Не обошла эта проблема и репортаж. И сегодня у учёных и журналистов нету единого мнения насчёт данного жанра. Во многом это объясняется его многогранностью. Точно можно сказать только то, что репортаж претерпевает изменения и подстраивается под современный медиарынок. В следующей главе мы проанализируем, как это происходит на страницах журнала «Русский репортёр».

жанр репортаж творчество журнал соколов

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ РЕПОРТАЖ В МАТЕРИАЛАХ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЁР»

2.1 Журнал «Русский репортёр», его специфика, особенности

«Русский Репортёр» — первое общественно-политическое издание для активного среднего класса России.

Главный редактор — Виталий Лейбин.

Специализация журнала — общественно-политическое издание.

Тираж издания: 168100.

Периодичность — еженедельный журнал.

Объем: 96-120 страниц.

Издатель: ЗАО «Группа Эксперт», блокирующий пакет акций которого принадлежит Олегу Дерипаске <#»justify»>Журнал не позиционирует себя только как деловое СМИ, в нем освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Он содержит рубрики «Фото», «Политика», «Культура», «Среда обитания», «Спорт», «Казусы», «Wikileaks», «Кинодок», «Нетленка», «Репортаж», «Колонки», «Спецпроекты», «Фигура», «Афиша» и др.

Формат «Русского репортера» схож с форматом таких известных изданий, как Time или Stern. Это так называемые «репортерские» издания. «Русский репортер» позиционируется как СМИ с патриотическим и позитивным настроем, но при этом он независим и объективен.

Одной из главных целей ставится возродить традиции репортеров. Идеологическая составляющая в их репортажах преодолевается объективным способом создания: анализом разного числа мнений, личным участием в событиях и т.д.

Аудитория журнала: активный средний класс. В основном журнал Русский репортер читают женатые люди с высшим образованием в возрасте 25-44 лет.

По социально-экономическому статусу аудиторией журнала Русский репортер являются руководители и специалисты с доходом выше среднего. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 2-4 человек, оставляет более 15000 рублей, из которых на долю продуктов питания приходится до половины семейного бюджета [#»justify»>2.2 Современный репортаж на страницах «Русского репортера»

«РР» — это репортерский журнал, который представляет качественную глянцевую прессу. В журнале можно встретить огромную палитру жанров — статьи, корреспонденции, заметки, отчеты, фоторепортажи. Но из названия журнала понятно, что главный жанр публикаций в издании, который используют журналисты «Русского репортера» — репортаж. Следовательно, «РР» относится к «репортерским журналам».

По типологическому признаку «репортерские журналы» можно отнести к разряду общественно-политических массовых неспециализированных изданий, рассчитанных на широкую аудиторию. Концепция «репортерских журналов» отличается обычно яркостью и необычной формой подачи новостей и комментариев к ним. Другими словами, в подаче материалов должен проявляться креатив.

Проведя анализ журналов «Русский репортер», я выяснил, что почти в каждом номере есть рубрика «Репортаж». Из проанализированных журналов только в нескольких не оказалось этой рубрики, но жанр репортажа все равно присутствовал в каждом журнале в том или ином виде. Размер репортажей очень большой — в основном, каждый репортаж вместе с фотоиллюстрациями занимает от 4 и больше полос.

Как уже отмечалось ранее, журнал «Русский репортер» относится к общественно-политическим изданиям, позиционируется как СМИ с патриотическим и позитивным настроем, но при этом независим и объективен. Это выражается и в локальности репортажей, так как больше половины материалов затрагивают проблемы российского народа.

Палитра репортажей, предоставленных в журнале, весьма разнообразна. Если отталкиваться от классификации из главы I, все репортажи можно разделить на следующие виды и подвиды: событийный репортаж с использованием элементов аналитических жанров; событийный репортаж с использованием художественно-публицистических жанров; событийный репортаж с использованием эффекта присутствия; аналитический репортаж с использованием элементов художественно-публицистических жанров; аналитический репортаж с использованием элементов аналитических жанров; познавательно-тематический репортаж; специальный репортаж; репортаж — расследование; репортаж — комментарий; фоторепортаж.

Ни один из проанализированных репортажей нельзя отнести в полной мере только к информационной разновидности жанра. Это следует из того, что в своих материалах журналисты «Русского репортера» берут за основу все жанрообразующие признаки, характерные информационному репортажу и «накладывают» на эту основу аналитическую составляющую.

Хорошим примером этого можно привести репортаж от 21 января 2010 года, под названием «Птица-стройка».

По своим жанрообразующим признакам — этот репортаж является информационным, т.е. с повествованием с места событий. Но, если глянуть с другой стороны, то видно, что автор через общение с участниками строительства, через отступления и рассуждения пытается выяснить суть проблемы: почему у людей выкупают землю по «смешным» ценам. Причем, он использует аналитические элементы рассуждения, сравнения, прогнозы:

«Газпрому» уже дана команда к августу 2011 года газифицировать все населенные пункты Адлерского района, а значит, и они это сделают. Потому что в 2012-м здесь будут проводить международные состязания. Власти постараются избежать скандалов».

Используются такие элементы аналитических жанров, как сравнение, аналогия, детализация, и так далее. В этом также прослеживается процесс трансформации жанра «репортаж», так как точного деления на информационные и аналитические репортажи уже не происходит. Вместо этого появляются «гибриды» репортажа, например — событийный репортаж с аналитическими элементами.

Все репортажи в «Русском репортере» довольно четко структурированы, ведь современному читателю однородный текст не интересен, поэтому, в зависимости от объема материала и творческого видения автора тексты в журнале делятся на компоненты. Обязательным является вступление (лид), которое в большинстве случаев выделяется графически. Репортаж почти всегда поделен на блоки, связаные композицией материала. Часто репортажи содержат заключение. В материалах используются самые разные методы изложения информации: повествование, рассуждение, реконструктивное описание, констатация факта, репортажное повествование. Внутренняя политика журнала отличается направленностью на личное знание репортером темы, затрагиваемой в репортаже. Это всегда повествование с места события, описание какого-либо явления действительности, увиденного глазами очевидца. Пользуется популярностью «эффект очевидности», т. е. очень часто информация преподносится от лица людей, которые испытали (пережили) описанное.

Огромную часть номера в «РР» занимают фотоиллюстрации, это примерно две трети от общей площади журнала. При этом фоторепортажи очень качественные. Этот факт неоднократно подтверждался победами фоторепортеров «Русского репортера» на различных престижных конкурсах. При анализе журналов, было выяснено, что фоторепортажи составляют примерно четверть от всей жанровой структуры журнала. Все они посвящены актуальным и злободневным темам («Смерть при рождении» — низкая рождаемость, «Война — это личное» — последствия иракской войны, «Государство — катастрофа» — о последствиях землетрясений на Гаити, и др.).

Практически каждый репортаж проиллюстрирован. Зачастую на официальном сайте ко многим репортажам можно найти дополнительные фотматериалы.

Журнал «Русский репортер» выходит один раз в неделю, и из-за такой периодичности, оперативность публикуемой информации несколько снижается. Однако журналисты делают ставку на подробное и всестороннее изучение ситуации, фактов, на объяснение причины произошедшего. Авторы журналов создают очень глубокие, развернутые репортажи, при этом погружаясь в проблему, нередко переживая ее.

В «Русском репортере» нет четкого разделения на рубрики, из номера в номер рубрики могут меняться или опускаться, тематика репортажей в журнале многообразна. Поэтому за рубриками нет закрепленных тем. Темы, затрагиваемые в журнале, очень обширны и многоплановы.

Основные темы репортажей — проблемы и тенденции развития общества и экономика. Огромное внимание уделяется социальной тематике, вооруженным конфликтам, культуре. Темы коррупции и криминала затронуты в меньшем количестве. Ещё в более меньшем — спортивная тематика.

Большую часть материалов журнала составляют актуальные материалы. Благодаря актуальности и злободневности затрагиваемых тем, материалы даже таких рубрик, как «путешествие», «культура» становятся дискуссионными и проблемными. Например, в журнале «Русский репортер» от 07 октября 2010, под рубрикой «Путешествие» опубликован репортаж, называющийся «Гусь-Железный». Тема репортажа — путешествие в старинный поселок в Рязанской области, с туристической целью. Но одновременно с описанием красот, подробной инструкцией о том, как туда добраться, автор освещает и проблемы поселка, что не свойственно обычно рубрикам типа «путешествие».

В целом, репортажи «Русского репортера» носят познавательный характер. Они направлены на думающую и активную публику. Об этом говорит и актуальность затрагиваемых тем, и глубокое погружение в проблему, позволяющее хорошо в ней разобраться и дающее пищу для размышлений. Основные источники информации в репортажах «РР» — участники событий.

Все происходящие в репортаже события передаются с максимальной детализацией: если это поездка, подробно описывается дорога, транспорт. К любому событию есть подробное описание места действия, точно указывается время.

В репортаже «Пацаны с глаголом», в журнале «РР» от 19 августа 2010 года: «Волгоград, 10 августа, вечер. Напротив «Желтого дома» — так здесь окрестили ГУВД — на заборе красуется граффити: «Свободу Noize MC!» По соседству — здание цирка. На афише изображено нечто пятнистое с надписью: «Жираф-ШОУ». Но этим вечером главное шоу в Волгограде должно разыграться прямо на улице: по информации пресс-службы ГУВД, стражи порядка готовятся к некой акции протеста фанатов музыканта, которая должна состояться в 21.00. Дожидаемся 21.10 — никого, кроме нескольких нарядов милиции, нет. Обстановка трагикомичная, как и вся история с арестом рэпера Ивана Алексеева». Все это усиливает «эффект присутствия», очень характерный всем репортажам «Русского репортера».

Для «Русского репортёра» характерна социальная направленность репортажей. В репортажах журналисты ставят своей целью разобраться в проблеме и, если это возможно, найти путь к ее решению, подтолкнуть читателя к размышлениям.

В журнале, позиционирующем себя как независимое и объективное издание, было всего около одной десятой репортажей, в которых выражено оппозиционное отношение автора к правительству. Проправительственных материалов ещё меньше Будучи очень субъективными, репортажи «Русского репортера» не навязывают никаких определенных убеждений, политическая позиция авторов и героев публикации не выражена более чем в 80 % материалов.

Многие репортажи посвящены различным вооруженным конфликтам, последствиям от войн и боевых действий.

Также, немаловажно, что в репортажах, опубликованных в журнале отмечается тенденция к использованию разговорного стиля. Это ярко проявляется в использовании слов разговорного словаря, в использовании экспрессивной и эмоционально — окрашенной лексики, в упрощенном синтаксисе, отсутствии сложных синтаксических конструкций в тексте. Почти в каждом репортаже есть элементы прямой разговорной речи. Нередко даже в материалах о науке или политике журналисты пользуются разговорными фразами, это делается для того, чтобы упростить и разгрузить текст репортажей, сделать его более интересным для более широкой публики.

2.3 Анализ репортажей из «Русского репортёра»

В первом пункте мы изложили общую специфику и привели несколько примеров репортажей в журнале «РР». Далее следует общий анализ этих материалов.

2.3.1 «Птица-стройка» («РР», 20 января 2010, №1-2)

Автором данного репортажа является журналист, корреспондент Игорь Найденов.

Репортаж начинается с колкого подзаголовка и характерного для «Русского репортера» лида, кратко разъясняющего ситуацию. Они задают тон всему произведению и сразу настраивают читателя на то, что дружба в строительстве Сочи 2014 ни за что не победит, но компромисс неизбежен.

Тема репортажа -строительство в г. Сочи, приуроченное к зимней «Олимпиаде — 2014».

Проблематика данного текста заключается в том, что работы идут далеко не так гладко, как должно быть, но руководство всячески старается, чтобы всё выглядело, будто всё не просто хорошо, а даже лучше, чем планировалось.

Весь текст поделен на блоки, каждый из них носит свое название. Названия блоков и самого репортажа построены на цитатах или ассоциациях, на юмористическом обыгрывании каких-либо устойчивых выражений (Иваново горе, Валокординовые слезы).

Как говорилось ранее, этот репортаж является информационным с элементами аналитического. Большую часть материала составляет беседа с участниками строительства и людьми, которых коснулись данные работы. Автор разносторонне подходит к освещению данной проблемы и спрашивает мнения и у чиновников, и у экологов, и у рабочих, и у простых жителей. Собственно, весь ход освещения события строится на том, как это видят люди, которые находятся в самом эпицентре событий, и том, что видит журналист. С точки зрения описания, данный ход весьма уместен, ведь лучше всего можно показать всю подноготную стройки с помощью глаз тех, кто непосредственно видит происходящее на ней каждый день.

В этом репортаже наблюдается хорошая детализация и ярко выражен «эффект присутствия», корреспондент не скупится на колкости и красочные описания:

«Дороги дрянные. Зато вокруг — красота. В воздухе смешиваются запахи меда и канализации. Орут петухи».

«Подъезжаем — в нос бьет запах сероводорода. Надежды, что это кто-то в нашей машине позволил себе отступить от этикета, рассеиваются быстро. Мы видим, как небольшой японский экскаватор никак не может вытянуть свой ковш из земляной жижи».

2.3.2 «Гусь-Железный» («РР», 5 октября 2010, №39)

Данный материал написан журналистом Алексеем Андреевым.

Репортаж начинается с короткого лида, который совмещает в себе вводную информацию о месте, про которое идёт речь в тексте, и проблематику, которую поставит автор, а именно: красота посёлка и сюрреализм пустоты, образовавшийся на месте одной из крупнейших усадеб ХVIII века.

Данный текст относится к рубрике «путешествие», поэтому темой является описание населённого пункта Гусь-Железный, почему его стоит посетить, как до него добраться, где остановиться и т.д.

Рассказывая о достопримечательностях, автор ставит проблему — упадок посёлка. Чугунно-литейного завода, кормившего жителей уже давно нет, все «возведенные титаническим трудом крепостных архитектурно-парковые чудеса исчезли, как в сказке. Такая вот иллюстрация бренности нашего земного бытия. Исчезли огромный парк и обнесенная оградой с башнями усадьба — ограду и усадьбу давно растащили на кирпичи. Гигантских прудов, которые были перед ней, тоже нет и в помине». Автор говорит и о безответственности самих жителей: «продолжая искать не просто вчерашний, а позавчерашний день, выхожу на плотину XVIII века в 500 метрах от собора. Это единственное, что осталось от чугунного завода. Но если плотина еще крепко стоит, то проходящий по ней и соединяющий противоположные берега реки мост потерял почти все свои великолепные кованые перила, которые теперь украшают садовые участки местных жителей. А поскольку высота моста метров двадцать, ходить по нему без перил совсем не хочется».

Также отмечает плюсы положения поселка: «зато эта часть Рязанской области престижной не считается, сюда, слава богу, еще не доехали «лексусы» и «лендроверы», поэтому цены радуют, равно как и качество продуктов: творог, молоко, рыбу, мясо и грибы домашней засолки можно купить за копейки». Все эти элементы не характерны для обычных рубрик типа «путешествие», поскольку с их помощью автор затрагивает актуальные проблемы поселка.

Также, как и прошлый, текст поделён на блоки, но, в отличии от предыдущего, здесь рубрики делятся на основное описание места и на «Как добраться», «Где остановиться», №Где поесть» и т.д., что характерно для жанра «Путешествие».

«Эффект присутствия» тоже ярко выражен. Местность мы видим глазами автора:

«При въезде в Гусь-Железный вас встречает огромный силуэт металлического гуся.»

«Здесь поблизости есть две выдающиеся достопримечательности.

Одна — вывеска «Свалка» у дороги. Обычно свалки у нас обозначать не принято, они возникают сами по себе, а здесь объявление: «Сорите санкционированно». Вторая достопримечательность — в нескольких километрах от поселка, в селе Погост. Это большая ферма, где каждый день после 19.00 вам продадут надоенного прямо у вас на глазах молока по 20 рублей за литр. Нужны творог или сметана? Можно всегда договориться с одной из доярок, и все будет готово на следующий день».

2.3.3 «Пацаны с глаголом» («РР», 18 августа 2010, №32)

Автором данного текста является журналист Андрей Молодых.

Как, и прошлые два репортажа, текст начинается с подзаголовка и лида. В них рассказывается предыстория событий и ставится проблема.

Темой репортажа является описание русского рэпа. Информационным поводом для написания текста стало заключение на 15 суток известного российского исполнителя Noize MC (Иван Алексеев) за оскорбительные высказывания в адрес российской милиции на «Сталинградском батле».

Проблемой, которую выводит автор материала, становится отношение к российским реперам властей и поклонников жанра. Определяется место рэпа в России. Ставится вопрос: «Почему, представители шансона в нашей стране могут себе в своём творчестве позволить себе безнаказанно грубо высказываться о властях, а реперы нет».

И этот материал поделён на блоки, которые включают в себя из себя отрезки того дня, когда Ивана Алексеева выпустили из места заключения и краткие рассказы об известных российских исполнителях рэпа. Блоки, как и в первом тексте, обыграны юмористически и характеризуют каждого из исполнителей (Неуловимый мститель, Пацанский дзен).

Оканчивается материал выводом:

«В общем, хорошие ребята. Шли бы такие в милицию работать — цены бы ей не было».

Данный репортаж является познавательно-тематическим репортажем-расследованием, так как журналист использует метод «включённого наблюдения», чтобы понять и донести читателям суть проблемы, а именно: «Почему идут гонения на российских реперов». Повествование начинается с описания момента, когда Noize MC выходит из тюрьмы, далее идёт день, который журналист проводит с исполнителем, обсуждая произошедшее и вникая в его причины. Видно, что журналист становится на сторону реперов.

Перед беседой с Иваном Алексеевым автор основательно подготовился: изучил творчество других российских реперов и исполнителей шансона. Хорошо знаком журналист и с продюсерами и музыкальными издателями, в тексте ловко оперирует названиями лейблов. Дополнительную красочность повествованию придают примеры текстов песен:

«А ты гаишнику ромашку подари! А ты с ним воспитанно поговори,

И пусть это звучит странно, ново, но спроси в России любого —

Все расскажут про дурные повадки, обзовут человека гадко.

А ты гаишнику ромашку подари! А ты с ним воспитанно поговори,

И пусть это звучит странно, ново, но спроси в России любого —

Кто хотел бы отношения такого? Хотим доброго, а не злого.».

И в этом тексте «Эффект присутствия» передан весьма наглядно:

камеры. Он идет в гостиницу, поднимается в зал, где должна состояться пресс-конференция».

«Ваня принимает душ и отправляется посреди ночи на волгоградский Центральный рынок. По пути он дает интервью по телефону. Звонки почти не прекращаются.»

Живость повествованию добавляет вставка диалогов:

«Ванины 10 суток заканчиваются в 23.30. Приезжаем в гос тиницу «Волгоград» — сюда должны привезти Ивана. Видим такую сцену: на крыльцо выходит администратор отеля и обращается к Саше Бергеру, пресс-секретарю Noize MC:

Извините, нам только что позвонили из ГУВД и попросили, чтобы вы убрали прессу.

Саша на какое-то время теряет дар речи.

Как вы себе это представляете?! — прорывает его наконец. — Я что, скажу им: «Немедленно уходите отсюда»? Это их работа. Я никого прогонять не буду. Пусть сами приезжают и убирают».

«В три часа ночи Иван открывает на балконе гостиницы «Волгоград» бутылку шампанского. Пробка летит через перила и исчезает. Пьем, естественно, за свободу. Спустя пять минут к нам заходит охранник.

Кто сейчас шампанское открывал?

Открытая бутылка все еще у Ивана в руках.

Больше не надо. Пробка упала на машину одного из гостей.

Все-таки у этого парня талант попадать в истории».

Анализ журналов «Русский репортер» показал, что репортаж занимает в журнале очень важное место, на этом жанре построена концепция журнала. Позиция журнала отличается направленностью на личное знание репортером материала. Основные рубрики «Русского репортера» связаны с актуальными новостями, аналитические статьи также совмещены с репортажными элементами.

ГЛАВА 3. МАСТЕР-КЛАСС ПО НАПИСАНИЮ РЕПОРТАЖА ДМИТРИЯ СОКОЛОВА-МИТРИЧА .

3.1 Кратко о Дмитрии Соколове-Митриче

Дмитрий Владимирович Соколов-Митрич (настоящая фамилия — Соколов) — заместитель главного редактора журнала «Русский репортёр» с 2008 года, редактор отдела «Репортаж». Известен как один из лучших репортеров России.

Родился в городе Гатчина в семье монтажника и филолога (от кого из родителей передался вирус словесности — до сих пор предмет семейных споров).

Вырос в городе Электросталь под Москвой. Закончил школу с двумя тройками (геометрия, информатика).

Поступил на международное отделение журфака МГУ в 1992-м году. Уже с первого курса был стажером в «Комсомольской правде», стипендиатом в «Аргументах и Фактах». При этом успевал жить беспорядочной литературной жизнью, поскольку писал стихи — о ненависти к литературе, а также про арабов и постмодернистов.

Весной 1995-го, под занавес третьего курса, работал сначала в журнале «Столица» (на два месяца), затем в «Общей газете» Егора Яковлева (на пять лет).

Уже в 20 лет стал ездить в командировки. Так и стал репортером.

Диплом писал на кафедре литературоведения у Николая Алексеевича Богомолова, тема: «Андрей Белый и издательство «Мусагет». Деловая переписка и коммерческие отношения».

Сотрудничал с газетами «Известия», «Газета», «Столичная вечерняя», журналами «Гео» и «Медведь», снял три документальных фильма, написал пять книг. Ведёт свой блог, который постепенно становится чем-то вроде самостоятельного медиа.

С 2008 года и по сей день — редактор отдела «Репортаж» журнала «Русский репортёр»

3.2 Мастер-класс Соколова-Митрича по написанию репортажей

Уже несколько лет Дмитрий Соколов-Митрич у себя в блогах и на сайте «РР» публикует свои заметки о том, как правильно писать репортаж. Постепенно эти заметки переросли в полноценный мастер-класс, с которым их автор часто выступает перед студентами и журналистами. На данный момент число заметок приближается к сотне.

Основная мысль, которую вкладывает Соколов-Митрич в свои заметки по написанию репортажа, что хороший репортаж должен быть как американские горки. То есть — состоять из постоянных поворотов, неожиданных перегибов, чтобы читатель не мог угадать, что будет дальше. Он сам признался, что зачастую сам не видит то, что будет за поворотом, но это намного лучше, чем прямая, когда все предсказуемо и неинтересно.

По мнению автора мастер-класса, искусством репортёра является не правильно отображать действительность, а правильно искажать действительность.

Если вы хотите СТАТЬ репортером — у вас, скорее всего, ничего не получится, считает Соколов-Митрич. Надо хотеть СТАНОВИТЬСЯ репортером — тогда шансы есть.

Также очень важным, по его мнению, является выбор темы. Это касается и колонок, и репортажей. Соколов-Митрич, по его словам, боится стать «автором одной темы», поэтому старается их часто менять и находить что-то необычное, неординарное. «Нужно выбирать такие события, о которых еще никто не успел написать, и те явления, которые еще никто не заметил, то есть то, что только еще витает в воздухе», — сказал он.

Как отметил репортер «РР», «у хорошего репортажа должны быть глаза, уши и мозги». Должен создаваться эффект присутствия. «Для репортажа нужно уметь мыслить образами, картинками, и главное — уметь монтировать их в единое целое», — сказал Дмитрий Владимирович.

Репортаж — это драматургия.

«Репортаж — это драка с читателем. С первых же строк — в табло и не давать опомниться ни на секунду. Как только он опомнится — тут же перестанет читать ваш текст», — подытоживает Дмитрий Соколов-Митрич.

3.3 Анализ репортажа «Погиб Владимир Антипин» («РР», 7 декабря 2011, №48)

Этот материал нами выбран по причине его оригинальности В первой главе шла речь о трансформации жанра. Данный текст представляет уникальный пример смешения репортажа и некролога, являет собой пример обработки этого жанра авторским «Я». Этим Соколов-Митрич ещё раз доказывает свою неординарность как репортёра, показывает, как можно «правильно исказить действительность». Здесь же он подчёркивает о своёс желании писать о таких событиях, о которых еще никто не успел написать.

Репортаж начинается с подзаголовка, состоящего из одного слова: «Прощание». Коротко и ясно — нечего добавить.

Тема репортажа полностью отражается в подзаголовке. Это прощание, прощание с человеком, которого автор очень ценил.

В тексте идёт речь о погибшем журналисте, репортёре Владимире Антипине.

Текст представляет собой некролог в репортаже, причём, некролог отражается размышлениями Дмитрия Соколова-Митрича на поминках. Содержание поделено на материал и ссылки на работы Владимира Антипина.

Трудно определить тип данного репортажа. Но стоит отметить, что он содержит в себе признаки и аналитического, и информационного, и художественно-публицистического жанров.

В этом репортаже автор не изменяется себе: с первых же строк удар в лицо читателю и ни на секунду не дать опомниться, до самого списка работ.

В тексте четко видна позиция Соколова-Митрича: он скорбит по утерянному другу, коллеге и считает, что не такими должны быть поминки у такого человека.

«Эффект присутствия» передаётся совершенно неординарным художественным методом: через несколько раз падающий со стола пирожок, который, якобы, сбрасывает погибший.

Также «эффект присутствия» автор передаёт через цитату одного из коллег, который произносит поминальный тост:

«- Вот мы сейчас тут все сидим с грустными рожами, — это Вася уже встал и произносит поминальное слово. — А я вот спинным мозгом чувствую: Володька этого не одобряет. Мне кажется, такого человека, как он, нужно провожать не со слезами, а с улыбкой».

Из минусов хотелось бы отметить, что автор не останавливается на том, из-за чего погиб Владимир Антипин.

В целом, материал производит неизгладимое впечатление и ещё раз доказывает, что Дмитрий Соколов-Митрич — один из лучших журналистов России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Публицистика как соединение разнообразных информационных жанров всегда была и остаётся предметом пристального внимания читателей, яркий, неповторимый, запоминающийся облик печатного слова позволяет ему создавать летопись нашего времени, становится живой историей.

В данной работе была затронута тема одного из самых старых и одновременно самых молодых жанров публицистики — репортажа.

В результате исследования мы выяснили, что в современном репортаже одной из главных характерных особенностей является его синтетическая природа, так как в данном жанре интегрируются и находят отражение элементы различных жанров. Умение правильно использовать все эти элементы произведения — одна из ступенек мастерства репортера.

Репортаж является одним из самых персонально ориентированных жанров журналистики, и ведущее место в нем занимает категория авторского «Я». Благодаря этому репортажное отображение действительности может сочетаться в репортаже с максимально полным выражением авторских чувств и эмоций по поводу произошедшего или происходящего события, его собственных рассуждений, сравнений. Овладение такими приемами репортажного отображения действительности, как создание «эффекта присутствия», авторское осмысление происходящего весьма важное умение для современного журналиста.

В данной работе мы справились с поставленными задачами, рассмотрев жанр репортажа во всех нужный аспектах и проанализировав его место в современной журналистике на примере журнала «Русский репортёр».

Опираясь на теоретическую базу, проведя анализ современных газетных репортажей, можно с уверенностью утверждать, что репортаж — жанр не умирающий, а развивающийся и перевоплощающийся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/reportaj-kak-janr-jurnalistiki/

1. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1997.

Ирназаров К.Т., Маматова Я.М. Информация в печати. Краткий курс лекций. Т.: НУУз, 2000, Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М., 2004., Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. — СПб: Аспект-Пресс, 2006., Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. — СПб: Знание, 2000., Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005., Ким М.Н. Жанры современной журналистики.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2004., Корконосенко С. Г. «Основы творческой деятельности журналиста» — СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000., Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики.- М.: Моск. Университет, 1996., Ворошилов В. В. Журналистика. Курс лекций. — СПб., 2004., Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра — М.: Аспект Пресс, 2004.

  • АбдурахмановА. Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики. Автореф.дис.канд.фил.наук.- М., 1977.

Тертычный,А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати / А.А.Тертычный // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2002. — № 2.

Кобяков А. О жанрах современной газетной журналистики // Медиаспрут.

Уракчеева Ю. Жанр репортажа в российской и немецкой журналистике. История и современное состояние // Медиаспрут.

Л. В. Шибаева, Жанры в теории и практике журналистики, 2000., Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. — М., 2002.

Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации: Учебное пособие для студентов Связи с общественностью и Издательское дело и редактирование. — Ульяновск : УлГТУ, 2000.

Засорина Т. Профессия-журналист.- Ростов-на-Дону: Феникс,1999., Прохоров Е.П. «Введение в журналистику», Москва 1988., Атлас СМИ, аналитические исследования медиарынка., Ресурсы интернет:

#»justify»>2. #»justify»>.#»justify»>ПРИЛОЖЕНИЕ

Ссылки на материалы из журнала «Русский Репортёр»

«Птица-стройка»: #»justify»>«Гусь-Железный»: http://www.rusrep.ru/article/2010/10/05/travel

«Пацаны с глаголом»: <http://www.rusrep.ru/2010/32/noiza_mc>

«Погиб Владимир Антипин»:http://rusrep.ru/article/2011/12/07/antipin