Современное газетное интервью

Курсовая работа

введение

В настоящее время идет бурное развитие публицистической литературы. Появляется все больше и больше публикаций различного направления, которые находят своих читателей, и не остаются без внимания.

Одним из жанров публицистической литературы является интервью, которое отличается своей активностью и частотностью употребления, и привлекает внимание все больший круг читателей своей легкостью, интересом и правдивостью.

Уже в ХIХ веке появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, тогда же закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры.

На протяжении своего развития, как и любое другое направление публицистической литературы, жанр интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что, прежде всего в значительной степени определяется социальным контекстом.

Существует множество причин, влияющих на изменение рассматриваемого жанра. Так, значение термина «интервью» менялось в зависимости от развития самого жанра, политической ситуации в стране и от других лингвистических и экстралингвистических факторов.

Но стоит отметить, что все же база в определении жанра интервью сохранилась как «беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме».

Одной из специфических черт печатных материалов является отсутствие прямого контакта с читателем (в отличие от таких средств массовой информации, как телевидение, радиовещание, Интернет).

Поскольку печатные издания не имеют возможности выходить на прямой контакт со своими читателями, коммуникативную функцию в прессе выполняют интервью – один из важнейших методов и жанров публицистики.

Данная тема на сегодняшний день актуальна, поскольку обычно во многих работах, изучающих различные аспекты интервью, не учитываются стилистические особенности изданий, а мы попытаемся выявить зависимость типа интервью от специфики газеты.

Цель данной работы – раскрыть особенности интервью в современном печатном издании на примере газет «Труд», «МК».

Объектом исследования является использование жанра интервью современными печатными изданиями.

19 стр., 9156 слов

Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...

... познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы ...

Предмет исследования – жанр интервью в периодических печатных изданиях.

В связи с этим можно сформулировать следующие задачи:

  1. Дать понятие интервью, показать его виды и стилистические особенности для печатного издания;
  2. Показать роль и место данного жанра в газетах «Труд», «МК»;
  3. Определить стилистические особенности портретного и проблемного интервью в данных газетах;
  4. Провести анализ интервью, опубликованных в данных газетах и описать речевой стиль интервьюируемого в разных типах интервью.

Структура работы: работа состоит из двух глав. В первой главе содержатся теоретические аспекты относительно интервью как жанра периодической печати. Во второй главе описывается роль и место жанра интервью в газетах «МК», «Труд» и проведен анализ интервью, опубликованных в данных газетах.

При подготовке курсовой работы мы руководствовались теорией журналистики, А.А. Тертычного «Жанры периодической печати», В.В. Ворошилова «Журналистика», М. М. Лукиной «Технология интервью».

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЙ ЖАНР ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ

В нашем мире все развивается и совершенствуется, ничего не стоит на месте. Не исключением является и российская пресса, которая удивляет своим многообразием. Это и познавательно-развлекательные газеты, и женские журналы, и «качественная» пресса, и специализированные издания.

Но при всем различии их тематики, стиля существует нечто, что объединяет прессу – модель издания, включающая в себя основную тематику газеты, ее постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания [4, с.88].

Термин «жанр» в научной литературе не имеет однозначного толкования. Рассмотрим определение В.Н. Вакурова, Н.Н. Кохтева и Г.Я. Солганика: «Жанр – это относительно устойчивая композиционно-речевая (композиционно-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, то есть форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая относительно устойчивым соединением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой речи» [3, с. 75].

Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. Но в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала), серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе.

Так, авторы «Основ творческой деятельности журналиста» выделяют, в отличие от традиционных схем, пять групп текстов:

1. оперативно-новостные;

2. оперативно-исследовательские;

3. исследовательско-новостные;

4. исследовательские;

5. исследовательско-образные,

и место интервью определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчеркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества – аналитичности [16, с.117].

Еще одним фактором, осложняющим определение места интервью в системе газетных жанров, является появление комбинированных жанров вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью. Стрельцов Б.В. отмечает, что комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов. Также большое влияние оказывает реклама, одним из проявлений которой становится жанр рекламного интервью [17, с.39].

14 стр., 6756 слов

Интервью как жанр журналистики

... в газете «СБ» за период 2010-2012 года. Всего в курсовой работе было проанализировано 6 интервью, полные тексты которых приведены в приложении к работе. Глава 1. Интервью - как жанр журналистики ...

Изменения жанровой системы выражаются в изменениях жанровых признаков. Трансформации существующих жанровых форм связаны с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем.

Итак, жанр интервью широко представлен на страницах российских газет. Однако разные издания предпочитают публиковать определенные виды интервью и игнорируют другие. В выборе вида интервью и в языковых особенностях материалов отражается так называемая жанровая модель газеты, которая, в свою очередь, является одной из составляющих экспрессивно-стилистической модели издания.

1.2 Интервью — газетный диалог

Как отмечают исследователи, основным принципом построения интервью является диалог. Диалог – многогранный термин, используется как для обозначения коммуникативного типа речи, так и для обозначения одного из видов интервью (интервью-диалог) [9, с. 166].

Диалог как коммуникативный тип речи сформировался еще в античности, он является наряду с монологом базисным понятием и основой построения русской речи. Проблема разграничения диалога и монолога стала одной из основных в лингвистике XX века.

Как заметила Голанова Е.И, диалог – это принадлежность разговорной речи (в отличие от монолога, лежащего в основе литературного языка), он состоит из цепи реплик. Сцепление реплик, в котором вторая реплика по своему строению опирается на первую, грамматически зависит от нее, называется диалогическим единством и является основной единицей диалога. Однако наличие цепи реплик не может быть воспринято как безусловный маркер диалога, между монологом и диалогом не существует строгой границы, о чем говорит, например, частое включение в диалог обширных монологических высказываний субъектов общения: «Реплики превращаются в логически развернутые рассуждения, полемически заостряются, разрастаются в адресованные собеседнику монологи, а весь диалог становится системой диалогически соотнесенных и сопоставленных монологов» [5, с. 251].

Современные ученые подошли к разграничению понятий диалога и монолога с точки зрения коммуникантов: «Диалог – это текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации, один из которых (адресант) задает конкретную программу развития текста, его интенцию, а другой (адресат) должен активно участвовать в развитии этой программы, не имея возможности выйти за ее пределы. Монолог – это текст, который хотя и инициируется, явным или неявным образом, партнером по коммуникации, но развивается по программе своего создателя без участия или, по крайней мере, без активного участия партнера коммуникации» [6, с. 427].

В газете диалог отражается, прежде всего, в жанре интервью. Об их тесном сращении говорит тот факт, что в некоторых работах, анализирующих интервью, употребляется термин «диалог» как синоним интервью вообще. Однако жанр интервью может отражать и такое общение журналиста с интервьюируемым, при котором ответ последнего является, по сути, монологом – этот вид интервью получил название интервью-монолога. Роль журналиста в данном случае сводится к следующему: журналист своей репликой инициирует ответ-монолог интервьюируемого. Даже если в напечатанном интервью в текст-монолог интервьюируемого вклиниваются реплики журналиста (типа «Да-да», «Конечно же», «Это понятно»), это не меняет сути монолога, поскольку реплики журналиста являются выражением контактного внимания и согласия.

14 стр., 6645 слов

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

... 7) формообразующий принцип духа, неполной противоположностью которой является монолог» . В газете диалог отражается, прежде всего, в жанре интервью . Интервью – диалогический жанр. К таковым Л. Майданова [6] и С. ... теме необходимы журналистам-практикам. Наконец, данная проблема интересна не только журналисту, но и любому человеку. Целью данной работы является исследование интервью как жанра и как ...

В понятие публичного диалога Е.И. Голанова включает не только интервью, но и, например, разговоры в зале суда, научные дискуссии, пресс-конференции, то есть публичный диалог шире интервью. Интервью в данной работе – опубликованная беседа журналиста с лицом или группой лиц. Диалогом же обозначим диалогическое единство реплик интервьюера и интервьюируемого. Последнее разграничение важно, поскольку, как уже отмечалось, в современной газете жанр интервью может включать в себя элементы очерка, комментария и так далее, то есть монологическую речь журналиста [6, с. 453].

Итак, соотношение монолога и диалога и их отражение на страницах газет представляет собой сложный вопрос для лингвистов. Современные авторы подходят к разрешению этого вопроса с точки зрения коммуникантов. Однако различные позиции ученых отражаются в нечеткой терминологии, когда понятия и признаки монолога и диалога смешиваются.

1.3 Стилистика газетного интервью как жанра

В научной литературе существует множество классификаций видов интервью, выделяемых на различных основаниях – от формы подачи материала до тематики беседы. Однако такой спектр жанровых вариаций – примета только современной прессы. Например, как отмечает Е.И. Голанова, для 50-х годов характерна только одна разновидность жанра интервью – интервью-рассказ. Постепенное расширение видового разнообразия жанра связано прежде всего с изменениями социального характера, раскрепощением общества. Трансформации жанра интервью отражаются в жанрообразующих признаках, таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем.

Наличие авторского начала – один из важнейших признаков любого жанра публицистики. В интервью автор выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Это вносит дополнительные сложности в описание стилистики данного жанра.

Авторская позиция в интервью выражается в авторском стиле, манере речи, его речевой позиции. Речевые позиции, или речевые партии, связаны с несколькими определяющими их факторами – темой, личностью собеседника, языковой компетенцией, языковым обликом говорящих. Е.И. Голанова выделяет две основные речевые позиции интервьюера:

1. интервьюер традиционно вежлив, корректен, придерживается норм публичного общения, вопросы, как правило, подготовлены заранее;

2. интервьюер – представитель «новой волны» журналистов, обладает своей языковой маской, психологической раскованностью и свободой в выборе языковых средств, интервью протекает в форме вольной беседы, вопросы часто не готовятся вовсе [6, с. 445].

Эти речевые позиции – характерная черта публицистики двух-трех последних десятилетий, поскольку раньше, в эпоху, когда журналистика была прописана в учебниках и рекомендациях и отступление от правил было практически невозможно, роль журналиста сводилась к роли стенографиста и не более. Только в последнее время интервьюер стал активным участником коммуникации, что ярко отражается в появлении второго типа речевой позиции журналиста.

12 стр., 5909 слов

Интервью — жанр публицистики

... журналистики существует множество определений этого термина. Рассмотрим некоторые из них. «Интервью -- жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам». ... рассматривали интервью с двух позиций -- как метод сбора информации и публицистический жанр. Соответственно, было представлено и два подхода к изучению интервью. «Первый рассматривал интервью в ...

Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью – получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики. Еще одной целью интервью является задача побудить читателя ознакомиться с текстом беседы. Подобная двойная целенаправленность обуславливает стилистические особенности жанра интервью. Вторжение рекламы на страницы газет привело к появлению нового вида интервью – рекламного, основной целью которого становится стремление заставить читателя купить товар или услугу после прочтения текста интервью. Таким образом, целевая установка также становится важным фактором в стилистике разных видов интервью.

Тесно связанным с целью сообщения является следующий жанрообразующий признак – предметное содержание. М.И. Шостак в своей книге «Журналист и его произведение» выделяет, в первую очередь, по признаку предмета разговора,

  1. информативные (главный предмет беседы – новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен);
  2. экспертные (ценность – в точности формулировок, мнение авторитетного человека – самое важное);
  3. проблемные («главный предмет обсуждения – мнения и сопоставление источников мнений»);
  4. интервью-«знакомства», делящиеся, в свою очередь, на портретные, разоблачающие (с «антигероем») и «звездные» интервью (предметом является личность собеседника)[20, с. 154]