Жанр интервью в газете «Красное знамя»

Курсовая работа

Исследование интервью как жанра и метода получения информации

Интервью является одним из самых востребованных жанров в современной журналистике. В 90-х годах он приобрел особую популярность в связи со всеобщей демократизацией общества, что позволило использовать этот жанр как средство публичного выражения мнений. Журналистское интервью представляет собой особое социально значимое явление.

Интервью — это не просто обмен сведениями, это разговор двух людей с целью создания нового информационного продукта, который является актуальным и общественно значимым для публикации.

В течение своего существования жанр интервью претерпел различные изменения в ряде аспектов: типологии, стилистики, характера функционирования. Эти изменения во многом определены социальным контекстом и затрагивают материалы интервью, представленные как в центральных изданиях, так и в региональных.

Актуальность данного исследования проистекает из популярности интервью как одного из основных жанров газетно-журнальной публицистики. Кроме того, интервью является одним из наиболее распространенных методов получения информации. Журналисты все чаще обращаются к методу интервью в своей работе. Данные исследования необходимы практикующим журналистам для развития своих профессиональных навыков и освоения диалогического подхода. Также данная проблема интересна для широкой общественности.

Цель данного исследования заключается в изучении интервью как жанра и метода получения информации. Для достижения этой цели предстоит классифицировать виды интервью и рассмотреть журналистскую тактику ведения беседы в газетно-публицистических текстах с использованием теоретического аппарата.

В качестве исследовательского материала были использованы примеры интервью из газеты «Красное Знамя». Такие независимые издания, как «Красное знамя», иногда сталкиваются с определенными трудностями в России, когда их публикации не всегда устраивают власть имеющих. Несмотря на это, «Красное знамя» сохраняет авторитет у жителей Республики Коми, а журналисты газеты даже неоднократно были удостоены лауреатов различных премий.

Интервью является одним из традиционных жанров журналистики и состоит в специально подготовленном интервьюером опросе лица, которое имеет какую-то значимость для аудитории. Целью интервью является получение новых, достоверных и интересных сведений об интервьюируемом и его деятельности. Этот жанр позволяет понять человека, его мысли, взгляды, чувства и мотивы.

11 стр., 5281 слов

Интервью в системе жанров

... же нужно отметить, что интервью называют не только жанром, но и методом получения сведений для других материалов. Интервью разнообразно в своих видах. Как жанр можно встретить интервью-сообщение (ответы даются ... в современном мире, в условиях современной журналистики; поэтому определение места интервью в системе журналистских жанров и является основной целью этой работы. 4 Однако достичь этого, на ...

В репертуаре жанров газеты «Красное знамя», интервью занимает довольно значимое место. Ответы на вопросы, задаваемые опытным интервьюером, в своей форме напоминают настоящий разговор, и именно поэтому этот жанр считается крайне популярным у читателей. За период с января по декабрь 2008 года газета «Красное знамя» опубликовала 147 интервью.

Форматы интервью в «Красном знамени»

Изучив опубликованные интервью, можно выделить несколько типов, в которых осуществляется данный жанр исследовательской работы.

Информативное интервью

Этот тип интервью наиболее распространенный в «Красном знамени». Его целью является получение новой, значимой и актуальной информации для аудитории читателей. Таких интервью опубликовано 24%.

Интервью-диалог и интервью-монолог

Интервью-диалог, который достаточно распространен в газете «Красное знамя», включает двух и более собеседников. Наибольшее распространение имеет форма интервью-диалога — в 71% общего числа интервью. Вместе с тем, форма интервью-монолога составляет 28% от общего количества.

Прочие формы и дополнительные форматы интервью

В газете также публикуются другие форматы интервью. Например, блиц-опрос и интервью-сообщение составляют 27% от общего числа публикаций. Портретное интервью и интервью-знакомств переплетаются на 15% тиража. Оперативное интервью — на 14%. Экспертное интервью занимает 12%. Проблемные интервью служат основой для 7% из всех опубликованных, а эксклюзивные, интервью-полилог и интервью-мнение — всего 3%. Аналитическое интервью занимает меньшую долю — всего 0,7%.

Выводы

Интервью является популярным жанром, широко используемым в газете «Красное знамя». Газета опубликовала значительное количество интервью в течение 2008 года. Форма интервью-диалог в наибольшей степени востребована в газете. Отсутствуют определенные формы интервью, такие как интервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализированное интервью, из-за особенностей малого города, которым обслуживает издание, где каждый читатель может легко ознакомиться с информацией о человеке, о котором пишет газета.

Жанр интервью в современных средствах массовой информации

В современных средствах массовой информации жанр интервью является одним из популярных. То обстоятельство, что на первый план в наши дни выходит информационная группа жанров, к которым относится и интервью, является первым веским аргументом в пользу его популярности в настоящее время. Интервью в теории журналистики рассматривается и как метод (способ сбора информации), и как жанр (форма предъявления информации).

Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Задача журналиста — сделать интервью интересным для всех.

В.В. Ворошилов рассматривает жанр интервью как представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы.

Мельник Г. и Тепляшина А. термин интервью выделяют как «акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений, суждений, представляющих общественный интерес».

14 стр., 6756 слов

Интервью как жанр журналистики

... в газете «СБ» за период 2010-2012 года. Всего в курсовой работе было проанализировано 6 интервью, полные тексты которых приведены в приложении к работе. Глава 1. Интервью - как жанр журналистики ...

Следовательно, можно говорить о том, что толкование термина интервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме.

Интервью – это форма получения информации журналистом от респондента с помощью вопросов. В зависимости от формы беседы можно выделить несколько разновидностей интервью:

  • интервью-монолог;
  • интервью-сообщение;
  • интервью-диалог;
  • интервью-полилог;
  • интервью-зарисовка;
  • интервью-мнение;
  • массовые интервью.

Интервью является жанровой разновидностью диалога. В ходе интервью говорящий и слушающий постоянно меняют роли, что делает процесс получения информации более эффективным.

Диалог в интервью не только является способом построения газетного текста, но и организации материалов на газетной полосе. Диалог представляет собой воплощение языка со всеми его специфическими средствами и формами существования. Интервью-диалог – это один из видов диалога, используемый для получения информации в журналистике.

Характеристики диалога

Определяя специфику диалога, исследователи выделяют следующие его характеристики:

  • Наличие (минимум) двух участников общения, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями;
  • Единая тема общения;
  • Смена ролей «говорящий — слушающий»;
  • Непринужденный характер речевой обстановки, одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний;
  • Большое значение внеязыковых коммуникативных средств (мимика, жестикуляция);
  • Постоянное изменение языковой ситуации.

Трактовка термина «диалог»

Четкую и расширенную трактовку термина «диалог» дает в своих трудах М.М. Бахтин. Слово «диалог» и производные от него употребляются в следующих смыслах:

  1. Композиционно-речевая форма жизненного высказывания (разговор двух или нескольких лиц);
  2. Всякое речевое общение;
  3. Речевой жанр (диалог бытовой, педагогический, познавательный);
  4. Вторичный жанр – диалог философский, риторический, художественный;
  5. Конститутивная черта определенного типа романа (полифонического);
  6. Жизненно-философско-эстетическая позиция;
  7. Формообразующий принцип духа, неполной противоположностью которой является монолог.

Диалог в газете

В газете диалог отражается, прежде всего, в жанре интервью. Интервью – диалогический жанр. К таковым Л. Майданова [6] и С. М. Гуревич[7] относят также беседу и анкету: у них общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях.

Жанр интервью может отражать и такое общение журналиста с интервьюируемым, при котором ответ последнего является, по сути, монологом, цельным рассказом. Этот вид интервью получил название интервью-монолога (подробнее см. §3).

3 стр., 1194 слов

Тема : « Интервью как жанр публицистического стиля»

... публицистический стиль? (радио и телевидение, на митингах собраниях, в газетах, журналах) -Каково назначение публицистического ... жанров: интервью и репортаж //Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25. 4. и Зепалова указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. ... либо. 4. Виды интервью. Интервью-портрет. Герой такого интервью – человек, который проявил себя в какой ...

Таким образом, определение значимости отдельных единиц диалога имеет большое значение для анализа диалога в целом, который, в свою очередь, является исходным принципом организации жанра интервью. Вопрос о соотношении диалога и монолога важен также с той точки зрения, что является первостепенным при определении вида интервью (интервью-диалог, интервью-монолог).

Интервью – наиболее живой газетный жанр, без которого современные газеты просто немыслимы. Рубрика «Интервью» всегда подчеркивает свежесть, первозданность или особость материала. Многие думают, что этот жанр самый легкий из всех. Но на самом деле интервью является одним из самых сложных жанров, требующих следовать определенной тактике и стратегии. Легким интервью представляется чаще всего потому, что обычно кажется, что нет ничего проще, чем задавать вопросы и записывать ответы на них. Однако практика показывает, что дело обстоит намного сложнее.

Перед каждым журналистом, будь то профессионал или еще совсем новичок в этом деле, встает вопрос, о чем написать интервью, как организовать и провести его, как оформить и какой за основу взять вид интервью? Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью – “получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики”. Еще одной целью интервью является задача побудить читателя ознакомиться с текстом беседы. Подобная двойная целенаправленность обуславливает стилистические особенности жанра интервью.

Вторжение рекламы на страницы газет привело к появлению нового вида интервью – рекламного, основной целью которого становится стремление заставить читателя купить товар или услугу после прочтения текста интервью.

В научной литературе существует множество классификаций видов интервью, выделяемых на различных основаниях: по функционально-предметному принципу, по степени стандартизированности, по личностной характеристике интервьюируемого, по отношению собеседника к беседе, по степени участия журналиста в интервью, по количеству собеседников, по типу интервьюера, по типу СМИ, по способу общения. Однако такой спектр жанровых вариаций – примета только современной (начиная с 1980-ых годов) прессы. Например, как отмечает Е.И. Голанова, для 50-ых годов характерна только одна разновидность жанра интервью – интервью-рассказ. Постепенное расширение видового разнообразия жанра связано прежде всего с изменениями социального характера, раскрепощением общества. В этом параграфе мы разберем классификацию по некоторым из критериев.

В России исследованием интервью как метода занимаются, в основном журналисты-практики, например М.И. Шостак, М.Н. Ким.

Виды интервью в журналистике

Итак, интервью – самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. К общепринятым методам в этой профессиональной деятельности относят не менее важные – наблюдение и работу с документами. «Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» у работников СМИ от 80 до 90% их рабочего времени. При этом как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств».

4 стр., 1859 слов

Современное газетное интервью

... в современной газете жанр интервью может включать в себя элементы очерка, комментария и так далее, то есть монологическую речь журналиста [6, с. 453]. Итак, соотношение монолога ... частое включение в диалог обширных монологических высказываний субъектов общения: «Реплики превращаются в логически развернутые рассуждения, полемически заостряются, разрастаются в адресованные собеседнику монологи, а ...

Можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений на основе классификации М.Н. Кима. В теории журналистики существует различные классификации видов интервью. Одна из первых и наиболее полных была представлена в книге «Теория и практика советской периодической печати», вышедшей в 1980 году под редакцией В.Д. Пельта. В ней рассматриваются следующие виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, форумы и анкеты, пресс-конференция.

А.А. Тертычный в своей работе «Жанры периодической печати» предлагает следующую классификацию: информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа.

А.А. Грабельников различает следующие виды интервью: интервью-диалог, интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета.

Как видим, классификации видов интервью во многом повторяются. «Непонятно другое: по каким же классификационным признакам были разделены эти виды? Об этом, к сожалению, уважаемые авторы не пишут. Хотя без этого сложно говорить о специфике каждого вида интервью, его основных характеристиках и признаках, принципах композиционного построения и многом другом.

В основу классификации видов интервью могут быть положены следующие характеристики: предмет отображения, целевая установка (функция) беседы, метод отображения. Предмет, функция, метод – три несущих кита, на которых держится не только жанр интервью, но и другие жанры журналистики».

Классификации интервью по форме

Исследователи выделяют различные виды и качества интервью. Традиционная классификация дана Н.Г. Богдановым и Б.А. Вяземским: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета. Остановимся подробнее на некоторых из этих видов.

Интервью-диалог

Наиболее распространенный вид интервью, который формально выражен цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Графическое оформление этого типа интервью воспроизводит схему «вопрос-ответ», где вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом, а ответ набран обычным шрифтом. Часто правила оформления предписывают помимо жирного шрифта выделять вопросы курсивом.

  • Журналист: То есть, до конца года есть еще и время, и шансы на оставшиеся 90 миллионов?
  • Интервьюируемый: Конечно, я к этому и клоню. Мы оказались в курьезном положении, когда денег больше, чем идей, как их потратить.

Интервью-монолог

Такой тип интервью формально не расчленен, в начале дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, и далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Несмотря на отсутствие чередования вопросов и ответов, это не означает, что журналист не задавал вопросы или не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. Также часто этот вид интервью применяется для рекламных целей, например, для выступления политиков или для интервью-отчетов руководителей предприятий.

Пример вопроса в интервью-монологе:

Журналист: Как вы считаете, как изменится экономическая ситуация в ближайшее время?

Разбивка текста на фрагменты

Болезнь роста

12 стр., 5909 слов

Интервью — жанр публицистики

... Рассмотрим некоторые из них. «Интервью -- жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам». 22 Большой энциклопедический словарь ... «интервью»; разграничить термины «жанра» интервью и «метода» интервью; рассмотреть основные виды интервью; классифицировать вопросы и выявить их влияние на собеседника провести анализ и использования метода интервью ...

Бизнес-ланч для слесаря

Все проблемы решаемы

Расправьте крылья! (КЗ 08.02.2008)

По своей предметной ориентации жанр интервью всегда нацелен на отображение определенного мнения людей о тех или иных событиях, явлениях и тенденциях жизни. Подобного рода мнение может быть выяснено через обращение к отдельному человеку, а может быть взято у совокупности людей. Отсюда и возникли такие виды интервью как коллективное интервью, когда на один и тот же вопрос отвечают несколько человек.

Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и так далее: «Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет».

Такой вид интервью, как анкета, также можно отнести к коллективному виду интервью. Анкета представляет собой массовый вид интервью, это «своеобразная заочная беседа» с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты, публикуемый обычно вместе с «нормальным» интервью в качестве справочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку.

Аналитическое интервью —

Главное отличие данного вида интервью состоит в том, что ответы собеседника анализируются журналистом и преподносятся читателям уже в проанализированном виде. Собеседник подробно отвечает не только на вопросы о событии или явлении, но проводит и их анализ, объясняет причины возникновения, особенности организации и последствия. Это интервью акцентирует внимание на проблеме, истоках ее возникновения, путях решения.

Интервью-диалог. —

В этом случае, журналист ведет с собеседником дискуссию, активно включается в беседу, высказывает свое мнение и аргументы. Он ставит перед собой цель не просто получить информацию, но и показать разные точки зрения на проблему. В результате этой беседы получается картина с различными возможными вариантами решения проблемы. Диалог при этом начинается не сразу, а после того, как журналист выслушал собеседника.

Интервью-монолог —

Журналист задает начальные вопросы, ориентируя собеседника на нужную ему тему, но затем уходит на второй план, отдавая основное время собеседнику. Задачей журналиста в этом случае является контролировать ход беседы и возвращать собеседника к теме в случае его отступления.

Пресс-конференция —

Этот вид интервью имеет своим логическим завершением организацию и проведение пресс-конференции, на которой журналист получает возможность задавать вопросы сразу нескольким специалистам или экспертам, которые могут ответить на разные аспекты единой проблемы.

В итоге, в зависимости от поставленной цели и условия проведения беседы, можно выделить различные виды интервью, которые имеют своеобразие структуры и стиля выражения информации.

  • Что происходит в дальнейшем с теми, кто прошел центр?

Тут схема, в основном одна: реабилитировался у нас, устроился на работу, зажил более или менее счастливо, и бац! – опять сорвался, начал пить и потерял семью. Многие наши клиенты так и живут «по кругу», мы их давно знаем. И помогаем, потому что всегда видно, когда человек хочет начать жизнь сначала.

12 стр., 5526 слов

Специфика портретного интервью в молодежном журнале (на примере ...

... интервью в данной курсовой работе. Метод: интервью - «межличностное общение интервьюера и респондента с целью получения информации для создания нового информационного продукта» Лукина М. М. Технология интервью: учебное пособие. М.: «Аспект Пресс», ...

(КЗ 10.12. 2008)

Детализирующее интервью —

Это интервью является переходным вариантом между информационным и аналитическим интервью. В отличие от информационного интервью, здесь дается больше деталей и есть попытки со стороны автора заглянуть в сущность какого-то явления.

Аналитическое интервью –

Это интервью предназначено разобраться в мотивах поступков конкретных людей (героев интервью), или в причинах каких-то событий и их возможных последствиях для общества и т.д. Аналитическое интервью обычно, кроме того, что несет в себе сообщение о факте, содержит и анализ этого факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. «Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации». Со стороны журналиста здесь должны быть очень взвешенные и продуманные вопросы, он должен задавать направление анализа, а ответы собеседника должны быть насыщены примерами и аргументами. В аналитическом интервью может подниматься экономическая или политическая проблема, но также это может быть портретное интервью, посвященное конкретной личности, представляющей интерес для общества [31].

В зависимости от целей Мария Лукина выделяет следующие виды интервью как метода получения сведений, во многом схожую с классификацией, предложенной М. Кимом:

Интервью-психоанализ, где глубоко исследуется психика раговорчика, его внутренний мир и характер.

Институциональное интервью, которое концентрируется на организационных, культурных и социальных аспектах жизни и работы интервьюируемого.

Карьерное интервью, это обсуждение роли и вклада героя в его сфере деятельности, особенностей его карьерного пути.

Историческое интервью, цель которого сохранить очевидца исторических катаклизмов в историографии.

Интеллектуальное интервью, сфокусированное на обсуждении идей и мнений, тактике их реализации, а также их влиянии.

Завершающим раделом может быть автобиографическее интервью, где герой повествует о себе в первом лице.

В таком ключе, ведение интервью не просто акт общения, а целый научный процесс, требующий глубокого понимания культуры собеседника, эмпатии к его ситуации и проблеме.

Портретное интервью: цели и особенности

  • Событийное портретное интервью, основанное на каком-либо факте или эпизоде из жизни героя;
  • Целью данного интервью является информирование общественности о тех или иных деяниях или действиях человека;
  • Биографическое портретное интервью, основной задачей которого является создание целостного образа человека через выяснение наиболее значимых фактов и эпизодов биографии, которые в наибольшей степени повлияли на его судьбу;
  • По своей структуре оно очень сложно, так как требует глубокого проникновения во внутренний мир героя;
  • Юбилейное портретное интервью, поводом для написания которого является празднование юбилея известных людей.
  • Политическое портретное интервью, основанное на признаниях и высказываниях известных политиков по поводу их политических пристрастий и взглядов, а также осмысления ими собственной политической карьеры.

Специфика реализации информации как в зачине, так и в интервью в целом зависит от цели и предмета интервью: либо это социально-психологический портрет личности, либо анализ актуального события, общественной проблемы через призму мнения интервьюируемого.

4 стр., 1700 слов

Ессе стефана тсвейга благодарност книгам. Анализ языковых особенностей текста

... Благодарность книгам». Анализ языковых особенностей текста.(СЛАЙД 6) Работа по теме урока. А)Чтение учителем эссе С. Цвейга “Благодарность книгам”. Стефан Цвейг БЛАГОДАРНОСТЬ КНИГАМ ... текста или основную мысль? /Основную мысль текста: автор выражает благодарность книгам/ А что в данном случае «благодарность»? ... Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Когда я беру в руки книгу…» по образцу С3 ...

Например:

Журналистка Любовь Воробей в российской печати – одна из самых редких «птиц». Едва ли найдется в провинции еще один газетчик, который взял бы столько эксклюзивных интервью у Михаила Горбачева, в бытность его генсеком КПСС, у Президента России Бориса Ельцина, у предсовмина СССР Николая Рыжкова. А ведь кроме многочисленных интервью с ними, в блокноте у Любы есть записи бесед с Валентином Павловым, Егором Гайдаром, Григорием Явлинским, Владимиром Жириновским, Александром Лебедем. Всех просто не перечесть.

(КЗ 11.01.08)

Содержание портретного интервью, представленного в газете «Красное знамя», направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего мира интервьюируемого. Решению этой задачи способствует неофициальность, непринужденность обстановки, в которой проходит интервью, что в свою очередь, определяет выбор тех или иных языковых средств.

Проблемные интервью раскрывают предметные знания интервьюируемого, его осведомленность при обсуждении определенной темы или проблемы. Главной целью является получение ответов на вопросы решения каких-то общественных, социальных или научных проблем. Основным предметом проблемного интервью становится уникальная, важная информация, которую подобное интервью позволяет раскрыть.

К примеру, журналист, при помощи проблемного интервью, может углубить понимание аудитории по важнейшим вопросам текущего момента. Приведем пример:

«В проблемном интервью для «Красного знамени» министр здравоохранения области дал подробный комментарий по вопросам реформирования здравоохранения и его влияния на жителей региона» (КЗ 15.03.08)

Итак, проблемное интервью сфокусировано на актуальной проблематике, требующей обсуждения и иногда предложения решений. Идентификация проблемы и ее проработка – вот основной принцип проблемного интервью.

По признаку внушаемого впечатление

Эмоциональное интервью —

Главная цель этого типа интервью — вызывать у читателя эмоциональную реакцию, сопереживание. Информационный аспект здесь менее важен, но все-таки присутствует. Внимание наиболее интенсивно сфокусировано на том, как герой чувствует и что переживает, что позволяет представить событие в его личной перспективе.

Например:

В эмоциональном интервью для «Красного знамени» выжившая жертва крушения самолета говорит о своем переживании и столкновении с реальностью (КЗ 01.05.08).

Важно подчеркнуть, что эмоциональное интервью не ограничивается только ощущениями субъекта, а нередко представляет огромный социальный и общественный интерес при создании полной картины события.

Главный предмет обсуждения – мнения и сопоставление источников мнений. Проблемное интервью — едва ли не самый сложный вид из всех видов интервью. Интервьюер должен заранее продумать основные тезисы беседы, свои вопросы и суждения, а также – возможные контраргументы собеседников, их реакцию на свои вопросы и свою – на их ответы. Интервью этого вида может отражать диалог единомышленников, но чаще оно критической направленности. Например,

28 стр., 13697 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...

... журналистики. Понятие «жанр» в науке о журналистике вызывает различные трактовки и нет единого мнения по этому вопросу. Существует несколько подходов к классификации жанров журналистики. Одним из подходов является выделение новостной журналистики, интервью, ... работы и статьи озвучивают проблемы и перспективы развития нового сектора СМИ, включая электронную прессу. В 1997 году в журнале «Журналист» ...

  • Кстати, о дорогах. Расходы эти весьма затратные. Приходится ли рассчитывать на поддержку центра?
  • По линии федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» нашей республике планируется выделить 200 миллионов рублей на развитие дорог общего пользования.
  • А сколько это от потребности?
  • Не считаю правильным в бюджетном процессе пользоваться таким понятием.

Потребность у всех разная. Для одного «Лада» — предел мечтаний, а кому-то и шестисотый «Мерседес не в радость».

  • Я имела ввиду существование нормативов.
  • Нет их! Хотя, не спорю, они упростили бы работу над бюджетом.

(КЗ 18.10.2008)

Экспертные интервью –

Главная особенность экспертного интервью — то, что респондент является опытным участником изучаемого рынка. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Мнение авторитетного человека – самое важное. Эксперты выступают в качестве специалистов, которые в отличие от других людей знают специфические стороны изучаемого явления. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов. Он никогда не может быть анонимным или, например, содержать вопросы «ловушки». Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования. Важно сохранять деликатность и вежливость. Необходимо акцентировать внимание на важности для исследования мнения каждого эксперта, тогда как в массовых опросах респондентам сообщают, что все полученные данные будут подвергнуты общей статистической обработке.

Интервью- «знакомства»

Они делятся, в свою очередь, на:

Типы интервью в журналистике

В журналистике существует несколько типов интервью, каждый из которых имеет свои особенности и цели. Рассмотрим некоторые из них:

Портретные интервью

Целью портретных интервью является создание эмоционально-психологического портрета собеседника. В таких интервью журналисту требуется выявить как можно больше информации о человеке, подчеркнуть вопросы, направленные на раскрытие его характера и получить показательные ответы. Основной стимул в таких интервью – неординарная личность, человек, интересный всему обществу.

Разоблачающие интервью

В разоблачающих интервью журналисту необходимо задавать вопросы, помогающие разоблачить собеседника и обнаружить противоречия в его высказываниях. В таких интервью часто возникают недомолвки, умалчивания и искажение фактов со стороны собеседника. Журналисту важно подобрать вопросы, которые не будут грубыми по форме, но позволят эпатировать собеседника и заставить его говорить правду.

«Звездные» интервью

«Звездные» интервью обычно проводятся с известными личностями или знаменитостями. Они часто имеют игровой характер и называются «словесным фехтованием» или «сценкой». Цель таких интервью — поддержка имиджа собеседника, но при этом можно также показать настоящее лицо, выглядывающее из-под маски. В таких интервью важно обращать внимание на «значимые мелочи» и любопытные детали биографии собеседника.

Интервью с одним смысловым центром

Этот тип интервью включает интервью-портреты, где основным предметом речи является человек. В таких интервью все направлено на раскрытие личности интервьюируемого. Обычно это известные широкой публике личности, их жизнь достаточно известна, поэтому целью интервью становится извлечение неожиданного факта или новой информации, а не внутренний мир героя.

Также интервью, где собеседник предоставляет информацию, но не затрагивается его личность, относятся к интервью с одним тематическим центром. К таким интервью относятся информационные, экспертные и проблемные интервью. Полученный в ходе беседы материал может быть оформлен не только в жанре интервью, но и в виде статьи, например, проблемной статьи.

Второй тип логической схемы интервью, содержащей два смысловых центра – собеседник и предмет разговора — может быть выражен формулой “дело и человек в деле”. Журналисту в данном случае важно не только получить определенную информацию, ему интересен и сам собеседник, соотношение его личности и предмета разговора. Таким образом “сухое” собирание фактов обогащается эмоционально, факты приобретают “личностные” черты, личность интервьюируемого иллюстрируется фактами.

От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которых импровизированная беседа.

Интервью со свободной композицией отличается тем, что вопросы в нем можно переставлять, так как они едины лишь своей широкой тематикой, изменение места вопросов не влияет на течение разговора. К такому типу интервью принадлежат, например, тексты под рубрикой «Прямая линия», где читатели задают различные вопросы по телефону, которые потом формируются журналистом в тематические блоки.

Композиция импровизированного интервью представляет собой совершенно иной тип отношений вопросов и ответов, при котором “вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна”. Ход такой беседы непредсказуем, либо прогнозируется лишь в общих чертах, роль журналиста сводится к тому, чтобы не дать собеседнику уйти от интересующей темы.

На практике чаще встречается тип композиции интервью, представляющий нечто среднее между вышеперечисленными типами. Обычно интервьюер имеет примерный план заготовленных вопросов, к которым по ходу беседы добавляются вопросы с просьбой проиллюстрировать, пояснить факт и тому подобное (типа “А не покажете на конкретном примере?”).

При этом исходные, основные вопросы, “коротко обозначая темы следующих за ними отрезков текста – ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легко обозримыми (вот тема текста, сейчас пойдет речь о такой детали, сейчас о следующей)”. Текст такого интервью часто делится на главки, что облегчает его восприятие, включаются авторские комментарии и так далее.

В зависимости от особенностей композиции, формы выражения интервью, выделяются несколько основных его видов.

Жанровое многообразие интервью

Итак, развитие жанра интервью привело к появлению различных типов, отраженных в разнообразных классификациях. Анализ этих классификаций через призму жанрообразующих признаков, «таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…», позволяет выявить особенности жанра и его видовые образования.

Жанровое многообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному признаку, а по всей их совокупности. Но тем не менее у жанра интервью есть свои родовые признаки. Во-первых, по предмету отображения в интервью всегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления; во-вторых, по функциональной заданности это должна быть беседа (при этом количество собеседников и их представленность не имеют значение); в-третьих, по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: к информационным, к анлитическим и художественно-публицистическим. Именно из этих жанровых характеристиках объясняется все жанровое многообразие интервью.

Формы организации интервью

Журналистам приходится задавать вопросы в разных ситуациях, которые зависят от самых разных, иногда и непредвиденных обстоятельств. Но чаще интервью проводятся в заранее определенных местах и в сложившихся уже традиционных форматах (пресс-конференции, выход к представителям прессы, брифинги).

Это диктуется либо самим ньюсмейкером, либо информационной службой, которая является своего рода посредником в передаче информации потребителю. М. Лукина выделяет следующие виды интервью по форме его организации:

  • Пресс-конференция

Это коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречу с персоной, источником информации, в определенное время и в назначенном месте. Чаще всего местом встречи становятся информационная служба, агентство или специально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.

Надо иметь в виду, что многие пресс-конференции являются частью спланированных PR-акций, цель которых — выставить в положительном свете определенного человека или событие. Это, конечно же, ставит под сомнение доверительность отношений между участниками информационного обмена. Искушенные журналисты считают, что «главное, не дать человеку покинуть помещение» и что ради того, чтобы задать вопрос, «придется встать между ним и дверью» . В журналистской практике известны и случаи, когда корреспонденты, приглашенные на пресс-конференцию, вступали в негласный сговор для того, чтобы задать все необходимые, в том числе нелицеприятные, вопросы [46] .

В связи с развитием PR-технологий и распространением их методов почти во всех сферах жизни пресс-конференции стали неотъемлемой частью информационного обмена, а участие в них журналистов стало обыденным и в чем-то даже рутинным делом.

Выход к прессе

Фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия, инициатором которого является ньюсмейкер. Оно, как правило, заранее не планируется, что отличается от предыдущего.

Брифинги

Это плановое мероприятие, которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании.

Сложным форматом интервью является «круглый стол», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа “вопрос – ответ1 – ответ2”. Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков. «Круглый стол» подразумевает серьезность анализа затрагиваемых проблем, поэтому к участию в нем приглашаются в основном эксперты.

Интервью по телефону

Конечно, главным аргументом в пользу телефонного интервью является фактор времени. Интервью по телефону — рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат. Во время телефонного интервью журналист не может полностью контролировать ситуацию.

Интервью можно провести и с помощью разных служб Интернета -электронной почты, на форуме или в чате. По степени опосредованности этот вид организации интервью, естественно, превосходит уже рассмотренные: собеседник удален, и с ним, как правило, нет визуального контакта. Однако имеется ряд преимуществ, например экономия времени и средств, ведь с помощью глобальной компьютерной сети можно связаться с кем угодно и на каком угодно отдалении. Этот вид интервью оказывается и весьма эффективным. Потому что есть время продумать вопросы, да и собеседник более сосредоточен за компьютером и лучше формулирует ответы.

Анализ разновидностей интервью в «Красном Знамени» позволяет сделать следующие выводы:

1. Жанр интервью в газете представлен следующими видами: информативные (главный предмет беседы – новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен), портретные (предметом беседы является интервьюируемый), экспертные (самое важное мнение авторитетного человека) и проблемные (позиция журналиста имеет не меньшее значение, нежели точка зрения и мнение интервьюируемого) интервью.

2. Значительное место в газете занимает информационное интервью, в процентном соотношении его количество составляет 24% от общего количества изученных текстов. Вторую позицию занимает портретное интервью (15%).

Зафиксировано также оперативное интервью (14%).

Наиболее употребляемым видом интервью на страницах газеты «Красное знамя» является информативное интервью – около 78% процентов.

3. Графическое оформление текста интервью-диалога воспроизводит схему «вопрос-ответ», вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом (иногда маркируются еще и курсивом), ответ набран обычным для газеты шрифтом.

4. Для интервью-диалога, представленного на страницах газеты «Красное знамя», характерна традиционная трехчастная композиция: зачин — основная часть-концовка.

5. Содержание портретного интервью, представленного в газете «Красное знамя», направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего мира интервьюируемого. Решению этой задачи способствует неофициальность, непринужденность обстановки, в которой проходит интервью, что в свою очередь, определяет выбор тех или иных языковых средств.

6. Информативное интервью является самым популярным видом интервью, употребляемым на страницах данной газеты. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами ведения беседы. Собеседник тут только «источник» — высказавшийся человек. Главный предмет обсуждения – новые факты. Диалог в данном случае – средство доступной подачи информации .

7. Иногда в «Красном знамени» интервьюируемые – это «гости» издания, то есть те, кто встречается с журналистом с целью побеседовать. Темы бесед, как правило, ограничиваются личностью интервьюируемого и связанным с ним каким-либо событием, например, юбилеем.

8. Стоит отметить, что позиционирование газеты как «независимой» не является значимым при определении круга тем публикаций в интервью газете. Журналисты независимы, но только среди тех, которые так или иначе связаны с личностью интервьюируемого.

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.

3. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб., 2006. С. 145.

4. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 219-220.

5. Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) // Русский язык сегодня. М., 2000. С. 254.

6. Голанова Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности. М., 2001. С. 251.

7. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

8. Дедов А. Пособие для начинающих журналистов. http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm.

9. Дунаева В. Пособие для начинающих журналистов. http//www.iatp.md./youthpress/chapter2.htm.

10. Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста// Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста, М., 1987. С. 166.

11. Ким М.Н. От замысла к воплощению: технология подготовки журналистского произведения. СПб., 1999.

12. Ким М.Н. Новостная журналистика. СПб., 2006. С. 241-245.

13. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

14. Лазутина Г.В. Журналистское познание мира// Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.

15. Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С.8; 21-24.

16. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 59.

17. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.

18. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999. .

19. Савчук О.С. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты// Русский язык: Исторические судьбы и современность. М., 2001.

20. Смелкова З.С., Ассуирова, Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002.

21. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.

22. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 56, 76, 208.

23. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 81-85; 107-114.

24. Тищенко В.А. Интервью в газете: Теория и практика развития жанра. М., 1980.

25. Туманов Д.В. Творим золотым пером: мастер-класс для начинающих журналистов. Казань., 2000.

26. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.: Гендальф,1998. С. 58-59.

27. Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 98.

28. Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи. М., 1957. С. 115-116

29. Якубинский Л.П. О диалогической речи. М., 1986. С. 17-58.

Ворошилов В. В. Журналистика. СПб. 2006.

Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.

Ворошилов В. В. Журналистика., СПб., 2006. С.145.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Еремина Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста// Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста, М., 1987. С. 166.

Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 59.

Гуревич С. М. Номер газеты. М., 2002.

Голанова Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус… С. 251.

Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 98.

Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня… С. 254.

Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.

Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб, 1999.

Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 7

Ким М. Н. Новостная журналистика. СПб., 2005. С.236.

Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2006. С. 81-85; С. 107-111.

Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 219-220.

Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2006.

Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971. С. 265.

Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2000. С. 67-68.

Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2001. С. 145.

Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. С. 51.

Лукина М. М. Технология интервью. 2003. С. 8.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.

Там же. С. 219.

Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 20

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.

Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров. С. 50; Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.

Дунаева В, Пособие для начинающих журналистов

Дунаева В. Пособие для начинающих журналистов

Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 56.

Дунаева В. Пособие для начинающих журналистов

Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 16-20.

Ким М. Н. Новостная журналистика. СПб., 2005. С. 244

Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 19

Шостак М.И. Журналист и его произведение. С. 58.

Шостак М.И. Журналист и его произведение. С. 59.

Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.

Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 53.

Там же. С. 54.

Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск. С. 56.

Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск. С. 58.

Там же. С. 59.

Савчук О. С. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты// Русский язык: Исторические судьбы и современность. М., 2001. С.267.

Лукина М. Технология интервью. М., 2003.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., СПб., 1999.

Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 21-24.

Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.