По полифонии. Полифоническое мышление М.Глинки на примере фортепианных фуг

Курсовая работа

Анализ фуг Глинки

Глинка, русский композитор XIX века, был известен своими фугами, в которых прослеживается влияние барочного периода. Он часто начинает и заканчивает свои фуги на основных ступенях, что схоже с подходом Баха. Большинство тем Глинки являются диатоническими, хотя в фуге a-moll присутствуют хроматические темы.

Фортепианные фуги Глинки

Владимир Протопопов отмечает, что Михаил Глинка является основоположником русской классической музыки. Композитор работал в различных формах и жанрах, при этом видно влияние традиций русских и западноевропейских мастеров. Глинка стремился соединить черты русского и западноевропейского музыкального искусства, что проявляется во многих его произведениях.

Полифонические приемы развития являются одной из характерных особенностей творчества Глинки. Композитор обладал как унаследованными им средствами музыкального развития, так и выступал новатором в области полифонии. Всю его музыку пронизывал народный тематизм, который он развивал с помощью контрастно-тематических сочетаний, подвижного контрапункта и имитационности. Он также часто использовал подголоски, что является характерной чертой народной музыки. Народное начало проникает в творчество Глинки через интонационное содержание и принцип вариантности. Полифония Глинки, несмотря на соответствие классическим формам фуги, канона, имитации и подвижного контрапункта, отличается от классических образцов.

Примером полифонической работы Глинки являются его фортепианные фуги. Всего композитор написал 4 фуги для фортепиано: одноголосную в до мажоре, двухголосные в до миноре и ля миноре, а также четырехголосную в ре мажоре. Все эти фуги были созданы примерно в период с 1833 по 1834 годы, когда Глинка занимался полифонией с теоретиком Зигфридом Денном в Берлине.

Фуги Глинки можно отнести к его ученическим работам, так как они были результатом его занятий и изучения полифонии. В это же время композитор задумал и начал работу над симфонией ре минор, а также написал вариации на тему Алябьева «Соловей». В этих произведениях полифоническая работа еще не полностью проявилась, но она станет заметной позже, в таких сочинениях, как «Камаринская» и опере «Иван Сусанин».

Музыкальные особенности фуг Глинки

Глинка придавал особое значение народным темам и музыкальным традициям как в своих фугах, так и в других произведениях. Его работа в области полифонии отличается от классических образцов благодаря использованию народного начала в музыке.

3 стр., 1343 слов

Фортепианное творчество М.И. Глинки

... гениальная "Камаринская". Фортепианные сочинения на итальянской вокальной кантилены, - опыты, столь важные для будущего оперного стиля Глинки. Наконец, для фортепиано были написаны фуги Глинки, в которых он, по ... он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии. Заключение Творчество композитора получило, однако, полное признание не только в России, но ...

Исследование фуг Михаила Глинки

Фуги Глинки, известного русского композитора, обладают своими уникальными чертами. Например, обычно ответ в фугах Глинки является реальным, за исключением фуги c-moll, где ответ является тональным. В фуге a-moll ответ звучит в тональности субдоминанты, что можно объяснить влиянием русской народной музыки, где плагальность является одной из основных черт.

Противосложение в фугах Глинки обычно не удержанное, но в фуге C-dur мы видим удержанное противосложение при пятом проведении темы, которое при повторном его проведении образует вертикально подвижной контрапункт октавы.

В фугах Глинки можно встретить стретты различных видов и канонические секвенции. Например, в фуге C-dur первая интермедия строится на заключительном элементе ответа и формирует каноническую секвенцию первого разряда в октавном контрапункте.

Фуга a-moll

Фуга Глинки a-moll является двойной трехголосной фугой. Первая тема хроматическая и содержит много скачков, движется преимущественно септимами и секундами. Вторая тема отличается от первой и также является хроматической, но состоит из малосекундовых попевок и пауз, как будто споря с первой темой.

В экспозиции обе темы взаимодействуют в сложном контрапункте октавы. Первая тема появляется сначала в верхнем голосе, затем в нижнем, после чего следует интермедия, а затем тема звучит в среднем голосе. Вторая тема сначала звучит в среднем голосе, затем в верхнем, и после интермедии — в нижнем голосе. После интермедии вторая тема больше не встречается.

Основное развитие в фуге осуществляется на основе первой темы. Развивающая часть начинается с проведения темы в обращении в тональности C-dur. Затем тема проводится в среднем голосе в F-dur, а с интервалом в два такта вступает тема в нижнем голосе в той же тональности, но в измененном варианте. Этот прием вариантности характерен для народной музыки.

Фуга D-dur

Фуга D-dur начинается с вступления, после которого элементы первой темы вступают по порядку в разных голосах. Тема — ладовая и изменчивая — обрабатывается и развивается в различных тональностях. После второго проведения звучит интермедия продолжительностью в один такт. Затем тема снова проводится в сопрано, но еще не заканчивается, так как Глинка расширяет ее за счет добавления двух дополнительных проведений темы в нижних голосах.

Анализ композиционных особенностей фуг Михаила Глинки

В развивающей части фуги первое проведение темы звучит у альта в тональности си миноро-мажор. Очень характерно для народной музыки менять лады, и присутствие такой заимствованной черты в фуге Глинки свидетельствует о влиянии народного творчества на его музыку. В дальнейшем развитии фуги мы встречаем темы в ладах: G (миксолидийский), D (мажоро-минор), G (миксолидийский).

Затем композитор пишет цепочку стретт (H, cis, H) с интервалом вступления в септиму, а затем в нону и октаву. На этой основе композитор строит интермедию, в которой тема играет в удвоении (верхняя пара голосов в сексту, нижняя в терцию).

В следующей части фуги тема снова проводится в H (мажоро-минор), что также свойственно народной музыке. Дальше следует завершающая часть, в которой тема вновь звучит в D, затем в A, D, C и D.

5 стр., 2257 слов

Музыкальные жанры. Фуга — МУЗЫКА — Ы — Ы — Тинейджеры

... и затем итальянского fuga, В основе любой фуги лежит определенная музыкальная мысль (мелодия), которая применительно к фуге называется темой . По ходу фуги тема последовательно звучит во всех голосах, вовлеченных в фугу. ...

Тональный план D-A-D-A-D-H(h)-G-D(d)-G-(H-cis-H)-D-H(h)-G-D-A-D-C-D демонстрирует влияние гомофонно-гармонических форм, а моменты проведения темы в миксолидийском ладу являются типичными для народной музыки. Рондальность также присутствует в этой фуге, где проведение темы в тональности D-dur становится ее рефреном.

Фуга c-moll

Фуга c-moll является трехголосной и имеет особенность в виде маэстральной стретты. Однако, единственным недостатком, делающим ее неполностью совершенной, является «неправильное» вступление голосов. Вместо того, чтобы голоса вступали или сверху вниз, или снизу вверх, Глинка вводит сначала средний голос, затем нижний и верхний.

Развивающая часть фуги начинается со стретты. Тема проводится по всем голосам (As, c, es).

После этого она больше не появляется. Развитие происходит за счет первого звена темы – скачка на сексту. Это ядро ложится в основу дальнейшего имитационного развития. В заключение фуги композитор пишет коду, построенную на измененной теме.

Фуга C-dur

Фуга C-dur – двухголосная. В экспозиции тема проводится в нижнем голосе, затем в верхнем. После трех тактов интермедии начинается развивающая часть. Она начинается с проведения темы в верхнем голосе в a-moll. Далее тема звучит в нижнем голосе в h-moll локрийском.

Следующие проведения темы мы видим в C-dur. Далее композитор пишет стретту с интервалом вступления в две четверти. И последнее проведение темы звучит в C-dur.

Исследование полифонии в творчестве М.И.Глинки

На примере фуг мы можем увидеть, что композитор осваивал разные техники и полифонические приемы развития музыкальной ткани. В его произведениях есть и канонические секвенции, и различного вида стретты, и вертикально подвижной контрапункт. Глинка написал и двухголосную, и трехголосную, и двойную трехголосную, и четырехголосную фуги. В формировании композитора в области полифонии важную роль сыграла народная музыка. Он использует лады народной музыки, его фугам свойственна плагальность. Также в развивающих частях и интермедиях встречается много имитационного развития, что также характерно для народной музыки. Кроме того, в фугах Глинки встречается влияние гомофонно-гармонических форм.

Кроме этих четырех фуг у композитора больше нет полифонических произведений. Но полифония не редко является одним из важнейших принципов развития музыкального материала в его творчестве. Это мы можем видеть в его произведениях, написанных позже: «Камаринская», опера «Иван Сусанин». Эти произведения стали вершиной его творчества, а полифония одним из важных принципов развития музыкального материала в них.

Список литературы:

Летопись жизни и творчества М.И.Глинки [Текст] / Сост. А.А.Орлова. – Л., 1978.

Асафьев, Б. Глинка [Текст] / Б.Асафьев. – М., 1950.

М.И.Глинка. [Текст]: исследования и материалы / под ред. А.В.Оссовского. – М., 1950.

13PAGE 15