Объекты сатиры в рассказах М. М. Зощенко

Сочинение

Сатира в рассказах Михаила Зощенко

Михаил Зощенко, известный автор многочисленных повестей, пьес и киносценариев, был невероятно популярен среди читателей. Но настоящую славу ему принесли его маленькие юмористические рассказы, которые публиковались в различных журналах и газетах, таких как «Литературная неделя», «Известия», «Огонек», «Крокодил» и других.

Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги и каждый раз, в новых сочетаниях, заставляли читателей взглянуть на себя по-новому. Иногда они представляли собой циклы рассказов о темноте и невежестве, а иногда — о мелких приобретателях. Часто в них речь шла о тех, кто остался за бортом истории. Но всегда они воспринимались как резко сатирические рассказы.

С течением времени изменились бытовые условия нашей жизни, и даже отсутствие тех деталей быта, в которых существовали персонажи рассказов, не ослабило силы сатиры Зощенко. Раньше страшные и отвратительные детали быта воспринимались как шарж, а сегодня они приобрели черты гротеска и фантасмагории.

То же произошло и с героями рассказов Зощенко: современному читателю они могут показаться нереальными и насквозь придуманными. Однако Зощенко, с его острым чувством справедливости и ненавистью к воинствующему мещанству, всегда отражал реальное видение мира. Итак, кто же является сатирическим героем Зощенко? Каково его место в современном обществе? Кто становится объектом издевки, злобного насмешки и презрительного смеха?

Даже на примере нескольких рассказов можно определить объекты сатиры писателя. В рассказе «Тяжелые времена» главным героем является темный, невежественный человек с дикими, первобытными представлениями о свободе и правах. Когда ему не позволяют привести лошадь в магазин, чтобы примерить ей хомут, он жалуется: «Ну и времечко. Лошадь в лавку не допущают… А давеча мы с ней в пивной сидели — и хоть бы хны. Никто даже слова не сказал. Заведующий даже искренне посмеялся… Ну и времечко».

Подобный персонаж встречается и в рассказе «Точка зрения». Это Егорка, который, на вопрос о том, есть ли много сознательных женщин, заявляет, что таких «маловато вообще». Единственная сознательная женщина оказывается та, которая, по совету знахаря, принимает шесть непонятных пилюль и оказывается на грани смерти.

В рассказе «Столичная штучка» главный персонаж, Лешка Коновалов, — вор, выдающий себя за бывалого человека. На собрании в деревне его посчитали достойной кандидатурой на должность председателя: ведь он только что приехал из города («…два года в городе терся»).

6 стр., 2683 слов

Михаил Зощенко рассказ Елка: краткое содержание

... читателя судьбу одной женщины, которая была глубоко несчастлива в браке. Достоевский пытается дать анализ её действиям Николай Телешов. «Елка дедушки Митрича» ... цикл Святочных рассказов, предлагаем вам историю другой Елки, которая доказывает, что главное не игрушки на елке, а искреннее ... наконец, скомандовал: Публика! Подходи в очередь! Снимая с елки по куску хлеба и колбасы, Митрич оделил всех детей, ...

Все его принимают за этакую «столичную штучку» — никто не знает, что он там делал. Однако монолог Лешки выдает его с головой: «Говорить можно… Отчего это не говорить, когда я все знаю… Декрет знаю или какое там распоряжение и примечание. Или, например, кодекс… Все это знаю. Два года, может, терся… Бывало, сижу в камере, а к тебе бегут. Разъясни, дескать, Леша, какое это примечание и декрет».

Интересно, что не только Леша, два года отсидевший в Крестах, но и многие другие герои рассказов Зощенко пребывают в полной уверенности, что они знают абсолютно все и обо всем могут судить. Дикость, мракобесие, примитивность, какое-то воинствующее невежество — таковы их основные черты.

Однако основным объектом сатиры Зощенко стало явление, которое, с его точки зрения, представляло наибольшую опасность для общества. Это вопиющее, торжествующее мещанство. Оно предстает в творчестве Зощенко в таком неприглядном виде, что читатель ясно ощущает необходимость немедленной борьбы с этим явлением. Зощенко показывает его всесторонне: и с экономической стороны, и с точки зрения морали, и даже с позиции нехитрой мещанской философии.

Истинный герой Зощенко во всей красе предстает перед нами в рассказе «Жених». Это Егорка Басов, которого настигла большая беда: у него умерла жена. Да как не вовремя! «Время было, конечно, горячее — тут и косить, тут и носить, и хлеб собирать». Какие же слова слышит от него жена перед смертью? «Ну… спасибо, Катерина Васильевна, без ножа вы меня режете. Невовремя помирать решили. Потерпите… до осени, а осенью помирайте». Только жена умерла, Егорка отправился свататься к другой женщине. И что же, опять осечка! Выясняется, что женщина эта хромая, а значит, хозяйка неполноценная. И он везет ее обратно, но не довозит до дома, а скидывает ее имущество где-то на полпути. Главный герой рассказа — не просто задавленный нищетой и нуждой человек. Это человек с психологией откровенного негодяя. Он начисто лишен элементарных человеческих качеств и примитивен до последней степени. Черты мещанина в этом образе возведены до вселенского масштаба.

Введение

В статье будут рассмотрены различные концепции счастья, которые являются частой темой в русской литературе. В частности, будут проанализированы рассказы «Счастье» Льва Толстого, «Актер» Антона Чехова и «Богатая жизнь» Ивана Бунина.

Концепции счастья в русской литературе

Рассказ «Счастье» Льва Толстого

В рассказе «Счастье» Толстой рассказывает о главном герое Иване Фомиче Тестове, который запомнил себе счастье на всю жизнь. Он считает, что счастье — это возможность распития денег и наслаждения жизнью, которую они могут купить. Он покупал различные вещи, не в полном объеме их используя, в том числе серебряное кольцо, чтобы удовлетворить свой вкус и эстетические пристрастия, и сильно пил.

Рассказ «Актер» Антона Чехова

Рассказ «Актер» Чехова сильно отличается от рассказа Толстого, так как в нем главный герой считает, что искусство — это мошенничество. Актер, играющий в спектакле, устраивает «настоящее» ограбление и, в конце концов, украденные деньги пропадают. Это показывает, что действия главного героя, направленные на проведение спектакля, отвратительны и безуспешны, что также является концепцией счастья.

Рассказ «Богатая жизнь» Ивана Бунина

В рассказе «Богатая жизнь» Бунин изображает трудность счастья в контексте ограниченности и мелочности. Главный герой кустарь выигрывает золотой займ и приводит его домой. Его жена начинает играть в лото, что в конечном итоге приводит к ссорам и недоразумениям в семье, а сам кустарь мечтает выиграть в будущих лотереях.

Выводы

В рассмотренных выше рассказах мы видим различные концепции счастья. В рассказе Толстого мы видим, что счастье может быть краткосрочным и основано на физическом удовлетворении. В рассказе Чехова мы видим, что концепция счастья может быть связана с тем, как человек видит искусство. В рассказе Бунина мы видим, что счастье может быть трудно достижимым для мелких людей, и что их мечты могут привести к трудностям и разочарованиям.

Источник

Рассказы Зощенко как отражение мещанской действительности

Рассказы Зощенко — это произведения, оставляющие незабываемое впечатление и неизменно вызывающие интерес. В каждом из них автор с легкостью передает меткость и остроту каждой фразы, создавая ярких и запоминающихся персонажей. Среди них можно встретить невежественных болтунов-демагогов, которые самоуверенно считают себя хранителями какой-то идеологии. Также присутствуют «ценители искусства», требующие возврата денег за билет и выражающие свое мнение о произведении. Но особое внимание Зощенко уделяет «махровым» мещанам — бесконечным, неистребимым и всепобеждающим.

Сам Зощенко описывает свое творчество следующим образом: «Я пишу о мещанстве. Да, у нас нет мещанства как класса, но я по большей части делаю собирательный тип. В каждом из нас имеются те или иные черты и мещанина, и собственника, и стяжателя. Я соединяю эти характерные, часто затушеванные черты в одном герое, и тогда этот герой становится нам знакомым и где-то виденным. У пишу о мещанстве и полагаю, что этого материала хватит еще на мою жизнь».

Эти слова позволяют нам понять, что Зощенко стремится отразить мещанскую действительность, которая, хотя и не является классом, все равно присутствует в каждом из нас. Автор умело сочетает черты мещанина, собственника и стяжателя в одном герое, чтобы создать знакомого и узнаваемого читателю персонажа.

Рассказы Зощенко — это не просто литературные произведения, они являются зеркалом общества и позволяют нам взглянуть на мещанскую действительность с иронией и сарказмом. Автор умело передает нравы и привычки мещанского общества, раскрывая их весьма забавные и порой абсурдные стороны.

Именно благодаря этому особому подходу Зощенко, его рассказы остаются актуальными и интересными для читателей на протяжении десятилетий. И действительно, материала о мещанстве хватит еще на долгие годы, так как эта тема всегда будет актуальной и понятной для каждого из нас.