«Информационное общество? Каково наше место в нем?»

Эссе

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Автор:

«Знание, только тогда знание,

«Устремите ум на радость творчества!»

Не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации. Необходимую информацию человек получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (Интернет, книги, радио, телевидение, журналы, газеты и другие источники знаково-символического характера).

Причем закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.

Что же такое информационное общество? Каков его образ?

Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллекте, эрудиции. Меняются требования, предъявляемые к человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. И основная подготовка такого информационно-культурного человека ложится на плечи школы. Вот почему изучение «Социальной информатики» в школе необходимо. Предметом изучения «Социальной информатики» как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе — на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации. «Социальная информатика» — наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

9 стр., 4149 слов

Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают ...

... социальные преобразования. Эти события затронули каждого, не взирая на его этническую принадлежность и способствовали объединению общества. Воспитание подрастающего поколения в духе национального ... горы…» — сетовала газета. Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер ( ... Первоначально материал опубликован на сайте Надо.ua Сочинение на тему: «Я — казахстанец!» Жители ...

«Социальная информатика» в школе изучается совсем мало (по программе Н.В. Макаровой на данную тему отводиться — 4 часа (при 1 часе в неделю)).

Материал для детей сложный, так как определения большие по объему и написаны сложным научным языком. Материал по данной теме рассмотрен теоретически. Очень мало литературы с практической направленностью. И все-таки эту дисциплину изучать надо, но только необходимо выработать критерии и требования изучения данной темы, разработать методическое пособие в помощь учителю.

Как сделать изучение интересным? Как изучить огромный объем материала, да к тому же за 4 учебных часа отведенных по плану? Как сделать так, что бы сухо-изложенный материал лекций превратился во что-то интересно-увлекательное?

Решение этих проблем в виде проектной деятельности учащихся. Для реализации проекта мной был разработан сайт, на котором был собран дидактический материал к урокам, лекции по различным темам «Социальной информатики».

первом уроке

  • общекультурным навыкам работы с информацией;
  • грамотно пользоваться источниками информации;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/myi-jivem-v-informatsionnom-obschestve/

  • соотносить информацию и знания;
  • оценивать информационную безопасность;
  • обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных исследований и многому другому.

Сначала была неуверенность: «мы не сумеем», «это сложно», «мы так никогда не работали». Но «глаза боятся, а руки делают». Когда выбирали темы работ, еще не совсем представляли, что должно получиться в итоге. Очень сложно было выявить проблему и выдвинуть гипотезу. Ведь гипотеза это утверждение, умозаключение, своя мысль, свое собственное мнение, видение проблемы. Наши дети привыкли думать, говорить фразами из учебников, мыслить, не выходя за рамки учебной программы. Сломать этот барьер сложно. Мы его попытались преодолеть. Нестандартный подход приводит к неожиданный результатам.

Работали ребята с большим удовольствием. Работа не была однообразной, преподносила сюрпризы. За эти два учебных часа были восторг и разочарование, упорный труд и радость прозрения. Группой, оказалось, работать продуктивнее и веселее. Обстановка подвигала к творчеству. И вот четвертый урок.

Настало время увидеть, что получилось

Очень бы хотелось передать царившую в тот момент атмосферу. Все будто бы стали на голову выше. Рассуждали, спорили, доказывали, поднимали серьезные проблемы. И вот это уже не мои девятиклассники, а люди будущего, информационного общества. Пусть они не могут сейчас решить всех проблем, но придет время — они это сделают. И мир станет лучше.

Моими учениками были выполнены следующие работы по темам:

  1. Безопасность общества при воздействии информационных средств – «Откуда идет опасность?»;
  2. Информационная гигиена – «Информационная гигиена или как сократить объем ненужных информационных калорий»;
  3. Информационная гигиена – «Много информации это хорошо или плохо?»;
  4. Сетевой этикет – «Каким должно быть общение в виртуальном мире?»;
  5. Информационная преступность – «Если Ваш компьютер подключен к Интернету — Вы потенциальная мишень виртуального преступника»;
  6. Информационная преступность – «Приколы от хакеров»;
  7. Информационная преступность — «Как не стать жертвой виртуального мошенника?»;
  8. Рынок информационных продуктов и услуг – «Так необходимый нам рынок сетевых услуг»;
  9. Информатизация общества – «Развитие информационного общества»;
  10. Информатизация общества – «Зависим ли мы от информации или она зависит от нас?»;
  11. Информационное неравенство – «Цифровой раскол».

В результате работы над проектом учащиеся приобрели:

19 стр., 9064 слов

Дипломная работа развитие творческих способностей дошкольников

... условия развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Подобрать и апробировать диагностические методики способствующие изучению творческих способностей детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников будет успешным при условии эффективного проведения системы работы, ...

  • способность выражать свою информационную потребность и умение формулировать свои информационные запросы; знание информационных ресурсов;
  • знание возможностей библиотеки как информационной системы и умения пользоваться ею;
  • способность самостоятельно вести информационный поиск;
  • способность критически оценивать и творчески использовать информацию;
  • умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями.

Научились работать с офисными программами.

Стали дружнее!

Оставили после себя сайт и работы, которые могут быть использованы на уроках информатики другими учащимися.

Проект «» стал победителем краевого конкурса «Лучший учебно-методический пакет сезона».

Мы хорошо поработали!