Введение
Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей.
Влияние, которое СМИ оказывают на общество, тоже порождает множественные дискуссии. СМИ уже по определению находятся на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми для всесторонних нападок. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивает интересы многих.
В настоящее время ввиду постоянного развития и совершенствования СМИ, появляются новые проблемы в сфере журналистики.
Я считаю, что наиболее актуальными проблемами современной журналистики являются: соблюдение моральных и этических общепринятых принципов в журналистских работах; соблюдение принципа объективности; защита авторских прав в сфере web — журналистики.
В данной работе будут раскрыты вышеуказанные проблемы.
Один из первых сводов журналистских норм был создан в 1923 г. в США под названием «Каноны журнализма». Его приняло американское общество газетных редакторов. Судя по содержанию первых кодексов, их составители находились под влиянием возникшей в начале века концепции свободной прессы, или, как ее иначе называют, либеральной. Истоки этой концепции восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам. Вот они:
Пресса является общественным или полуобщественным институтом. Ее главная цель — информировать читателя, развлекать его и помогать ему контролировать правительство.
Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств, может издавать газету.
Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на «свободном рынке идей».
В ней запрещены клевета и непристойности.
Наконец, пресса — четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом.
Общая демократическая направленность этой концепции благотворно сказалась на содержании первых журналистских кодексов. В качестве высших ценностей в них провозглашаются свобода слова и право всех людей на получение правдивой информации.
Эти принципы не лишают и не могут никого лишить свободы слова. Но на тех, кто входит в профессиональные объединения, они налагают нравственную обязанность бороться за общечеловеческие ценности, за мир, демократию, социальный прогресс. Эта демократическая борьба провозглашается профессиональным долгом честного журналиста.
Роль журналистики в обществе
... роль журналистов будет очень велика. Не зря же говорят, что журналисты - это зеркало общества. Журналистика институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, ...
В действующих ныне кодексах должны учитываться значительные перемены, происходящие в сфере коммуникаций, и новые нравственные проблемы, возникающие в этой связи.
Независимости хочется всем, не одним только журналистам. Но мы всегда почему-то зависим от чего-нибудь. Издания не могут быть независимы не только от закона, но и от общественной морали. Если же журналист чувствует себя независимым от нее, считает, что можно все, — начинается то, о чем предупреждал Ф. Достоевский, — бесовщина. В такой ситуации возникает вопрос: что важнее — обеспечить независимость такому журналисту или обеспечить независимость от него общества?
Журналистика — это такая профессия, где волей-неволей приходится ходить по острию. Только «ходить по острию» — не значит «орать». Порядочность — последнее, если не единственное, убежище журналиста. Журналисты должны стараться быть порядочными сами по себе и распространять волны порядочности вокруг себя.
Членам журналистского сообщества нужно почаще вспоминать старую истину, гласящую, что честь и совесть не продаются, и потеряв их однажды, за деньги не купишь.
В любой борьбе, особенно за свободу, важно не потерять себя, контроль над собой. Журналист хорош, если сохранил профессиональное любопытство и способность изложить суть фактов.
У каждого своя правда, а для журналиста нет понятия правды, но есть понятие честности и точности. Говорить, что журналист должен писать правду, было бы бредом и лицемерием. Кто более честен и искренен в постижении истины (которая в конечном итоге непостижима), тот и более точен.
Важно все-таки понять, что свобода — это и есть ограничения, условия. Именно они делают ее ощутимой, ценной, желанной.
А вот достижимой свободу прессы помимо благородных стремлений могут сделать продуманные экономические механизмы, будь то государственная поддержка СМИ или грамотная финансовая политика издания.
Субъективность журналиста. Объективность как принцип деятельности
журналист авторский этический общество
Если выделить главное из всех профессиональных качеств журналистов, то этим качеством окажется объективность. Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а скорее такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Журналистская объективность часто ассоциируется с «перевёрнутой пирамидой» и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: «кто? что? где? почему? когда? и как?».
Американский исследователь СМИ Дж. Мэррилл говорит о том, что журналистская объективность невозможна: «Давайте рассмотрим «объективную» статью. Это, наверное, будет материал беспристрастный, непредвзятый, написанный со знанием предмета и без ошибок. Такое бывает? Объективная статья будет полностью соответствовать действительности и отражать правду, только правду и ничего кроме правды. Возможно ли это? Ни один журналист не знает правды, ни один материал не может точно соответствовать действительности. Другими словами, статья, написанная журналистом, всегда означает больше, чем выражено словами». В самом деле, помимо того, что все журналисты ограничены в своей объективности несовершенством языка, на их творчество также влияет их опыт, физическое состояние, образование и много других факторов. К тому же, журналист уже постольку субъективен, поскольку он сам выбирает тему материала, сам отбирает факты, рассматривает их со своей точки зрения.
Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на ...
... которых прослеживается преобладание спортивного содержания и гендерной самобытности в материалах журналистов. Достижение поставленной цели предусматривает решение ряд исследовательских задач: )Рассмотрим концепции, функции и характеристики спортивной журналистики в России. Дать ...
Продолжая цитировать Дж. Мэррилла, я согласна со следующим утверждением: «Реальное состояние дел таково, что каждый журналист, комментатор или обозреватель в работе над материалом идёт дальше простого описания фактов. Журналисты не могут быть объективными, даже если они этого захотят. Они попадают в естественную ловушку субъективности. Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале. Они, например, решают, какие части материала сократить, а какие нет. Они принимают решение о том, на чём заострить внимание, а что сгладить, какие цитаты использовать, а какие нет, что перефразировать, а где использовать прямую речь. Несмотря на то, что такая журналистика не может назваться объективной, в ней нет ничего предосудительного».
Тем более это касается политических событий, социально значимой и противоречивой информации. Такая субъективность естественна, т.к. отражает систему ценностей и взгляды отдельного журналиста. Он пропускает материал через фильтр своего субъективного восприятия и, поступая так, он неумышленно привносит элемент предвзятости в свой материал. Пристрастность может быть неумышленной, но это всё равно пристрастность. Она естественна и проникает в СМИ.
Даже оппонент Дж. Мэррилла по убеждениям и его соавтор работы «Беседы о масс-медиа» Э. Деннис признаёт, что «мнения, которые мы находим на редакционных страницах, высказываются с определённых позиций, — и в этом смысле являются предвзятыми, хотя и не обязательно связанными с предубеждением. Лучшая комментаторская работа анализирует факты и предлагает выводы. Такова её задача, и комментаторы, как правило, принадлежат к какому-то сектору политического спектра и исходят из собственного опыта, личной заинтересованности. Это — журналистика мнений».
Итак, как видим, требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже постольку, поскольку журналист — это, прежде всего, личность. Если рассуждать шире, то субъективность — это основное понятие, которое отражает суть каждого человека. Однако уже упоминавшийся выше Э. Деннис говорит, что «иногда мы забываем, что объективность — всего лишь метод и стиль представления информации». Он отмечает, что существует три главных характеристики объективности как метода. Во-первых, нужно отделять факт от мнения. Во-вторых, необходимо эмоционально отстранённое освещение событий. И, в-третьих, должно быть стремление к точности и сбалансированности, дающее обеим сторонам возможность высказать свою точку зрения, что позволит аудитории получить наиболее полную информацию.
По данной проблеме можно сделать выводы: объективности в журналистике, как и в любом другом творчестве, по существу, не бывает. Настоящий публицист — это, прежде всего, личность со своими взглядами, убеждениями и жизненной позицией. Поэтому идеализированные представления о требованиях, предъявляемых к журналистам и их текстам, которые записаны в этических кодексах, в действительности практически невыполнимы. Объективность в журналистике может существовать как принцип творчества, когда даются ответы на главные вопросы репортёра: «кто?» «что?» «где?» «когда?» «как?» и «почему?».
Исключительное право на произведение
... интеллектуальной деятельности и правом собственности на материальные объекты. Указывая на ошибочность "отождествления идей с объектами", приверженцы теории исключительных прав отмечают, что "изобретение нельзя отождествить с машиной, в которой оно воплощено. Литературное произведение ...
Однако, роль комментатора и жанр комментария предполагает несколько больше чем просто констатацию факта. Поэтому журналист, всё же стремящийся к «прописной» объективности, должен хотя бы разграничивать в тексте собственно факты и их анализ. Так, читатель сможет по фактам сформировать собственное мнение и сравнить его с мнением публициста. Однако, и в этом случае нельзя утверждать, что аудитория составит для себя полную картину происходящего, поскольку факты уже будут предоставлены журналистом, а не самой реальностью
Защита авторских прав в сфере web-журналистики
В условиях стремительного развития сети Интернет как четвертого вида средств массовой информации, web-журналистика получает всё большее распространение. За сравнительно короткий срок она превратилась в могучий фактор, влияющий наряду с печатью, радиожурналистикой и тележурналистикой на все сферы социально-экономической, общественно-политической, научной, культурной и досуговой жизни современного общества.
Информатизация открывает новые возможности традиционным средствам массовой информации: печать, радио и телевидение используют Интернет для ускорения доставки своего содержания. Вместе с тем, по крайней мере, часть аудитории перестаёт читать газеты, пользуясь получением информации через Всемирную паутину. Многие любители телевидения переключаются на Интернет, и социологи отмечают некоторый отток зрителей. Помимо этого, традиционные СМИ выступают в качестве путеводителя по информационным адресам Интернета.
Важнейшее значение приобретает защита авторских прав той или иной информации в сфере сетевой журналистики. На сегодняшний день Интернет успел реализовать, пожалуй, все возможные варианты нарушения авторских прав: самовольную публикацию без согласия автора и без ссылок на авторский текст, плагиат, публикацию текста с многочисленными ошибками и даже приписывание текста не тому автору. Виртуальные «похитители» текста порой даже не знают о существовании значка копирайт, что не освобождает их от ответственности.
К сожалению, не всегда удается обнаружить первоисточник украденной информации вследствие того, что содержание сайтов постоянно обновляется, то есть находится в процессе замены старых текстов на новые. Особенно остро эта проблема ощущается на сайтах информационно-новостной направленности, где концепцией существования и является постоянная смена заголовков, статей, рекламных баннеров, онлайновых соцопросов и т.д.
Для того, чтобы глубже вникнуть в суть проблемы защиты авторского права, необходимо ввести понятие авторского права. Авторским правом называется раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. Причем, авторское право распространяется на произведения как выпущенные, так и не выпущенные в свет. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав. Авторские права относятся к числу объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность является всего лишь условным собирательным термином, который включает в себя права, относящиеся к литературному, художественному и научному произведениям, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (т. е. авторские права); научным открытиям, изобретениям и другим правам, к которым смело можно отнести и авторские права в сфере сетевой журналистики. К международным актам, участником которых является Россия, и действие которых распространяется на защиту прав авторов, относятся: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (Бернский Союз); Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО и подписанная в 1952 году и Стокгольмская конвенция от 14 июля 1967 года об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Право на неприкосновенность произведения
... Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности // ЭЖ-Юрист. 2006. N 19]. Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение - это право использовать произведение в соответствии ...
В настоящее время Россия имеет ряд двухсторонних соглашений по вопросам защиты прав авторов, и существенным продвижением вперед в этой области стало присоединение России в 1994 году к Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» и Всемирной конвенции «Об авторском праве».
Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» является старейшим актом в области охраны авторских прав (она была заключена в 1886 году).
В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась, и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт, обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав.
Всемирная конвенция об авторском праве была подписана в Париже ещё в 1952 г. (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 г.) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г. (в этой редакции Россия присоединилась только в 1995 г.).
Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел — «специальные положения», относящийся к развивающимся странам.
Для обеспечения более эффективной защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере 14 июля 1967 г. была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
В соответствии со ст. 2 Конвенции, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, и разрабатывает соответствующие правовые вопросы, относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе (как, впрочем, и на веб-сайте, который в свою очередь является виртуальным носителем) и распространена на неограниченном количестве копий.
Произведение как объект охраны авторского права
... произведений; предложить решение вышеобозначенных проблем. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся по поводу правовой охраны произведений как объектов авторского права. Предмет исследования - положения нормативных правовых актов, материалы ... интеллектуальной собственности и, в целом, авторского права: возникают предпосылки появления прав издателей, защиты их от подделок. Правам ...
Журналистская деятельность в Интернете — это в первую очередь не работа, а творчество. Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе какого-либо изобретения. Однако речь идёт о журналистском понятии творчества. Странно, но литераторов охотнее признают «творческими личностями», нежели журналистов, и об их правах заботятся больше, хотя количество нарушений авторского права в сфере журналистики несоизмеримо выше. Тем более в такой неосязаемой области, как Интернет. Мы видим, что правовая база в России есть. Но законы не скорректированы для функционирования в Сети, на чём и строится несанкционированное использование информации, полученной через Интернет. И посему пока остаётся лишь надежда на порядочность и добросовестность тех, кто пользуется информацией, помеченной копирайтом.
Заключение
В данной работе были представлены наиболее актуальные, с точки зрения автора, проблемы журналистики в современной России.
Как было ранее сказано, моральные и этические принципы обязаны соблюдать все журналисты.
Не менее важен вопрос объективности журналистского творчества. Но в этой работе было выяснено, что журналист — личность, творец. И поэтому не может быть полностью объективен. Субъективность неизбежна.
Вопрос защиты авторских прав в веб-журналистике также очень актуален. И требует, как и все остальные, незамедлительного решения.
В настоящий момент не уделяется должное внимание решению этих проблем, но с дальнейшим развитием СМИ и общества эти проблемы станут менее актуальными, появятся новые проблемы. И хочется надеяться, что прежде чем появятся другие проблемы, сегодняшние будут устранены бесследно.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/aktualnyie-problemyi-sovremennosti-i-jurnalistika/
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста./Авраамов Д.С.// — М., 1991.
Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа./ Дэннис Э., Мэррилл Дж.// — М., 1997
Материалы сайта: www.internews.ru
Материалы сайта: www.rao.ru
Материалы сайта: www.pravo.lnet.ru
Материалы сайта: www.massmedia.newmail.ru
Материалы сайта: www.imwa.com
Материалы сайта: www.uka.ru/copyright
Материалы сайта: www.copyrighter.ru
Рощин С. К. Психология и журналистика./Рощин С.К.//- М., 1989.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. /Тертычный А.А.// — М., 1998.