Особенности Интернет-изданий в системе Югорских СМИ (на примере веб-сайтов ugrainform.ru и ugra.info)

Дипломная работа

Онлайновая журналистика: конкурентоспособность в интернете

В настоящее время мы становимся свидетелями появления нового вида средств массовой информации — онлайновых медиа, которые распространяются через всемирную компьютерную сеть Интернет. Каждый год в мире растет количество онлайновых медиа-изданий, включая электронные версии уже существующих газет и журналов, а также сетевые периодические издания, которые не имеют аналогов на бумаге. Кроме того, телевизионные компании и радиостанции создают свои веб-страницы и ведут интернет-вещание, а также появляются сетевые информационные и рекламные агентства.

Онлайновые издания — это прежде всего медиа-издания, предназначенные для интерактивного обмена информацией между их читателями, которых в данном случае уместнее было бы назвать сотворцами, создателями и сочинителями журналистского продукта, который ведет самостоятельную жизнь в бездонных недрах Интернета. Сетевые технологии позволяют потребителю искать и находить нужную информацию, а также производить ретроспективный поиск в первоисточниках.

Правительство Российской Федерации активно развивает информационное общество в стране. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отмечает: «Мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. В этом основная задача Совета» (выступление 12 февраля 2009 года на заседании Совета по развитию информационного общества).

Для обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций в области развития информационного общества Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576 был образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.

Совет формирует предложения по развитию информационного общества, определяет ключевые меры и механизмы, включая государственную поддержку, необходимые для решения данной проблемы, а также проводит экспертизу законопроектов в этой области.

ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СТАНДАРТА СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сегодня успешная журналистика уже не может обойтись без использования интернет-технологий. Развитие электронных СМИ и социальных сетей позволило сформироваться новому феномену — онлайн-журналистике. Она отличается тем, что ее аудитории не нужно покупать или подписаться на бумажное издание, чтобы ознакомиться с новостной статьей. Также онлайн-журналистика позволяет создавать интерактивный контент и устанавливать контакты с аудиторией в режиме онлайн.

2 стр., 942 слов

«Информационное общество? Каково наше место в нем?»

... и услуг – «Так необходимый нам рынок сетевых услуг»; Информатизация общества – «Развитие информационного общества»; Информатизация общества – «Зависим ли мы от информации или она зависит от нас?»; Информационное неравенство – «Цифровой раскол». В результате работы над проектом ...

Основные потоки сетевой журналистики

Существуют два основных потока отечественной сетевой периодики. Первый — это издания, зародившиеся в самом киберпространстве и ведущие в этом пространстве самостоятельную виртуальную жизнь. Второй — это Интернет-версии обычных газет и журналов, которые, хоть и используют гипертекстовый режим, копируют своих бумажных братьев-близнецов. Но можно различить некоторые отличительные черты этих двух потоков.

Общие черты в журналистике

К онлайн журналистике, как и к обычным СМИ, предъявляют огромное количество требований. Она должна отображать мир социальной реальности и творческое «Я» журналиста. Также она должна нести на себе отпечаток источника информации и создаваться с учетом того или иного канала коммуникации. Наконец, онлайн-журналистика должна подчиняться профессиональным критериям, выработанным профессиональным журналистским сообществом.

Новые типы российских сетевых СМИ

Специалист М.М. Лукина выделяет три типа сетевых СМИ: «клоны», «гибриды» и «оригиналы». Первопроходцами Интернета стали «клоны» — электронные версии традиционных СМИ, которые дублировали печатный вариант. В качестве примера можно привести «Известия», «Общую газету», «Независимую газету» и многие другие традиционные издания. «Гибриды» представляют собой ограниченную версию традиционной бумажной газеты или журнала. «Оригиналы» это чистые сетевые издания, созданные новыми журналистами.

Специфика деятельности

Онлайн-журналистика отличается своей спецификой деятельности, которая требует особого внимания. Сегодня исследования, которые затрагивают эту тему, являются актуальными и востребованными. Они рассматривают как отдельные аспекты журналистской деятельности при использовании Интернета и других сетевых ресурсов, так и анализируют особенности российского рынка сетевых СМИ, материально-техническую базу и информационную инфраструктуру сетевых медиа.

Классификация онлайновой журналистики

В данном исследовании рассматривается классификация онлайновой журналистики, которая помогает понять различные типы интернет-СМИ и их особенности.

Традиционные СМИ

Первый тип интернет-СМИ – это традиционные СМИ, которые создаются на основе уже существующих СМИ и используют их информационный потенциал и кадровые ресурсы. Однако, они обновляются более регулярно и оперативно, чем их прародители. Примерами таких сайтов являются интернет-ресурсы телекомпаний НТВ или РТР, которые подчеркивают взаимовыгодный симбиоз традиционных и новых СМИ.

Гибридные СМИ

Второй тип интернет-СМИ – это «гибриды», которые используют в качестве основы старое СМИ, но находятся в своеобразном «самостоятельном плавании». Они обновляются более регулярно и оперативно, но сохраняют связь с контентом своих прародителей. Эти СМИ используют информационный потенциал и кадровые ресурсы старых СМИ, но отличаются от них. Примерами таких сайтов являются интернет-ресурсы телекомпаний НТВ или РТР.

15 стр., 7280 слов

Конвергентная журналистика: этапы становления и развития

... курсовой работы., ГЛАВА 1. КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ, .1 Этапы становления и развития электронных СМИ Сегодня Интернет-журналистика ... «Журнала.ру» и нескольких других сетевых органов. Этапом в развитии сетевой периодики явилось создание «Содружества ... осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета. В информационном обществе, в которое стремится преобразоваться ...

Оригинальные СМИ

Третий тип интернет-СМИ – это «оригинальные СМИ», которые созданы только в Интернете и для Интернета. Они полностью используют специфику сети для производства, распространения и хранения новостей. Примерами таких медиа являются сайты Лента.Ру, Газета.Ру, Страна.Ру и другие. Этот тип СМИ представляет собой новую форму медиа.

Взаимосвязь онлайновой журналистики и социальной информатики

Для понимания и раскрытия путей становления и перспектив развития онлайновой журналистики важными являются труды К. К. Колина в области социальной информатики. Это направление привлекает внимание специалистов, связанных с проблемами информатизации российского общества. Информатизация общества и развитие новых сетевых технологий являются не только технологическим, но и социальным процессом. Поэтому глобальный процесс информатизации общества можно назвать социотехнологической революцией, которая имеет комплексный социально-технологический характер.

Анализ перечисленных исследований позволяет сделать определенный вывод: в зарубежной и отечественной литературе накоплен достаточно большой и интересный материал, раскрывающий отдельные аспекты появления и функционирования новых масс-медиа, в том числе и сетевых онлайновых изданий. Однако до сего времени малоизученной остается региональный компонент интернет изданий, в частности он-лайн журналистики Югры, мы попытались проанализировать и классифицировать подобные издания на примере Югры, а также провести сравнительный анализ с их лучшими зарубежными, Федеральными аналогами.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа возможностей, а также технологических и социальных факторов, изучить развитие онлайновой журналистики в Югре, определить место в системе СМИ региона, выявить тенденции ее развития, перспективы, а также условия становления новой профессии — онлайнового журналиста.

Цель работы выявила следующие задачи:

  • определить роль и место сетевых изданий в ходе построения информационного общества и информационного пространства России;
  • выявить особенности развития онлайновой журналистики в Югре;
  • проанализировать социальные факторы, детерминирующие развитие онлайновой журналистики на этапе построения информационного общества;
  • обозначить для журналистов профессиональные ориентиры, связанные с перспективой дальнейшего развития онлайновой журналистики;
  • выявить факторы повышения конкурентоспособности интернет-изданий.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения развития онлайновой журналистики в регионах, в частности в Югре, и определения ее места в системе СМИ региона. Это позволит выявить тенденции развития и перспективы новой профессии — онлайнового журналиста.

Объектом исследования являются интернет-издания Югры, на примере веб-сайтов ugrainform.ru и ugra.info.

Предметом исследования является контент исследуемых ресурсов Интернета.

В работе используются способы сравнительного, хронологического и структурного анализа. Привлекается также метод социологического контент-анализа для изучения отношения пользователей интернета Югры к местным веб-изданиям.

11 стр., 5339 слов

О развитии навыков работы над полифонией

... важна игра полифонии для воспитания и развития слуха учащегося, особенно если это касается восприятия и исполнения произведений современной музыки. Здесь мелодия каждого голоса в отдельности звучит ... отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником. На это хочется тем более обратить внимание, что значение работы над голосами учениками нередко ...

Среди трудов по теории и истории журналистики, прежде всего, отметим фундаментальные работы А. А. Грабельникова, Б. И. Есина, И. И. Засурского, Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилова, И. В. Кузнецова и др.

В рамках данного исследования были изучены труды по интернет-журналистике таких авторов, как Джазоян А.Е., Коханова Л.А., Калмыков A.A., Колин К., М.В.Горбаневский, Рэддик Р., Кинг Э., Скотт Э., Лукина M.М. и др.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для улучшения коммуникационной политики в сфере журналистики, разработки мероприятий по адаптации новых масс-медиа в системе средств массовой информации и формирования информационного пространства, а также развития процесса подготовки специалистов, объединяющих профессиональный журналистский подход к источникам информации с навыками работы в телекоммуникационных сетях. Материалы работы могут быть интересны преподавателям, научным работникам и студентам факультетов и отделений журналистики российских вузов при изучении курсов по телекоммуникационным информационным технологиям, дизайну и менеджменту электронных онлайновых изданий. Материалы автора работы, включая интервью о книжном фонде для инвалидов по зрению на улице Бажова, 17, заметки «С думой о России», «Дорожная литература»,«Тифлочитатель — 2010», «У инвалида есть выбор?» и опрос, посвященный назначению Натальи Комаровой на пост губернатора Югры, были опубликованы в электронной версии газеты «В центре событий» на сайте in-news.ru (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

К сожалению, в данном интернет-издании не предусмотрена функция комментирования статей, поэтому автор не смог получить обратную связь от посетителей по поводу данных материалов.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография и приложения исследования предоставляют информацию о теоретической и экспериментальной базе.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОНЛАЙНОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

1.1 История развития онлайновой журналистики в России

Оживление на рынке масс-медиа, вызванное ростом популярности Интернета, не обошло стороной Россию, которая стремится построить информационное общество.

Уже в начале 90-х годов несколько федеральных печатных изданий начали свою работу в Сети. Позже появились так называемые «он-лайн-СМИ».

Расходы на онлайновые СМИ в России

Исследование показало, что владельцы сетевых СМИ в России зарабатывают гораздо меньше, чем их зарубежные коллеги. Разница составляет в среднем от 10 до 15 раз. Так, если в США на создание и запуск портала тратят около 1,5-2 млн долларов, то в России обойдется в 50-100 тысяч долларов.

На первый взгляд, это может показаться выгодным для инвесторов. Однако, низкие расходы на создание портала не гарантируют его успеха. Кроме того, сетевые СМИ в России получают не так много рекламных объявлений, как их зарубежные аналоги. Объясняется это тем, что потенциальные рекламодатели недостаточно доверяют данным СМИ и считают их менее привлекательными.

Низкая окупаемость онлайн-сми в России

Из-за недостатка рекламы подавляющее большинство онлайн-СМИ в России не окупаются. Лишь небольшое количество сетевых изданий зарабатывает на продаже рекламы достаточно для окупаемости. При этом в основном они рассчитаны на молодую аудиторию и не обладают повышенной политической значимостью.

2 стр., 669 слов

Как я вижу Россию через 100 лет

... для проведения мастер-классов, в которых будут участвовать школьники. Таким образом они будут узнавать многие удивительные моменты какой-либо профессии. Примеры тем мастер-классов: «Доктор с различными химическими ... улучшить систему оценки знаний. Третий этап — это студенческие годы Я считаю, что здесь должно быть полное понимание того, что на самом деле тебе надо. Этот этап должен ...

Отличия рекламы на традиционных СМИ и онлайн-СМИ

Одной из причин трудностей с онлайн-рекламой является ее отличие от традиционной рекламы на телевидении или в печатных изданиях. Рекламодатели должны расходовать значительно больше усилий на создание и размещение рекламы в интернет-СМИ, из-за более сложной системы управления рекламным контентом в интернете.

Низкое качество новостных материалов

Еще один фактор, который мешает онлайн-изданиям в России получить больше читателей — это низкое качество новостных материалов. Российские редакторы иногда игнорируют правила журналистики и публикуют материалы без критического анализа или проверки их достоверности. Это вызывает не доверие у посетителей, которые предпочитают искать информацию на более доверенных источниках.

Изучение ситуации с онлайновыми СМИ в России показало, что чтобы обеспечить окупаемость сетевых изданий, необходимо решить множество проблем — от повышения качества новостной журналистики до расширения круга рекламодателей. Кроме того, отечественные издания должны стать достаточно привлекательными для бизнеса и получить доверие со стороны всех пользователей интернета.

В своей исторической летописи русского Интернета, Евгений Горный отмечает, что до 1995 года в России Интернет не существовал в том виде, как мы его знаем сегодня. Уровень его развития был настолько низким, что нельзя было назвать сайты в Интернете средствами массовой информации.

Однако, уже в ноябре 1993 года начался проект Demos Online, который стал одним из крупнейших российских провайдеров. Первые пользователи появились в сентябре следующего года. Несмотря на их единичное количество, они можно считать пионерами русского Интернета.

В ноябре 1994 года появилась первая полнотекстовая электронная русская библиотека, которая впоследствии стала известной как Библиотека Мошкова. К 1 марта 2000 года она уже содержала около 25 000 текстовых файлов общим объемом 1300 Мб, что превосходило аналогичные западные проекты.

Интересно отметить, что первую и самую крупную библиотеку в сети основал не гуманитарий, а программист. Это является характерным примером того, что в начальном этапе развития онлайновой журналистики в России значительную роль сыграли люди негуманитарных профессий.

История онлайн-журналистики

В 1995 году появляются первые проекты, открывая путь для онлайн-журналистики. Первым из них стал «РОМАН» – интерактивный литературный проект, созданный Романом Лейбовым, Леонидом Делицыным и Дмитрием Маниным. Он также стал первым опытом сетевой прозаической литературы, получившей название «сетературы».

В 1996 году стали появляться авторские проекты – сайты, созданные и поддерживаемые одним человеком, где он публикует свои журналистские работы. Это позволяет журналисту стать независимым, создавать собственный контент и иметь свою аудиторию.

В западных странах Интернет был признан средством массовой информации практически сразу, как только стал массовым феноменом. В России же это произошло позже – когда Интернет перестал быть вещью для избранных и появился Windows-95 и графические браузеры для «простых» пользователей.

Интернет как многогранное СМИ

Интернет – это многогранное средство массовой информации, содержащее в себе различные виды коммуникаций. Стандартная коммуникационная модель «источник-сообщение-получатель» в Интернете может принимать разные формы.

На протяжении всей цепочки этой модели – от источника до получателя – можно использовать различные коммуникационные каналы, от eleсtronic mail до социальных сетей, которые предоставляют широкий спектр возможностей для взаимодействия между людьми.

Изменение восприятия Интернета

Мы не можем точно определить Интернет как средство массовой информации, поскольку средство передачи информации может меняться в зависимости от ситуации. Интернет – это средство массовой информации, которое не является ограниченным в виде вещания через радио или телевидение.

Интернет оказал сильное влияние на восприятие СМИ как индустрии со значительной монополией на взаимодействие с аудиторией. Интернет изменил эту модель, сделав производство, распространение и потребление информации более децентрализованным процессом, где каждый пользователь сам решает, что читать, смотреть и слушать.

Рост популярности СМИ с помощью Интернета направляется в двух разных направлениях. Одно из них – традиционные средства массовой информации, которые стали использовать Интернет как еще один канал вещания и способ индивидуализации взаимодействия с аудиторией. Второе – это новые интернет-сервисы и платформы, развивающиеся для источников информации в Интернет, что предоставляет новые возможности как для авторов, так и для читателей и зрителей СМИ.

Развитие интернета привело к появлению новых форм коммуникации и распространения информации. Одной из таких форм является онлайновая журналистика, которая представляет собой сбор, обработку и распространение актуальной информации через Интернет.

Интернет можно рассматривать как средство массовой информации, так как используемая коммуникационная модель имеет вид «…-to-many», то есть направлена на массовую аудиторию. Новостные сайты, являющиеся частью онлайновой журналистики, эксплуатируют быстрый цикл производства и воспроизведения информации в Интернете. Благодаря этому, они собирают аудиторию со всех концов мира.

В конце 1990-х годов наблюдался бум интернет-обозрений. Множество людей начали писать веб-обзоры, так как это казалось доступным и простым. Однако, с появлением такого большого количества авторских проектов возникли проблемы. Было сложно определить, о чем писать и какой стиль использовать.

Проблема со стилем была решена с помощью неформального, развязного и кишащего жаргонизмами стиля письма. Чтение в сети из-за его интерактивности и доступности больше напоминало общение, чем простое чтение. Кроме того, авторские проекты не были рассчитаны на большую аудиторию, поэтому маргинальный язык проекта стал привлекать небольшую группу людей, считающих его своим.

Таким образом, онлайновая журналистика и новостные сайты стали важной частью массовой коммуникации в Интернете. Они обеспечивают быстрое распространение информации и привлекают аудиторию со всего мира. Однако, важно учитывать особенности стиля и направленности таких проектов, чтобы успешно существовать в сети.

Развитие онлайновой журналистики

В современном мире становится все сложнее определить, о чем писать, особенно в онлайновой журналистике. Авторы «плохих» проектов, кажется, не понимают или не хотят понимать, что важен не только стиль подачи информации, но и сама информация, которая должна быть интересной для читателя и включать, как минимум, новые факты.

Многие «мелкие» веб-обозреватели часто перепечатывали ссылки у своих более известных коллег. В печатной журналистике это может быть оправдано, так как читатель не в состоянии охватить все газеты. Однако, в Интернете читатель имеет возможность сначала прочитать несколько крупных источников, а затем перейти к мелким. Поэтому, если на «плохом» проекте читатель видит уже известную информацию и ссылки на уже посещенные сайты, он просто закрывает страницу.

Авторская позиция должна быть интересной и обоснованной. Даже если читательская позиция не совпадает с авторской, всегда интересно прочитать грамотное обоснование. Читателям интересно авторское «я» только через призму информации, интересны комментарии к событиям, через которые можно угадать авторское отношение. К сожалению, многие авторы ставили свое «я» на первое место, предпочитая писать о себе, прежде всего.

Аудитория не интересуется личностью автора с позиции обыденной жизни. Заметки о чужих проблемах вызывают недоумение, личность автора интересна только через призму его отношения к значимым для аудитории событиям. В журналистике важно добиваться четкости и конкретности материала, чтобы передать сообщение без искажений, потери оценочных нюансов и деформаций. К сожалению, все это часто теряется в подобных проектах.

Однако в развитии онлайновой журналистики был пройден этап, который привел к созданию первой онлайновой газеты, не имевшей бумажного аналога. Речь идет о создании авторского обозрения сети, которое включило все лучшее, чего не хватало другим обозрениям. Это было первое ежедневное русскоязычное веб-обозрение «Вечерний Интернет» Антона Носика, которое начало выходить на сервере Cityline.Ru с 24 декабря 1996 года и продолжало публиковаться с перерывами до 25 апреля 1999 года.

В 1999 году Антон Носик, известный обозреватель и аналитик, решил создать первую русскую ежедневную интернет-газету. Этот проект получил название Gazeta.ru. В его создании приняли участие такие известные личности Рунета, как Артемий Лебедев и Максим Мошков.

Финансирование проекта было найдено благодаря Глебу Павловскому, главе Фонда эффективной политики. Он использовал PR-бюджет нефтяной компании «ЮКОС» для создания этой интернет-газеты. В то время суммы, запрошенные для этого проекта, казались незначительными для компании, но с точки зрения российского контента, это был значительный вклад. Особенно после недавнего кризиса, который оказался тяжелым для многих ведущих деятелей Рунета.

Газета.ру была первой русской ежедневной интернет-газетой, которая не имела бумажного аналога. Она была очень популярна благодаря своим авторским рубрикам, которые вели известные сетевые деятели того времени, такие как Норвежский Лесной, Роман Лейбов, Дмитрий Турецкий, Александр Гагин и другие. Однако, заказчик проекта решил полностью реформировать издание и использовать его в своих интересах после того, как понял, что опыт удался.

Введение

Рост использования Интернета среди населения привел к возникновению новых форм СМИ, включая онлайн-газеты. В России первой онлайн-газетой стала “Газета.Ру” , старт которой состоялся 13 сентября 1999 года. Новый журналистский проект использовал возможности Интернета для оперативной публикации новостей и материалов в традиционной журналистской форме.

Газета провела революцию в сетевых СМИ и выделилась на фоне конкурентов круговой обновляемостью новостей, привлекательным дизайном и рядом других преимуществ. Её успех повлиял на создание последующих онлайн газет и начало инвестирования в эту относительно новую форму медиа.

Данный исследовательский документ направлен на изучение и систематизацию данных о первых онлайн газетах в России с целью лучшего понимания их значения для СМИ.

История развития онлайн-газет в России

К началу 2000-ых онлайн СМИ получили широкое распространение с возрастающим количество медийных проектов. Многие из них пытались повторить успех «Газета.Ру», воспроизведя ее структуру, макет и основные принципы организации.

Кроме «Газеты.Ру» одной из первых онлайн-газет стала «IZVESTIA.ru», запущенная в декабре 1999 года на одном из первых тогда имевшихся в России серверов. За ней последовали проекты «КоРусНовости» и «Lenta.ru».

Однако, сравнение размеров аудитории первых двух изданий, с появившейся позже «Лентой.ру», показало различия между ними. За первый месяц деятельности на «IZVESTIA.ru» посетители по результатам статистики serverstat.ru сделали свыше 17,9 тыс. просмотров, в то время как «Лента.ру» за первые четыре дня смогла набрать уже более 24 тыс. посещений.

В дальнейшем, в начале 2000-ых годов, получение прибыли начало становиться одной из важнейших целей для подобных СМИ. С этой целью многие компании и проекты начали получать инвестиционные средства и пытались привлечь рекламодателей.

Выводы

Онлайн-газеты сделали шаг вперед по сравнению со своими традиционными тезоками на бумажных носителях и продолжают оставаться важным стремлением в новой цифровой реальности, в которой информация доступна всегда и везде. Проекты изучены в настоящем исследовании показали большой вклад в всеядность СМИ и перспективы программы печати для разных групп читателей. В результате считается возможным дальнейший рост их некоторых показателей (аудитория, окупаемость).

Исследование о современной онлайновой журналистике

С появлением в Интернете множества Интернет-СМИ в конце 1990-х годов, производство информационного продукта в Сети начало развиваться необычайно быстрыми темпами. На заре эры «онлайн»-журналистики, создание онлайновых СМИ стало экономически выгодным предприятием, процесс коммерциализации привел к росту спроса на специалистов в области технологий и журналистики.

Однако, со временем Интернет-СМИ сталкиваются с кризисом вторичности. Основной причиной является отсутствие профильных специалистов, знакомых с сетевыми технологиями и базовыми принципами журналистики. В связи с этим, большинство онлайновых СМИ не представляют новых, оригинальных и, главное, качественных материалов, а используют стандартные форматы и шаблоны, что приводит к недостатку уникальности и интересности информации и, в конечном итоге, уменьшает количество посетителей.

Процесс создания «современного и динамичного новостного сайта»

Для создания онлайнового СМИ довольно просто взять на небольшую ставку несколько специалистов, подписаться на новостное агентство и отслеживать работу нескольких телеканалов и радиостанций. Затем необходимо переписывать новостные статьи, добавлять картинки и выкладывать всю информацию на сайт. Но такой подход не гарантирует успеха, так как индивидуальный подход к предоставлению информации и её оригинальность занимают более важное место в онлайновом мире новостных СМИ.

Преимущества онлайновой журналистики перед телевидением

Онлайновые СМИ имеют преимущество перед телевидением благодаря своей оперативности и большей доступности: главная задача таких СМИ — предоставлять информацию в режиме 24/7. Кроме того, Интернет-СМИ могут быстро распространяться и получать обратную связь от своих читателей в течение короткого времени, что также повышает качество материалов и улучшает работу редакторской группы.

Определяющие факторы успеха онлайновой журналистики

Онлайновые СМИ должны уделять большое внимание развитию дизайна и функционала сайта, не должны забывать о качественном редактировании каждой публикации, а также хорошо понимать свою аудиторию и знать, какие темы наиболее интересны для читателей.

Выводы

В целом, существенным элементом онлайновой журналистики в наше время является именно уникальность материалов и индивидуальный подход к каждому изданию. Отсутствие такого подхода, как правило, приводит к потере аудитории. Мы рассмотрели те факторы, которые имеют наибольшее значение для успеха онлайновых СМИ.

Авторы работы: Иванов И.И. Петров П.П. Сидоров С.С.
Университет: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Вторая причина кризиса вторичности в онлайновой журналистике связана с острым дефицитом авторского материала. В 2000 году Антон Носик возобновил работу над «Вечерним Интернетом», что стало значимым событием в развитии онлайновой журналистики. В своей статье он отмечает, что структура, демография, конъюнктура рынка и инвестиционная ситуация в русском Интернете привели к тому, что все заметные ресурсы стали предельно обезличены.

Несколько лет назад Антон Носик мог выражать свои представления, мысли и взгляды через форму и содержание «Газеты.Ру». Однако сегодня все проекты, в которых он является менеджером или шеф-редактором, становятся результатом коллективного руководства, где взгляды и представления людей значительно отличаются от его собственных. Хотя всегда можно найти цивилизованный компромисс, потребность в площадке, где можно выразить сугубо личное и особое мнение, становится все острее.

Существующие площадки, такие как «Лента.Ру», «Вести.Ру» и проекты МеМоНета, не могут служить такой площадкой. Именно поэтому Антон Носик принял решение возродить «Вечерний Интернет». Основной смысл этого проекта заключается не в обозрении сайтов и программ, не в завоевании массовой аудитории или капитализации, а просто в возможности для него лично высказать свое мнение о событиях и процессах, происходящих в РУНЕТе. Он надеется, что найдется читатель, которому его мнение будет интересно.

Кроме того, стоит отметить, что вторичность не является недостатком, присущим только онлайновой журналистике. Многие издания, как электронные, так и бумажные, не способны к самостоятельным оценкам, не имеют прямого доступа к информации и не могут влиять на формирование повестки дня.

Традиционная журналистика пыталась придти в Интернет несколько раз, начиная с 1995 года. Это было вызвано, прежде всего, кризисом традиционных СМИ, вызванным прогрессом коммуникаций. Сегодня там, где могли бы появиться бумажные газеты и журналы, появляются просто сайты.

По отношению к электронным СМИ (телевидение, радио) задача поиска и извлечения ретроспективной информации вообще не ставилась: они служили только источниками новостей и средствами для времяпрепровождения. В принципе электронные СМИ могут быть источниками сведений, удовлетворяющих конкретные информационные потребности, но они не способны быть постоянно востребуемыми источниками такой информации. Тем более не могут быть средствами поиска.

Появление компьютерных сетей породило влияние онлайновых СМИ на традиционное телевидение. Телевизионные станции обращаются к сетевым проектам. Но смотреть обычное телевидение на компьютере теряет смысл из-за высокой стоимости цифрового канала связи, способного пропустить ТВ-сигнал без помех.

На самом деле «выложить» информацию в Интернете, реально означает необходимость кардинально изменить ее структуру. Означает сделать ее максимально интерактивной. Означает дать ей то, чего нет в оффлайновом издании. Архива. Поиска. Средства взаимодействия с читателями.

Эти «издания» были не востребованы по следующим причинам:

  1. Полное игнорирование специфики гипертекста. Рассмотрим телевизионный текст и газетный. Телевизионный — предельно простой, оптимизированный для восприятия «на слух»: короткие предложения, простые синтаксические конструкции. Этот же текст, помещенный в газету, смотрелся бы странно: чрезмерно «примитивно». Та же ситуация наблюдается, если мы сравним текст и гипертекст. В газете можно написать «Как мы писали в выпуске за 31 октября», в сети просто так написать недопустимо: обязательно дать ссылку на выпуск «за 31 октября». Кроме того, гипертекст представляет уникальную возможность связывать материалы, давая так называемые «ссылки по теме», которые позволяют читателю проследить всю историю развития того или иного события. При создании электронной версии обычного средства массовой информации эта возможность почти всегда игнорировалась.

2. Использование «примитивных» технологий и отсутствие автоматизации

В развитии электронных версий СМИ долгое время преобладали «примитивные» технологии и отсутствие автоматизации. Данный подход ограничивал возможности обработки большого количества документов и усложнял поддержку сайтов.

Основным инструментом для создания HTML-документов были WYSIWYG-редакторы, которые были предназначены для быстрого создания нескольких страниц. Однако, для обработки большого количества документов, такие редакторы были непродуктивными, поскольку каждый документ требовал ручной обработки.

Такая ситуация создавала двойственность: для подготовки печатного текста использовались современные системы публикаций, но для перевода этого текста в HTML применялись примитивные редакторы. Это приводило к неэффективности процесса и усложняло поддержку сайтов.

В результате, электронные версии СМИ, создаваемые по такой схеме, обычно представляли собой небольшое количество номеров издания, выложенных на сайте. В то же время, архив и поиск на таких сайтах не работали. Пользователи не проявляли интереса к таким электронным версиям, и они скоро переставали обновляться.

Улучшение ситуации наступило только после появления чисто онлайновых СМИ, которые полностью использовали особенности Интернета и внедряли автоматизированные системы публикаций и управления контентом. Только после этого удалось создать работающие версии оффлайновых СМИ.

Примером такой версии сайта является ntv.ru, который предлагает оперативную новостную информацию, а также кадры и видеосюжеты телекомпании НТВ. В свое время, в конце 1990-х годов, такой проект был уникальным на русском рынке, поскольку большинство пользователей Рунета не имело возможности загружать и просматривать большие объемы графики и видео по сети.

Однако, к осени 2000 года, когда сервер «НТВ.Ру» был представлен публике, количество читателей, способных и желающих получать полноценно иллюстрированные новости, значительно возросло. В результате, к весне 2001 года проект «НТВ.Ру» занял прочное место среди наиболее посещаемых новостных Интернет-ресурсов.

Как показывает опыт, создание интернет-версий обычных изданий может быть выполнено по разной схеме. Одной из наиболее эффективных схем является стратегия, в которой информация подготавливается двумя редакциями — «обычной» и специализированной Интернет-редакцией. Например, CNN использует подобную схему, существует отделение CNN Interactive, которое занимается созданием трех сайтов: CNN.com, CNNfn.com и AllPolitics.com. Таким образом, создание интернет-версии издания требует дополнительного вложения средств и ресурсов, поскольку необходима оптимизация полученной информации для представления в сети.

Грамотно выполненная интернет-версия издания позволяет пользователям использовать новые, более удобные способы работы с информацией на сайте. Электронные версии также предоставляют возможность различных сервисов, таких как удобный архив, поиск и подписка по электронной почте.

Важным аспектом создания интернет-версий обычных изданий является их интерактивность. На таких сайтах существуют форумы, позволяющие посетителям высказывать свои мнения. Однако, в большинстве случаев, мнение отдельного человека на безлично изложенную новость не вызывает большого интереса. Авторы материалов иногда могут реагировать на отзывы в форумах. Однако, такая реакция может быть ограничена, т.к. реакция в электронной версии сначала должна пройти через печатную версию.

Важно отметить, что новостные сайты эксплуатируют быстрый цикл производства и воспроизведения информации в Интернете. Поэтому, они необходимы тем, кто хочет оперативно узнавать свежие новости. Также электронные версии обычных изданий эксплуатируют автоматизацию и предоставляют различные сервисы, которыми не обладают «нормальные версии».

В современном состоянии онлайновой журналистики России можно выделить два периода активного развития профессиональных медийных ресурсов. Первый пик активности пришелся на конец 1998 года — весну 2000 года. Именно в этот период появились или заняли лидирующие позиции практически все ресурсы, которые сегодня оказывают влияние на русский медийный интернет.

Среди таких ресурсов можно назвать «Газету.Ру», «СМИ.Ру», «Утро.Ру», «Вести.Ру», «Дедлайн.Ру», «Лента.Ру» и многие другие. В этот период также были реализованы две основные стратегии развития медийных онлайн-ресурсов, которые до сих пор остаются актуальными: стратегия ленты новостей и стратегия полноценного аналога оффлайнового журнала.

Основные стратегии реализации медийных ресурсов периода «инвестиционного бума» были определены успехом новостных лент. Однако со временем стало ясно, что эти стратегии оказались неудачными.

Стратегия разработчиков ресурсов портального типа была основана на предоставлении пользователю максимального числа возможностей Интернета в рамках одного сайта или системы связанных между собой сайтов. Таким образом, пользователю не требовалось переходить на другие ресурсы. В рамках этой стратегии включение лент новостей и других информационных блоков с разнообразной тематикой выглядело естественным.

Социологические опросы показывают, что примерно половина активных пользователей интернета рассматривают его в первую очередь как источник информации, включая новости. Таким образом, стратегия разработки ресурсов с акцентом на новостные ленты была популярна в период активного развития онлайновой журналистики в России.

При этом информационные блоки практически на всех порталах этого поколения реализовывались «по остаточному принципу». Чаще всего это были новости, разбитые на стандартные рубрики (как правило, тематические: Политика, Экономика, Культура, Спорт, Здоровье, Интернет — конкретные названия варьируются на различных ресурсах, но суть от этого не изменяется).

Подобного рода новостной контент дублировался практически на всех типах ресурсов, притом по оперативности, охвату и качеству существенно уступал аналогичному контенту специализированных ресурсов. Кроме того, на многих порталах для наполнения информационных блоков использовалась (и продолжает использоваться) стратегия «организаторов новостей», надежды на которую не оправдались. Причем реализовывалась она зачастую в наиболее примитивных формах. Не удивительно, что ни один из этих ресурсов так и не смог войти в число лидеров информационного рынка, несмотря на огромные по меркам отечественного Интернета объемы вложений. Притом отдельные сервисы крупных порталов (прежде всего бесплатная почта, бесплатный хостинг, поисковые системы, разнообразные развлекательные и интерактивные компоненты) весьма популярны. Здесь стоит отметить, что наиболее популярными остаются ресурсы, разработанные задолго до «инвестиционного бума», которые были приобретены и частично реконструированы новыми активными игроками, — например, преобразованные в порталы поисковые системы «Рамблер» и «Яндекс». Но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что даже сверхпопулярные сервисные части этих порталов не могут обеспечить сколько-нибудь существенной посещаемости их медийным составляющим. Нельзя сказать, что стратегия порталов оказалась полностью ошибочной, но медиа внутри портала не стали заметным явлением на соответствующем секторе русского Интернета. Они, возможно, продолжат существование внутри порталов (тем более, что та их часть, которая реализуется по принципу «организаторов новостей», не требует ни особых затрат, ни особых усилий), но бессмысленно относиться к ним как к серьезным игрокам в рамках собственно медийного сектора. «Организаторы новостей» (жаргонное название «мусоросборники») — проекты, не имеющие собственного эксклюзивного контента. Подобные проекты аккумулируют тексты или гиперссылки на тексты, опубликованные в других изданиях, разбивая их по рубрикам или в виде нерубрицированной ленты. Часто именно в рамках подобной стратегии реализовывались информационные компоненты сервисных и развлекательных порталов. Кроме того, существуют проекты, сочетающие функции «организатора новостей» и издания с собственным контентом.

Сейчас можно констатировать: попытки привлечь пользователя к «организаторам новостей», основанным на вторичном контенте, потерпели полную неудачу. Ни один из новых проектов, организованных по этому признаку, не смог войти в число лидеров медийного сектора русского Интернета. Создатели ряда подобных ресурсов (в частности, упоминавшегося выше сайта «Заголовки.Ру») уже заявляли о том, что переходят к реализации новой модели: задача привлечения конечного потребителя информации (пользователя) более не считается приоритетной. Главной задачей становится организация экспорта тематических лент новостей любого уровня сложности на заинтересованные ресурсы (например, порталы).

Однако эффективность стратегии такого рода также вызывает сомнения: даже сейчас отсутствует ажиотажный спрос на подобные услуги, по мере неизбежного отказа ресурсов портального типа от попыток занять позиции внутри медийного сектора он будет только падать. Кроме того, даже при нынешнем уровне спроса услуги такого рода могут существовать только в качестве бесплатных, предполагать, что ситуация изменится в обозримом будущем, не приходится. Интерес к такого рода услугам могут проявлять ресурсы, относимые к маргинальным, с низким уровнем посещаемости и специфической аудиторией: региональные ресурсы, зарубежные русскоязычные информационные и иные проекты, ориентированные на относительно узкие диаспоры. Однако и в этом случае говорить о серьезных дивидендах не приходится. Кроме того, по нашим сведениям, разработчики «организаторов новостей» склонны ориентироваться, скорее, на масштабные проекты портального типа. Собственно онлайновые СМИ в регионах возникают, как правило, случайно и во многом повторяют черты, характерные для общероссийских онлайновых СМИ первого периода. Так, например, довольно часто такие СМИ развиваются при участии крупных местных провайдеров. Очевидно, что ситуация может измениться только при условии стабильного роста пользователей в регионах.

В то же время, роль, которую сетевые СМИ могли бы играть на различных региональных уровнях, представляется весьма значительной: на данный момент в России практически не существует каналов (государственных, равно как и негосударственных) трансляции информации на уровне регионов как целого (в первую очередь — на уровне федеральных округов).

На общефедеральном уровне эта проблема решается с помощью центральных телеканалов, однако на региональном даже такой возможности зачастую не существует.

Ситуация, сложившаяся в медийном секторе русского интернета, таким образом, в целом может характеризоваться как кризисная. Наиболее масштабные медийные проекты периода «инвестиционного бума», реализованные в рамках двух описанных выше стратегий — в качестве медийных составляющих сервисных и развлекательных порталов или в качестве «организаторов новостей» не смогли занять сколько- нибудь заметного места в медийном секторе; лидерами остаются проекты, созданные и завоевавшие популярность до периода «инвестиционного бума, такие как www.gazeta.ru, www.izvestia.ru, www.lenta.ru.

Говоря о кризисе, необходимо иметь в виду: прежде всего речь идет как раз о ресурсах и стратегиях периода «инвестиционного бума». Лидеры медийного сектора русского интернета продолжают развивать свои проекты; провал новых масштабных начинаний не означает краха сектора в целом. Но при этом некоторые проблемы, послужившие причинами кризиса, характерны и для лидирующих ныне ресурсов, разработанных в предшествующие периоды. Вполне возможно, что они приведут нынешних лидеров к не менее серьезному кризису, чем тот, который переживают сейчас ресурсы, развивавшиеся в рамках стратегий порталов и «организаторов новостей».

Суть проблемы сводится к следующему. За редким исключением (собственно информационные агентства, в ряде случаев — интернет-версии традиционных СМИ) онлайновые СМИ лишены эксклюзивных источников информации. В качестве таковых используются ленты информационных агентств а также другие СМИ (прежде всего традиционные электронные СМИ).

Поскольку на уровне новости собственно сообщение является определяющей, а очень часто единственной компонентой, использование одних и тех же источников приводит к полной нивелировке новостных лент интернет-изданий.

Пользователь, таким образом, оказывается в так называемой ситуации нон-селекции: практически все равно, какой источник для получения новостей он будет использовать, поскольку содержание лент мало, чем отличается. Следствием этого является жесткая конкуренция на новостной части медийного сектора, при этом факторами победы в конкурентной борьбе становятся не качество, оперативность и т.д., практически идентичные у всех ресурсов, а рекламные возможности издания и прочие, второстепенные с точки зрения пользователя, характеристики. Поскольку (как было показано выше) аудитория посетителей новостных и вообще медийных ресурсов невелика, такая ситуация делает практически нереальной для нового ресурса возможность занять значимую позицию в пределах медийного сектора; тем более, практически все новые ресурсы, если говорить о периоде «инвестиционного бума», не пытались найти какой-либо новой схемы, а предпочитали идти проторенными, заведомо бесперспективными путями.

Лидеры, нынешний список которых окончательно определился в период с конца 2005 по апрель 2007 года, вполне удовлетворяют запросы реально существующей аудитории в пределах реализуемых информационных стратегий. Соответственно, единственная возможность успеха — принципиально новая стратегия, до сего момента никем не предложенная.

1.3Принципы создания сетевых изданий

Анализ становления нового вида сетевой журналистской деятельности показал, что сегодня в Интернете существуют и продолжают развиваться, по крайней мере, три вида изданий, стремящихся соответствовать уровню информационных потребностей общества (профессиональных и личных, текущих и конкретных).

Это электронные версии печатных периодических изданий (газет и журналов), чисто онлайновые издания, не имеющие бумажного носителя, информационные агентства (например, ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА Новости).

Речь идет о появлении новых технологических требований к профессии, продиктованных появлением сети. Они предъявляются сегодня практически всем журналистам, вне зависимости от средства массовой информации, в котором они работают, их профессионального мастерства, возраста, пристрастия к тому или иному жанру.

Более того, именно журналистика одной из первых ощутила на себе влияние кибернетического пространства.

Есть и другие, выстроенные временем, взаимоотношения, в основе которых лежат различные профессиональные навыки и умения, диктуемые спецификой того или иного средства массовой информации.

Электронные мастерские представлены широким набором профессионалов — программистов и сетевиков. Именно они долгое время и составляли основное население сетей. Сеть выступала при этом в качестве профессиональной среды, и, одновременно, предмета деятельности. Это накладывало на сетевое бытие определенные черты самодостаточности и самозамыкания.

Сегодня это положение стремительно меняется. В сеть вселяется все большее количество людей самых различных профессий и социальных слоев. Новые «поселенцы», так называемые пользователи, стремятся видоизменить сетевой мир в соответствии со своими ожиданиями, придать ему именно те формы, которые соответствуют их профессиональной принадлежности, личностным и деловым интересам. Стремясь полнее использовать возможности сетей, пользовательское население формулирует и пытается решать качественно новые задачи. Среди этих задач сегодня ярко обозначились: установление экономических отношений в сетях (электронные деньги); идентификация авторства и защита информации (электронная подпись и режим секьюрити); авторские права в Интернет (электронное право); рекламные и журналистские задачи; психологическая служба и многое другое.

Причем следует заметить, что Интернет-журналистика в этом ряду начинает лидировать. Это весьма симптоматично.

Итак, сеть сегодня становится все более профессиональной в том смысле, что порождает новые формы деятельности, в ней только и осуществимые. Захватывая в себя все большее количество самых разных людей, для многих сеть приобретает и в самом деле статус жизненного мира, статус не только реальности, но и действительности. Образ этого мира оказывается качественно новым, хотя и адаптирует в себе отношения и образы отношений из реального мира.

Создание электронной версии своего издания сначала было своеобразной данью моде. Это позволяло руководству газеты как бы подчеркивать, что они идут в ногу со временем и все новое им не чуждо. Но, спустя некоторое время выяснилось, что выставление в сети Интернет электронной версии газеты требует определенных и весьма немалых средств. Затраты необходимы на оборудование и подключение, наем специалистов, которые разрабатывают и осуществляют этот проект, а также поддерживают своевременный выпуск сетевого варианта газеты.

К тому же, как показывает международный опыт, «электронщики», обрастая журналистами, которые предпочитают работать только в электронном издании, становятся редакцией в редакции, а сетевая версия вырастает в самостоятельное подразделение, переставая быть копией издания на бумажном носителе

С одной стороны, технология WWW, открывшая возможность публикации данных в сетях, позволила соединить между собой преимущества печатных систем и публикации в сетях и возможности публикации данных в печатных СМИ. То есть «вэб-сайт выполняет функции средств массовой информации» — этот важнейший вывод делают авторы практического пособия по разработке вэб-сайтов. С другой стороны, традиционные средства массовой информации, создающие электронный вариант своих печатных изданий, неизбежно должны прибегать к повышению степени структуризации и формализации материалов, выложенных на сайт. Кроме того, выдавая электронную версию, СМИ сталкиваются с необходимостью дифференцирования информации, ее отбора в пользу ориентированной на свой сегмент потребителей информации, которая в большей своей части и включается в сетевое издание. Выполнение этих условий является обязательным в силу особенностей электронных методов подачи информации, требований технических сетевых систем, использующих гипертекстовые технологии, т.е. обеспечение максимальной комфортности для пользователя при формировании и обработки сетевых связей. Не менее важна для пользователя и простота перемещения по сети, возможность «читать» гипертекст в любом приемлемом для себя порядке [15] .

Гипертекстовые системы являются по своей сути логико- семантическими, поскольку они устанавливают смысловые (включая логические) связи между фрагментами текста. Смысловые элементы текста могут читаться в разной последовательности, в соответствии с «разрешенными» смысловыми переходами, которые указаны автором. Однако чрезмерная перегрузка текста гипертекстовыми ссылками влечет опасность, при которой высокая степень осведомленности о предмете может незаметно перерасти в потребление лишних сведений (нарастание информационных шумов).

Электронные версии массовых изданий, как сами электронные продукты могут сделаться нечитабельными, если будут снабжены гипертекстовыми связями сверх меры. То, что могут позволить себе индивидуальные авторы текстов, не может быть приемлемым для журналистов, если их материалы будут изобиловать необязательными и неоправданными связями. Такая опасность возрастет с появлением автоматических систем разметки гипертекста.

Любое новое явление должно вписываться в определенную концепцию, которая в большей мере отражает процессы, происходящие вокруг этого явления.

Концепция построения информационного общества детерминировала в данном случае развитие сетевых изданий, основанных на идее удобного для потребителя представления значительных объемов информации, из которых потребитель может найти необходимые ему сведения, причем сделать это он может значительно быстрее, чем это возможно (или невозможно) было сделать при обработке информации, хранящейся и распространяемой в традиционных видах. Но это только одна сторона реализации любой идеи. Вторая — потребности аудитории, которая формирует концептуальную схему самих сетевых изданий в форме, удовлетворяющей выше изложенному. То, что информационные потребности есть и они разнообразны по своему характеру заставляет создателей сетевых изданий часто изменять и форму, и содержание. Но неизменным отличием от других средств информации является наличие в сетевых изданиях электронного архива, поисковой системы и гипертекстовой структуры. Кроме того, реализация любого сетевого издания подразумевает наличие в Интернете системы внешнего представления субъекта информационной деятельности (газеты, журнала, агентства новостей, специализированной информационной системы и т.п.), осуществляющего ее с определенной периодичностью «Поисковой системы».

На сайте может содержаться:

  • информация о субъекте информационной деятельности;
  • выходные данные;
  • рубрикатор;
  • список доступных электронных номеров;
  • содержание каждого номера выпуска;
  • полнотекстовые документы;
  • сокращенные документы;
  • архив;
  • сведения о корпоративных контактах субъекта информационной деятельности;
  • информация о возможностях подписки на сетевое издание или на печатную версию;
  • информация о самом сайте и условиях доступа к его составляющим;
  • счетчик посетителей сайта;
  • интерактивные средства, обеспечивающие общение издателей с потребителями;
  • средства, обеспечивающие прием сообщений от потребителей сетевого издания в адрес издателя (так называемый «почтовый ящик»).

Таким образом, сетевые издания, порожденные современными масс-медиа, это одно из средств массовой коммуникации, производящие коммуникации и являющиеся самостоятельным, полноценным, с уже сложившейся архитектурой специфическим видом журналистской и другой деятельности.

Публикация на такой страничке существенно отличается от традиционной публикации в прессе или передачи на ТВ, поэтому прямое калькирование (публикация в Интернете электронной копии соответствующего издания) более напоминает помещение этого издания в библиотеку, и только в этом смысле имеет ценность. Что же касается сетевых изданий, не имеющих бумажных аналогов, но по стилю являющихся клонами традиционных изданий и передач, то такие издания, как правило, не пользуются успехом у сетевой общественности. Эти слова, еще с большим правом, можно отнести и к сайтом, единственная задача которых «повесить, и пускай висит» некоторые рекламно-информационные сведения об организации их породившей.

Для издания в стиле «онлайн» необходимы особые формы подачи сведений и работы с ними, использующие как можно полно, всю доступную сумму технологий (как информационных, так и психологических).

Только в этом случае размещаемая информация «оживет», т.е. начнет работать, а сам сайт из доски объявлений превратится в информационный организм питающийся усилиями его разработчиков, но самостоятельно развивающийся за счет использования ресурсов глобальной сети. Иными словами, правильное решение по построению архитектуры сайта вознаграждается подключением к решению поставленной разработчиками задачи энергии всего мирового информационного пространства.

На сегодняшний день уже сложилась некая типичная архитектура развивающегося сайта. Ее можно представить примерно такой технологией.

Онлайновое издание представляется в Интернет в виде HTLM- документа и доступно на вэб-сервере, или вэб-сайте. Сайт должен быть простым и удобным с точки зрения навигации. Удобен для частого обновления информации и введения дополнительных разделов (для расширения).

Э. Коллэвей в статье «Вэб-другой мир для разработки ГИП» дает следующие рекомендации, чего не следует делать при разработке сайта:

  • не следует создавать слишком «наверченных страниц» и больших изображений. Массивная графика загружается долго, и этого достаточно, чтобы отпугнуть читателя;
  • не следует перегружать текст гипертекстовыми ссылками.

Если соединять что попало с чем попало, читатель запутается в массе перекрученных и избыточных связей. Разработчики должны приложить усилия к тому, чтобы у читателя появилось чувство ориентации в WWWи он не потерялся лабиринте гиперсвязей. Иначе выхолащивается смысл электронного издания, состоящий в удобном для читателя представления информации;

— не следует привязываться к чужим страницам иначе, как в рамках организованного плана. Ссылки должны находиться в русле материала. Мастерство составления системы ссылок имеет прямое отношение к журналистскому творчеству, ибо отражает способность журналиста формулировать мысли логично и коротко.

Как правило, работа над сайтом идет от простого к сложному. Речь не идет о усложнении навигации и поиска а о идеологическом и технологическом наполнении. Например, по мере наполнения архива сайт становится базой данных, беря на себя функции, реализация которых дает возможность выходить на другие сайты. Таким образом, сайт из средства периодического выставления информации превращается в самостоятельное издание. Происходит смена «лица» сайта. Например, если первоначальной задачей сайта было представление электронной версии издания (судя по входной странице), то теперь она делает акцент на возможности самого сайта: ежедневной ленте новостей, интерактивных возможностях, коллекции вэб-ресурсов и т.п., — тем самым представляя сайт в качестве самостоятельного интерактивного издания, вбирая в себя и электронную версию бумажного издания, если таковая есть.

В качестве примера адекватного использования свойств Интернета следует привести, например, электронную версию NewYorkTimes, которая предоставляет пользователю сервисы на основе следующих свойств Интернета:

1. Автоматизация.

Электронная версия NewYorkTimesпредоставляет пользователю следующие сервисы: отправка текущей статьи себе по электронной почте, список самых отправляемых статей (тоже в своем роде показатель популярности статьи), формат статьи, оптимизированный для распечатки на принтере.

2. Кроме того, пользователь может подписаться на рассылку всех самых свежих новостей от NewYorkTimes или воспользоваться сервисом «Тгаскег», введя интересующие персонально вас ключевые слова и начав получать по почте только те свежие новости, в которых эти слова содержатся (представьте, насколько это удобнее отслеживания одной темы в печатном СМИ «вручную»).

3. Помимо этого на сайте представлены сервисы, обслуживающие печатную версию: например, онлайновая подписка на нее.

4. Гипертекстовость.

К каждой статье прилагается набор ссылок на другие статьи, которые так или иначе связаны с темой данного материала.

Использование баз данных. Удобный и быстрый поиск по ключевым словам в любом временном промежутке.

Другой пример.

Сайт washingtonpost.comсуществует с середины 1996 года, на нем ежедневно публикуется весь 20-страничный номер газеты, а если журналисту удается раздобыть сенсационный материал, то теперь его можно опубликовать немедленно — не дожидаясь ни бумажной версии, ни онлайнового выпуска. К тому же, если посетитель желает расширить впечатления от прочитанного, он может «прокрутить» видео- или аудиозапись соответствующих событий.

Войдя на сайт washingtonpost.comможно побродить по фотогалерее, где собраны работы фоторепортеров «Вашингтон пост» за разные годы. Можно ознакомиться (правда, за деньги) с любой статьей, опубликованной в бумажной газете, начиная с 1977 года; осведомиться, сколько в данную минуту стоят ваши акции, и посмотреть на график колебаний их цены в последнее время; поискать себе работу; присмотреть новый дом; узнать, где в округе можно купить выбранный вами автомобиль и т.п.

Кроме того, на сайте ежедневно предлагается около десяти виртуальных встреч с журналистами и просто интересными людьми. Есть авторы, которые общаются с читателями регулярно (среди самых популярных — спортивные обозреватели, ресторанный критик и консультант, дающий психологические советы тем, кому меньше 30).

Разумеется, для того, чтобы посетители могли получать все это информационное богатство, недостаточно штатных сотрудников «Вашингтон Пост». Обслуживанием сайта (редакционным и техническим) занимаются 220 специально нанятых сотрудников, из них 50 — «редакционных». Виртуальная газета занимает три этажа в специально арендованном здании. По данным прошлогоднего отчета за удовольствие идти в ногу с прогрессом «Вашингтон пост» заплатила 67 млн. долларов — таковы потери компании, связанные с содержанием сайта.

«Вашингтон пост» — вторая по значимости газета в США. Ее тираж — 800 тыс. экземпляров, а воскресного выпуска — почти миллион (население Вашингтона с пригородами — около четырех миллионов человек).

Зачем процветающему изданию терять миллионы на обслуживании сайта? Почему так важно сообщить о событии как можно быстрее (коротко и поверхностно), если радио, телевидение и агентства новостей все равно неизбежно обгонят? Зачем предоставлять информационные услуги, которые заведомо можно найти на десятках других специализированных сайтов?

Самый простой ответ состоит в том, что нельзя отставать от прогресса. Если придумано что-то новое, его следует немедленно внедрить у себя. Конечно, это сопряжено с риском: возможно, ты только потеряешь деньги, а «новшество» придется выбросить. Но куда хуже, если пропустишь действительно эпохальный технологический прорыв — тогда отставания уже не наверстать.

Безусловно, опыт российских СМИ в использовании Интернета несколько скромнее международных масс-медиа. Тем не менее, он есть, и стремительно растет интерес к использованию сетей в практике традиционных изданий.

ГЛАВА II. ХАРАКТЕР, ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ОНЛАЙНОВЫХ СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЙ ЮГРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВЕБ-САЙТОВ UGRAINFORM. RU И UGRA. INFO)

Российские сетевые издания, представленные в Интернете, можно классифицировать по различным основаниям. В ранее делавшихся попытках классификаций уделялось внимание различным элементам интерактивности внутри ресурсов разных типов. В настоящее время элементы интерактивности не играют существенной роли для наиболее значимых медийных интернет-ресурсов. Многие лидирующие проекты русского Интернета внутри этого сектора вообще не имеют интерактивных элементов.

По нашему мнению, прежде всего, разумно различать:

1) собственно сетевые издания (то есть такие, которые выходят только в Интернете);

2) сетевые версии традиционных СМИ;

3) сетевые информационные агентства.

Далее, сетевые СМИ могут быть подразделены по типу представленного на них контента. Здесь возможны две классификационные группы: