По плану: Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года в романе-эпопее «Война и мир» (Школьные сочинения)

Сочинение

1. Название романа и его основная проблематика.

Роман-эпопею “Война и мир” Л.Н. Толстого считают одним из самых уникальных творений русской литературы. Произведение с самого начала привлекает читателя своим названием. Антитеза “война и мир” лаконично намекает о содержании романа. Но так ли легко понять его смысл, который, как кажется, лежит на поверхности?

В книге описываются события Отечественной войны 1812 года. Но автор преследовал цель рассказать не только историю войны. Его замысел кроется гораздо глубже. Толстой решает написать повесть о будущих декабристах, а точнее показать, как люди пришли к мысли о свержении царя. В целом, название произведения можно понимать по-разному. Вероятно, писатель хотел показать на примере своих персонажей постоянную борьбу между добром и злом, сопротивлением и перемирием в душе человека.

2.

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого

Итак, основное противостояние в романе — это “война” и “мирная жизнь” героев в период с 1805 по 1812 год. Время сражений с Наполеоном было тяжелым для всего русского народа. Толстой — настоящий патриот страны, поэтому и рассуждения, присутствующие в романе от его лица, полны любовью к своей нации. Писатель подчеркивает: «Война…противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Тем самым, он показывает отсутствие смысла в борьбе, ее уничтожительный характер и, в результате, боль и потери, которые она принесла.

3. Отношение Толстого к войне через мысли любимых героев.

Отношение Толстого к войне раскрывается разными приемами. Прежде всего, через мысли любимых персонажей. Кутузов — основная фигура на арене сражений. Именно через него автор выражает мысли простого народа о конфронтации, в чьем представлении война — это массовая ликвидация людей. Так же считает и Болконский: “Цель войны — убийство…”. Он уверен, что вооруженная борьба — это “гадкое” занятие, которое несет античеловеческое направление.

4. Отношение Толстого к войне путем сопоставления ясной гармоничной жизниприроды и безумие убивающих друг друга людей.

Позиция литератора выражается и путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга людей. Например, Аустерлицкое сражение — хороший образец, где автор подчеркивает данную идею. Прежде всего, это была битва амбиций “трех императоров”. В итоге, из-за самоуверенности русского и австрийского правителей, которые не хотели верить в плачевный исход этого сражения, на поле боя разыгралась настоящая машина бесчеловечного, ужасающего, всепоглощающего убийства. Глазами Андрея Болконского показано это поле, усыпанное кровавыми трупами. И только “высокое небо” над Аустерлицем спокойно продолжало свое существование, по нему все так же “ползли” серые облака. На нем тихо, ровно и не спеша шла своя жизнь, в отличие от земли, где беспорядочно бегали люди, слышались выстрелы и стоны умирающих.

43 стр., 21154 слов

Сочинения по роману-эпопее «Война и мир» Л. Толстого

... основу отношения людей к жизни. В этом контексте подчеркивается взаимосвязанность, даже взаимозависимость войны и мира – явлений, идущих бок-о-бок. История создания романа Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил ... изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу парти- занских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея ...

5. Через описание отдельных боевых эпизодов

И не только в этих пунктах выражается мысль о бессмысленности войны. Она присутствует на протяжении всего произведения. И в мирной жизни, и в отдельных боевых сражениях писателем обязательно введены оттенки этой темы.

6. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) Разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов.

Когда же дело дошло до родной земли, весь русский народ вступил в борьбу с Наполеоном. Бородинское сражение — центральный эпизод, где патриотизм нации достиг наивысшей точки. Мужество и выносливость солдат удивили Наполеона, который привык побеждать. Толстой четко изображает состояние бойцов во время битвы. Несмотря на то, что силы врага преобладали, выносливость, стойкость, а самое главное общая сплоченность и осознание важности своей миссии дали невероятный толчок к приближению победы. Когда пришла пора защищать Отчизну, в батареях “чувствовалось одинаковое и общее во всем оживление”.

б) Размах и величие партизанской войны

Ощущение мести за причиненные страдания породило партизанскую войну, размах которой был огромен. Каждый старался уничтожить врага, то есть стереть с лица земли великую армию Наполеона. Такими были и Долохов, и Денисов и многие другие простые люди, желавшие расплаты за ужасные терзания и пытки. Основным образом в романе, где воплощаются эти замыслы, все-таки является Тихон Щербатый. В нем есть все национальные черты воюющего крестьянского народа. В его понимании партизанская война — справедливое возмездие за разорение и гибель.

7. Народ в войне 1812 года

а) Истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма

б) Стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость

Главная идея, которую хотел донести Толстой, заключается в том, что один человек не может творить историю. История складывается из многочисленных действий людей в целом, а на войне главный деятель — народ. “Скрытая теплота” патриотизма позволила людям объединиться и одержать победу. Героизм батареи Тушина дал возможность сохранить армию при Шенграбенском сражении, стойкость в бою и мужество простых русских солдат решили исход войны, а бойцы партизанского движения полностью истребили врага. Национальный дух сподвиг каждого на такие действия, которые привели к восторжествованию свободы. Но всего этого могло бы и не случиться, если бы люди сомневались в правоте своего дела. Однако терзаний не было, потому что любой человек понимал необходимость отстоять свою Родину.

10 стр., 4655 слов

Гражданская война как трагедия народа — по произведению М. А. ...

... городского округа МОУ СОШ №1 п. Сосьва Тема: "Изображение трагедии русского народа в литературе, посвящённой Гражданской войне". Исполнитель: Курская Ульяна, ученица 11-в класса. Руководитель: В.В. Французова, учитель ... и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди – как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление. Тяготы войны ложатся прежде всего ...

8. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества

а)крикливый «патриотизм» растопчинских афишек

Тем не менее, в светском обществе преобладало равнодушие к судьбе страны. На этом фоне развивался “крикливый” патриотизм, такой как графа Растопчина. Без зазрения совести он расклеивает по городу “афишки”, где призывает людей не оставлять Москву. И в то же время по его вине погибает ни в чем не виноватый сын купца Верещагина, когда граф спасался от гнева людей. Но почему народ злился? Растопчин думал, что управляет моральным настроем нации посредством расклеивания афиш, написанных с колкостями, которые не понимали и презирали простые люди, ценившие действия, а не слова.

б) лжепатриотизм петербургских салонов

Развивался и лжепатриотизм петербургских салонов. В окружении Элен, Шерер и других светских кругах все оставалось по-старому. Их жизнь по-прежнему была спокойной и соразмеренной. Никто из них не понимал истинной проблемы страны, потому что заботился только о себе и своих интересах. Единственное, что делалось со стороны “светских кругов” — это постоянное лицемерное упоминание о трудном положении России в 1812 году.

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных

Были и те, кто пытался устроить свою карьеру за счет ведения войны. На протяжении всего романа мы наблюдаем, как Борис Друбецкой гоняется за новой и новой, более высокой должностью. Он каждый раз пытается улучшить свое положение. Кажется, у него ведется своя борьба на фоне боевых действий — борьба за получение лучшего звания. В то время, как простой Николай Ростов, действительно рискующий жизнью в сражениях, остается офицером.

9. Участие в войне главных героев. Найденное место в жизни вследствие войны.

Война помогла главным героям найти свое место в жизни. Андрей Болконский, изначально испытывавший душевный кризис после череды событий, пришел к перемене взглядов на жизнь и к умению прощать людей. Не меньшую роль противостояние врагу оказало и на Пьера. В нем проснулись настоящие патриотические чувства к Родине и умение быть сильным и выносливым. Долохов поменял настрой “лжепатриотизма” на искренние действия во имя страны. Наташа Ростова пережила смерть брата Пети и гибель Болконского, что закалило ее характер и привело к верному жизненному пути.

10. Роль полководцев в войне

Роль полководцев в войне видна на примере Наполеона и Кутузова. Бонапарт, самодовольный и уверенный в превосходстве и силе, затеял эту бесчеловечную борьбу. Он запустил машину убийства, за что поплатился потом сполна. Наполеон породил войну, которая отразилась на жизнях миллионов людей. Кутузов — полная ему противоположность. Он, наоборот, поддерживал дух русского народа, подбадривал и искренне за него переживал. Его ум, смекалка и усилия помогли верно скоординировать людей на победу.

Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что гибель армии Наполеона — это следствие общенародного подъема. Когда люди объединились ради общей цели, они смогли преодолеть все трудности и изменить общий ход истории. В конечном итоге, в антитезе “война и мир” доминируют мир и единство.

2 стр., 528 слов

Человек на войне в романе Война и мир, Толстой

... головой. Следующий этап войны, описанный Толстым, это Бородинское сражение. Его мы видим сквозь призму восприятия Пьера Безухова – человека невоенного, но желающего принести пользу своей стране. Несмотря на неопределенность итогов ... битвы удалось совершить самый главный подвиг в своей жизни. Он хоть и получил смертельное ранение, но смог не склониться и тем самым подать своим офицерам пример ...