Музыка времен Великой Отечественной Войны

Курсовая работа

Влияние музыкального искусства на патриотизм в период Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная Война стала одним из самых значимых исторических событий XX века. В течение ее четырех лет множество людей столкнулись с непоправимым горем, но музыкальное искусство стало надежным помощником и поддержкой для многих.

Музыка в жизни бойцов на фронтах

Бойцы во время войны испытывали на себе большие нагрузки, поэтому им требовалось отдыхать. В эти короткие часы затишья вокруг звучали песни, которые помогали расслабиться и уйти от бесконечной напряженности. Музыка в жизни солдат оставалась значимой частью и вспоминалась с теплотой и благодарностью.

Музыка в торжественных мероприятиях

На многих торжественных мероприятиях приуроченных к знаменательным датам связанным с победами на фронтах Великой Отечественной Войны использовались мотивы и марши, написанные непосредственно в этот период и к этим событиям. Празднование дня Победы, дня снятия блокады Ленинграда или дня начала контрнаступления под Москвой сопровождались звучанием военной музыки. Военная музыка остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня, так как слушая ее люди заряжаются атмосферой того времени и патриотическим духом, а имеющиеся записи и ноты позволяют ее сохранить для грядущих поколений.

Влияние музыки в современных фильмах, связанных с Великой Отечественной Войной

Одними из самых эмоциональных дней памяти являются дни Победы. На этот день приходятся большинство трибьютных и митинговых мероприятий, а также показы фильмов, связанных с военным временем. Во многих зрелищах и фильмах режиссеры используют военную музыку, чтобы передать эмоциональный заряд, связанный с прошлым, и обратить внимание на важность сохранения патриотической идентичности в наше время.

Вывод

Во время Великой Отечественной Войны музыка стала значимым компонентом в жизни многих людей. Она была не просто музыкой, а разными его формами наполнявшая жизнь смыслом и давала поддержку в самое тяжелое время. В наше время на музыку остается высокий спрос и она является мощным инструментом передачи тех же самых эмоций и чувств.

В России живет около 150 миллионов человек и каждый имеет свое мировоззрение, свои предпочтения, свои мысли, свой вкус к еде, к одежде и так далее. Точно так же у каждого из этих 150 миллионов есть свои предпочтения к музыке. Молодежь слушает рок, реп, зарубежные хиты, а люди старшего поколения, к примеру, советскую эстраду, и каждая песня вызывает свои эмоции: веселые или грустные. Но если человек, не зависимо от своего возраста, от своих предпочтений, допустим случайно, услышит знаменитый «Синий платочек» или «Священную войну», то без сомнений его захлестнут эмоции, разобрать которых практически нельзя. Это может быть память, или же благодарность ветеранам, но, как ни крути, эти песни вызывают чувство патриотизма.

2 стр., 643 слов

Великая война в истории моей семьи. «Письмо прадеду»

... Великая Отечественная война В связи с этим у него была бронь, которая позволяла ему работать в тылу. Но он не воспользовался этим, и ушел сражаться на ... героями, которые добровольно уходили на фронт, чтобы защищать нашу Родину. Вместе с ним ушел воевать и его старший сын ... Его, как и многих других солдат перезахоронили в городе Ржев. Письмо прадеду Здравствуй, дедушка. Сегодня мне приснился сон. ...

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы, прежде всего, понять самой, чем является русскому народу военная музыка, а также рассказать, что же я поняла из своего исследования.

1. Музыка — эмоциональное сопровождение Великой Отечественной Войны.

1.1 Из истории военной музыки

Музыка издавна, будто магически, поднимала у солдата бойцовский дух, особенно в России. Например, еще в Киевской Руси и позже различные военные походы сопровождались музыкой, воспроизводимой трубами, бубнами, деревянными дудками и т.д. Со второй половины 16 века и особенно к середине 17 века репертуар трубачей обогащается, а также продолжает свое развитие их исполнительное мастерство.

История военной музыки в России

При Иване Грозном в 1547 году впервые был создан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России. С тех пор каждый российский военнослужащий хранил в своей душе военную музыку.

Петр I придавал большое значение музыке, как средству для укрепления воинской дисциплины и заряда морального и боевого духа войск. Первые военные оркестры возникли при образовании первых российских полков — Семеновского и Преображенского.

Именно эти оркестры играли на парадах в честь победы в Северной войне, а марш Преображенского полка стал со временем неофициальным гимном Российской Империи.

В начале 18 в. потребовалась организация военно-музыкальной службы в войсках. Были введены оркестры, состоявшие из 9 военных музыкантов и 16 ротных барабанщиков (по 2 на роту).

Музыка находила применение во время войн Петра I со шведами и турками. Она была представлена небольшими инструментальными композициями фанфарно-героического и маршевого типа, близкими к ставшим знаменитыми при Петре I приветственными, торжественными, встречными, «виватными» песнями.

Во времена царствования Елизаветы Петровны отличившиеся в боях полки стали награждать серебряными георгиевскими трубами как символами воинской доблести и славы. Эта традиция надолго закрепилась в российской армии.

А Екатерина II при своем правлении увеличила штаты полковых оркестров и значение военной музыки особенно возросло в период русско-турецких войн.

Выдающийся российский полководец А.В. Суворов произнес крылатую фразу: «Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил».

Развитие военной музыки в России в XIX веке

В начале XIX века российское войско приняло участие в Отечественной войне 1812-1814 гг., что повлияло на развитие музыки в России. Военные марши стали символом доблести российского войска, которые звучали во время сражений и способствовали проявлению патриотического порыва и росту национального самосознания. Множество героико-патриотических произведений были написаны тогда, среди которых наиболее известны марши О.А. Козловского, Н.А. Титова, К.А. Кавоса, Ф. Антонолини, А.А. Дерфельда и другие.

6 стр., 2868 слов

Музыка России ХХ столетия

... мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка... Музыка композитора должна ... Рахманинов обнаружил незаурядный талант блестящего интерпретатора музыкальных произведений. Его мощная игра по своей ... экстаза» Впервые «Поэма экстаза» прозвучала в России в 1909 г. Она имела колоссальный успех. ... Шаляпин, М. Горький, многие поэты Серебряного века. И все же жизнь Рахманинова не ...

Во второй четверти XIX века возникли новые таланты, такие как А.С. Даргомыжский, М.И. Глинка, А.А. Алябьев, которые делали первые шаги к созданию оригинальных произведений для духовых оркестров. В этот период часто говорили, что «военный оркестр — это визитная карточка полка», так как наличие качественной музыки и исполнения улучшали имидж полка перед всеми военными ведомствами.

Однако, увеличение маневренности войск и количество техники и огня, использование музыки в бою мешало войне, поэтому ресурсы на развитие военной музыки не стали наращиваться.

В 1882 году был создан первый в России Военный оркестр, который в обязанности входило не только обеспечение военных ритуалов, но и участие в государственных церемониях. Во время приема иностранных послов и разных мероприятий надворных кругов, музыканты оркестра играли с успехом.

Во время войн с Турцией русские военные музыканты познакомились с турецкой или «янычарской музыкой», которая была включена в русские военные оркестры. Вслед за Россией её ввели в свои военные оркестры и другие европейские страны. В свою очередь, иностранные музыканты внесли свой вклад в развитие русской военной музыки, такие как В.И. Главач, В.В. Вурм, А. А. Дерфельт и другие.

С первых дней создания Рабоче-крестьянской Красной Армии Советское государство уделяло большое внимание организации военно-оркестровой службы.

Послереволюционные годы XX века стали периодом возникновения огромного количества военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам.

Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота.

Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом — Президентским оркестром России.

Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах, поэтому был создан военный факультет Московской государственной консерватории и подобные ему учебные заведения.

В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 музыка иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.).

Концерты военно-патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов перерастали в митинги, участники которых выражали свою признательность Стране и её могучим Вооружённым Силам.

Военные оркестры, выступая с концертами по радио и на передовой, поднимали боевой дух солдат.

В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуар составляли марши.

17 стр., 8274 слов

Духовые оркестры в России: история и современность

... музыке XIX века - опера Джузеппе Верди "Аида", где для исполнения знаменитого триумфального марша на сцену выводится духовой оркестр. Также возникает большое число героико-патриотических музыкальных произведений и среди них - военный марш. Марши ...

В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры.

Воинских ритуалов, вроде музыкального оформления торжественных мероприятий и парадов, боевой учебой войск, войсковых маневров и смотров, стало значительно больше.

Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки и вместе с тем заметно повысилось её значение в воспитании войск, её организующие функции стали расти при проведении торжественных мероприятий и народных празднеств.

Так же усилилась её культурно-просветительная роль в качестве разновидности советского музыкального искусства в общем.

1.2 Классика Великой Отечественной Войны

В период Великой Отечественной войны 1941-45 военная музыка иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.).

Концерты военно-патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов, как правило, стихийно перерастали в митинги, участники которых выражали высокие чувства признательности Стране социализма и её могучим Вооружённым Силам. Музыка стала иметь влияние на воспитание войск, возросли ее общественно-организующие функции при проведении различ��ых торжественно-церемониальных мероприятий и народных празднеств, усилилась ее культурно-просветительская роль.

Военная музыка имеет основные разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная военная музыка. Основным жанром является строевой марш. Его разновидности — походный, или «скорый», парадный, или «для торжественного прохождения», колонный, фанфарный, встречный, похоронный, а также марш концертного типа. К строевой церемониальной музыке относятся такие пьесы, как «Вечерняя заря», «Развод караулов» и другие, предназначенные для обслуживания строевых, учебных, церемониальных и бытовых нужд воинских частей.

Репертуар военных оркестров включает также танцевальные пьесы, увертюры, фантазии, попурри и другие жанры лёгкой музыки. Многие марши, вальсы, польки, мазурки и другие пьесы посвящались конкретным боевым эпизодам военной истории, отражали в обобщённо-героических или лирических образах патриотической идеи и имели условные названия — девизы, например, русские марши: «Вступление в Париж», «Геок-Тепе» (крепость, завоёванная М.Д. Скобелевым), «Герой», «Триумф победителей», «Тоска по родине», «Товарищи по оружию», «Прощание славянки»; вальсы: «На сопках Маньчжурии», «Амурские волны», мазурка «Уланы» и так далее. Ряд маршей носит названия воинских частей или родов войск, которым они посвящены: Преображенский марш, марш Печорского полка, Колонный марш 14-го Гренадерского (Грузинского) полка, Егерский марш.

Развивая прогрессивные национальные традиции русской военной музыки и наполняя их новым содержанием, современные композиторы активно работают по обогащению военной музыки музыкальными композициями, специально написанными для духовых оркестров. Этому способствовали такие крупные музыканты, как Р.М. Глиэр («Марш Красной Армии», 1924 год), С.Н. Василенко («Походный марш Красной Армии», 1929 год), M.M. Ипполитов-Иванов, Н.Я. Мясковский («Походный торжественный марш» и «Драматический марш», 1931 год), Д.Д. Шостакович («Торжественный марш», 1940 год) и другие. С маршевыми композициями концертного характера создавались строевые марши (сочинения Н.П. Иванова-Радкевича, Ю.А. Хайта, В.С. Рунова, С.А. Чернецкого и других).

5 стр., 2159 слов

Дух патриотизма русского народа в годы Отечественной войны 1812 ...

... не сказать и о М.И. Кутузове, назначенном главнокомандующим русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой ... но как только она в опасности, нужен свой, родной человек», - скажем об этом назначении ... И эту мысль — "мысль народную" — Толстой доказывает на примере войны 1812 года: "Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал... что сила, решающая ...

Многие марши написаны на национальные темы народов СССР (марши А.И. Хачатуряна, А.В. Затаевича, А.М. Сатяна, Н.К. Чемберджи, Д.Ф. Салиман-Владимирова и других).

Композиторы создали значительное количество произведений крупной формы для духовых оркестров (19-я симфония и Драматическая увертюра Мясковского, 5-я симфония Иванова-Радкевича, 4 симфонии Кожевникова, Пассакалия и фуга Макарова, «Поэма о Сталинградской битве» и симфония «Мужество» Дзегеленка, красноармейские сюиты Кручинина, концертные увертюры, рапсодии, фантазии, сюиты различных композиторов).

В репертуар военных духовых оркестров входят переложения симфоний и симфонические произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и другие, а также фрагментов из классических и современных опер и балетов. Военный духовой оркестр среднего состава в Советской Армии обеспечивает подлинно художественное раскрытие крупных произведений. Сложность репертуара военных оркестров, высокие требования, предъявляемые к его исполнению, вызвали необходимость подготовки военных дирижёров на базе высшего музыкального образования (при Московской консерватории), а также специальной подготовки военных музыкантов.

1.3 Самые популярные песни о войне с 1941 года

Песен о войне огромное множество, но существуют те немногие, которые на протяжении стольких лет своего существования остаются самыми сильными в плане своей эмоциональности. Одна из таких знаменитых песен — «Священная война».

Появление каждой симфонии Шостаковича становилось огромным событием в жизни советской интеллигенции, ожидавшей этих произведений как подлинного духовного откровения. Кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбами, как Шостакович в своей Седьмой симфонии. 9 августа 1942 года, в осажденном немцами Ленинграде в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолёт доставил в осажденный город ноты всех партий симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей. Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы противовоздушной обороны, исхудавшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

8 стр., 3768 слов

Куплетная форма в песнях послевоенных лет

... Куплетная форма в песнях послевоенных лет. Практическая часть данной курсовой работы рассмотрено на примере в творчестве А. Новикова и В. Соловьева-Седого. Глава I. Куплетная форма в песнях послевоенных лет 1.1 История развития куплетной формы Под куплетной формой понимается такая форма ...

Великая Отечественная война и песня «Священная война»

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки этого стихотворения, заменяя целые четверостишья. Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля «песни и пляски» Красной Армии Александр Васильевич Александров и так вдохновился этим стихотворением, что почти сразу написал к нему музыку.

Так родилась песня «Священная война», которая стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее исполняли всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Эта песня стала символом сопротивления и борьбы с фашистскими захватчиками.

Песня в пещере Севастополя

Весной 1942 года небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами, а силы защитников были на исходе. И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру. Врагу советские войны не сдались. Это был акт отчаянной сопротивляемости, в котором песня «Священная война» сыграла важную роль, вдохновляя защитников и давая им силу продолжать бороться.

Творчество Василия Ивановича Лебедева-Кумача

Василий Иванович Лебедев-Кумач еще в годы гражданской войны был автором многих красноармейских песен. В годы мирного строительства его стихотворения «Песня о Родине», «Москва майская», «Если завтра война» и многие другие, положенные на музыку, стали поистине народными песнями. Его творчество отражало дух и настроение тех времен, в которых государство и народ стремились к развитию и процветанию.

Песня «В землянке» стала знаменитой после того, как композитор Константин Листов прочитал стихи Алексея Суркова в редакции газеты «Красноармейская правда». Константину срочно требовались слова для новой песни, и он, не найдя подходящего материала, решил обратиться к Суркову. Тот вспомнил о неопубликованных стихах, которые не собирался представлять широкой публике. Но он принес блокнот и отдал его композитору, в надежде, что из этих стихов ничего не выйдет. Однако, спустя неделю Листов вернулся в редакцию со своей гитарой и исполнил песню «В землянке». Все присутствующие были поражены и согласились, что песня имеет огромный потенциал. После публикации стихов и мелодии в «Комсомольской правде», песня быстро стала популярной и распространилась повсюду, хотя больше нигде не публиковалась. Сегодня она остается истинным гимном любви и преданности солдатскому долгу перед Родиной.

Песня «В лесу прифронтовом» появилась во время второго года войны. Стихи Михаила Исаковского были написаны в это тяжелое время, и автор отправил их своему другу Матвею Блантеру. Через некоторое время Исаковский услышал эту песню на радио, исполняемую Ефремом Флаксом. В песне отчетливо передано настроение и основная идея стихотворений — ностальгия по мирной жизни и одновременно призыв к борьбе с врагом. Авторы подчеркнули, что дорога к дому и любимым лежит через войну, через трудности и испытания.

6 стр., 2747 слов

Русско-Турецкая война 1877-78 гг. В отечественной литературе ...

... войне беллетристами-восьмидесятниками — участниками русско-турецкой войны. Объём статьи позволяет нам сопоставить написанное по горячим следам: эмоциональный отклик И.Л.Леонтьева-Щеглова, быт войны у В.А.Тихонова с изображением русско-турецкой войны В.В.Верещагиным спустя 10 лет в ...

За свои песни «Под звездами балканскими», «Моя любимая» и «В лесу прифронтовом» Матвей Блантер был удостоен Государственной премии СССР в 1946 году.

До создания «В лесу прифронтовом» Исаковский и Блантер творили над еще одной гениальной песней — «Катюша». Особую популярность она получила во время войны и произвела полный фурор. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Существует история, что в бою на Керченском полуострове однажды под вечер, в часы затишья, из немецкого окопа, расположенного поблизости, русские солдаты услышали «Катюшу». Немцы «прокрутили» ее раз, потом поставили второй раз, потом третий. Наших солдат это разозлило так, что группа красноармейцев неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп и схватка была настолько молниеносна, что немцы не успели отреагировать, как пластинка с нашей песней уже была доставлена к своим.

27 июля 1941 года Симонов вернулся в Москву, пробыв не менее недели на Западном фронте. Он собирался ехать обратно на фронт, но на подготовку машины для этой поездки требовалась неделя. И за эти 7 дней автор написал «Жди меня», «Майор привез мальчишку на лафете» и «Не сердитесь, к лучшему». Сначала Симонов читал стихи разным людям, а когда понял, что строки доходят до сердец слушающих, написал их в газете для всей страны. «Жди меня» — самое общеизвестное из стихотворений Симонова. Это стихотворение знают все, поэтому цитировать его не нужно. Семнадцать композиторов изъявили желание написать на него песню. В истории советской поэзии вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик. Это стихотворение искали, вырезали из газет, переписывали, носили с собой, посылали друг другу, заучивали наизусть — на фронте и в тылу. «Жди меня» было едва ли не первым сочинением Симонова, которое поразило своей популярностью прежде всего его самого.

Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.

Для Софронова и Каца сотрудничество началось задолго до создания партизанской песни. В 1937 году они написали песню «Как у дуба старого», которая была популярной у казаков. В дальнейшем, авторы создали множество песен разных жанров — героических, шуточных, строевых и лирических, маршевых и частушечных.

Но партизанскую песню они никогда не писали. Долго думая, Софронов и Кац вспомнили две старинные песни, которые отображали дух и мужество русского народа — «Ревела буря, дождь шумел» и «Шумел, гудел пожар московский» из времен Отечественной войны 1812 года.

Отталкиваясь от этих эпических песен и выражая душу народа, авторы решили создать партизанскую песню. Так и появилось название «Шумел сурово брянский лес», которое отразило характер будущего гимна партизан. Песня была написана быстро и оказалась суровой, широкой и величественной. Ее можно было исполнять вполголоса в лесу, землянке или при костре.

2 стр., 718 слов

«Песня, опалённая войной»

... в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной ... тот поскорее дописал текст песни. Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру ...

Песня была впервые исполнена Георгием Абрамовым по радио. Мгновенно она стала популярной среди партизан и фронтовиков. Вторая «премьера» песни произошла в 17 сентября 1966 года, когда был открыт монумент в Брянске, посвященный воинам Советской Армии и партизанам, которые освободили город от фашистов. На постаменте стояла скульптурная группа партизан, а на нем могли прочесть первые строки песни.

Шумел сурово брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

Композитор Ежи Петерсбурский на одном из концертов исполнил свою новую мелодию, которую он сочинил во время гастролей в Днепропетровске. Поэт и драматург Я.М. Галицкий, присутствующий на концерте, обратил внимание на эту яркую и мелодичную мелодию, и сразу же написал в своем блокноте текст, который внес вклад в поэтическое воображение Галицкого.

Синий платочек

Синенький, скромный платочек,
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь,
Ласковых, радостных встреч…

Встретившись после концерта с Ежи Петерсбурским в гостинице, поэт показал ему свои черновые наброски. Было решено, что песня должна получиться, но текст следует дополнить еще несколькими куплетами. Через несколько дней она была полностью готова, и на очередном концерте ее впервые исполнил Станислав Ландау. Новая песня, названная авторами «Синий платочек», сразу понравилась москвичам и вскоре стала широко известна.

Танцы до утра

Воет вьюга на Осколе,
По реке скользят ветра…
Говорят, сегодня в школе
Будут танцы до утра.

В начале 1942 года Долматовский написал стихотворение «Танцы до утра», написал почти с натуры. Прошло больше года и как-то в дороге, поэт прочитал эти стихи М. Фрадкину.

Композитору стихи понравились, и он сочинил навеянную ими вальсовую мелодию. Но для нее нужен был новый вариант текста, который отвечал бы ритмическому рисунку мелодии. И здесь Фрадкин вспомнил историю, рассказанную знакомым военным летчиком, которому пришлось остановиться летним вечером в небольшой деревушке, чтобы передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки — местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Он подошел ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил ее на вальс и они разговорились, но тут пришлось проститься — засигналил шофер говоря тем самым, что пора отправляться в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер не может забыть эту девушку. Вдохновленный этой историей поэт стал работать над словами и успешно, вскоре песня была готова. Оставалось лишь проверить ее на слушателях. На всех остановках Фрадкин, аккомпанируя себе на трофейном аккордеоне, исполнял «Офицерский вальс» перед бойцами из составов, спешивших на новый участок фронта. Песня удалась. Об этом можно было судить по тому, с какой молниеносной быстротой она распространилась. Авторы, приезжая на какую-нибудь станцию, слушали как там солдаты пели:

32 стр., 15651 слов

Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков

... на весь мир дважды Краснознаменного ансамбля имени А. В. Александрова, Центрального академического театра Советской Армии, многих наших военных, ... Военная музыка существовала не только для того, чтобы доставлять воинам на войне ... военных ансамблей в воспитании подростков 1.1 История возникновения военных ансамблей песни и пляски Основой военных ... собиранием народных песен, поговорок ... с детских лет, а ...

Введение

Во время Великой Отечественной войны музыка и песни играли огромную роль в жизни солдат и офицеров. Они стали неотъемлемой частью военной культуры и помогали поддерживать боевой дух и мораль войск. В данной статье мы рассмотрим несколько известных песен того времени и их историю.

Ночь коротка

Песня «Ночь коротка» сразу после своего появления стала популярной на фронте. Ее исполнение Леонидом Утесовым сделало ее известной каждому. Первоначально песня называлась «Случайный вальс» и была посвящена не только офицерам, но и солдатам. Эта песня стала символом ночей, проведенных на фронте, и олицетворяла незнакомую руку, которая держится на ладони.

Заветный камень

Песня «Заветный камень» была написана в 1944 году и основана на реальных событиях. Она рассказывает о моряках-севастопольцах, которые, покидая город после боев, передали друг другу гранитный камень — осколок севастопольской набережной. Этот камень символизировал необходимость вернуть город-герой на свое место. Моряки передавали его друг другу до тех пор, пока он не вернулся в Севастополь, освобожденный от фашистов.

Давай закурим

Песня «Давай закурим» была написана в 1941 году и исполнялась Клавдией Шульженко. Во время войны она пелась с первым куплетом, который рассказывал о теплом ветре, оттепели и таянии снега в Ростове и Таганроге. Эти события дали возможность советским войскам ударить по немцам под Ростовом-на-Дону и освободить город.

Соловьи

Песня «Соловьи» была написана Владимиром Соловьевым-Седым и Алексеем Фатьяновым. Алексей Фатьянов, автор стихов, сам участвовал в войне в роли рядового. В песне он вспоминает момент после боя, когда после рокота вражеских самолетов услышал пение соловья. Этот момент символизировал для него величие чувств людей, душевную красоту и ценность дружбы и любви.

Заключение

Песни времен Великой Отечественной войны стали неотъемлемой частью военной культуры. Они передавали настроение и эмоции солдат и офицеров, а также символизировали важные события и идеалы того времени. Эти песни остаются важной частью истории и напоминают нам о подвигах и трагедии Великой Отечественной войны.

Темная ночь (музыка — Н. Богословский, стихи — В. Агатов).

Эта необычайно лиричная, нежная, добрая песня о любви была написана в 1943 году специально для фильма Леонида Лукова «Два бойца». В картине ее исполняет герой Марка Бернеса житель Одессы Аркадий Дзюбин. С тех пор песня «Темная ночь» остается одной из самых известных и любимых военных песен.

Эх, дороги… (музыка — А. Новиков, стихи — Л. Ошанин).

Песня была написана в 1945 году, уже после окончания Великой Отечественной войны, для театрализованной программы Сергея Юткевича «Весна победная». Однако спустя несколько десятилетий она воспринимается однозначно как военная, так как имеет доверительную интонацию и простую, образную лексику.

Как мне кажется, каждая из этих известных песен заслуживает называться гимном Великой Отечественной Войны и не зря они носят титул именно военных песен, ведь эта музыка вечна, особенно для людей принимавших участие в войне и никакие хиты никогда не заменят ее эмоциональность и значимость в победе.

1.4 Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени Александра Васильевича Александрова

Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова — крупнейший военный художественный коллектив России. Днем его рождения считается 12 октября 1928 года — день, когда состоялось первое выступление коллектива в составе 12 человек в Центральном доме Красной Армии (ЦДКА).

В 1937 году коллектив был выведен из состава ЦДКА, а численность труппы возросла до 274 человек. Уже к тому времени ансамбль дал сотни концертов в СССР, стал постоянным гостем государственных торжеств, записал десятки пластинок, был награжден Почетным революционным Красным Знаменем с орденом Красной Звезды на нем.

В первые дни Великой Отечественной войны ансамбль разделился на четыре группы, для обслуживания Красной Армии в разных частях. Нередко труппа гастролировала и в полном составе, коллектив давал концерты, продолжал записывать пластинки, выступал на радио.

В песне «Священная Война» особую роль сыграл Александр Васильевич Александров, человек, имя которого носит название ансамбля. Когда он увидел стихи к этой песне в газете, он сразу же сел за рояль и на следующий день объявил на репетиции: «Будем разучивать новую песню — «Священная Война». Поскольку времени на печать нот и слов не хватило, он написал их мелом на грифельной доске. Певцы и музыканты переписали слова и ноты в свои тетрадки. Потребовался еще один день для репетиции с оркестром, и вечером состоялась премьера на Белорусском вокзале, который был узловым пунктом отправки боевых поездов на фронт.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал, чтобы выступить перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычным — он был переполнен военнослужащими, и каждый сантиметр был забит ими. Многие уже имели винтовки, пулеметы, саперные лопатки и противогазы — все, что нужно фронтовикам.

В зале ожидания было создано своеобразное возвышение. Артисты ансамбля поднялись на эту платформу, и у них возникло некоторое беспокойство перед выступлением в такой шумной обстановке — шум, резкие команды и звуки радио. Ведущего, объявлявшего о том, что сейчас будет исполнена песня «Священная Война», было почти не слышно. Но тут Александр Васильевич Александров поднял руку, и зал постепенно затих. Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня тронула сердца бойцов, и когда зазвучал второй куплет, в зале наступила полная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах солдат виднелись слезы, и эта эмоциональная атмосфера передалась исполнителям, которые также не могли сдержать своих эмоций. Их исполнение песни вызвало огромный фурор. Это был однозначный успех, и песню просили повторить снова и снова — пять раз подряд.

Ансамбль Александрова: история и достижения

Ансамбль Александрова — один из самых известных хоров в мире. Он является официальным ансамблем Вооруженных Сил Российской Федерации и его история насчитывает уже 85 лет. За это время коллектив проехал с концертами по всей России и выступал в более чем 70 странах мира.

Основной задачей коллектива является поднятие боевого духа русского солдата, поэтому в его программе обязательно есть композиция на языке хозяев того или иного места выступления. Даже во время «горячих точек» Ансамбль не отступал от этой традиции и выезжал с концертами в Югославию, Афганистан, Приднестровье и другие страны. Во время Великой Отечественной войны на счету коллектива было более 1500 выступлений.

Состав Ансамбля за время его существования значительно менялся. Если в первом выступлении принимали участие только 12 человек, к 1948 году штат вырос до 313 человек. На сегодняшний день он состоит из чуть более половины этого числа. За всю историю работы ансамбля 126 «александровцев» были удостоены почетных званий, из которых 47 человек трудятся в коллективе в настоящее время.

Хор Ансамбля Александрова признан одним из лучших мужских хоров в мире благодаря высокому вокальному мастерству его участников. Танцевальная группа удерживает завоеванные высоты хореографического искусства, а оркестр уникален по своему составу — в нем сочетаются русские народные инструменты, такие как домры, балалайки и баяны, с деревянными и медными духовыми инструментами.

В репертуаре коллектива уже более двух тысяч композиций, среди которых как военные и народные песни, так и хиты поп- и рок-музыки. Ансамбль Александрова известен и популярен за пределами России — его выступления привлекают внимание разных слоев населения и проходят в самых неожиданных местах и по самым неожиданным поводам.

Выводы

Ансамбль Александрова — это уникальный коллектив, который за 85 лет своего существования сумел завоевать мировое признание. Выступления ансамбля всегда пользовались огромной популярностью, и его работа является своего рода символом национального единства и гордости.

Прежде чем стать создателем одного из символов Красной Армии, Александр Александров учился и работал в церковных хорах, в частности в Казанском соборе и Храме Христа Спасителя. В его творчестве также соседствовали отголоски разных эпох и идеологий, например, песня «Святое Ленинское знамя» и произведение «Хвалите имя Господне». Александр Васильевич известен не только как многолетний руководитель Ансамбля, но и как один из величайших советских композиторов. Как уже говорилось ранее, среди важнейших его произведений — воодушевляющая песня «Священная война», гимн СССР и России. Помимо Ансамбля, гордое имя Александра Васильевича Александрова носят государственный концертный зал в Москве, награды Министерств культуры и обороны, школа в Рязанской области.

С Ансамблем песни и пляски Российской армии связала свою жизнь целая династия Александровых. После Александра Васильевича, 18 лет руководившего коллективом, художественным руководителем на 41 год стал его сын Борис Александрович. Два других сына Александра Александрова — Александр и Владимир — были дирижерами и руководителями оркестра.

Надо сказать огромное спасибо этому ансамблю за то, что в самые трудные минуты он не бросил людей и поддерживал их на протяжении долгих лет войны, а также за то, что продолжает радовать не только Россию, но и зарубежные страны своим исполнением по сегодняшний день.

Заключение

На сегодняшний день существует такая великая вещь человечества как интернет. Пользуясь этим изобретением людей, формулируя свои мысли и рыская по разным сайтам я попыталась найти и скомпоновать информацию по выбранной мной теме, что оказалось достаточно сложной задачей не столько в поиске, сколько в обработке данных. Также трудность составляло то, что чтобы понять всю суть моей темы, надо было самой влиться в ту военную атмосферу 40-ых годов.

Роль музыки в войне огромна, ведь если бы ее не было, то скорее всего не было бы и того невероятного настроя русских бойцов на победу, того огромного чувства патриотизма. Получается, что во многом сегодняшнему человеческому счастью жизни без войны мы обязаны музыке. Музыкальное искусство можно смело назвать главной поддержкой и опорой в трудные минуты жизни.

Огромное спасибо надо сказать прежде всего тем деятелям музыкального искусства подаривших нам те мелодии, которые мы не забудем. Так же огромное спасибо великим поэтам, которым принадлежат слова песен, те самые слова, которые имели невероятное значение в плане осмысления происходящего в те тревожные моменты. Эти люди наша гордость, наша память, как и их произведения.

Из своего исследования я вынесла для себя полезную информацию и поняла, что люди делают не только будущее, как говорят, но и память о прошлом. Так вот музыка на протяжении стольких лет несет в себе ту самую память и напоминает о пережитом нашими предками прошлом новым поколениям, ведь эта память очень важна, потому что это наша история, наша жизнь и без прошлого не будет будущего.

В период ВОВ погибло около 60 миллионов человек и если начнется Третья Мировая, то мир вообще перестанет существовать, ведь в силу новых технологий существуют современные оружия, которые могут уничтожить все живое. Люди должны помнить прошлое, чтобы не повторять эти ошибки в будущем, а музыка будет всегда служить нам неким ориентиром в данной проблеме.

В этой курсовой работе я рассказала историю происхождения военной музыки и перечислила те немногие песни, слушая которые замирает дыхание. Я «встретилась» с героями России, с теми обыкновенными людьми, которые, не смотря на трудности жизни, продолжали делать свою работу. Я окунулась в мир классики того необыкновенного периода, так же познакомилась с Ансамблем Российской Армии имени Александра Васильевича Александрова, хор которого мы слушаем вплоть до сегодняшнего дня. Люди делают мир и искусство в том числе. Все это живо, все это уже закреплено в истории и не умрет никогда.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/muzyikalnyie-sochineniya-vremen-velikoy-otechestvennoy-voynyi/

1.

2. Апостолов П. О военной музыке, 1947 год

3. Военная музыка / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон (Петербург) в 1890—1907 года.

4. Военная музыка России, Воениздат, 2007 год

5. Военно-энциклопедический словарь / Воениздат, 1983 год

6. Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, 1948 год

7. Завадская Н. Любимые песни военных лет, 1987 год

8. Матвеев В. Русский военный оркестр, 1965 год; Военная музыка 1968 год

9. Музыкальная энциклопедия. Советская энциклопедия, 1973 год

10. Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века, 2007 год

11. Хентова С.М. Шостакович. Жизнь и творчество (в 2 томах).

1985—1986 года

12. Цуккерман В. Очерки советского музыкального творчества, 1947 год

13. Сайты в интернет:

14. http://www.rg.ru/2013/10/12/alexandrovtsy-site.html

15. http://ria.ru/spravka/20131012/969098067.html

16. http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

17. http://maxpark.com/community/2962/content/1838653

18. http://www.taday.ru/text/1113546.html

19. http://www.belcanto.ru/voennaya.html