Особенности современных печатных изданий Aftenposten и NRK, их типология

Курсовая работа

Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Это интереснейшая часть творчества и политики. СМИ в целом одно из важнейших явлений современной цивилизации.

От века в век значение журналистики неуклонно возрастало. Сегодня она является мощной идеологической силой. Журналистика создает представление о всем мире , размывает границы, влияет на развитие экономики, на мысли, выбор и образ жизни людей. Являясь одним из феноменов культуры, она сама активно воздействует на духовную и материальную культуру, на ее развитие.

Тема этой работы- СМИ Норвегии. Такой выбор обусловлен тем, что норвежская журналистика, несмотря на свое позднее зарождение, за короткий срок стремительно набирала обороты. Более того, Норвегия считается одной из самых читающих стран во всем мире.

В данной работе четко прослеживается принцип историзма. Рассмотрение истории журналистики страны от ее предпосылок, от преджурналистских явлений до наших дней в плане хронологического развития, смены одних периодов последующими периодами в их исторической преемственности. Такой вид исследования позволяет осуществить объективное, всестороннее рассмотрение изучаемого объекта, познание его сущности, частных и общих закономерностей, исследование всех его связей, установление предпосылок явления и определение периодизации развития.

Целью данной работы является также изучение особенностей современных печатных изданий Aftenposten, NRK и их типологии.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

а) рассмотрение журналистики как одного из важнейших средств массовой информации Норвегии.

б) изучение истории печатных изданий Норвегии.

в) особенности современной типологии печатных СМИ Норвегии.

Объектом работы является журналистика Норвегии на современном этапе.

Предметом работы являются печатные издания Aftenposten, NRK.

1. История журналистики Норвегии

Возникновение и становление норвежской журналистики проходили в сложнейших условиях. «Протожурналистика» страны складывалась на устной традиции, и до сих пор еще далеко не все истоки литературного творчества норвежцев, ставшего базой для возникновения собственно журналистики, достаточно хорошо изучены. Многие черты норвежской литeратуры были восстановлены по данным древне-исландской литературы, создававшейся норвежскими переселенцами. Дошедшие до нас памятники чисто норвежской литературы связаны с распространением христианства и утверждением феодального строя — это произведения XIII века поэма «Сонное видение» и дидактический диалог «Королевское зеркало». В XIV-XV веках возникла баллада, которая во многих странах Европы в то время была одним из каналов распространения событийной информации.

4 стр., 1626 слов

Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы

... дипломной работы. Объем печатного текста дипломной работы, выполненного через 1,5 интервала, должен составлять не менее 30 страниц. Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по ... обзора литературы предъявляются следующие основные требования: полнота и достоверность информации; наличие критической оценки использованной информации; логичность структуры; композиционная ...

Развитие норвежской прессы в силу исторических причин протекало медленно и болезненно. Подчинение Дании превратило Норвегию на длительное время в глухую провинцию. Зачатки собственно норвежской литературы появились лишь в XVI веке, а первые норвежские газеты появляются на полтора столетия позднее, чем первые газеты в Германии и других странах.

Прототипом будущей норвежской печатной прессы стали flygeblad — листовки, или новостные листки. Существуют свидетельства об их существовании начиная с 16 века. Такие рукописные листки приходили из Европы, их «подписчиками» были высокопоставленные чиновники. Новостные листки рассказывали главным образом о войнах и сражениях, а также о дворцовых интригах. Оборот новостных листков усилился во время Реформации, а также в годы Великой северной войны.

Церкви служили своего рода «информационными центрами», где люди могли встретиться и узнать последние новости. Также они являлись центрами книготорговли. В королевском послании от 1637 года было запрещено продавать в церквях книги «легкомысленного» содержания. Это было вызвано опытом продажи разного рода сборников с застольными песнями, баснями, стихами и любовными историями. С 1658 года книготорговцам было запрещено вести свою деятельность на территории церквей.

Также важными центрами распространения информации были почтовые отделения. Там же зачастую и составлялись новостные листки, распространявшиеся по округе. Старейший дошедший до наших дней листок датирован 1644 годом и повествует о взятии норвежцами укреплённого пункта Морац в Вэрмланде. В 1660 году почтмейстер в Кристиании Якоб Йенсен редактирует рукописную газету, которая рассылалась постоянным подписчикам по стране. Сохранилось 4 экземпляра этой газеты за 1660 год. В газете публикуются сообщения из Копенгагена о передвижениях войск, о том, что области Сконе, Халланд, Блекинге и Бохуслэн были оценены в 48 тонн золота. Которое Дания должна была заплатить, о торжественном приёме королевы Кристины в Швеции, о ценах на сельдь и так далее.

Двое последователей Йенсена продолжали его дело, зарабатывая в год по 250 риксдалеров на выпуске газеты. В плане содержания их продукция уже больше напоминала печатные газеты. Интересно, что рукописные листки продолжали выходить и после появления первых печатных изданий — вплоть до начала ХХ века. Рукописные листки привлекали читателя тем, что, в отличие от официальных датских газет, они почти не подвергались цензуре, и, помимо легкомысленного тона, могли содержать весьма нелестные отзывы о высокопоставленных лицах и исторических событиях. Так, в 1797 году в Кристиании выходит рукописная газета Lоberen, повествующая о городских новостях и сплетнях. В начале 1850-х гг. некий господин Краг продавал в норвежской столице на Шиппергате рукописные новостные газеты на четырёх страницах по цене 6 шиллингов за экземпляр.

Весной 1644 года в Норвегии выходит первое печатное издание — календарь на 24 страницах малого формата под названием Aggershusiske Acters Fшrste Quartales Summariske Beskriffuelse paa nerverende Aar 1644 flitteligen samlet oc forfattet. Инициаторами были первый норвежский издатель Тюге Нильссён (Tyge Nielszшn) и неизвестный автор, предположительно приходской пастор в Улленсакере Хьелль Стюб (Kjeld Stub).

14 стр., 6867 слов

Газета русское слово воплощение чеховской мечты

... доске в бронзе отлито имя одного из величайших деятелей отечественной полиграфии – Ивана Дмитриевича Сытина. Их было всего четверо ... периодических изданий крупнейшим была газета «Русское слово», ей в данной работе будет посвящена целая глава. Газета эта заслуживает особого внимания, ... издателем России, он в какие-то десять — двадцать лет из ничтожного торговца лубочными картинками вырос в издателя- ...

Основа содержания — события шведско-датской войны. В 1648 году выходит первый печатный новостной листок под названием Homagium Norvegicum, повествующий о прибытии «всемилостивейшего господина и короля Фридриха Третьего» в Норвегию 24 августа.

Впоследствии выходят печатные листки, посвящённые крупным торжествам и происшествиям, различным убийствам — часто рассказанные самими убийцами до того, как их подвергали казни. Так, в 1654 году выходит газета, повествующая о солнечном и лунном затмении, случившимся 2 и 17 августа.

Такая «народная журналистика» была отмечена вниманием копенгагенских газетчиков, перепечатывавших новости из Норвегии. Так, в первое десятилетие 18 века они перепечатывали более 60 норвежских рукописных новостных листков. Содержание этих листков со временем становилось более разнообразным. В них публиковались не только новости, но и материалы дидактического и развлекательного характера.

Книгоиздатель Миккель Томесён Mickel Thomesшn был самым активным производителем печатных новостных листков в Норвегии. В 1656 году он получил привилегию и сотрудничал с Хансом Хоффом. Особенно активно он занимался изданием новостных листков в 1658-83 гг. Истории на две трети были взяты из немецких и шведских газет, а также датских — с опозданием на несколько недель. Также публиковались и норвежские новости, источником которых была резиденция наместника в Кристиании. Таким образом, со временем новостные листки по многим параметрам стали соответствовать газете в обычном понимании этого слова.

Особенно популярны были «новости в стихах» (nyhetsvisene).

Самая ранняя из сохранившихся датируется 1679 годом и повествует о снежной лавине, которая погребла под собой 20 хуторов в Суннмёре. Она была напечатана в 1681 году в Копенгагене. Из более поздних заслуживают внимания 31-строчная новость о шестерых утонувших в Тронхеймсфьорде в 1750 году, 23-строчное повествование о катастрофическом ливне 1789 года. Последняя дошедшая до нас рассказывает о катастрофе «Титаника» 1912 года. Общим для таких стихотворных новостей было то, что в них глазами автора повествовалось о событиях, утративших актуальность, а рассказ о прошлом ведётся таким образом, как будто речь идёт о настоящем.

Подъем норвежской литературы и науки в восемнадцатом веке, веке Просвещения, связан с развитием капитализма и распространением в стране национально-патриотических настроений. Именно в это время появляется и собственно норвежская журналистика. Надо отметить, что свободная норвежская пресса развивалась своими, не схожими с остальными странами, путями.

Первой норвежской печатной газетой была Norske Intelligenz-Seddeler, первый номер которой вышел 25 мая 1763 года в Кристиании. Издавалась она в типографии С.К. Шваха. Газета выходила раз в неделю и содержала разного рода анонсы, объявления и рекламу, а также материалы практического и развлекательного характера. Впрочем, с 1814 года газета стала освещать и актуальные общественно-политические события. Такого же плана издания начали выходить с 1765 года в Бергене, с 1767 года Тронхейме и с 1770 года в Кристиансанне.

14 стр., 6645 слов

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

... изученных интервью. Такие виды интервью как интервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующее интервью в газете «КЗ» не публикуются. Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода, а также методов описания. Работа состоит ...

На заре развития норвежской журналистики в стране существовали лишь маленькие издания с местной циркуляцией. Это было время борьбы Норвегии за независимость от Дании, но, несмотря на появление новой свободной конституции 1814 года, прессы как таковой не существовало: были лишь разрозненные журналы, печатающие объявления, сплетни, поучительные истории и т.п. В известной степени это определялось тем, что во время датского господства Норвегия не имела собственного письменного языка: в качестве литературного использовался датский. Только последовавшие двадцать лет после принятия Конституции можно считать реальным началом развития прессы.

Важную роль для развития СМИ в целом сыграли и географическое положение Норвегии, и плохо развитая система дорог и связи, и бедность страны. Таким образом, пресса Норвегии отставала в своем развитии и не была таким мощным государственным рычагом, как, например, в Швеции.

Все эти факторы, несомненно, сказались и на нынешнем состоянии норвежской прессы, ее локальности, разобщенности, многочисленности местных маленьких изданий. Кроме того, в традицию норвежской журналистики со времен освободительной борьбы вошли независимость, свобода суждений. журналистика газетный пресса норвегия

Как и в других странах Северной Европы, пресса Норвегии носила региональный характер. Старейшая газета страны — «Моргенависен» («Утренняя газета») выходит с 1765 года не в Осло, а в Бергене.9/99/

Лишь с обретением страной независимости(7 июня 1905) стала быстрыми темпами развиваться газетная пресса. Особенно быстрый рост тиражей газет приходится на первые годы после второй мировой войны (достаточно привести такой пример: совокупный тираж норвежских газет по сравнению с довоенным 1939 годом вырос в это время в три раза).

В географическом отношении печать Норвегии распределена весьма неравномерно. Так, на два крупнейших города — Осло и Берген — приходится третья часть тиража всех газет. Сейчас провинциальная печать представлена в основном небольшими газетами, выходящими небольшими тиражами несколько раз в неделю.

Норвежские газеты традиционно поддерживают связь с политическими партиями. Одной из старейших газет страны является «Адрессеависен» («Адресная газета»), основанная в 1767 году и выходящая в Тронхейме. Это орган консервативной партии Хейре. Норвежская рабочая партия выпускает с 1884 года ежедневную газету «Арбейдербладет» («Рабочая газета»).

Это центральный орган партии, выходящий 52-тысячным тиражом в столице страны Осло. 3

Развитие журналистского образования тесно связано с историей просвещения. Самые первые кафедральные школы возникли в Осло, Бергене и Тронхейме в середине XII века, но лишь в середине XVIII века появились церковно-приходские школы в сельских местностях. Коренные изменения в образовании произошли лишь в XIX веке. В 1827 году появились так называемые «передвижные» школы, в которых преподавание вел один учитель, переезжавший из одного населенного пункта в другой. Законом 1848 года было введено обязательное начальное обучение детей от 7 до 14 лет.

29 стр., 14336 слов

Журнальная пресса для детей

... теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы. 1.1. Из истории детской журналистики Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась ... тема социального неравенства лю­дей, бедственного положения трудящихся России. Царская цензура активно противодействовала распространению произведений этой тематики. В середине 90-х годов ...

2. Современные норвежские печатные СМИ

Как и в других развитых странах, в послевоенное время в Норвегии активизировались процессы концентрации и монополизации прессы. В 1950 году в Норвегии было 47 населенных пунктов, где издавалось 2 и более газеты. Однако к 1965 году эта цифра упала до 39. Множество газет стало разоряться, и журналисты начали работу по организации предоставления кредитов прессе со стороны государства.

Разностороннее развитие норвежской прессы отражается не только в большом количестве существующих газет, но также и в различности их направлений, взглядов, в разнообразии мнений, которые они отражают, и богатом разнообразном содержании. В Норвегии даже те газеты, которые выходят раз в неделю, являются частью прессы и имеют равные права с другими изданиями. Многие нерегулярно выходящие газеты имеют маленький масштаб распространения. Это отражает не столько узкий круг интересов, затрагиваемый газетой, сколько небольшое количество населения в том или ином районе. 4

До последнего времени можно было определенно сказать, что все норвежские газеты — локальные, занимающиеся интересами и распространяющиеся в пределах своего небольшого региона. Региональность прессы сильна и сейчас, однако в последние годы появились общенациональные газеты, читаемые во всех районах страны. Например, «Верденс Ганг», соперничающая с одной из самых популярных «Афтенпостен». 5 В то же время норвежцы стали стремиться выйти за пределы своих частных, региональных интересов, и многие читают не одну, а несколько газет, что дает возможность сравнения и выбора. Однако журналисты стремятся сочетать на страницах газет национальные и региональные интересы, отдавая дань проблемам конкретного читателя, что обусловливает столь разнообразный состав материалов на страницах газет.

В начале 90-х годов положение было оптимистичным: если исключить книги, то средний норвежец в возрасте старше 15 лет проводил за чтением в среднем 1 час в день. В стране в это время выходило 60 ежедневных газет и 96, выходящих 2-5 раз в неделю общим тиражом около 2 млн. экземпляров. Таким образом, на каждую семью приходится по 1,1 экземпляра газет и столько же журналов. На каждого норвежца в год расходуется 28,3 кг газетной бумаги.

Норвежцы по праву считаются одним из самых читающих народов мира. В середине 1990-х годов на 1000 человек населения приходилось 600 экземпляров газет. В течение последних лет норвежцы остаются самыми прилежными читателями ежедневных газет не только в Европе, но и во всем мире. 6

По состоянию на конец 1990-х — начало 2000-х годов в стране издавалось 86 газет периодичностью выхода от четырех до семи раз в неделю. Их общий тираж составлял 2,6 млн. экземпляров, что составляло 613 экземпляров на 1000 читателей. Этот показатель — самый высокий в Скандинавии (в целом по Скандинавии приходится 511 экземпляров газет на 1000 читателей).

3. Типология газетного рынка

Существующее разнообразие типов изданий в прессе северных стран помогает понять причины относительной стабильности северной прессы, предоставляющей широкий выбор разным читательским группам. Рассмотрение основных типов газет, издающихся в северных странах, представляется по этой причине необходимым.

13 стр., 6249 слов

Подписные газеты

... почти таким же, как и 40 лет тому назад. После краха ГДР западногерманские издательства основали на её территории массу новых газет. Кроме того, для новых федеральных земель ... изданий, отличающихся друг от друга разделами местной жизни и рекламными объявлениями. Региональная пресса. Экономически самостоятельные издательства либо сообща финансируют какую-то одну редакцию, либо, что ...

Основные типы северных изданий: от партийной ангажированности к нейтральности и специализации.

В странах Северной Европы в середине 1990-х гг. издавалось в общей сложности более 700 газет. Для региона с населением, едва превышающим 23 миллиона, это значительное число. Собственно ежедневные газеты формируют первую группу, в которую входит 280 газет. Вторую группу составляют неежедневные газеты, выходящие реже, чем 4 раза в неделю: их число равно 462.

Общепринятое типологическое деление прессы в странах Севера Европы базируется на административно-географическом принципе. Такой подход вполне обоснован, и причин его появления можно выделить по крайней мере две. Во-первых, как и все частные предприятия, газеты северных стран главным образом заинтересованы в успехе на своих географических — первичных — рынках. Вторая же причина вытекает непосредственно из первой: географические рынки прессы северных стран — в силу демографических и национальных особенностей — совпадают с административным делением на области (или округа) в скандинавских странах или губернии в Финляндии. Коммуны (или муниципалитеты) образуют наименьшие административные единицы, что является основой для дальнейшего «дробления» иерархической системы прессы. Предлагаемая в ряде работ исследователей северных стран классификация прессы основана именно на этом принципе. В печати выделяются группы общенациональных, региональных, областных (окружных) и местных (коммунальных, муниципальных) газет. 7

Наряду с общими типологическими чертами, объединяющими печать северных стран в целом, газеты в каждой стране сохраняют специфические национальные особенности. В Норвегии одна и та же крупнейшая утренняя газета «Афтенпостен» выступает и как национальная и как региональная. Однако эти функции не совмещаются в одном издании, а разделены между утренним и вечерним выпусками. Соответственно, и тиражи «Афтенпостен» утром и вечером значительно различаются. Общенациональный утренний выпуск возглавляет список крупнейших утренних газет Норвегии, тогда как тираж вечернего выпуска находится на уровне тиражей региональных газет.

4. Партийная пресса Норвегии

Одним из наиболее важных критериев типологического деления северной прессы долгое время оставался партийный принцип. Пресса в странах Северной Европы развивалась с середины XIX в. преимущественно как пресса политических партии. Много партийные системы Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии обеспечивали разнообразие политического спектра ежедневной прессы, однако ограничивали возможности независимых — по крайней мере от партийных влияний изданий. К примеру, в Дании до начала 1950-х гг., момента активного внедрения ТВ в систему СМИ, существовала «система четырех газет», в соответствие с которой 4 основные политические партии (социал-демократическая, консервативная народная, аграрно-либеральная и радикально-либеральная) имели свои печатные органы в каждом сколько-нибудь значительном населенном пункте. Не столь четкая, однако также тесно привязанная к партийной структуре общества система партийной журналистики сохранялась и в Норвегии. Здесь практически на всех географических рынках долгое время сосуществовали органы консервативной, либеральной и социал-демократической партий. 8

12 стр., 5626 слов

Публицистика К. Симонова и И. Эренбурга в годы Великой Отечественной войны

... года по 1945 год торопливо писалось для завтрашнего номера газеты, сохранило живую силу до наших дней. Постоянными корреспондентами газет военной ... художественной литературой. Своеобразие ... «желтая пресса»). Другие ... газетой». Из опубликованных только на ее страницах публицистических материалов можно составить не один том. Задача данной работы заключается в том; чтобы рассмотреть публицистику в годы ...

Перестройка газетных рынков в странах Северной Европы привела к тому, что с 1960-х гг. здесь появляются три четко обозначенные основные группы прессы: печать буржуазных партий, пресса социалистических партий и так называемая неприсоединившаяся печать. 9

По мнению финского исследователя, профессора П.Хемануса, отличительными чертами газетных систем в странах Севера Европы к началу 1980-х гг. стали:

  • o общенациональное распространение партийных газет и преимущественно региональный характер неприсоединившихся изданий;
  • o постепенное сокращение доли партийных изданий и рост доли неприсоединившихся газет в общенациональном газетном тираже;
  • o более быстрое сокращение сектора печати буржуазных партий по сравнению с сектором социалистических газет.

Многие газеты Норвегии традиционно поддерживают самую тесную связь с теми или иными политическими партиями. Какие же партии существуют в стране и какие газеты они выпускают?

Партия Венстре была основана в 1884 году как буржуазная либеральная партия. Опирается на либеральные слои средней и мелкой буржуазии, интеллигенцию. Прокламирует создание «гармоничного общества» на основе принципов христианства и гуманизма, естественно, при сохранении частной собственности. Открещивается от классового характера партии. Выступила против членства Норвегии в ЕЭС. Сторонники членства в ЕЭС в 1972 году вышли из партии и образовали Новую народную партию. Поддерживает курс НАТО, но выступает за отказ Норвегии в мирное время от иностранных военных баз и наличия атомного оружия на территории страны. Центральный печатный орган — газета «Дагбладет» (основана в 1869 году, издается в Осло тиражом 124 тыс. экз.).

10

Коммунистическая партия Норвегии была основана в 1923 году после раскола Норвежской рабочей партии. Активно выступала против фашизма и войны. В период фашистской оккупации участвовала в движении Сопротивления. Входила в состав коалиционного правительства страны после ее освобождения. Активно выступала против вхождения в ЕЭС, по инициативе коммунистов был создан Социалистический избирательный союз (СИС).

Центральный печатный орган — газета «Фрихетен» (до 1940 года выходила под названием «Арбедерейн», основана в 1923 году, выходит в Осло тиражом 4,74 тыс. экз. два раза в неделю).

Норвежская рабочая партия основана в 1887 году. Крупнейшая партия страны. Длительное время — правящая. Социальная основа: рабочие, мелкие крестьяне, служащие, рыбаки, часть интеллигенции. Опирается на профсоюзное движение. Активно участвует в работе Социнтерна, в 1919-1923 годах входила в Коминтерн. В области внутренней политики — типичная реформистская партия социнтерновского толка. Во внешней политике ориентируется на членство в НАТО при сохранении «базовой и атомной политики». Центральные печатные органы: газета «Арбейдербладет» (основана в 1884 году, ежедневная, выходит в Осло тиражом 52 тыс. экз.) и журнал «Актуэльт перспектив» (основан в 1963 году, выходит в Осло тиражом 27 тыс. экз.).

Партия центра основана в 1920 году. До 1959 года называлась Крестьянской партией. Представляет интересы крупной и средней сельской буржуазии и части городской, а также лесовладельцев . Выступает за снижение темпов промышленного развития, т.к. видит в этом возможность сбалансированной экономики и улучшение охраны окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Ратует за децентрализацию экономики и политической власти. Последовательно выступала против членства в ЕЭС. Выступает за членство в НАТО при сохранении «базовой и атомной политики». ЦО — газета «Нашунен» (основана в 1896 году, до 1918 года выходила под названием «Ландманнпостен», издается в Осло тиражом 22 тыс. экз., ежедневная).

17 стр., 8087 слов

Положение в стране и в прессе после февраля 1917 г

... Молочанов Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны ... (научная монография) Первоисточник: М.: Издатпрофпресс, 2002 Приступая к исследованию, необходимо разобраться в основных понятиях, и положениях в прессе до революционных событий. Газета – первое, ...

Социалистическая левая партия (СЛП) создана в 1975 году на базе левосоциалистических групп, входивших в СИС. Представлены различные левые течения. Выступает против господства монополий, в защиту прав трудящихся. Отстаивала принцип «равной ответственности» СССР и США. Против членства в НАТО. Сильны пацифистские позиции. ЦО — газета «Ню тид» (еженедельная, основана в 1975 году, издается в Осло тиражом 15,6 тыс. экз.).

Хейре — крупнейшая (консервативная) буржуазная партия страны. Основана в 1884 году. Представляет интересы крупного финансового и промышленного капитала, судовладельцев и крупных чиновников. Провозгласила курс на создание «общества широких возможностей, свободы и рыночного хозяйства». Выступает за ограничение роли государства в экономике. Выступала за вхождение в ЕЭС. Стоит за укрепление НАТО. Центральные печатные органы: газета «Афтенпостен» (ежедневная, формально независимая. Основана в 1860 году. Имеет два выпуска — утренний и вечерний, воскресное приложение. Издается в Осло. Тираж утреннего выпуска — 229 тыс., вечернего — 161 тыс. экз.).

Христианская народная партия основана в 1933 году. На основе религиозных воззрений объединяет мелкую буржуазию. Абстрактно рассуждает о «необходимости выравнивания социальных условий для всех граждан страны», о создании «общества всеобщего благоденствия». За членство в НАТО. Печатный орган — газета «Фолькете фрамтид» (основана в 1946 году, издается в Осло 2 раза в неделю, тираж около 13 тыс. экз.).

Общая для Запада, особенно для стран Северной Европы, тенденция прослеживается и в Норвегии: открытая принадлежность газеты к какой-либо партии сильно сглаживается. Партийные интересы присутствуют на страницах определенных газет, но они лишь придают некоторую политическую окраску публикуемым материалам. Традицией норвежской журналистики стали выступления не только сторонников какой-либо точки зрения, но и политических оппонентов на страницах одной и той же газеты. Партийность прессы в историческом плане сыграла свою позитивную роль, в свое время включив в активную политическую и социальную жизнь норвежцев, дав толчок политическому развитию общества.

Владельцы газет чаще всего почти не оказывали открытого влияния на содержание и политические пристрастия принадлежащих им изданий. Однако ситуация меняется, и существует тенденция к тому, что владелец газеты будет в известной степени определять её развитие и взгляды в соответствии со своими представлениями и убеждениями. Конечно, в первую очередь это относится к тем газетам, которые имеют одного владельца. Но многие из газет имеют своими владельцами общества, организации или ассоциации, или же нескольких владельцев с долевым участием. Некоторые газеты принадлежат в течение нескольких поколений норвежским семьям, в которых издание газеты стало семейной традицией.

16 стр., 7928 слов

Норвежская антарктическая экспедиция

... гг. планировал норвежскую экспедицию в Антарктиду. План Нансена был изложен на докладе в Королевском географическом обществе ещё в 1897 г. Нансен полагал, что успешная экспедиция к Южному полюсу ... изменить собственные планы, взявшись за покорение Южного полюса. 14 декабря 1911 г. команда ... ён Робертом Пири в интервью газете Daily Mail 13 сентября 1909 ... 23' ю. ш., не дойдя по полюса 180 км (112 миль)[8 ...

Здесь снова следует вспомнить об упоминавшейся уже норвежской традиции издания газеты без коммерческих целей.

Тенденция к скупке одной газетой долей акций других и усилению влияния владельца на содержание газеты очень волнует современных журналистов и имеет огромное число противников. По мнению норвежских журналистов, подобное развитие прессы сделает ее тенденциозной и однобокой.

Надо заметить, что экономическая стабильность в течение довольно длительного времени дает возможность прессе Норвегии сохранять свою независимость, однако повторение циклического кризиса может резко изменить ситуацию в противоположную сторону.

Симптоматичным является образование пресс-групп без единой издательской политики. Показательны в этом плане экономическая группа «Шипстед», имеющая свои типографии, «Оркла-Боррегаард» и экономическая группа, которая является конгломератом заводов и газет, активно скупает локальную прессу и доли в различных газетах. «Группа газет рабочей партии», организованная как экономическое предприятие, владеющее более чем 40 газетами, в отличие от других групп имеет единую издательскую политику, следовательно, очень подвержена партийным интересам. Однако эта группа больше занимается локальными проблемами и интересами, чем общеполитическими вопросами.

Таким образом, старая тенденция долевого меценатского участия все больше вытесняется новыми экономическими интересами, представляя собой важную тенденцию развития норвежской прессы.

5. Тематика массмедиа Норвегии

Норвежская пресса пользуется относительно высокой степенью свободы. Право доступа к правительственным документам твердо закреплено, так же как и право прессы и общественности присутствовать на судебных процессах и заседаниях общенациональных и местных правительственных органов. Печатная пресса свободна от государственного контроля. СМИ в целом действуют в соответствии с этическими стандартами, установленными Этическим кодексом Норвежской ассоциации прессы, включая стандарты относительно клеветы и вторжения в частную жизнь. В дополнение к этому, право на исправление, установленное УК Норвегии, а также право на ответ, признанное Этическим кодексом, обеспечивают быструю и адекватную защиту нарушенных интересов. Достаточно свободны и электронные СМИ. 11

Остаются актуальными длительное время такие внешнеполитические проблемы, как: отношение к НАТО и ЕЭС, присутствие на норвежской территории иностранных военных баз, отказ от ядерного оружия. В конце 1990-х — начале 2000-х годов прорезался интерес норвежских СМИ к Российской Федерации. Этот интерес был подогрет визитом короля Норвегии Харальда V и королевы Сони в Россию и, в частности, в Санкт-Петербург и Мурманск. Как норвежские, так и российские СМИ широко освещали этот визит. За время своего пребывания в северной столице высокие гости посетили Пискаревское мемориальное кладбище, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский государственный университет. При посещении кафедры скандинавской филологии короля Харальда V и королеву Соню профессор В. Берков, член Академии наук Норвегии, автор многочисленных трудов по норвежской филологии, ознакомил с историей преподавания норвежского языка и литературы в Петербурге. 12

В ходе визита и после него много внимания уделялось развитию делового российско-норвежского партнерства. Так, газеты вспоминали историю с комбинатом «Печенга-никель». Во время визита президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в Осло в 1996 году в список важнейших межгосударственных документов вошло Соглашение о реконструкции этого комбината, находящегося всего в 30 километрах от норвежской границы. Предусматривалось, что скандинавы выделят 300 млн. крон на реконструкцию предприятия.

Но поскольку российская сторона не выполнила свои обязательства по этому Соглашению, норвежский стортинг принял решение отозвать выделенные 300 млн. крон. 13

Конечно, политические лидеры обозначают лишь принципиальное направление развития двусторонних и многосторонних отношений, а их реальное воплощение зависит от деловых кругов и в немалой степени от журналистов. Тематика публикаций, их тон и конструктивность могут серьезно улучшить ситуацию на межгосударственном и международном уровне.

К сожалению, бывает и наоборот. В вышедшей в 1998 году в Осло книге норвежских историков Т. Берга и К.Э. Эриксена «Тайная война» (она содержит данные о деятельности норвежских спецслужб в 1914-1997 годах) премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен упоминается как «агент СССР» в 60-70-х годах.

При этом имеется в виду его деятельность в те годы на посту секретаря социально-демократическая партиям Финляндии по международным вопросам (в его обязанности, естественно, входило осуществление связей с КПСС и работающими в Хельсинки советскими дипломатами; в конце 60-х годов социально-демократическая партия заключила договор о сотрудничестве с КПСС, в рамках которого проходили обмен делегациями и совместные семинары, такие же соглашения имелись с финскими коммунистами и аграриями).

Социал-демократы Суоми были посредниками в улучшении отношений между компартиями Восточной Европы и западноевропейскими социально-демократическая партиями.

В книге, в частности, говорится и о том, что норвежские спецслужбы вели специальный список имеющих дело с Норвегией или проживавших в ней финнов с целью выявления советских агентов (в нем было до 2000 имен).

Газета «Хельсингин саномат» попросила Пааво Липпонена прокомментировать содержащееся в книге утверждение. Усмехнувшись, премьер сказал, что он не принимает всего этот всерьез, а в упомянутый список он хотел бы включить и саму норвежскую разведслужбу. Как сообщает газета, охранная полиция Суоми (о ее сотрудничестве с норвежскими коллегами также говорится в книге) не нашла в деятельности Липпонена того периода ничего заслуживавшего ее внимания.

Естественно, взаимоотношения Норвегии с другими странами Северной Европы также находятся в центре внимания норвежских СМИ, причем в некоторых случаях сравнивается положение прессы в соседних странах.

Как отмечают норвежские исследователи, некоторые аспекты ситуации со свободой прессы вызывают беспокойство журналистов и широкой общественности. Часто говорят, что связи между прессой и правящими кругами Норвегии, так же как в Швеции и Дании, слишком тесны. С другой стороны, в течение последних 20-30 лет развилась важная тенденция, вследствие которой газеты действуют более независимо, в том числе от политических партий и организаций. Редакторская независимость, несомненно, усилилась за последние десятилетия.

В этот же период газеты изменили характер верстки так, что теперь статьи с информацией о личной жизни простых людей печатаются так же, как и материалы о знаменитостях или власть имущих. Это стало поводом для критики прессы за вторжение в частную жизнь, публикацию неточной информации и клеветы и привело к тому, что были приняты меры к более сильной защите частной жизни и «персонального вообще». Угроза злоупотреблений в связи с появлением различного электронного оборудования и баз данных, несомненно, способствовала развитию этого процесса.

Все эти факторы умножили требования общественности принять новые законы и усилить преследования прессы, которые могут вызвать появление новых ограничений свободы информации и выражения мнений. 14

Проблемы у прессы вызывает законодательство о клевете. Нет сомнения в его сильном сдерживающем влиянии на журналистику, особенно на заявления об экономических правонарушениях (даже в большей степени, чем на критику в сфере политики).

Ассоциации прессы выражают недовольство тем, что суды не придают достаточного значения общественной заинтересованности в информации и просят внести поправки в законы с тем, чтобы содействовать прессе в выполнении ее функций «общественного сторожевого пса». 15

История журналистики Норвегии тесно связана с ее историческими судьбами, что в некоторых случаях тормозило развитие журналистики, но в конечном счете привело к ее расцвету и активному влиянию на многие общественно-политические процессы, протекающие в этой стране и за ее пределами.

По праву называя норвежцев «самым читающим народом мира», необходимо отметить, что современное развитие радио и телевидения с внедрением цифровых и других прогрессивных технологий делает всех жителей страны причастными и к электронным средствам массовых коммуникаций, что выводит Норвегию на новый уровень использования информационных технологий.

Монополизация средств массовой информации, наблюдающаяся во всем мире, затронула и Норвегию, где доминируют три издательских дома. Вместе с тем, интеграционные процессы в странах Северной Европы позволяют прессе зависеть от «денежных мешков» меньше, чем в ряде других стран. Свобода печати, гарантированная конституцией, ограничена ответственностью прессы перед обществом и ее саморегулированием, выражающемся в добровольном соблюдении этических норм, деятельности Совета прессы и общественных журналистских организаций.

Как и в большинстве развитых стран, в Норвегии большая часть самодеятельного населения занята в сфере информации и высоких технологий. Информационные ресурсы страны и ее информационный потенциал влияют как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны.

Норвежская периодическая печать имеет весьма прочные позиции не только в силу приверженности норвежцев печатному слову, но и в силу того, что развитие «электронных» СМИ не отменяет текста, а актуализирует его функции. Это со всей убедительностью показала компьютерная сеть Интернет. 16

Высокий динамизм медиа-систем в условиях вступления Норвегии в информационное общество делает динамичными и процессы, протекающие в стране. Формирование политического ландшафта и политических воззрений осуществляется целенаправленной деятельностью политических партий через контролируемые ими средства массовой информации, а также поддержки таких воззрений «непартийной» журналистикой. Динамика изменений в политической сфере во многом зависит от динамики СМИ и оперативности их деятельности.

Несмотря на то, что ядром мирового информационного сообщества являются Соединенные Штаты Америки, Королевство Норвегия имеет весьма заметный собственный «голос», характеризующий эту страну как одну из наиболее развитых в информационном отношении держав.

Заключение

Журналистика стран Северной Европы привлекает самое пристальное внимание российской общественности. Это вызвано как общественно-политическими и экономическими переменами в Российской Федерации, так и практическими потребностями журналистов и предпринимателей. Это выразилось в создании различных структур, координирующих деятельность заинтересованных в укреплении и развитии взаимовыгодного сотрудничества организаций и частных лиц.

В настоящее время данная тема плохо разработана в научной и специальной литературе, поэтому автор данной работы считает, что просто необходимо как можно больше внимания уделять изучению журналистики, ее структуре, порядке работы с информацией, ведь именно печатные СМИ предоставляют человеку большинство информации о стране, а соответственно и предопределяют его деятельность в обществе.

В данной работе перед автором ставились следующие задачи:

* рассмотрение журналистики как одного из важнейших средств массовой информации Норвегии.

* изучение истории печатных изданий Норвегии.

* особенности современной типологии печатных СМИ Норвегии.

По итогам проделанной работы автор считает, что поставленные задачи были выполнены.

Схожесть протекающих в средствах массовой информации процессов и взаимная заинтересованность в развитии сотрудничества делают актуальной и практически значимой работу по изучению журналистики Норвегии. Современные СМИ стран Скандинавии не стоят на месте, а стремительно развиваются.

По итогам проделанной работы автор считает, что поставленные задачи были выполнены. Написание исследования обогатило знания автора о СМИ данного региона. Автор также считает, что необходимо продолжать изучение норвежских СМИ в связи с тем, что их состояние постоянно изменяется.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/jurnalistika-norvegii/

1. Михайлов С. А. «Журналистика стран Северной Европы»

2. http://www.norge.ru/

3. http://www.aftenposten.no/

4. Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ: Уч. пособие. 2003 г.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Уч. пособие. 2 изд., испр. и доп. М.: Юнити 2003 г.

6. Шостак М.И. Профессия журналист. Цикл лекций // Профессия журналист. № 2-12. 2003

7. Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века. Ч. I-ХI: Сборник / Отв. ред. Я.Н.Засурский. Спб — ПИТЕР 2001 г.